Очнулся весной, в апреле, у себя дома. Дату своего выздоровления запомнил. Как же не запомнить? Жена рассказала, что полежал он два месяца в реанимации, и отказались его доктора в больнице лечить. Говорят, все одно помрет. Забирайте его домой или платите. У нас медицина теперь не даром лечит. Одна только совсем молодая женщина-доктор на консилиуме и говорит: «Куда ему помирать, 52 года всего!» И стала помогать в свое свободное время. Уходом, лекарствами, даже деньгами — жена ведь уволилась, чтобы дома сидеть с мужем, и денег в семье почти не было. Повезло им. Ожил мужик по весне. Стал снова баранку крутить и копейку свою зарабатывать. Подвозил однажды по весне богомольных женщин в платочках, шедших с крестного хода. Денег, говорит, с вас не возьму, а расскажу свою жизненную историю. Очень уж ему эту историю нравилось рассказывать, потому что в ней справедливость была. Задумалась тут одна паломница и спрашивает: — А какого числа, ты говоришь, милок, это было? — Такого-то апреля, отвечает. — Ты сам что-нибудь об этом не думал? — Нет. — Так это ж Пасха была. Христос Воскрес! Мужик озадачился. На неделе решил поехать в церковь. Свечку ставить. В храме ему раньше всегда как-то неловко было. Куда ступить, что сказать? Не знает он всех этих «священных правил». А тут вошел почти как к себе домой. Сияет. А потом поехал дальше на хлеб насущный зарабатывать, чтобы жене деньги отдать, а она после дежурства утюг какой-нибудь в дом купила бы или апельсинов на Новый год. А там глядишь — и Рождество скоро. Бывает все-таки справедливость в главном, пусть даже мы, как мой таксист, уже всякую надежду потеряли. Но приходит она, как правило, не от людей, а от Бога. Хотя часто и через руки добрых людей, вроде той самой милосердной женщины из больницы.   На заставке: фото Владимира Ештокина Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/taksist-kotoryiy-ne-umer....

- Я позвонил ей, поздравить, на шестнадцатилетие. Говорит: " Ты мне больше не отец " , - спокойно так. Конечно, я сволочь, но сказала бы уж " ненавижу " , а то - " не отец " . Он говорил всё медленнее: -Так прошёл год, и начал я понемногу сходить с ума. Тихо так сходить... Не могла она меня забыть! И вот тогда-то посылает он ей телеграмму, якобы от имени друга. Додумался ведь: так, мол, и так, отец ваш похоронен такого-то числа и такого-то месяца, в посёлке таком-то, с указанием адреса, места могилки (!), соболезнованиями... " Ну не может же она не прийти! " - Я уж к тому времени и бороду отрастил, первый раз в жизни: продумал, чтоб, значит, дочка не узнала вдруг. Со сторожем кладбищенским тоже без проблем: выпили пару раз, всего-то делов - три бутылки водки. Плиту тоже сам выбил, халтурил когда-то, пригодилось уменьице вот. Беру отпуск... - Погоди, это ж было-то... - Ну да, в мае. Воистину чужая душа - потёмки. Он ведь ходил на работу, как-то ведь жил, шутил с нами... а вечером, значит, возвращался и долбил себе по мрамору буквочки-циферки: родился - умер... и веточку внизу не забыл (он показывал мне плиту), ну Анатолий! Ну молчальник! - Каждый день, как на пост, - туда. Прихожу, ставлю плиту... там в конце аллеи холмик один нашёл, безымянный, рядом склеп - удобно... Сижу за ним, - он вяло усмехнулся, - даже ночевал там. - Не страшно? - Страшно... Но дома страшнее. Мне нужно было, чтобы она пришла, хоть на минутку! И всё, и больше ничего! Знаешь, как нам с ней весело было!.. Он увидел её на пятый день, под вечер: худенькую фигурку с чёлкой. Увидел, как она блуждает по кладбищу с белым букетиком, как идёт прямо к нему по аллее в чёрной косынке, как подходит к могилке... Я представил себе большого нескладного человека, скорчившегося за склепом... в запотевших очках... Он видел, как она положила цветы и заплакала. Он бежал за ней до самой станции, прячась за прохожими, как тогда, " как мальчишка " , и только в последний момент, когда она уже входила в электричку, он узнал в ней подружку дочери... Они часто брали её с собой на прогулки (отца у неё не было), приглашали на праздники, вместе дурачились, играли...

