Еще далеко в море мы увидели купола суровой Соловецкой обители. Плаванье наше завершилось чаепитием с необыкновенно мягким, вкусным хлебом из монастырской пекарни. Первое знакомство с монастырем потрясало воображение. Несколько лет назад компания из пяти подружек, среди которых были прихожанки нашего храма, отправились в двухнедельное паломничество на святую Соловецкую землю в Спасо-Преображенский монастырь. Вашему вниманию предлагаются краткие дневниковые записи поездки. Мечта посетить Соловки зародилась в наших сердцах зимой. Но, в действительности, в ее осуществление никто серьезно не верил. Казалось несбыточным попасть на далекую северную, чудесную землю недалеко от Полярного круга, где монахи выращивали виноград и ананасы. Денег на такое путешествие ни у кого из нас не было, и идея оставалась висеть в воздухе до самого лета. Как мы решились поехать на электричках, и как нас отпустили родители, понять до сих пор никто не может. Наши попытки что-то узнать о том, как можно добраться, на чем переправиться через море и где устроиться на самих Соловках оказались тщетными. На свой страх и риск мы решились на это путешествие, конечно же, взяв благословение архимандрита Иосифа, наместника Соловецкой обители, который как раз оказался в этот момент в Москве. Итак, мы отправились в это полуавантюрное, а, по словам родителей и близких, совершенно безумное путешествие. И, о чудо! У нас получилось! Уже после кто-то удивлялся, кто-то не верил. Да, и что скрывать нас переполняло чувство восторга — мы и сами-то не очень верили, а кто-то даже попросил нас написать путеводитель «Как добраться до Соловков на электричках с минимальными затратами». Сразу несколько практических советов: 1) Лучше не останавливаться ночевать в Бологом, так как вход в зал ожидания платный, всю ночь работает телевизор, и неудобные кресла (правда, только с непривычки). 2) И уж совсем вы не приляжете, если ночь вас застанет в Малых Вишерах (там, по словам жителей, вокзал был хороший и просторный, но к нашему приезду он успел сгореть). Поэтому несколько дождливых часов ожидания следующей электрички нам пришлось провести в таком знакомом всякому путешественнику сельском магазинчике со специфическим запахом, где продается все — от резиновых сапог до селедки.

http://pravmir.ru/neputevye-zametki/

— Нет, мы постились очень строго, — говорит благочинный Лужского округа, настоятель собора Воскресения Христова в Луге отец Николай Денисенко. — Что вы! Даже и подумать не могли, чтобы съесть что-нибудь скоромное. И родители вовсе не боялись, что строгий пост плохо повлияет на детский организм. Наоборот: они верили, что чем усерднее исполнять церковные правила, тем нам же будет лучше. Даже в Страстную седмицу, в конце её, когда по всему дому стоит запах готовящихся пасхальных лакомств и дети порой плакать начинают, так им хочется чего-то вкусного, — нет, даже и тогда родители твёрдо стояли на своём. И ничего дурного из этого не получилось: мы с сестрой выросли не хуже прочих! — Да как же нынешнему школьнику поститься: ему же в школьной столовой постного не предложат… — И в школе тоже можно от чего-то воздержаться, а в более строгие дни и вовсе не пойти в столовую… И в прочие дни сосиски есть не обязательно, можно поделиться ими с другом. Не обязательно показывать, что ты великий постник, — просто сказать: «Что-то мне неохота сегодня, съешь ты!» Раньше, когда я учился, и буфетов в школе не было, и вопросов таких не возникало. — А ведь сейчас считается, что детям поститься вредно, да и взрослым то и дело даётся поблажка… Может быть, сейчас времена другие — в этом всё дело? — Времена действительно изменились. Мы росли в годы хрущёвских гонений, когда вся жизнь у детей священника была — ну, подвиг не подвиг… Во всяком случае она постоянно требовала твёрдости душевной. Не знаю, как у кого, а у нас детские годы были непростыми… Вот миновал строгий, суровый пост, за ним радостная — по-настоящему радостная! — Пасха… Даже простое яичко кажется невероятно вкусным после настоящего поста, а у нас на пасхальном столе были не только яйца: родители старались, чтобы разговление было богатым. Так вот, миновало весёлое пасхальное застолье, в понедельник — в школу, а там перед началом занятий — линейка: «Кто на Пасху был в церкви? Шаг вперёд!» Мы выходим… Горько об этом вспоминать. Могли хлеба в магазине не дать: в хрущёвские годы трудно бывало с хлебом; приходишь в магазин, а тебе: «Семье священника хлеба нет!» Однажды сестре поставили двойку за отлично написанное сочинение — просто так, в плане борьбы с религией. Отец не побоялся, взял сестрину тетрадку и поехал в Новгород к уполномоченному. А там в ту пору знаете какие были уполномоченные? Из бывших начальников тюрем — на них смотреть-то было страшно… Но отец настоял на своём: сочинение пересмотрели, оценку исправили.

