Постановления с т. н. Климетинами или дневником путешествия ап. Петра, что представляет собой совершенно иное произведение. Западу известна была только весьма малая часть Ап. Постановлений, именно Правила Апостольские, составляющие, в виде приложения, заключительную часть Ап. Постановлений. Но на Западе Ап. Правила были известны (благодаря переводу Дионисия Малого) только в числе 50, а не 85, как на Востоке и, притом были известны в качестве самостоятельного целого, без всякой связи с Ап. Постановлениями. Только в XVI в., благодаря реформам, развитие духовной жизни заставило и Запад обратить внимание на Ап. Постановления, которые, быв напечатаны, получили здесь такое же распространение, как и в своём отечестве, на Востоке. В 1546 г. впервые был издан отрывок Ап. Постановлений в латинском переводе. В 1563 г. были изданы Ап. Постановления в полном объёме и, притом, одновременно на обоих языках, греческом и латинском. Опубликование этого издания состоялось в самом конце заседаний Триденского собора. Это обстоятельство не должно упускать из виду. Разделение церквей – католической и протестантской – уже закончилось в существенных чертах, но умы были ещё возбуждены. С другой стороны, историческая критика была не настолько тверда, чтобы воздержаться от возможных увлечений односторонними конфессиональными интересами. Партии, находившие в Ап. Постановлениях подтверждение своего образа мыслей, естественно склонны были принимать за истину то, что на самом деле было фикцией, т. е. апостольское их происхождение. И действительно, первые издатели, подобно грекам, видели в Ап. Постановлениях произведение действительно апостольское, обнародованное Климентом, т. е. стояли на точке зрения самих Ап. Постановлений. (кн. VI, гл. 18; кн. VIII, гл. 47:85). Находили и древние свидетельства об Ап. Постановлениях. Так, уже историки Евсевий Кесарийский , св. Афанасий Александрийский говорят: первый – о Διδαχα, второй – о Διδαχ τν ποστλων. Св. Епифаний Кипрский упоминает о Διατξεις или Διαταγα τν ποστλων, и приводит много мест из этого памятники.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

е. власть церковного суда (claves jurisdictionis). По мнению К., 1-я власть была дана Христом лишь ап. Петру (Ibid. P. 56). Более того, согласно К., в соответствии с установленным Христом единоначалием ап. Петра в Церкви вообще любая власть апостолов по своей природе проистекает от власти ап. Петра и, «если бы был сохранен обычный порядок», они получили бы все свои полномочия по управлению Церковью от ап. Петра. Однако Христу было угодно «предваряюще и по особой благодати» уделить апостолам от Себя лично полномочия по управлению Церковью, вслед. чего Он дал им ограниченное право упорядочивать церковную жизнь и выносить церковный суд, т. е. 2-ю и 3-ю власть ключей (Ibid. P. 7). Этот уникальный и единоразовый дар не распространяется на епископов как на преемников апостолов: они получают всю свою власть исключительно от папы как преемника ап. Петра ( Pollet. 1934. P. 518-522). На приводившееся противниками учения о папском примате указание на то, что, как известно из кн. Деяния святых апостолов, апостолы относились друг к другу как равные и ап. Петр не руководил др. апостолами, К. отвечал, что ап. Петр «по своему смирению держал себя среди апостолов как один из них и не желал пользоваться той властью, которую имел» ( Caietanus. Opusc. P. 56). По мнению К., все апостолы действительно были равны в «апостольстве», т. е. в порученном им деле проповеди Евангелия, однако лишь ап. Петр помимо апостольства получил «власть пастыря всей Церкви», став «главой и пастырем самих апостолов» (Ibidem), «единым главой всего тела Церкви» (Ibid. P. 7; ср.: Horst. 2012. S. 118-123). Согласно К., каждый Римский епископ, занимая кафедру ап. Петра, получает в полной мере все принадлежавшие ап. Петру полномочия по управлению всей христ. Церковью. В этом кафедра ап. Петра отличается от кафедр прочих апостолов: хотя занимающие их епископы также считаются преемниками апостолов, они получают от апостолов лишь «епископство» как формальную должность, но не «апостольский авторитет», т. к. апостолы не могли передать другим то, что сами имели лишь в силу более высокого авторитета ап.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

