Меня, как птицу, стерегли... В 1822 году в России были запрещены все тайные общества. Но Федор Глинка вышел из масонской ложи до запрета. Для ловителей он оставался изменником... Сначала поползли слухи о том, что он, «начитавшись Библии , сошел с ума» (отсюда-де «мания преследования»), затем поступил донос, после которого в 1822 году его отчислили из гвардии и отстранили от должности. Есть сведения, что смертельно раненный на Сенатской площади Милорадович просил Николая I о смягчении участи однополчанина Федора Глинки, не принимавшего никакого участия в восстании, но арестованного одним из первых. Глинка покинул ряды заговорщиков еще в 1820 году, после тщетных попыток доказать им, что «в России не может существовать никакого правления, кроме монархического». Арестован он был по новому доносу тех же самых ловителей, воспользовавшихся возможностью расправиться со своим бывшим «братом»... чужими руками. Глинке удалось добиться встречи с императором, и он доказал свою невиновность. Исследователей поражает неуязвимость его «линии защиты» при допросах. Но он лишь следовал завету своего духовного отца в кадетском училище: говорить только правду. Известна фраза, произнесенная Николаем I при прощании с узником: «Глинка, ты совершенно чист, но все-таки тебе надо окончательно очиститься». Последующие пять лет он очищался в олонецкой ссылке, приступив к работе над библейской поэмой «Иов» и создав историческую поэму «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». После возвращения из ссылки произошло еще одно важное событие в его жизни. Сорокопятилетний Федор Глинка встретился с тридцатишестилетней Авдотьей Голенищевой-Кутузовой, дочерью известного поэта и переводчика Павла Голенищева-Кутузова и племянницей великого полководца. Вскоре в журналах появились первые рассказы Авдотьи Глинки из Священного Писания , наибольшей популярностью из которых многие годы пользовалась ее книжечка для народа «Жизнь Пресвятой Богородицы», выдержавшая шестнадцать изданий. Ей же принадлежит повесть «Леонид Степанович и Людмила Сергеевна» (1856), стоящая в одном ряду с антинигилистическими романами Писемского, Лескова, Крестовского, Достоевского и многих других русских писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Меня, как птицу, стерегли… В 1822 году в России были запрещены все тайные общества. Но Федор Глинка вышел из масонской ложи до запрета. Для ловителей он оставался изменником… Сначала поползли слухи о том, что он, «начитавшись Библии, сошел с ума» (отсюда-де «мания преследования»), затем поступил донос, после которого в 1822 году его отчислили из гвардии и отстранили от должности. Есть сведения, что смертельно раненный на Сенатской площади Милорадович просил Николая I о смягчении участи однополчанина Федора Глинки, не принимавшего никакого участия в восстании, но арестованного одним из первых. Глинка покинул ряды заговорщиков еще в 1820 году, после тщетных попыток доказать им, что «в России не может существовать никакого правления, кроме монархического». Арестован он был по новому доносу тех же самых ловителей, воспользовавшихся возможностью расправиться со своим бывшим «братом»… чужими руками. Глинке удалось добиться встречи с императором, и он доказал свою невиновность. Исследователей поражает неуязвимость его «линии защиты» при допросах. Но он лишь следовал завету своего духовного отца в кадетском училище: говорить только правду. Известна фраза, произнесенная Николаем I при прощании с узником: «Глинка, ты совершенно чист, но все-таки тебе надо окончательно очиститься». Последующие пять лет он очищался в олонецкой ссылке, приступив к работе над библейской поэмой «Иов» и создав историческую поэму «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». После возвращения из ссылки произошло еще одно важное событие в его жизни. Сорокопятилетний Федор Глинка встретился с тридцатишестилетней Авдотьей Голенищевой-Кутузовой, дочерью известного поэта и переводчика Павла Голенищева-Кутузова и племянницей великого полководца. Вскоре в журналах появились первые рассказы Авдотьи Глинки из Священного Писания, наибольшей популярностью из которых многие годы пользовалась ее книжечка для народа «Жизнь Пресвятой Богородицы», выдержавшая шестнадцать изданий. Ей же принадлежит повесть «Леонид Степанович и Людмила Сергеевна» (1856), стоящая в одном ряду с антинигилистическими романами Писемского, Лескова, Крестовского, Достоевского и многих других русских писателей.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

