Таким образом, евреи не могли ждать ничего хорошего от этого правителя и не чувствовали к нему никакого расположения. Иоанн Гиркан вскоре после смерти Антиоха Сидета приступил к осуществлению своих великих замыслов. Взятие после шестимесячной осады города Медебы, в стране аммонитян можно рассматривать еще как разбойнический набег. Оправданием такого набега Гиркану, быть может, служило то обстоятельство, что зять его Птоломей, убийца его родителей и братьев, пользовался гостеприимством одного из правителей аммонитян, Котила. Вообще, отношения между иудеями и аммонитянами не были в то время дружественными. Затем Иоанн Гиркан двинулся на север и завоевал там также несколько городов. Тогда только он, по заранее обдуманному плану, приступил к покорению ближайших областей по соседству с Иудеей. С главным врагом Иудеи, филистимлянами, покончил, по-видимому, еще отец Гиркана Симон и его дядя Ионафан. Иоанн Гиркан двинулся против самаритян к северу, и к югу – против идумеев. У первых он отнял их древнюю столицу Сихем и разрушил их храм в Гаризиме. В то время как самаритяне и позднее не допускались на поклонение в храм Иерусалимский и придерживались своего особенного учения, родственный евреям народ идумеев после взятия их городов Адоры и Марезы совершенно слился с иудеями. Едва ли можно считать правильным предание, что идумеи только ввели у себя обычай обрезания, как знак союза с евреями. Гораздо вероятнее, что они уже давно следовали этому обычаю, ибо в противном случае принятие их в иудейское общество являлось бы весьма затруднительными. Филистимляне именно потому никогда и не признавались состоящими в племенном родстве с евреями, что у них не существовало обряда обрезания. С другой стороны над идумеями было совершено, однако, грубое насилие со стороны евреев, которые принудили их принять Иудейский закон и веру. О прежней религии идумеев мы знаем мало. Один раз встречается имя бога Капе – по-видимому, их племенного бога, подобно Иегове израильтян, Кемошу – моавитян и Милькому – аммонитян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учебник составлен применительно к программам гимназий и духовных училищ. Мелким шрифтом напечатаны сведения, которые большею частью не требуются этими программами. Священник М. Фивейский Предварительные сведения Палестина под властью римлян Последние из правивших в Иудее царей из дома Давидова, братья Гиркан и Аристовул Маккавеи, начали между собою сильные междоусобие, оспаривая друг у друга иудейский престол. Старший брат, Гиркан, был человек слабый и нерешительный и, может быть, совсем уступил бы власть Аристовулу, весьма деятельному и предприимчивому, если бы примирению братьев не помешал один идумейский выходец Антипатр, управлявший Идумеею (на юго-западе от Палестины). Эта Идумея была завоевана раньше евреями и находилась, следовательно, под их властью. Антипатр старался как можно больше ссорить Гиркана и Аристовула и в этой ссоре поддерживал Гиркана, надеясь со временем совсем завладеть его правами. Чтобы решить, кто прав и кому должна принадлежать власть, братья обратились к римским полководцами предложили им рассмотреть свое дело. Это и было причиною того, что Палестина, с 63 года до Рождества Христова, была подчинена римлянам. Римский полководец Помпей овладел этою страной, отнял у евреев все завоеванные ими прежде земли, а Гиркана назначил первосвященником и правителем, под именем этнарха, или народоначальника. Вместе с Гирканом возвысился и Антипатр, который старался ладить с римлянами. У римлян власть переходила из одних рук в другие. Когда она перешла к Юлию Цезарю (в 48 году до Рождества Христова), то он, в благодарность за помощь, оказанную ему евреями во время войны его в Египте, дал им много преимуществ и прав. Гиркана он утвердил в должности первосвященника, а власть над, всею Палестиною передал Антипатру, назначив его наместником Палестины. В помощь себе Аитипатр назначил правителями двоих сыновей своих, Фасаила и Ирода. Первый правил с отцом в Иерусалиме, а второй был послан управлять Галилеею. В 43 году до Рождества Христова Антипатр умер от яда, а Фасаил через несколько времени после того был выманен напавшим на Иерусалим пароянами в их лагерь, посажен в тюрьму и, чтобы спастись от пароянских жестокостей, сам разбил себе голову о стены тюрьмы. Таким образом правителем Палестины остался один Ирод, а первосвященником по-прежнему был Гиркан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchebni...