http://pravoslavie.ru/36625.html

диакон Андрей Псарев Василий Максименко родился 8-го августа 1873 года в местечке Глафировке, на берегу Азовского моря, возле Ейска, в семье диакона Иоанна Васильевича Максименко. Быт в котором воспитывался мальчик был суровым. 1 Из всех детей в живых осталось семь. «Помню, на крестинах младшего брата Спиридона – вспоминал Владыка Виталий – меня мальчика 4–5 лет угощали водкой. Она была горькая, я кривился, но все же омокал хлеб и ел, а отец приговаривал: „Горькая? Ничего. Ешь- ешь! Вырастешь, пьяницей не будешь“». 2 Жалованья которое давал приход семье не хватало и отцу приходилось заниматься «апостольским промыслом» – рыбной ловлей. От этого он и безвременно умер от простуды будучи 42 лет от роду. «Его хоронили уже весной и меня заставили у гроба отгонять мух цветущими веточками вишни – пишет Владыка. Через год от тоски умерла и мать и мы остались круглыми сиротами на руках старшей сестры лет 18-ти, Маши». 3 Владыка окончил духовное училище в Мариуполе, на берегу Азовского моря. Здесь я был вначале совершенно одинок – пишет он. – Другие товарищи ездили домой на Рождество, Пасху, летние каникулы, а я одиноко толкался на училищном обширном пустыре... Но у меня от этого времени сохранилось доброе воспоминание... Бывало, кто побогаче, имели сахар и пили чай, а мы – пролетарии, взявший добрый кусок пшеничного хлеба и горсть соли, выходили к каплице «на подножный корм.» Там росло горькое зелье. Мы его называли крес-салат. С ним очень вкусным был хлеб. 4 Василий старался и даже за успехи при переходе во второй класс был награжден книгами: сказками «1001 ночь» и сочинением Дарвина. По окончании училища Василий был принят в семинарию в г. Екатеринослав (ныне Днепропетровск на Украине). По успешном окончании семинарии он был принят в Киевскую Духовную Академию. Владыка вспоминает об академических обычаях: «Вначале учебного года старший курс младшему передавал лекции и по установившейся традиции устраивалось угощение с “крепким”, в чем принимали участие и блюстители порядка – надзиратели». 5 Студенческая масса была настроена оппозиционно к администрации. На втором году учебы Василия в академии один из студентов предложил выразить протест ее ректору – известному богослову-догматисту – Епископу Сильвестру (Малеванскому , ум. 1908 г.) и не ходить на возглавляемый им чин прощения. Другие предложили не обижать старца и лучше выразить протест эконому, полагая, что он утаивает продукты, отведенные для студенческих трапез. Большинство студентов не пошли на ужин. Администрация потребовала от «забастовщиков» письменных объяснений. И вот здесь то проявился характер будущего Владыки Виталия – который отказался писать неправду о том «что к нему приехала тетя и он должен был ее встретить». Результатом явилось исключение из академии с «волчьим билетом», т.е. без права быть принятым в другие учебные заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Maksim...

