Занимаясь каким бы то ни было предметом исследования, в настоящее время стараются, главным образом, выяснять историческое и естественное происхождение и постепенное развитие его, надеясь этим способом достигнуть самых необманчивых и плодотворных результатов. Потому и в области воспитания стараются, главным образом, о том, чтобы юношество «правильно развивалось». Следовательно, идея развития есть одна из основных идей в педагогике. Но так как термин «развитие» можно понимать в двояком смысле – в смысле изменений существа, направленных на достижение предустановленной этому существу цели (правильное развитие), и в смысле изменений, направленных на какой бы то ни было конец (неправильное развитие 64 ), то понятие развития дополняют или точнее определяют в области педагогики понятием «образование» 65 ), – термин, заимствованный из области пластики и означающий адекватное и гармоническое выражение во внешних формах идеи известного существа. Следовательно, задача воспитателя – развить и образовать питомца 66 . § 12. Факторы развития и образования человека. Понятие о воспитании Еще Руссо разграничил в своем «Эмиле» три фактора, под влиянием которых совершается развитие телесно-духовного организма человеческого, или точнее – детского. Хотя нельзя сказать, чтобы у Руссо были точно определены и разграничены эти факторы 68 , но основная мысль о разнообразии воспитательного влияния на человека или дитя от различных предметов или существ вполне верна. Первый внешний фактор развития и образования человека или дитяти есть физическая природа 69 . Она влияет на развитие дитяти частью тем, что питает человеческое тело климатом и произведениями почвы, и это питание не остается без влияния на дух. Лишь только дитя родилось, его душа уже возбуждается к развитию посредством падающего на глаза физического света, посредством ощущаемого поверхностью кожи и мускулами холода, давления, жесткости и т.д. Столь же не безразличны для состояния духа процессы пищеварения, дыхания и т.д. Достоинство этого фактора состоит в том, что он влияет на развитие дитяти самым постоянным и непрерывным, следовательно, самым правильным образом, и в этом отношении он может служить образцом для влияния воспитателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Правда, этот идеал не вполне достижим даже в естествознании. М. Полани писал, что многие научные дискуссии воспринимаются как дискуссии о фактических доказательствах. Однако, если приглядеться к ним ближе, то выясняется, что в них обе стороны не считают фактами одни и те же «факты» и в особенности не принимают в качестве свидетельств одни и те же «свидетельства». «Термины эти неоднозначны именно в той мере, в какой отличны друг от друга оба противостоящих мнения. Потому что в рамках двух различных концепций один и тот же набор опытных данных приобретает форму различных фактов и различных свидетельств». В гуманитарных науках положение еще более сложное, тем не менее, следует стремиться если не к единой философско-методологической основе, то хотя бы к возможности понимать и признавать взгляды друг друга.  В качестве одной из альтернатив вышеупомянутым философско-мировоззренческим концепциям, устраняющим Бога из своего поля зрения, мы можем выделить для рассмотрения религиозное знание , точнее ту его часть, которая содержит сведения об устройстве мироздания и о наиболее общих законах бытия. Эта часть религиозного знания в теоретически оформленном виде является теологией и религиозной философией. (Она же присутствует и в обыденном сознании верующих, но сейчас нас интересует больше религиозное знание как объясняющая мир теория). В составе религиозного знания имеются как получившие религиозное осмысление факты и теории естествознания (например, красное смещение галактик и теория Большого взрыва как свидетельства в пользу сотворения мира), так и утверждения о мире, считаемые богооткровенными истинами (учение о сотворении человека, о бессмертии души и загробном воздаянии). В какой мере эта часть религиозного знания отражает объективную реальность ? Разумеется, не в том смысле, в котором всякий текст или высказывание (включая и миф, и бред больного, и детский лепет), кроме бессмысленного набора случайных букв или звуков в какой-то мере , опосредованно отражает реальность, не может быть абсолютно инаковым по отношению к действительности. Речь идет не о трактовке религиозного знания в духе вышеприведенного высказывания Энгельса, а о том, что, поскольку не-бытие Бога не может быть научно доказанным, содержащаяся в религиозном знании гипотеза о бытии Бога может оказаться истинной. В какой мере может и может ли эта часть религиозного знания рассматриваться наряду с научными теориями (гипотезами) об устройстве бытия или даже в качестве одной из них, если они сопоставляемы по мере адекватности описания действительности? Нам представляется, что в данной сфере познания эффективность подразделения теорий и знания на «научное» и «вненаучное» не вполне правильна ввиду крайней сложности демаркации. Гораздо точнее ставить вопрос о доле объективного знания в той или иной теории, о мере ее соответствия реальности.