Даже с чисто нравственной точки зрения идеал Гиркана является гораздо более ценным, чем мечты фарисеев. Ибо забота о личной святости и богоугодности эгоистична, раз она не служит великим задачам общественной пользы; забота же Гиркана о своем личном явлении имела нравственную ценность потому, что только при его помощи Гиркан мог доставить своему народу возможность занять то положение, которое казалось ему достойною целью всей его жизненной работы. С другой стороны весьма понятно, что нравственное влияние фарисеев на иудейский народ еще более возросло, после того как Иоанн Гиркан отвернулся от них. Их благочестивое рвение, лишенное всякого искания внешней выгоды, вызывало удивление, тогда как в разрыве Гиркана с прежними друзьями легко видели результат эгоизма и заблуждающегося честолюбия. 5. Иуда Аристобул Иоанн Гиркан умер в 105 году до P. X., на 31-м году своего правления (136–105 до P. X.). Старший из пяти его сыновей – Иуда, носивший греческое имя Аристобула, решил доставить своему правлению больший блеск, восстановив древнеизраильский царский титул, после того как в продолжение 381 года не было ни одного иудейского царя. Правда, он сделал это, очевидно, только на греческом языке. Ибо на дошедших до нас медных монетах, чеканившихся в период его правления, имеется простая надпись на еврейском языке: „Иуда первосвященник», и „общество иудеев». По такому точно образцу чеканились монеты уже при Иоанне Гиркане 6 . Во всяком случае, принять царский титул можно было только пренебрегши партией фарисеев. Последние могли иметь относительно царской власти в израильском народе только два мнения. Или Бог признавался единственным законным царем страны и тогда ни о каком земном царе не могло быть и речи. Или же можно было вместе с пророками признавать законным царский род Давида; но тогда приходилось отвергнуть царя из колена Левитова, каким был Асмоней Аристобул. Эти воззрения, почерпнутые из священного писания, заставили, очевидно, Иуду Аристобула прилагать к своему имени царский титул только на греческом языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Селевк V, сын Дмитрия II Никатора и Клеопатры, занял место отца своего, но тотчас же был убит по приказанию своей матери. Антиох VIII Гриппос, т.е. имеющий ястребиный нос, второй сын Дмитрия II Никатора и Клеопатры, утвердился на престоле Сирийском только после 3-летней борьбы с Александром Зебиною, которого убил в 133 году (126–97=29). Птоломей VII Фискон умер, оставив правительницей и опекуншей детей своих жену свою Клеопатру. Птоломей VIII Латур, старший сын Фискона, в первый раз правит Египтом под опекою матери Клеопатры вопреки ее желанию, но по требованию народа (117–107=10 л.). Начиная с 112 г., Антиох VIII Гриппос ведет 3-летнюю войну за престол с единоутробным, по матери Клеопатре, братом своим Антиохом IX Кизинским, сыном Сидета, и принужден разделить с ним престол Сирийский. В 109 г. Гиркан завоевал Самарию, несмотря на сопротивление Антиоха IX Кизинского, и разорил ее до основания. В 107 г. Питоломей VIII Латур изгнан из Египта своею матерью Клеопатрою. Клеопатра берет себе в соправители Птоломея IX Александра I, младшего сына Фисконова и своего любимца, который царствует сперва под опекою матери, а потом один 19 лет (107–88=19 л.) В правление Гиркана образовались две религиозные секты – Фарисеев и Саддукеев. Секты эти, превратившиеся потом в политические партии, потрясали иудею. Сам Гиркан I был воспитан в духе Фарисеев, но благоприятствовал Саддукеям, за что Фарисеи возбуждали народ против него и его сыновей. Иоанн Гиркан I умер в 104 г. Аристовул I, сын и преемник Иоанна Гиркана I, царствует 1 год. Не довольствуясь титулом первосвященника, который носили Маккавеи, он принял титул царя. Крайне подозрительный Аристовул I отличался жестокостью к своему роду. Он содержал трех младших братьев в оковах, мать свою уморил голодом в темнице, а по присоединении к своему царству Итуреи, жителей которой заставил принять обрезание, он приказал своим телохранителям убить родного брата своего Антигона, кончившего войну с Итуреями, в темном проходе башни, в тот момент, когда Антигон, в великолепной одежде, шел представиться брату.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Гораздо лучшее впечатление оставляет история Симона. Если его главным стремлением было основать и укрепить наследственную власть в своей династии, то он сумел, однако, почти всецело слить эту мысль с освобождением и возвеличением своего народа. Достойный священник, мудрый и проницательный государственный деятель, отец своей страны, радеющий об экономическом и нравственном благополучии подданных, Симон достиг отчасти того идеала, который в позднейшие века носился пред умственным взором столь многих католических духовных князей. 