Почему молчун всегда сильнее говоруна, и какова роль униатов в кризисе на Украине Отец Андрей Ткачев перевелся из Киевской епархии в Московскую и до определения места постоянного послушания служит в храме святой мученицы Татианы при МГУ. Здесь же он провел встречу с прихожанами в день памяти всех святых, в Церкви Русской просиявших. Обойтись без вопросов сегодняшней повестки не удалось… Андрей Ткачев провел встречу с прихожанами в день памяти всех святых, в Церкви Русской просиявших. Обойтись без вопросов сегодняшней повестки не удалось… Отец Андрей Ткачев перевелся из Киевской епархии в Московскую и до определения места постоянного послушания служит в храме святой мученицы Татианы при МГУ. Там и произошла дискуссия. Протоиерей Андрей Ткачев: жажда как признак здоровья души Протоиерей Андрей Ткачев: Христианин должен постоянно учиться. Святитель Николай Велимирович, цитируя Гоголя, называл христианина «вечным учеником». Святейший Патриарх Кирилл, отвечая на вопрос, что делать, если человек чувствует себя нереализовавшимся, ответил на днях в передаче «Слово пастыря», что человеческая личность столь велика, что в рамках земной жизни реализоваться не может. Она набирает ускорение на протяжении земной жизни, а раскрывается в вечности. Поэтому у нас должна быть жажда приобретения новых навыков и знаний, причем не пустых, а проверенных опытом. Если женщина не игнорирует новые рецепты, а записывает их и затем радует вкусным семью – это тоже учеба, рядом с ней ее домашним будет хорошо. Если доктор будет всю жизнь оперировать на той базе знаний, с которой он вышел из института, он очень быстро выдохнется. Нужно читать, нужно общаться с коллегами, нужно впитывать новое. Так во всех областях жизни. Итак, первое, что я вам желаю, чтобы вы имели жажду приобретения знаний. Эти качественные и проверенные опытом знания касаются и нашей работы, и нашего общения с людьми, и молитвы, и превращения текста Писания в то, чем я живу. Имеющие жажду – здоровы. Тяжело больной не ест, а бывает, что и не пьет. Хорошего косаря проверяли за столом: если он ел крепко, от него ждали такой же крепкой работы. Имейте жажду, и удовлетворяйте ее чистой водой.

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-tkac...

Вася Толстенький Рассказ отца Олега Стеняева Отец Олег Стеняев во время своих бесед с прихожанами нередко рассказывает коротенькие, но очень яркие и жизнеутверждающие истории, которые тут же хочется записать для памяти. Во времена моего детства жил в нашем городе Орехово-Зуеве один юродивый, которого все звали Вася Толстенький. Был он человеком невысокого роста, но весил немало, чуть ли не 200 кг. Все орехово-зуевские верующие очень любили его и, выражая эту любовь делом, постоянно старались накормить чем-то вкусным. Был ли он такой толстенький вследствие того, что ему без конца носили еду, или же, наоборот, его старались усиленно кормить, думая, что крупному человеку требуется особенно обильное питание, неизвестно – причинно-следственная связь этого так и осталась неопределенной. Однажды мне самому пришлось наблюдать, как одна из женщин принесла ему что-то из еды. Он сидит ест, но тут приходит другая и тоже начинает настоятельно чем-то его угощать. И он даже заплакал: – Да что же это вы такое делаете?! До смерти вы меня хотите закормить, что ли?! Народу к нему приходило всегда очень много, собирались целые очереди, и люди часами сидели в ожидании возможности поговорить с ним и попросить совета, потому что Вася Толстенький обладал великим даром утешать людей. Способы у него находились для этого самые разнообразные, порой совершенно для людей неожиданные. Вася обладал великим даром утешать людей – и способы находил совершенно неожиданные Приходит, например, к нему женщина и жалуется: – Вася, от меня муж ушел! У Васи тут же вот такие слезы на глазах: – Как же ты теперь жить-то будешь?! У тебя, поди, и дети есть? – Да, двое, – отвечает женщина. – Как же ты справишься с двумя? Ведь тебе же никак с ними не справиться! – Да у меня еще мама в силах… – отвечает та. – Она будет помогать… – В силах-то в силах, а потом она возьми да и помри! Как же ты одна-то будешь? – Да и работаю я! И неплохо зарабатываю! Но он уже начинал так рыдать, что, казалось, совсем плохо ему стало – вот-вот сердце откажет. Поднималась суета, все кидались к нему, начинали успокаивать, утешать, а та женщина пуще всех, и в совместных усилиях находились вдруг такие слова и убеждения, которые объясняли, что положение не настолько плохое и безнадежное, как могло показаться на первый взгляд.