«Не истреблять этой книги и по смерти моей, – записал он 14 декабря 1856 г. на внутренней стороне переплета дневниковой тетради. – Может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всем, чего я и не смею надеяться… то, по крайней мере, некоторым местам ее». Слова достаточно обычные в предисловии к завершенному труду, но помещать их перед пустой тетрадью, в которой еще только будет описана «борьба с помыслами и страстями, покаянные чувства, тайные молитвы ко Господу и благодарные чувства за избавления от искушений, скорбей и напастей» – странно. Но это для обычного человека странно. Иоанн Кронштадтский – святой. Он берется за написание своего дневника и твердо знает наперед, о чем будет он, потому что точно знает и предстоящую ему жизнь, поскольку намерен совершить ее целиком по Воле Господней, а Воля эта уже открыта ему. Этот необыкновенный дневник был еще при жизни Иоанна Кронштадтского издан под заглавием «Моя жизнь во Христе» и стал истинной школой духовной жизни для многих русских людей. «Когда смущает тебя и повергает в уныние сердце твое злоба людей, вспомни, как беспредельно любит тебя Всемогущий и Всеправедный Господь Бог, Который до времени терпит злобу и потом во время свое достойным образом наказывает ее. Ты не можешь справиться с собою, со своим языком, с одним членом своего тела. Посуди поэтому, каков Тот, Кто правит целым миром, Кто держит его в таком изумительном порядке, Кто управляет всем родом человеческим, злобным, развращенным, готовым всегда к тому, чтобы истреблять друг друга, и между тем более благоденствующим под Его державою, чем бедствующим. Как Он всесилен и премудр в управлении таким разнородным множеством! Положись же на Него совершенно…» Эту удивительную книгу и читал перед своей мученической кончиной последний русский император Николай II в Екатеринбурге. Медная мелочь Иоанн Кронштадтский всегда одаривал нищих мелкими монетами и, выходя из дома, каждый раз разменивал в ближайшей лавке купца Петрова крупную ассигнацию на медь. Так он делал изо дня в день несколько лет подряд. Однако покупателей у Петрова становилось с каждым днем все больше, и ему было досадно отвлекаться от обслуживания их и терять время на счет пятаков и копеек.

http://pravoslavie.ru/94269.html

Первая Евхаристия была отслужена в тесном кругу людей, каждый из которых был для другого братом не в богословском, а в самом реальном, конкретном значении этого слова. Это были ближайшие ученики Христа. Они хорошо знали и недостатки, и слабости друг друга, но также и силу благодати, которая «в немощи». И устроив перед Своими страданиями и смертью прощальный ужин, Господь им завещал в преломлении Хлеба, в Чаше вина – Самого Себя. Он сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». А любовь – это всегда личные отношения. Впоследствии, когда христиане служили на гробах мучеников в катакомбах и каждый участник Евхаристии мог стать следующим мучеником (и тем самым – «антиминсом» для совершения таинства), быть может, не у каждого с каждым были личные отношения, но каждый знал: перед ним – брат во Христе, самый близкий на земле. Потому что другие могут предать, донести; а он – жив и умрет как одно Тело с тобой. С легализацией христианства началось размывание этого Тела людьми, которые готовы были стоять за свою веру только до смерти, исключительно. Градус веры и молитвы резко снизился, и к тому же из маленьких поместных общин Церковь превратилась в толпу людей, принимавших крещение по самым разным мотивам. Это было началом большой проблемы, стоящей перед христианством всякий раз, когда оно не гонимо. И наоборот, там, где оно снова гонимо, Церковь опять сворачивается до уровня маленьких, но крепких общин, в которые возвращается огонь Пятидесятницы. Мы не можем искусственно воспроизводить эти условия, когда они не даны, но можем учиться у тех, кому они были даны, чтобы в наших, быть может, совсем других обстоятельствах воспринять ту весть, которую они хотят нам передать. Тайные богослужения новомучеников и исповедников российских были лишены пышности прошлого, синодального периода, они были гораздо более личными и интимными. Хотя бы потому, что совершались в какой-нибудь тесной комнатушке с занавешенными окнами, со строгой конспирацией, когда каждый готов был отвечать головой за благополучие всех, зная, что если его арестуют, он и под пытками должен изо всех сил держаться, чтобы никого не оговорить. Какого степени напряжения и горения достигала их молитва – нам сейчас и не представить. Следствием этого было то, что богослужение поневоле переживалось как нечто очень творческое. Чашей могла быть миниатюрная рюмка, вместо вина – ягодный сок, престолом служил иногда рабочий стол в комнате, а иногда и пень в лесу. Прот. Глеб Каледа служил так на своей квартире вплоть до начала 90-х и когда вышел на открытое служение в храме, не мог расстаться с любимым хирургическим скальпелем, который служил ему копием.

