Это свидетельство положительно и ясно оправдывается некоторыми свидетельствами Деяний и посланий апостольских. 1) В книге Деяний апостольских говорится, что ап. Петр, после того как Ангел освободил его из темницы, пошел прямо в дом матери Иоанна, называемого Марком, рассказом о своём освобождении успокоил собравшихся там для молитвы за него и поручил им дать знать об этом Иакову и братьям. Почему ап. Петр отличает Иакова пред прочими апостолами, бывшими тогда во Иерусалиме, и даже самою Материю Господа, жившею тогда в доме ап. Иоанна Богослова? Конечно, все апостолы и Богоматерь принимали живое участие в судьбе ап. Петра. Но ап. Петр поручает о своём освобождении известить только Иакова ( Деян.12:11–17 ). Чтобы это значило, как не то, что Иаков был предстоятель, епископ Иерусалимской церкви, которому надлежало ведать и распоряжаться в церкви всем? Он пригласил церковь Иерусалимскую к молитве за ап. Петра; ему же было прилично и отменить этот подвиг. 2) Что ап. Иаков был епископом Иерусалимским, это видно из его действий на апостольском соборе, на котором он, будучи один из семидесяти, председательствовал и подал последний голос, который был принят всем собором как правило, закон, каковое правило и сообщено было антиохийской церкви ( Деян.15:13–22 ). Председательство на апостольском соборе во Иерусалиме и решающее значение голоса Иакова по вопросу, обсуждавшемуся на соборе, нельзя объяснить ни чем иным, кроме того, что Иаков был епископом Иерусалимской церкви. 3) В двадцать первой главе Деяний апостольских говорится, что ап. Павел, по прибытии во Иерусалим, на другой же день явился к Иакову, к которому потом собрались все пресвитеры для рассуждения о том, как ап. Павлу вести себя во Иерусалиме. Что заставило ап. Павла явиться к Иакову, почему, именно, к Иакову собираются пресвитеры для рассуждения о деле, имевшем отношение к благосостоянию церковному? Этого нельзя иначе объяснить, как именно тем, что ап. Павел явился к Иакову, как предстоятелю Иерусалимской церкви, почему к нему же, как своему иерарху собираются на совещание и все его помощники, пресвитеры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если бы значение Иерусалима сохранилось, то легенду пап о их «Петровом наследстве», наверное, не захотели бы слушать и в самом Риме. Эти наши взгляды на источник и претензии папства признает истинными весь мир, кроме самих римо-католиков (они находятся под внушением своей веры). Все же мы должны обосновать их на некоторых исторических данных, чтобы конкретнее познать дух Римской Церкви. Из данных, находящихся в Деяниях Апостолов и в посланиях ап. Павла (особенно в послании к Галатам), вполне убедительно и отчетливо видно, что ап. Петр не был первым епископом Рима и вообще не мог быть римским епископом. Римскую Церковь основал ап. Павел и был ее первым епископом. А когда ап. Павел оставил Рим, то поставил там епископа, как это он делал везде. Апостолы Иаков, Петр и Иоанн условились с ап. Павлом и Варнавой ( Гaл. II ), что они оставляют за собой проповедь Евангелия в среде «обрезания», т. е. в Палестине, где евреи жили в компактной массе и где действительно видим ап. Петра в его апостольствовании, а Павел и Варнава должны были апостольствовать между язычниками. Итак, хотя ап. Петр и умер в Риме, и хотя бы он действительно был монархом в Церкви Христовой, как этого хочется папам, то он умер бы в Риме как «палестинский епископ», а не как «римский». Значит, римские епископы в этом случае никак не могли бы унаследовать монархической власти ап. Петра, потому что власть никакого монарха не переходит на начальника этого чужого города, где случайно умер какой-нибудь монарх. Поэтому римская легенда фальсифицирует историю, утверждая, чго ап. Петр был первым римским епископом да еще в продолжение 25 лет. Но если бы Иерусалимская Церковь знала, что ап. Петр является церковным монархом, пустила ли бы она его в Рим, чтобы он передал языческому Риму «божественный примат», отняв это достоинство от Иерусалима? Назначили ли бы в таком случае иерусалимским епископом ап. Иакова, брата Господня, а не Петра? Разве до 70 г. весь христианский мир признавал «матерью всех Церквей» Рим, а не Иерусалим?.. Легенда пап об их «Петровом наследстве» полна грубых и резких противоречий уже в самом своем корне!