http://pravoslavie.ru/131916.html

Скачать epub pdf Своею собственной рукой Людям свойственно мечтать о рае – мире, где не будет зла, боли, ненависти, вражды, где они обретут подлинно счастливую жизнь. При этом в традиции человеческой мысли возникло два представления о том, как этой рай обрести. Христиане верят в то, что рай – это дар Бога, мы не можем создать его для себя сами. Земную жизнь можно (до определенных пределов) улучшить, но мы всё равно будем жить не в раю, а в мире, который, как и мы сами, глубоко поврежден в результате грехов падших ангелов и людей. Рай приходит в результате спасительных деяний Бога; люди могут войти в него покаянием и верой. Но огромным влиянием на людей пользуется и другое представление – Бога нет, так что мы сами должны заняться строительством рая. Как пишет популярный футуролог Юваль Ной Харари, «После смерти нас не ждет рай – мы вправе создать рай здесь, на земле. И жить в нём вечно, если только сумеем преодолеть кое-какие технические трудности». Верно ли это представление? Можно ли построить рай человеческими силами? И как он должен выглядеть? Рай как место комфорта Иногда рай представляется местом непрестанных и несмущаемых удовольствий – что-то вроде «сада земных наслаждений», нарисованного нидерландским художником XVI века Иеронимом Босхом, где люди купаются, едят огромные ягоды и предаются всевозможным утехам. Образ рая как места максимального комфорта – самый простой и, возможно, самый популярный. Реклама курортов довольно часто обещает «рай», то есть физический комфорт, тем, кто купит их услуги. В древних описаниях рая очень много еды. Райские растения приносят фантастически щедрые урожаи. Это понятно. Большую часть своей истории люди жили впроголодь и тяжело работали. Неудивительно, что рай представлялся им местом, где можно будет досыта наесться и отдохнуть. Но в наши дни такая простодушная картина рая разрушается тем, что хорошо знакомо большинству жителей развитых стран, – пресыщением. В моем советском детстве сгущенка была чем-то невероятно, райски вкусным – потому что она бывала на столе довольно редко. Сегодня, когда она продается на каждом углу, она потеряла всё свое очарование. Просто не слишком полезный продукт, и всё. Житель бедной страны вроде Афганистана, поменявшись местами с жителем мегаполиса, мог бы решить, что попал в рай – то есть в условия несравненно более комфортные, чем те, в которых он жил раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  3.3 из  5) 10 Немцы поднялись раненько, еще до рассвета. Петрок слышал их шаги у истопки, кашель, притихшие хрипловатые голоса во дворе. Звякнуло ведро в колодце — начали таскать воду для кухни. Кажется, вчерашний праздник окончился, сегодня, судя по всему, они намеревались браться за дело. Петрок лежал на прикрытых тряпьем твердых досках кадушек, натянув на голову кожушок, слушал дворовую суету и думал, как у них все не по-нашему, у этих немцев, по-своему, иначе. Даже вчера вечером, когда устроили себе праздник, ярко засветили электричеством в хате, ели из тарелок вилками и что-то выпивали из маленьких белых чарочек, немного оживились, разговаривали, но почти так, как обычно, пьяных не видать было ни одного. Офицер и фельдфебель закусывали отдельно от других в хате, куда им носили что-то на блестящих тарелках, сверху прикрытых салфетками, и эти тоже вели себя сдержанно, разговаривали негромко и сидели не дольше, чем при обычном ужине. Наверно, прошел час или немногим больше с начала того ужина, когда на ступеньки вышел фельдфебель, что-то скомандовал, и во дворе сразу как вымело — все удалились в палатку. «Дисциплина, однако, мать вашу!» — подумал тогда Петрок с тихой завистью. Слово начальника у них закон, все едят, спят и молятся только по команде. Неудивительно, что побеждают. Организация! Вот и съели Бобовку. Петрок немного серчал на Степаниду при этой мысли: надо было не рыпаться, отдать им все молоко, пусть бы жрали, если так его любят, зачем было хитрить? Пожалуй, из-за этих Степанидиных хитростей и остались теперь без коровы. Хотя Петрок понимал, что и без того могли отобрать корову, — не теперь, так потом, при отъезде. Конечно, Бобовку лучше было бы спрятать. Только как спрячешь? Корова не курица, в крапиве не затаится. Да и кто знал, что они так неожиданно нагрянут на хутор? Ведь их не было даже в Выселках. Снаружи в истопку донесся приятный, сладковатый, будто даже знакомый запах съестного, и Петрок не сразу понял, что это кофе. Ну, конечно же, он слышал еще с той стороны, что утром германцы перво-наперво пьют кофе, а не какой-нибудь квас или чай, как, скажем, русские. Петрок никогда не пробовал этого напитка и теперь представлял его себе очень вкусным. Впрочем, что кофе, когда соли осталось три горсти, как есть без соли картошку? Не полезет в горло. Беда, да и только!

