Вследствие сего он и выбыл отсюда 17 числа того же месяца, спеша воспользоваться первым, отправляющимся из Яффы в Константинополь русским пароходом. Согласно с данным мне тем же указом полномочием, мною выдано при сем Вознесенскому из свободных сумм Миссии, в виде путевого пособия, сорок полуимпериалов. Затем, в ожидании дальнейших распоряжений Святейшего Синода относительно будущего состава здешней Миссии, я поручил исправление должности регента певчему Ивану Козубскому 272 , знающему весьма хорошо партесную ноту и способному управлять небольшим хором. Бывшим регентом подготовлены к хоральному пению трое из поклонников (бас и два тенора), которые в настоящее время и заменяют собою по возможности выбывших в мае месяце троих певчих. Если и впредь будут оказываться способные голоса между поклонниками, имеющими наклонность к монашеству, я сочту долгом воспользоваться их способностями, чтобы не оставить службы Божией без приличного пения. Испрашивая отеческого и архипастырского благословения Вашего, с глубочайшим почтением и сыновнею преданностию честь имею быть и проч. ОР РНБ, ф. 573, д. AII/75, л. 98–98 об. Печ. по: «У монаха везде своя родина и свой дом». Письма архимандрита Антонина (Капустина) со Святой Земли/Вступ. статья, публ. и примеч. Т.А. Богдановой//Святая Земля. Историко-культурный иллюстрированный альманах. 1. 2012. Ч. 1. Иерусалим, 2012. С. 148. 177. Письмо архимандрита Антонина (Капустина) к митрополиту С.-Петербургскому Исидору (Никольскому). Доверительно Иерусалим Б. д. (получено в С.-Петербурге 9 января 1867 г.) Публикация Милостивейший архипастырь! Более года минуло уже, как я проживаю в Иерусалиме. Такого промедления здесь я не предвидел и потому, отправляясь сюда, взял с собою из имущества своего только самую малую часть и уже многократно беспокоил константинопольское посольство высылкою мне то тех, то иных вещей. Я не жалуюсь на такое положение дела, глубоко чувствуя выпавшее на мою долю благо превитать 273 при Гробе Господнем, но не могу не выразить перед Вашим Высокопреосвященством своего смущенного желания увидеть в возможной скорости решение вопроса о здешней Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Между тем в 1839 г. На полях Бородинских готовились церковно-гражданские торжества в честь павших на них в 1812 году воинов: перенесение тела известного героя отечественной войны, князя П. И. Багратиона (смертельно раненого в Бородинском сражении, но скончавшегося в Владимирской губернии), на Бородинское поле, открытие и освящение памятника в честь павших на этом поле воинов и т.д. 1208 Ново утвержденная женская обитель, как само собою разумеется, не могла быть чужда всем этим торжествам. В ней к тому же времени готовилось чисто духовное торжество, освящение храма св. праведного Филарета. Это и совершилось не задолго до упомянутых церковно-гражданских торжеств (в которых впрочем, также участвовала ново учрежденная обитель), именно 23 июля того же 1839 года. Филарет, бывший около этого времени в путешествии по епархии (он был в Бронницах, в Коломне и в Можайске), приехал в Спасобородинский монастырь заблаговременно. Еще 22 июля он освятил церковь в селе Бородине; а 23 числа того же месяца не только освятил означенный храм в самом монастыре, но и сказал беседу или слово «по освящении» этого храма «и при обновлении сей ново учрежденной обители», при чем совершено было с молебным пением крестное хождение около ограды её. 1209 Это слово сказано на текст: Аще кто любитя Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у нею сотворим ( Ин.14:23 ) и начинается так: «Молитвами, тайнодействием, торжественным славословием Божиим, обновляем мы ныне здесь и обитель Божию между человеками, то есть, храм Божий, и обитель человеков, посвящающих себя Богу. Добрая была мысль, посвятить храм Богу на месте, где столь многие тысячи подвизавшихся за веру, царя и Отечество, положили временную жизнь, в надежде восприять вечную, говорит после такого начала вития, имея в виду сперва первоначальную цель учреждения