Жаль было старцу страдалицу, он утешал ее, давал советы, да все и не впрок. Павел попирал их ногами, ставя их в ничто, и продолжал неистовствовать. Однажды мать чуть не насильно привела к о. Зосиме сынка. Он нагрубил старцу и продолжал жить так, как ему хотелось, удовлетворяя все похоти плоти. Старец молился за Павла, стараясь пробудить в нем хоть искру покаяния. Однажды старец встретил Павла на улице и заговорил с ним с лаской и сердечным вниманием. Грубо оборвал его молодой человек, и с какой-то насмешкой сунул ему рубль. Старец тотчас же отдал этот рубль нищим и молил Господа, чтобы и эту милостыню, так холодно поданную, все же Господь принял и ради этой милостыни спас бы душу заблудившегося и потонувшего в грехах юноши. “Господи, Царица Небесная, открой мне, что надо сделать, чтобы не погибла душа Павла, чтобы он покаялся и наследовал жизнь вечную”. Не раз у престола Божия ходатайствовал он за него, и открыл Господь старцу, что Павел только тогда покается и спасется, если назначить ему скорую смерть в определенный месяц и число. Жаль было старцу матери, молил он Бога, может быть, можно как-нибудь иначе исправить Павла. Ответ был опять тот же: “Нет иного для него пути, поговори с матерью, назначь смерть”. Вот опять пришла старушечка мать к старцу и, заливаясь слезами, рассказала о безобразиях сына. “Мать, — сказал ей с дерзновением старец, — если хочешь, чтобы спасся твой сын, то согласись на то, что я назначу ему через год смерть. Тогда он опомнится, заболеет, одумается, покается, причастится святых Христовых Таин и умрет христианином. Иначе не придет он к Богу и погибнет душа его навеки. Согласна или нет, говори?” Долго не соглашалась старушка, но время шло и шло, а Павел становился все хуже и хуже. И, наконец, сама мать, придя к старцу, стала просить его, чтобы старец поступил с ее сыном, как ему укажет на то Бог, и, если нужно, чтобы назначена была ему смерть, пусть назначает, лишь бы спаслась душа любимого сына.’ “Ну, сестрица, скажи сыну твоему, что назначена ему смерть ровно через год такого-то числа и месяца, в такой-то час. Пусть кается и приготовляется к вечности”.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

И враги его тем более употребляли усилий и притеснений, чем многочисленнее составлялись собрания. Со времени изгнания из общественной крещальни, друзья св. Златоуста собирались для молитвы за городскими воротами в том месте, которое царь Константин, еще до построения города, очистил для конского ристалища и обнес деревянными стенами. Когда же и отсюда были вытеснены, то уже не имели определенного пристанища, а собирались то в одном, то в другом месте, где находили более удобства и безопасности 375 . Со времени своего изгнания из церкви, св. Златоуст, в продолжение двух месяцев не выходил никуда из своего дома, пока не получил царского указа отправиться в ссылку 376 . В это время враги много раз покушались лишить его жизни. Однажды поймали с кинжалом одного бесноватого или притворявшегося бесноватым, и открыли, что он готовился убить св. Иоанна, но еще не исполнил своего замысла. Так как народ признал его подкупленным для такого поступка, то он приведен был к префекту. Однако же св. Иоанн послал некоторых из бывших с ним епископов и освободил его, прежде чем он подвергнут был казни. Вскоре после сего слуга пресвитера Элпидия, который был явным врагом св. Златоуста, торопливо вбежал в епископский дом. Но кто-то из случившихся тут в сию минуту, узнав его, остановил