http://azbyka.ru/fiction/znak-bedy-vasil...

Ленивые вареники с вишней: Видеорецепт от Анны Людковской Чем меньше вареники, тем они вкуснее. В ложке должно оказываться 2-3 штуки. Кстати, я леплю сразу много и часть замораживаю как пельмени. Попробуйте, это очень удобно. 2 ноября, 2014 Чем меньше вареники, тем они вкуснее. В ложке должно оказываться 2-3 штуки. Кстати, я леплю сразу много и часть замораживаю как пельмени. Попробуйте, это очень удобно. Ленивые вареники – это полезная еда из детства. Налепите крохотных вареников с вечера и приготовьте их утром на завтрак. Сделайте быстрый соус из замороженной вишни и ваш день будет вкусным и радостным. Даже среди рабочей недели! Чем меньше вареники, тем они вкуснее. В ложке должно оказываться 2-3 штуки. Кстати, я леплю сразу много и часть замораживаю как пельмени. Попробуйте, это очень удобно. приготовление 1. В большую (лучше 5-литровую) кастрюлю налейте полтора литра воды, поставьте сильный огонь и доведите до кипения. Посолите. Сливочное масло растопите на плите или в микроволновой печи. 2. В миске смешайте творог, яйцо, манную крупу и сахар. Если творог жидковат, то вам может понадобиться целый стакан манки. Тесто должно держать форму. Не волнуйтесь, если тесто липнет к рукам: так и должно быть, вы все делаете правильно. 3. Рабочую поверхность припорошите пшеничной мукой, выложите треть теста для вареников и сформируйте колбаску, примерно 1 см в высоту и до 3 см в ширину. Чем меньше колбаска, тем вареники будут вкуснее, самые правильные – на один укус. Нарежьте на кусочки толщиной по 1 см. Когда нож начнет липнуть к тесту, посыпьте лезвие мукой. Аккуратно отправьте первую порцию в кипящую воду и варите около 2 минут: вареники должны всплыть на поверхность. Пока вареники варятся, сделайте следующую партию. 4. Готовые вареники вынимайте шумовкой и отправляйте в миску с растопленным сливочным маслом – так вареники не слипнутся. 5. Йогурт и вишню положите в стационарный блендер и пробейте до состояния пюре. Если вы любите сладкий соус, то добавьте пару столовых ложек сахара. Разлейте в пиалы соус, выложите вареники и подавайте.

http://pravmir.ru/lenivyie-vareniki-s-vi...

