(в патриаршество Кирилла Александрийского) в Александрии произносит проповедь на Рождество Христово 29-го числа египетского месяца хийяк (=25 дек.) приезжий еп. Емесский Павел [ 828 ]. — Что касается Иерусалима, где, как мы видели, аквитанская паломница (ок. 385 г.) праздновала Рождество Христово 6 янв., то по свидетельству Василия Селевуийского, «Ювеналий (425–428 г., еп. Иерусалимский), занимающий теперь славную и важную кафедру Иакова, начал праздновать день рождения Господа» [ 829 ]. С этими достоверными известиями согласны в общем и позднейшие разукрашенные в пользу Римской Церкви и несвободные от анахронизмов предания [ 830 ] о введении праздника Рождества Христова на Востоке. По одному из этих преданий Иерусалимский еп. Кирилл, по другому Ювеналий, письмом к Папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: «нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан», и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви — празднование Рождества Христова 25 дек. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском Соборе это празднование. Златоуст тоже дал на это согласие. Из Кипра призван был Епифаний, чтобы он, как природный иудей, на основании Писаний, утвердил день. Патриархи Феофил Александрийский и Флавиан Антиохийский приняли новый праздник. Ввиду такого единодушия и еретические секты последовали в данном случае кафолической церкви. — Успехом своим новый праздник конечно обязан величию чествуемого события. Но введение его потребовало немало времени и не обошлось без борьбы. Уже Епифаний Кипрский, считавший днем рождения Спасителя 6 января, на основании замечания св. Луки, что при крещении Спасителю было около 30 лет [ 831 ], настойчиво доказывает («много раз я вынужден был говорить»), что рождество Спасителя не могло быть в то же число месяца, что и крещение [ 832 ]. Против этого отождествления возражают также Златоуст: «не тот день, в который родился Спаситель, должно называть явлением (πιφνεα), но тот, когда Он крестился, не после рождения Он сделался всем известным, но когда крестился (следует ссылка на Ин.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

При этом предоставляется вам право просить об уничтожении контрактов незаконно совершенных иеромонахом Феофаном Кристею от имени монастыря, на что сказанный монах уполномочен не был жаловаться на бывших доселе посессоров за истребление ими леса и монастырских обзаведений. Наконец, так как из поименованных выше вотчин Високая и Кричкоуцы с частью из Телешевки отданы были монастырем в посессию г. Костакию Терентию на 4 года, с 23 апреля прошлого года, а контракт сей не утвержден Сорокско-Ясским окружным судом под предлогом до окончания дела, заведенного жителями тех вотчин об этой же посессии, чрез что монастырь несет значительный убыток, то министерство сие поручает вам ходатайствовать о немедленном возврате означенных во владение монастыря, и заботиться об утверждении контракта г. Терентию. Впредь же до такого утверждения вы будете управлять этими вотчинами на счет монастыря, отчитываясь в том сему монастырю независимо сего, так как Нямецкий и Секский монастыри имели тяжбу с русскою казною о вотчинах Копанки и Кицканах, которая решена Русским правительством в пользу монастыря, то имеет полное право ходатайствовать где следует о приведении такового решения в исполнение, с получением этих вотчин во владение монастыря. В тоже время будет просить об уничтожении доверенности иеромонаха Феофана, который по нашим законам, и гражданским и церковным, не может быть поверенным по делам, сверх этих прав предоставляемых Вам министерством и прежними уполномочиями на защиту интересов его в России, министерство, получив теперь представление митрополии от 24 февраля 1861 г. за 340, основанное на ходатайстве Нямецкого и Секского монастырей, следующего содержания: «Монастыри Нямецкий и Секский, имея в виду, что иеромонах Феофан Кристя, на которого возложено было поверничество со стороны монастыря в Бессарабии, употребил во зло предоставленное ему доверие удержанием у себя монастырских доходов, рапортом от 15 числа текущего месяца за 9, доводит до сведения моего, что они уничтожают доверенность, данную ему 20 января 1858 г. за 15, и просят предстательства моего у министерства церковных имуществ: а) о несчитании с июня месяца 1859 г., с которого времени монастыри просили об этом министерство, законными в сих действий Феофана, совершенных во имя монастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

