—93— Глава II. Спутники Спутники и сотрудники св. Ап. Павла при начале третьего путешествия Сотрудники Ап. Павла и его отношение к ним. – Их сотрудничество. – Возможность быть спутниками св. Ап. Павла в начала третьего путешествия для Тимофея, Тита и второго, не названного по имени, спутника Тита. – Тождество Эраста, οκονμος ’а τς πλεως, с Эрастом – спутником. – Присоединение к спутникам св. Павла Гаия и Аристарха. – Присутствие при св. Ап. Павле спутников в начала третьего путешествия. – Тимофей – любимейший сотрудник. – Природа Ликаонии, родины св. Тимофея. – Отечественный город св. Тимофея – Листра. – Воспитание Тимофея. – Св. Тимофей–христианин и призвание его св. Ап. Павлом к сотрудничеству в апостольских подвигах. – Сотрудничество Тимофея св. Ап. Павлу. – Эраст. – Гаий и Аристарх. – Характеристические черты пятого спутника св. Ап. Павла при начала его третьего путешествия. – Кто именно был этот спутник? Св. Ап. Павел в начале своей апостольской деятельности не имел сотрудников. В дамасских синагогах он проповедовал один 843 ; приобщенный к лику иерусалимских Апостолов и братии, благодаря содействию Варнавы, он тогда также проповедовал без сотрудников 844 ; а в первое время своей антиохийской деятельности он даже сам является в качестве сотрудника св. Ап. Варнавы. 845 – Но по мере того, как, по указанию Божию, постепенно все более и более расширялись пределы деятельности св. Апостола, когда его слово наконец раздалось в многолюдных языческих центрах, когда его —94— проповедь встретила многочисленных врагов, когда ему приходилось иметь постоянно заботу о всех многочисленных, основанных им, церквах, когда, словом, дело его апостольства расширилось до последней степени, он, по естественной необходимости, начинает озабочиваться приисканием для себя достойных сподвижников на трудном апостольском поприще. Так, по особому указанию Божию, в свое первое путешествие он берет Ап. Варнаву, а также и Марка-Иоанна. 846 Когда он вместе с Ап. Варнавой был в Ликаонии, то тут же находились и ο περ Παλον. 847 Когда перед началом второго путешествия приглашаемый им в спутники Ап. Варнава отказался сопровождать его, то он был озабочен приисканием другого сотрудника и, наконец, избрал себе (πιλεξμενος) Силу. 848 Встретив после, во время второго путешествия, Тимофея, он пожелал и его взять с собою (τοτον θλησεν Παλος σν ατ ξελθεν). 849 Встретившись в Коринфе с Прискиллой и Акилой, он приглашает их отправиться с собою на проповедь и делает их своими сотрудниками. 850 Впоследствии число подобных сослужителей св. Павла, как бывших при нем почти постоянно, так и сотрудничавших ему только некоторое время, возрастает до значительного количества. 851 По-ви-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ап. Петр был епископом римским 25 лет, прибыв в Рим после чудесного освобождения из темницы, в которую был заключен Иродом ( Деян. 12, 3, 9 ), в 43 г. по Р. X. Но такое расчисление времени не имеет для себя оснований и несогласно с известиями о проповеди апостола в других странах. Несомненно, что не было в Риме ап. Петра, когда писано ап. Павлом послание к римлянам. И писать бы его не стал св. Павел, если бытам был св. Петр; или, если бы и решился писать по каким-либо важным причинам, не мог бы писать прямо к обществу христиан, без всякого отношения к св. Петру, с которым был в искренних отношениях. Не было его там и до окончания первых уз ап. Павла, ибо иначе он упомянул бы об этом в каком-либо из своих посланий; а он, если пишет что о себе, всегда так говорит, что пребывания в то время другого какого апостола в Риме предположить нельзя. Равно повествование кн. «Деяний ап.» о прибытии Павла в Рим и о деятельности его в течение первых двух лет по прибытии дает основание думать, что Петра не было в Риме даже в начале шестидесятых годов, за 3–4 года до его