27 января 2012 г. 02:03 Информационные технологии, интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования В этом году Интернет-секция Рождественских чтений открылась Литией по Александру Дятлову, человеку, которому мы обязаны открытием первого в России православного хостинга orthodoxy.ru .  Невероятно скромный по натуре, Александр никогда не задумывался о том, как много он сделал для развития православного Интернета. Вкладывая в развивающийся проект все свои силы, душу и время, помогая финансовыми средствами, он предопределил судьбу многих Интернет-проектов, помогая всем без исключения, даже во время своей тяжелой и продолжительной болезни.  Как сказал ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, «Саша Дятлов для нас останется яркой светлой личностью, став примером удивительной подвижнической жизни». Александр ушел 6 февраля 2011 года. Нынешняя Интернет-секция посвящена его памяти. Сразу хочется отметить, что ректор Российского Православного Университета игумен Петр (Еремеев) не только выделил собравшимся одну из аудиторий учебного заведения, но и предоставил возможность возобновить ставшую некогда регулярной, а в последние два года не проводившуюся, онлайн-трансляцию секции. Кроме того, участников мероприятия угостили вкусным и сытным обедом. В качестве основных задач секции были названы развитие и укрепление православного Интернет-сообщества, в связи с чем, собравшимся было предложено поделиться собственным опытом и сформулировать те проблемы, решение которых на сегодняшний день еще не представляется возможным. В качестве примера Сергей Чапнин назвал волнующую всех проблему авторского права в православной Интернет-среде, которое пока никак не регламентировано.   Программа секции была разбита на три части: «Проблемы контента», «опыт проповеди и общения в социальных сетях» и «технические вопросы». Следует отметить, что докладчикам пришлось нелегко, поскольку контингент участников был весьма разнообразен. Адаптировать тезисы своего выступления под каждого слушателя - задача практически невыполнимая, однако, к чести ораторов, им это вполне удалось. Каждого слушали с неподдельным интересом, но это, в общем-то, неудивительно, ведь даже тем, кто, как сказал Сергей Чапнин, занимается «традиционными СМИ, которые принадлежат к гуттенберговской эпохе, а не новому времени, приходится участвовать в Интернет-проектах, ведь печатных СМИ без представительства в Интернете уже практически не существует».

http://e-vestnik.ru/news/informatsionnye...

Подпишитесь на наш Телеграм «Африканский гамбит» Денис Собур: возможно, с началом раскола наступает эпоха множества канонических православий. Ответом на создание Африканского экзархата РПЦ может стать Русский экзархат Константинопольской Церкви. «Чем опасно «безопасное» Причастие» Тимур Щукин: можно ли в пандемию коронавируса заразиться от Чаши со Святыми Дарами? Тимур Щукин убежден, что в самой постановке вопроса заключаются три ошибки: политическая, моральная и богословская. «Смысл выражения «соль земли» Протоиерей Димитрий Сизоненко. После долгого перерыва возобновляем цикл мини-роликов «Крылатые выражения из Библии»: «человек может потерять присущий ему вкус, и что тогда сделает его вкусным, чем он будет приправлен? Ничто, ничем». «Богоявление: объединяя иудеев и язычников» Протоиерей Димитрий Сизоненко: купающиеся не осуждайте некупающихся, а некупающиеся не осуждайте купающихся. Христос может родиться тысячу раз в Вифлееме и тысячу раз он может воскреснуть в Гефсиманском саду, но если Он не воскреснет в твоем сердце, то это напрасно. «Разве есть благородная гордость?» К 240-летию преподобного Моисея Оптинского подобрали несколько его кратких поучений. «Книги Флоренского и о нем: к 120-летию великого православного мыслителя» 21 января мы отмечаем 120-летие священника Павла Флоренского. Богослов, философ, поэт, культуролог, искусствовед, математик, изобретатель — всего и не перечислишь. «Хорошие люди. Повествование в портретах» Анастасия Коваленкова: есть у русского человека удивительная черта: даже в самых страшных условиях сохраняет он свет в душе, а уж коли теряет, то мучается томлением, ищет, страждет этого духовного Света. «На футбольном поле друзей нет: как соотнести спорт и христианство» Ольга Лебединская: есть великие спортсмены, которые побеждают, становятся чемпионами, но Бог для них всегда на первом месте. «Бог, Который понимает меня» Владимир Берхин: Христос знает нас, Он верит в нас и хочет, чтобы и мы верили. Верили и шли как Он — с хорошим пониманием плохих перспектив ради тех, кого любишь.

http://blog.predanie.ru/article/ukrainet...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010