– Я вижу в Вашем вопросе и некое предложение, и некий профессиональный вызов, над которым стоит подумать. Но я убежден, что не нужно отказываться от трансляций. Может, их не должно быть много, может, стоит показывать только Патриаршие службы, но они чрезвычайно важны, потому что по сути своей являются проповедью. У нас есть данные: трансляцию богослужений смотрят в России (совокупно по каналам) несколько миллионов человек. Лишить эти несколько миллионов возможности видеть службу было бы неправильно. Нельзя недооценивать и важность комментария, который звучит во время трансляции. Много лет Патриаршие богослужения комментируют профессор Московской духовной академии Алексей Константинович Светозарский и сотрудник Московской Патриархии Николай Иванович Державин. Они никогда не используют " накатанный " текст – всегда специально готовятся, ищут какой-то новый поворот в повествовании. Их комментарий – это всегда очень качественный просветительский продукт. Что касается таинств... Мы ведь и двери сейчас не закрываем в храме во время Литургии после возгласа " Оглашенные, изыдите " , хотя в древней Церкви после него на службе оставались только верные, то есть крещеные, люди. А " тайные молитвы " Патриарх всегда читает в алтаре вслух, их хорошо слышно тем, кто находится рядом. И потом " тайность " этих молитв заключается не в том, что они должны быть скрыты, а в том, что к ним должно быть особое отношение, так как они говорят о самом главном. Конечно, не здорово, если в этот момент кто-то перед телевизором будет потягивать пиво. Но я не думаю, что такие люди смотрят трансляцию. А вообще – " Дух дышит, где хочет " . Бывает, человек смотрит богослужение между делом, боковым зрением, но что-то вдруг входит в его сердце, в душу, разум, и он начинает воспринимать происходящее совсем иначе... – Насколько я знаю, теперь в храмах должны продаваться только те периодические издания и видеоаудиопродукция, на которых стоит гриф " Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви " . Это цензура?

http://religare.ru/2_94881.html

Богослужебная реформа была отчасти осуществлена святителем Агафангелом в рамках Рижской епархии уже в конце 1905 г. Последовательно стремясь принести соборное начало в управление епархией, он созвал Епархиальный собор, на суждение которого был поставлен в качестве одного из важнейших вопрос о преобразовании богослужения, совершавшегося в храмах епархии. Решения Рижского епархиального собора предусматривали перечень конкретных изменений, которые должны были вноситься в богослужебную практику приходских храмов епархии. Так, Собором были установлены следующие изменения в порядке совершения всенощного бдения: «а) На вечерне пропустить сугубую ектению, так как те же моления повторяются на весьма часто совершаемой литии, тем более что та же ектения произносится на утрени; молитву главопреклонения читать вслух; б) На утрени: пропустить великую, просительные и все малые ектении на каноне и между кафизмами, оставить малые ектении по кафизме и по 9-й песни канона». Относительно порядка совершения Божественной литургии Собор предписывал епархиальному духовенству читать Евангелие лицом к народу, выпустить ектению об оглашенных, но молитву о них читать вслух, точно так же как вслух должны были прочитываться некоторые тайные молитвы евхаристического канона, царские врата должны были оставаться открытыми до херувимской песни, затем открываться перед пением Символа Веры и оставаться открытыми до причащения священнослужителей в алтаре» Святитель Агафангел отнюдь не был единственным архиереем, который предлагал будущему Поместному Собору обсудить вопрос о внесении изменений в порядок совершения богослужения. Однако лишь святитель Агафангел, исполненный желания сделать храмовое богослужение органичной частью духовной жизни современных ему православных христиан, дерзнул изменить практику приходского служения в своей епархии, чтобы к началу работы Поместного Собора в нашей Церкви появился практический опыт осуществления литургических преобразований. Без этого Собору было бы трудно решить вопрос о целесообразности и осуществлении очередной после XVII в. реформы богослужения.

http://e-vestnik.ru/history/svyashcennoi...

