Шли годы, малыш рос здоровым и некапризным. Много времени с ним проводили матушка и сестры. Ребенок незаметно и органично вошел в круг интересов и образ жизни семьи. Особенно заметна была для окружающих проявлявшаяся у него любовь к храму. В четыре года маленький Григорий (конечно, по мере своих детских силенок) уже помогал отцу Александру. Позже отец Григорий вспоминал о том, как его спрашивали: «А какие у тебя были игрушки?» — Да мне и не очень хотелось играть… Вот помню лошадку на палочке. Я хотел доскакать к Руслану и Людмиле, и еще в Киевскую Лавру, и в Дивеево… В пять лет Григорий много уже знал о Господе Иисусе Христе и Его святых угодниках, знал молитвы и с удовольствием учился читать русские и славянские тексты. Отца Александра вскоре перевели в Екатеринбург, где он служил в большом соборе, стоявшем на месте нынешнего Дворца культуры Визовского завода. Семья переехала вместе с ним. Хорошо, что девочки стали уже совсем большими. Они оказались хорошими помощницами матушке, которая старалась не показывать свою слабость и тающее здоровье. Вот и Нина уже невеста, и Маруся так повзрослела. «Дай им, Господи, счастливой жизни!» Алеша вытянулся и стал похож на отца, а Гриша… Это какой-то странный ребенок! Ни детских капризов, ни особых шалостей. Все больше бывал с папой в храме, и как-то незаметно выяснилось, что он уже умеет читать по-церковнославянски и образцово знает порядок службы. Все окружающие, и соседи особенно, полюбили этого не по возрасту серьезного синеглазого мальчонку. Первое горе, поразившее сердце Гриши — смерть соседа дяди Семена, который очень любил общаться с мальчиком: всегда что-то рассказывал, вырезал ему из дерева забавных медвежат и зайчиков. Тетя Катя, его жена, старалась угостить Гришу чем-нибудь вкусным. Теперь тетю Катю узнать было невозможно: все плачет и плачет. Часто ходит на Ивановское кладбище, где похоронили дядю Семена; почти ни с кем не разговаривает и, исчезая на весь день, совсем редко бывает дома. Отца Александра беспокоило и то, что Катерина, буквально все забыв, не бывает даже в церкви, а все сидит или лежит на могиле мужа.

http://azbyka.ru/fiction/pechal-vasha-v-...

  Следовало хорошенько отдохнуть, ведь на следующий день нам предстояло преодолеть долгую и трудную дорогу по маршруту от Лавры св. Афанасия (практически от берега моря) до вершины Святой горы Афон. Перепад высот более 2000 м, и сама дорога нам предстояла примерно в 22 км. Отметим, что в основном это горная, каменистая, достаточно крутая тропа, т. е. всю дорогу нам нужно было подниматься вверх. Вершина, которую было хорошо видно из окон нашего скита, была так высоко, что облака проплывали где-то на полкилометра ниже. Когда я представил, что завтра нам предстоит, душевное благодушие сменилось легким напряжением и внутренней тревогой за удачный исход нашего восхождения. Солнечное утро следующего дня, спокойный сон, бодрость и деловая активность моих товарищей укрепили мой дух и веру, после коротких сборов и легкого завтрака, мы, помолившись, отправились в путь. На машине вдоль моря мимо Иверского монастыря мы доехали в район Лавры св. Афанасия (дорога заняла около 2-х часов) и, оставив машину в укромном месте, где-то около 10 часов утра начали восхождение. Впереди шел о. Серафим, опираясь на две лыжные палки (что значит опыт), далее шел Антон, за ним я, и в арьергарде Олег. Он будучи полным вегетарианцем, постоянно срывал разнообразные плоды и ягоды, дополняя свой рацион, и из-за этого немного отставал.   Пока дорога была не очень крутая, я читал вслух лекцию из предмета «Сравнительное богословие» о ереси монофизитства, о папизме и о соборности православия. Затем тропа стала круче, книжечку пришлось убрать, разговоры стали редкими, они заменились внутренней молитвой. Чем выше мы карабкались, тем горячее и чаще становилась молитва и мое обращение за помощью к Господу, Богородице, Николаю Чудотворцу и Всем Святым… Отметим, что трудная дорога не затмила собой окружающую нас прекрасную природу и чудесные виды на морское подножие горы, обрывистые ущелья, горные прозрачные ручейки (из которых мы пополняли наши питьевые запасы). Днем мы остановились на отдых в скиту св. Петра Афонского, в котором проживает монах по имени Исаак, родом из Грузии. Тернистый путь к вершинеОн милостиво пригласил нас отдохнуть, показал нам небольшой старинный храм, и угостил вкусным травяным чаем. Этот удивительный чай расположил нас к дружеской и душевной беседе, мы незаметно провели около двух часов в келье о. Исаака.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2000

