41. Примеры благотворности милостыни за умерших I. Блаженный Кир Лука рассказывает, что был у него родной брат, который во время жизни нисколько не заботился о своей душе и умер, не приготовленный к смерти. Святому старцу хотелось узнать, чего удостоился брат его, и он стал просить Бога открыть ему. Однажды во время молитвы своей старец увидел душу брата в руках бесовских. Он догадался, что брат его имел какие-нибудь великие тайные грехи, и послал некоторых иноков осмотреть келлию умершего. Посланные нашли там золото и дорогие вещи. Старец приказал отнести их в ближайший город и раздать бедным. После этого он опять стал молиться и увидел судилище Божие и светоносных Ангелов, которые спорили с бесами за душу брата. Бесы вопияли к Богу: «Ты праведен, так суди же: душа принадлежит нам, ибо она творила дела наши». Ангелы же говорили, что душа умершего избавлена милостынею, за нее розданною. Бесы противились и восклицали: «Роздал милостыню не он, а сей старец!» Устрашен был этим видением старец, но все-таки собрался с духом и сказал: «Правда, сотворил милостыню я, но не за себя, а за сию душу». Тогда бесы исчезли, и видение кончилось (Пролог, августа 24 числа). II. Св. игумения Афанасия завещала сестрам своего монастыря устраивать в память ее трапезу нищим в продолжение сорока дней после ее смерти. Но сестры исполняли это завещание только десять дней. Такое непослушание их вызвало святую из другого мира. В сопровождении двух Ангелов она явилась некоторым из сестер и сказала: «Зачем вы не исполнили моего завещания? Да будет вам известно, что милостыня, творимая за душу до сорока дней, а также питание нищих и молитвы священников умилостивляют Бога. Если души усопших грешны, то через сие приемлют они от Господа отпущение грехов; если же они безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям». Сказав это, она воткнула в землю свой жезл и стала невидима. На другой день утром сестры увидели, что жезл ее процвел. Тогда прославили они Господа Бога («Чет.–Мин.», и Прол., 12 апреля).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Леушино (акватория Рыбинского водохранилища). Иоанно-Предтеченский Леушинский женский монастырь. Церковь Иоанна Богослова в скиту " Крестик " . Пустынька, Крестик /// Объект утрачен Слева старая часть здания, справа пристроенная к нему церковь. Первая треть XX в. Музей архитектуры им. А.В.Щусева, инв. II-1270 (ошибочная аннотация «Общий вид трапезной»; с сайта goskatalog.ru; изображение обработано) Сергей Прохоров ?? Скит находился в одной версте к югу от монастыря. Он был основан на месте остановки св. Иоанна Кронштадтского во время прогулки летом 1892 года. Сначала оно было отмечено крестиком (отсюда – одно из названий скита). В 1892 - 1893 гг. была построена деревянная келья с часовней, а в 1898 – 1899 гг. к келье была пристроена церковь Иоанна Богослова. Со временем появились другие строения и садик: " [...] место, огражденное здесь деревянным забором (скиток " Пустынька " ), представляет собою ровный квадрат, посредине которого расположен одноэтажный деревянный дом, на восточной половине коего - храм во имя святого Апостола Иоанна Богослова. С этой стороны от ограды до храма - кельи сестер, а по ту сторону церковного домика - садик с аллеями, где и любил всегда прохаживаться отец Иоанн, совершая свои тайные молитвы. " Игумения Таисия (Солопова). Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. В кн.: Игумения Таисия (Солопова). Автобиографические записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским. М., " Отчий дом " , 2006, с. 237, 260-264 Иоанно-Богословский скит (в просторечии называемый «Крестик») располагался в 1,5 км к юго-востоку от обители. Основан на месте, где в 1892 году св. прав. Иоанн Кронштадтский в неурочное место нашел кустик спелой земляники. Это место первоначально было отмечено крестом, почему скит и получил название «Крестик». В 1893 г. игумения Таисия устроила на этом месте небольшую часовню и келью. В 1899 году в часовне устроили алтарь. Освящение Иоанно-Богословского храма совершил св. прав. Иоанн Кронштадтский в июле 1899 г. Место это любили св. Иоанн и игумения Таисия, нередко удалявшиеся туда для молитвенного уединения. Пользовался он большим почитанием и у верующих. Один из паломников даже указал, что со временем он превратится в большой монастырь. Все постройки скита были деревянные за исключением отдельно стоящей каменной колокольни, устроенной в 1910 г. 8 мая (на престольный праздник) совершался ежегодный крестных ход вокруг скитской ограды В обоих скитах имелись келейные корпуса, скотные дворы и прочие хозяйственные постройки. После выселения монахинь из стен Леушинского монастыря в 1928 г., большинство инокинь разместились в скитах. Закрыты они были постановлением президиума Ленинградского облисполкома от 06.03.1931 г. http://leushino.cerkov.ru/istoriya/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35044