Был он только литератор модный,  Только слов кощунственных творец… Меньше всего «модной» была покойная поэтесса, и никаких кощунственных слов она не говорила. Бог послал ей жизнь нешумную, лишенную славы и широкого поклонения. Медленно восходя, она испила полную «чашу с темным вином», но страдания и ужасы последних лет не только не погубили душу, но зажгли ее новым огнем. Покойная А.Г. – яркий и прекрасный пример одоления зла добром. А.Г. испытала все мучения революции. Умерла она в прошлом году от усталости и надломленности тела, не так крепкого. Революция прервала ее жизнь. Но она победила революцию, ибо никакие страдания не сломили ее души – они возвысили ее, очистили. Так, растерзываемы на аренах, побеждали христианские первомученицы. Борис Зайцев Млеют сосны красные Под струей закатною, Благовест разносится Песней благодатною. Белая монашенка У окна келейного, Улыбаясь, думает Думу незатейную. «Все лихие горести Я в миру оставила, Над могилкой каждою Образок поставила. Окурила ладаном, Зельями душистыми, В странствие отправилась, Как младенец, чистая. Вижу, церковь -пустынька Среди леса малая – Новую Владычицу Над собой избрала я. Ясность огнезрачная, Тихость нерушимая, Синева прозрачная, Гладь незамутимая, С нею обручилась я, Искупалась в светлости, Принесла обеты ей Неподкупной верности. Облеклась душа моя Схимой белоснежною, Сквозь нее проходу нет Злому да мятежному. Окропляю думы я Влагой светозарною – Застывают гладкими Четками янтарными». Тьма ночная сеяла, Пение соборное, С неба строго глянуло Чье-то око черное. Зашуршали крыльями Думы-птицы темные, Над землей повеяло Пламенною дремою. Хлопнуло окошечко, Затворилась башенка. Спит и улыбается Белая монашенка. (1907) Заплачка Дни твои кончаются, Книги разгибаются. Тайные дела обличаются. Духовный стих «О Свитке Ерусалимском» Ты куда, душа, скорбно течешь путем своим? Что дрожишь, тоскуешь, горючая? Ах, нельзя в ризы светлые Тебя облачить, Нельзя псалмы и песни Над тобой сотворить? Ах, не так ты жила, как положено,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Был он только литератор модный, Только слов кощунственных творец... Меньше всего «модной» была покойная поэтесса, и никаких кощунственных слов она не говорила. Бог послал ей жизнь нешумную, лишенную славы и широкого поклонения. Медленно восходя, она испила полную «чашу с темным вином», но страдания и ужасы последних лет не только не погубили душу, но зажгли ее новым огнем. Покойная А.Г. – яркий и прекрасный пример одоления зла добром. А.Г. испытала все мучения революции. Умерла она в прошлом году от усталости и надломленности тела, не так крепкого. Революция прервала ее жизнь. Но она победила революцию, ибо никакие страдания не сломили ее души – они возвысили ее, очистили. Так, растерзываемы на аренах, побеждали христианские первомученицы. Борис Зайцев Млеют сосны красные Под струей закатною, Благовест разносится Песней благодатною. Белая монашенка У окна келейного, Улыбаясь, думает Думу незатейную. «Все лихие горести Я в миру оставила, Над могилкой каждою Образок поставила. Окурила ладаном, Зельями душистыми, В странствие отправилась, Как младенец, чистая. Вижу, церковь -пустынька Среди леса малая – Новую Владычицу Над собой избрала я. Ясность огнезрачная, Тихость нерушимая, Синева прозрачная, Гладь незамутимая, С нею обручилась я, Искупалась в светлости, Принесла обеты ей Неподкупной верности. Облеклась душа моя Схимой белоснежною, Сквозь нее проходу нет Злому да мятежному. Окропляю думы я Влагой светозарною – Застывают гладкими Четками янтарными». Тьма ночная сеяла, Пение соборное, С неба строго глянуло Чье-то око черное. Зашуршали крыльями Думы-птицы темные, Над землей повеяло Пламенною дремою. Хлопнуло окошечко, Затворилась башенка. Спит и улыбается Белая монашенка. (1907) Заплачка Дни твои кончаются, Книги разгибаются. Тайные дела обличаются. Духовный стих «О Свитке Ерусалимском» Ты куда, душа, скорбно течешь путем своим? Что дрожишь, тоскуешь, горючая? Ах, нельзя в ризы светлые Тебя облачить, Нельзя псалмы и песни Над тобой сотворить? Ах, не так ты жила, как положено,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

