Текст публикуется по рукописи: ГИМ, собр. Е. В. Барсова , 470, л. 26–27 об. О диаконове поминке и о кутии Тема шуточного стиха – проделки младшего клира во время богослужения («крылошанин» и пономарь украли кутью, предназначенную для поминовения). Это острая бытовая зарисовка, характерная для литературы XVII в. (первая публикация Демковой Н. С. в ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. XXI. С. 94–95). Автором стиха, рассчитанного на смеховой эффект, был, по-видимому, кто-то из этой же среды низших церковнослужителей, возможно певчих (в заглавии помечено: «Выписка из крыласких книг», то есть книг, использовавшихся на клиросе). Стих датируется приблизительно второй половиной XVII в., известен в нескольких списках XVII–XVIII вв. Публикуется по рукописи конца XVII в. – РНБ, Соловецкое собр., 1 113/1222, л. 3 об.–4. Послание о хмеле В древнерусской литературе немало назидательных сочинений, обличающих пьянство. «Послание к некоему иноку о Хмеле», одно из самых поздних сочинений такого рода, широко использует тексты, написанные ранее. Был ли его автором Матфей, чье имя фигурирует во вступле- нии к «Посланию», с уверенностью сказать нельзя, так как в тексте вступления это имя чередуется с «имярек», но несомненно пишущий был человеком начитанным: в качестве источников он использует и «Слово о Хмеле» (БЛДР. Т. 7. С. 488–491:579), и повесть о происхождении винокурения, и некоторые слова и поучения против пьянства. При этом он умело перерабатывает знакомый ему материал, добиваясь целостности произведения. В решении нравственных проблем автор придерживается традиционной христианской доктрины, согласно которой человек свободен в своем выборе пути – выборе добра или зла, порока или добродетели – и несет сам ответственность за свой выбор. Традиционным является и обращение безымянного героя притчи, включенной в «Послание», от греха к спасению: оно происходит благодаря вмешательству свыше. В связи с этим и Хмель, грозный искуситель человека, неотвратимый и необоримый в «Слове о Хмеле», где он был персонификацией судьбы, злой доли, под пером автора «Послания» приобретает сходство с бесом, которого можно победить молитвой и постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Авраамию Смоленскому . Наиболее ранний список тропаря и кондака вне службы (РГБ. Егор. 1491. Л. 610-610 об.) датируется кон. XVII в. Как зафиксировало «Чудо о книгчии Гаврииле», в мон-ре существовала традиция чтения прихожанами тропаря и кондака над гробом П., поэтому на раке лежала дощечка с текстами. Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Прп. Паисий Галичский. Икона. Нач. XX в., поновление нач. XXI в. (Паисиев Галичский мон-рь) Концом XVII в. датируется и монастырская рукопись РГБ. Тихонр. 57, содержащая ранние списки Жития П. и службы ему. Это полная служба, с малой вечерней и всенощным бдением, что указывает на почитание П. в его мон-ре как великого святого. Судя по выявленным источникам, создание службы нельзя датировать временем ранее XVII в., ее возникновение следует отнести скорее к последней четверти этого столетия. Первоначально в службу входили 2 канона с азбучным и текстовым акростихами. Позднее ее текст был приспособлен для приходского богослужения, утратив один канон и часть, читаемую на малой вечерне, как отражено в списке РГБ. Тихонр. 289, нач. XIX в. Всего на наст. время известны 4 списка службы кон. XVII - кон. XIX в. ( Авдеев. 2009. С. 39-40; Семячко. 2019. Примеч. 47). Житие П. следует датировать также посл. четв. XVII в., хотя служба и Житие написаны разными авторами. Житие вероятнее всего было создано вскоре после службы, но зависит от нее в значительно меньшей степени нежели от «Повести об Овиновской иконе Богоматери», от к-рой оно унаследовало событийную канву. В наст. время Житие П. известно в 8 списках кон. XVII - кон. XIX в. ( Авдеев. 2009. С. 64-40; Семячко. 2019. Примеч. 4), передающих одну редакцию текста. Почитание П. в Новое время нашло отражение в создании акафиста, к-рый известен в 3 списках, наиболее ранний из них датируется нач. XIX в., и одной публикации по неизвестному списку ( Авдеев. 2009. С. 51-52). Мощи П. покоятся под спудом в галичском Успенском мон-ре. В «Деле о мощах несвидетельствованных», к-рое было сформировано из рапортов, присланных из епархий во исполнение указа имп.

