Быт. 25:23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Англиканская Библия делает в примечании подстрочный перевод в форме, свойственной еврейской поэзии, т. е. в параллельных антистрофах. Вот этот перевод: Два племени в твоей утробе. Два народа разделятся из твоего чрева: Народ будет сильнее народа, Старший будет служить младшему. Сравни: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» ( Рим. 9:13 ; ссылка на Мал. 1:2–3 ). Слово «возненавидел» не есть проклятие, а отчуждение от той нравственной ответственности и той работы, которая предназначалась для избранного, или, по выражению м. Филарета, просеянного или отвеянного племени, которое, с своей стороны, было отвергнуто, как только перестало служить предначертаниям Господа, ко благу всего человечества направленным. До рождения ещё, говорит Апостол Павел ( Рим. 9:11 ), когда никто из них ещё не сделал ни доброго, ни худого, Господь избирает Иакова не по заслугам их, а по своему предведению. То, что здесь предсказывается, сбывается не вполне лично с Иаковом и Исавом, а относится к их потомству, что, впрочем, явствует и из внимательного чтения текста. «Дом Исава (говорит м. Филарет) был сильнее и многолюднее, чем дом Иакова, когда этот последний возвращался из Месопотамии, т. е. Харрана ( Быт. 32:11, 33:15 ), и потомство Исава имело старейшин и царей прежде израильтян ( Быт. 36:15–21, 40–43 ). Но потом Давид поработил едомитян, или идумеев ( 2Цар. 8:14 ; 3Цар. 11:15–16 ), Иорам и Амасия наказали отложившихся ( 4Цар. 8:16–29, 14:1–7 ). Иоанн Гиркан ещё раз покорил их своему народу и обратил их к закону Моисееву (Флавий Иосиф. Antiq. L, XIII, c. 17). Быт. 25:24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Быт. 25:25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Исав, или, как читают западные, Есау, значит «волосатый», «покрытый волосами». Это, как и оказалось впоследствии, была натура сильная, чувственная, несколько дикая, но с добрым сердцем (сравни Быт. 33:4, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1 Макк. 16:11–22; Иос. Флав. XIII, 7, 4 Народ любил правление Симона и славные подвиги его. Несмотря на то, нашелся враг, который приготовил погибель благодетелю отечества: это был родной зять Симона, некто Птолемей, поставленный от него начальствовать над равниною Иерихонскою, человек весьма богатый. Не довольствуясь своею областию, он считал себя способным править всею страною Иудейскою и надеялся достигнуть своей цели посредством истребления всего семейства Симонова и посредством подчинения всей Иудеи опять царю Сирийскому, который бы мог снадбить его войском. Симон с двумя сыновьями своими: Маттафию и Иудою обходил города своей страны. Когда он был в Иерихонской области, то зять в одном укрепленном местечке сделал для него пир и после угощения изменнически умертвил его с обоими сыновьями и с небольшою его свитою. Тотчас же посланы были гонцы в Антиохию, чтобы просить у Антиоха Сидета вспомогательного войска, и убийцы в Газары, чтобы отнять жизнь у последнего сына Симонова, Иоанна. К счастию, кто-то предупредил Иоанна о злодействах Птоломея. Посланные убийцы были схвачены и казнены. Иоанн поспешил к Иерусалиму под защиту народа, облагодетельсгвованного отцем его, и был принят в столице, тогда как перед Птоломеем заперты были ворота. 2. Правление Иоанна Гиркана Иос. Фл. Древн, кн. XIII, гл. 8–10 Иоанн, прозванный Гирканом, то есть, разорителем врагов, принявши по праву наследства и верховную власть, и звание первосвященника, прежде всего принес умилостивительную жертву Богу; потом обратился преследовать Птоломея. Убийца заперся в том же укрепленном месте близ Иерихона, где совершил свое злодеяние. Иоанн осадил замок, но не смел сделать к нему решительного приступа, потому что, при малейшем движении со стороны его, изверг-зять перед его глазами начинал мучить мать его. Иоанн снял осаду, и Птоломей, умертвивши тещу, бежал из Иуден. Между тем Антиох Сидет двинулся на Иудею и принудил Гиркана запереться в Иерусалиме. Несмотря на упорную и искусную защиту города, наконец, Гиркан должен был просить мира. Мир заключен был на таких условиях, чтоб Иудеи выдали оружие, платили дань за Иоппию и за другие, присоединенные к Иудее, города, и дали царю заложников. Антиох хотел оставить в Иерусалиме гарнизон, но Иудеи откупились от него пятью стами талантов 228 , и потому царь, разрушивши внешние укрепления Иерусалима, прекратил осаду. Вместе с этим окончились тяжкие испытания Гиркану.