Спасобородинской обители, те из них, которые принесли себя в жертву, в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству, достойны мученического венца, я потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась мученикам, посвящением Богу храмов над их гробами. Если же некоторые из сих душ, оставляя тело, понесли на себе некоторые тяготы грехов, некоторые нечистоты страстей и, к своему облегчению и очищению, требуют силы церковных молитв и бескровной жертвы, за них приносимой, то, за свой подвиг, паче других усопших достойны они получить сию помощь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ныне взял я четыре серии 1855 с июня, проц. по январь, а 16 числа того же месяца возвратил назад. К Еф. Степ. Карновичу послана книга Творения Святого Григория Богослова . Вечер. Скоро 9 часов. Что-то в роде скуки у меня. Впрочем, очень естественно. Делать ничего не хочется, а есть хочется, хочется, а я не ем, потому что не знаю, что есть. Спустя немного. – Читал много, но вычитал мало. Хоть что-нибудь запишу на память. Иди по избранному пути, не насилуя себя, говори, сообразуясь с средствами своего таланта, публике правду. Из Отеч. зап. 16. Пятница. Утро. Чем где святее, чище место, тем там явственнее Бог , везде присутствие Божие. Крестовоздвиженский пономарь не нравится прихожанам. 17. Уро. 8-й час. Дано вчера вечером О.300. Все такая же погода. Не знаю о чем завтра говорить. После обедни. Нет, нет, я могу идти только прямою дорогою, открытым – всем открытым путем. Я могу приобретать только не укоризненными средствами. То л дело большая дорога. Как хорошо – законныя средства. Так все надобно приобретать, чтобы наши приобретения ни на грош убытку никому не приносили, т.е. трудами, полезными для других, пользу себе надобно доставить. На призрение бед. дух. От собор. 81 р. 65 к., от Каз. 25р. 45 к., от Кр. 30р. 2 0к., от Клад. 7р30к., на гроб Б. 3р. 40 к., от – 5р. Вечер. 5 часов. Не пишется, не думается. После всенощной. Ничто не нравится. Не знаю, что и делать. Я теперь похожу на того отца, у котораго денег ни гроша нет, а дети ждут хлеба или, по крайней мере, гостинца какого-нибудь. 18. Утро. Сейчас из церкви пришел. После обедни. Говорил поучение – скорое. – Крестное знамение – украшение для христианина, как крест – красота Церкви христианской. Еще ближе, еще бесхитростнее. Как обыкновенно можно говорить в обыкновенной беседе и Божьих предметах, так и прочее. Вечер. 5 часов. Як.Д.100000… 19. Понедельник. – О том, что было до Рождества Христова такого, что нам нужно знать для благоугождения Богу и спасения души. I. Было сотворение мира. Вечер. 7-й час. Погода тепловатая, небо мрачное.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Помучься, во славу Божью. Родственник ныне удивительно ласков и учтив стал к нам? Даруй, Господи! А жена его очень печальную имеет наружность, а не откровенна? Её скрытность ей на беду. Помолитесь о ней, батюшка? Позаботился записать её имя в Проскомидную тетрадь. Вот истинно: земные – то чувства сильно отвлекают от лучшего, – но как рассоединить это? Только стоять Бога не променять на человека. Связана телесно, а душой, желаю всем спастися? Покажу веру твою от дел твоих. На счёт дел покойного моего родителя, как посоветуете: начинать или оставить? Потрудитесь (оставить – то). А. Н., телесно тоже слаб здоровьем? Пора бы обратиться к покаянию. Я очень худо вижу и в очках? Натощак пить сырую (не студёную) воду, – лучшее лекарство. Сестрица часто страдает зубной болью, сопряжённой с головной и ударением в висках? Чем она больна ныне, – Адриан имел (месяца два) подобную болезнь, и теперь по милосердию Божию, от такого крепкого натиска получил свободу. А лечился вот чем: пил натощак св. водицу, да сырые (не студёные с сахаром воды по полведра, или (по крайней мере) по штофу, приняв прежде сего живейшее (сильнейшее) слабительное. Желаем с ней сходить в монастырь помолиться? Позаботьтесь исполнить. Крестьянам моим не предложила выкупиться на волю? Содеянные милости упрочивают капитал. На