929 В Католической церкви сохраняется традиция ежегодно 6 января, в день Богоявления, совершать торжественное провозглашение дат переходящих праздников на наступивший год. Совершает его архидиакон или кто–либо из священников, облачившись в плувиал, после чтения Евангелия: Noveritis, fratres carissimi, quod annuente Dei misericordia, sicut de Nativitate Domini nostri Jesu Christi gavisi sumus, ita et de Resurrectione ejusdem Salvatoris nostri gaudium vobis annuntiamus. Die erit Dominica in Septuagesima. dies Cinerum, et initium jejunii sacratissimae Quadragesimae. sanctum Pascha Domini nostri Jesu Christi cum gaudio celebrabimus. erit Ascensio Domini nostri Jesu Christi. Die Fes turn Pentecostes. Fes turn sacratissimi Corporis Christi. Die Dominica prima Adventus Domini nostri Jesu Christi, cui est honor et gloria, in saecula saeculorum. Amen («Знайте, братья возлюбленные, что как по благодатному милосердию Божию отпраздновали мы Рождество Господа нашего Иисуса Христа, так и Того же Спасителя Воскресение с радостью возвещать вам следует. В день «такого–то месяца> будет воскресенье Семидесятницы. В день будет день пепла и начало святейшей постной Четыредесятницы. С радостию великою отметим в день святую Пасху Господа нашего Иисуса Христа. В день будет Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. В же празднество Пятидесятницы. «П-го числа месяца> – празднество Тела Христова. В день – первое воскресенье адвента Господа нашего Иисуса Христа, Которому честь и слава во веки веков. Аминь»). 930 EbnerA. Quellen und Forschungen zur Geschichte und Kunstgeschichte des Missale romanum im Mittelalter. Iter italicum. Freiburg i. B., 1896. 931 Daniel H.A. Thesaurus hymnologicus sive hymnorum canticorum sequentiarum circa annum MD usitatarum collectio amplissima. 3 vols. Leipzig, 1886–1922 (repr.: Frankfurt/Main, 1961). 932 BaumerS. Histoire du breyiaire. 2 vols. Paris, 1905; Salmon P. The Breviary Through the Centuries. Collegeville (MN), 1962. 933 Cm.: Antonelli N. Vetus Missale Romanum Monasticum Lateranense/Reimpressio editionis Romae anno 1752 publici iuris factae introductione aucta curantibus Anthony Ward & Cuthbert Johnson, Roma, C.L.V. Romae, 1998 (Ephemerides Liturgicae: Subsidia/Instrumenta Liturgica Quarreriensia: Supplementa 4); Vetus Missale Romanum Monasticum Lateranense, archivii Basilicae Lateranensis. Codex A65 (olim 65). Introduzione, Edizione semicritica e Facsimile (f. 208 – f. 327). Presentazione di C. Folsom/Ed. Chang S.–H. Citta del Vaticano, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христа было в среду, вечеря в четверг, страдания и смерть в пятницу, воскресение в первый день недели и под. За решение вопроса, в какие числа месяца приходились эти дни, церковь тоже не бралась: не считала числами и прежде, не могла дать авторитетных сведений о них и впоследствии. Потому-то же и доселе, лишь только мы забываем счёт числами, лишь только начинаем следить описанные в Евангелиях события по чисто евангельским датам, взор наш проясняется, и мы тотчас усматриваем полное согласие и синоптиков, и Иоанна; при обратном же способе, чуждом евангельским датам, при переложении их на числа, мы сейчас увеличиваем громадным образом трудность представляющихся вопросов. В подтверждение того, что в год смерти И. Христа вечер пятницы (=по евр. счёту начало субботы) был пасхальным днём, можем привести одну хронологическую дату Евангелия Лк.6:1 , говорящую, по нашему соображению 5 , за то, что Пасха, предшествующая Пасхе страданий И. Христа, была в четверг=по евр. счислению в наступающий пяток. Именно Евангелист Лука замечает, что ученики И. Христа вместе с Ним проходили по засеянным полям и срывали колосья во второпервую субботу («ν σαββτω δευτεροπρτ»). Думается, что русский перевод этого термина в Евангелии «в субботу, первую по втором дне Пасхи» неверен, потому что нет никакого основания «субботу, первую по втором дне Пасхи» называть второпервой, да даже больше того: трудно вообще осмысленно представить себе смысл такого переводного наименования, как будто есть какие-то вторые, третьи и т. д. субботы по втором почему-то дне Пасхи?!.. Во всяком случае, здесь обе части этого составного (из слов «первый» и «второй») термина имеют определительное значение к своему определяемому к «субботе», а не так, как это представляется по русскому переводу, что одна часть относится к субботе и определяет её числительно, а другая половина слова относится к счёту пасхальных дней, и весь термин значит не что иное, как то, что эта суббота в счёте праздничных, – с характером покоя, субботствования, – дней нового года, начинающегося с Пасхи, занимает второе место, а в счёте обычных суббот нового года, после т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Troickij...