смерти. Совершенно умалчивая о пребывании Петра в Риме, кн. «Деяний», напротив, подробно говорит о проповедании Петром евангелия в Иерусалиме и в Антиохии, вообще на востоке. По-видимому, он, как апостол обрезанных ( Гал. 2:7 ), проповедовал на востоке очень долго, почти всю жизнь, и для присутствования на апостольском соборе в 51 г., он, по-видимому, не временно приехал в Иерусалим, а в это время еще постоянно жил на востоке. Вероятнее, что в Рим он прибыл в последние годы своей жизни, и уже после первых там уз св. Павла. Но ап. Петр не только не был двадцать пять лет римским епископом, он не был и краткое время епископом римским, ибо епископами назывались местные правители церкви, неотлучно находившиеся при одной своей церкви; ап. же Петр, подобно другим апостолам, утверждал христианство в различных странах, и преимущественно на востоке. Первым римским епископом был Лин. Есть основания предполагать, что в поставлении Лина епископом еще при жизни первоверховных апостолов больше участия принимал ап. Павел, нежели Петр. Ап. же Павел поставил и второго римского епископа – Анаклета, ап. же Петру предание, и то не совсем достоверное, приписывает только поставление третьего римского епископа – Климента. Но даже если бы и все три первые епископы Рима рукоположены Петром и Павлом, или даже одним Петром, то почему именно их следует считать преемниками исключительных полномочий Петровых? Кроме Рима, ап. Петром, или Петром и Павлом вместе, устроены церкви и во многих других местах. Так, в устроении антиохийской церкви оба первоверховные апостолы принимали участия не менее, чем в устроении церкви римской 809 ). Александрийская церковь также основана ап. Петром, и первым епископом был любимейший ученик Петра – ев. Марк. Однако никто не приписывал главенства над церковью ни антиохийскому, ни александрийскому патриарху. Почему же именно римских пап должно считать преемниками Петра и приписывать им главенство?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

в) повсеместный голод при императоре Клавдии ( Деян. 11. 28 ) Сборы в пользу Иерусалимской Церкви по Деян. 11. 29–30; 24.17 ; см.также Рим 15. 25–28 (ср. Деян. 20. 4 – сопровождающие ап. Павла, возможно, делегаты Церквей, назначенные для доставления подаяния в Иерусалим Кассиан]) Богословские и нравственные обоснования денежных сборов в пользу Иерусалимской общины а) пример Македонской Церкви и собственные намерения коринфян (8. 1–4; 9. 2–4) б) пожертвования – подражание образу жертвенного обнищания Самого Господа (8.9) в) совершающему щедрую милостыню Бог пошлет Свои щедрые дары (9. 6–9) г) сбор по силам каждого оказывается взаимопомощью (8. 12–15) д) милостыня объединяет христиан из язычников с иерусалимскими христианами. Она убеждает иерусалимских христиан в том, в христианах из язычников приумножается благодать Божия (9. 12–14) Порядок проведения сборов ( 1Кор 16. 1–4 ) а) еженедельно (в воскресение) каждый должен отлагать по своим возможностям б) после прихода ап. Павла избранные представители общины получают от ап. Павла рекомендательные письма к христианам в Иудеи и доставляют подаяние в Иерусалим в) по возможности, представители общин едут в Иерусалим вместе с ап. Павлом Автоапология ап. Павла (10–12) Общий портрет оппонентов ап. Павла Смысл наименования их «высшими апостолами» (υπερλιαν αποοτωλων; 11. 5; 12. 11) Обвинения, выдвигаемые лжеапостолами против ап. Павла Защита ап. Павлом своего апостольского достоинства а) иудейское происхождение ап. Павла б) превосходство ап. Павла в апостольских трудах в) превосходство ап. Павла в познании и мистическом опыте: Толкования слов до третьего неба Похвала ап. Павла своими немощами. Толкование слов о «жале в плоть» Завершение Послания Троичное благословение. Благодать Господа Иисуса Христа и любовь Бога и общение Святого Духа со всеми (13. 