Ап. Павел специально уточняет, что у ап. Петра он пробыл около 15 дней ( Гал.1:18 ), тем самым показывая, что за это короткое время не мог ни изучить христианское учение, ни заимствовать его от других апостолов. И за все последующие 14 лет после первого посещения Иерусалима ап. Павел ни разу не был больше во святом Граде, но пошел в страны Сирии и Киликии уже с проповедью нового христианского учения ( Гал.1:21–2, 1 ). 2. Одобрение благовестия ап. Павла «столпами апостолов» (Гал.2:1–10) В подтверждении истинности своего благовестия ап. Павел отмечает его полное согласие с учением всех остальных апостолов. При свидании со «столпами Апостолов» последние не нашли в его благовестии ничего отличного от своего учения. Свидание это состоялось, как уточняет ап. Павел, через 14 лет в Иерусалиме – очевидно, на так называемом Апостольском Соборе ( Гал.2:1 ). 14 лет отсчитывается со времени первого свидания с ап. Петром ( Гал.1:18 ), которое, в свою очередь, было через три года после обращения. Таким образом, если обращение ап. Павла было в 34 г. по Р.Х., то Апостольский Собор был в 34 † 14 † 3 ­­ 51 году по Р.Х. (католические богословы считают, что указанные 14 лет нужно отсчитывать со времени обращения ап. Павла, – тогда Апостольский Собор будет в 48–49 году; однако контекст послания (особенно 2, 1 – «потом через 14 лет опять ходил я в Иерусалим») говорит, что считать следует после первой встречи с ап. Петром). Когда же ап. Павел изложил «столпам Апостолов» свое учение о свободе от Моисеева закона и о спасении благодатью по вере в Иисуса Христа, то и «знаменитые» не возложили на него ничего более, но подали ему «руку общения» ( Гал.2:6–9 ), т. е. согласились с его, Павловым, благовестием, что и подтвердили решениями Апостольского Собора в Иерусалиме ( Гал.2:2 ). Во время Апостольского Собора «вкравшиеся лжебратия» приходила тайно подсмотреть за свободою ап. Павла, решится ли он и здесь, в Иерусалиме, так смело отступать от Моисеева закона ( Гал.2:4–5 ). Но ап. Павел остался принципиальным до конца, несмотря на то, что даже «знаменитые», сообразуясь с местом и временем, иногда дозволяли и в христианстве иудеям держаться своих обычаев. Ап. Павел бескомпромиссно защищал истину благовестия Христа, зная, что всякая уступка иудейским обычаям ведет к ослаблению веры, умалению заслуги Иисуса Христа и что в споре о роли иудейских обычаев, обрядности и закона решается судьба Евангелия и Церкви. 3. Обличение св. ап. Петра (Гал.2:11–21)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Во время этого путешествия ап. Павел провел в Коринфе полтора года. Ап. Павел жил в доме супругов Акилы и Прискиллы. Вслед за ап. Павлом в Коринф пришли из Македонии и апп. Тимофей и Сила. Ап. Павел проповедовал в синагоге и язычникам. Крестил начальника синагоги Криспа (ср. 1Кор 1. 14 ). По обвинению иудеев ап. Павел предстал перед судом проконсула Ахаии Галлиона, но тот отказался разбирать религиозные споры и отпустил ап. Павла. После этого апостол покинул Коринф и из порта Кенхреи отправился в Эфес. Найденная в Дельфах надпись с именем и титулом Галлиона позволяет заключить, что это посещение ап. Павлом Коринфа относится к 51–52 гг. по Р. X. В 2Кор 12. 14 говорится о двух посещениях ап. Павла Коринфа и о его намерении посетить Коринф в третий раз. Ап. Павел навещал церкви в Македонии и Греции во время своего третьего миссионерского путешествия. В Деян. 20. 2–3 говорится, что он провел в Элладе три месяца. «В Деян. 20. 1 рассказ Дееписателя отличается крайней схематичностью, и мы имеем все основания предполагать, что он оставил без упоминания поездку ап. Павла в Коринф, после которой он снова возвратился в Ефес. Эта поездка поставила Апостола перед горестным фактом отпадения от него основанной им Церкви (ср. 2Кор 2. 1 ). Подробностей мы не знаем, но представляется очень вероятным, что он сам подвергся тяжелому оскорблению (ср. 2Кор. 2. 5–10, 7. 12 )» (Кассиан). Переписка ап. Павла с Коринфской Церковыо 1 Кор, очевидно, является ответом на письмо коринфян ап. Павлу (7. 1 и др.). Кроме того, в 1Кор 5. 9 ап. Павел говорит, что «писал (...) в послании – не сообщаться с блудниками». Во 2 Кор ап. Павел неоднократно упоминает некое послание, которое было написано ранее и которое опечалило читателей (2. 3–4, 7. 8, 12, ср. 10. 10). Существует несколько точек зрения на проблему переписки ап. Павла с Коринфской общиной. В 1Кор 5. 9 говорится о предыдущих строках этого же послания, а ссылки на «строгое послание» в 2Кор 2. 3–4 и 7. 8 имеют в виду 1 Кор. Этой точки зрения придерживались древние толкователи – свт. Иоанн Златоуст , Феодорит Кирский , Экумений, Феофилакт. (См.: Феофан, Аверкий).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