Никто же не скажет, что, убрав классическую литературу из школьной программы, можно сделать ее более популярной и привить к ней массовую любовь. Скорее, все будет наоборот: о ней просто забудут совсем и навсегда. – Кстати, а будут ли предъявляться какие-то требования к религиозным взглядам учителей? – Никаких. Школа остается светской и государственной. Поэтому в школе, как и в любом ином госучреждении, к сотруднику не могут предъявляться никакие религиозные требования. Нормы чисто профессиональные. Но среди неписаных профессиональных норм в мире гуманитариев есть и такая: не берись читать курс лекций о том, чего не любишь. Бердяев однажды сказал, что все русские интеллигенты делятся на три группы: те, кто любят Достоевского; те, кто любят Толстого, и те, кто никого не любят. Если ты относишься к первой группе – зачем писать диплом по Толстому? При выборе темы работы научный руководитель прежде всего спрашивает соискателя: " А тебе самому-то что интересно? " Так что при подборе преподавателей ОПК можно ожидать от педагога доброжелательного и вдумчивого отношения к миру Православия. Требовать же согласия с ним нельзя. Знаю, что не все тут со мной согласятся. У нас в Церкви есть люди, которые считают, что только глубоко церковный человек может вести эти уроки. Я же уверен, что декларация такой позиции ошибочна и с правовой точки зрения, и с точки зрения интересов самой Церкви, потому что Церковь не должна рассматривать этот проект как свою собственность. Думаю, от появления новой дисциплины не столько школа получит импульс " клерикализации " , сколько церковной интеллигенции придется научиться говорить о своей святыне на отстраненном языке, как бы отчуждая ее от себя. Адекватная политкорректность – Давайте тогда перейдем к самому главному. Вы уже говорили, что мечтаете сделать учебник как можно более " вкусным " . Не могли бы Вы рассказать подробнее: как Вы планируете построить курс, рассказав о религии, но сохранив " светскость " предмета? – Описание и объяснение обряда может быть темой урока. Например, можно рассказать, какую молитву читала Герда, входя во дворец Снежной Можно объяснить, почему Герда читала эту молитву, в чем ее смысл и что эта молитва означает для христиан. Можно сказать, что христиане каждый день начинают с этой молитвы. Но нельзя призвать: " Итак, дети, вы тоже должны перед уроком прочитать " Отче наш! " "