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

69 Даже в посланиях ап. Павла можно находить некоторые данные, подтверждающие кратковременность пребывания ап. Петра в Риме и опровергающие мнение римских богословов о 25-ти летнем пребывании его в Риме. Так, в послании ап. Павла к Римлянам, отправленном в 58-м году, ничего не упоминается об ап. Петре, которого, следовательно, не было в Риме. Самый даже факт отправления послания в Рим свидетельствует об отсутствии в последнем ап. Петра; потому что излишне было бы присылать наставление к тем, между которыми на лицо находился апостол. Далее, в посланиях ап. Павла, писанных им из Рима – к Ефесеям, к Филипписеям, к Колоссаям и к Филимону – в числе приветствующих римских христиан нигде не упоминается имени ап. Петра; отсюда ясно, что последний не находился тогда в Риме. Послания же ап. Павла, отправленные из Рима к разным обществам и лицам христианским, написаны были им около 61–64 года. Между тем, в 67-м году ап Петр уже умер; следовательно, пребывание ап. Петра в Риме падает на последние годы его жизни. Если же Рим гордится тем, что в нем умер ап. Петр, и вследствие этого требует себе особенных преимуществ пред другими церквами, то в силу такой логики должно отдать преимущество Иерусалиму, так как в нем умер Сам Господь. 71 Вот подлинные выражения ватиканского декрета касательно непогрешимости папы: «Мы (Пий IX-й), неуклонно следуя преданию, идущему от начала веры, для славы Спасителя нашего Бога, для возвышения католической веры и спасения христ. народов, по благоизволению св. собора, учим и определяем, что такое есть богооткровенный догмат: когда римский первосвященник говорит ex cathedra, т. е. когда, исполняя обязанности пастыря и учители всех христиан, в силу свойственной ему верховной апостольской власти, он определяет обязательное для всей церкви учение веры и благочестия; то при божественном содействии, которое уготовано в лице блаженного Петра, он обладает той непогрешимостью, какой божественный Искупитель благоволил наделить Свою церковь относительно определения предметов, касающихся веры и нравов. Посему таковые определения римского первосвященника не могут подлежать изменению уже сами по себе, а не вследствие согласия церкви. Если же кто-либо, чего Боже сохрани, возымеет дерзости противоречить этому, да будет анафема!»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obl...

Перейдя в христианство со значительным запасом юдаистически-фарисейских традиций, унаследованных не от одного поколения предков и всосанных с молоком матери, иудео-христиане не скоро могли отрешиться от прирожденных привычек, чтобы склониться на сторону христианского взгляда касательно пищи. Столкновение из-за пищи там или здесь, при таких или других обстоятельствах, должно было произойти и произошло. Ап. Петр, наученный опытом и указанием свыше при обращении Корнилия ( Деян.10:14 ), придя в Антиохию и, быть может, нашедши там некоторых иудео-христиан, которые успели проникнуться духом христианской свободы относительно пищи, «ел вместе с язычниками». Очень может быть, что под этим видом общения (общего стола) ап. Павел разумеет вообще свободное обращение Петра с христианами из язычников при всяком столкновении