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Весьма тягостное, конечно, впечатление производила эта отвратительная среда на нежные и чувствительные души галилеян. Презрение иерусалимлян к галилеянам делало разделение между ними еще более глубоким. В этом великолепном храме, предмете всех их желаний, они встречали часто одни лишь оскорбления. Стих из псалма богомольцев: «Желаю быть у порога дома Божия» выражал предел их благочестивых стремлений. Но высокомерные священники подсмеивались над их наивною набожностью. Наречие Галилеян было неправильное, провинциальное; их выговор не чист; они перемешивали разные придыхания, отчего выходили двусмысленности, над которыми много смеялись. В религии их считали за невежд и за не вполне православных. Выражение «глупый галилеянин» сделалось присловьем. Полагали, и не без оснований, что иудейская кровь в них не совсем чистая, и всеми было решено, что не родить Галилее пророка. Удаленные таким образом на самые границы иудаизма и почти за пределы его, бедные галилеяне ничем не могли оправдать своих мессианских надежд, кроме одного пророчества Исаии: «Галилея языческая, народ сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в тени смертной воссиял свет». Особенно плоха была репутация родного города Иисуса. Народная пословица гласила: «может ли быть что доброе из Назарета?» Чрезмерная унылость природы в окрестностях Иерусалима должна была усиливать неудовольствие, какое испытывали Галилеяне. Долины тут безводны; почва сухая и каменистая. Когда ваш взор опускается к котловине Мертвого Моря, то вид поражает вас своею безжизненностью; с других сторон он монотонен. Только один холм Мизпа, со своими воспоминаниями глубокой старины Израиля, задерживает ваш взор. Сам город Иерусалим также не мог производить благоприятного впечатления. Он ни имел старинных памятников, ибо до асмонеев иудеи не знали никаких искусств. Иоанн Гиркан начал украшать его и Ирод Великий сделал его одним из самых великолепных городов Востока. Иродовы постройки спорили с самыми лучшими древними сооружениями по грандиозности и красоте материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Так как Гиркан, освобожденный Иродом из Парфянского плена 764 , был лишен Антигоном правоспособности занимать первосвященническое звание, то Ирод вызвал на это место нарочито ничтожного и незнатного Вавилонского священника именем Ананела, который не мог мыслить себя, иначе, как его креатурой. 765 Это было резко демонстративным нарушением Асмонейских прав, и Александра, имевшая в лице своего сына Аристовула (брата Мариаммы) законнейшего наследника этих прав, предъявила энергичнейший протест подобному самочинию, поддержанный всеми ревнителями благочестия. Отчасти уступая этому протесту и показывая вид справедливости, отчасти отнимая возможность некоторых осложнений, наметившихся в желании Антония самому видеть Аристовула, грозившего своей прекрасной, истинно-царственной наружностью, расположить Антония в свою пользу, Ирод «освободил» Ананела от возложенных было на него обязанностей 766 и возвел в сан первосвященника юного Аристовула. Таким образом, юный первосвященник занял это место по достоинству, хотя и с нарушением закона, воспрещавшего получивших однажды этот сан лишать оного. Эта уступка Ирода, с одной стороны, примирила его несколько с Асмонейской фамилией, но – с другой, вскоре же «поправилась» на новый тяжкий удар рока, отяготевшего над несчастной фамилией. Толчок к атому подала та же Александра, тяготившаяся своим положением при дворе в качестве какой-то почетной арестантки, окруженной со всех сторон надзором подозрительного Ирода, и предпринявшая хитростью убежать со своим сыном к Клеопатре в Египет. Выданные рабом беглецы пойманы были как раз вовремя, и хотя Александра осталась пока безнаказанной, за то дни Аристовула были сочтены… Овации народа, устроенные в присутствии Ирода юному первосвященнику, выступившему пред Израилем во время праздника Кущей, в ореоле истинно-первосвященнического величия и славного прошлого его предков, ускорили кровожадные намерения узурпатора, и несчастный юноша, надежда Израиля, погиб в прудах царских, утопленный игравшими с ним во время купанья наперсниками Ирода.