Лишь немногие прихожане, молящиеся за Божественнои литургиеи, знают, что далеко не все молитвы, возносимые в эти минуты в храме, доступны их слуху. Кроме молитвословии, совершаемых возгласно, то есть вслух, чинопоследование включает еще таиные молитвы, произносимые священником про себя. О смысле и истории появления этих молитв беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным. — Алексеи Сергеевич, прежде всего, даваите поясним читателям, что «таиные» в данном случае не означает «секретные». У Православнои Церкви, как известно, есть Таинства, но нет таин. Любои прихожанин при желании может ознакомиться с текстами таиных священнических молитв и получить, наконец, представление о том или ином богослужении в целом. Но почему все же принято произносить эти молитвы про себя? — Процесс ухода части молитвословии из слышимых в неслышимые начался примерно в VI веке и закончился в VIII. Это объяснялось охлаждением религиозного чувства и евхаристического рвения в верующих: люди переставали со вниманием слушать длинные молитвы пресвитеров, поэтому молитвы становились таиными. VI веком датируется новелла императора Юстиниана, в которои он резко критикует зарождающуюся практику таиного чтения молитв Литургии. Тем не менее таиное чтение молитв в Церкви закрепилось и сохраняется. — Значит, таиное произнесение молитв — своего рода икономия, снисхождение к духовнои немощи верующих? Это непривычно: мы ведь уже имели достаточно случаев понять, что Церковь, напротив, сшита нам на вырост. — Да, это уступка. И не единственная. Для примера: молитва Ефрема Сирина за великопостными службами когда-то совершалась с шестнадцатью земными поклонами, а теперь лишь с четырьмя. Все каноны на утрене когда-то принято было петь, теперь же мы поем лишь ирмосы и катавасии. Церковь идет навстречу людям, которым не под силу слишком напряженныи и непрерывныи духовныи труд.

http://foma.ru/taynyie-molitvyi.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О либерально-обновленческих и политических взглядах протоиерея Алексия Уминского 10.01.2024 887 Время на чтение 23 минут Яркий представитель либерального духовенства, продвигающего идеи обновленчества, литургических реформ и церковного модернизма, протоиерей Алексий Уминский с 1994 года является настоятелем московского храма Живоначальной Троицы в Хохлах, где он провел модернистские реформы богослужения в духе «литургического возрождения» протопресвитера Александра Шмемана. Так, например, по призыву о.Алексия Уминского, его прихожане причащаются за каждой Литургией: «Очень многие наши прихожане причащаются за каждой воскресной литургией, некоторые причащаются за каждой литургией» . При этом о.Уминский снимает с себя ответственность за результаты подобной либерально-обновленческой проповеди: «Я призываю всех наших прихожан причащаться на каждой литургией, но никому не вменяется в обязанность причастие на каждой литургии» . Протоиерей Алексий Уминский смело внедряет модернистские идеи протопресвитера Николая Афанасьева (†1966) о «священническом» служении мирян в церкви: «В мире Церкви все – священники. Первая священная степень, в которую посвящается человек во время крещения и миропомазания, это – мирянин, и к ней принадлежит каждый православный христианин». «Мы все рукоположены в священный сан через миропомазание. А все дальнейшие рукоположения – это следующие ступени священства» ( ). Именно поэтому евхаристические тайные молитвы в храме Живоначальной Троицы в Хохлах, где настоятель – прот. А.Уминский, читаются во всеуслышание, чтобы их слышали все миряне: «…Евхаристическая молитва, которую я читаю вслух, доступна слышанию всех прихожан», – заявляет о. Алексий Уминский . Корни этого требования чтения вслух евхаристических молитв восходят к протестантскому учению о всеобщем священстве мирян и, как следствие, учению об их сослужении священнику, который есть лишь предстоятель, а не совершитель таинства: в основе этого – протестантское истолкование слов апостола: «Вы – царственное священство» (1Пет. 2,9). Это протестантское учение развил протопресвитер-модернист Николай Афанасьев. Согласно ему, все миряне не просто участвуют или молятся на литургии, а служат литургию вместе со священством. Следует отметить, что при таком протестантском понимании Евхаристии на литургии не может быть непричащающихся мирян (отсюда – требование неообновленческих священников причащаться мирянам за каждой литургией, так как в Православной Церкви служащий иерей не может уклониться от Святой Чаши). А так как, согласно учению прот. Н.Афанасьева, предстоятелю в алтаре сослужат не только духовенство, но и все верные, то и недопустимы какие-либо «тайные» от мирян-«священников» молитвы. Следовательно, необязательна и исповедь перед причастием.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/10/o_libe...

Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов ЖМП 9 сентябрь 2021 /  30 сентября 2021 г. 15:00 Алексей Осипов: «Богословие возможно только через очищение души» Доктор богословия, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов поделился с «Журналом Московской Патриархии» своими размышлениями о том, с чего начинается богословие, нужны ли священнику знания, сколько должна длиться идеальная проповедь, можно ли читать вслух «тайные» молитвы в алтаре и какая главная проблема в церковной жизни обнаружилась во время эпидемии ковида.  PDF-bepcuя. В главном — единство — Алексей Ильич, хотелось бы с вами поговорить в первую очередь о богословии как об образе мысли и об образе слова. Вы всю жизнь этим занимаетесь: думаете о Боге и говорите о Боге. Что такое богословие для вас лично? — Приведу знаменитые слова Иоанна Лествичника: «Совершенство чистоты есть начало богословия». Что это он сказал? При чем тут чистота? Может быть, — мысль, сила ума, эрудиция? Нет! Именно совершенство чистоты! Это критерий, по которому мы можем судить о том, какое богословие находится в данный момент перед нами. Можно всю жизнь говорить о Боге и остаться без Бога. Богословие не должно быть какой-то абстракцией, теоретической моделью. Но на деле очень часто получается, что Бог Сам по себе, а я сам по себе. Например, протестантизм с самого начала провозгласил: спасаемся «только верой» и «только Писанием». И этого достаточно для богословия? Вот пример. В Австралии была очередная ассамблея Всемирного совета церквей. Что можно было услышать там? Дух Святой — это женское начало в Троице. Иисус Христос — это, конечно, идеальный человек, но говорить о Нем как о Боге не стоит. Богородица — Приснодева? Ну, знаете, это слишком. Это же невозможно! И так далее. И все это говорили не кто-нибудь, а доктора, профессора богословия! Отсюда возникает вопрос: по каким же критериям можем мы судить о верности или ложности того или иного богословия? Что должно быть основой богословской науки? При каком условии те или иные богословские идеи могут рассматриваться как верные, как допустимые, не искажающие учения Откровения? Если скажем — им является только Священное Писание (кажется, прекрасный тезис), то возникает следующая неразрешимая проблема. Вот мы сейчас сидим и размышляем, как понять, например, слова в Деяниях апостолов о епископах, пресвитерах. Это административные должности или священные степени иерархии? А вопросы о Евхаристии, о соединении природ во Христе и так далее? Какое понимание и на каком основании можно считать правильным? Мы же знаем, сколько разделений произошло в христианстве по причине именно разного понимания Священного Писания.

http://e-vestnik.ru/interviews/aleksey_o...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Чей агент Калаказо? Или история одной прохиндиады 28.06.2018 15946 Время на чтение 5 минут После того, как «сдулся» протодиакон А.Кураев, его место поставщика сплетен, склок и скандалов на церковную тему занял ЖЖ (животный журнал) некоего Калаказо. Его, увы, читают, обсуждают, а некоторые даже и верят. С высоты своей непогрешимости, сродни папской, Калаказо судит всех, начиная от Патриарха и кончая рядовыми священниками и диаконами. Правда, возникает грибоедовский вопрос: а судьи кто? Вопрос непраздный, поскольку позволяет понять мотивацию «борьбы за правду» этого самого Калаказо, сплетням которого некоторые верят, не задумываясь. Возник уже некий миф о Калаказо, что под этим ником скрывается чуть ли какой-то церковный Робин Гуд или даже группа анонимных борцов за справедливость. Откроем страшную тайну, друзья: Калаказо — это всего лишь праздношатающийся бывший питерский иеромонах Валентин Соломаха. Поскольку каждый живой человек имеет свою биографию, любопытно напомнить про жизненный путь Валентина Соломахи до того, как он заделался Калаказой. В семинарии, судя по рассказам сотоварищей, он поражал всех своими странностями и надменностью. В начале девяностых годов Соломаха служил в храме Иоанна Предтечи. Одной из главных тем его проповедей была борьба против нарциссизма и не мудрено, поскольку сам о. Валентин поражал своих прихожан нарциссическим самолюбованием. Во время литургии он читал тайные молитвы настолько театрально, а временами даже истерично, что вызывал недоумение верующих. Любимым занятием о.Валентина, как рассказывают, были издевательства над стареньким диаконом, а затем иереем Алексием Махониным, бывшим посошником митр. Мануила. В храме св. Иоанна Предтечи любил служить приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Владыка хорошо относился к о. Валентину, тем не менее, тот после смерти митрополита Иоанна рассказывал гадости о почившем архиерее. Когда новый митрополит, Владимир (Котляров) в 1996 года открыл Александро-Невскую Лавру, для нее, естественно, потребовались монашествующие насельники. Настоятели приходов и приходские священники — иеромонахи, игумены, архимандриты, по большей части послушно подчинились указу митрополита о переводе в Лавру, понимая его необходимость. А иеромонах Валентин Соломах счел это для себя оскорблением: как это ему, иеромонаху, предлагают переселиться в монастырь! Какая наглость! Он не захотел даже оставаться в юрисдикции Московской Патриархии, а сразу подался в Русскую Православную Церковь За рубежом, находившуюся на тот момент в состоянии раскола с Московским Патриархатом и принимавшую к себе всех уходивших из Русской Православной Церкви без разбора.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/28/ch...

