Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТПУСТ [Греч. πλυσις; церковнослав.  ], молитва, завершающая богослужебное чинопоследование. В совр. правосл. богослужении О.- священническая молитва-благословение, произносимая с амвона лицом к народу, начинающаяся словами:         (или праздничной формулой:       и аналогичными; о Христе в О. говорится в 3-м лице), содержащая упоминание Пресв. Богородицы и святых и заканчивающаяся фразой:                . История В древности функцию О. выполняли специальные молитвы, читавшиеся епископом или священником над оглашенными, непричащающимися или верными. Примерами таких молитв могут служить тайные главопреклонные молитвы Литургии свт. Иоанна Златоуста об оглашенных (              ), молитва после 2-й просительной ектении (        ; см.: Taft R. The Inclination Prayer before Communion in the Byzant. Liturgy of St. John Chrysostom//Ecclesia Orans. R., 1986. Vol. 3. P. 29-60). Аналогичной молитвой для верных является заамвонная молитва . В визант. послеиконоборческой литургической традиции заключительные священнические молитвы вечерни, утрени и др. служб входили в состав Евхология и могли иметь в рукописях название «отпустная» ( Арранц М. Молитвы и псалмопение по к-польскому песненному последованию. Рим, 1997. С. 25, 37, 41, 62, 73, 77; Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерус. Служебниках студийской эпохи//БТ. 2012. Вып. 43/44. С. 461). После перехода на палестинский Часослов отпустная молитва визант. Евхология постепенно потеряла свои значение и положение в конце службы ( Арранц М. Как молились Богу древние византийцы/ЛДА. Л., 1979. С. 49-50; Желтов М., свящ. Чины вечерни и утрени в древнерус. Служебниках студийской эпохи//БТ. 2012. Вып. 43/44. С. 454). В наст. время молитвы вечерни и утрени входят в число тех, к-рые читает священник во время Пс 103 или шестопсалмия (         для вечерни и       для утрени). Уже с IX в. в рукописях появились и в последующих веках распространялись дополнительные священнические благословения. Эти молитвы содержат слова о Боге в 3-м лице (см. возглас «Господь Бог наш да утвердит силою Своею...» в Евхологии X в. РНБ. Греч. 226. Л. 29; Успенский. 1997. С. 41-42) и произносятся после заамвонной молитвы.