погребальном памятнике родителя исчезли надписи? Он как мореходец: пусть сам напишет на воде. 360 1852 года 14 Августа. Пользование ваше, при помощи Божией, сестрица начала исполнять? Спаси, Господи! Мы же худо себя чувствовали при наших обычных болезнях? Спрашивайте Прологов. Родственник наш получил место с малым жалованием? О всём благодарите. С обещанием переименовать в военный чин, для занятия лучшей должности? Даруй, Господи! Назначение это меня не порадовало, потому что в этой должности знакомый подпал несчастью? Эта не примета: всякому своё. Малютка здоров: 20 числа его причащали, и он в церкви не плакал? Благодарите Господа. Домик наш назначен в продажу с публичного торга? Вам меньше заботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Преподобного Ксенофонта основателя пустыни на речке Робейке Преподобный Ксенофонт, бывший ученик препод. Варлаама Хутынского, настоятельствовал в Хутынском монастыре по удалении из сего монастыря преп. Антония Дымского, потом, по влечению к уединенной и безмолвной жизни, и сам он удалился из Хутынского монастыря к речке Робейке, состоящей в 8-ми верстах от Хутыня и в 18-ти от Новгорода, где основал пустынь и в ней преставился 1262 года июня 28 дня, в каковый, а также и 26 Января, творится местно память ему. Других сведений о препод. Ксенофонте не имеется. Мощи преподобного Ксенофонта почивают под спудом в бывшей часовне, а ныне Троицкой церкви упраздненной Ксенофонтовой пустыни, которая приписана к приходской соседней церкви Слутской. См. ист. Рос. Иер. III, 123 и 124. 31-го числа Святителя Никиты, епископа Новгородского Святитель Никита, епископ Новгородский, уроженец Киевский, в юных летах принял иноческое пострижение в Киево-Печерской обители и вскоре решился сделаться затворником, не смотря на внушения опытного игумена Никона касательно преждевременности такого многотрудного подвига для молодого инока. Опасения игумена не замедлили оправдаться. В затворе Никита подвергся искушениям от духа лести, принявшего на себя образ светлого Ангела. Следствием сих искушений было то, что он перестал молиться Богу, весь предался чтению книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг Нового Завета ни знать, ни видеть не хотел. Опытные старцы, иноки Печерские, поняли состояние затворника, и, явившись в келью его, своими молитвами отогнали духа лести от затворника и избавили его от козней искусителя. Никита, покинув затвор, начал снова учиться и пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания. Путь сей послужил ко спасению и торжеству высокой добродетели Никиты. Вскоре бывший затворник возведен был в сан епископа Новгородского; так как в то время иноки Киево-Печерской обители преимущественно избирались на все святительские престолы или кафедры. Одиннадцать лет управлял Святитель Никита Новгородскою паствою, для которой: служил образцом благочестия и еще при жизни прославился даром чудотворений. Так, молитвами Святителя Никиты однажды был испрошен дождь в губительную засуху. В другой раз молитвенные слёзы пастыря угасили страшный пожар, свирепствовавший в Новгороде. Св. Никита скончался в 31 день января месяца 1108 года и погребен в Софийском соборе. Через 450 лет после погребения, тело сего святителя обретено нетленным в 1558 году апреля 30 дня, при архиепископе Пимене, который, по таинственному внущению, подняв каменную надгробную крышу, нашел не только тело усопшего, но и одежды на нем целыми невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Царь удалился с радостью, что получил такое разрешение, и с мыслью, что и сам Бог простил его и разрешил. Около этого времени луна затмила солнце, проходя четвертую часть Близнецов, часа за три до полудня, двадцать пятого мая 1267 года. Затмение простиралось пальцев на двенадцать. На высшей степени затмения была такая тьма, что показались многие звезды. Оно указывало на величайшие и тяжелейшие бедствия, которые готовились римлянам от турков. В самом деле, с того времени начались страдания народа и возрастали непрерывно, хотя и