и спрашивал о причине поспешности. Но убийца, ничего не отвечая, вдруг поразил кинжалом сперва этого самого человека, затем другого, который, увидев первый удар, закричал, и наконец, кроме их и третьего. Когда же бывшие тут подняли шум и крик, он воротился назад и убежал. Однако же его преследовали и преследовавшие кричали перед ним, чтобы схватили бегущего. Поэтому кто-то, вымывшись в бане и возвращаясь назад, схватил его, но быв смертельно ранен, пал мертвым. Наконец он был окружен и, едва схваченный народом, отведен во дворец. Тогда все увидели в этом умысел врагов св. Златоуста, и с тех пор преданнейшие из народа стерегли его днем и ночью, поочередно, окружая дом епископский 377 . Враги св. Златоуста, раздражаемые такими знаками народной любви к нему, и сожигаемые враждебным желанием скорее видеть его в изгнании, говорили императору, что спокойствие в народе не может быть восстановлено, пока виновник всех беспокойств будет находиться в городе, и что за справедливость произведенного над ним суда они берут на себя ответственность 378 . Это предложение императору сделано было спустя пять дней после пятидесятницы, 5-го июня 404-го года. Аркадий обманутый лживыми судиями, 20-го числа того месяца 379 отправил к Златоусту чиновника с именным повелением немедленно оставить город и отправиться в ссылку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

— И правильно подсказывает! — с воодушевлением поддержала тетка. — А вы тоже напишите… Если, конечно, вы честный человек. — Я? Я не отступлю! И она в тот же день отнесла заявление туда же в ветеринарный пункт. В глубине души серый думал (про себя думал): «Раз соврала, то пусть ка тебя доктора — в животик». Он не любил, когда ему говорили неправду, и гордился этим. Ну, тетка и попала тоже как кур во щи: вопила, ругалась, врала по мере надобности, в частности про то, что ранка была небольшая и уже зажила, тыкала пальцем в старый шрамчик на руке и еще кричала, что она, как честная советская женщина, написала для пользы дела, а ее за то наказывают в живот. Странно, но почему-то ее отпустили, записав адрес, и сказали: мол, заедем завтра на дом для выяснения. Как бы там ни было, но тетка возненавидела Бима лютой ненавистью, серого — тоже, но несколько меньше, хотя он и подвел ее под монастырь. В связи с такими двумя заявлениями через два дня в областной газете появилось объявление: «Есть основание полагать: собака, беспородный сеттер, ухо черное, кусает прохожих. Знающих местопребывание таковой, а также укушенных просим сообщить по адресу… На предмет изловления для анализа и ликвидации возможных последствий. Граждане! Берегите свое здоровье и здоровье других — не молчите»… И т. п. В ближайшие дни немедленно посыпались письма читателей. В одном из них сообщалось: «…(Такого-то числа и месяца сего года)… Бежала собака в направлении к вокзалу (беспородный сеттер, ухо черное), она не разбирала ничего и перла напрямую, так здоровые духом собаки не бегают — напрямую или наискосок через площадь, а обходя препятствия или предметы, встречающиеся на пути следования. Хвост был опущен вниз, и морда была действительно опущена вниз. Вышеупомянутая собака (беспородный сеттер, черное ухо) вполне опасна, может укусить любого гражданина советского союза и даже иностранного туриста, каковые есть, а потому ее следует ловить и ликвидировать без никаких исследований, о каковых упомянуто в объявлении вашей уважаемой нами газете».

http://azbyka.ru/fiction/belyj-bim-chern...