http://religare.ru/2_67828.html

Вот для этого собственно и нужна в епархии должность благочинного по монастырям, чтобы иметь возможность разбирать каждую ситуацию. Но при этом, повторю, надо понимать проблемы, которые встают перед монашествующими, надо самому жить монастырской жизнью. Для улучшения качества своей работы мы очень ждем проект Положения о монастырях и монашествующих, который готовит профильная комиссия Межсоборного присутствия. Понимаете, мы должны на что-то опираться при решении целого ряда вопросов. Нам необходим документ, который лучше дорабатывать по ходу дела, чем вообще не иметь. Здесь, на мой взгляд, как в случае с приготовлением еды: если суп получился не очень вкусным, это не значит, что мы не будем есть две недели, пока, наконец, не научимся готовить. От патриархального уклада к укладу церковному — Расскажите, как началось Ваше монашество? С какого возраста Вы в Церкви? — Мои родители не были церковными людьми, но о бабушке с дедушкой я могу сказать, что это была традиционная русская патриархальная семья. Я приезжал к ним в деревню летом и на выходные. В детстве меня никто не учил молиться, но в хате висела икона. С самого детства я знал, что необходимо поминать усопших родителей. В субботу бабушка всегда пекла «родительские» блины, и это так прочно укоренилась в моем сознании, что и сегодня мне кажется дикостью, когда люди не идут на Родительскую субботу в храм и на кладбище. В своих проповедях я всегда говорю, что как только мы прекратим молиться за усопших родственников, мы станем страной проклятых. В воскресенье бабушка никогда не работала в огороде. Кормила скотину, конечно, поскольку это было необходимо, вечером могла замочить белье, так как в субботу топили баню, но стирала всегда в понедельник. Помню, как однажды дед не пошел в баню после того, как моя сестра, маленькая девочка, зашла туда днем, чтобы помыть голову. Не положено. Мужики идут в баню первыми. Таков патриархальный уклад. Что касается церковных праздников, то их всегда отмечали в деревне. Перед Троицей бабушка начищала песком до белизны деревянные доски пола, стелила новые дорожки. Мы с двоюродной сестрой ходили на озеро за аиром, который потом раскладывали на полу. Я и сегодня не представляю храм на Троицу без аира. Когда его топчешь, корень аира разрывается и благоухает.

http://patriarchia.ru/db/text/4560462.ht...

Страсти особенно воспаляются в сердцах людей, которые пытаются причащаться в своем непригодном для этого состоянии, как бы мстя им за эти попытки, и получают особую силу. Можно сравнить их с гнездом змей, которые начинают жалить после того, как их потревожили. У человека, причастившегося достойно, всегда находится против них противоядие – ведь в нем Христос. Такой человек если и согрешает по причине обострившихся страстей, то находит силы с помощью Господа остановиться и покаяться. Если же причастился в осуждение – то человека «несет», и он не может остановиться. Бывает, причастился человек, а в тот же день или вечер дома случился очередной скандал – снова не смог сдержаться и поругался с ближними, накричал на них в гневе, а то и рук не удержал – ударил кого-то в приступе ярости или стал крушить разные предметы, или начал объедаться и упиваться чем-то вкусным, а после сытного обеда завалился спать, или не мог остановиться от пустословия – неодолимо потянуло с кем-то поболтать, пошутить, посмеяться, кого-то навестить – пообщаться, или упёрся весь с головой в интернет, компьютерную игрушку или телевизор и не может оторваться, или человека повлекло в магазины или на рынок без особенной на то необходимости, или он весь погрузился в планы и обдумывание каких-то материальных житейских проблем, которые из головы не выходят, или вдруг на человека нашла необъяснимая печаль, тоска, так, что не может вообще ничего делать – лежит весь день на кровати, или начал всех «строить» и учить правилам жизни и веры – вот некоторые примеры обычных неконтролируемых и необуздываемых проявлений страстей в человеке, которые обличают причастие в осуждение. Ведь если бы действительно Христос пребывал сейчас в сердце такого человека, то разве мог бы он заниматься такими греховными делами, забывая о том, что Сам Бог благоволил войти в его внутренний храм души и сейчас пребывает там? Разве не повлек бы его Господь к уединению, молитве, чтению духовной литературы, к покаянному сокрушению духа о своих грехах, воспоминанию о Крестной Жертве Господа за мои грехи, к служению ближним?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/11/o_...