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Сверх буйного духа самарян, непостоянство их обнаруживалось во все времена. Когда Александр Македонский даровал большие льготы иудеям в Иерусалиме, самаряне называли себя иудеями, но при перевороте счастья против иудеев они не называли себя потомками Ефраима и Манассии, а чужеземцами, сидонянами. История передала нам их письмо к Антиоху Епифану. Надпись письма была следующая: «Царю Антиоху богу от Сидонян живущих в Сихеме». Просьба их состояла в том, чтоб им дозволено было построить на их священной горе Гаризиме храм Юпитеру Геллениусу! Известны их бесчеловечные поступки при сем случае против иудеев. Гиркан, иудейский первосвященник, разрушил впоследствии это идольское капище, существовавшее с лишком 2000 лет. Упорность защиты самарян против оружия Веспасьянова доказала их мужество. Юстиниан испытал от них не меньшее сопротивление. В новейшее время отряд Бонапартовой армии под начальством Жюно, состоявший из 1500 человек, был ими почти истреблен. Абдалла и Ибрагим испытали жестокие потери при их покорении. Законоучители самарийские, которых глава должен всегда пребывать в Сихеме, производят себя от роду Аарона; поэтому Сирах назвал жреца Санаваллата Ааронитянином. Самарян упрекали, будто они поклоняются тем идолам, которые Рахиль похитила у отца своего Лавана и которые Иаков скрыл под теребинтом Сихемским 121 ; это, конечно, один из расколов учения самарийского, но не сущность. Они строго держатся обрядов Моисеева Пятикнижия в отношении обрезанья, браков, очищений и проч. В отличие от обряда иудейского, они не возжигают огня в день субботный. Их главные празднества суть Пасха, Пятидесятница и водружение Скинии Завета. Полагают, что древнейший самарийский список Моисеева Пятикнижия хранится в Сихеме. Издание самарийского текста в полиглоте Иоанна Морина едва ли согласно со списком, хранящимся в Сихеме. Хотя здешние законоучители выдают списки своего Пятикнижия для общего употребления, но в этих списках находятся, как сказывают, изменения против древнего текста. Блаженный Иероним нашел много изменений в Пятикнижии самарийском; самаряне во многих местах исказили собственные имена мест и лиц 122 . Переписка Скалигера с самарянами довольно известна.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

В этом сражении Птолемей погиб, но Александр был побежден и 5. некоторое время спустя убит после того, как процарствовал 5 лет или, как полагает большинство авторов, - 9. XXV . 1. Деметрий, добившись царства, радушно принял Ионафана, заключил с ним союз, возвратил евреям их законы. Между тем Трифон, сторонник Александра, префект Сирии царства ... намереваясь упредить его войной. Он вступил в сражение против Ионафана, но был устрашен 40 тыс. войском. 2. Когда Трифон понял, что силы его неравны, то притворно предложил мир и, приняв Ионафана в дружеское общение, пригласил его в Птолемаиду и там убил . После Ионафана высшая власть была передана его брату Симону. Тот устроил брату пышные похороны и воздвиг 7 искуснейшей работы пирамид, в которые поместил кости братьев и отца . 3. Тогда Деметрий, вновь заключив с иудеями союз, по рассмотрении ущерба, нанесенного Трифоном - ибо после убийства Ионафана города и поля его были войной разорены - навечно отменил ежегодную с них подать, хотя вплоть до этого времени они платили дань царям Сирии, кроме случаев, когда восставали с оружием в руках. 4.Это событие имело место на 2 году правления Деметрия и потому мы это отметили, что вплоть до этого года проследили череду азийских царей, дабы через них прояснить последовательность библейских деяний во времени. 5. Теперь же мы изложим порядок событий вплоть до рождения Христа через перечисление первосвященников или царей из иудеев. XXVI . 1. Итак, после Ионафана брат его Симон, как мы уже говорили, по праву возглавлял еврейских священников. Тогда же был почтен он и своим и Римским народом. 2. Начал управлять он иудеями на 2 год царствования Деметрия, и был убит 8 лет спустя , обманутый коварством Птолемея . Ему наследовал его сын Иоанн. Он, поскольку успешно воевал против гирканов , народа очень сильного, получил прозвище Гиркан. Умер он после 26 лет правления. 