В лто 6477. Рече Святославъ къ матери своей и къ боляромъ своимъ: «Не любо ми есть в Киев быти, хочю жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: отъ Грекъ злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, изъ Чехъ же, из Угорь сребро и комони, из Руси же скора и воскъ, медъ и челядь». Рече ему Волга: «Видиши мя болну сущю; камо хощеши отъ мене ити?» Б бо разболлася уже; рече же ему: «Погребъ мя, иди ямо же хочеши». По трех днехъ умре Ольга, и плакася по ней сынъ ея, и внуци ея, и людье вси плачемъ великомь, и несоша и погребоша ю на мст. И бе заповедала Ольга не творити трызны над собою, б бо имущи презвутеръ, сей похорони блаженую Ольгу… В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня?» – ибо она уже разболелась. И продолжала: «Когда похоронишь меня, – отправляй-ся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди. И понесли, и похоронили ее на открытом месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу… В лто 6478. Святославъ посади Ярополка в Киеве, а Ольга в деревхъ. В се же время придоша людье ноугородьстии, просяще князя собе: «Аще не пойдете к намъ, то налземъ князя соб». И рече к нимъ Святославъ: «А бы пошелъ кто к вамъ». И отпрся Ярополкъ и Олегъ. И рече Добрыня: «Просите Володимера». Володимеръ бо б отъ Малуши, ключниц Ользины; сестра же б Добрыня, отець же б има Малъкъ Любечанинъ, и б Добрына уй Володимеру. И рша ноугородьци Святославу: «Въдай ны Володимира». Онъ же рече имъ: «Вото вы есть». И пояша ноугородьци Володимера к соб, и иде Володимиръ съ Добрынею, уемъ своимь, Ноугороду, а Святославъ Переяславьцю.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

100. Как лодка с места трогается в путь Вперед кормой, так он оттуда снялся И, ощутив простор, направил грудь 103. Туда, где хвост дотоле извивался; Потом как угорь выпрямился он И, загребая лапами, помчался. 106. Не больше был испуган Фаэтон,  17-106 Бросая вожжи, коими задетый Небесный свод доныне опален, 109. Или Икар  17-109 , почуя воск согретый, От перьев обнажавший рамена, И слыша зов отца: " О сын мой, где ты? " — 112. Чем я, увидев, что кругом одна Пустая бездна воздуха чернеет И только зверя высится спина. 115. А он все вглубь и вглубь неспешно реет, Но это мне лишь потому вдогад, Что ветер мне в лицо и снизу веет. 118. Уже я справа слышал водопад, Грохочущий под нами, и пугливо Склонил над бездной голову и взгляд; 121. Но пуще оробел, внизу обрыва Увидев свет огней и слыша крик, И отшатнулся, ежась боязливо. 124. И только тут я в первый раз постиг Спуск и круженье, видя муку злую Со всех сторон все ближе каждый миг. 127. Как сокол, мощь утратив боевую, И птицу и вабило  17-128 тщетно ждав, — Так что сокольник скажет: " Эх, впустую! " 130. На место взлета клонится, устав, И, опоясав сто кругов сначала, Вдали от всех садится, осерчав, — 133. Так Герион осел на дно провала, Там, где крутая кверху шла скала, И, чуть с него обуза наша спала, 136. Взмыл и исчез, как с тетивы стрела. ПЕСНЬ ВОСЕМНАДЦАТАЯ Круг восьмой (Злые Щели) — Обманувшие недоверившихся — Первый ров — Сводники и обольстители — Второй ров. — Льстецы 1. Есть место в преисподней. Злые Щели, 18-1 Сплошь каменное, цвета чугуна, Как кручи, что вокруг отяготели. 4. Посереди зияет глубина Широкого и темного колодца, О коем дальше расскажу сполна. 7. А тот уступ, который остается, Кольцом меж бездной и скалой лежит, И десять впадин в нем распознается. 10. Каков у местности бывает вид, Где замок, для осады укрепленный, Снаружи стен рядами рвов обвит, 13. Таков и здесь был дол изборожденный; И как от самых крепостных ворот Ведут мосты на берег отдаленный, 16. Так от подножья каменных высот Шли гребни скал чрез рвы и перекаты, Чтоб у колодца оборвать свой ход.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