2. По традиции правила Петрова поста в отношении пищи таковы: В этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу (варёная пища с елеем тоже не возбраняется). Одинаково правомерно и то и другое правило: первое имеет силу закона писанного, второе – устойчивой, законной традиции. Мария 25 июня 2012, 17:27 Пост Петровский не строгий! Хорошо! Но глаз через красоту грешит,да еще как! Изысканность явств-тоже грех!Соблазн сплошной! Искушение- сделать так же красиво,как у автора ,-зависть! Не будем искушаться,а будем постом приятным поститься! p.s. Для начинающих это " скитание желудка " . Татьяна 25 июня 2012, 15:41 Чтобы обеспечить семье всё это вкусное постное разнообразие (как у Шмелёва и здесь), нужно потратить раз в десять больше времени и сил, чем просто отварить курицу к каше, или намешать творог со сметаной. Речь ведь не о том, что постное не может быть разнообразным и вкусным, или кто-то не хочет поститься. Одна из целей постного питания это - экономия времени, которое лучше потратить на молитву и экономия средств, которыми лучше поделиться с неимущими. Но чтобы приготовить всю эту " красоту " , причём не раз в неделю, а каждодневно, нужно женщине не работать, а сидеть дома и готовить, что при Шмелёве и было. У современной работающей женщины, имеющей троих детей, элементарно нет времени для всего этого " постного " разнообразия, и просто отваренная без забот и затей курица, оказывается блюдом гораздо более соответствующим задачам поста, чем все эти пироги и пышки. А уж сколько стоит " постная " рыба сейчас - лучше помолчать! Вот и получается, что для соблюдения всех постных установлений нужно быть либо одиноким-бессемейным, либо неработающим пенсионером. Тогда и время на всё есть и заботиться кроме себя ни о ком не нужно! Думаю многодетные работающие мирянки меня поймут. Анна 24 июня 2012, 19:17 Почитайте Шмелева, как он описывает постные трапезы. Все очень вкусное, разнообразное. И постное!Как здесь! Алла 21 июня 2012, 16:00

http://pravoslavie.ru/54340.html

— Мистер Филип! Кушаете не вовремя? — сказала миссис Бейнз. — Знала бы мама! Она спускалась в подвал по крутым ступенькам, с полными руками баночек из-под крема, ночного и дневного, тюбиков с притираниями и мазями. — Напрасно ты ему потакаешь, Бейнз. — Она села в плетеное кресло и, прищурив свои маленькие недобрые глазки, стала разглядывать губную помаду «Коти», крем «Понд», румяна «Лайхнер», пудру «Сайклес» и лосьон «Элизабет Арден». Она побросала все это в корзину для бумаг. Оставила себе только кольдкрем. — Рассказываешь ребенку бог знает что, — сказала она. — Ступайте в детскую, мистер Филип, и побудьте там, пока я приготовлю завтрак. Филип поднялся по лестнице к зеленой двери. Он слышал голос миссис Бейнз, и ему казалось, будто это как ночью, когда свечка оплывает в подставку с водой и занавески шевелятся в темноте; голос был резкий, скрипучий, злобный и слишком громкий, будто голый: — Противно смотреть, Бейнз, как ты балуешь ребенка. Хоть бы занялся чем-нибудь по дому, — но ответа Бейнза ему не удалось услышать. Он толкнул зеленую дверь — маленький, в серых фланелевых штанишках — и, точно земляной зверек, выполз на залитый солнцем паркет, в сверкание зеркал, обметенных тряпкой, блестящих, похорошевших под руками миссис Бейнз. Внизу что-то разбилось, и Филип грустно поднялся по лестнице на второй этаж, в детскую. Ему стало жалко Бейнза; он подумал, как бы им хорошо жилось вдвоем в пустом доме, если бы миссис Бейнз куда-нибудь уехала. Возиться с «конструктором» не хотелось; доставать железную дорогу и солдатиков тоже не хотелось; он сел за стол и подпер подбородок руками: вот она, жизнь; и вдруг почувствовал, что несет ответственность за Бейнза, будто он, Филип, хозяин в доме, а Бейнз — стареющий слуга, который заслужил, чтобы о нем заботились. А что можно сделать? Ничего особенного — надо постараться хотя бы вести себя как следует. Он не удивился, когда за завтраком миссис Бейнз вдруг подобрела; такие перемены в ней были привычны ему. Теперь то и дело слышалось: «Подложить вам мяса, мистер Филип?», «Мистер Филип, скушайте еще пудинга, ведь вкусно!». Это был его любимый пудинг — со взбитыми сливками, но он отказался от второго куска, чтобы миссис Бейнз не вообразила себя победительницей. Она принадлежала к тому числу женщин, которые думают, что любую несправедливость можно загладить чем-нибудь вкусным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