http://zavet.ru/krohi/ym/dor/020.htm

Пока домоправитель это говорил, Санчо занимался рассматриванием длинной надписи, выведенной крупными буквами на стене прямо против кресла; а как он читать не умел, то спросил, что это там намалевано. Ему ответили так: — Сеньор! Там записан и отмечен день, когда ваше превосходительство изволило вступить во владение островом, а гласит сия надпись следующее: «Сегодня, такого-то числа, месяца и года, вступил во владение этим островом сеньор дон Санчо Панса, многие ему лета». — А кого это зовут дон Санчо Панса? — спросил Санчо. — Вас, ваше превосходительство, — отвечал домоправитель, — на наш остров не прибыло никакого другого Пансы, кроме того, который сейчас восседает в этом кресле. — Ну так запомни, братец, — объявил Санчо, — что я не дон, и никто в моем роду не был доном: меня зовут просто Санчо Пансою, и отца моего звали Санчо, и Санчо был мой дед, и все были Панса, безо всяких этих донов да распродонов. Мне сдается, что на вашем острове донов куда больше, чем камней, ну да ладно, Господь меня разумеет, и если только мне удастся погубернаторствовать хотя несколько дней, я всех этих донов повыведу: коли их тут такая гибель, то они, уж верно, надоели всем хуже комаров. А теперь, сеньор домоправитель, задавай скорее свои вопросы, я отвечу на них, как могу, а горожане хотят — унывают, хотят — не унывают: это их дело. В это время в судебную палату вошли два человека: один из них был одет крестьянином, другой был одет портным и держал в руках ножницы; он-то и повел речь: — Сеньор губернатор! Мы с этим сельчанином явились к вашей милости вот из-за чего. Вчера этот молодец пришел ко мне в мастерскую (я, извините за выражение, портной и, слава Тебе Господи, мастер своего дела), сует мне в руки кусок сукна и спрашивает: «Сеньор! Выйдет мне колпак из этого куска?» Я прикинул, говорю: «Выйдет». Тут, думается мне, он, наверно, подумал, и подумал неспроста, что я, конечно, хочу толику малую сукна у него украсть, — либо это он судил по себе, либо уж такая дурная слава идет про портных, и вот он мне и говорит: погляди, мол, не выйдет ли двух колпаков. Я смекнул, что он обо мне подумал. «Выйдет», — говорю. Он же, утвердившись в первоначальной своей и оскорбительной для меня мысли, стал все прибавлять да прибавлять колпаки, а я все: «Выйдет» да «Выйдет», и, наконец, дошли мы до пяти. Нынче он за ними явился, я ему их выдал, а он отказывается платить за работу да еще требует, чтобы я ему заплатил или же вернул сукно.

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

Итак, Россия встречает новый, 7208 год, и это был самый короткий год в истории нашей страны. Три с половиной месяца спустя, в декабре, появляется указ, прервавший его течение: «Известно Великому Государю [стало], не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, [таких] как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… лета свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира… И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый… век. И для того доброго и полезного дела указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах (центральных ведомствах) и во всяких делах и крепостях (документах)… с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должного благодарения к Богу и молебного пения… по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых… перед вороты учинить… украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…» Украшения следовало изготовлять по образцам, которые специально для такого случая выставили на Гостином дворе и у аптеки. Тем, кто победнее, дозволялось при воротах или на крыше своего дома поставить деревце. Нет денег на деревце — подойдут несколько ветвей елового лапника. И пусть стоят всю неделю! Конечно, Петр не мог обойтись без большой «огненной затеи» — царь испытывал от нее детский восторг. А потому он учредил особый новогодний фейерверк и пушечный салют на Красной площади. Одновременно в домах знати, дворян и купцов предписывалось палить из малых пушчонок и ружей, пускать пороховые ракеты, а по ночам с 1 по 7 января жечь костры и смоляные бочки. Русская столица не стала Амстердамом. Климат, понимаете ли, не тот. Не пустишь ведь лодочки по январскому тяжелому льду Москвы-реки! Вот когда восстанет из чухонских болот Санкт-Петербург, там — да, царь и каналы получит, и лодки, и совершеннейшую Голландию во всем, кроме языка… Зато теперь, под звуки канонады, вдыхая ароматы свежей хвои, Петр Алексеевич каждую зиму мог мысленно оживлять весь восторг амстердамских ночей, пережитых в Великом посольстве. Забыли и вспомнили

http://foma.ru/kak-v-rossii-nachali-tolk...