http://bogoslov.ru/article/6023522

- Почему? Этот язык для них так же непонятен, как церковнославянский для русских? о. Петр: Я бы не стал проводить такой параллели, потому что в отличие от нас китайцы древний язык все-таки учат в школе. Но одно дело учить в школе, а другое - повседневно пользоваться языком. Нужно, чтобы был какой-то миссионерский корпус текстов. А имеющиеся тексты желательно отредактировать. Кто-то должен эту работу вести. Мы попытались отредактировать краткий молитвенник, главные молитвы утренние, вечерние. Его уже напечатали в Хабаровске и в Благовещенске тысячным тиражом. Но это, конечно, очень мало. При том, что китайцев множество и кто-то должен с ними работать, мы оказываемся в очень сложном положении. У нас русское невоцерковленное общество, дикое, безбожное, а мы бросаемся к китайцам. Хотя, с другой стороны, в этом, может быть, есть некое духовное дальнозрение, ведь говорил же о китайцах преподобный Серафим Вырицкий: " Народ трудолюбивый, дойдет до самого Урала " . Потом, правда, его остановят, но до Урала дойдет. По всему видно - дойдет, и никакие пушки его не сдержат. Потому что это мирное нашествие будет, не то что война. Зачем война, когда люди сами не хотят жить на своей земле, и она брошена, парод оттуда бежит, и детей не рожают. Просто не будет рабочей силы, и нужно будет китайцев приглашать, чтобы они там работали. Их уже сейчас приглашают, они и землю копают, очень дешево. Работают хорошо, трудолюбиво. Не потому, что они какие-то агенты или шпионы, или у них какие-то тайные цели, которые им ставит китайское правительство. Они просто очень плохо жили в Китае и привыкли усердно трудиться, а многие русские уже от этого отвыкли. - Они адаптированы к нашему климату? о. Петр: А какой у нас климат? На севере Манчжурии разве другой климат? Там высокие люди живут, под два метра, пьют водку крепостью 70 градусов, ходят на морозе с непокрытой головой в резиновых тапочках. У них крепкое здоровье, им все нипочем. - Можно ли организовать православный приход на территории Китая, где бы на первых порах служили русские священники?