Имея все это в виду и крайне оскорбленные сочинением Перетрухина, противуокружники пригласили этого последнего на беседу, в надежде нанести ему поражение. Перетрухин принял предложение, и назначено было составить беседу 13-го числа марта месяца в доме члена Духовного Совета Новикова, перешедшего не так давно из противуокружников в общество мнимых окружников. Противуокружники поручили вести беседу состоящему дьячком при попе Илье, Ивану Пуговкину, человеку молодому, но весьма находчивому. На беседу с обоих сторон собралось немало слушателей. Перетрухин явился со своим неразлучным спутником Егором Олениным, были кроме мирян и именуемые духовные лица из общества окружников, – поп Елисей, диакон Иван с Рогожского Кладбища и проч. Из противуокружников на беседе находились известные их начетчики: Завалов, Обухов, сторонники Иосифа, и другие. Когда все разместились, Пуговкин взял книжку «Ответы иеромонаха Филарета на девятнадцать вопросов Перетрухина» и вычитал из нее следующие слова Перетрухина об Окружном Послании: «Разве не славится во всем мире богословское сочинение Окружного Послания единые святые соборные и апостольские церкви, изданные собором благочестивых епископов в 1862 году, которое якоже пращею разоблачает всякое ложное учение». Прочитавши эти слова, Пуговкин обратился к Перетрухину с вопросом: он ли это писал? Перетрухин ответил: Это я писал, и от того, что я писал, не откажусь. Тогда Пуговкин взял другую книгу Перетрухина: «Мир ко внешним», и прочитал из нее совсем противоположный отзыв Перетрухина об Окружном Послании: «все православные христиане никто не должны более сомневаться, что существует Окружное Послание и будто бы преграждает путь к применению, – нет, оно действительно уничтожено для мира церковного, и теперь уже не существует». Прочитавши эти слова, Пуговкин опять спросил Перетрухина: а это писал ты, или кто другой? Перетрухину сделалось неловко, и он тихим голосом ответил: я писал и это. Тогда Пуговкин, обратившись к слушателям, сказал: Видите братие! Перетрухин сам себе противоречит: в вопросах к членам господствующей церкви называют Окружное Послание богословским сочинением св. соборной апостольской церкви, разоблачающим как пращею всякое ложное учение, и то же самое Послание в другом своем сочинении объявляет уничтоженным и более несуществующим. Учение св. церкви «двое некако и раздельно не бысть, когда, ниже будет» (Ник. Черн., сл. 23); а окружники двое некако и раздельно учат об Окружном Послании, – то считают его наравне с Евангелием, то уверяют, что оно уничтожено и не существует! Ежели Окружное Послание есть богословское сочинение св. соборной апостольской церкви, то пусть Перетрухин скажет, были ли когда такие примеры, чтобы богословское учение истинной церкви сама же церковь предавала уничтожению. Если такого примера никогда не было, то пусть окружники сознаются, что поступили незаконно, уничтожив Послание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Затем, как рассказывают летописцы, произошло совершенно невиданное событие – столь невероятное, что единственным объяснением может стать только то, что в действительности эта история чрезмерно переврана. Что же случилось? По одному сообщению, Никифор I Геник якобы лишился стыда и совершил мерзостный поступок в день свадьбы сына. Из числа девиц, вызванных на смотрины при выборе царской невесты, нашлись две очень красивые девушки, которых Геник изнасиловал у всех на виду. Если это – правда, то понятно негодование историка: такого бесчинства со стороны царя Константинополь еще не видел никогда! Все же, вероятнее всего, если такой безнравственный поступок и имел место, то едва ли он был совершен у всех на виду. Скорее всего, вместо публичного изнасилования мог иметь место обычный тайный адюльтер, ставший известным константинопольцам и приукрашенный донельзя. В любом случае, царю не пристало творить такое, и стоит ли удивляться, что через 2 месяца созрел новый заговор против него? По почину заговорщиков новым императором был провозглашен патриций Арсавир, муж благочестивый и ученейший, но Никифору каким-то образом удалось нейтрализовать угрозу своей жизни и царству. Он подверг Арсавира телесным наказаниям, постриг в монахи и отправил в ссылку. Затем настал черед