— Да ведь ты же двадцать лет… — Ложь! Двадцать лет меня питает отец Иоанн…Ты даешь мне двугривенный, как нищему, а отец Иоанн дает мне, как родному; как друг дает любя…Он тысячу рублей дал бы нам, если бы нас меньше было, для него деньги не имеют той цены, как вам, господин. Молитва О действии молитвы о. Иоанна Сергиева сохранилось множество свидетельств. Известны случаи, когда он буквально поднимал людей с одра болезни. Но еще более знаменательны примеры оказания им духовной помощи. Вот только один из них. Однажды на стол батюшке легло письмо из дальнего уголка России. Обеспокоенные тем, что любимый всем городом доктор, безвозмездно лечивший неимущих, остается равнодушным к вере и ждет «позитивных доказательств», жители просили о. Иоанна помолиться о спасении этого человека. Из Кронштадта пришла телеграмма: «Молюсь. Ждите. О. Иоанн.» В ту ночь врач проснулся от ощущения присутствия «чужих». К утру его полумертвым нашли на пороге дома. Оказалось, что до самого рассвета бесы, которых он увидел воочию, не давали ему ни минуты покоя, но он не мог найти выхода. Поездка к о. Иоанну изменила всю его жизнь – он стал священником, и продолжал служить даже в годы открытых гонений на Церковь, не боясь уже ничего. Проповедь покаяния Возможно, самое сильное впечатление на современников производило то, как батюшка исповедовал. При великом стечении народа частная исповедь была невозможна, а не допустить людей до причастия о. Иоанн считал неоправданным. И он исповедовал всех собравшихся одновременно! Несколько тысяч человек, повинуясь его слову и молитве, переживали, оплакивали свои «тайные», каялись молча и открывали грехи во всеуслышание. Это был не гипноз. Напротив, люди приходили в чувство, как после долгой летаргии. Случалось, что плакал и сам о. Иоанн – за их души, сбитые с толку безграмотностью, пьянством, вошедшим в моду искусством декаданса. Плакал о каждом как об образе Божием, искалеченном, оскверненном грехом.  Но какая теплота входила в сердце, когда, наконец, делая ударение на каждом слоге, батюшка говорил: «Слушайте. Теперь буду читать вам молитву раз-ре-ши-тельную!» — Всем им, плакавшим, как дети.

http://pravmir.ru/pered-grozoj-svyatoj-p...