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Ученик старца Каллиника Исихаста   Ученик старца Каллиника Исихаста   Отец Герасим сейчас сильно ослабел изза своей сер­дечной болезни и почти не выходит из келлии. В то же емя он счастлив и постоянно пребывает в молитве, корая непрестанно исходит из его сердца».   Архимандрит Илия Мастрояннопулос в своей книге Святые образы современной Греции» говорит справедливо и точно: «Его (т. е. отца Герасима) история не совсем тиична. Она указывает на тайные тропы, которыми Божевенная благодать ведет тех, кого хочет привлечь к себе...   Сияющая личность отца Герасима постоянно была светильником, озарявшим врагов и друзей, чужих и своих, монахов и мирян... Со всеми он был прост и сдержан... Его доброе серд­ар всегда распространяло на всех собеседников свое, ощущение небесной прохлады, благородство... Он всегда был ласковым и кротким. Любовь его была столь глубокой и всеобъемлющей, что заставляла вспомнить о апостольских временах».  Наш досточтимый и приснопамятный старец Херувим описывает в книге «Из Удела Божией Матери» свою встречу с отцом Герасимом:     «...После изнурительного пути я уже приблизился к цели своего путешествия, когда вдруг хлынул сильный Чтобы укрыться от него, мне пришлось посту­чать в ближайшую каливу. Я был поражен, когда увидел перед собою прославленного монаха отца Герасима Менайаса...   Я видел его впервые. Слово, любовь, обхожде­ние этого человека поразили меня... В его лице я обрел ученого, подвижника, ученика старца Каллиника Исихаста, мужа умной молитвы, которого почитала и уважала вся Святая Гора».           К оглавлению книги Вторая мировая война и Афон. Истрический контекст Скит Василия Великого описание   Комментарии Всего комментариев: 1 2016/06/08, 06:27:13 Его доброе серд­ар всегда распространяло на всех собеседников ... сердар (от перс. «» [sardr] — «глава; руководитель; начальник») — название правителя, вождя в Средней Азии, Иране и некоторых тюркских странах. может быть серд­ар это сердце, может быть серд­ар это имя, может быть серд­ар это прохладительный напиток ... В общем автор явно хочет нас поупражнять в расшифровке своих произведений ... Василий Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=900