Не был или: был, тогда-то, по такому-то делу, но от суда и ответственности освобожден. Или: по таковую подсудность указом Святейшего Синода такого-то года, месяца и числа за разрешено не считать препятсствием к награждению его установаленными для духовных лиц знаками отличия. 1849 г. скуфьею; 1852 – камилавкою; 1855 – наперсным крестом. 1858 – орденом Св. Анны 3 ст.; 1861 – орденом Св. Анны 2 ст. К ордену Св. Анны 2 ст. с короною. 50 лет. 1846 – Священником 1849 – Депутатом 1851 по 1854 г. Наставником в сельском приходском училище. 1854 – Благочинным 1857 – Протоиереем 1860 – Членом духовной Консистории. Примечание. Протоиерей, или Священник, поступив первоначально к сельской приходской церкви, перемещен в последствии к городской церкви, то о сем объясняется, в виде пожстрочного примечания в этой графе, следующим порядком: с 1846 по 1855 г. состоял Священником в таком-то селе, такого-то уезда, а в 1855 г. переведен на настоящее место. Подобным порядком и о монашествующих, если они переходили из одноц обители в другую, прописывается: с 1845 по 1849 г. состоял в таком-то монастыре, с 1849 г. по 1857 г. в таком-то, а с 1857 г. в настоящей области. Примечание. 1. В наградных списках духовных лиц показывается время: 1) рукоположения во священника или Иеромионаха, 2) возведения в сан Протоиерея, Соборного Иеромонаха, Игумена, Архимандрита и 3) происхождение должностей: а) в списках монашествующего духовенства – Благочинного монастырей, Настоятеля, Наместника и Казначения монастыря; б) в списках белого духовенства – Благочинного, Духовника, Депутата и Наставника в сельском приходском училище и в) в списках, как монашествующего, так и белого духовенства – Ректоры, Инспектора и Профессора или Учителя духовных Академий, Семинарий и уездных училищ, Члена духовных Цензурных Комитетов, Консисторий, Попечительств о бедных духовного звания, духовных Правлений, Эконома и Казначея Ахиерейского дома, Наблюдателя за преподаванием Закона Божия и Законоучителя в светских учебных заведениях и детских приютах и духовных должностей по придворному и военному ведомствам и при Императорских посольствах и духовных миссиях за границею. Прочие затем звания по службе духовных лиц в светском ведомстве, как то: Членов губернских Статистических, Оспенных и Попечительных о тюрьмах Комитетов и т. п. означаются в наградных списках духовенства в тех единственно случаях, когда светское начальство будет ходатайствовать о награждении духовных лиц именно за заслуги в их званиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А ведь все-таки, когда происходит такое церковное прославление, то требуется,  прежде всего, и  свидетельство святой жизни, и конечно, чудесных явлений. Вот только после этого. Ну, этому время никак не пришло. Может быть, Бог даст. Но, конечно, на мой взгляд, генерал Каппель человек выдающийся, из ряда вон. Это просто особенный человек. Вот даже то, что так было устроено…, что удалось добиться эксгумации в Китае, это была очень сложная процедура, которая длилась почти четыре года. Переговоры с китайскими властями. Сначала хотели авторы этого проекта захоронить его в Чите на месте первого захоронения. Но читинские власти отказалась. И было принято решение в Москве. А здесь уже его святейшество распорядился похоронить его в Донском монастыре, на том мемориале, где похоронены герои Деникин и Ильин. Это можно тоже расценить как некое такое чудо. И потом генерал  Каппель высказывал такую мысль. Он хотел войти в Москву. У него была такая мысль. Он был такой отчаянный борец против этих негодяев, которые захватили власть. И вот он пришел в Москву. Его мечта-то сбылась. Вот он в центре Москвы. Пусть он не достиг этого тогда, в 20-м году, но вот спустя 83  или 86 лет он в Москве. И еще одно чудо с этим произошло. Нашлись два внука, прямые потомки. Они правда, носят фамилию матери, потому что жена, чтобы остаться живой, свою  девичью фамилию взяла. С фамилией Каппель она долго не прожила бы. Она  и внуки носят ее фамилию. Но это прямые потомки генерала Каппеля. Они обнаружились. Один в Нижневартовске, другой в Перми. Супруга Каппеля прожила очень долго и умерла в 70-х годах. Можете себе представить. Но самое большое чудо, под впечатлением которого я нахожусь, оказалось, что мама Каппеля была прихожанкой  нашего Благовещенского храма в Петровском парке, где она и жила. И более того, сохранился даже такой церковный календарь, где отмечены карандашиком ее собственноручные записи. Такого-то числа такого-то месяца состоялась последняя служба в Благовещенском храме. Теперь мы имеем эту дату. И там же была отмечена смерть Володи, то есть любимого сына. То есть, она в Москве была прихожанкой нашего храма, о чем мы, конечно не ведали. Но вот к нам в Синодальный отдел пришла внучатая племянница, принесла вот эти документы. И вот сообщила. То есть это тоже явное чудо.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-pro...