13) Литургическое употребление этого благословения Стихи для узнавания 1 Кор 3. 10–15 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Ап. Павел перед судом Феста а) общие сведения о Фесте (см. Словарь) б) быстрота прибытия к Фесту депутации знатнейших иудеев (буквально через несколько дней после вступления того в должность) говорит о чрезвычайной важности, которую в глазах религиозной верхушки иудейства имело намерение уничтожить ап. Павла в) ап. Павел перед новым прокуратором. В ответ на предложение Феста отправить его в Иерусалим апостол, вполне сознавая вероломство руководителей Синедриона, впервые открыто требует суда у императора в столице империи Ап. Павел перед царем Агриппой а) общие сведения об Ироде Агриппе II (см. Словарь) б) с точки зрения Феста, иудеи не смогли должным образом обосновать своих обвинений против ап. Павла, а то, что они приводят в качестве обвинений, по римским законам таковыми считаться не может, так как касается Богопочитания, т. е., по сути, является внутренним делом иудейства (ср. с ситуацией в Коринфе, описанной в Деян. 18.14–16 ). Фест обращается к Агриппе с просьбой помочь ему в составлении сопроводительных бумаг на узника, отправляемого в Рим, видимо надеясь, что Агриппа, как местный уроженец, сможет сделать это квалифицированнее, чем он сам в) защитительная речь ап. Павла. Особый акцепт на защите учения Христова Путешествие ап. Павла в узах в Италию а) общий обзор маршрута плавания (см. также карту) б) возобновление «мы-отрывков» начиная с Деян. 27. 1 говорит о том, что автор Деяний ап. Лука являлся спутником ап. Павла в этом плавании в) корабль, на котором перевозили ап. Павла («Александрийский корабль»), был обычным торговым кораблем, а не судном, специально предназначенным для перевозки узников. Именно этим объясняется тот факт, что находившиеся на борту очень поздно (27. 38) стали выбрасывать за борт пшеницу г) пророчества ап. Павла о предстоящей буре и о спасении всех плывущих на корабле д) ап. Павел пресекает попытку корабельщиков бежать с корабля (27.30–32). В благодарность апостолу римский сотник спасает и его жизнь, когда воины принимают решение убить всех находившихся на борту узников для предотвращения побегов (27. 42–43)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

В 25 минутах езды на извозчике от юго-западных городских ворот, именуемых «воротами св. Павла», по дороге Остийской, находится загородная церковь во имя св. ап. Павла. Она устроена на месте погребения другого первоверховного апостола – св. Павла. Здесь некогда была загородная мыза, принадлежавшая благочестивой матроне римской Лукине. Когда, в 67 г. по Р. X., по повелению императора Нерона, усекнута была честная глава св. ап. Павла (что последовало недалеко от Рима, в местности, именуемой «у здоровых вод», где ныне стоит загородный монастырь «у трех фонтанов»), то благочестивая Лукина собрала священные останки первоверховного апостола и с честью погребла их на своей загородной мызе. С этого времени мыза Лукины сделалась усыпальницею древних христиан, известною под именем катакомб св. Лукины. Епископ Анаклет (79–91) воздвигнул на месте упокоения св. ап. Павла надгробную часовню его имени, а Константин Великий в 324 г. соорудил вместо оной базилику, которая последующими императорами и епископами римскими была постоянно расширяема и улучшаема. По обширности своих размеров она занимает, после Ватиканского собора во имя св. ап. Петра, первое место в числе всех церквей г. Рима. Главный престол церкви стоит на возвышении, состоящем из пяти ступеней. В передней доске сего престола, т. е. той, пред которою становится священнослужащий, имеются небольшие двустворчатые решетчатые дверцы; для желающих из числа богомольцев они отворяются, и богомолец, заглянув внутрь престола, видит стоящую там гробницу, над которою висят несколько лампад, а на самой