Рассеянность ...Не можем преуспевать ни в соблюдении всякой... заповеди, ни в самой любви к Богу и в любви к ближнему, блуждая мыслями туда и сюда (свт. Василий Великий , 9, 90). Источник. Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы (свт. Василий Великий , 9, 191). Источник. Можно ли достигнуть нерассеянности во всем и во всякое время, и как сего достигают?.. – Для сего не должно давать душе времени быть праздною от размышлений о Боге и о Божиих делах и дарах, также от исповедания и благодарения за все (свт. Василий Великий , 9, 262). Человек рассеянный в праздник работает, и в рабочий день прислуживает (прп. Ефрем Сирин , 30, 173). Источник. ...Развлечения и парения мысли непрестанно возобновляют тайные язвы (прп. Ефрем Сирин , 30, 304). Источник. Многими молитвами должно собирать рассеянные мысли (прп. Ефрем Сирин , 37, 292). Источник. Блажен, кто, в общении со многими, не развлекается многим, но преселил к Богу всецелое сердце (свт. Григорий Богослов , 15, 273). Источник. ...Три средства рассеивающийся ум делают постоянным: бдение, размышление и молитва. Непрестанное упражнение в них и непрерывное внимание доставляют душе постоянную твердость (прп. авва Исаак, 56, 364). Источник. ...Парения ума никто не может преодолеть, разве только изучением духовного ведения (прп. Исаак Сирин , 58, 362). Источник. ...Если ты, пребывая в келье, рассеиваешься мыслями, укоряй себя во всем и повергни немощь твою перед Богом. Он поможет тебе и укрепит тебя преуспеть о Нем (прп. авва Дорофей , 29, 222–223). Источник. Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в даче спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 373). Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 164–165). Источник. ...Лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя, а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 108). Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу и пребывать при Нем (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 257). Читать далее Источник: Сокровищница духовной мудрости : Антология святоотеческой мысли в 12 томах - Издательство Московской Духовной Академии и Введенской Оптиной Пустыни, 2007-2011. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Михаил Шелехов Минск Крещение До крещенья детей доведи Твоих, Боже мой, Боже! Не дай превратиться в русалок и в капли тумана. Мы придем к Тебе тихо, не ведая чувственной дрожи, Мы придем к Тебе светом – к далекой воде Иордана. На пути к Тебе русское поле легло под колеса. И леса полегли, и Байкал! И в кровавом распиле Много жизней легло, не избавив сердца от вопроса... Но за то, что мы тут, мы Тебя и в распиле – любили! Мы к Тебе прибредем, каждый шаг ощущая – босые, Помавающей силе небес благодарствуя словом... Сохрани до крещения, Боже, в пространствах России! Дай пролиться воде и душе зазвучать под покровом. И когда под покров куполов прибредут Твои дети, Ты прости мне грехи мои, Боже, хоть каплю их ныне! Что не спас я ни этих, ни тех в моем смутном столетье И колодца не вырыл среди вопиющей пустыни. Коли милость Твоя – дай мне силы упиться слезами – На пути, на железном обрывке предвечной дороги! Отпусти Твоим детям грехи и воздай небесами За несчастные их и босые несильные ноги. Слышишь, дети Твои сиротливо взыскуют покрова? Ниспошли же несчастным в крещенские наши морозы Умиленья и веры в простое и тихое слово И вплети в их сердца Свои вечные тайные розы... 1990 Лампада Жизнь прожита. Лампада догорает. И поздно уж елея наливать. А свет смиренный напечатлевает Скудеющую на чело печать. В потемках мира мало чем отличен От темноты я. Но негромкий свет Еще горит, среди живых привычен, И где меня уже почти что нет. Но страшно думать, что за кругом здешним Не жгу лампады перед Божеством. И с каждым днем видением кромешным Все четче я рисуюсь в мире том. В последний раз я жгу свою лампаду Под этим небом, где меня уж нет. И лестницу дрожащую – ко Граду Лампады бедной простирает свет. 1995 Великая Русская стена Ужасно та стена упруга, Хоть и гранитная скала, – Шестую часть земного круга Она давно уж обошла. Ее не раз и штурмовали – Кой-где сорвали камня три, Но напоследок отступали С разбитым лбом богатыри... Ф. Тютчев Теснят, теснят Россию к бездне И негасимому огню, К резне, к чуме, к могиле в плесни И к смерти бледному коню. Теснят Россию к урагану, К Китаю, Азии, войне, К безжалостному океану, Но прижимают лишь к стене. Спиной к стене своей Победы Глядим на мировой закат. Спиной к стене отцы и деды Расколотили насмерть ад. Спиной к стене великой воли Неодолимого вождя Стоит Россия богомольно, А стену сокрушить нельзя. 2004 Читать далее Источник: Молитвы русских поэтов XX-XXI : Антология/Всемирный русский народный собор ; [Авт. проект, сост. и биогр. ст. В.И. Калугина]. - Москва : Вече, 2011. - 959 с. : ил., нот., портр., факс. (Тысячелетие русской поэзии). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

I. Ежедневные домашние молитвы православного христианина Предварительные понятия Что такое молитва? Молитва есть беседа человека с Богом и Святыми, т.е. иногда только внутренне в душе, а большей частью и словами, и при крестном знамении, поклонах и др., возношение к ним наших мыслей, чувств и желаний. Какие мысли, чувства и желания мы возносим к Богу и Святым его на молитве? На молитве мы возносим к Богу и Святым такие наши мысли, чувства и желания, которыми мы их прославляем за их совершенства, благодарим за их к нам благодеяния и просим о своих нуждах. Молясь Богу, например, говорим: Слава Тебе, Господи. Господи, помилуй. Благодарю Тебя, Господи. Что называется молитвами? Словами высказанные и на письме изложенные мысли, чувства и желания наши в отношении к Богу и Святым его, называются молитвами. Какое понятие должно иметь о Боге, Которому мы молимся? Бог есть существо, высшее всех существ, Творец и Господе всего существующего, видимого и невидимого. Какие еще понятия должно иметь о Боге? По учению Самого Бога, Бог есть Един, но троичен в лицах: Бог Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. – Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица, Сын рождается от Отца, Дух Святой исходит от Отца. – Как единый Бог троичен в лицах, мы не постигаем; веруем сему потому, что так сказал о Себе Сам Бог . Понятие о троичности лиц Бога мы можем только уяснить для себя несколько, например, уподобив Его солнцу: как солнце одно, а от него рождается свет и исходит теплота; так Бог един, а от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Все три лица Пресв. Троицы имеют равную силу и честь. Еще какие понятия должно иметь о Боге? Бог есть дух, т. е. существо бестелесное и потому невидимое; Бог вечен, т. е. всегда был, есть и будет, – вездесущ, т. е. нет места, где бы не было его,– всеведущ, т.е. все видит, все знает, – видит и знает не только наши дела и слова, но и тайные мысли, чувства и желания, – всемогущ, т.е. для Него нет ничего невозможного, – всеблаг, всеправеден, всеблажен, т.е. в высшей степени добр, свят и счастлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