Аргумент против: «Вопреки мнению древних, это строгое послание не могло быть нашим первым посланием по той простой причине, что 1 Кор. вовсе не отличается строгостью и не могло огорчить читателей» (Кассиан). Ап. Павел писал по крайней мере четыре послания к коринфянам. Первое и третье («строгое») послания до нас не дошли (Кассиан). 2 Кор. позднейшими редакторами и переписчиками составлено из частей трех различных Павловых посланий, обращенных к коринфянам. Таким образом, переписка ап. Павла с коринфянами имела следующий вид. Самое первое послание, вероятно, включало в себя 2Кор 6. 4 – 7. 1 . Затем ап. Павел пишет свое Первое послание к коринфянам. После своего неудачного посещения Коринфа он пишет «строгое послание», которое составляет гл. 10–13 Второго послания к коринфянам. В заключение ап. Павел пишет свое четвертое, примирительное послание, составляющее гл. 1–9 Второго послания к коринфянам. Подробнее аргументацию этой точки зрения см. Гатри. Известны два апокрифа «Послание коринфян к ап. Павлу» и «Третье послание коринфянам ап. Павла». В III и IV вв. в Сирийской и Армянской Церквах «Третье послание к коринфянам» включалось в канон (Мецгер). Прп. Ефрем Сирин (IV) оставил свои толкования на эти тексты (Ефрем). Время и место написания Первого и Второго посланий Первое и Второе послания ап. Павла к коринфянам были написаны им во время третьего путешествия. Первое послание, очевидно, написано из Эфеса, где ап. Павел пробыл тогда около трех лет. Свидетельство Деян. 19:21–22 о решении ап. Павла посетить Македонию и Ахаию и о том, что он послал туда сперва Тимофея и Ераста, а сам остался на время в Асии, легко сопоставить со словами послания: «Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. (...) В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы» ( 1Кор 16:5; 8 ; см. также ст. 19). О миссии ап. Тимофея ап. Павел пишет в 1Кор 16. 10–11 , ср. 4. 17. Македонию и Ахаию ап. Павел посетил спустя некоторое время, после мятежа в Эфесе ( Деян. 20. 1 ). Второе послание написано уже из Македонии, вероятнее всего из Филипп. Ср.: 2Кор 2. 12–13; 7. 5–7 ; а также 8. 1–2; 9. 2–4. Приложение 2. Разделения в коринфской общине2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Христа на небо оставался верховным правителем церкви. В доказательство этого они ссылаются преимущественно на первые главы книги «Деяний ап.», где в иных случаях личность ап. Петра выступает более, нежели личности других апостолов. Петр, напр., первый предлагает избрать 12-го апостола на место отпавшего Иуды; первый начинает проповедь по сошествии Св. Духа; первый обращает в христианство язычника Корнилия; первый держит речь на соборе апостольском. Но из того, что в первой половине кн. «Деяний» говорится более об ап. Петре, а во второй еще более об ап. Павле, — нисколько не следует, будто тот или другой апостол имел какую-либо преимущественную власть перед прочими. На самом деле все апостолы являлись равными между собой; вопросы, возникавшие в обществе апостольском, решались согласным мнением их всех (1, 6 и 15 гл.). Из некоторых же случаев видно, что ап. Петр не только не повелевал, но сам повиновался другим апостолам и подлежал ответственности пред ними. Так, он был посылаем ими в Самарию для возложения рук на принявших крещение (8, 14–17); давал отчет пред собранием апостолов и старцев в том, что крестил языческого сотника Корнилия; его мнения некоторое время не принимали: препирахуся с ним (11, 2). Ап. Павел и себя самого, призванного к апостольскому служению уже после сошествия Св. Духа, считал нисколько не ниже других апостолов и в известном случае находил нужным спорить с ап. Петром и обличать его (Гал 2, 11–16; 1 Кор 9 гл.). Но если бы даже и было доказано, что ап. Петр был главой апостолов и всей церкви, каким образом это могло бы иметь отношение к притязаниям римских пап? Паписты отвечают на это целым рядом неверных или несостоятельных положений. Они утверждают именно следующее. Ап. Петр основал Римскую церковь. Но ни в «Деяниях», ни в «Посланиях» апостольских нет даже и намека на то, что ап. Петр основал Римскую церковь. Напротив, в