гробнице надпись: «Павлу апостолу мученику». В гробнице этой почивают мощи св. первоверховного ап. Павла. Мощи св. ап. Павла, погребенные на настоящем месте Лукиною, покоились здесь мирно (так же, как и мощи св. ап. Петра на Ватиканской горе) до III века. В означенном столетии, когда последовало перенесение мощей св. ап. Петра в катакомбы св. Севастиана (по дороге Аппиевой), одновременно с тем туда же перенесены были и священные останки апостола языков. При папе Корнилии (251–252) мощи св. ап. Павла вновь были отнесены на дорогу Остийскую и положены на прежнее место, где почивают и поныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Павел (Рим 15, 20–22). Когда ап. Павел писал свое послание к римлянам, в Риме еще не была апостольская нога, а между тем в Риме уже была церковь в полном устройстве и действовали разные благодатные дары (12, 6–8), низводимые законной иерархией. Ап. Петр был епископом римским 25 лет, прибыв в Рим после чудесного освобождения из темницы, в которую был заключен Иродом (Деян 12, 3. 9), в 43 г. по P. X. Но такое разчисление времени не имеет для себя оснований. что не было в Риме ап. Петра, когда писано ап. Павлом послание к римлянам. Повествование кн. «Деяний ап.» ο прибытии Павла в Рим и ο деятельности его в течение первых двух лет по прибытии дает основание думать, что Петра не было в Риме даже в начале шестидесятых годов, за 3–4 года до его смерти. Совершенно умалчивая ο пребывании Петра в Риме, кн. «Деяний», напротив, подробно говорит ο проповедании Петром евангелия в Иерусалиме и в Антиохии, вообще на востоке. По-видимому, он, как апостол обрезанных (Гал 2, 7), проповедовал на востоке очень долго, почти всю жизнь. Вероятнее, что в Рим он прибыл в последние годы своей жизни и уже после первых там уз св. Павла. Ho ап. Петр не только не был двадцать пять лет римским епископом, он не был и краткое время епископом Римским. Первым Римским епископом был Лин и в поставлении его епископом еще при жизни первоверховных апостолов больше участия принимал ап. Павел, нежели Петр. Ап. же Павел поставил и второго Римского епископа — Анаклета, ап. же Петру предание, и то не совсем достоверное, приписывает только поставление третьего Римского епископа — Климента. Но даже если бы и все три первые епископы Рима рукоположены Петром и Павлом, или даже одним Петром, то почему именно их следует считать преемниками исключительных полномочий Петровых? Кроме Рима, ап. Петром или Петром и Павлом вместе, устроены церкви и во многих других местах. Так, в устроении Антиохийской церкви оба первоверховных апостола принимали участия не менее, чем в устроении церкви Римской. Александрийская церковь также основана ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Вскоре по возвращении с Апостольского Собора, или, по выражению Дееписателя, «по некотором времени» ( Деян.15:36 ), т. е. чрез непродолжительное время, ап. Павел предложил ап. Варнаве посетить вновь основанные ими Церкви и посмотреть, как протекает их жизнь 42 . Юные малоазийские Церкви, не окрепшие в вере, сильно нуждались в наставлении и в укреплении. В этих целях ап. Павел решил предпринять второе миссионерское путешествие. Избрав себе в спутники Силу, о котором мы уже упоминали, ап. Павел отправился с ним в Сирию и Киликию, везде утверждая юные Церкви. В Ликаонии он опять посетил церковные общины Дервии, Листры и Иконии. В Листре к апостолу присоединился новый спутник, юноша, по имени Тимофей. Родом из Дервии или Листры, он был сыном благочестивой иудеянки Евники и отца-язычника. В христианство Тимофей был обращён, вероятно, ещё во время первого путешествия апостола. Отец его, по-видимому, уже умер, а мать с бабкою Лоидою ознакомили его с детства с Писанием Ветхого Завета 43 . Для того, чтобы проповедь Тимофея была успешной среди иудеев, которых было много в малоазийских