еп. Мефодий Кампанский Перед Плащаницею 1 Стоим у гроба Спасителя нашего... Он жил с людьми, был как все другие. Только греха не имел. Всех любил, учил только хорошему – правде, истине, любви, всем помогал, творил чудеса. У Него были ученики, которые Его любили, но были и враги, которые Его ненавидели за правду и чистоту, клеветали на Него, поносили. Были и такие, которые Его не замечали, занимались своими делами, своей суетой. А вражда и злоба все возрастали. Среди ближайших учеников нашелся предатель, согласился предать Господа за 30 серебренников. Предал Его в Гефсиманском саду, когда Он молился и около Него было всего несколько учеников. Знаком предательства выбрал поцелуй! Спасителя схватили, били, мучили Его, плевали на Него, издевались над Ним. Наконец, заставили нести крест на Голгофу и там распяли с насмешками вместе с двумя разбойниками. Господь предал дух на кресте. Тайные ученики, Иосиф и Никодим, и женщины святые сняли Спасителя с креста и приготовили к погребению. Это было тогда... Но и теперь Спаситель среди людей, и теперь всюду можно слышать Его святое слово о мире, любви, милосердии, чистоте. И теперь Он помогает людям и творит чудеса. И теперь есть у Него ученики и враги, есть не замечающее Его из-за дел всяких и суеты. И теперь Его любят и теперь Его ненавидят, предают, мучают и распинают. Теперь мы пришли, чтобы снять Его со креста и приготовить к погребению. Принесли цветы, свечи, молитвы и размышления. Нет ли и моей вины в Его страданиях, в Его распятии? Нет ли и моего греха против Него, хотя я и Его, и хочу быть с Ним? И совесть подсказывает – и ты делал больно, и ты не без вины! И как подойдешь облобызать, поцеловать Его, чтобы не поцеловать как Иуда? И вспоминаешь блудницу, которая в Вифании вылила на главу Его драгоценное миро, и слезами, с покаянием и любовью целовала Его ноги и отирала их своими волосами. Он ее не прогнал. Так и мы, как блудница, с покаянием и любовью приложимся к Его святой плащанице и постараемся отойти от нее с желанием быть лучше, чем были до сих пор. Господи, прости и помоги! Исцели душу мою, яко к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою. Аминь. 2

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

— Есть ведь и таиная молитва об оглашенных — как бы на границе между Литургиеи оглашенных и Литургиеи верных... — Да, священник читает ее про себя, в то время как диакон провозглашает «Оглашенныя, главы ваши Господеви приклонити...»: «Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе выи своя и сподоби я (их) во время благополучнои бани пакибытия» (т. е. Крещения). Дальше — молитва во время просительнои ектении перед «Символом веры». Именно в неи начинается призывание Святого Духа. В Литургии Василия Великого она длиннеи, чем в Литургии Иоанна Златоуста, и изобилует ссылками на ветхозаветные образы: священник просит Бога принять Бескровную Жертву, как Он принимал жертвы ветхозаветных праведников: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная». — И, наконец, Евхаристическии канон... — Когда пресвитер возглашает «Благодарим Господа», а хор поет «Достоино и праведно есть...» — читается первая, благодарственная часть таинои молитвы Евхаристического канона «Достоино и праведно Тя пети». В неи перечисляются все деиствия Бога, начиная с сотворения мира и кончая ниспосланием Духа Святого. Далее, когда хор поет «Свят, Свят, Свят...», священник читает вторую часть этои молитвы — «С сими и мы блаженными силами», где происходит переход от благодарения к воспоминанию истории Искупления: «Иже мир Твои так возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяи в Него не погибнет, но имать живот вечныи». И завершается эта молитва тем, что Господь Иисус Христос «прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек...». Это то, что мы не слышим, а дальше мы слышим: «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое...». Это установительные слова Евхаристии. После установительных слов и после «Твоя от Твоих...», когда хор поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим...» — священник читает молитву, которая называется «эпиклеза» — призвание Святого Духа: «Еще приносим Тебе словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (смягчаем свои сердца, делая себя “милыми”), ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия».