http://bogoslov.ru/article/390301

Возврат творения к Богу через страдание совершается сам – как все вообще – в самом Боге. Это есть вечное общее откровение, содержащееся в конкретно-положительном христианском откровении о страдающем, приносящем себя в искупительную жертву за грех мира Богочеловеке. Само собою разумеется, что и это не должно пониматься как рациональное «определение» существа и жизни Бога, как адекватное и исчерпывающее раскрытие его неисповедимой тайны; и из всех рациональных богословских «теорий», быть может, самой жалкой, беспомощной – и самой кощунственной – оказывается рациональная теория «искупления». Здесь достаточно сказать одно: поскольку мы вообще в состоянии отдать себе умственный отчет в этой непостижимой реальности, мы должны и здесь мыслить ее по принципу антиномистического монодуализма. Бог пребывает в вечно отрешенном, трансцендентном, блаженном покое (или, точнее, есть этот покой) и одновременно все же соучаствует в мировом страдании, «берет» его «на себя», сопереживает всю трагедию мирового бытия и именно в этом проявляет свое существо как осмысляющего первооснования и первоначала всяческого бытия. Или, еще точнее: Бог «сам по себе» не есть ни то, ни другое – как он вообще не есть никакое «то или другое» – и только в нашем человеческом приближении есть антиномистическое единство того и другого. Только в этой непостижимой и неисповедимой форме он есть абсолютное совершенство, и мы находим в нем блаженную вечную родину – нашего «я» и мирового бытия. e. Итоги рассмотрения проблемы зла Этим открывается связь между тем λογισµος νϑος, «неправомочным умозрением», с помощью которого мы постигаем сущность и возникновение зла, и усмотрением укорененности всего бытия в Боге. Как преодоление зла в сознании виновности, так и претерпевание страдания – будучи возвратом к Богу – основаны оба на нашем бытии в Боге. Поскольку мы видим вину и страдание в этом свете самого Бога – в свете абсолютной любви, – совершается то невозможное, что всякое зло оказывается действительно преодоленным, обличается как обманчивая иллюзия – не существует больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ne...

Как не надо читать Чехова со школьниками Представьте, что врач одним набором действий должен лечить и понос, и золотуху, и перелом ноги. Смешно? А у нас в школе именно так 22 сентября, 2015 Представьте, что врач одним набором действий должен лечить и понос, и золотуху, и перелом ноги. Смешно? А у нас в школе именно так Толстой, Чехов, Достоевский – стоит ли произведения русских классиков изучать на уроках литературы? Ведь затрагиваемые в них вопросы далеки от реалий и небольшого жизненного опыта школьников. Может, заменить их на приключенческие романы? О формировании школьной программы рассуждает Сергей Волков, главный редактор газеты «Литература», учитель словесности московской школы 57. Почему у ребенка возникает ощущение – «я люблю читать, но мое чтение не связано с уроками литературы, где я обязан проходить то, что меня не трогает»? На мой взгляд, чем более гибкими будут механизмы формирования программы, тем точнее мы сможем приблизиться к запросам конкретного человека. Сергей Волков Если на всю страну будет написана одна программа, один учебник, тогда достучаться до каждого отдельного ребенка станет гораздо сложнее. В конкретных условиях, с конкретными учителями и учениками те или иные произведения могут «не работать». Потому учителям необходима определенная свобода в выборе произведений для программы. А дальше уже всё зависит от адекватности учителя. Формирование школьной программы – очень сложное дело. Дети все разные, и нужно составить список произведений, который дал бы пищу для ума и сердца этих разных детей. И при этом еще выполнял бы важную общую функцию – содержал в себе ключевые произведения нашей литературы, такие, например, как «Капитанская дочка», которые необходимо прочесть всем, кто говорит по-русски. На такие произведения русская литература богата, и этим мы можем по-настоящему гордиться: не каждая национальная литература способна наполнить школьную программу с первого по одиннадцатый класс. Мы же не просто можем программу наполнить, у нас еще за бортом уроков много всего остается. Плюс есть произведения зарубежной литературы, которых тоже много и с которыми детей тоже нужно знакомить.

http://pravmir.ru/chehov-v-shkole-razgov...