провинциях, ап. Павел обрезал Тимофея; это обстоятельство нисколько не стояло в противоречии с только что состоявшимися постановлениями Апостольского Собора, т. к. Тимофей, происходивший по матери от иудеянки, считался иудеем рассеяния. Из Ликаонии ап. Павел, пересекши Фригию, вступил в провинцию Галатию, заселённую кельтами, которые переселились туда в третьем столетии до Р. X. В Галатии ап. Павел основал Церковь , и галаты с радостью восприняли евангельское учение. Проповедь ап. Павла осложнялась тяжелой болезнью его глаз. Оставляя Галатию, ап. Павел был в нерешительности, куда ему направиться с благовестием: на юго-запад – к проконсульской Азии, или на север – в Вифинию. По высшему указанию, апостолу был назначен другой путь, именно через Мизию в Троаду – город, лежавший на берегу Эгейского моря. В Троаде к ап. Павлу присоединился четвертый спутник – Лука. В Троаде ночью ап. Павлу было видение некоего мужа-македонянина, призывавшего апостола просветить светом евангельского учения народы Македонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

в) прощальная евхаристическая трапеза в Троаде. Воскрешение ап. Павлом юноши Евтиха. Свт. Иоанн Златоуст толкует слова апостола о Евтихе: «Не тревожьтесь, ибо душа его в нем» как указание именно на воскрешение из мертвых, а не на некое близкое к смерти состояние, лишь казавшееся окружающим реальной смертью г) прибытие ап. Павла в Милит. Прощальная речь апостола перед пресвитерами малоазийских церквей. Терминологическая проблема. «Пресвитеры» (автор Деяний)/«епископы» (сам ап. Павел). Возможный путь ее разрешения. В ранней Церкви оба термина употреблялись без различия по отношению к обеим подразумеваемым степеням священства, однако это не означает, что в то время между епископами и пресвитерами не было никакого фактического различия в правах и обязанностях. Ап. Павел призывает христиан основанных им церквей к смелому противостоянию всем трудностям и искушениям; в качестве примера для подражания он с полным основанием приводит самого себя. Апостол конкретизирует, какие именно искушения, по его мнению, более всего угрожают новообращенным – это восстание «лютых волков», т. е. лжеучителей иудеохристианского, а возможно, уже и гностического толка. Впервые апостол открыто, перед большой аудиторией говорит о своем предчувствии грозящих ему в Палестине больших опасностей д) христиане в Тире предостерегают ап. Павла против возвращения в Иерусалим. То же самое предостережение звучит из уст Агава в Кесарии. Реакция апостола: готовность умереть за Христа. Спутники апостола, успокоившись сердцем, предают его судьбу в руки Божии Ап. Павел в Иерусалиме 1. Встреча ап. Павла с иерусалимскими братьями во главе с ап. Иаковом и рассказ об успехах проповеди среди язычников. Тревога палестинских христиан из иудеев в связи со слухами о том, что ап. Павел учит «отступлению от Моисея». Возможная связь этой тревоги с изменениями в настрое Иерусалимской Церкви. Если еще несколько лет назад позиции «ревнителей Закона» в ней не были столь сильны, то теперь акценты существенно сместились в сторону соблюдения обрядовых предписаний Ветхого Завета. Предложение ап. Иакова. Для того, чтобы рассеять эти опасения, ап. Павлу следует дать обет назорейства вслед за некоторыми уже давшими его христианами – евреями (ср. Деян. 18. 18 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