остальных подозреваемых – сановников, военачальников, монахов, епископов и даже синкелла и сакеллария патриарха, имущество которых было конфисковано, а их самих отправили в ссылку 361 . Заметим, что хотя над царем нависла реальная угроза потерять жизнь, и на этот раз Никифор I не решился казнить заговорщиков – видимо, из милости. Заговор и следствие по последнему заговору стали поводом для того, чтобы вновь вспомнить о прп. Феодоре Студите . Сановник, логофет дрома, проводивший дознание, вызвал на допрос брата преподобного – архиепископа Солунского Иосифа и спросил у него: почему тот не имеет общение с царским двором и императором? Ответ был следующим: «Я не имею ничего ни против благочестивых императоров, ни против патриарха, но я против эконома Иосифа, который повенчал прелюбодея, и за это низложен по священным канонам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не был или: был тогда-то по такому-то делу, но от суда и ответственности освобожден или: но таковую-то подсудность указом Святейшего Синода такого-то года, месяца и числа за разрешено не считать препятствием к награждению его установленными для духовных лиц знаками отличия. 1849 г. скуфьею. 1852 г. камилавкою. 18об г. наперсным крестом. 1858 г. Орденом Св. Анны 3 степ. 1861 г. Орденом Св. Анны 2 степ. Примечание. В наградных списках священников, представляемых к скуфье, означается, когда они награждены набедренником. К Ордену Св. Анны 2-й степени. Примечание. Испрашиваемая награда обозначается собственноручно в списках духовных лиц епархиального ведомства Епархиальными Преосвященными, а духовенства военного ведомства Главными Священниками, или по крайней мере свидетельствуется их подписью. 2 Приложение к выноскам §§ 24 и 152. Форма. ИМЕННОЙ список 18 сдано в NN уездное казначейство взноса на инвалидов, по пожаловании в день 18, золотою медалью для ношения на шее на Аннинской ленте псаломщика церкви (имя и фамилия пожалованного лица) 30 руб. Подпись должностного лица, представляющего деньги, или же самого пожалованного. Список сей подлежит пересылке при отчетной ведомости казначейства – в главное. 3 Прилож. к выноске § 24. Форма. ведомость о деньгах, взысканных или удержанных за пожалованные ордена в N месяце и ассигновки. Кем взысканы Сан, имя и фамилия духовного лица, с которого произведено взыскание. За какой орден Время пожалования. Сколько взыскано. 4 Прилож. к § 50. Форма ВЕДОМОСТЬ о лицах светского звания, представляемых за заслуги по духовному ведомству к благословению Святейшего Синода, с выдачей установленных грамот. За сентябрьскую треть 1873 года. По Орловской епархии. Примечание. В эту ведомость следует вносить имена жертвователей, лишь принадлежащих к православному вероисповеданию. О жертвователях-иноверцах епархиальные начальства должны доносить особо. пп Должность, чин, звание, имя и фамилия В чем состоят оказанные отличия Церковный староста Ливенского Троицкого собора, купец 2-й гильдии Николай Шилаев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

Я советовал по временам присылать его в церковь, чтобы он постепенно освоился с церковной жизнью. А самим в этом посту советовал исповедаться; посты для того и существуют, чтобы в это время мы особенно жили для Бога, размышляли о своих грехах и приходили с покаянием к Богу, – как праздники для молитвы среди обычной суетливой жизни. Отсюда мы пошли к Фурубаяси Акиле, которого с трудом разыскали в первый раз, но и теперь не застали дома; хозяйка его квартиры сказала, что он 15-го числа каждого месяца бывает свободен от дела; мы и просили ее сказать ему, чтобы хоть тогда-то он пришел к нам для разговора. Отсюда пошли к Сува Иоанну и Марии; их отец Сергий не видал, да и не знал, где они живут, так как они в церковь совсем не ходят. Иоанн гордо принял нас, даже и не поклонился; он занимался с учениками, так как и сам-то учитель школы. Я спросил – когда принял крещение? Он притворился не понявшим, пришлось повторить те же самые слова катехизатору; оказывается, уже 20 лет христианин. Почему в церковь не ходит? – Недосуг. – А в воскресенье ведь отдыхаете? – Да, но после ежедневных трудов нужно отдохнуть и телом. – Тело истлеет после смерти, а душа останется жить навеки; душевное дело важнее телесного; поэтому для