http://pravenc.ru/text/2578645.html

Большинство возражений относительно авторства апостола Иуды связано с проблемой датировки (см. время и обстоятельства написания). Некоторые толкователи указывали на то, что греческий язык Послания значительно превосходит возможности человека, который вырос и получил образование в Галилее. Но об Иуде известно слишком мало, чтобы делать какие – либо выводы о том, в какой степени он владел письменным греческим языком. Итак, нет практически никаких оснований сомневаться, что автором послания был Иуда, брат Господень. Несмотря на краткость, Послание Иуды в древней церкви имело весьма широкое хождение в силу своего очевидного вероучительного достоинства. Сомнения в каноническом достоинстве послания возникали прежде всего из-за того, что в нем цитируются апокрифические произведения (ст. 9, 14, 15 и ком.). Кроме возможных ссылок на Послание Иуды в писаниях так называемых «мужей апостольских» (напр., у Климента Римского в «Пастыре Ермы» и «Послании Варнавы», которые датируется ранее 1500 г. по Р. Х.), Послание Иуды упоминается в каноне Муратори (ок. 200 г.) и принималось за подлинное Климентом Александрийским (примерно 150 – 215 гг.), Тертуллианом (примерно 160 – 225 гг.), Оригеном (примерно 185 – 253 гг.) и Афанасием Александрийским (примерно 296 – 373 гг.). Время и обстоятельства написания Единственным основанием для датировки послания являются вероятные годы жизни Иуды и упоминание о ересях, с которыми он боролся. Если он был младшим братом Иакова и Иосии (см. Мф 13:55 ; Мк. 6:3 ), то нет поводов сомневаться, что он вполне мог дожить до последней четверти в. Согласившись с большинством исследователей в том, что послание Иуды использовалось при написании Второго послания Петра, можно сделать вывод, что оно было написано до 65 – 67 гг. от Р. Х. Некоторые исследователи склонны относить послание ко I в., исходя из того, что автор полемизирует с учением гностицизма. Но хотя те лжеучения, с которыми спорит Иуда, вполне могли содержать в себе зародышпи гностицизма, их нельзя отождествить с полностью развившимися гностическими ересями, появившимися во II в.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К югу от Архиерейского двора расположен самый древний монастырь Переяславля — Спасский, первое упоминание, о котором относится к середине XV в. На территории монастыря сохранились церковь Богоявления (сер. XVII в.), имеющая необычный асимметричный силуэт и изящное пятиглавые, и Преображенский собор (1702 г.), украшенный замечательными полихромными изразцами. Сейчас оба здания заняты архивными учреждениями, но статус монастыря восстановлен. Еще одна монастырская постройка — братский корпус, (советское название — Гостиница знати). Корпус датируется XVII-XIX вв. В 1904 г. в центральной части корпуса была устроена Богословская церковь. С 1995 г. в здании располагается духовное училище Рязанской епархии (с 2003 имеет статус Духовной Семинарии). Сохранившиеся ворота, башни, ограда монастыря и встроенные в нее хозяйственные постройки были сооружены в XVII-XVIII вв. и частично воспроизведены в конце ХХв. Ранее на территории монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930-1940 гг. оно было варварски уничтожено, за исключением двух захоронений — писательницы и художницы С.Д. Хвощинской (1828-1865) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И.П. Пожалостина (1837-1909). В 1959 г. туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX в. Я.П. Полонского (1819-1898). Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города — приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты. Там же в 1663-1699 г. был сооружен новый Успенский собор — гениальное творение Я. Бухвостова. Собор грандиозен по своей архитектуре, с его возведением в стране завершилась эпоха древнерусского зодчества. Ему присвоен статус памятника федерального значения. Это была одна из самых высоких построек своего времени. Помимо впечатляющего объема, главными художественными достоинствами собора являются белокаменные резные украшения фасадов и великолепная резьба иконостаса, украшающая внутреннее убранство храма. Собор считался летним кафедральным. Грандиозный иконостас сохранился и поныне, но из-за нерадивого отношения администрации музея практически полностью испорчен плесенью и грибком. В последние годы Успенский собор находится в совместном использовании музея-заповедника и Рязанской епархии, в нем возобновлены летние праздничные богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/235871.htm...