Протодиакон Зиновьев сказал служащим: «хотя и нет звона, а встречать владыку выходите: он всегда приезжает в назначенное время». Когда он облачался, послышался звон. производимый на Якиманской улице, так как ехала карета его, разумеется, порожняя. На другой день Третьяков (прихожанин церкви Иоанна Воина, смежной с Казанской) являлся на Троицкое подворье и получил в благословение от митрополита образ. «Будь учителен», говорил высокопреосвященный профессору московской семинары В. М. Сперанскому, по рукоположении его во священника. «Если, продолжал он, о ветхозаветных иереях сказано: устне иереовы сохранять разум, и закона взыщут от уст ею ( Мал. 2, 7 ), то что должно сказать о новозаветных»? На другой день по освящении церкви, он тому же священнику говорил: «к чему излишние украшения? Зачем цветы на шторах (в алтаре)? Чтоб скрыть худую (итальянскую, настенную) живопись? Все, что в церкви напоминает комнату, портит». «Не следуй, внушал он Девятинскому, близ Пресни, священнику А. И. Любимову, посвятив его в этот сан (8 ноября 1857 г.), – не следуй примерам легким в жизни, которых к несчастью так много, а имей в виду тот пример, который оставил тебе предшественник» (С. Т. Протопопов). Н. М. Антушеву, новорукоположенному в праздники Вознесения Господня и Николая Чудотворца (9 мая 1863), во диакона, сказал владыка у св. престола: «благодари Бога, что в такой день приблизил Он тебя к алтарю». Какое-то произошло ненамеренное опущение во время литургии в приходском храме, и владыка (он сам тайнодействовал) сказал священнику: «зачем меня лишаешь той чести, какую предоставила мне Церковь »? «40 лет я архиереем, а такого беспорядка, какой был в (новоосвященной) церкви, не видал», сказал он благочинному. Не постлали ковра от амвона до облачального места (на средине храма). + Архимандрит Алексий, ректор московской академии († 9 июня 1877 г., в сане архиепископа Тверского) приглашал его на служение в Заиконоспасский монастырь. – «Ты как симоновский» (архимандрит Аполлоний ), отвечал владыка (1851 – 1853). «Он знает, что я 15 числа (августа) служу в Успенском соборе и нарочно зовет на этот день. 28 Так и ты: 16 числа (того же месяца) я служу в Андроньевом монастыре, а ты к себе зовешь»! В 1861 году, к служению с собой 1 марта в Троицкой церкви, на Пятницком кладбище, где мать его похоронена, святитель назначил родственного ректора московской семинарии, архимандрита Игнатия, и в тот же день, выслушав благодарность о. ректора за особое внимание к нему, сказал: «не ты меня, а я тебя должен благодарить за то, что помянул ты мою матушку» (именинницу).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

373 Черновой экземпляр грамоты, собственноручно писанный Павлом, в Белокриницком архиве. В Памятнике под 22 ноября записано: „Сего числа ясскому священнику Никифору Панкратьеву посылается в награду за его оказанное достоинство крест серебряный с позолотою и грамота“ 84). 374 В Памятнике записано под 22 ноября: „Сего числа крест и грамота посланы о. Никифору с депутатом мон. иноком Алимпием“ 83). А на обороте черновой грамоты рукой же Павла сделана след. заметка: „Сия грамота и крест поручены депутату монастырскому иноку Алимпию, который 22 ноября сего 1849 года отправился в Молдавию по особым поручениям, притом и сие дело исполнить так, чтобы он в ясской церкви во время литургии, по заамбонной (sic!) молитве, представил священнику Никифору, с вычитанием сей грамоты гласно при соборе, и по изречении наших, написанных в грамоте слов аксиос 3, лики оба тожде возгласили, и вручить крест удостоенному“. Особое поручение, данное Алимпию, касалось, надобно полагать, денежных дел, так как из Москвы деньги пересылались в Белую-Криницу обыкновенно чрез ясских старообрядцев-купцов, впоследствии преимущественно чрез Василья Фомина. 