- А вот министр кулинарии, - продолжал ерничать журналист, говорит, что не стоило давать деньги на такое... Тут Шеф приобиделся... - Надо бы министру напомнить о священном праве художника на свой личный взгляд на мир и происходящее в нем. И обязанность государства предоставить художнику это право. Если, конечно, если мы хотим быть страной цивилизованной. Ну, насчет, чего государство должно, а чего нет, мы, на примере свободной страны Америки, уже выяснили. Можно добавить: в свое время Ф. Коппола решил поделиться с американским обществом своим личным взглядом на войну во Вьетнаме. Ну так достал из своих карманов несколько миллионов американских рублей и ...поделился. Почему Шеф считает, что за его личные взгляды должен платить я и вся моя родня? А почему мне никто денег на реализацию моих рецептов никто не выделяет?! Мне тоже есть, чем поделиться с народом. Так ведь не дают и не дадут. Действительно, кто я такой? Я ж не в тренде, как сейчас принято говорить. Я змеиный супчик с мухоморами варить не стану, чтобы все дружно глюканули не по-детски. А он в тренде, он лауреат... Правда, я до сих пор не понимаю, что хорошего-то в его прошлых кулинарных шедеврах? Ингредиенты - хорошие, дорогие и качественные, но... одна горечь.. И больше ничего. Ни грамма любви к тем, для кого готовишь, от чего ни одно блюдо получиться если не вкусным, то хотя бы полезным - не может. А потом ведь, - воняет.. Что ж так воняет-то?! И главное, не понятно, чему наши рукопожатные все так радуются? Ну, европейцы с американцами, - понятно, они есть это не будут, да и нюхать тоже. Им все это так, - для скандала надо, «рашку» лишний раз опозорить. Уж не специально ли рецептик нашему Шефу подсунули? Но наши-то доморощенные?! Причина здесь думается одна: извечный и неизлечимый их комплекс неполноценности... Взгляните, какие мы умные, образованные, тонкие, продвинутые и задвинутые, белые и пушистые, талантливые и добрые... А вот с народом не повезло! Посмотри Европа, глянь, Америка, как мучаемся, среди какого дерьма жить приходится!!! Невыносимо!!! Мы с вами, мы - за вас! Приходите скорее, - заждались! Впервые опубликовано в электронном периодическом издании «Mockobckiя Въдомости»