Все эти собранные из различных источников материалы были систематизированы по календарному принципу самим инициатором проекта – Петром Прокопьевым, который, по свидетельству уже упоминавшегося современника, «сам собираше и труждашеся, и собра дванадесять книг миней» 1020 . Эти письменные сведения полностью подтверждает кодикологический анализ шести ранних томов. Лексинские писицы переписывали жития в отдельные тетради, поэтому в Четьих Минеях большинство произведений начинаются с лицевой стороны листа. Иногда переписчицы сразу соединяли в один блок несколько сочинений, посвящённых одному празднику или одному святому или относящихся к двум соседним дням, и переписывали их друг за другом в одну или несколько тетрадей как единое целое. Так, объединены слова на Крестовоздвижение, слова на Сретение Господне, Житие и похвальное слово Иосифу Волоцкому и другие. Однако в тома включались и ранее переписанные набело материалы. Например, при том, что основной массив бумаги в февральском томе по филиграням попадает в 1710 гг., есть несколько отдельных тетрадей, написанных на более ранней бумаге, которая больше в томе не встречается. Это тетрадь с текстом Жития князя Георгия Всеволодовича Владимирского (водяной знак 1704 г.) и блок из трёх тетрадей с Житием и похвальным словом Димитрию Прилуцкому (две филиграни 1692 и 1694 гг.) Есть несколько примеров исправлений и добавлений, свидетельствующих о том, что процесс составления свода продолжался и во время переписки материала (ил. 6). К примеру, в конце июльского тома добавлены статьи за 3-е, 8-е и 12-е числа (это памяти Никодима Кожеозерскаго, Прокопия Устюжского и Арсения Новгородского). В рукописях мы можем обнаружить примеры заключительного этапа работы Петра Прокопьева. Поскольку сочинения переписывались из разных источников, в том числе с отдельных списков, в заглавиях которых отсутствовало необходимое указание «Такого-то месяца в такой-то день», то составитель свода, заметив подобный недочёт, собственноручно вписывал над киноварным заглавием статьи и в колонтитулах недостающие указания (ил. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Когда я был еще учителем земской школы в деревне Песках, в 6-ти верстах от Кравотыни, рассказывает Михаил Александрович Рязанцев 1 , я часто гащивал у ней, и, сидя за столом и держа в руках месяцеслов, не раз из любопытства экзаменовал ее: «Марья Ивановна, а каких святых память празднует св. церковь такого-то числа и месяца?» И Марья Ивановна на все подобные вопросы отвечала верно, перечисляя подробно святых в том порядке, как имена их напечатаны в Синодальном месяцеслов. Необыкновенная память матери Василия Васильевича подтверждается свидетельством другого лица: вышеупомянутого священника Никанора Михайловича Верзина, который говорит, что мать Василия Васильевича «все слышанное ею в разное время передавала всегда с буквальною точностию. Она не могла ничего забыть.» И эта черта, как увидим впоследствии, была вполне унаследована Василием Васильевичем, который тоже никогда ничего не забывал из того, что хотя бы однажды попало в его сознание… Для удовлетворения жажды чтения, Василий Васильевич, когда сделался профессором, постоянно привозил своей матери различные книги, как напр., «Жития святых» с рисунками Солнцева, изд. Тузова, в 2-х томах, «Троицкие листки» и «Душеполезное чтение» за несколько годов. Все это она прочитывала с большим интересом. Когда, в летах преклонных, ей стало изменять зрение, и чтение, даже при помощи очков, становилось затруднительным, она с удовольствием и благодарностию слушала чтение книг, журналов и газет другими. Марья Ивановна, схоронив свою мать, осталась одна с своим сыном и жила одинокою до самой своей смерти. Во все время, пока учился Василий Васильевич, Марья Ивановна, кроме грошовых доходов от шитья разных вещей для крестьянок, просфоропечения, за которые она получала не свыше 10 руб. в год и еще 5 руб. пособия из епархиального попечительства, никаких других доходов не имела. На эти средства она содержалась с сыном и находила еще возможность каждому из нищей братии уделять по грошику, никого не отпуская без подачки. У ней все было купленное, кроме молока, яиц, дров и еще кое-каких других мелочей, приносимых местными крестьянами в благодарность и плату за шитье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Колокольня построена, придел исправлен и обновлен; но повреждения его так были значительны, что через 25 лет он потребовал совершенной перестройки. Нашелся между прихожанами один благотворитель, который всю постройку взял на одного себя. Это московский первой гильдии купец Аврамий Васильев Зубков. В 1769 году июня 1 дня он обратился к преосвященному Амвросию, архиепископу московскому с прошением, в котором между прочим писал: что «на приделе и трапезе кровля сгнила (значит была деревянная), а от того имеются в сводах и по стенам расщлины, и в дождливое время бывает течь.... А понеже означенной придел имеется при церкви один, к тому ж оной построен теплой, то в зимнее время от стужи в холодной церкви священнослужение исправлять будут с немалою нуждою, а ранних литургий и служить будет негде, и для того я нижайший желаю, как оной придел, так и трапезу по разобрании вновь своим иждивением... построить. «Закащики церквей, 19 которым поручено было осмотреть церковь , 18 июня донесли, что «показанной предел и трапеза ими осмотрены, где предписанные ветхости и расщелины против поданного доношения точно оказались и боле продолжать священнослужение в нем весьма опасно, вновь же к начатию сего строения весь материал находится в готовности; от чего как оной Зубков, так и приходской тоя церкви священник словесно объявили, что оное строение нынешним летом окончено будет. 20 Разобрать ветхий придел с трапезою и построить новый дозволено. В ноябре 1770 года при церкви был уже новый теплый придельный храм. Это видно из того, что 16 ноября 1770 года произошел в храме странный случай. Жена приходского священника Ивана Семенова, Мария Яковлева, с сентября месяца того года начала показывать признаки умопомешательства; в октябре месяце 29 числа она, будучи уже в безумии, унесла из сундука ставленную грамоту своего мужа и изодрала ее в мелкие клочки. Священник представил изодранную грамоту архиерею и просил выдать новую. После такого странного неприятного случая он надзор за женою удвоил, приставив к ней двух старух.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