Заключительным моментом покаяния по исполнении епитимии было то, что прошедшие все степени покаяния, в более или менее продолжительное время, публично кающиеся исповедовали свои грехи пред всей Церковью во главе с епископом и получали разрешение, обыкновенно в четверг или пятницу Страстной седмицы, чрез возложение руки епископа и чтение разрешительной молитвы, и допускались к Евхаристии. Самое принятие кающихся в Церковь было не только общественным актом, но и входило в состав общественного богослужения и совершалось торжественным образом. После окончания гонений Церковь в период мирного ее существования (в IV веке) распространила публичное покаяние не только за отпадение от веры, но и за другие преступления: идолопоклонство, блудодеяние, убийство, еретичество. Наряду с публичным покаянием (общественным), в древней Церкви было в обычае и частное покаяние, или исповедание грехов пред одним только епископом или пресвитером. Оно совершалось по желанию кающегося и состояло в открытии грехов и разрешении их с молитвою и возложением рук. О частном покаянии говорят Климент Римский, Ориген, Киприан и др. Климент Римский увещевает не стыдиться исповедовать тайные грехи настоятелю, чтобы от него, при помощи слова Божия и наставлений, получить исцеление. Ориген говорит, что для грешника, жаждущего оправдания пред Богом, — средство его стяжать и находить врачевство состоит в исповедании своего греха священнику Божию. Практика публичного покаяния продолжалась в Церкви до конца IV века. При Константинопольском патриархе Нектарии ( 398 г.) была отменена должность пресвитера-духовника, а после этого постепенно уничтожились степени покаяния и обряды, которыми сопровождалось принятие в число публично кающихся. К концу периода Вселенских Соборов (VIII—IX век) публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной. Побуждением к отмене общественной (публичной) исповеди и замене ее тайной было то, что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена при строгости нравов того времени и ревности к благочестию, казалась тягостною для христиан последующего времени. Многие начали избегать ее из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить в соблазн для некоторых немощных христиан. А потому, чтобы врачевство для одних не обратилось в погибельный яд для других, Церковь, во избежание этой опасности, заменила публичную исповедь тайной.

http://pravoslavie.ru/2121.html

Затем еще две паримии. И – малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу…», «Аминь» и «Святый Боже…», как обычно на литургиях. Затем – прокимен, Апостол и Евангелие. Вместо «Достойно…» – «О Тебе радуется…» «Милость мира…» поется очень протяжно, а лучше – по обычному напеву литургии Василия Великого , ибо в это время читаются длинные тайные молитвы 30 . Проскомидию лучше совершать раньше литургии. Исповедь же – еще раньше. Если же Рождество будет в понедельник или воскресенье, то накануне служится литургия Златоустого в свое время, как уже и сказано; а затем вечерня отдельно . Вечерню начинать около 1 часа дня. Начало обычное: «Благословен Бог наш…» (а не «Благословенно Царство…»); если есть диакон, то он сначала возглашает: «Благослови, владыко». Лик: «Аминь». Чтец – обычное начало и 103-й псалом. «Слава Тебе, Боже…», «Царю Небесный…» и так далее. После входа и паримии ектения малая; но «Трисвятого» не поем (как при литургии Василия Великого ); а по возгласе: «Яко Свят…» сразу: «Вонмем. Мир всем» и прокимен: «Господь рече…» и Апостол «к галатом», зачало 207. Евангелие Матфея, зачало 53. Потом: «Рцем вси…», сугубая ектения. «Сподоби, Господи… Исполним вечернюю…» По возгласах: «Премудрость», «Благослови» и проч. отпуст уже рождественский: «Иже в вертепе родивыися…» Так же и на литургии Василия Великого . Затем многолетствование. По окончании литургии или вечерни на средину выносится подсвечник, но не икона; и поется «славление» Христа: духовенство исходит и поет тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш…» – «Слава, и ныне», кондак: «Дева днесь…» Прекрасен болгарский напев – громогласный, торжественный. Если Рождество – в воскресенье или понедельник, то после литургии Златоустого полагается «мало вина». А если не было литургии, то постимся до конца литургии Василия Великого , и даже «до звезды», приблизительно около 3–4-го часа вечера. Трапеза хорошая, ибо начался уже праздник. Всенощная не полагается, а будет в самый праздник утреня. И это хорошо и разумно: нужно остальной вечер отдать уже праздничным чувствам. И кроме того, уже было достаточно служб за день: нужно знать меру; нужен и отдых.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