http://foma.ru/taynyie-molitvyi.html

То есть, по существу речь идет не о богословии, а о благоговении или его отсутствии. В конце этого пункта о. Феогност произносит совсем уж еретическую фразу: «Как у Бога нет закрытых стен от ангелов, так и у Церкви не может быть секретов от верных». Неужели о. Феогност всерьёз считает, что ангелам всё открыто в Боге? Ведь ангелы - даже самые близкие Богу серафимы - служат Ему со страхом и трепетом: «Предходят же Сему лицы ангельстии... многоочитиии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе...» (песнопение Вел. Субботы «Да молчит всяка плоть человеча»..., см. также: Ис. 6,2). С другой стороны, тайные молитвы - не секрет для верующих. Учёные миряне-богословы сверяют между собой тексты разных веков с целью проследить их развитие - и никто им этого не запрещает. Речь только о том, что мирянину нельзя молиться этими текстами. Тех молитв, которые вслух произносит диакон или поёт хор, для молящихся вполне достаточно. Дал бы Бог хоть частично освоить то богатство благодати, которое преподает мирянам Церковь своим богослужением. Также верующего человека в храме окружает множество святынь, к которым он в определённое время прикладывается с благоговением и молитвою. Но есть некоторые священные предметы, которых он не имеет права касаться. Эти запреты существуют только для верующих людей и охраняются их совестью. Мне приходилось принимать слезные исповеди алтарников, которые при уборке алтаря нечаянно касались подножия престола. А безбожники в революцию с целью поругания святыни бросали главную святыню престола - антиминс на проезжую часть улицы под копыта лошадей и колёса повозок. Во время массового закрытия церквей усердные верующие очень следили за тем, что им можно, а что нельзя читать и петь из службы в домашних условиях. А кочетковцы без зазрения совести во время литургии читают тайные священнические молитвы, да ещё и в русском переводе. О. Феогност и подобные ему реформаторы-русификаторы (а через них сатана, внушающий им такое «богословие») желают всех верующих лишить благоговения к святыне, чтобы мы не отличались ни от безбожников, ни от кочетковцев.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/04/...

Соответственно, клирики стали все более и более рассматриваться не только как хранители литургического наследия Церкви, но и как его охранители от «непосвященных». Одновременно в IV–V веках Литургия начинает все более восприниматься не как «общее дело» (изначальное значение греческого слова), но как страшная тайна, являющаяся предметом благоговейного почитания, вызывающая страх и трепет перед Телом и Кровью Христа. Вполне понятно, что подобающей формой приближения к ней является благоговейное молчание. Сам греческий термин «Таинство» («мистирион») происходит от глагола «мио», означающего «молчать», «держать уста закрытыми». В этот же период христиане начинают все реже и реже причащаться: Тайну более созерцают, чем к ней приобщаются. Поэтому молитвы Литургии начинают рассматриваться как достояние тех, кто сохраняет древнюю практику и причащается за каждой Евхаристией, то есть духовенства. Тем самым изначальное единство общей молитвы и общей Чаши деформируется, и с этой точки зрения находящимся в храме нет необходимости слышать литургийные молитвы. Когда явное стало тайным? Точно ответить на вопрос о том, где и когда тайное чтение молитв вытеснило изначальную практику, невозможно. Этот процесс протекал с различной скоростью в разных церковных областях. Однако уже в 19м правиле Лаодикийского собора (середина IV века) говорится о трех молитвах верных, первая из которых читается «в молчании», а две другие – «с возглашением». Немного позже мы имеем свидетельства из Сирии, где в приписываемой несторианскому писателю Нарсаю (умер около 503 года) проповеди говорится, что «священник, уста Церкви, открывает свои уста и беседует наедине с Богом, как с другом». В «Луге духовном» Иоанна Мосха (550–619) приводится интересное повествование о том, как дети пытались «играть» в Литургию, повторяя над хлебом и вином слова анафоры, которые они слышали во время богослужения. Это стало возможным ввиду того, что «в некоторых местах священники имели обыкновение читать молитвы вслух, поэтому дети, стоявшие в священных собраниях весьма близко к ним, перед святилищем, слышали слова и запомнили их».

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-evxarist...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010