него нужно хоть в воскресенье потрудиться. – Он все время говорил, что не понимает, так что пришлось сказать, чтобы Сакума рассказал это пояснее. Оказывается, в конце концов, что веры в Бога он совсем уже не признает и души не признает. Так же мыслит и жена его Мария. Все это он говорил сквозь ужасный торжествующий отчаянный смех, какой только и бывает у совсем отчаявшихся во всем, но страшно самолюбиво-самоуверенных людей. Вероятно, таким же, только несравненно более сильным смехом, смеется диавол, если только он может смеяться, будучи духом. Жутко становится быть вблизи такого существа: это нечто сатанинское, безотрадное состояние пустоты в душе, с насильно достигнутым равнодушием ко всем ее запросам, несомненно заявляющим о себе, ибо их только присутствием и можно объяснить тот отчаянный смех, которым с услаждением смеются подобные люди, как смеется гоголевский сумасшедший, уверивший себя, что он испанский король, и постоянно разуверяемый в том окружающей действительностью, которая более действительна, чем грезы его разгоряченного мозга. Вот уже 10 лет, как он оставил совсем веру; а прежде привел к Церкви многих: Исида, Китадзима, Каяно (теперешний катехизатор), Кугимия (теперь диакон в Токио). Так как все-таки мы мешали их уроку, что он прямо нам и сказал, то я спросил: можно ли придти к нему для беседы когда-либо в воскресенье? Он прямо сказал, что так как не понимает необходимости иметь веру, то не имеет и желания слушать о вере и вообще с нами ничего общего не имеет. Нам оставалось извиниться за беспокойство и уйти, а он хоть бы капельку мотнул головой. Гордый и совсем холодный, отчаянный по настроению человек. Очень жаль. С великой скорбью я вышел и возвратился домой около 9-ти часов с напрашивавшейся на душу молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Гавриила Захарии, а последнее должно было иметь место в месяце тисри (­ сентябрь) в день очищения 1410 ; (с. 302) если же зачатие Спасителя было в марте, то рождение его должно было падать на декабрь 1411 . – Несколько позднее новый праздник получил признание в двух других центрах тогдашнего христианства: Александрии и Иерусалиме. В то время, как еще в бытность Кассиана в Египте (ок. 380 г.) там не было праздника 25 дек., 1412 в 432 г. (в патриаршество Кирилла Александрийского ) в Александрии произносит проповедь на Рождество Христово 29-го числа егип. месяца хийяк (­ 25 дек.) приезжий еп. Емесский Павел 1413 . – Что касается Иерусалима, где, как мы видели, аквитанская паломница (ок. 385 г.) праздновала Рождество Христово 6 янв., то по свидетельству Василия Селевуийского, «Ювеналий (425–428 г., еп. Иерус.), занимающий теперь славную и важную кафедру Иакова, начал праздновать день рождения Господа» 1414 . С этими достоверными известиями согласны в общем и позднейшие разукрашенные в пользу Римской церкви и несвободные от анахронизмов предания 1415 о введении праздника Рождество Христово на Востоке. По одному из этих преданий иерус. еп. Кирилл, по другому Ювеналий, письмом к Папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан», и просил исследовать и определить день рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви – празднование Р.Х 25 дек. Василий В. поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст тоже дал на это согласие. Из Кипра призван был Епифаний, чтобы он, как природный иудей, на основании Писаний, утвердил день. Патриархи Феофил Александрийский и Флавиан Антиохийский приняли новый праздник. Ввиду такого единодушия и еретические секты последовали в данном случае кафолической церкви. – Успехом своим новый праздник конечно обязан величию чествуемого события. Но введение его потребовало не мало времени и не обошлось без борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