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Сквозь открытое окно в машину залетали порывы ветра. Малыш забрался на колени к сестре и высунул голову в окошко. – Я есть хочу, – грустно признался он. Сестра порылась немного в рюкзаке и достала пакет с чем-то вкусным. – Хотите? – она протянула Дмитрию бутерброд. Тот улыбнулся и взял: – Спасибо. Лика, вдохновленный полиэтиленовым шуршанием, вернул курчавую головку в салон и с увлечением занялся какой-то булочкой. Вика тоже взяла себе что-то и, задумавшись, смотрела на расцветающий восход, на длинные тени робко-зеленых деревьев, на счастливых пташек, самозабвенно порхающих на безопасном расстоянии от машины, на молоденькую траву, почти золотую в лучах солнца. Яркий огонь восхода отражался в глазах девушки. Свежий ветер, который очень не хотелось называть холодным – таким дуновением не простужают, а, скорее, будят от долгого зимнего сна, – шевелил волосы, выбившиеся из длинных кос. Дмитрий невольно задержал взгляд на пассажирке. И вдруг понял, что больше всего на свете ему хочется, чтобы эти странные люди, которых он понимал и не понимал одновременно, избежали страшного осознания, что в деревне не выжить. – Голод – лучший повар, – немного невпопад вторгся Лика в мысли таксиста. Вика спустилась с облаков и сунула братцу бутерброд с колбасой. Дмитрий засмеялся: – Владимир Даль в миниатюре. Вика хихикнула: – Да это я ребенка мучаю… Мечтаю поступить на филологический, вот вся семья и учит русский язык. – Послушайте, ну и зачем тогда вам это всё?! – почти непроизвольно вырвалось у Дмитрия. – Что «всё»? – удивилась Вика. – Застрявшие на полдороге машины, разрушившиеся от старости печки и прогнившие половые доски, – тяжело вздохнул водитель. – Откуда вы знаете про наш пол? – удивилась Вика. – Распространенный недуг, – хмыкнул Дмитрий. Вика улыбнулась и вдруг серьезно посмотрела на него. – Не знаю, – сказала она. – Просто очень нужно. Это не объяснить – как дружбу или любовь. Но жизнь меняется вдруг и навсегда, и никакие карьера, развлечения и комфорт уже не имеют значения. Пожалуйста, не думайте, что это мимолетное увлечение. Я не могу без деревни. То есть, конечно, могу, но это будет страшно тяжело. А деревню я люблю со всеми ее недостатками, трудностями и разочарованиями.

http://pravoslavie.ru/119762.html

ЗАО «Внешторгсервис» - это российская компания, которая управляет практически всей промышленностью республик. Вспоминается диссидентский анекдот: «С кем граничит Советский Союз? - С кем хочет, с тем и граничит». Так вот, «Внешторгсервис» - чем хочет, тем и распоряжается... А хочет он, как пишет Юрий Ковальчук, распоряжаться самым «вкусным», требующим минимума вложений. Даже промышленные гиганты, могущие принести миллиардные прибыли, но нуждающиеся в ремонте и/или модернизации (ибо пять лет полуработы и полужизни в условиях войны - это немалый срок, к тому же многое реквизировано на нужды фронта или просто разграблено) - нет, не интересуют новый холдинг. А свои миллиардные прибыли, по оценке того же Ковальчука, он имеет и с того, что ещё «бегает само» в независимом Донбассе. Но и из этих «активов» сметливый оператор выжимает всё, и не всегда в обмен на своевременную оплату. При этом сумма налоговых отчислений в бюджеты республик держится в строгом секрете. И вообще бизнес-гигант умудряется сохранять поразительную для XXI века закрытость. Пример? С 2018 г правительство ДНР возглавляет Александр Евгеньевич Ананченко. Найти не только его био-, но даже фотографию в открытых источниках - проблема. Всё, что известно о его трудовом пути - что на свою нынешнюю должность он шагнул из ЗАО «Внешторгсервис»... А официальный сайт компании скромно сообщает, что она «была образована группой молодых единомышленников, имеющих успешный опыт ведения внешнеэкономической деятельности для решения собственных задач». И предлагает свои услуги в качестве внешнеторгового агента, таможенного агента, а также готова помочь с получением разрешительных документов, страхованием товара, складированием, складской маркировкой, хранением и доставкой груза. О ДНР и ЛНР - ни слова. Фамилий руководителей - ни одной. Восхитительно, не правда ли? После этого следующий вопрос может показаться кому-то риторическим, а кому-то издевательским. И всё же... при таком отношении к будущему, какой может быть на предприятиях спрос на молодых специалистов, на выпускников вузов?

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010