В заголовке книги заданы хронологические рамки пророческого служения Иеремии: «Слова Иеремии... которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце» (Иер 1. 1-3); это означает, что Иеремия мог произносить свои речи и проповеди в период с 629 по 586 г. до Р. Х. Однако, согласно главам 40-44, деятельность пророка продолжалась и после «переселения Иерусалима» в Вавилон, т. е. при правлении Годолии и нек-рое время после его убийства. Годолия правил, предположительно, от неск. месяцев до неск. лет, но, вероятно, это было не позднее 582 г. до Р. Х., когда, по-видимому, был осуществлен заключительный поход Навуходоносора в Сирию и Палестину. Последнее по времени событие, о к-ром сообщает И. п. к.,- оказание милости Иехонии Евилмеродахом - датируется 561 г. до Р. Х. Большинство речей Иеремии (главы 2-20, 22, 30-31, 33) не датированы. Речи с указанием времени относятся к периоду правления Иоакима либо Седекии и к более позднему периоду. С этим связаны высказываемые в исследованиях сомнения в том, что Иеремия начал пророческое служение ок. 627 г. Как правило, предлагается дата не ранее 609 г. Так, Кэрролл полагает, что самые ранние пророчества Иеремии в главах 2-6 относятся не к 627-609 гг., а к периоду после 609 г., т. е. связаны с нововавилонской угрозой. Бленкинсопп так же, как и мн. другие, указывает на невозможность датировать речи пророка периодом царствования Иосии ( Blenkinsopp. 1983. P. 160-161). Так, в речах Иеремии и повествованиях о нем не упомянуты события, связанные с реформой царя Иосии (4 Цар 23. 1-25), которые начались в 18-й год его правления (ок. 622 г. до Р. Х.). Одна из возможных, по его мнению, причин датировки начала деятельности Иеремии 627 г.- стремление привести срок его деятельности к круглой цифре 40, значимой для библейской традиции ( Blenkinsopp. 1983. P. 162).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. Прор. Даниил. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. Сер. XVI в. В оде 6 стихов; 1-я часть каждого стиха благословляет Бога, а 2-я представляет собой почти постоянный рефрен. Для датировки оды привлекают обычно стих 53: «Благословен Ты в храме святой славы Твоей», однако непонятно, идет ли речь о храме в Иерусалиме, или имеется в виду «небесный храм». Можно предположить также, что моделью для оды и для псалма стала Молитва Товии (Тов 8. 5); в этом случае Песнь трех отроков датируется не ранее чем рубежом III и II вв. до Р. Х. Псалом по структуре напоминает Пс 135, где 1-я часть каждого стиха также является призывом к восхвалению Бога, а 2-я представляет собой постоянный рефрен. По тому, как все части творения Божия вовлекаются в это восхваление, можно предположить влияние Пс 148. Большинство исследователей считают, что псалом, как и ода, был написан во II в. до Р. Х. в Палестине ( Moore. 1977). II. «Сусанна». В этом добавлении рассказывается о «красивой и богобоязненной» (Дан 13. 2) иудейке по имени Сусанна, к-рая, отвергнув домогательства 2 старейшин, была обвинена ими в прелюбодеянии и спасена от неминуемой смерти лишь благодаря вмешательству Д. Повествование начинается с рассказа о том, как в доме некоего именитого вавилонского иудея Иоакима двое старейшин-судей были «уязвлены похотью» (Дан 13. 10) к Сусанне, жене Иоакима. Старейшины подкараулили женщину, когда она пошла мыться в сад; после того как служанки Сусанны вышли из сада, они стали принуждать ее к прелюбодеянию, угрожая в противном случае публично оклеветать ее и предать суду. Сусанна отвечала: «Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (Дан 13. 23). На следующий день старейшины устроили суд над Сусанной; они свидетельствовали, что в саду «пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею» (Дан 13. 37). Иудейское собрание поверило им «как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть» (Дан 13. 41). После этого «возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниил» (Дан 13. 45), к-рый убедил народ возвратиться для повторного рассмотрения дела. Для изобличения старейшин-лжесвидетелей Д. допросил их по отдельности; поскольку ответы оказались разными, собрание оправдало Сусанну, а старейшин народ умертвил. В конце говорится, что «Даниил стал велик перед народом с того дня и потом» (Дан 13. 64).