http://foma.ru/kitaj-neizvestnyij.html

Пс.61:6 .  Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое Опять повторяет здесь слово, сказанное им прежде, сказывая, чтоб повиновалась душа его, то есть он, Богу, так как Бог дает ему терпеть в скорбях. А это говорили Маккавеи в самих себе, возбуждая души свои к мужеству и благородному чувству. Союз: однакож, здесь излишен (1). (1) Слова Феодорита: Не оставляй, душа моя, служения Богу, но, укрепляясь подаваемою тебе от Него помощью, переноси приражения бедствий. Пс.61:7 .  Ибо той Бог мой и Спас мой, Заступник мой; не преселюся Не перейду, говорит, от служения и покорности Богу моему и спасителю и помощнику моему к служению и покорности смертному царю – Антиоху (1). (1) Того же: зная, что Еммануил есть истинный Бог и источник спасения, я не позволю себе переменить служение и перейти к другому владычеству (надо мною); ибо – не переселюсь поставлено вместо: не отложусь от одного к другому; не сделаюсь, говорит, переселенцем (от истины в заблуждение) и не буду рабом греха. Пс.61:8 .  О Бозе спасение мое и слава моя: Бог помощи моея, и упование мое на Бога в Боге, говорит, находится спасение мое и слава моя, а не в человеке. Или говорит, что в Боге спасение мое и слава моя, а не в чем-либо мирском. Бог помощник мой и упование мое. Таковыми именами называют Бога Маккавеи, от великого удовольствия в сердце их, радуясь и говоря открыто, чтоб побудить и других к произношению подобных слов (1). (1) Вел. Василия: Блажен, кто ни о чем высоком в жизни не радуется, но почитает своею славою Бога, и похвалою Христа. Феодорита: Вот опять пророческий ум довольно ясно показал нам три лица нераздельной и светоносной и присносущной Троицы, не называя их тремя Богами (прочь такая хула)! Ибо, как мы говорили многократно, именования Богом и Господом и царем и создателем и вседержителем поставляются в отношении к лицам. Пс.61:9 .  Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред ним сердца ваша; яко Бог помощник наш Сердцами здесь называет моления и молитвы, как говорит Давид в другом месте: излию пред Ним моление мое ( Псал.141:3 ); потому что искренняя и чистая молитва должна быть воссылаема к Богу из глубины сердца. Излейте, сказал потому, что слово течет и выливается устами. Можно то же изречение понимать иначе, то есть, истощите пред Богом тайные ваши сердечные страсти посредством исповедания (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Редакция Русской народной линии Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Некоторые замечания Со всем уважением к РНЛ, текст содержит слишком много неточностей, слухов и т.д. Я был духовным чадом отца Валентина вплоть до момента его ухода из Русской Православной Церкви. Не сказать, что любимым чадом, он был твердо уверен, что я алкоголик, хотя я пью столь немного и так нечасто, что эта его идея так и осталась для меня загадкой. Это много говорит о нем, как о духовнике - одном из худших, что я когда-либо встречал. В тоже время, дарованиями его Бог не обидел. Начну с начала текста. Чей он агент? Ничей и денег за свои посты не берет. Это несчастный, заблудившийся человек, которого нельзя назвать врагом Церкви. Бродит вдоль ее стен год за годом, не в силах найти калитки, через которую мог бы вернуться. Поэтому стрелы, которые он мечет в нее - не остры, лгать он не умеет, просто так видит - своеобразно. Теперь вот это место: " сам о. Валентин поражал своих прихожан нарциссическим самолюбованием. Во время литургии он читал тайные молитвы настолько театрально, а временами даже истерично, что вызывал недоумение верующих. Любимым занятием о.Валентина, как рассказывают, были издевательства над стареньким диаконом, а затем иереем Алексием Махониным " . Здесь ни слова правды. Прихожане уважали его, храм был обычно битком набит, никакой театральности не было, как и недоумения, над отцом Алексием настоятель не издевался, они служили душа в душу и относились друг к другу подчеркнуто уважительно. Ко всему прочему, отец Алексей был учеником владыки Мануила, как и митрополит Иоанн. Кто б его тронул? У меня нет сил разбираться с остальной частью текста, думаю, но сказанного выше достаточно. Это не самое удачное выступление РНЛ. Отец Валентин, безусловно, за многое заслуживает порицания, я редко его читаю, но часто морщусь, когда это делаю, но давайте все-таки говорить о нем честно, а не городить какие-то фантасмагории.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/28/ch...