45 . НАЗАРЬЕВСКИЙ. И. Послание св. ап. Павла к Филиппийцам. Опыт исагогического и экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1893, стр. 103, 165. 46 . НЕЙЛЬ У. Толкование Послания к Галатам св. ап. Павла. Маш., стр. 127, пер. с англ. 47 . НИКАНОР (Каменский) , еп. Толковый Апостол. Ч. 2–3. Объяснение посланий св. ап. Павла. СПб., 1904–1905, стр. 368, 548. 48 . Его же, Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к Евреям. Казань, 1903, стр. 286. 49 . ОКСИЮК М.Ф. Учение св. ап. Павла об оправдании (Изъясн. Рим.3:21–26 ). Киев, 1914, стр. 58. 50 . ТОЛКОВАНИЕ для пастырей Пастырских посланий апостола Павла к Тимофею и Титу. Пер. с франц. Изд. 2-е, Киев, 1887, VI, стр. 267. 51 . ПОЛЯНСКИЙ П., Первое послание св. ап. Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897, стр. 550. 52 . РОЗАНОВ Н. , Обозрение Посланий святых апостолов. Вып. I, Соборные послания. Вып. 2. Посланий св. ап. Павла, Вып. 3, Апокалипсис. Об откровении святого Иоанна Богослова, М., 1886, стр. 89, 207, 169, 29. 53 . СЕРФО Л., ГАМБЬЕ Ж., Павловский корпус. Пер. с франц. Машинопись, стр. 260. 54 . СМИРНОВ С. К. Значение слова «плоть» (Sarx) в вероучительной системе святого ап. Павла, стр. 307–352. 55 . СТРАХОВ Вл., свящ. Второе послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Исагогико-экзегетическое исследование. Сергиев Посад, 1911, стр. 394. 56 . Его же. Вера в близость «парусии» или Второго Пришествия Господа в первохристианстве у св. ап. Павла. Сергиев Посад, 1914, стр. 54. 57 . ТИТОВ Ф. Первое послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам. Опыт исагогико-экзегетического исследования. Киев, 1893, стр. 289. 58 . ТРОИЦКИЙ М., свящ. Послание св. ап. Павла к Тимофею и Титу, Казань, 1884, стр. 291. 59 . ФЕОФАН (Говоров) еп. Толкование пастырских посланий св. ап. Павла. Изд. 2-е, М., 1894, стр. 654. 60 . Его же, Толкование первых восьми глав Послания св. ап. Павла к Римлянам, Изд. 2-е, М., 1890, стр. 560. 61 . Его же. Толкование IX-XVI глав Послания св. ап. Павла к Римлянам. М., 1890, стр. 412.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Часовня мучеников Валентина и Пасикрата (Ульм) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] История часовни св. Валентина в Ульме известна далеко не всем. А между тем, история жизни этой часовни, как и история жизни любого человека, весьма интересна и поучительна. Для чего только не использовали эту маленькую церковь! И даже хотели ее разрушить, стереть с лица земли, но Господь хранил ее. Хранил для того, чтобы сегодня нам с вами было где славить Бога. Раньше, когда вообще никакой часовни еще не было и в помине (1292-1372), цистерцинские монахи из Бебенхаузена хранили здесь свои винные запасы. На этом месте был огромный погреб. А вход в этот погреб был там, где теперь находится часовня. По сведениям Феликса Фабри от 1488 г., монахи построили в Ульме «маленький монастырь», церковь в честь св. Георгия и кельи для монахов. «В этом монастыре у них имелся большой подвал, в котором они хранили много вина…», - так пишет Фабри. И дальше: «Вход в этот подвал был на том месте, где сегодня находится часовня св. Валентина, на церковном дворе приходского храма…» Ульм в то время был торговым «перевалочным пунктом» для игристого вина, которое пользовалось спросом и распродавалось не только в округе, но и в городах альпийского региона. Несколько позже, в 1458 г., ульмский патриций Генрих Рембольд построил эту часовню, которая задумывалась как семейная усыпальница: маленькая церковь и склеп, для которого и был использован монастырский подвал. Над входом в Церковь можно прочитать: «Генрих Рембольд, старого Генриха Рембольда Зелигена сын, основал эту часовню в 1458 году Богу милостивому в жизни и по смерти». Такая надпись высечена