– Вот, рыба угорь. Ее тоже на стол, порезали ломтиками, вкусная оказалась. Ему же везут кто чего: кто-то в ресторане работает, кто-то в магазине. Он всё в таком виде на стол и ставит – а кому сервиз делать? Такая толпа! У кого есть тарелка, у кого нет, у кого ложка, у кого вилка». Или как шутил о. Павел: Господь велел ученикам: коль вилки нет, хватать рукам. И еду готовил руками. Кулинарным искусством отец Павел владел отменно. «Даже сам блюда придумывал, – рассказывает его духовный сын. – Я, к примеру, не очень-то люблю капусту. А он однажды сделал мне капусту тушеную – я попробовал, просто удивительно, было как мед! И все эти действия, когда он готовил – как бы растворял любовью, во всем чувствовалось его духовное благословение. Вот, например, привезли мы рыбину в Тутаев, в гости к его брату. Отец Павел стал разделывать рыбу – вы бы видели, как это было художественно: он ее аккуратно всю вычистил, обрубил топориком головку – большая такая, судак – потом ювелирно, можно сказать, отделил беленький чистенький жирочек, печёночку... Насколько это была вкусная уха! А вот здесь на фотографии отец Павел несет грибочки – видите его лицо? Он так умел вкусно это сделать – просто не наесться. И всё-то у него за столом было удивительно вкусное – даже самая простая картошечка». Еще с мологских монастырских лет любил отец Павел грибной промысел. И в лагерях его умение жить в лесу и кормиться лесными дарами спасло от голодной смерти многих людей. Грибник он был непревзойденный! «В нашей местности груздей днем с огнем не найдешь, чрезвычайно редко встречаются, – рассказывает сосед о. Павла. – А у батюшки было два или три места таких, которые знал только он. Так и не показал! Сколько раз его пытал: – Отец Павел, ну хоть скажи где! – Ну, как тебе объяснишь, – отвечает. – Идешь по дорожке по этой, по той... Сколько раз ходил – не могу найти это место, и все!» Может быть, отец Павел и не скрытничал, все честно объяснял, но ведь грузди такие грибы, которые не каждый умеет собирать. А батюшка умел и собирал, пока позволяло зрение. Радовался, как ребенок, каждой находке, и один раз даже измерил вес и параметры найденного боровика:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

— Ну вы, дядечка, как в первый день родились, — вздохнул Санька. — Вы знаете, что продукт продукту рознь не только по вкусу и названию? Они и по плотности, и по влажности — разные. К каждому продукту свой подход нужен. У каждого — свой вкус, свой запах, свои особенности. Если не хочешь клей хлебать или обугленные головешки жевать, то следует подмечать как и во что продукт превратится во время варки, и как он же поведет себя во время жаренья… какой продукт как лучше обработать, чтобы его вкус сохранить, а то и усилить, чтобы он пользу приносил, здоровьем насыщал, а не просто желудок забивал. Один и тот же овощ разный вкус имеет, в зависимости от того, паришь ты его, варишь, печешь или жаришь. И — на каком огне. И с чем смешиваешь. И какими кусками режешь…Думаете: запалили дрова, котелок с водой сверху бросили, мясо с капустой покрошили и щи готовы?!Тут столько хитростей знать надо! Поставь на одинаковый огонь три одинаковые сковороды с одинаковый продуктом, но влей туда разное масло — и удивишься насколько разными получатся блюда. И не во вкусе масла дело, а свойствах. При медленном огне одно масло подойдет… сливочное, например…а если в духовке паришь или на среднем огне, то оливковое, хлопковое или раповое. А если совсем сильный жар понадобился — крушки делать, аль запечь в масле чего — то без топленого не обойтись… ну или прокаливать масло, иначе — загубишь блюдо. Стенка у чугунка долго и равномерно жар держит — знаете, как это важно?! Вот смотрите, какой фокус: берем большой котел, наполняем водой, в него ставим малый, с овощами, закрываем крышкой, варим… Большой котел нагревается первым, передает жар котлу малому, тот передает его продукту, томит его… И вкус такой, какой вы в жизни не получите, если просто овощ в воде варить станешь! Нет, дядечка, готовить — это вам не баклуши бить, тут знаний не менее чем у ученых мужей иметь надо… Я могу вас одной репой все лето трижды в день кормить, и каждый раз ее вкус новым будет! Но для этого надо думать! Все время — думать, а не валить в одно корыто, как окрошку поросятам. Где какой вкус? С чем сойдется, а с чем — нет? Как лучше: запечь или отварить, но в особом бульоне? Тут даже время года учитывать надо. Сколько продукт пролежал? Чем в этот сезон природа порадовала? Вот вы знаете, что даже вкус рыбы от сезона зависит? Угорь вкуснее всего в августе, щука — в апреле, а налим — в январе…

http://azbyka.ru/parkhomenko/faktotum-il...