На минувшей неделе предводитель «секты воскресителей», чья зловещая фамилия уже стала нарицательной, получил одиннадцать лет тюрьмы. «Второе пришествие Иисуса Христа», бог-отец, сын и дух в одном флаконе… Фото: ИТАР-ТАСС …а также просто Григорий Петрович Грабовой, стал мировой знаменитостью после того, как Ваш покорный слуга вместе с фотографом Сергеем Каптилкиным в ноябре 2004-го обнаружил в оцепеневшем от ужаса городе Беслане очень странных людей. В их руках были книжечки с надписью «Грабовой», они называли себя «педагогами» и приставали к людям, предлагая им что-то такое, что и осмыслить-то сразу было невозможно. Да, да, вернуть вашего ребенка. Он воскреснет. Как? Да очень просто. Надо просто сесть на поезд, поехать в Москву, записаться на прием к Григорию Петровичу. Да, и деньги не забудьте. 39500 рублей. Это не бизнес, нет – просто в этих цифрах заложена мистическая формула. Если вы их не заплатите, воскрешение не сработает, ага. Таких, как они, писатель Стивен Кинг очень точно обозвал «пожирателями надежд». Для того, чтобы изолировать от граждан России всего одного «пожирателя», в одних только «Известиях» вышло с десяток публикаций, потом к нашему расследованию присоединились почти все крупные российские СМИ – наконец, в нокдаун секту отправила «Комсомолка», совершив «контрольную закупку» по очень хитрой схеме. Дизайнеры газеты смастерили фоторобот заведомо несуществующего человека. Грабовой не моргнув глазом фоторобота воскресил – на том и погорел. Как только гуру оказался за решеткой, в милицию один за другим пошли те, кто от него пострадал. В итоге следствие выявило и доказало в суде 11 эпизодов мошенничества. По году тюрьмы за каждую проглоченную надежду. По-моему, нормально. Я, между прочим, от Грабового тоже пострадал. Морально. Как говорил Остап Бендер, занимаясь этим делом, я потерял веру в людей. Точнее – в их адекватность. Впору потребовать компенсацию. До ноября 2004-го года я жил, исходя из того, что люди в массе своей всё-таки существа разумные. С тех пор я увидел очень много сумасшедших. Я узнал, что они готовят еду, работают на атомных станциях, оперируют людей. Как жить после этого, я не знаю.

http://pravoslavie.ru/36874.html

Иными словами, в ходе подобных незамысловатых рассуждений выявляется логическая необходимость для корректного осмысления места России в мире и в истории, следует составить адекватное представление и о таком феномене, как Европа. Географически Европа – это часть света, которая, однако, не является одновременно и континентом, отличаясь этим от Африки или Австралии. Часть света – понятие из области географии, но применительно к Европе и Азии географический фактор сам по себе не служит основанием для их разграничения, потому что Европа – это только большой полуостров на западе Евразийского материка. Европу и Азию различают не из-за географии, а из-за истории, а еще точнее, ввиду принадлежности их к разным цивилизациям. Но поскольку топонимы «Европа» и «Азия» включены в географический контекст, а география принуждает к картографической однозначности, граница между ними проводится с такой определенностью, которая не совпадает вполне с более зыбкими границами между цивилизациями, а только отчасти соотносится с ними. Впрочем, эта граница не оставалась неизменной на протяжении веков: в древности ее проводили по Танаису (Дону), в Средневековье – по Волге, в Новое время проводят по Уральскому хребту, реке Уралу, Каспийскому морю и затем – по Большому Кавказскому хребту. Но тенденция к смещению этой границы – к экспансии Европы за счет Азии – продолжается и в наши дни; по меньшей мере, об этой тенденции свидетельствует такой международно-политический акт, как прием новообразованных закавказских и среднеазиатских государств в европейские организации. Есть логика и в том, чтобы протяженность Европы в широтном направлении измерять не четырьмя, как это общепринято было недавно, а двенадцатью часовыми поясами, полагая ее восточным пределом не Урал, а российские берега Тихого океана. Такие перемещения границы между Европой и Азией не обусловлены смещениями континентов или иными геологическими катаклизмами; за ними стоят явления религиозного, политического, социального, иными словами – исторического характера. Рассматривая вопрос с этой точки зрения, следует уточнить, что односторонняя экспансия Европы на восток в области географической номенклатуры не отражает адекватно реальный исторический процесс, который демонстрирует, скорее, пульсирующий ритм перемещений действительной границы между европейской и азиатскими цивилизациями, так что не раз в истории она смещалась и в обратном – западном – направлении; по меньшей мере, так было во времена Чингисхана или Магомета Завоевателя, при преемниках которого Азия дважды продвигалась до самой Вены. А почти за тысячу лет до закончившейся поражением осады Вены османскими полчищами вооруженная экспансия Азии в Европу велась с юга, из Африки, и остановлена была в сердце современной Франции, под Пуатье.