рядом с семейным гербом Рембольдов. Так же здесь указано и имя строителя часовни. Им был Матеус Энзингер, который с 1446 по 1463 гг. являлся главным Соборным зодчим. Часовня была освящена в честь св. Валентина, который покровительствовал роду Рембольдов. Святой муч. Валентин, почитаемый католической церковью, был в Ш веке епископом г. Тернии в Умбрии (Италия). Ему усекли главу. В 1864 г. во время реставрации часовни главный Соборный зодчий Трэн заказал флюгер с изображением усекновения главы св. Валентину, который, по его замыслу, должен был бы украсить часовню. Флюгер изображает палача, который намеревается отрубить голову епископу в развевающемся облачении. Флюгер должен был увенчать часовню. Однако протестантский Ульм, а точнее сказать Совет фонда, не мог вытерпеть присутствие католического святого около своего Собора, поэтому слесарь Зойглинг, установил «ненужное украшение» на своем собственном доме.

http://azbyka.ru/palomnik/Часовня_мучени...

Эти настроения дали повод к написанию апостолом первого послания: к Фессалоникийцам, в котором апостол дал разрешение вопроса о судьбе умерших до второго пришествия Господа. Разрешение же вопроса о втором пришествии Господа ап. Павлом дано во втором послании к Фессалоникийцам. Второе миссионерское путешествие ап. Павла в истории христианской Церкви имело большое значение: малоазийские Церкви были расширены организацией галатийских Церквей; основан был целый ряд Церквей на европейском континенте, в пределах тогдашней Македонии и Греции; окончательно был утверждён вопрос о принятии язычников в Церковь без соблюдения закона Моисеева. Наконец, второе путешествие положило начало литературным памятникам христианской письменности. Часть 3 58 . Третье миссионерское путешествие Дееписатель о начале третьего миссионерского путешествия ап. Павла выражается так: «Проведши там (т. е. в Антиохии) несколько времени, вышел» 59 . Пятидесятницу апостол провёл в Иерусалиме, что падает на май-июнь, затем некоторое время отдыхал в Антиохии, т. е. остаток 50 г. провёл в этом городе, и в начале 53 г., с ранней весной, двинулся в путь. Перед отходом апостола из Антиохии произошло так называемое «противостояние» ап. Павла ап. Петру, имевшее большое значение в жизни христиан апостольского периода. Во время пребывания ап. Павла в Антиохии прибыл туда и ап. Пётр после проповеди в окрестных местах. Подобно ап. Павлу, он свободно общался с обращёнными язычниками и разделял с ними трапезу. Но когда появились в Антиохии иудействующие христиане из Иерусалима, то ап. Петр начал удаляться от общения в трапезе с обращёнными язычниками, опасаясь обрезанных. Примером его был увлечён и ап. Варнава, ревностный дотоле защитник христианской свободы. Ап. Павел, в сознании, что закон Моисеев – излишнее иго 60 для христиан, обратился к ап. Петру со следующими словами: «Если ты, будучи иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» 61 . О действии на ап. Петра слов ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Словом ап. Иоанн, будучи от природы человеком чувства, обнимает своим чувством весь предмет, на который оно устремлено, обнимает со всею силою и навсегда, всецело и безусловно. При таких естественных свойствах, при своей восприимчивой, созерцательной природе, при своей строгой последовательности, ап. Иоанн не был способен к энергической проповеди среди иудеев, как ап. Петр, или среди язычников, как ап, Павел, который для иудея был иудей, для язычника – язычник и который с неутомимым терпением и снисходительностью преодолевал слабости и заблуждения первых членов Церкви. Поэтому мы видим из книги Деяний Апостольских, что хотя ап. Иоанн является всюду вместе с ап. Петром, но он следует за ним молча: везде и говорит, и проповедует, и спрашивает хромого и отвечает на суде – Петр. Поэтому-то ап. Иоанн посылается в Самарию, когда уже там ранее проповедовал слово Божье Филипп; поэтому также, несмотря на то, что Иоанн был столпом Церкви, никто из спорящих сторон в первенствующей Церкви не ссылался на него, на его учение, на его проповедь; он является среди этих споров и недоразумений только наблюдателем и примирителем. Такой характер, как характер Иоанна, был необходим для поддержания уже основанной Церкви в целости и