Если гости пожалуют в пост, то угощаем их постной пищей. Это не так уж и плохо: в посту тоже ведь можно жить. И монастырская пища бывает разнообразной. У нас нет поваров, еду готовят монахини. Но я ни разу не слышал, чтобы блюда, приготовленные ими, кому-нибудь не понравились. От ресторанной пищи это, конечно, сильно отличается, потому что домашнее всё — с молитовкой и любовью сделано. На нашем столе всегда много солений и овощей: помидоры и огурцы всех видов, капуста квашенная, ну и грибы — непременно!.. — Трапезу со своими гостями Вы тоже начитаете с молитвы? — Конечно, правил своих мы никогда не меняем. Кто-то из монашествующих читает: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи помилуй…» А потом обращается ко мне: «Святейший Владыко — благослови!» Я отвечаю: «Христе Божий, благослови и явства, и пития, и … ныне и присно и во веки веков. Аминь». После этого все садятся за стол и приступают к трапезе. — Мы тоже имели честь несколько раз трапезовать с Вами за одним столом и хорошо запомнили, как Вы еще в таких случаях говорите обычно смущающимся гостям: «Принцип такой: хлеб-соль на столе, руки — свои». После этого напряженность сразу спадает, все берутся за вилки, дружно тянутся к аппетитным пирожкам, которые просто тают во рту… Ваше Святейшество, Вы могли бы назвать свое любимое блюдо? —  Я же все-таки у моря родился, поэтому люблю рыбные блюда. У меня был один приход на острове Кихну в Эстонии. Там население не более семисот человек. Все мужчины — рыбаки, в основном промыслом  угря занимаются. Так вот, когда я приезжал туда, угорь предлагался во всех видах: отварной, жареный, копченый.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Схватил парень меч, бросился к Девятиголовому и отрубил ему сразу три головы. Рассвирепел Девятиголовый. Стал жечь парня огнём. А парень от огненных языков, как угорь, увёртывается, зельем огонь заливает. Долго они так бились. Наконец стал Девятиголовый ослабевать. Тут парень собрался с силами и одну за другой отсёк у него головы. Как упала последняя голова, содрогнулась гора, а потом загрохотало всё вокруг и на том месте, где была гора, появился прекрасный город. Подошла тут к парню девушка и говорит: — Коли люба я тебе — будь королём в этом городе. — Ты добрая и красивая девушка. Я тебя полюбил, как только увидел. Но кто ты? — Я дочь морского короля, — говорит девушка, — моего отца убил Девятиголовый. Королевство наше он заколдовал, а меня держал в неволе. Теперь власть Девятиголового кончилась. И мы можем сегодня же отпраздновать нашу свадьбу. — Нет, — говорит парень, — я на свадьбу должен родных позвать. Да надо, чтобы и приятели мои сплясали на нашей свадьбе! — Будь по-твоему, — согласилась девушка, — зови всех. Вот тебе мой перстень. Поверни три раза его вокруг пальца, и где захочешь — там сразу и будешь. Только смотри, не хвастайся мной, а то быть беде. Надел парень перстень невесты на палец, повернул его три раза — и он уже дома. То-то рады были отец с матерью! Они уже не чаяли сына живым увидеть, а он вдруг сильный, большой да ладный, как с неба свалился! Рассказал он тут всё, что с ним приключилось, позвал отца с матерью на свадьбу и пошёл родных да приятелей звать. Идти ему мимо барского двора. А барин по двору прогуливался. Увидал парня, давай его расспрашивать — делать-то ему нечего. — Где же это ты пропадал? Давно тебя не видел. — За морем счастья искал, — отвечает парень и уйти хочет. — Ну и нашёл счастье? — продолжает расспрашивать барин. — Нашёл. Иду звать родню да приятелей на свадьбу. — Ну, а кто же невеста твоя? — Девушка добрая. — А хороша она собой? — Не знаю, барин, как и сказать. — Может, так красива, как моя старшая дочь? — Да нет, барин.

http://azbyka.ru/fiction/golubaya-pticza...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010