http://pravoslavie.ru/31669.html

Ведь каждый, кто хоть чуть-чуть понимает в этом вопросе, знает, что никакого вклада в общее употребление наркотиков и проблему наркомании в стране медицинский оборот наркотиков не вносит. Вот чем в первую очередь должен заняться новый (или старый) министр здравоохранения, — сделать адекватное обезболивание и психотропную терапию неограниченно доступными для всех нуждающихся как в домашних условиях, так и в больницах. Государству — максимально удалиться из медицины Михаил Ласков Михаил Ласков, онколог, гематолог, руководитель Клиники амбулаторной онкологии и гематологии Первый приоритет — вложения в людей, оплата зарубежных ординатур/резидентур с обязательством вернуться и работать в России при условии достойной оплаты труда (заранее известной). Один врач, прошедший европейскую ординатуру стоит трех аппаратов ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная томография совмещенная с компьютерной томографией).   Однонедельной или даже месячной стажировки никогда не достаточно, надо накопить критическую массу людей с иным мышлением. сломать советскую культуру (точнее построить новую на ее месте). К этому же относится оплата работы на международных конференциях, обязательные экзамены и обучение английскому (как международному языку медицины). Второй приоритет — государству максимально удалиться из медицины и привести в порядок законодательство. Здесь необходимы действительно независимые профессиональные сообщества (независимые не только от государства, но и от фармацевтических корпораций),  единые правила игры, выравнивание тарифов на медицинскую помощь и их очеловечивание, то есть приведение в соответствие к реальной стоимостью лечения. Допуск частных игроков на рынок, в т.ч. и путем приватизации медицинской инфраструктуры Третий приоритет — образование пациентов, а пациенты — это как раз все население страны. В мои приоритеты не попало ни импортозамещение, ни обеспечение лекарствами, ни оборудование, ни собственные разработки. Эти вещи тоже где-то важны, но самое главное именно то, о чем я сказал выше.

http://pravmir.ru/milliardyi-ot-pravitel...

Я занимаюсь исторической публицистикой уже 30 лет. Она прошла большой путь, и сегодня подошла к тому новому рубежу, а некоторые работы за него уже уверенно вышли. Сегодня мы, наконец-то получаем ответы, причём вполне внятные ответы, на серьезнейшие вопросы. Такие как: Почему произошла революция, или, точнее, революционные события именно февраля и, как следствие, октября 1917 года? Что такое «Непрерывность» истории государства российского? Что произошло с Царской семьей? Почему случилась братоубийственная Гражданская война? Как мы выстояли Великую Отечественную? Это вопросы близкие к сакральным, они сегодня ставятся на разных уровнях. Даже на самом высоком. На уровне страны-цивилизации. Президент говорит о распаде Союза ССР как о крупнейшей геополитической катастрофе ХХ-го века. Что такое Русская православная цивилизация? На эти вопросы и вызовы нужно соответствующий ответ давать. Ярко, доходчиво, публицистично, демонстрируя высокое профессиональное телевизионное мастерство, уверенно конкурируя в эфире с коммерческим показом, предлагая нравственный ракурс и христианскую интерпретацию. Ещё одно важное замечание… Сегодня, как мне кажется, мы чётко понимаем, что уровень национального достоинства за последние пять лет сильно, я бы сказал, неожиданно для некоторых, вырос. Это и «крымский консенсус», и георгиевская ленточка, это Бессмертный полк, Олимпиада в Сочи, и, кстати, Чемпионат мира по футболу, Крымский мост… Это и наши действия в Сирии. Этому возросшему достоинству, самоуважению, или, по Пушкину, самостоянию, нужно давать и соответствующий экранный ответ. В том числе со стороны православных кинематографистов. Не всегда наши коллеги могут подняться на второй, третий, на такой уровень, чтобы, как Святейший Патриарх нас учит, различать духов. Я цитирую, «чтобы уметь отделять шум от сигналов», предлагать смыслы. И могу добавить, что наша задача с вами правильно эти смыслы транслировать. Чтобы мы были не просто услышаны аудиторией, но адекватно поняты и восприняты. Мы должны укреплять мировоззрение, которое сегодня должно восторжествовать в нашей стране, понимая под каким ударом мы находимся. Через эту призму мы, жюри, и стараемся, я лично, по крайней мере, так и оценивать художественную и публицистическую составляющая представленных на конкурс работ.

http://radonezh.ru/2018/12/01/nashe-obsh...