них есть указания, хотя и не ясные, что не Петр, а ученики и сотрудники ап. Павла основали церковь Римскую (Деян 28, 15; Рим 1, 9; 15 и 16 гл.), но и не сам ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Глава 14. Проповедь в Иконии, Листре и Дервии (14:1-7). Исцеление хромого в Листре (14:8-18). Гонение на апостолов (14:19-28). Глава 15. Апостольский Собор в Иерусалиме (15:1-35). Второе миссионерское путешествие ап. Павла (15:36-41). Глава 16. Путешествие в Троаду (16:1-8). Путешествие в Македонию (16:9-11). Павел в Филиппах, изгнание прорицательного духа (16:12-18). Заключение Павла и Силы в темницу (16:19-40). Глава 17. Павел и Сила в Фессалонике (17:1-9). Ап. Павел в Афинах и речь его в Ареопаге (17:15-34). Глава 18. Ап. Павел в Коринфе (18:1-17). Отплытие через Эфес и начало 3-го путешествия (18:18-23). Проповедь Аполлоса (18:24-28). Глава 19. Ап. Павел в Ефесе (19:1-20) Мятеж в Ефесе против христиан (19:23-40). Глава 20. Путешествие в Грецию и обратно до Троады (20:1-12). Дальнейшее путешествие до Милита (20:13-17). Прощальная речь Павла к пресвитерам Ефесским (20:18-38). Глава 21. Путешествие Павла от Милита до Кесарии (21:1-9). Ап. Павлу предсказывают темницу (21:10-14). Прибытие Павла в Иерусалим и возмущение иудеев (21:15-40). Глава 22. Речь ап. Павла к народу (22:1-21). Неистовство толпы и суд перед синедрионом (22:22-30). Глава 23. Распря между обвинителями Павла (23:1-11). Умысел иудеев убить Павла (23:12-22). Отправка Павла в Кесарию (23:23-35). Глава 24. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса (24:1-9). Защитительная речь ап. Павла (24:10-23). Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой (24:24-27). Глава 25. Прокуратор Фест во Иерусалиме и жалоба ему на ап. Павла (25:1-6). Апостол Павел на суде перед Фестом (25:7-12). Царь Агриппа 2-й и Вереника слушают ап. Павла (25:13-27). Глава 26. Ап. Павел рассказывает о своем обращении ко Христу. Признание Павла невинным (26:30-32). Глава 27. Путешествие от Кесарии до Мир Ликийских (27:1-5). От Мир до Крита и предостережение ап. Павла (27:6-13). Сильная буря на пути к Мальте и гибель корабля (27:14-44). Глава 28. События на острове Мелит (28:1-14). Прибытие в Рим (28:15-16). Беседы Павла с римскими иудеями и заключение книги Деяний (28:17-31).

http://sedmitza.ru/lib/text/430477/

Да если бы у него здесь речь шла и о мученичестве, то и тогда нельзя еще причислять Ап. Иоанна к замученным Апостолам; ибо он мог быть в числе, „многих других“, не подвергшихся мученической смерти, о которых говорит тот же Климент. Вот почему некоторые даже из писателей отрицательной школы отказываются от этого свидетельства 979 . И в самом Св. Писании 980 некоторые ученые хотят найти ясное указание на смерть Ап. Иоанна в Палестине, ранее 60 года первого христианского столетия. Но во всех приводимых ими местах Св. Писания мы ничего не находим убедительного. В первом месте идет речь о пролитой крови не Апостолов, а „пророков, святых и всех убитых на земле“; во втором говорится не о смерти Апостолов, а об их значении в христианской Церкви. Если Спаситель не раз говорил Своим ученикам о страшных гонениях, какие будут воздвигать на них, то это не значит, что все Апостолы должны были умереть до разрушения Иерусалима мученическою смертью . И действительно, Ап. Андрей и Иоанн долгое время жили и по разрушении Иерусалима. Что касается Ап. Иоанна, то из известных слов Спасителя 981 можно догадываться, что его ожидала не мученическая кончина. Говорят далее: свящ. Дееписатель и Ап. Павел ничего не повествуют о благовестнической деятельности Ап. Иоанна в Малой Азии; следовательно, он там никогда и не был 982 . Свящ. Дееписатель ни одного слова не говорит о смерти и последних днях жизни Ап. Павла. Неужели отсюда следует то, что Ап. Павел никогда не умирал? В книге Деяний Апостольских нельзя искать подробных сведений о каждом Апостоле: свящ. писатель этой книги, по окончании первого десятилетия по вознесении Спасителя, описывает преимущественно жизнь и труды одного св. Ап. Павла. Вот почему он даже ни слова не говорит о мученической смерти Ап. Петра и Иакова Праведного. Притом, служение Ап. Иоанна в Малой Азии началось несколькими годами позднее того времени, чем в какое 983 окончилась история в книге Деяний Апостольских. Молчание Ап. Павла об Иоанне вполне понятно и естественно; все его послания написаны до переселения Иоанна в Малую Азию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), ап. Варфоломея на 4 и ап. Варнавы на 4. Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы. Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха) . Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак и икос ап. Варнавы, глас 3-й; седален ап. Варфоломея, глас 8-й. «Слава» – седален ап. Варнавы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос ап. Варфоломея, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостолов (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры апостолов, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостолов, глас 5-й: «Премудрость Божия...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево...» (см. прил. 2-е). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На часах – тропарь апостолов. Кондаки ап. Варнавы и ап. Варфоломея читаются попеременно. На Литургии блаженны ап. Варфоломея, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и ап. Варнавы, песнь 6-я – 4. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостолов; кондак ап. Варфоломея. «Слава» – кондак ап. Варнавы, «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-24/

Рядом последовательных исторических событий из своей жизни апостол очень ясно доказал истину своего апостольского авторитета. Однако он из своей дальнейшей жизни приводит еще два события, как нельзя более подтверждающие справедливость всего, что он говорил о своей апостольской самостоятельности. Эти события не случились тотчас после проповеди в сирийских и киликийских странах. Они стоят особняком, но, тем не менее, они суть события необычайной важности. Опираясь на них, ап. Павел блестяще увенчал свою апологию, доказал с абсолютной истинностью, что он, по своему апостольству, ничем не ниже любого из двенадцати. Одно из этих событий – апостольский собор в Иерусалиме, на котором ап. Павел присутствовал вместе с другими апосталами. Другое – обличение ап Петра ап. Павлом в Антиохи по поводу лицемерного поведения первоверховного апостола. Спустя 14 лет после удаления в сирийские и киликийские страны апостолу пришлось быть в Иерусалиме. К этому путешествию побудило апостола одно из тех откровений, которых он сподоблялся не однажды. Самое же путешествие было предпринято для решения вопроса об обрезании, которое иудействущие ревнители считали необходимым для всех вообще христиан и для христиан из язычников в частности ( Деян.15:1 ...). Ап. Павел, кончив последовательное изложение событий своей жизни, и переходя к упомянутым двум событиям, которые случилис гораздо позднее описанных (1 гл.) и самым лучшим образом доказывали его независимый апостольский авторитет, опустил, между прочим, одно событие, которое, повидимому, не должен был обходить молчанием. Это событие – было путешествие в Иерусалим и имело место ранее того, о котором он рассказывает далее своим читателям. Пропущенное путешествие было в 44 году, когда он, ап. Павел, и Варнава были посланы в Иерусалим с милостыней от антиохийских христиан ( Деян.11 гл.) Но опущение этого путешествия ап. Павел сделал не потому, чтобы оно набрасывало тень на самостоятельность его апостольского авторитета. Дело в том, что тогдашнее путешествие с милостыней пало как раз на то время, когда иерусалимская община подвергалась гонению со стороны Ирода. Ап. Иаков Заведеев, брат Иоанна Богослова, был убит; ап. Петр был заточен в темницу; отсюда освобожденный ангелом на время вынужден был бежать из Иерусалима. При таких обстоятельствах ап. Павел не мог долго оставаться в Иерусалиме. Очень вероятно, что он не пробыл там и двух дней, а если и пробыл, то во всяком случае не мог ни от кого получить наставления в силу того, что ап. Петра, с которым он познакомился ( Гал.1:18 ) не было. Дееписатель, упоминая об этом, опущенном у ап. Павла путешествии ( Деян.11:30 ), между прочим, замечает, что Павел и Варнава «по исполнении поручения возвратились из Иерусалима». Ясно, что Павел и Варнава приходили только исполнить поручение и оставились там ровно столько, сколько нужно было для исполнения данного поручения, т. е. очень малое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