мало-помалу. А что такие знаменья небесных светил предуказывают земные страдания, этого, думаю, не станет опровергать никто, разве кто любит попусту спорить. И если бы кто вздумал убедить такого человека словом, тогда как его не могут убедить совершающиеся в разные времена и в разных местах на театре вселенной события, то он понапрасну стал бы трудиться и поступил бы крайне нерассудительно, взявшись учить неспособного к учению. Что бывает с телом одного человека, то происходит и с организмом целого мира. Мир есть органическое целое, состоящее из частей и членов, каким является и человек. И как здесь боль головы или шеи производит жестокое страдание в голенях и пятках, так и в организме мира страданья, идущие от небесных светил, достигая земли, дают себя чувствовать и здесь. Прошло много времени, и царь берет в супруги сыну своему Андронику Анну Пеонянку и возлагает на него царские знаки. Потом Андроник присягает отцу в том, во-первых, что станет право чтить церковь Божью и всячески хранить и соблюдать неприкосновенными ее права, во-вторых, что будет охранять жизнь и царство отца всеми своими силами, до самой его кончины. После того и весь римский народ присягнул молодому царю Андронику во всем, в чем обыкновенно присягают царям. Патриарх же и все духовенство, изложив свои клятвы в грамотах, приложили их к священным кодексам, обещаясь за себя и за всех своих преемников в церкви сохранять к нему ненарушимую верность. Кроме того отец дозволил сыну подписывать указы красными чернилами, без означения впрочем месяца и числа, а просто: Андроник, благодатью Христа царь 133 римский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—321— 1870 г. стил на землю редкие сребристые блестки снега, как бы ликвидируя (?) сим обитателям земной юдоли о приближении того периода, в который вся природная жизненность должна опочить сном отдохновения в неутомимой деятельности всех своих отправлений». 12-го Июня в 11-м часу утра я опять возвратился в Полоцк. 13-го ч. я снова оставил Полоцк и направился к упраздненному Махировскому монастырю, обращенному в приходскую церковь . Здесь, между прочим, нашел я значительное собрание книг разного содержания на языках латинском, польском и др. Оказалось книг до 105-ти названий. Книги эти, как недоступные для понимания местного причта, переданы были, по моему распоряжению, в Семинарскую библиотеку. После Махирова осмотрены были мною в тот же день церкви в селах: Белом, Артейковичах, Юровичах и Домниках. На другой день в 3 часа прибыл в село Казъяны и был удивлен необычным множеством крестьян, собравшихся около церкви. Оказалось, что крестьяне, пришедши утром из разных деревень в церковь к литургии и узнавши, что в этот день прибудет в Казъяны архиерей, не хотели возвращаться в дома, не принявши архипастырского благословения. Для меня, конечно, весьма утешительно было видеть изъявление такого усердия в простом народе. Из Казъян, чрез Мишкевичи и Войхань, прибыл в имение благочестивой помещицы Ел. Лавр. Бондыревой, где и имел ночлег. На другой день, 15-го числа, осмотревши приходскую г-жи Бондыревой Стайкинскую церковь , к вечеру благополучно возвратился в Витебск, и здесь нечаянно узнал о прибыли из Петербурга важного гостя – моего высокочтимого предшественника, члена Св. Синода, Высокопреосвященнейшего Архиепископа Василия. Преосвященный Василий, получивши на два месяца увольнение, проехал 15-го июня утром, чрез Витебск прямо в свое имение Любашково, находящееся по Могилевскому тракту верстах в 20-ти от Витебска. – Событие это имело —322— 1870 г. очень важное значение как для Преосвящ. Василия, так и для меня. Преосвященный начал собираться в свое имение еще с 1867 г., и слух об этом очень тревожил меня: я не знал, как мы с ним встретимся при наших взаимных недоразумениях. Такая же тревога, как я узнал впоследствии, лежала на сердце и у него. – К счастью, наша взаимная встреча последовала не так скоро, как предполагалась. Так как в Синоде известно было о наших взаимных неблагоприятных с архиепископом Василием отношениях, то Обер-Прокурор старался всячески задерживать поездку Его Высокопреосвященства в Витебск: или, по его прощениям, вовсе не докладывал Государю, или докладывал в таком смысле, что Государь отказывал в просьбах. Наконец, состоялось в 1870 г. Высочайшее соизволение на двухмесячный отпуск архиепископа Василия в имение его Любашково, которое, впрочем, числится за племянником его, отставным военным врачом Лужинским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