3. Иоанн Гиркан Сын Симона Иоанн, прозванный Гирканом, получив известие о смерти своего отца и братьев, поспешил из Газары в Иерусалим. Там он встретил дружественный прием со стороны граждан, между тем как они затворили ворота города перед убийцей Симона Птоломеем. Иоанн Гиркан принял на себя первосвященническое достоинство, причем были совершены торжественные жертвоприношения, и вслед затем выступил в поход для того, чтобы отомстить убийцам своего отца. Прежде всего, он осадил горную крепость Док, где Симон был убит. Но осада эта не увенчалась успехом. Мать Иоанна Гиркана также попала в руки Птоломея, и осажденные грозили сбросить несчастную женщину со стены, если не будет снята с крепости осада. Пока Иоанн Гиркан медлил, наступил субботний год, и Птоломей воспользовался этим периодом, когда военные действия у иудеев прекращались, чтобы ускользнуть из Дока за Иордан в древний Раббат Аммон (Филадельфию), где некто Котил основал небольшое государство, давшее убежище Птоломею. Последний еще до своего бегства из Дока приказал убить мать Иоанна Гиркана. В том же субботнем году (155–4 до P. X.) Гиркану пришлось выдержать другую, гораздо более значительную борьбу. Антиох Сидет подступил с большим войском к Иерусалиму, опустошил страну, через которую прошел и запер со всех сторон доступ к городу, вокруг которого разбил лагери в семи местах. Но крепкие стены Иерусалима и мужество защитников служили достаточным оплотом против всякого нападения. Осажденным грозил уже недостаток в воде, когда вдруг наступила дождливая погода и все водоемы наполнились водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По хронологии римской: Матафий Маккавей был вождем и архиереем иудейским – 1 год. Алстедий говорит: 3 года, после чего он умер. Иуда Маккавей, сын Матафия, вождь и архиерей – 6 лет Ионафан Маккавей, брат Иуды, вождь и архиерей – 19 лет По Алстедию и Стратеману – 18 лет. Симон, брат Ионафанов и Иудин, вождь и архиерей – 7 лет По другим – 8 лет. Иоанн Гиркан, сын Симона, вождь и архиерей – 31 год По Адрихомию и Беллярмину – 26 лет. В это время среди иудеев возникли три секты: фарисейская, саддукейская и ессейская. Вторично цари в Иерусалиме: По хронологии римской: Аристовул, сын Иоанна Гиркана, был первым после плена вавилонского царем, а вместе с тем и архиереем в продолжение 1 года. Анний, он же и Александр, младший брат Аристовулов, царствовал 27 лет. Оставил после себя двух сыновей: Гиркана и Аристовула. Александра, которая еще называется «саломб», жена Анния Александра, после смерти мужа царствовала 9 лет. Гиркан после смерти матери царствовал три месяца и затем был изгнан братом Аристовулом. Аристовул, изгнав старшего брата Гиркана, царствовал 3 года. Алстедий полагает – 5 лет. Затем пришел римский воевода Помпей с воинскою силою, взял царя иудейского Аристовула с двумя его сынами Антигоном и Александром и отослал в Рим; завоевал он и Иерусалим и всю Иудею покорил римскому царю, сделав ее жителей данниками. Власть иерусалимскую он вручил старшему Аристовулову брату Гиркану. Вторично Гиркан вступил в управление находившимся под римскою властью и изнемогавшим царством иудейским и был архиереем, но уже не как царь самовластный, но как подчиненный данник, служа кесарю 22 года. По Алстедию – 23 года. Александр, младший сын Аристовула, убежав от римлян, собрал воинскую силу, изгнал из Иерусалима своего дядю Гиркана и царствовал 3 года. Вторично был схвачен римлянами и предан смерти в Антиохии. Антигон, старший сын Аристовула и брат Александра, был последним из рода Маккавеев; царствовал в Иерусалиме 4 года. По Алстедию и Функцию – 1 год Когда он был убит Иродом, окончательно прекратилась власть еврейская и приблизилось, согласно с пророчеством святого патриарха Иакова ( Быт.49,10 ), время Христова пришествия во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К этому времени начали слагаться или кристаллизоваться из различных и многочисленных течений, направлений и брожений определенные партии. Так, по свидетельству Иосифа Флавия, во дни Маккавея Ионафана (101–142 г.) „существовало среди евреев три секты“ 273 ( τρες αρσεις τν ουδαων σαν) – фарисейская, саддукейская и ессейская. Но в этом замечании, как и дальнейших описаниях сект, не дается того, что для нас особенно важно: не указывается отношение названных сект к маккавейской партии, благодаря чему можно было бы установить их связь со всеми