Но сначала — несколько пояснений о том, как историки вообще работают с такими свидетельствами, а точнее говоря, с источниками. Целью историка является составление, насколько это возможно, полной и многогранной исторической картины. Поэтому историк не может удовлетвориться мнением только одного древнего автора — он должен стремиться отыскать все  существующие свидетельства. Кроме того, важно учитывать убеждения автора, его мотивацию и контекст его высказывания. Ведь о каких-то невыгодных для него или не соответствующих его взглядам моментах он мог сознательно умолчать, а какие-то, напротив, педалировать с полемическими целями. Только сопоставляя разные мнения, можно получить более или менее адекватную картину. Наконец, всегда нужно смотреть, насколько далеко отстоят события от времени их описания. Ведь если такой зазор минимален, если автор был очевидцем или писал со слов очевидцев, его свидетельство гораздо более ценно, чем мнение, высказанное несколько веков спустя и опирающееся на длинную цепочку пересказов (тут велик риск своего рода «испорченного телефона»). Начнем с событий 391 года. О разрушении храма Сераписа и сопровождавших это событие столкновениях между христианами и язычниками повествуют как языческий автор Евнапий (около 346–414), так и церковные историки Руфин Аквилейский (около 345–410), Сократ Схоластик (около 380–439) и Созомен (около 400–450). Как видим, все эти авторы имели возможность в своих свидетельствах опираться на рассказы непосредственных участников событий. В первую очередь отметим, что столкновение 391 года было далеко не первым конфликтом между христианами и язычниками в Александрии. Подобного рода столкновения были чрезвычайно характерным явлением в жизни многих позднеантичных городов, но в Александрии противостояние язычников и христиан было особенно острым и часто заканчивалось кровопролитием. Так, в 361 году языческая толпа растерзала здесь арианского епископа Георгия. Кстати сказать, в первые три века новой эры гонения на христиан инициировались зачастую не властями империи, а агрессивной толпой. В IV–V веках борьба шла не только между христианами и язычниками, но и между христианами и иудеями, а также и среди самих христиан: между православными и еретиками (в IV веке — арианами, в V веке — монофизитами).

http://foma.ru/pravda-i-lozh-agoryi.html

На фоне нежелания либералов разработать приемлемую для народа программу очки набирают представители ура-патриотического и ультра-консервативного лагеря. Это другая опасная идеологическая крайность. Последние два года звучит множествоагрессивных антизападных и антиукраинских призывов. Идет циничная игра на великодержавных чувствах россиян, и потому ни в коем случае нельзяподдаваться ура-патриотической истерике. Россия прошла горький опыт внешнеполитической конфронтации и пресмыкательства перед Западом. Сейчас настала пора новых тяжелых испытаний. Однако накопленного опыта должно хватить, чтобы принять на вооружение адекватную стратегию. Опыт Китая и Индии демонстрирует, что Россия может отстаивать национальные интересы без ущерба отношениям с западными странами. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 83. Ответ на 77., Георгий: Согласен с Вами. Здесь уже не раз говорилось, что у российского руководства нет последовательной внешней политики. Точнее, эта политика строится на реакции к мировым событиям, а не на собственной, государственной концепции развития и безопасности. Неплохо бы знать, что всякая государственная концепция строится на понимании своего места и роли, на обязательной реакции на к окружающему миру. Не надо сплетни собирать по форуму " Здесь уже не раз говорилось " . Вот прямая ссылка - http://www.kremlin.ru/supplement/424 " СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ ДО 2020 Г. " 82. Ответ на 76., Олег В: На мой взгляд, писать об исторических событиях нужно, но безконечно спорить о своих историко-политических предпочтениях безполезно -, они формируются из генетически личного опыта каждого человека, и меняются в ходе тех событий, которые постоянно нам преподносит сама жизнь. А тут и спорить нечего. Для начала надо хотя бы немного знать эту историю. Затем понимать, что революционизация российского общества разрушала Великую Российскую Империю, русскую православную традицию,способствовала насильственному свержению законной власти - самодержавия. То есть, изначально имела преступный замысел.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010