62 . ФЕОФАН (Говоров), Толкование первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1393, стр. 629. 63 . Его же, Толкование Второго послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2-е, М., 1894, стр. 455. 64 . Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Галатам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 456. 65 . Его же, Толкование Послания св. ап. Павла к Ефесянам. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 498. 66 . Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппийцам и Солунянам первого и второго. Изд. 2-е, М., 1893, стр. 583. 67 . Его же, Толкование посланий св. ап. Павла к Колоссянам и к Филимону, Изд. 2-е, М., 1893, стр. 322. 68 . ФЕОФИЛАКТ, блаж., архиеп. Болгарский. Толкование на послание к Римлянам. Казань, 1866, стр. 226. 69 . Его же, Толкование на 1–2 послания к Коринфянам. Казань, 1867, стр. 390. 70 . Его же, Толкование на Новый Завет. Толкования: на Деяние св. апостолов, Соборные послания, послания св. ап. Павла. СПб., Сойкин, стр. 1023. 71 . Его же, Толкования на послания св. ап. Павла к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам, Казань, 1884, стр. 242. 72 . Его же, Толкование на послания св. ап. Павла к Солунянам, Галатам, Ефесянам и Филиппийцам. Казань, 1888–1911, стр. 76, 191. 73 . Его же, Толкование на послание к Колоссянам. Казань, 1887, стр. 74. 74 . Его же, Толкование на Послание св. ап. Павла к Евреям. Казань, 1900, стр. 210. 75 . ФИВЕЙСКИЙ М. , свящ. Духовные дарования в первоначальной христианской Церкви. Опыт объяснения 12–14 глав первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1907, стр. 170. 76 . ФИЛАРЕТ (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Опыт объяснения на послание ап. Павла к Галатам. Чернигов, 1862, стр. 174. 77 . ФЛОРЕНСКИЙ П., свящ. «Не восхищением непщева» (Филп. 2, 6–8). К суждению о мистике. Сергиев Посад, 1915, стр. 55. 78 . ХЕРАСКОВ М. Послания апостольские и Апокалипсис, истолковательное обозрение. Изд. 3-е, Владимир на Клязьме, 1907, стр. 516. 79 . Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Толкование на Апокалипсис, вновь переведенное с греч. М., 1883, стр. 239. 80 . БАРСОВ М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М., Ступин, 1902, с. 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

5)        Соборное послание св. ап. Иакова: сведения об авторе, время и место написания послания. Учение о терпении  в искушениях. Другие темы послания. 6)        Соборные послания св. ап. Петра. Время и место написания посланий. Учение о святости христианской жизни. Нравственные наставления христианам. 7)        Соборные послания св. ап. Иоанна Богослова. Время и место написания посланий. Учение о любви в Первом послании св. ап. Иоанна Богослова. 8)        Житие св. апостола Павла. Св. ап. Павел об апостольском служении. 9)        Послание св. ап. Павла к Римлянам: время и место написания послания. Учение об оправдании верой. Жизнь по Духу. 10)    Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам (время, место и повод к написанию). Нравственные наставления коринфянам (о спорах, о поведении в церкви, о браке, о блуде, об идоложертвенном) 11)    Послание св. ап. Павла к Галатам. Время и место написания послания. Основные темы послания. 12)    Послание св. ап. Павла к Ефесянам (время, место и повод к написанию). Учение о Церкви. Обязанности мужа и жены. Духовная брань. 13)    Послание св. ап. Павла к Колоссянам. Время и место написания послания. Учение об Иисусе Христе как истинном Боге. Опровержение гностиков и иудействующих. Нравственные наставления. 14)    I , II Послания св. ап. Павла к фессалоникийцам. Учение о Воскресении мертвых, Втором пришествии и Антихристе. 15)    Послание св. ап. Павла к Евреям. Обстоятельства написания. Учение об Иисусе Христе, о превосходстве Нового Завета над Ветхим. Учение о вере.   Отрывки из Апостола: 1) Определить, из какого послания взят отрывок. 2) Кратко изложить учение, которому посвящен отрывок. У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010