почитание материальной К. ап. П. имело, по всей видимости, скорее народный, чем офиц. характер. Маккароне указывал, что Арибон, аббат монастыря Тегернзе (1113-1126), привез из Рима частицы мощей, креста и кафедры ап. Петра (et de kathedra eius - Notae Tegernseenses//MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 1068; см.: Maccarrone. 1980-1981). Копия кафедры ап. Петра (ризница собора св. Петра, Ватикан) Копия кафедры ап. Петра (ризница собора св. Петра, Ватикан) Свидетельство о почитании К. ап. П., хранившейся в базилике св. Петра, относится к XII в. В стихотворении «Contra Lateranenses» (Против латеранцев), включенном в «Описание Ватиканской базилики» Петра Маллия (2-я пол. XII в.), автор, именуя Латеранский собор «синагогой», восхваляет Ватиканскую базилику, в которой хранится чтимая народом К. ап. П. Другие упоминания о реликвии отсутствуют (Codice topografico della città di Roma/A cura di R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1943. T. 3. P. 379-380). В источниках XIII в. о К. ап. П. говорится более подробно. Так, в одной из рубрик рукописи с фрагментами литургических текстов (Paris. Bibl. de l " Arsenal. Ms. 526; изд.: Andrieu M. Le Pontifical Romain au Moyen Âge. Vat., 1939. Vol. 2. P. 50-51) утверждается, что К. ап. П. была установлена в Ватиканской базилике между капеллами Девы Марии и св. Льва (т. е. капеллой папы Адриана I у юго-зап. стены трансепта). Там же упоминается о чуде: во время пожара, возникшего из-за упавшей свечи, деревянная сень, под которой находилась святыня, сгорела, тогда как сама К. ап. П. осталась невредимой. По мнению Ф. Дж. Канчельери, это событие относится к понтификату Александра IV (1254-1261). В XIII-XV вв. место расположения К. ап. П. в базилике менялось; сначала она была перенесена к алтарю св. Анны (сев.-зап. рукав трансепта), затем установлена в капелле Девы Марии, примыкавшей к капелле св. Петрониллы, впосл. перенесена в ризницу храма. С XV в. К. ап. П. ежегодно выставлялась в базилике 22 февр., но традиция была прервана по указанию папы Римского Александра VII (1655-1667).

http://pravenc.ru/text/1683935.html

Петра и Павла; правил Римскою церковью по мнению одних, два года, по мпению других – одиннадцать лет. Некоторые ученые думают, что св. Лин скончался мирно. Память его в Римской церкви 23 сентября, (а также 26 ноября). Св. Лину приписывается составление Истории ап. Петра (именно, повествование о прении апостола с Симоном волхвом. Мученические акты св. ап. Петра и Павла (напечатанные в Bibliotheca Patrum, Париж 1644. t. VII) не принадлежат св. Лину. В церковной летописи архимандрита (епископа) Арсения о св. Лине сказано следующее: «вероятно, в 61 г. ап. Павел рукоположил первого епископа в церкви Римской, св. Лина, своего ученика (Ириней, Contra haereses кн. III, 3 Евсевий, Церк. Ист. кн. III, 2). В 67 г. ап. Петр по свидетельству Тертуллиана (De praescript. 32) рукоположил для церкви Римской третьего епископа (после Лина и Анаклета) Климента; таким образом, выражаясь по Иринею (Против ересей, III, 3), «славнейшие два апостола, Петр и Павел основали и устроили церковь в Риме». Конечно, замечает архимандрит Арсений, Анаклет и Климент были помощниками Лина, или же занимались проповедью слова Божия. Подобно и в Тавромене еще за год пред тем ап. Петр рукоположил Максима во епископа в помощь св. Панкратию. Годом кончины (мирной а не мученической) полагается 79-й (архим. Арсений, Церк. Летоп. 26 и 31 стр.). В богословском Словаре Миня (Dictionnaire cle la Bible, t. Ill, 154) сообщаются такие сведения о св. Лине: «Лин, о котором говорит ап. Павел во 2-м послании к Тимофею (IV, 21), был, по мнению одних, сын Клавдия, о котором упоминается в 21 стихе 4-й главы в 2 посл. к Тимофею. Евсевий, Оптат, св. Епифаний, Августин, Иероним, блаж. Феодорит уверяют, что Лин был непосредственным преемником ап. Петра по Римской кафедре). Он правил церковью 12 лет и несколько месяцев. Апостольские Постановления (VII, 46), говорят, что задолго до смерти ап. Петра, Лин был посвящен ап. Павлом во епископа в Риме. Руфин (Recognotiones. 395) утверждает, что св. Лин и Анаклет при жизни св. ап. Петра и Павла, были епископами (или викариями, помощниками их) и управляли Римскою церковь в их отсутствие и что ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010