http://pravenc.ru/text/отпуст.html

Тайные молитвы составляют большую часть молитв, читаемых священником на литургии и в прочих суточных церковных службах. На чем основан обычай тайного моления? Понятно, почему не вслух, а тайно нужно читать молитвы, составляющие чин освящения Святых Даров на литургии верных: этой тайны от служителей алтаря требует само содержание этих молитв, высокое и таинственное, и справедливое опасение, что чтению их во всеуслышание не все из предстоящих могли бы внимать с надлежащим благоговением. Византийский император Юстиниан в начале VI века издал указ, чтобы все епископы и пресвитеры не в молчании, а с возглашением, в услышание народа, совершали Божественное возношение (Новелла 137, глава 6). Но последствия показали, что этот указ себя не оправдал. Случалось, что некоторые дети, играя в поле, повторили слышанный ими чин Евхаристии, используя вместо престола камень. И огонь, упавший с неба, истребил предложенное на камне и сам камень, так что не осталось и следа того и другого. Блаженный Иоанн Мосх , живший немного позже Юстиниана и описавший этот случай в своем Лимонаре (слово 194), свидетельствует, что рассказ об этом случае он слышал от префекта той области, где происходило событие, и прибавляет, что он сам видел в обители монаха, одного из тех, которые, в детстве, совершили подражание чину Евхаристии (играли в обедню). Таким образом, тайное чтение священником молитв Евхаристии, вероятно, имеет целью предотвратить подобные случаи. Но почему положено, чтобы священник читал тайно, не вслух, и такие молитвы, в которых нет ничего таинственного, каковы молитвы на литургии оглашенных? Вероятно, основанием этому могло послужить понятие о священнике, как посреднике между Богом и людьми в совершении Евхаристии, которому свойственно молиться не только вместе с присутствующими в храме людьми, но также и за них самих. Священник имеет преимущественный доступ к Богу, по подобию приближенных к земному царю, пользующихся особым его доверием, и потому может отдельно от прочих тайно приносить Богу свои моления. Кроме того, некоторые молитвы потому читаются священником тайно, что в них он молится об одном себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Святая церковь предлагает ежедневное сухоядение во время св. Великого поста; но что станем делать с миром лукавым? То просьбы жены, то жадные очи наши заставляют нас простирать руку к пище недозволенной – вареной, сластной, вкусной. Что же от этого происходит? Бывает то, что мы с величайшей леностью молимся Богу и кладем поклоны; плоть наша, обременяемая излишними яствами, тяготится на молитве; ум, отуманенный испарениями, не возносится к Богу, а пресмыкается по земле. Что делать в таком случае? Надобно иметь терпение в молитве. Чем тягостнее молитва, тем усерднее надобно молиться. Пока человек привыкнет к молитве, до тех пор он должен принуждать себя, а как скоро привыкнет, то уже ему покажется молитва легкой и приятной. Правда, можно стоя и лежа молиться, произнося молитву Иисусову или призывая святых, которых знаем и почитаем; но приличнее всего пред лицем Божиим стоять на молитве, преклонив или колени или главу до земли. Велик Бог ! С каким смирением, с каким благоговением и страхом надлежит стоять пред Его лицем? Если тяжесть грехов и горесть жизни обременяют твое сердце и мучит совесть; то возвысь свой голос перед Богом, взывай, громко молись, воздыхай, думай о том, что ты произносишь словами своими и о чем молишься. Правда, Господь видит и мысли наши, слышит и тайные воздыхания; но полезнее молиться громко с воздыханиями, особенно в доме, так чтоб всякое слово молитвы камнем ложилось на сердце, чтобы каждое слово сопровождалось воздыханиями. Припомни как ты молился, когда или жена, или дитя твое умерло, или ты впал в большое несчастье. О! Если бы мы всегда так молились; то нас Господь всегда слышал бы. Утро самое лучшее время для молитвы: тело наше утром бывает бодро, душа не занята мирскими делами – легко может отрешаться от земного и возноситься к небесному; сама природа тогда помогает ей заниматься богомыслием. Бог всегда слышит наши молитвы, но не всегда исполняет их, потому что если бы Он исполнял всякое наше прошение, то мы не дорожили бы Его милостями. Сколько мы в один день получаем от Него даров: и здоровье, когда другие болеют, и насущный хлеб, когда другие голодают, и воздух, которым дышим, и разные утешения; но мы неблагодарны и бесчувственны. Мы привыкли к получению от Него благодеяний, но тогда только о Нем вспоминаем, когда Он карает нас, поражая несчастьями: тогда мы плачем и воздыхаем, и, как говорят, живые до Бога лезем. Нет! Потерпим Господа, как Он нас терпит; принудим себя к частой молитве, чтоб каждый шаг мы вспоминали о Боге, – Бог нам необходимее всего на свете; нам придется с Ним вечно жить. Приучим же себя часто с Ним беседовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

48. В пяток 1-й недели Великого поста Ты пришел в церковь принести Богу покаяние в грехах своих. Думаю, что пора тебе это сделать: целый год набирал ты на душу грехи – ведомые и неведомые, явные и тайные, большие и малые, смертные и не смертные, тяжелые и легкие. Пора их сбросить с себя, пора снять с себя эту одежду сплетенную, сшитую диаволом из грехов; но разве это легко? Всякую другую одежду легко сбросить, но греховную одежду может снять с тебя один Бог; потому, что она прилипает и к телу и к душе, запутывает и разум, и сердце, и совесть. Так станем просить об этом Бога. А как просить? Устами, словами, воздыханиями, слезами, смирением, сокрушением, примирением со всеми и милостыней. Перескажи свои грехи Богу перед священником. Всякий грех , который скажешь, простится тебе; который утаишь, особенно умышленно – не простится тебе. Не стыдись перед Богом вздыхать и плакать о грехах своих: воздыхания выветривают, очищают, а слезы омывают грехи наши. Стыдишься плакать в церкви, поплачь дома; Бог есть повсюду. Особенно любит Он смиренных и сокрушенных сердцем: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 54 , читаешь ты в покаянном псалме. Постарайся примириться со всеми врагами своими от всей души и от всего сердца. Сказал же Господь во Евангелии: «если прощаете согрешение брату своему, то и Отец небесный простит вам ваши прегрешения». Милостыня тоже имеет великую силу перед Богом. Так, Корнилий сотник был язычник, однако непрестанно молился неведомому Богу и подавал много милостыни; почему явился однажды к нему ангел Божий и сказал: «молитвы твои и милостыни дошли до Бога»! Сколько у нас средств покаяться и примириться с Богом! Но самое истинное, полное и совершенное средство – перестать грешить. По-видимому, это средство легче всех средств. Иной не имеет что подать нищему – сам нищий; другой и плакал бы, да не может – очерствело сердце его; тот примирился бы со врагом своим, да враг ему не прощает или далеко живет от него, а перестать грешить это в твоих руках. Так тут-то диавол и сидит на страже и все средства употребляет к тому, чтобы человек не отставал от греха; а если отстанет, так старается, чтоб он опять стал грешить. Тут-то человек и должен употреблять со своей стороны все усилие, все старание, чтобы не возвращаться на путь греха, потому особенно, что это возвращение часто бывает невозвратно; то есть, еще раз согрешишь и конец: или уже никогда не отстанешь от греха, дьявол закрепит связь твою с грехом неразрушимо; или после этого по случаю твоего возвращения ко греху Господь назначит тебе смерть; а умереть во грехе, значит навеки погибнуть: потому, что после смерти нет покаяния. Перестань же грешить; крепись как можно, и молись, и плачь перед Богом, и проси Его всячески, чтобы Он помог тебе победить диавола; потому, что без Божией помощи, ей, ей, никак не совладеешь сам с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