с ними 128 . Очень вероятно, что ап. Петр при всяком удобном случае вступал в близкое общение с христианами из язычников. Как бы там ни было, но ап. Петр допустил такое обращение с христианами из язычников, которое, по иудейскому представлению, считалось незаконным даже с прозелитами, если они не обрезаны ( Деян.11:2–3 ). Иудеи могли даже думать, что ап. Петр совсем перестал держаться левитских запрещений относительно пищи, так как при общем столе с людьми, несвязанными предписаниями закона, невозможно было воздержаться от нечистой по закону пищи. Неизвестно, долго ли продолжалось такое свободное поведение ап. Петра. Ап. Павел, не говоря об этом, сообщает, что Петр прекратил такое поведение, когда пришли «некоторые от Иакова». Как и почему в Петре произошла перемена, остается неизвестным. Ап. Павел говорит толъко, что, «когда пришли некоторые от Иакова, Петр стал таиться и устраняться (πστελλε κα φριζεν αυτν), опасаясь обрезанных». Ап. Павлу в настоящем случае не было нужды выяснять подробно те побуждения, которые заставили Петра лицемерить. Для него важно было то, что поведение Петра никак нельзя назвать одобрительным, не заслуживающим порицания. Из рсссказа видно, что ап. Петр сам сознавал неправоту своего поведения: он «уединялся и скрывался». Ему, с одной стороны не хотелось слышать упреков от пришельцев из Иерусалима, которые без сомнения были предубеждены против общего стола с необрезанными, с другой, – он не желал, чтобы его поведению подражали прочие иудео-христиане, которые вели себя свободно вместе с ним относительно пищи. Действуя подобным изменчивым образом, ап. Петр, очевидно, действовал вопреки своей совести, желал угодить и тем и другим: иудейским пришельцам он не желал показаться отступником от закона, а иудео-христианам Антиохии не хотел открыто признаться в том, что он неправильно поступал, потому что сам сознавал правоту своего свободного поведения (12).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Примечание. Многие западные толкователи, считая ап. Иакова, Иуду, Симона и Иосию сыновьями Алфея или Клеопы и отожествляя ап. Иакова, брата Господа, с Иаковом Алфеевым, апостолом из 12, и ап. Иуду, брата Господа, отожествляют с Иудой, апостолом из 12, который по ним в евангелии Лк. 6:16 и Деян. 1:13 называется Иудой Иаковлевым, а в евангелии Мф. 10:3  – Леввием, и в ев. Мк. 3:18  – Фаддеем (и оба раза вместе с братом своим Иаковом Алфеевым), который, наконец, в евангелии Ин. 14:22 отличается от Иуды предателя. То обстоятельство, что он, как и его отец, имел несколько имён, говорят, было обычным явлением. Православная Церковь признаёт ап. Иуду за одного из 70 апостолов и память его празднует 19 июня. 2. Читатели послания Своих читателей апостол называет „возлюбленными Богом, званными и сохранёнными для Иисуса Христа» (1 ст.), но не указывает страны, где они жили. На том основании, что изображаемые в послании лжеучители описываются апостолом частью подобно тому, как изображаются лжеучители и хулители во втором послании ап. Петра, частью, как изображаются Николаиты и Валаамиты в Апокалипсисе ( Откр. 2:14 ), некоторые толкователи думают, что ап. Иуда писал своё послание к тем же христианам, что и ранее ап. Пётр, а впоследствии ап. Иоанн, т. е. христианам из язычников в Малой Азии. Другие же думают, что послание было написано к христианам Палестины и отчасти Сирии, так как 1) лжеучители с характером антиномистическим, – считавшие для себя всё позволительным и христианской свободой прикрывавшие свою безнравственность, служение плоти, – были в то время не только в Малой Азии, но и в Македонии (см. Фил. 3:17 ), а следовательно, могли быть и в других церквах, в Палестине и Сирии, 2) так как ап. Иуда говорит о лжеучителях, уже появившихся в Церкви 420 , и, следовательно, мог речи ап. Петра применить также и к другим лицам 421 , и 3) наконец, так как вероятно, что ап. Иуда проповедовал, главным образом, в Палестине, где у него и остались дети и внуки. 3. Содержание послания, время и место написания, характер и подлинность его