И иерархи, и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей, – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действительными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий – раздавать Божественную Благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но и в благодатное освящение с верою приемлющих их. Только одно обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедывать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, – не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он не занимал. Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. Но и Соборы Вселенские, собравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента, посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашения прибыть на Собор, именуют их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказались явиться, – Собор возглашает им анафему, – и только с этого момента они лишаются благодати и таинства, совершаемые ими, становятся безблагодатными. Посмотрите, например, историю константинопольских Патриархов в 17-м веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на Патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые Патриархи занимали Патриаршую кафедру по году, по нескольку месяцев, по нескольку дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствующие протестантству. Султан смещал одного Патриарха, потому что другой обещал больше внести в султанскую казну. Как быстры и неожиданны были смены Патриархов, видно из того, что с 1598 по 1654 год, сменилось 54 Патриарха. Какой соблазн для верующих! А жизнь христиан греков в то время была одним сплошным страданием. Но они не отделились от своих пастырей и архипастырей, не уклонились от посещения храмов, где возносились имена Патриархов, назначенных султаном-мусульманином. А среди Патриархов этого времени был и святой Афанасий Пателарий, три раза с уплатой соответствующего взноса в казну вступавший на константинопольскую кафедру и потом в России, в Лубнах, скончавшийся и причтенный к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

И мне остается вместе с выражением моей благодарности призвать вас к тому, чтобы вы никогда не сходили с этого пути, воспитывали в православной вере и детей, и внуков, и стремились оградить общество наше — теми средствами и силами, которые есть у вас, — от всякого приражения греха, столь опасного для жизни человека. Мы празднуем также память святых праведных Иосифа и Никодима, тайных учеников, которые страха ради иудейска  не имели силы примкнуть к апостолам, опасаясь за жизнь свою, за положение свое. Но что же произошло в тот самый момент, когда апостолы разбежались? Кто пошел к Пилату просить тело Иисуса? Праведный Иосиф. Кто погребал Спасителя? Иосиф с Никодимом, и уже не тайно, а открыто отождествляя себя со Страдальцем, принесшим искупительную Жертву. В момент уничижения Спасителя, когда сокрыта была Его Божественная сила, они проявили силу веры, и за это Церковь вспоминает их молитвенно в день святых жен-мироносиц. Так же и в прошедшие трудные времена были тайные ученики, в том числе и среди власть имущих, которые не могли порой прямо и открыто поддерживать Церковь, но которые часто делали то, что могли, чтобы поддержать веру в своем народе. Мы сегодня вспоминаем и жен-мироносиц, и тайных учеников и воздаем им великую благодарность. Я хотел бы еще раз поблагодарить всех вас, мои дорогие, за вашу веру, за хранение единства Церкви, призвать на вас благословение Божие, чтобы Господь хранил всю нашу Церковь, всю Русь Святую, хранил Украину, хранил в единстве Святое Православие, корнями своими уходящее в Древнюю Русь, чтобы и мы хранили верность Господу и Его Церкви. И верим, что Господь тогда приклонит милость ко всем нам, дарует Свою благодать, а через благодать — и процветание народа Своего. В память о сегодняшнем торжестве я бы хотел преподнести Вам, Ваше Высокопреосвященство, этот крест и две панагии Богородичного цвета. Пусть Царица Небесная укрепляет Вас на Вашем жизненном пути и простирает над Вами покров Своего державного заступления, равно как и над всем благочестивым народом, который окружает Вас в Вашей священной Харьковской митрополии. А всем участникам сегодняшней молитвы я хотел бы передать это изображение Воскресшего Спасителя со своим Патриаршим благословением. Пусть Господь хранит всех вас — Высокопреосвященных и Преосвященных владык, духовенство и верующий народ, и пусть сила Воскресшего Спасителя умножает ваши человеческие силы, помогая преодолевать трудности жизненного пути во славу Божию. Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1474016.ht...

—Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия? —Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа. —А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре? —Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него. Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре. Газета «Православная вера» 8 (532) Рейтинг: 7.5 Голосов: 57 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алик 9 октября 2019, 09:41 Насколько мне известно,изначально христианские епископы не носили митры и саккосы,песнопение " испола... " во время богослужения стало петься тоже весьма поздно. Евгений 27 ноября 2016, 22:41 Хорошая информация в этом материале. Прочитал, буду иметь ввиду, ибо 11 декабря 2016 года к нам в приход на Литургию прибывает митрополит Виленский и Литовский Иннокентий.

http://pravoslavie.ru/78930.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010