58. В неделю девятую по Пятидесятнице Когождо дело, яковоже есть, огнь искушает. 1Кор.3:13 Итак, по словам св. Апостола Павла, настанет день, в который Бог раскроет все наши дела; разберет, что в нашей душе есть хорошего, и что худого; что доброго и что грешного. Теперь все закрыто: мы не знаем друг друга, потому что скрываем пред ближними нашими наши мысли; ибо часто одно говорим, а другое думаем. Скрываем свои чувствования и желания; ибо часто показываем любовь к тому, к кому питаем ненависть и негодование. Скрываем дела свои, – ведем себя пред человеками благоразумно; а в ночное время, в местах сокровенных действуем по влиянию наших страстей; но в тот день, в день суда Божия, о котором говорит Апостол – как золото и серебро очищается огнем; так все мысли, тайные желания, и все наши дела огнем гнева Божия будут испытываться, перечищаться. Чистое серебро и золото, и настоящие драгоценные камни – против самого упорного и сильного огня держатся, не перегорают; а простые камни, трости, солома, сено тотчас перегорают и обращаются в копоть, в дым, в золу. Так разберутся, будут поверяться Богом все дела наши, все наши праздники, наши посты, наши молитвы, наши милостыни; наши слова, дела, мысли, чувствования – и все, что мы подумали, почувствовали, сказали, сделали. – Все это будет проверено, пересмотрено – и что тогда останется, что устоит против огня правды Божией. Может быть, все добрые дела наши тогда окажутся ложными, фальшивыми, лицемерными, нечистыми, грешными? Иной теперь и в церкви бывает, и молится, и свечи ставит пред святыми иконами, а на сердце у него лежит негодование на ближнего, в мысли питает злобу на брата, в душе живут прелюбодейные страсти; на торжище и в делах с ближними он не пропускает случая обмануть, обобрать ближнего. Иной и постную пищу вкушает, – хотя постная его пища лучше скоромной приготовленная, – но мысли у него всегда нечистые, зубы для угрызения ближнего острые, язык его опаляет брата, как огнем. Иной и милостыню дает, – но дает мало, при множестве своих грехов; дает скупо, тогда, когда на роскошь и пищу страстей своих – щедр и расточителен; – огнь все это очистит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский (+1458) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 11 марта в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Евфимий, в миру Иоанн, был сыном новгородского священника Феодора и супруги его Анны — и был плодом долгой молитвы бездетных родителей. Еще до рождения они посвятили его Богу. Иоанн рос кротким, богобоязненным отроком, одаренным и прилежным к учению. Особенно любил он изучать Священное Писание. Пятнадцати лет он поступил в Вяжицкий монастырь (в 12 верстах от Новгорода) при основателе его игумене Пахомии и принял от него постриг с наречением имени Евфимий. Рано в нем сказался дар рассуждения; архиепископ Новгородский Симеон оценил его, приблизил к себе и сделал казначеем всего церковного имущества, но Евфимий продолжал оставаться все тем же смиренным иноком. В 1429 г. он был избран архиепископом Новгородским, но хиротония его состоялась лишь через 5 лет. Тогда он сказал себе: «Ему же будет дано много, много и взыщется от него» — и усугубил свои подвиги. Посты его были сверхъестественны, милостыня щедра и непрестанна, особенно странникам и пришельцам, причем он всегда говорил: «Это не мое, но все Божие!» Никого он не отпускал без помощи, тайные же его дела ведомы одному Богу. Никакие заботы и дела не могли помешать ему исполнять все иноческое правило. То, чего он не успевал окончить днем, то он довершал ночью и в церковь приходил всегда первым. Много скорбей пришлось ему претерпеть за 30 лет своего святительствования. Дважды пришлось ему заступаться перед вел. князем Василием II Темным за свою буйную паству. Но особенно много огорчений принес ему митрополит Московский Исидор, известный тем, что он принял Флорентийскую унию в 1437 г. Он отнял у новгородского владыки «суд и печать, и земли и все доходы». Зато преемник его, митрополит Иона (память его 5 нояб.), чтил и уважал святителя Евфимия и всегда приходил ему в тяжкие минуты на помощь. В свою очередь монахолюбивый святитель был покровителем прп. Михаила Клопского (память его 11 янв.), Арсения Коневского (память его 12 июня) и других угодников. Он созидал и украшал в Новгороде Божий храмы и заботился о переписывании богослужебных книг.