Роль, им выполняемая, была важна и продолжала оставаться таковой. Будь это крещение, миропомазание, брак, соборование или рукоположение, диакон всегда находится рядом с епископом или священником. Он оказывает им помощь при определенных действиях и возглашает молитвенные прошения. По благословению епископа, он может совершать крещение, если нет священника. Раньше, когда существовала практика публичной исповеди, он мог, если необходимо, занять место священника рядом с кающимся и, в случае смертельной опасности для последнего, присоединить его к Церкви. Кажется несомненным, что в ранние и средние века некоторые диаконы принимали частные исповеди и давали отпущение. 14 Но современной церковной дисциплине эти практики несвойственны. Диакон осуществляет свое литургическое служение преимущественно в Евхаристии. Некогда диакон сам причащал мирян под обоими видами; сейчас он только отирает платом уста причастников. Он же когда-то доставлял причастие тем, кто не смог присутствовать на службе. Совершали ли диаконы когда-либо евхаристию сами? 15 Это сложный исторический вопрос, на который, похоже, невозможно дать определённый ответ. Как бы это ни было в прошлом, в нынешнее время роль диакона в служении Божественной литургии является одновременно и важной, и сложной. С одной стороны, диакон прислуживает священнику (или архиерею), который, в свою очередь, служит литургию Богу. В компетенции диакона, как лица, сослужащего священнику или представляющего священника, принимать приношения, кадить, давать определённые указания молящимся, читать евангелие и иногда проповедовать. В то время как священник вполголоса читает тайные молитвы, диакон руководит молитвой мирян в ектеньях. 16 С другой стороны, диакон, в определённом смысле, является представителем мирян перед лицом священника; например, в течение литургии он повелительным образом неоднократно призывает священника к совершению тех или иных положенных действий. Конечно же, литургия может совершаться и без диакона, и многие священники не имеют диаконов, но Церковь всё же стремится к тому, чтобы диаконы в службе участвовали.

http://azbyka.ru/diakony-pravoslavnogo-v...

СОВЕСТЬ ЛУЧШИЙ ВРАЧ ИБО ОНО ОТ ИИСУСА ХРИСТА Ольга 1 июля 2015, 09:39 Спасибо Вам за статью! я нашла в ней ответы на многие вопросы, особенно по Евангелию от Иоанна. Игорь 20 ноября 2011, 19:40 СИЛА ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛИТВЫ ДОКАЗАНА МИЛЛИОНАМИ СЛУЧАЕВ , ЕСЛИ ДЕЛО ПРАВОЕ И ОТ СЕРДЦА САМОГО БЛАГОДАТЬ ! Наталия 19 октября 2011, 10:44 продолжение- И так подряд писал на пыли страшный перст Праведного Судии. А те, к кому это относилось, наклонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. От страха они дрожали. Они не смели посмотреть в глаза один другому. О жене-грешнице они больше не помышляли. Думали только о себе и о своей смерти, которая была написана на пыли. Ни один язык больше не мог повернуться, чтобы произнести этот неприятный и лукавый вопрос: «Ты что скажешь?» Господь не произнес ничего. То, что так грязно, заслуживает только, чтобы быть написанным на грязной пыли. Другая причина, почему Господь писал на пыли, еще большая и чудесная. То, что пишется на пыли, быстро стирается и не остается. Христос не желал, чтобы их грехи разглашались всем и каждому. Если бы Он этого хотел, Он бы их объявил перед всем народом и, обвинив, довел бы их до побиения камнями согласно закону. Но Он, незлобивый Агнец Божий, не помышлял о мести или смерти тем, которые готовили Ему тысячу смертей и которые больше хотели Ему смерти, чем вечной жизни. Господь хотел только их направить, чтобы думали о себе и о своих грехах. Он хотел напомнить им, чтобы под бременем своих беззаконий они не были строгими судьями чужих беззаконий. Только этого хотел Господь. И когда это было исполнено, пыль снова была заровнена, и написанное исчезло. " Так что Вы правы. Не судите и не судимы будете. Наталия 19 октября 2011, 10:44 Отец Андрей, есть замечательная проповедь Святителя Николая Сербского, где он рассказывает, что писал Христос на земле, когда фарисеи спрашивали о том, что делать с женщиной " Тогда Законодатель нравственности и человеческого поведения наклонился к земле, заровнял ладонью пыль и «писал перстом на земле» (Ин.8,6). Что же Господь писал на пыли? Евангелист промолчал об этом и не записал. Это было слишком отвратительно и гнусно, чтобы быть записанным в Книге Радости. Но осталось это в Предании, и это было страшно. Господь писал нечто неожиданное и поразительное для старейшин, обвинителей жены-грешницы. Ом перстом по земле открывал их тайные беззакония. Ибо эти ловцы чужих грехов были искусны в сокрытии собственных грехов. Но напрасно скрывать что- нибудь от очей Всевидящего.