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

I:15–16). В этом великом деле участвует вся Церковь , предизбравшая двух кандидатов (23), а окончательное избрание совершает не ап. Петр, а Сам Бог (24–26). Первую речь к иудеям по сошествии Св. Духа на апостолов, правда, держит ап. Петр, значение чего будет указано ниже, но Дееписатель, сказав – «став Петр», добавляет: «с одиннадцатью» (2:14), тем указывая на одинаковое достоинство и власть учительства и в первом акте его проявления всех одиннадцати апостолов с ап. Петром. И в этот день, можно полагать, говорил не один ап. Петр, но равно и остальные апостолы (2:4), почему и слушавшие речи обращаются с вопросом – «что нам делать, мужие братие?» (2:37) не к одному Петру, а ко всем апостолам. Уверовавшие пребывали в учении не одного ап. Петра, а всех апостолов (2:42). Это достойно особого внимания, ибо первым актом учительства и обращения верующих была положена основа Церкви, которую, наравне со ап. Петром, составили и другие апостолы, первые духовные бревна стен Ее. И в дальнейшей деятельности апостольства ап. Петр не выделяет себя из среды апостольской. В повествовании об исцелении хромого от рождения, Дееписатель говорит: «Петр с Иоанном, всмотревшись в него (хромого), сказал: взгляни на нас»(3:4). И хотя с словом исцеления к хромому обращается ап. Петр, но в самом акте исцеления он себя не отделяет от ап. Иоанна (3:12). В дальнейшем, по поводу этого же чуда, выступает не один ап. Петр, слова которого передаются в Деяниях, но держит речь к иудеям и ап. Иоанн (3–12). Почему и начальники иудейские со словами прещения обращаются не к одному Петру, если бы он был один ответственным руководителем происходившого, но к двум, действовавшим с одинаковым правом (4,6,13:17–21), как и все другие апостолы (33). Если бы для свв. Апостолов представлялась нужда, как завет своего Учителя, в земном возглавлении себя, то трудно было бы им подыскать для кого-либо другого в своей среде в воле Спасителя хотя бы равносильное основание тому, какое дано в этих предсмертных словах Искупителя любимому Им ученику, Иоанну Богослову.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Глава 4 Множество уверовавших. Взятие апостолов под стражу 1–4 Апп. Петр и Иоанн перед Синедрионом 5–12 Освобождение апп. Петра и Иоанна 13–22 Благодарственная молитва Церкви 23–31 Единодушие уверовавших, общение имуществ 32–37 Глава 5 Анания и Сапфира, их смерть 1–11 Умножение верующих, чудеса апостолов 12–16 Заключение апостолов в темницу 17–26 Запрещение проповедовать о имени Христовом 27–32 Совет фарисея Гамалиила 33–42 II. Гонения на Церковь. Церковь в Иудее, Самарии и Антиохии (VI–XII) Глава 6 Избрание Семи мужей 1–7 Проповедь и арест св. Стефана 8–15 Глава 7 Защитительная речь св. Стефана 1–53 Побиение св. Стефана камнями 54–60 Глава 8 Первое гонение на Церковь , рассеяние верующих 1–4 Проповедь св. Филиппа в Самарии 5–8 Симон Волхв 9–24 Обращение евнуха 25–40 Глава 9 Обращение Савла 1–31 Путешествие ап. Петра. Исцеление Енея в Лидде 32–35 Воскрешение Тавифы в Иоппии 36–43 Глава 10 Обращение Корнилия 1–48 Глава 11 Ап. Петр обосновывает крещение язычника в Иерусалиме 1–18 Ап. Варнава в Антиохии 19–30 Глава 12 Второе гонение на Церковь Убийство ап. Иакова Зеведеева, взятие ап. Петра под стражу 1–5 Избавление ап. Петра из темницы 6–19 Смерть Ирода Агриппы I III. Первое миссионерское путешествие ап. Павла (XIII–XV. 35) Глава 13 Призвание на служение 1–3 Проповедь на о. Кипр 4–12 Проповедь в Пергии и Антиохии Писидийской 13–52 Глава 14 Служение в Иконии 1–7 Служение в Листре 8–18 Возвращение в Антиохию Сирийскую 19–28 Глава 15 Проповедь иудействующих в Антиохии 1–5 Собор в Иерусалиме 6–21 Сообщение соборного решения 22–35 IV. Второе миссионерское путешествие ап. Павла (XV. З6 – XVIII. 