80 Тахир-эль-Халеди Сеид Мухаммед – наместник судьи города Иерусалима. Оформлял ряд купчих документов на участки о. Антонина. 81 Мусульманский дервишский монастырь на месте легендарной могилы пророка Моисея. По мнению русских авторов XIX в., монастырь был устроен на месте византийской Лавры преп. Евфимия Великого, а сама почитаемая арабами гробница представляет собой не что иное, как гроб святого основателя обители ( Леонид (Кавелин) , архимандрит. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока-паломника. М., 2008. С. 301). Так же думал о. Антонин: Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 75. 82 Древний пещерный монастырь, известный в византийских источниках под названием «Лавра Хозева (Хузива)», был основан в ущелье Вади Кельт (см. выше примеч. 55) в 535 г., достиг расцвета при преподобных игуменах Иоанне и Георгии Хозевитах («хозевит» – житель ущелья Хозева и монах одноименной Лавры), неоднократно впоследствии разрушался и возобновлялся. В 1850-е гг. сюда первыми пришли иноки-отшельники («бедные сиромахи») Варнава и Неофит, из монастыря Саввы Освященного. В 1859 г. они открыли почти случайно древнее пещерное кладбище, а потом и руины храма с древнейшими в Палестине образцами византийской живописи. В 1878 г. по благословению Патриарха Иерусалимского Иерофея здесь поселился игумен Каллиник. Постепенно, с помощью Святогробского братства и русских православных паломников, он отстроил кельи для монашествующих и «кафоликон» – соборный храм во имя Рождества Богородицы (освящен Патриархом Герасимом 10 декабря 1893 г.) с приделом Иоанна и Георгия Хозевитов и пещерным храмом во имя Пророка Божия Илии. 83 О. Антонин вспоминает о первом своем посещении ущелья Вади Кельт 13 ноября 1866 г.: «Через час времени достигли Хузевитской Лавры. С полчаса пробыли в древнем монастырском кладбище, устроенном в пещере и преисполненном надписей вроде следующей: “здесь почиет отец наш имярек, такого-то числа и месяца и индиктиона”. Но года, к сожалению, нет ни в одной из надписей. Затем перешли в самый монастырь, пристроенный подобно Саввинскому к скале и не раз, как видно, возобновлявшийся. В церкви еще много сохранилось стенной иконописи. Есть придел в честь св[ятых] Иоакима и Анны, видимо, устроенный в подтверждение предания о молении Иоакима на этом месте» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Дневник за 1866 г.//Библиотека ИППО. Шифр: И.П.П.О. Б. IV. 853/8. С. 139–140).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Выходит, что все сказанное другими по этому предмету он обращает какбы в подмостки, чтобы повыше поставить свое собственное решение. Такого рода отношение к делу не заслуживало бы и внимания, если бы не те обстоятельства, среди которых, как уже вами сказано, появилось в свет и бродит по свету рассуждение г. Хвольсона. По этому мы не только рассмотрим его разбор опытов соглашения кажущегося противоречия в известиях Евангелий, и затем – предлагаемый им самим опыт разрешить это противоречие, но и раскроем в надлежащем виде, как известные, так, может быть, и неизвестные нашему автору, по крайней мере им неупоминаемые, способы действительного примирения мнимых разногласий св. Евангелистов, – способы, какими издавна обладает православная Церковь . „Разные опыты, употреблявшиеся для решения этого вопроса», говорит наш автор, „старались перетолковать или известия синоптиков» (первых трех Евангелистов) „в смысле Евангелия Иоанна, или же – наоборот.» „Опыты первого направления», продолжает он, можно разделить на следующие категории: „1) Иисус Христос вовсе не ел еврейского пасхального агнца, но это была особенная вечеря для установления таинства причащения, а это происходило, как вытекает из Евангелия Иоанна. 