Какой силой освящен Крест Крестным знамением совершались многие великие чудеса, я уже не говорю о том, что им совершается самое великое из Таинств – Евхаристия. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан. 27 сентября, 2009 Крестным знамением совершались многие великие чудеса, я уже не говорю о том, что им совершается самое великое из Таинств – Евхаристия. Мария Египетская, осенив воду крестным знамением, перешла через Иордан. www.sestry.ru (Евангелие от Иоанна, 60 зачало, глава XIX, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35) Во время Божественной Литургии Иоанна Златоустого, читая тайные молитвы Евхаристического канона, священник произносит следующие слова, обращенные к Богу Отцу: «Великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Сегодня мы вспоминаем событие первой половины IV века по Рождестве Христовом – обретение и прославление Креста Господня, на котором Господь Иисус Христос, принеся Себя в жертву, совершил наше спасение. Вот что далее говорит эта евхаристическая молитва: «Иже пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот». Господь Иисус Христос предал Свою человеческую жизнь на страдания и муки «за мирский живот», то есть за жизнь всего мира – не за абстрактное «все человечество», но за каждого отдельного человека, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 15). И теперь только от нас зависит, осуществим ли мы через деятельную веру эту возможность спастись или не воспользуемся ею по своему нерадению. Все, даже самую страшную страсть – гордость, можно преодолеть, лишь бы человек понуждал себя. В сегодняшнем евангельском чтении описываются те события, ради которых мы и почитаем Крестное Древо. Иудеи желали не просто избавиться от человека, имевшего на народ большое влияние, которое, как им справедливо казалось, должно было все более распространяться, но избавиться так, чтобы не осталось никаких следов Его учения. Иудеи желали через позорную казнь на кресте лишить Спасителя славы, вызвать презрение к Его учению и показать всему народу, что Спаситель совершенно бессилен, беспомощен и ничтожен.

http://pravmir.ru/kakoj-siloj-osvyashhen...

< >< назад > 8. ЗАЩИТА ОТ ОККУЛЬТНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Злые духи обманывают внимающих им. Свт. Игнатий Брянчанинов      Христианство считает, что в оккультизме человек сталкивается с бесовским миром. Но экстрасенсы и другие целители лечат, и нередко ведь мы видим и положительные результаты. К тому же особенно в последнее время оккультисты часто работают " под православных " : обставляют себя иконами, возжигают лампады и свечи, читают молитвы, заставляют больных креститься, исповедоваться, причащаться. Как тут разобраться простому, духовно малограмотному человеку?      Пока мы установили, что экстрасенсорика как вид оккультизма связана с бесовским миром. Поэтому мы и видим страшные, порой трагические последствия увлечения этими занятиями. В оккультизме через тайные, сокровенные знания человек входит в контакт с бесами. А почему не с ангелами? Может быть, все-таки ангелы помогают экстрасенсам и другим целителям вылечивать людей в тех случаях, когда они действительно помогают? На этот вопрос хорошо отвечает святитель Игнатий Брянчанинов: " Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются сделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить свое владычество над нами... Общение со святыми ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением... Духи, чувственно являющиеся человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. " Душа оскверненная, сказал Исаак Сирский, не входит в чистое царство и не сочетается с духами святых " . Далее он пишет, что " злые духи обманывают внимающих им " " . Итак, " злые духи обманывают внимающих им " . А. Петухов, член совета Уфологического союза, говоря о " контактерах " с внеземным разумом " (бесами!), констатирует весьма примечательный для нас в этом отношении факт: " анализ контактной информации свидетельствует, что действительно полезных и понятных нам знаний на уровне современных представлений об окружающем мире не так уж много - не более 5-10% " (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М.: Православное изд-во, 1993. С. 8-9. ).