другими течениями и направлениями. Поэтому весьма важное значение имеет рассказ И. Флавия из времени одного из Маккавеев – Иоанна Гиркана. Здесь наглядно представляется нам в живой картине, а не в отвлеченных суждениях – взаимоотношение фарисейской и саддукейской партии к маккавейскому или асмонейскому дому. „Однажды Гиркан пригласил их (фарисеев) к себе на пир и принял их весьма радушно. Когда же увидел, как они довольны, то стал говорить им, что они знают, насколько он старался быть праведным и делать только угодное Богу и им. При этом он просил их, если они заметят за ним какие бы то ни было ошибки или уклонения от пути истины, направить его обратно на этот путь и наставить. На это присутствующие громко засвидетельствовали Гиркану, что он человек праведный; он же порадовался их похвалам. Один только из гостей некто Елеазар, человек дурного нрава и придирчивый, сказал: „Если хочешь знать истину, то, желая быть справедливым, ты должен сложить с себя сан первосвященника и удовлетвориться положением правителя народа“. Когда же Гиркан спросил его о причине необходимости такого отречения от первосвященнической власти, тот ответил: „Мы слышали от стариков, что ты родился в то время, когда мать твоя находилась в плену у Антиоха Епифана. Это замечание было совершенно ложно, но на него Гиркан разгневался, а все фарисеи были глубоко возмущены этим. Между тем среди секты саддукеев, которые держатся диаметрально противоположных фарисеям взглядов, находился один очень близкий Гиркану, по имени Ионаф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

XIV 5. 4). Ставленником Помпея на престоле в Иерусалиме стал Иоанн Гиркан II (63-40). Его положение оставалось прочным, пока в Риме всю полноту власти держал в руках Помпей. После гибели Помпея в 48 г. Гиркан поддержал Юлия Цезаря в Александрийской войне, что обеспечило ему сохранение царства. Однако в 40 г. Иерусалим был временно захвачен парфянами, Иоанн Гиркан был свергнут и в Иудее начался передел власти. После неск. лет междоусобных столкновений власть в Иерусалиме перешла к Ироду Великому , к-рый, как прежние цари, поддерживал вассальные отношения с Римом. Его покровителями были Марк Антоний, а после 31 г.- Октавиан Август. Правление Ирода Великого (37-4) совпало по времени с возвышением власти имп. Августа. На фоне всеобщего мира, установившегося по завершении рим. гражданских войн в 31 г., Ирод, поддерживавший теснейшие связи с Августом, получил редкую историческую возможность вкладывать большие средства в развитие своей страны. Управляя большей частью П., Ирод в отличие от предыдущих иудейских царей должен был стать политическим лидером не только иудеев, но и др. семитских народов, греков и римлян, организовав в своих владениях сложный религ. и культурный симбиоз их с иудеями. В этой связи Ирод должен был выступать одновременно и как лидер иудейской общины (перестройка иерусалимского храма), и как политик, приветствовавший дальнейший процесс эллинизации П. Стремясь показать себя с этой стороны, он реализовал очень обширную программу городского строительства в П.: в Иерусалиме, Самарии, Стратоновой Башне (переименована в Кесарию в честь Цезаря) и др. городах. Римская эпоха (I-III вв. по Р. Х.) После смерти Ирода в 4 г. до Р. Х. начался период быстрого упадка иудейской государственности. Его царство с одобрения римлян было разделено сыновьями на 3 части. В 6 г. по Р. Х. римляне низложили царя Ирода Архелая, правителя Иудеи и большей части прежних владений Ирода Великого, и образовали пров. Иудея (см. ст. Израиль древний ). Т. о., от Иудейского царства остались лишь нек-рые поселения на периферии. В состав провинции первоначально не были введены греч. полисы Десятиградие, Галилея, Итурея и Перея. Пров. Иудея входила в состав большой пров. Сирия; ею управлял префект (позднее прокуратор), к-рый назначался из сословия рим. всадников и во всех важных вопросах должен был подчиняться легату Сирии. Митрополия провинции находилась в Кесарии Приморской (Палестинской); Иерусалим фактически потерял столичный статус. Т. о., территория П. оставалась разделена на неск. политических организмов, что отвечало интересам как римлян, так и в значительной степени жителей эллинистических полисов в П. Римляне получили возможность пресекать политическую активность иудеев, заручились поддержкой местных греков, заинтересованных в контроле над иудеями, а также, обосновавшись на побережье, поставили под свое прямое ведение морские торговые коммуникации и внешние связи П. В 6-7 гг. в новой провинции была проведена перепись населения (Лк 2. 2; 3. 23).