377 Такого именно содержания предписание от 21 февраля 1850 г. ясскому попу Никифору (черновое Павловой руки) есть в Белокриницком архиве. Несомненно, что и прочим попам были посланы, или даны такие же предписания. Вместе с „Окружной грамотой“ Никифору послана была и изложенная выше грамота, о беззаконных беспоповцах“. 378 В Белокриницком архиве сохранилась писанная каракулями безграмотная записка Павлу кого-то именно из белокриницких лицован, следующего содержания: „У нас у село есть нипарятки. У карчму ходют и сапщаютца, за веселя нужна возгласить у церкви. У церкви дурят шепчуть нас неслухают. Катаютца на улицы песни пають. Грехами блудными хвалятся в народе“ и др. 381 Так именно записано в Памятнике под этими числами 91). Любопытно, что ставленная грамота Иеремии была выдана уже чрез три месяца после поставления. Там же записано: „Грамота послана 18 июля 1850 г. и доставлена нашими депутатами Алимпием и Павлом“. Отсюда и видно, что Павел не сопутствовал Кириллу в Молдавию: будь он там, грамота была бы написана и выдана немедленно. Теперь же Павел и Алимпий ездили в Яссы, конечно, не за тем, чтобы доставить ставленную грамоту мануиловскому попу, а вероятно для получения высланных из Москвы капиталов, которые обыкновенно пересылались в Яссы, так как приближалось время уплаты Амвросию 500 червонцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Есмь любящий вас Александр, архимандрит недостойный. 3 числа июля, 1835 года. Друг мой и брат о Христе! Отец Андрей! И первое и последнее письмо твое, с благодетельными посылочками, я получил и чувствительно благодарю. Не отвечал же тебе по многим резонам, полезным для тебя и для меня. Касательно смущения твоего душевного, скажу, что оное терпим мы не от людей, живущих с нами, но от самих себя. Ни в какой обители видимых ангелов нет, но все человеки; переродить же их мы не можем, а терпеть брат от брата должны и можем. Кто обращает всегда взоры свои на свои недостатки, тот всегда находит других лучшими себя, и такой токмо стоит на пути непадательном. Друга мой! Впечатлей в себя сие правило, как Божественную Истину, и узришь, подобно мытарю, оправдание. Я уверен, что такого доброго сердца, каково есть твое, Бог не оставит. Итак утешься, любезный брат! Приучись радоваться, когда и скорби на тебя находят: думай, что ты это учишься в Божеском университете, и что Бог хочет нечто из тебя сделать. Шмели, которые гораздо более шумят и суетятся, нежели пчелы, делают только фальшивый воск без меда. Главным образом и мы делаем тоже, а притом еще и хуже, ежели не внимаем себе. Паче всего содержи в памяти Иисуса Христа и страдания Его, тогда некогда будет заниматься посторонними делами п смущат душу свою. Помни также и то, что сегодня тот, завтра другой, будет во гробе, и никто уже его не увидит. Здесь все мрачно вокруг нас, все притчи, и особенно пред смертию. Во время смущения открывай свои мысли духовнику, или верному брату, и узришь покой: являемое бо свет есть; притом знай церковь , послушания, трапезу, и свою келейку, которая научит тебя всему доброму. Поручая тебя Господу, Есмь любящий душу твою, Александр монах. Генваря 25 числа, 1836 года. Пречестный во иноцех отец Авель, Возлюбленный брат о Христе! Письмо ваше от 12 текущего месяца я получил, а двух прежде сего вами посланных я не получал. Вы пишете, якобы я забыл вас; нет! Я всегда воспоминаю о вас, и утомился ожиданием известия, где вы, и в живых ли находитесь. Но теперь, слава Богу, покоен; ибо вижу вас во образе ангельском. Теперь решился я написать к вам, не в наставление, но из любви моей к твоей юности.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