http://sedmitza.ru/lib/text/437003/

I. Родители Пресвятыя Богородицы Иоаким и Анна были благочестивы, добродетельны и праведны пред Богом. Имея достаточное богатство, они часть его уделяли на потребность богослужения во храм, а часть раздавали нищим. Жизнь их, по-видимому, со внешней стороны, была счастлива, если все счастие полагать в вещественном довольстве и в семейном мире, любви и согласии. А между тем они были очень несчастливы. Они несли на себе иго безчадия. Находясь в супружестве пятьдесят лет, они не имели детей. Это несчастие людям настоящего века мало понятно; ныне тяготятся более многочадием, чем безчадием, и счастливыми нередко почитают тех, у кого нет детей. Но тогда было не то. Тогда безчадие супругов считалось знамением наказания Божия за какие-либо тяжкие грехи. Почему так? Потому что в то время на земле ожидали явления Искупителя; и понятно, каждому, помимо естественного желания присущего не испорченным родителям, хотелось иметь детей и в тех видах, чтобы, если Богу угодно, сделаться прародителем Искупителя. У кого же не было детей, у того, следовательно, и не оставалось уже никакой надежды на то. Потому безчадие супругов и в глазах посторонних людей признавалось наказанием Божиим. Понятно отсюда, каким горем сопровождалось для праведных Иоакима и Анны их безчадие. Но горе это усугублялось еще посторонними укоризнами. Раз первосвященник во храме не принял от Иоакима жертвы, сказав ему с укором: «ты не стоишь того, чтобы принять от тебя дар Богу; будучи безчаден, конечно, не имеешь ты благословения Божия за какие-нибудь тайные грехи». А еврей, вместе с Иоакимом приносивший жертву, с укором заметил ему: «почто предваряешь меня, приступая к Богу? разве не знаешь о своем бесплодстве?» Итак, и внутреннее, сердечное горе, и посторонния укоризны в каких-то тайных преступлениях, которых между тем за праведными супругами не было, причиняли такое нравственное страдание праведным супругам, какое может быть понятным только людям, подобно им страждущим. Они скорбели в глубине своей праведной души; но вместе с тем не отчаявались в милости Божией. Они всю свою печаль возверзали на Бога, и с постоянством и усердием, мало понятным для людей, не уповающих на Бога, молились Богу, да дарует им Господь, хотя на старости лет, дитя, обещаясь посвятить его на служение Богу. Господь слышал их молитвы, но медлил исполнением их, дабы удивить на праведных старцах милость Свою дабы воспитать их в вере в живой Промысл Божий, надежде на Себя и любви к Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ватикан, 12 марта. В Ватикане сегодня 115 кардиналов, обладающих правом голоса на выборах Папы Римского, уединятся в Сикстинской капелле для голосования, передает ИТАР-ТАСС . Связь с окружающим миром у участников конклава будет осуществляться с помощью дымовых сигналов из трубы над капеллой, которую видно с ватиканской площади Святого Петра. Два раза в сутки - около полудня/15:00 мск/и 19:00/22:00 мск/в печи будут сжигаться бюллетени. Черный дым будет свидетельствовать о том, что выборы не состоялись, а белый возвестит об избрании нового - 266-го - Папы. Завершается процедура произнесением на латыни с балкона базилики Сан-Пьетро «хабемус папам»/habemus papam - у нас есть папа/и выходом к народу нового главы римско- католической церкви. Однако до этого момента нужно набраться терпения, предупредил глава Службы печати Святого Престола падре Федерико Ломбарди. Он напомнил, что процедура будет проходить в условиях абсолютной секретности. В минувшее воскресенье клятву о неразглашении информации, касающейся выборов, дали 90 человек - главным образом, сотрудники Ватикана. Тайные голосования продлятся до тех пор, пока кто-либо из кандидатов не наберет 77 голосов - две трети плюс один голос. После 34-го голосования - если победитель не определится раньше - число претендентов будет сокращено до двух. Однако, согласно изменениям внесенным Бенедиктом XVI, для победы кандидатам все равно необходимо будет получить квалифицированное большинство в две трети голосов. В соборе Святого Петра