http://pravoslavie.ru/47598.html

Согласно «Ирийской хронике» (кон. X в.), папа отправил Сисенанду, еп. г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания), послание с просьбой о молитве перед гробницей ап. Иакова Зеведеева в Сантьяго-де-Компостела. В ответ еп. Сисенанд послал к папе пресв. Занелла с письмом и дарами от кор. Галисии и Леона Ордоньо II (914-924). Занелл вернулся с многочисленными книгами, приобретенными в Риме ( Fl ó rez H. España Sagrada. Madrid, 1765. T. 20. P. 603). Согласно более поздним источникам, возможно недостоверным, после изучения этих книг был созван Собор, на к-ром обсуждались различия между рим. и испано-мосарабским обрядами. Участники Собора подтвердили древность и законность испано-мосарабского обряда, однако постановили изменить тайные молитвы евхаристического канона (лат. secreta missae) в соответствии с рим. богослужебными книгами ( Mann. 1910. P. 181-182). В подложной грамоте англосакс. кор. Ательстана аббатству Малмсбери, датированной 931 г., изложено предание о том, как некий Альфред, замышлявший убийство Ательстана, был вынужден отправиться в Рим и произнес перед папой ложную клятву, после чего был поражен Божиим гневом. По просьбе англосакс. знати И. простил Альфреда и предал его тело христ. погребению (Charters of Malmesbury Abbey/Ed. S. E. Kelly. Oxf., 2005. P. 211-217). Вероятно, эта история является вымышленной. Однако при И. англосаксы действительно поддерживали отношения с Папским престолом. В 923 г. множество англосакс. паломников, направлявшихся к гробнице ап. Петра, было убито италийскими арабами ( Flodoardi Annales//MGH. SS. T. 3. P. 373). В 927 г. Рим посетил Кентерберийский архиеп. Вульфхельм (The Anglo-Saxon Chronicle/Ed. B. Thorpe. L., 1861. Vol. 1. P. 199). При И. было восстановлено общение между Папским престолом и К-польской кафедрой, прерванное в 912 г. патриархом Николаем I Мистиком . Патриарх отказался дать разрешение на 4-й брак визант. имп. Льва VI Мудрого и не допустил императора в ц. Св. Софии, но был вынужден оставить кафедру и удалиться в мон-рь. Часть паствы отказалась признать нового патриарха Евфимия II (I) (907-912), однако папа Сергий III, к к-рому апеллировал Николай Мистик, поддержал Евфимия и разрешил 4-й брак императора. После низложения патриарха Евфимия и восстановления Николая Мистика на кафедре (912) имя папы было вычеркнуто из диптихов. Противостояние сторонников обоих К-польских патриархов вынудило визант. имп. Романа I Лакапина созвать Собор для примирения враждующих сторон (920), после к-рого Николай Мистик отправил И. послание с предложением не придавать значения прежним разногласиям. Положительный ответ папы был получен в К-поле в 923 г.

http://pravenc.ru/text/469690.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010