http://pravenc.ru/text/2578710.html

В Иерихоне был прислан к Помпею труп Митридата, приказавшего своему телохранителю умертвить себя. Всего. XX. От покорения Иудеи Римлянами до истинного года Рождества Христова (64–4=60). Год до начала Эры Дионисия Первосвященник Гиркан II, сын Ианнея, с титулом этнарха, в другой раз правит Иудеею 22 года. После покорения Помпеем, Иудея находилась в полной зависимости от римских военачальников; Гиркан II имел только тень власти, а от его имени всем распоряжался Антипатр, и любимец римлян. Александр, старший сын Аристовула II, ускользнув из Рима, пришел в Иудею и произвел в ней возмущение, но был усмирен Габинием. Потом бежал из Рима сам Аристовул II с младшим сыном Антигоном и собрал большие войска, но Габиний взял их обоих в плен и отослал обратно в Рим. В укрощении обоих бунтов Габинию помогал Антипатр. В октябре 61 г. был в Риме триумф Помпея, возвратившегося из Азии. Перед колесницею Помпея, в числе других побежденных царей, шел Аристовул II. Красс взял себе в управление Азию, Помпей – Испанию и Африку, Цезарь – Галлию, т.е. Францию. В 57 г. Птоломей XI Авлет низложен народом с престола и бежал в Ефес, а Александрией начали управлять его дочери: Клеопатра, впоследствии столь знаменитая, и Вереника. Чрез два года, Юлий Цезарь, на съезде в Лукке, подтвердил триумвират. Здесь решено было оставить Галлию за Цезарем еще на пять лет, Помпей и Красс удержали за собою прежние владения. В этом же году Габиний, с согласия Помпея, ведет из Иудеи армию в Египет и силою оружия восстанавливает на престоле Птоломея XI Авлета, который, по возвращении, тотчас же умерщвляет свою дочь Веренику. Во время похода в Египет Габиния, Александр, сын Аристовула II, в третий раз возмутил Иудеев против Гиркана II и осадил оставшихся римлян на горе Гаразине; но был усмирен Антипатром и возвратившимся из Египта Габинием 60-летний Красс, преемник Габиния, жадный к деньгам, отправился в Азию единственно для ограбления храмовых сокровищ. Проходя чрез Иудею, он взял из Иерусалимского храма золотую перекладину, весом в 30 пудов, а потом и другие сокровища храма, стоившие 10-т. талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. VI. Babuлohckuй Плен. (597–539 гг. до н. э.).   Пророки: Иеремия, Иезекииль, Даниил VII. Иудея под Властью Персов. (539–332 гг. до н. э.).   Указ Кира об освобождении евреев из плена 538 Построение второго Иерусалимского храма 537–515 Пророки Аггей, Захария, Малахия Деятельность Ездры и Неемии 458–433 Восстановление Иерусалимских стен 445–443 VIII. Иудея Под Греческим Владычеством. (332–143 гг. до н. э.).   Александр Македонский 356–323   Египет Сирия   Династия Птоломеев Династия Селевкидов Nmoлoмeй I Лаг 323–285 Селевк I305–281 Nmoлoмeй II Филадельф 285–246 Антиох III Великий 223–187 Перевод семидесяти 285 Селевк Филопатор 187–175 Nmoлoмeй III Филопатор 221–205 Антиох Епифан 175–164 Антиох Евпатор 164–162   ИУДЕЯ ПРИ МАККАВЕЯХ Маттафия 168–166 Иуда 166–160 Обновление храма 165 Симон 143–134 Иоанн Гиркан 134–104 Аристовул I 104–103 Александр Аней 103–76 Александра 76–67 Аристовул II, Гиркан II 67–63 IX. Иудея под Римским Владычеством. (Начиная с 63 г. до н. э.).   Завоевания Помпея на Ближнем Востоке Антипатор 47–43 Ирод Великий 37–4 г. до н. э. Приложение З. Археологические Подтверждения Библейских Событий. Предания о творении мира. 1. Среди многочисленных народов земного шара сохранились предания о творении Богом мира и человека, но все они искажены ложными языческими представлениями о богах и бесконечно отличаются от возвышенной монотеистической истории творения мира, изложенной в Святой Библии. Для примера приведем здесь вавилонскую поэму о сотворении мира, известную под названием «Энума элиш», которую прочитал на клинописных глиняных табличках знаменитый археолог Джордж Смит. Эти клинописные таблички были найдены на юге Месопотамии и датируются примерно 1800 годом до н. э. Содержание мифологического эпоса кратко можно изложить так.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010