сегодня состоится месса, во время которой верующие вознесут молитвы об успешном проведении конклава. Участие в службе примут все кардиналы, включая тех, кому более 80 лет и которые в силу преклонного возраста не участвуют в голосовании. В 16:30/19:30 мск/кардиналы-выборщики отправятся в Сикстинскую капеллу, и за ними после присяги о соблюдении молчания о ходе конклава закроют единственную дверь. Прозвучит латинская фраза - extra omnes/по-латыни буквально означает - все вон/. Как уточнил падре Ломбарди, кардиналы могут решить не проводить сегодня первого голосования. Если после 19:00/22:00 мск/из трубы капеллы не пойдет дым, станет понятно, что оно отложено.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Виктор Афанасьев ...И без средств, да вот генерал! Во время Отечественной войны 1812 года в бою при местечке Клястицы был убит доблестный герой войны гусарский генерал-лейтенант Яков Петрович Кульнев, сорока девяти лет. Память о нем в русской истории сохранялась всегда. Вдова его, Анастасия Степановна, от горя сильно заболела. Ей пришлось отдать малолетнего сына Николушку на полный кошт в кадетский корпус. Имение свое, хотя и небольшое, она продала, раздала деньги бедным и отпустила на волю своих крепостных. Две ее служанки, получив вольную, не покинули ее в добровольной бедности. Она поселилась сначала в Курске, потом переехала в Волхов – поближе к Оптиной Пустыни, так как ее духовным отцом был о. Леонид (в схиме Лев). Ездить в Оптину она по болезни не могла, но посылала туда доверенных людей, а изредка и оптинцы навещали ее – и о. Лев, и о. Макарий. Они постригли ее сначала в тайные монахини, а потом и в схиму. Волховские жители, видя ее весьма благочестивую жизнь, обеспечивали ее всем необходимым, что, впрочем, не требовало больших расходов. Однажды остановился в Козельске полк, следовавший на свои новые квартиры в Белгород. Полковой командир, генерал Николай Яковлевич Кульнев, и офицеры пришли в Оптину Пустынь, так как много слышали о ней и знали о благодатных старцах, живших там. Осмотрев обитель, побывав на молебне, они пришли к старцу Льву. Тот спросил генерала о его имени. Кульнев, – отвечал тот. – Я остался малолетним после смерти отца, окончил корпус и вот, командую полком. А где же ваша матушка? Право, не знаю, жива ли она... Да мне, впрочем, это все равно. Как же это так?– сказал Старец.– Хорош сынок! А что же? Она раздала имение, мне не оставила ничего. Ну, я... и потерял ее из виду. Ах, генерал, генерал!.. Что ты говоришь?.. Мать тебе ничего не оставила!.. А ведь ты того и не ведаешь, что она едва жива осталась после смерти мужа, потеряла способность двигаться. И ведь до сей поры горит ее душа – как неугасимая свеча перед Богом! Почти тридцать лет она несет злострадание и нищету и молит Господа о благе своего сына Николушки. Неужели же ее молитвы для Николушки не наследство? У многих высоких особ при всех значительных средствах дети не лучше прохвостов, – а Николушка и без средств, да вот генерал!

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Димитрий Солунский, Мироточивый, вмч. Описания иконы Димитрий Солунский, Мироточивый, вмч. - житие Великомученик Димитрий Солунский (память 26 октября по ст. стилю) Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солун[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Димитрий Солунский, Мироточивый, вмч. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Киев. 1108-1113.] Вмч. Димитрий. Мозаика из собора Михайловского Златоверхого монастыря. Киев. 1108 - 1113 годы. 214.5 х 122. В 1935 снята со стены, а в 1938 передана в ГТГ. Москва. Файл 5490.jpg:   Размер: 662x1200, 0.79 MPix, 281 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (414) , (13) . Описание: [Русь. XII.] Вмч. Димитрий. Икона. Владимиро - Суздальская Русь. Конец XII - начало XIII века. 156 х 108. Из Успенского собора города Дмитрова. С 1930 из Дмитровского музея поступила в ГТГ. Москва. Файл 5491.jpg:   Размер: 2841x3883, 11.03 MPix, 4003 Kb.

http://pravicon.com/icon-1626

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010