И когда все строящиеся и предполагаемые церкви будут устроены, тогда во всем При-Амурском крае будет около 20 церквей (кроме находящихся в городах Благовещенске и Николаевске), и такого числа до тех пор, пока значительно не увеличится народонаселение на Амуре, будет достаточно. Но, по мнению моему, когда и население увеличится в несколько раз более, и тогда число церквей на берегах рек Амура, Зеи и Уссури может быть не более 40, т. е. на каждых 100 верстах по одной церкви, выключая особенных обстоятельств, (ибо устроение и содержание церквей не только ныне, но и в последующее время всегда или весьма долго будет сопряжено с большими затруднениями; во всех же прочих часовни, в которых священники могли бы совершать литургии во время посещений оных; и последнее во всяком случае необходимо; ибо нет никакой возможности для жителей тех селений, где нет церкви, даже один раз в год побывать в своей церкви со всем своим семейством даже и на один день. И потому я во время посещения мной селений, предлагал жителям об устройстве часовен; и все они весьма рады устроить их у себя и на свой счет; и судя по обстоятельствам некоторых селений и по особенному усердию некоторых, особенно из прибывших из России переселенцев, я надеюсь, что будущее лето буду иметь утешение видеть несколько часовен на берегах Амура. Священников в настоящее время находится 21: 3 в Николаевске, столько же в Благовещенске, 1 миссионер (Иеромонах Евлампий) и по одному в 14 разных местах. На будущее лето необходимо будет еще открыть три или четыре новых прихода и кроме того определить одного миссионера. Раскольников и сектаторов, в числе переселенцев на Амуре, слава Богу, пока еще очень немного, и они находятся только в двух местах: около Благовещенска поселилось несколько Молоканов еще в 1859 г., и ныне пришло несколько Поповщинской секты, и поселяются на Амуре, ниже Хабаровки, вдали от реки и православных селений. Около 20-го числа сего месяца я предполагаю предпринять путешествие в Камчатку и по Камчатке, где я не был уже, 10 лет и где мне необходимо быть по многим причинам; и если это предположение мое исполнится, то я намерен проехать из Камчатки в Гижигу, а оттуда через Охотск в Якутск, где я по необходимости должен буду прожить до июня; и потому в Благовещенск я могу возвратиться не ранее первых чисел августа. 98 Гавриил Иванович был сын архиепископа Иннокентия; состоял впоследствии старшим протоиереем в Мосовском Новодевичьем монастыре, где и скончался 18-го июля 1880 года. Ив. Б. Читать далее Источник: Творения Иннокентия, митрополита Московского/Собр. Иваном Барсуковым. Кн. 1-3. - Москва : Синод. тип., 1886-1888./Кн. 2. - 1887. - 494 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В 8-м пункте показать – на каком расстоянии церковь находится от Духовной Консистории, от местного благочинного и от уездного города. В 9 м показывается – какая именно самая ближайшая церковь к данной церкви и на каком расстоянии. В 10-м прописываются другие церкви, существующие в одном и том же приходе: здесь следует сказать, что к такой-то церкви приписана такая-то (или такие-то) 255 ; если приписной церкви нет, то в 10 пункте так и обозначить. В 11-м пункте написать: домовая в сем приходе церковь такая-то (если она есть), устроена в таком-то году, таким-то лицом; богослужение в оной совершается в такие-то дни, таким-то священником 256 . Если таковой церкви нет, то написать, что домовой церкви нет. В 12-м пункте сказать, что опись церковному имуществу есть, составлена тогда-то и утверждена печатью и скрепой консистории. В 13-м пункте, что церковные приходо-расходные книги за шнуром и печатью консистории, данные тогда-то, ведутся исправно и хранятся в целости. В 14-м, что копии с метрических книг, начиная с такого-то года, хранятся в целости (или что они истреблены пожаром в такое-то время). В 15-м пункте сказать, что в обыскной книге, выданной за шнуром, печатью и скрепой из