http://pravenc.ru/text/171183.html

Теперь обратим внимание на порядок перечисления городов в " Таблице народов " . Первой там стоит не Калах, а Ниневия. Это означает, что именно она была столицей Ассирии в период составления " Книги бытия " , которая датируется, в таком случае, не ранее чем VII веком до н.э. Это никак не согласуется с иудейской традицией, возводящей " Книгу бытия " ко времени правления царя Соломона, т.е. X веку. Главным городом Ассирии в это время был Ашшур, служивший столицей с XIV века, то есть еще до Калаха. Между тем, по замечанию К. Грэйсона, город Ашшур в Библии не упоминается вообще. Гай и Беер-Шеба " И явился Яхве Аврааму и сказал: " Твоему потомству я отдам эту страну " . И он построил там жертвенник для Яхве, который явился ему там. И двинулся он оттуда к горе восточнее Бет-Эля и раскинул свой шатер. — Бет-Эль с запада и Гай с востока, — и построил там жертвенник, и призвал по имени Яхве " (Бытие 12:8) Город Гай , современный эт-Телль, рядом с которым Авраам поставил алтарь, был полностью раскопан археологами. Исследовавший его Дж. Каллэвэй отмечает, что город был заселен примерно от 3200 по 2400 годы до н.э. Затем он был полностью разрушен и покинут. Восстановлен он был примерно 1200 г. до н.э. Материалов времени Авраама не найдено. " И он (Исаак) поднялся оттуда в Беер-Шеву. И явился к нему Яхве той ночью и сказал: " Я — Бог Авраама, отца твоего. Не бойся, ибо с тобою Я, и Я благословлю тебя и умножу твое потомство ради Авраама, раба Моего " . И построил он там жертвенник, и назвал его именем Яхве, и поставил там свой шатер, и вырыли там рабы Исаака колодец… И было в тот день, и пришли рабы Исаака и сообщили ему о колодце, который они выкопали, и сказали ему: " Мы нашли воду " . И он назвал его: Шива, потому до сего дня имя города Беер-Шева " (Бытие 26:23-25; 32-34); " И упрекал Авраам Авимелеха из-за колодца с водой, который отобрали рабы Авимелеха. И сказал Авимелех: " я не знаю, кто сделал это, и ты тоже не рассказывал мне, и я тоже не слышал до сего дня " . И взял Авраам барана и быка и дал Авимелеху, и они вдвоем заключили договор. И поставил Авраам семерых ягнят отдельно. И сказал Авимелех Аврааму: " что это за семеро этих ягнят, которых ты поставил отдельно? " . И он сказал: " Ибо семерых ягнят ты возьмешь из моих рук, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодец " . Поэтому называется это место Беэр-Шева, ибо там они поклялись оба. И они заключили союз в Беэр-Шеве, и встал Авимелех и Пихол, начальник его войска, и они вернулись в страну филистимлян. И он посадил тамариск в Беэр-Шеве и назвал там именем Яхве, Бога вечного. И жил Авраам в стране филистимлян долгие дни " (Бытие 21: 25-34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

л. 358–373 об. – Пробная лекция о чине воцерковления 234 ; л. 374–389 – «2 пробная лекция, прочитанная 3 ноября», помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 235 ; л. 390–425 об. – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви, помеченная в начале: «Тетр[адь] 1» (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 236 ; л. 426–446 – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви (без начала), помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 237 Из обзора содержания видно, что в деле сосредоточены разные лекции, принадлежащие как А.А. Дмитриевскому , так и, в записи слушателей, его учителю Н.Ф. Красносельцеву . преобладают лекции А.А. Дмитриевского по истории богослужения в Русской Церкви. 2) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 197. «Наука о православном богослужении». Лекции. После 1885 г. автограф. неполный текст. л. 1–6 об. – «Понятие о христианском богослужении». Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 238 ; л. 7–9 – Лекция о предмете литургики (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 239 ; л. 10–31 об. – Лекция об историческом развитии чина литургии (без окончания) (д. 197, л. 55–55 об., 56–56 об.). Бумага со штемпелем датируется 1912 г. или ранее 240 ; л. 32–35 – Лекция о византийской архитектуре (без начала и окончания). Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 241 ; л. 36–54 об. – Лекция по общей литургике (без конца). Бумага со штемпелем датируется 1895–1902 гг. 242 ; л. 57–59 об. – Прощальная лекция в казда. Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 243 ; Из обзора содержания дела видно, что к нашему материалу относится только один фрагмент, расположенный на л. 57–59 об.; написание остальных лекций относится к более позднему времени. 3) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 135 . Заметки (5) о богослужебных книгах: Триоди Постной и Цветной, Типиконе, Требнике, Служебнике и др. л. 1–11 – Лекция о Триоди Постной и Цветной, помеченная в конце: «Казань. 22 февраля. Вторник. 20 м[инут] одиннадцатого. 1883 г.». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 244 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