http://zavet.ru/book/berestzv04.htm

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Икона и традиция иконописи: трезвый взгляд и " православные " шаблоны Икона и традиция иконописи: трезвый взгляд и " православные " шаблоны   Написать икону на Святой Горе Афон   В наше время многие люди пришли к Православию, открыли для себя Традицию. Два десятка лет мучительного изучения истории, чтения книг понадобилось для того, чтобы увидеть и понять, что в Традиции ничего автоматически не " работает " . Наряду с видимой обрядовой стороной существуют некие тайные рычаги, которые и запускают механизмы благодатной жизни, делают Таинства и жизнь в Церкви подлинными, действенными, то есть, приносящими плоды.   Теперь пришло время задуматься именно о качестве нашего Православия, или подлинности веры. Этот путь очень быстро приводит к монашеству и деланию умной молитвы. Встав на этот путь, быстро увидев подлинные плоды веры, человек уже не считается ни с какими препятствиями и стереотипами.   Читатели нашего портала часто просят написать икону. Поэтому мы считаем своим долгом правильно расставить акценты в этом вопросе. Мы печатаем эту книгу потому что именно на Афоне есть проблема: греки относятся к иконописи как к ремеслу, рукоделью приносящему прибвыль. Следствием становися падение уровня икон. - Святая Гора Афон       Ирина Горбунова-Ломакс Предисловие Когда сюжет этой книги впервые воочию предстал передо мной (в конце 90-х годов), я ещё ни о чём не догадывалась. Ни о том, что мне придётся жить в Бельгии, ни о том, что мне придётся писать об иконе. Тогда я просто писала иконы – в мастерской моей наставницы матушки N, на берегу Онежского озера, среди бескрайних карельских лесов. Сюжет предстал передо мной, приняв облик молодой симпатичной корреспондентки французского телевидения. Она проделала сотни километров (самолёт, ночь в поезде, два часа автобусом), чтобы найти наш приход и устроенную при нём мастерскую, где, как ей сказали, настоящие иконописцы пишут настоящие иконы по всем правилам и канонам. Едва переступив порог приходского дома, отважная путешественница уже была несколько обескуражена: просторная деревянная изба оказалась внутри благоустроенной и отделанной не хуже иного европейского коттеджа. Мало того, одна из помощниц матушки (автор сей книги) заговорила с гостьей на хорошем французском, так что отпала нужда в нарочно привезённом из Петербурга переводчике. Но главные разочарования ожидали гостью впереди. Войдя в мастерскую, она остановилась почти в ужасе: на столе перед ней лежала... икона XIX в. академического письма, привезённая кем-то на реставрацию.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=16...

Окончив курс кандидатом богословия в 1855 году, я поступил священником в Кронштадт в декабре месяце, женившись на дочери местного протоиерея К.П. Несвицкого, Елисавете, находящейся в живых и доселе; детей у меня нет. С первых же дней своего высокого служения Церкви я поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, и строго следить за собою, за своею внутреннею жизнью. С этой целью прежде всего я принялся за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, извлекая из него назидание для себя как для человека вообще, священника и члена общества. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы ко Господу и всегдашнюю помощь и защищение от Hero, и свои благодарные чувства ко Господу за избавление от искушений, скорбей и напастей. Почти каждый воскресный и праздничный день произносил я в церкви слова и беседы или собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, а весьма многое осталось в рукописи. Изданы беседы: «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира», «О Промысле Божием», «О мире» и «О блаженствах Евангельских». Кроме проповедничества, с самого начала священствования я возымел попечение о бедных – и лет около 20 назад провел печатно мысль об устройстве в Кронштадте Дома трудолюбия для бедных, который и помог Господь устроить лет 10 тому назад. Этот дом послужил примером и образцом для такого же дома в столице. Теперь он находится в цветущем состоянии, благодаря хорошему составу членов совета попечительства и хорошим воспитательницам детей, – так как в Доме трудолюбия есть школа для малолетних на 150 человек, и благодаря хорошим мастерам и мастерицам, – так как есть в нем некоторые мастерства: сапожное, швейное, – и составу врачей, бесплатно пользующих больных бедных попечительства. Громкую известность я получил, нимало не желая и не ища ее, от некоторых случаев чудесных исцелений, бывших в Кронштадте и в Петербурге, без моего ведома и согласия опубликованных в газетах. Беседа с сарапульскими пастырями