такой-то консистории, тогда-то, за таким-то писанных листов столько-то, а неписанных столько-то. В 16-м – что исповедные росписи, начиная с такого-то года, хранятся в целости. В 17-м что книги, до церковного круга подлежащие, имеются все и достаточно прочны, что кроме них в церковной библиотеке для чтения предназначенных, одобренных Св. Синодом и духовной цензурой столько-то томов и столько-то названий. В 18-м пункте прописать, что церковные деньги хранятся в целости за ключом, находящимся у таких-то лиц, и церковной печатью. В этом же пункте следует показать неподвижный капитал, принадлежащий церкви и заключающейся в банковых билетах, с подробным указанием достоинства этих билетов, какого учреждения и времени приобретения каждого билета (год, месяц, число и и количество процентов, получаемых с оных в пользу церкви (ук. Св. Син. от 24 дек. 1872 г. 52); записаны ли эти билеты в приходо-расходных книгах, под каким какого года, месяца, числа и где они хранятся 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

По отношению же к массе населения, римский закон не требовал никаких формальностей при заключении браков: требовалось только, чтобы взаимное согласие жениха и невесты было ясно выражено: выражением этого взаимного согласия и основывался брак, как юридически-законный союз (consensus facit nuptias – согласие творить брак, – говорило римское право); разные же обычаи, в том числе и религиозные обряды, которыми по обычаю могло быть обставлено заключение браков, юридического значения не имели. Когда, со времени Константина Великого , целые массы населения хлынули в церковь , даже епископам сделалось невозможным следить за каждою, вступающею в брак, парой, как это было возможно в первоначальных немноголюдных христианских общинах, из которых каждая имела своего епископа. Тем менее император мог рассчитывать на то, чтобы население, привыкшее не стесняться законными формальностями при вступлении в браки, сразу же подчинилось требованию закона – соблюдать ту или другую формальность, хотя бы это было и церковное венчание. Законы христианских императоров долгое время вполне согласовались с древним римским правом. Так, в V столетии (428 г.) Феодосий и Валентиниан определили, что если, при заключении брака, не было составлено никаких брачных документов (о приданом и о брачном даре) и не было никакой свадебной помпы и вообще каких либо брачных формальностей, то самое фактическое сожитие двух свободнорождённых лиц (предполагая, что никаких законных препятствий к браку между ними нет), подтверждаемое обоюдным согласием сожительствующих лиц и свидетельством друзей, рассматривается как брачное сожитие, и дети от такого сожития признаются законными. Позднее Юстиниан, включивший в свой кодекс приведенный закон Феодосия и Валентиниана, в своих новеллах установил некоторые обязательные формальности для устранения сомнений и споров относительно того, был ли заключен брак, и в какой именно момент был заключен. В новелле LXXIV предписано было лицам высших классов заключать браки не иначе, как с составлением письменных документов о приданом и брачном даре, – лицам средних классов, в случае нежелания их составлять означенные документы, предписано являться к церковному адвокату или экдику (на котором лежала защита интересов церкви на суде), и адвокат, с привлечением трех или четырех духовных лиц, состоящих при данном храме, должен был составить письменный документ, удостоверяющий, что такого-то года месяца и числа, в такой-то год царствования настоящего императора, при таком-то консуле, такие-то являлись к нему, адвокату, и вступили в брачный союз, – наконец, лицам небогатым и из низших классов дозволено заключать браки без всяких письменных и иных формальностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010