3. После него Аристобул, поставленный первосвященником, первым после Плена принял титул царя и возложил на голову диадему. На следующий год он был убит .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Перед смертью Симон передал власть сыну Иоанну I Гиркану (134-104), а тот в свою очередь - своему сыну Иуде Аристовулу I (104-103), к-рый, будучи первосвященником, первым из Хасмонеев провозгласил себя еще и царем. Фактически царем и первосвященником в одном лице был уже Иоанн Гиркан, о чем свидетельствует начавшийся в его время конфликт с фарисеями ( Ios. Flav. Antiq. XIII 8. 5-6), причиной к-рого был вопрос о светской и духовной власти. Последующие правители независимой Иудеи: Александр Яннай (103-76), Саломея Александра (76-67), Иуда Аристовул II (67-63) - все более сосредоточивали власть в своих руках, уподобляясь эллинистическим правителям др. гос-в. В сер. I в. до Р. Х. в Иудее началась гражданская война между сторонниками Иуды Аристовула II и Иоанна Гиркана II. Противоборствующие стороны остановило только вмешательство 3-й силы - Рима. В 63 г. до Р. Х. по просьбе обеих сторон Помпей вошел в Иерусалим, поставил Иоанна Гиркана первосвященником и упразднил должность царя. Над Гирканом был назначен «опекун» - идумеянин Антипатр, отец буд. царя Ирода Великого . Иудея снова стала зависимой, на этот раз от Рима. Общественная и религ. жизнь Иудеи хасмонейского периода отмечена серьезными противоречиями. Главная проблема заключалась в том, что, с одной стороны, Иудея после Маккавейского восстания стала независимым гос-вом и иудеи могли более не бояться гонений за веру; с другой - в ней продолжился процесс эллинизации, инициированный греками и поддержанный евр. знатью. С того момента как в 143 г. Симон с согласия священников провозгласил себя «начальником и первосвященником навек, доколе восстанет Пророк верный» (1 Макк 14. 41), Иудея оказалась втянутой в большую политику и ее лидеры, желая выступать на равных в переговорах с правителями Сирии и Египта, были вынуждены говорить с ними на языке одной культуры. В результате постепенно, начиная с Иоанна Гиркана I, правители рода Хасмонеев становились все более похожими на тех, с кем прежде боролись (некоторые исследователи разделяют эпоху Хасмонеев на «ранних» и «эллинизированных» - см.: Finkelstein.

http://pravenc.ru/text/293912.html

В битве при Эласе, при значительном численном перевесе сирийских войск, Иуда Маккавей пал в бою ( 1Мак.9:18 ). Тело его было похоронено в семейном склепе в Модеине. Смерть Иуды была началом физических (преследование мятежников со стороны победителей) и природных (голод) несчастий иудеев. Это – тоже показатель Богоизбранности Иуды, благословения, которым его отметил Бог . Чтобы прекратить эти беды, народ Израиля избирает нового главу борьбы за независимость – брата Иуды, Ионафана. Он разбивает сирийские отряды и становится союзником Александра Бала, соперника Димитрия в борьбе за Селевкидский трон. Интересно, что Димитрий пытался переманить иудеев на свою сторону в этой борьбе, обещая им, в случае повиновения, многие льготы в экономике и широкую политическую и религиозную автономию. Но ему не поверили, и иудеи остались верны союзу с Александром Балом. В дальнейшем Ионафан будет действовать, исходя из конкретной ситуации, принимая сторону то одного, то другого правителя, так, чтобы как можно сильнее укрепить автономию и благополучие Иудеи. Это насторожило ещё одного претендента на Селевкидский престол, полководца Трифона. Он хитростью заманил Ионафана к себе в лагерь, пленил ( 1Мак.12:46–48 ) и затем казнил ( 1Мак.13:23 ). От этой потери народ Израиля оправился быстрее, чем от гибели Иуды, и место Ионафана занял Симон. Возможно, причина этому была в приближающемся войске Трифона, желавшего захватить Иерусалим. Симон смог отразить нападение Трифона и в 143 г. до Р. Х. добился фактической независимости Иудеи от Селевкидской державы. Абсолютным главой Иудеи, религиозным, гражданским, военным, стал Симон. Он возобновил союз Иудеи с Римом и Спартой. Справившись с внешними врагами, Симон не смог уберечь себя от врагов внутренних: он, вместе с несколькими своими сыновьями, был убит своим зятем Птолемеем ( 1Мак. 16:15–17 ), и править в Иудее начал Иоанн Гиркан, сын Симона. При Симоне и Иоанне Гиркане держава Хасмонеев начинает превращаться в эллинистическую монархию. Свидетельство тому – в соединении в фигуре главы Израильского народа функций первосвященника, Стратига и Этнарха 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В частности, что касается Антиоха Сидета, то его война с парфянами имела обратный исход, – он не только не поразил Арфаксада-Арзака, но сам пал в битве с ним и, следовательно, не мог торжественно возвращаться со своим войском, как победитель, в столицу и устроить здесь четырёхмесячный пир, а потому ему не может быть приписано и имя Навуходоносора нашей книги. Новое противоречие с историей открывается в том предположении, что война Димитрия II против Египта простиралась будто бы на многие другие страны и что она предпринята была в видах наказания за отказ в помощи. Ничем не подтверждается и предположение Эвальда об отказе Иоанна Гиркана в помощи Антиоху, лежащее в основе рассматриваемого воззрения на книгу Иудифь. Также и внутреннее состояние Иудеи в указанное Эвальдом время нисколько не соответствует повествованию этой книги. Правление Иоанна Гиркана было одним из славнейших периодов жизни послепленных иудеев. В это время они не только не боялись Сирии, но, напротив того, сами делали нападения на это государство и на многие другие страны 120 , да и то уже указывает на несостоятельность предлагаемого Эвальдом объяснения, что Иоанн Гиркан обыкновенно лично участвовал во всех войнах, бывших во время его правления, и сам руководил ими, между тем как, по повествованию нашей книги, первосвященник стоит вдали от защитников отечества. Гипотеза Гитцига имеет для нас интерес лишь потому, что ею воспользовался Фолькмар, перенесши содержание книги со времён Адриана на последние годы царствования Траяна. Книга Иудифь, по его мнению, есть поэтический рассказ о действительной победе Иудифи или Иудеи над легатами нового Навуходоносора, Траяна, после победоносной войны его против по-видимому – непобедимых ново-мидян, или парфян. Эта книга написана в конце 117 или в начале 118 года, – не ранее, но также и не позже, – под покровом ветхозаветного языка для праздника иудейского победного дня, установленного по смерти Траяна, в 12-й день месяца адара, и в особенности для первого празднования этого дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

С другой стороны, в этом же и объяснение того факта, что Господь для проявления Своей силы может избирать самые обыкновенные предметы и посредства (чудотворные иконы, ризы, мощи, освященную, воду и т.п.), что некоторыми так настойчиво отвергается, как странное и невозможное. Когда некоторые заклинатели, в числе их семеро сыновей первосвя-щенника Скевы, стали употреблять имя Иисуса Христа, проповедуемого апостолом Павлом, для изгнания бесов, то злой дух поражает их самих. Как замечает святитель Златоуст, они веровать не хотели, а изгонять злых духов этим именем хотели и притом делали это по любостяжанию. И хотя, по слову Спасителя, кто не против Него, тот за Него ( Лк.9:49–50 ), но в этом случае Бог попустил злому духу наказать суеверных заклинателей, чтобы таким образом оградить от такого же злоупотребления Его именем, какое хотел сделать из Него или из даров Святого Духа Симон волхв ( Деян.8:10 ). Имя первосвященника Скевы совершенно неизвестно ни из Иосифа Флавия, ни из других источников, но оно могло быть прозванием какого-нибудь из известных архиереев как Маккавей, Гиркан, Каиафа и подобные. Причиною мятежа против пути Господня было неудовольствие серебряника Димитрия на уменьшение сбыта изображений Дианы вследствие уменьшения ее поклонников. Такие изображение Дианы с видом знаменитого ее храма в Ефесе носились на груди или на шее в качестве амулетов или привесок и потому их ежегодно расходилось чрезвычайное множество. Димитрий среброковач, вероятно имел фабрику для изготовления изображений Артемиды. С распространением веры христианской естественно должен уменьшиться сбыт изображений Дианы, что и послужило для Димитрия ближайшим поводом к поднятию мятежа против Павла. Путешествие апостола Павла из Эфеса в Иерусалим и прощальная беседа его с эфесскими пастырями (Деян.20:1–21:16) Мятеж Димитрия ускорил переход апостола Павла из Ефеса в Македонию, а оттуда в Элладу, но возмущения иудеев везде поставляли преграды его апостольской деятельности. Павел вздумал отправиться в Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010