13 -го» ( – числа месяца нисана) „вечером. В этом смысле перетолковываются столь понятные слова синоптиков, из которых ясно вытекает (ср. особенно Ев. Луки 22, 15 ), что Иисус справлял пасхальную вечерю евреев». – С этим и мы согласны, так-как это составляет убеждение и всей православной Церкви, – но не можем согласиться с следующим замечанием автора: „Синоптики сверх того не могли принять 13-го за первый день праздника опресноков, ибо», говорит он, „как мы ниже увидим, это имя даже не может употребляться для 14-го, не говоря уже о 13-м; который был простой будень», – не можем согласиться, потому-что также имеем в виду – показать ниже, в каком смысле первые три Евангелиста не только 14-е, но даже 13-е нисана могли назвать так, как назвали. „2) „Иисус» (по мнению других) „хотя ел пасхального агнца евреев, но не вместе с ними, а днем раньше, т, е., вечером 13-го, и когда синоптики говорят о первом дне праздника опресноков, то они под этим подразумевают именно, как утверждают эти экзегеты, вечер 13-го, так как по еврейскому исчислению времени, день начинается с вечера, и следовательно, вечер 13-го причисляется уже к 14-му.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Заметив недоверие, которое внушает большей части болгар отсутствие в главе этого общества народного архиепископа, распорядители римского движения возымели намерение привлечь к своему делу болгарского митрополита Авксентия. С этою целию отправилась к нему в Исмид (в Никомидии), где он живет в изгнании, депутация лиц из двадцати, между которыми находился Цанков. Они явились к преосвященному Авксентию 11 числа сего месяца, и, по изъявлении ему бесчисленных знаков своего уважения, умоляли его объявить себя в пользу унии, обещая, если он на то решится, немедленно исходатайствовать его освобождение, доставить ему сан патриарха и осыпать его богатствами. Но престарелый Авксентий ответил им с простотою: «все сокровища в мире не возмогут побудить меня к измене моей православной вере; обещания ваши бесполезны, напрасно вы тратите свое время и старания, возвратитесь к себе» 347 . Отправленная таким образом с отказом, депутация должна возвратится в Константинополь, не достигнув цели своего путешествия; но эта неудача лишь приостановила, а не ослабила деятельности римской пропаганды». В сообщенной мне депеше, из Константинополя, от 18–30 сентября 126), виден спор смешанной греко-болгарской комиссии о числе греческих и болгарских членов в составе синода. Патриарх говорит, что «в делах религии церковь не может допустить начала народностей». На сие можно сказать: где же правило церковное, в котором патриарх нашел сию мысль? Во-вторых, не он ли руководствуется началом народности, когда домогается, чтобы греческая стихия в синоде числом своим подавляла болгарскую? Но болгарское требование равночления в синоде, кажется, не совсем справедливо, по соображению с числом епархий греческих и болгарских. Довольно было бы просить, чтобы болгарских членов было 5 и греческих 7. Другая часть депеши содержит твердый отказ эксмитрополита Авксентия соблазнявшим его в унию. Слова прекрасны; но желательно было бы проникнуть в душу, от которой они происходят. Болгары, которые искушали его, не понимают дела, а он понимает. Он знает, что еще прежде своей связи с восставшими против патриарха болгарами, он удален был от управления епархиею (вероятно не за добродетели); что, пристав к восставшим, он вместе с Иларионом подписал и напечатал грамоту, ругательную на греческую иерархию; что за сие трижды, по правилам, зван был к суду, но не явился; что за сим он собором 27-ми архиереев, в числе коих были и патриархи, лишен епископства и священства, и что весьма невероятно, чтобы такого папа признал епископом. При сем соображении блеск Авксентиева ответа уменьшается.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010