л. 12–16 об. – Лекция о типиконе. бумага со штемпелем датируется 1876 г. 245 ; л. 17–25 – Лекция о требнике. бумага со штемпелем датируется 1876 г. 246 ; л. 26–46 об. – Лекция о служебнике. бумага со штемпелем датируется 1876 г. 247 ; л. 48–67 об. – Лекция о богослужении в русской Церкви. Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 248 4) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 152 . о церковном уставе или типике. статья. автограф. неполный текст. л. 1–24 об. – О церковном Уставе или Типике. Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 249 ; л. 25–27 – Фрагмент неизвестной лекции. Бумага со штемпелем датируется 1912 г. или ранее 250 . 5) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 154. Студийский устав. Статья. Черновой автограф. 8 л. л. 1–4 – Студийский типик; штемпель не читается; л. 5–8 – То же с незначительными изменениями; штемпель не читается; Нам не удалось определить датировку бумаги, на которой написаны эти лекции, поэтому этот материал мы публикуем в приложении к разделу «История богослужебных книг». Лекционный курс по истории богослужения в Русской Церкви в первый год преподавания (1882–1883): структура и содержание Производя распределение материала в этом разделе, нам необходимо обратить особенное внимание на карандашные пометки типа «Тетр[адь] 1», «Тетр[адь] 2» и т. д., так как, судя по почерку, они сделаны самим А.А. Дмитриевским и, следовательно, могут оказать нам существенную помощь в правильном расположении материала. 3 ноября 1882 г. Дмитриевский прочел вторую пробную лекцию о генетическом методе и периодизации истории богослужения в Русской Церкви (д. 196, л. 374–389). Позже она была помечена как «Тетр[адь] 2». Отдельно следует сказать о пробной лекции, посвященной чину воцерковления (д. 196, л. 358–373 об.). Она имеет черновой характер. Перед началом ее имеется заметка: «Эта лекция должна была быть прочитана 28 октября, но по обстоятельствам, от меня не зависящим, этого не случилось. Эта лекция предназначалась мною вместо первой пробной лекции по собственному выбору» 251 . Эту лекцию мы публикуем в приложении к курсу лекций, прочитанных в 1882/1883 уч. г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Что ж, все познаётся в сравнении. Читатель газет, услышавший, что древнейшая рукопись Евангелия датируется не то VI, не то IV веком, быстро скользит к сомнениям. Он просто не знает, что у книг Нового Завета поразительно благополучная судьба – если сравнить её с судьбами других книг, порождённых в античности. В истории этих книг есть одна особенность, которая понуждает других историков завидовать богословам. Ведь любой историк желает брать в руки вещи максимально подлинные, древние, аутентичные. А у человека, который занимается исследованием Платона или Гомера, такой возможности нет, поскольку все рукописи античных авторов, с которыми работают современные исследователи, на самом деле написаны не ранее IX-XI вв. по Р. Х. Самые древние списки произведений античной литературы отстоят по времени создания оригинала на многие столетия: списки Вергилия – на 400 лет, Горация – на 700 лет, Платона – на 1300 лет, Софокла – на 1400 лет, Эсхила – на 1500 лет. Творения Еврипида, жившего в V веке до нашей эры, известны нам благодаря четырём рукописям XII-XIII веков , и, значит, в этом случае дистанция превышает 1600 лет. «Анналы» Тацита сохранились в составе одной рукописи (её называют Медицейская I), которая датируется IX веком и содержит лишь первые шесть книг, в то время как последующие десять известны лишь по ещё более поздней рукописи (Медицейская II) XI столетия . Древнейший полный список «Илиады» относится к началу 10 века; серединой того же столетия датируется древнейший список «Одиссеи». Вынимаю наугад из своей библиотеки несколько научных изданий античной классики, – и оказывается, что многовековая пропасть, отделяющая время написания от времени создания доступных нам копий, весьма привычна для учёных: «Рукописи Аристофана, сохранившиеся до нас – Равеннская (XI в.) и Венецианская (XII в.), к которым присоединяются ещё три кодекса XIV в.» . «Текст истории „Фукидида“ дошёл до нас в рукописях византийского времени (древнейшая флорентийская рукопись относится к Х в.н.н., остальные – к XI-XII вв.)» . «Текст „Киропедии“ сохранился в ряде средневековых рукописей», старейшей из которых оказывается Codex Escorialensis T III 14, датируемый XII веком . А ведь речь идёт об авторах V века до Рождества Христова…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010