— Иди с дерзновением, Феодот! Выслушав слова эти с благоговением, все осенили себя знамением крестным. И тотчас явился в воздухе с восточной стороны пресветлый крест, испускавший во все стороны огненные лучи. Увидав этот крест, все обрадовались и пришли в страх; а затем, пав на колена, все поклонились святому кресту и помолились Господу. Встав после молитвы, все направились к озеру; но так как в это время видение креста скрылось, то снова стало так темно, что никто не мог видеть друг друга. В это время пошел дождь, вследствие чего дорога сделалась скользкой, что весьма затрудняло путь. Тогда все стали на молитву, испрашивая у Бога помощи в такой беде, и тотчас явилась лампада огненная, показывавшая путь; вместе с тем явились святому Феодоту и два честных мужа в белых одеждах, имевших седые волосы на головах и бородах и сказали ему: — Дерзай, Феодот, ибо Господь и Бог наш Иисус Христос написал имя твое в числе имен мучеников, услышав молитву твою слёзную о обретении тел невест Его святых. Мы посланы Им тебе на помощь; мы принадлежим к лику тех отцов, пред церковью которых ты молился прошедшею ночью. Когда ты придешь к озеру, то ты увидишь здесь мученика Сосандра, вооруженного, приводящего в страх и прогоняющего воинов, охраняющих озеро; однако тебе не следовало бы вести с собою предателя. Сказав так, святые сделались невидимыми. Так и не узнал святой Феодот, кто же был предателем из числа шедших с ним. Следуя за явившейся лампадой, все подошли к озеру. В это время поднялся гром, засверкала молния, полил сильный дождь, началась страшная буря; воины, стоявшие на берегу озера, весьма устрашившись, бежали оттуда, при этом они устрашились не столько грома, молнии и бури, сколько страшного видения; ибо они видели очень большого мужа, имевшего в руках броню, щит и копье; на голове же у него был шлем; от мужа того исходило кругом яркое сияние. Это был мученик Сосандр. Ужаснувшись такого видения, воины бежали, будучи объяты великим страхом. Между тем вода, находившаяся в озере, была прогнана ветром с одной стороны озера на другую, так что дно озера обнажилось и глазам христиан предстали тела святых мучениц, лежавшие на дне озера. Подойдя к святым мученицам, христиане отрезали серпами верёвки, которыми были привязаны камни к шеям мучениц; потом, взяв честные тела, положили их на колесницы и повезли к храму святых патриархов, где и похоронили с честью. Имена же те мученицы носили следующие: Текуса, Александра, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия. Пострадали же сии святые девственницы в восемнадцатый день месяца мая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Аббади говорит 85 , что этот святой, известный во всей Эфиопии под именем Аббо, чтится даже Галласами, не говоря уже о жителях Даваро и Каффа, считается покровителем грома, и его праздник справляется пятого числа каждого месяца. Другой исследователь Абиссннии – Borelli 86 , наоборот, склонен верить легендам об Або и считает его „католическим святым, уроженцем Генуи, прибывшим в Абиссинию в очень отдаленное от нас время“. Далее, он приводит легенды, ходящие в народе о св. Або. Оказывается, что они согласны с житийными, с той лишь разницей, что их приурочивают ко времени Лалибалы и 1200 г. по P. X. Лалибала спасается в Иерусалим, в то же время туда путешествует Або, возвращает царя и восстановляет его на престоле. С ними вместе прибыли Аморы, населявшие Иудею. Сам Або затем вернулся на свою гору Жакуала. В Годжаме он уничтожает остатки язычества в виде колдунов „буда“ 87 . После 500-летней жизни он умирает, и ангелы переносят его тело в Иерусалим... О происхождении всех этих легенд можно строить, конечно, более или менее вероятные предположения, которые едва ли могут содействовать выяснению дела. Можно видеть в них переживания языческой мифологии, можно, наоборот, усматривать разукрашенные предания о просвещении южных областей – Кабед, Жакуала, области Гурагве и т. п. Сопоставление с Лалибалой также, вероятно, обязано происхождением народной фантазии. Если, впрочем, действительно, подвижник Габра-Манфас-Кеддус – лицо реальное и жил при Лалнбале, то не были ли 900 лет его жизни средством возвести его в современники девяти преподобным и римской империи? Другое указание на эпоху, к которой относили эфиопы этого загадочного святого, мы находим в упоминаниях пространного жития о его свиданиях и беседах с „аввой Иоанном вифатским“ (emdabra Wifat). Этот авва Иоанн, по-видимому, лицо более историческое, по крайней мере, хроника отметила его кончину под 10 годом царствования Зара-Якоба, т. е. 1444 годом 88 . Противоречия здесь, конечно, нет, так как 900 и даже 562 лет и для такого синхронизма достаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010