22) Размолвка ап. Павла и Варнавы 36–41 Глава 16 Избрание Тимофея 1–5 Служение в Македонии Апп. Павел и Сила в Филиппах а) обращение Лидии 6–15 б) изгнание беса, заключение апостолов в темницу 16–24 в) обращение темничного стража 25–40 Глава 17 Апп. Павел и Сила в Фессалониках 1–9 Апп. Павел и Сила в Верии 10–15 Служение в Греции Проповедь ап. Павла в Афинах 16–32 Глава 18 Ап. Павел в Коринфе. Акила и Прискилла 1–17

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Св. ап. Петр первый начал проповедь Христову перед иудеями. Так в Иерусалиме по сошествии Святого Духа он проповедовал и сей своей проповедью обратил 8000 человек, а затем после исцеления хромого в храме – 5000 человек. Он же положил начало христианской веры и между язычниками, когда крестил римского сотника Корнилия. Иудейский царь Ирод Агриппа, сын Ирода, который судил Христа, и внук того Ирода, который избил младенцев в Вифлееме, воздвигнув гонение на христиан, посадил ап. Петра в цепях в темницу, чтобы затем убить его. Накануне казни апостол спал между двумя воинами. Вдруг явился ему Ангел, толкнул его в бок и сказал: «Встань, оденься и иди за мною“. Петр встал, и цепи спали с него; он оделся и пошел за Ангелом, не понимая, что с ним делалось. Он думал, что это видение. Они прошли свободно первую и вторую стражу, подошли к железным воротам, и те растворились сами собою. Прошли затем улицу, и вдруг Ангела не стало. Тогда ап. Петр понял, что с ним случилось, и от радости воскликнул: «Теперь я вижу, что Господь послал Ангела своего, чтобы избавить меня из рук Иродовых!“ и отправился в дом Марка. Там он нашел много верующих, которые все молились о спасении его, и рассказал им все случившееся с ним. Сотрудником ап. Петра в деле проповеди был евангелист Марк. Апостол Петр обошел все церкви, основанные ап. Павлом в Азии, и везде поставлял епископов 5 . Наконец он пришел в Рим в царствование гонителя христиан Нерона. По просьбе римских христиан ап. Петр хотел удалиться из Рима, но во вратах римских увидел Иисуса Христа, несущего крест, и на вопрос: «Куда, Господи, идешь? – услышал: «Иду второй раз пострадать в Риме». Тогда Петр признал в этом видении указание для себя мученической смерти, воротился в Рим и предал сам себя своим гонителям. Ап. Петр был распят на кресте; но перед распятием он просил распять себя головой вниз, потому что считал себя недостойным, чтобы его распяли так, как был распят Спаситель. Ап. Петр, наравне с ап. Павлом, более всех других апостолов, трудился в деле проповеди христианской, отчего вместе с ним и называется первоверховным. Ап. Петр написал два послания 6 ( Деян.2:8,12 ). Св. ап. Иаков, брат Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

«Пр. Дан» – средовек, в правой руке хартия, левая у одежды, ноги без обуви. «Праотец Нефалим» – старец седой, правая рука у одежды, в левой хартия Гдне», ноги босые. Налево от иконы Богоматери: «Проматерь Ева» – молодая, на ней поверх зелёной нижней одежды красная мантия, руки простёрты, на ногах сапожки. «Праотец Авель» – юноша, в звериной шкуре, правая рука у груди, в левой хартия, ноги без обуви. «Праотец Ной» – седой, в деснице хартия, шуйца у одежды, ноги босые. «Праотец Исаак» – старец, седой, правая рука простёрта, в левой хартия «Почиет благословение», ноги без обуви. «Праотец Рувим» – старец, в правой руке хартия, левая у груди. «Праотец Симион» – средовек, в руках хартия: «Воставит…» «Праотец Завулон» – седой, кудрявый, борода