чистоте. Возвышенное призвание и назначение ап. Иоанна состояло не в том, чтобы класть основание, расширять границы Церкви, но вести к совершенству тех, которые уже вступили в Церковь , сохранять от искажений истины меры и от повреждений чистоту христианской нравственности. Поэтому главная деятельность ап. Иоанна началась только тогда, когда Церковь Христова получила прочное основание, приобрела последователей и там и здесь, – и среди иудеев, и среди язычников и когда, по смерти других апостолов и главных ее деятелей – апостолов Павла и Петра, она нуждалась среди бед и напастей внутренних и внешних не в распространении и расширении, а во внутреннем твердом порядке и организации. Эта-то деятельность ап. Иоанна и относится ко времени его пребывании среди малоазийских церквей, получивших свое прочное основание и утверждение от ап. Павла. Церковь , основанная Христом, построенная Павлом и Петром, была озаглавлена и доведена до своего совершенства ап. Иоанном, от него получила свой блеск и красоту, свое стройное единство и чистоту. Чтобы проследить поэтому деятельность ап. Иоанна, как учителя, нам необходимо обратить внимание на те условия, в каких находилась в то время Церковь, на те влияния, каким она подвергалась, словом – на те обстоятельства, при которых совершалась и которыми вызывалась рассматриваемая деятельность ап. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vopros-...

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Варнавы на 4. Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос ап. Варнавы, глас 3-й; седален ап. Варфоломея, глас 8-й. «Слава» – седален ап. Варнавы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры апостолов, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостолов, глас 5-й: «Премудрость Божия…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево…» (см. прил. 2-е). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Тя, ходатайствовавшую...». На часах – тропарь апостолов. Кондаки ап. Варнавы и ап. Варфоломея читаются попеременно. На Литургии блаженны ап. Варфоломея, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и ап. Варнавы, песнь 6-я – 4. На входе – «…во святых Дивен сый…». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостолов; кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь апостолов; кондак храма, кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостолов. Апостол и Евангелие – дня и апостолов. По «Изрядно…» поется «Достойно есть». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-24/

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день св. ап. и ев. Матфея, поемый ныне в этот день. Церковь , прославляя ев. Матфея как благовестника, между прочим, восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный» 1010 . Паримии в день ев. Матфея произносятся те же, что и в день св. ап. Андрея Первозванного; утреннее Евангелие и Апостол те же, что в день св. ап. Филиппа (Евангелие – Ин.21:15–25 ; Апостол – 1Кор.4:9–16 ); а литургийное Евангелие благовествует о призывании Матфея к апостольству ( Мф.9:9–13 ). День св. ап. и евангелиста Марка 25 апреля (8 мая) Св. ап. и ев. Марка из лика 70 апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом еврей от колена Левиина, из племени священнического; мать его Мария жила в Иерусалиме; ее посещал ап. Петр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и чрез него сделался известен ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их апостольском путешествии ( Деян.12:25, 13:5:13 ). Когда Варнава отдельно от ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:24 ). Евангелист же Марк был эллин из Кирены, Пентаполя – города ливийского. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ) – конечно, в том смысле, что ап. Петр родил его своим благовествованием в благодатную жизпь. Марк был спутником ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с ап. Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного ап. Петром благовестия об Иисусе Христе, написал через 10 лет по вознесении Господа на греческом языке св. Евангелие, «еже похвали Петр и Церкви предаде» 1011 . В Евангелии своем преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Благовестие ап. Петра не основывалось ни на чьем авторитете, кроме одного – Самого Иисуса Христа. Это видно из того, что когда ап. Петр в Антиохии захотел сделать уступку иудействующим, стал чуждаться общения с христианами из язычников, с которыми раньше, до прибытия христиан из иудеев, вместе ел и общался, то ап. Павел смело обличил его «лицемерие» ( Гал.2:11–13 ) (свт. Иоанн Златоуст толкует это место так, что ап. Петр не «лицемерно», а притворно сторонился язычников, когда пришли иудействующие, в надежде, что ап. Павел потом исправит их. В таком случае и ап. Павел намеренно, для видимости только обличал ап. Петра. Но другие толковники (Августин, еп. Феофан) придерживаются дословного понимания и признают за ап. Петром действительную уступчивость (см. А. Иванов . Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета. СПб., 1893, 285). Из этого обличительного места становится ясно: 1) что ап. Павел имел полное равноправие со всеми остальными апостолами и 2) что ап. Петр не имел никакого особого преимущества или главенства над другими, как то бы хотели видеть католические богословы, считающие ап. Петра «князем апостолов» (в Вульгате вместо имени Петра в Гал.2стоит имя «Кифа» в согласии с некоторыми кодексами; этим самым проводится различие между ап. Петром и неким иным благовестником Кифой (там же, 284). В противовес тому, что ап. Петр перед христианами из иудеев скрывал свою свободу по отношению к закону Моисееву, ап. Павел ясно заявляет о бесполезности последнего: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа... ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» ( Гал.2:16 ). Если мы, оправдавшись верою, все-таки признаем необходимость закона, значит, ищем иного оправдания, кроме Христа, значит, мы оказываемся под законом, т. е. грешниками, или, что то же, – «Христос есть служитель греха» ( Гал.2:17 ). Возвращаясь вновь к закону, от которого ранее отказались, галаты тем самым показывают, что они виновны в разорении закона. Но так как и закон указывает на необходимость признания Христа, то они делаются вдвойне преступниками ( Гал.2:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Ап. Сила. Сила – один из пророков, принесших постановление Апостольского Собора в Антиохию ( Деян. 15. 27, 32–34, 40 ). Промысел Божий при направлении проповеди в Европу посылает ап. Павлу в помощники человека, имевшего, как и он сам, право римского гражданства ( Деян. 16. 19 ср. 16. 37) Ап. Тимофей а) Второе послание к Тимофею говорит о воспитании ап. Тимофея в духе искренней иудейской религиозности ( 2Тим. 1. 5; 3. 15 ), несмотря на то что отец его был язычником ( Деян. 16. 1 ) б) в описании второго миссионерского путешествия о Тимофее говорится уже как об «ученике» ( Деян. 16. 1 ), следовательно, обращен он был уже во время первого миссионерского путешествия. Об этом свидетельствует и текст Второго послания к Тимофею: «А ты последовал мне в учении, житии... в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Икопии, Листрах» ( 2Тим. 3. 10–11 – здесь перечисляются области, посещенные ап. Павлом во время первого миссионерского путешествия) в) показательно также совпадение наставлений ап. Павла в Деян. 14. 22 и 2Тим. 3. 12 (перед кончиной апостол напоминает своему ученику о необходимости перенесения страданий, о чем учил его уже при его обращении ко Христу и всегда на собственном примере) Ап. Лука а) несмотря на то что многие древние церковные авторы считали ап. Луку свидетелем земной жизни Господа, ссылаясь на уникальные отрывки его Евангелия ( Лк. 10. 1–24 и 24. 13–35) и считая его участником описываемых событий, контекст упоминания ап. Луки в Кол 4. 10–15 среди сотрудников ап. Павла из необрезанных заставляет считать его скорее прозелитом (врат), обращенным ко Христу ап. Павлом во время второго миссионерского путешествия б) о присоединении ап. Луки к ап. Павлу и его спутникам во время второго миссионерского путешествия свидетельствует то, что повествование начинает вестись от первого лица множественного числа. «Мы – отрывки» в Деян. 16. 10 – 17. 1; 20. 5 – 21. 18; 27. 1 и до конца в) особое внимание ап. Луки к событиям в Антиохии ( Деян. 6. 5; 11. 20; 13. 1 и др.) породило мнение, что он сам происходил из этого города (Евсевий. ЦИ III, 4)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010