По различию дней праздничных, постных и т. п. бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава как указанные, так и другие службы общественного богослужения; например, есть полунощница вседневная, субботняя и воскресная; кроме утрени вседневной, есть особая пасхальная; кроме часов трипсалмных, вседневных, есть особенные часы в навечерия Рождества и Богоявления Христова, в Великий пяток и в Св. Пасху; есть вечерня великая и малая; равно и повечерие есть великое и малое: молитвословия, неизменяемые для всех сих служб, находятся в Часослове. 232 Подобно Служебнику, и в Часослове есть дополнительная часть, которая содержит в себе чины и молитвы, присоединяемые к службам круга дневного; они суть: а) утренние молитвы, поскольку они читаются после полунощницы; б) последование возвышения панагии, так как оно бывает в монастырях после чина Изобразительных; в) благословение трапезы, потому что оно бывает после вечерни; г) канон Богородице, сочиненный Феостериктом, поскольку он читается в церкви после великого повечерия; д) молитвы на сон грядущим, так как они читаются после повечерия. Все эти прибавления сделаны к Часослову, а не к другой богослужебной книге, по той причине, что они читаются и поются за службами, изложенными в Часослове. А так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения, для удобности, также приложены к Часослову. Они суть: тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к богослужению круга седмичного – для дней воскресных, седмичных и прочих, и к богослужению круга годичного – для дней подвижных и неподвижных. Как для священника и диакона в Служебнике, так для певца в Часослове приложен месяцеслов. При нем есть: краткие описания жизни святых и праздников, тропари, кондаки, прокимны. причастны, величания и указания чтений из книги апостол. В месяцеслове иногда пред началом каждого месяца, а потом пред каждым числом его находятся буквы: ##А. В. Г. Д. Е. S. З##. и наоборот: ##З. S. Е. Д. Г. В. А## Эти буквы служат к указанию воскресных дней в году. Из Зрячей Пасхалии узнаем, какая из сих букв означает воскресный день в году. Эта буква показывает в месяцеслове, в какие числа в искомом году будут все воскресные дни, затем служит указанием к тому, какие буквы означают собою дни седмицы. Воскресные буквы называются Вруцелетом. А чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, к Часослову прилагаются: Зрячая Пасхалия, Индиктион, Лунник 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010