круглая, средняя, шуйца простёрта в рассуждении, в деснице хартия: «Просвтивъ веся (?) гд (?) свтъ». Вне иконостаса у правого от входа столба – заслуживает упоминания список, как можно предполагать, – 17 века, – с чудотворной иконы Иерусалимской Богоматери, по словам И. М. Снегирёва, – «ознаменованный чудотворения во время мора 1771 года» (Дворцовое царское село Измайлово, родовая вотчина Романовых. М. 1892г., стр. 24). На полях иконы представлены: «С Ап. Петр», «С. Ап. Св. Иоанн», «С. Ап. Ев. Лука», «С. Ап. Андрей Пер.», «С. Симон», «С. Ап. Филипп», «С. Ап. Павел», «Св. Ап. Матфей», «С. Ап. Св. Марко», «С. Ап. Иаков», «С. Ап. Варфоломей», «С. Ап. Фома», «Вел. муч. Георгий», «Вел. муч. Димитрий», «С. муч. Логин», «Вел. муч. Меркурий». Икона в серебряной ризе, сделанной в половине 19 века. Внизу иконы надпись: «Молитва Матери Iepycaлuмckoй. Богорадованная Владычица, препрославленная Мати щедротъ и всемилостливая, о всемъ ходатаица, поемъ прилежно раби Твои ко Твоему Божественному предстательству, прибжище и пречудному Твоему образу со припадающе молимся, молитву теплую къ Сыну Твоему и Богу нашему сотвори, о всептая Богородица, да всякихъ болзней и печалей насъ Теб ради избавитъ и грховъ многихъ свободитъ, небеснаго наслдницы ны покажетъ, бо и неизреченное, яко Мати, имаши и вся можеши едина преблагословенная».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

г) выводы по второму путешествию ап. Павла Апостольская проповедь впервые распространяется на европейский континент. Нарастает сопротивление иудеев проповеди ап. Павла, и одновременно закладывается основание для значительного роста христианских общин, составленных преимущественно из язычников. Апостолы впервые входят в прямое столкновение с языческими властями. Семинар 5. Третье путешествие ап. Павла, узы и путь в Рим (Деян. 18. 23 – 28. 31) Домашнее задание Проследите по карте в библейском атласе маршрут путешествий ап. Павла. в книге Деяний и в каких контекстах упоминается крещение Иоанново? Сравните мотивы бунта Димитрия сребреника с мотивами доноса на ап. Павла в Филиппах. сообщение о культе Артемиды в Ефесе (Приложение 16). Заполните таблицу сопоставлений между речью ап. Павла в Милете и Посланиями ап. Павла. Сделайте вывод. Неутомимость проповедника Бескорыстие Поддержка слабых С чем в Евангелии можно сравнить просьбы учеников ап. Павлу, чтобы он не шел в Иерусалим? Агав в книге Деяний (гл. II и 21). Сопоставьте поведение прор. Агава в 21 гл. с символическими действиями древних пророков ( 3Цар 11.29–32 Иер 13. 1 – 11 Иез4, 5, 12 -я гл. и др.). Защитительные речи ап. Павла перед иудеями и перед языческими правителями. Основные мысли. Словарь. Ефес, Крит. Феликс, Фест, Ирод Агриппа II. План семинара Третье путешествие ап. Павла План третьего путешествия. Оканчивая второе миссионерское путешествие, ап. Павел, вероятно, уже готовился к проповедническим трудам в Малой Азии, поэтому взял с собой в Ефес Акилу и Прискиллу с целью оставить их в Ефесе и подготовить таким образом почву для благовестнической деятельности. Уговоры остаться в Ефесе ( Деян. 18. 20 ) в конце второго путешествия – знак, что Господь благословляет проповедь в Асии (ср. Деян. 16. 6 ) Деятельность Акилы и Прискиллы. Аполлос. Аполлос проповедует то, что иудеи рассеяния знали о проповеди Иоанна Крестителя. Наставленный Акилой и Прискиллой, Аполлос послан ими в Коринф, возможно, потому, что он желал принять дар Святого Духа, а в Коринфе была полноценная церковная община под руководством предстоятеля, возлагавшего руки на крестившихся. Двенадцать «учеников», не принявших дар Святого Духа, а крестившихся крещением Иоанновым, по всей видимости, тоже связаны с Аполлосом

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010