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Подпишитесь на наш Телеграм Статьи Благовестие о мире у святого пророка Исаии В рубрике «Московская Патриархия в защиту мира» мы постепенно рассматриваем разные аспекты миротворческого богословия; в прошлый раз мы затронули патрологический аспект; сегодня затронем библейский аспект: о библейских истоках и основах миротворческого богословия расскажет митрополит Иоанн (Вендланд) — ученый-геолог, богослов, историк, проповедник, церковный дипломат и педагог, служивший московским викарием, среднеевропейским экзархом, экзархом Северной и Южной Америки, ярославским и ростовским митрополитом, принявший монашеский постриг и священническое рукоположение в Катакомбной церкви и затем ее практики и дух перенесший в Московскую патриархию (например, практиковавший тайные рукоположения, в частности владыка Иоанна тайно рукоположил в священники Глеба Каледу): «Человечество, изнемогшее от постоянных войн и кровопролитий, слышит уверенное пророчество Исаии о дивном и прочном мире: «Перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2:4)». Ошибки апостолов: что они не понимали в словах Христа Архимандрит Феогност (Пушков): Христос не учит нас разгадывать загадки, проектировать будущее или делать вид, что мы можем заглянуть в прошлое. Он учит нас следовать Путем Жизни. И только если мы это понимаем, мы — Его ученики. Книга Даниила: реальные предсказания или символические образы? Архимандрит Феогност (Пушков) предлагает историко-критический анализ апокалиптического образа «истукана Навуходоносора». «Я не открываю молитвослов. Но я молюсь» Как молиться, когда мы пытаемся помочь людям в настоящей беде, страдающим, больным, умирающим? Размышляет руководитель фонда «Предание» Владимир Берхин. Веселие и молитва Иисусова: к 130-летию кончины прп. Анатолия (Зерцалова) Оптинского Владимир Шалларь: вот слова, что передают опыт делания Иисусовой молитвы, корневой опыт православия: свет, огонь, ликование, радость, сладость, мир, милость, любовь, но лучше, вернее всего по прп. Анатолию — веселие.

http://blog.predanie.ru/article/rannehri...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Как протоиерей стал " митрополитом " и гонителем Церкви " Желание понравиться властям сопровождало обновленческого " митрополита " до его смерти в 1946 году " Источник:  Татьянин день В 20-е годы прошлого столетия на Церковь в СССР влияли очень разные люди – от " красного игумена " Евгения Тучкова до нескольких православных иерархов, занимавших пост патриаршего местоблюстителя после смерти святителя Тихона. Но было одно имя, которое вряд ли могло оставить равнодушным человека, который хоть что-то слышал в те годы о вере и православии. У этого человека были экзальтированные поклонницы и не менее горячие противницы, которые могли размозжить его голову камнем. Он умудрился " канонизировать " собственную мать, " отлучить " от Церкви патриарха Тихона, стать одним из виновников смерти митрополита Петроградского Вениамина и объявить себя " митрополитом " , ведя довольно беспорядочную личную жизнь. Одни называли его " златоустом " , другие видели в нем источник бед и страданий Церкви. Его имя – Александр Введенский, и это один из немногих фактов в его биографии, который не вызывает никаких вопросов. Будущий обновленческий " митрополит " обладал взаимоисключающими чертами характера. С ранней юности он хотел стать священником. Закончив историко-филологический факультет Петербургского университета, он экстерном сдает экзамены и получает диплом Духовной академии. В 1914 году он становится военным священником. На первой же литургии Введенский читает тайные молитвы гласно с декадентскими завываниями. Эта манера декламации останется у него до середины 30-х годов, до того момента, когда будет запрещено произносить проповеди на свободные темы. Вскоре после февральской революции Александр Введенский создает " Союз демократического православного духовенства и мирян " . После августа 1917 года, выступая в Предпарламенте (совещательный орган при временном правительстве), говорит, что в будущем парламенте должны быть только социалисты. Несмотря на все эти демарши, в 1921 году митрополит Вениамин (Казанский) возводит его в сан протоиерея.

http://religare.ru/2_93407.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010