В защиту практики тайного чтения молитв приводится иногда следующий аргумент: нельзя, чтобы эти молитвы слышали непосвященные, случайно зашедшие в церковь люди (при этом ссылаются на «тайную дисциплину», существовавшую в Древней Церкви). Однако далеко не все так называемые «тайные» молитвы изначально были тайными: многие молитвы, включая молитву анафоры, предстоятель читал во всеуслышание. Когда в VI веке, в нарушение древней традиции, некоторые священнослужители стали читать евхаристические молитвы тайно, святой император Юстиниан издал отдельную новеллу по этому поводу: «Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно совершали божественное приношение и бывающую при святом крещении молитву, но таким голосом, который хорошо был бы слышен верным народом, дабы души слушающих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение». Несмотря на запрет, тайное чтение литургических молитв укоренилось в византийской церковной практике, оттуда перешло в Балканские страны и на Русь и сохраняется в обиходе Русской Церкви до сего дня. Служение литургии – творческий акт, в который вовлечена вся полнота Церкви. Текст литургии всегда один и тот же, но каждая литургия дает возможность человеку заново пережить встречу с живым Богом. Многое при совершении литургии в Православной Церкви зависит от священнослужителей. Иной раз литургия бывает «украдена» у верующих из-за поспешного или небрежного совершения ее священником. Служение литургии, вне зависимости от того, совершается ли оно архиереем в кафедральном соборе или священником в сельском храме, должно быть неспешным и величественным. Все слова литургии должны произноситься с возможной тщательностью, внятно и отчетливо. Очень важно, чтобы священнослужитель молился вместе с общиной, а не произносил механически слова, давно утратившие для него новизну и свежесть. Недопустимо привыкание к литургии, восприятие литургии как чего-то будничного, обыденного, даже если она совершается ежедневно. В служении литургии недопустима театральность, актерство, искусственность. Священнослужитель, кроме того, не должен открыто выражать свои эмоции, чувства, переживания, не должен своим служением привлекать внимание к себе, дабы основное внимание верующих было всегда обращено не на него, а на истинного совершителя литургии – Христа. Иные священнослужители (это особенно относится к диаконам) превращают богослужение в театр, используя все богатство своих голосовых и актерских данных для того, чтобы произвести большее впечатление на публику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

« Иоанн Кронштадтский – это святой, который ходит по земле, – говорил старец, познавши опытно его помощь. – Еще будет большое событие – обретение мощей дорогого батюшки отца Иоанна, благословение великое на весь мир... Сколько будет чудотворений, исцелений... Произойдет это в самую трудную минуту для нашего Отечества, как укрепление свыше...» 28 Незабвенными остались для отца Зосимы ночные тайные молитвы в доме с наглухо закрытыми дверями и окнами, замощенными подушками. Там изгнанницы общества – монахини, простые верующие женщины и дети – возносили свои горячие молитвы ко Господу, вдохновленные святым праведным Иоанном. От духовных чад Иоанна Кронштадтского некоторые его личные вещи достались отцу Зосиме: облачение, шляпа и др. Впоследствии облачение он отдал сестрам Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге. Но, наверное, самое главное, что воспринял будущий священник и монах от своих воспитательниц, – это мужественный дух исповедничества, истинного христианства и жертвенной любви, взращенный всероссийским батюшкой и закалившийся в горниле жестоких гонений. Отец Зосима сам часто пользовался и всем советовал использовать книгу отца Иоанна «Моя жизнь во Христе» как духовное руководство при отсутствии доброго наставника. Он советовал, помолившись о своей проблеме отцу Иоанну, раскрыть книгу в любом месте, и то, куда упадет первый взгляд, прочесть как добрый совет от святого. Всем известно, какую свободу обрел святой праведный Иоанн Кронштадтский , получив сверхъестественные дары Божии: прозорливости, рассуждения, исцелений, чудотворной молитвы и проч. Тот же дух свободы, обещанный Христом Спасителем, 29 обрел в результате своей богоугодной жизни и подражания всероссийскому пастырю и схиархимандрит Зосима. Своим исповедничеством он засвидетельствовал веру и стяжал дерзновение перед Богом, получил от Него великие дарования прозорливости, рассуждения, совета и горячей молитвы. И так же, как батюшка Иоанн, отец Зосима ревностно проповедовал слово Божие, в новых реалиях современности объяснял евангельские истины и простому народу, и высокообразованным мужам. И всем, слушающим или читающим слово опытного схимника, становится понятно, как в наше непростое время исполнять заповеди Христовы, как относиться ко многим явлениям современного мира, вторгающимся в нашу жизнь, как общественную, так и в личную, духовную. Особенности речи проповедей

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Есть ведь и таиная молитва об оглашенных — как бы на границе между Литургиеи оглашенных и Литургиеи верных… — Да, священник читает ее про себя, в то время как диакон провозглашает «Оглашенныя, главы ваши Господеви приклонити…»: «Призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоньшия Тебе выи своя и сподоби я (их) во время благополучнои бани пакибытия» (т. е. Крещения). Дальше — молитва во время просительнои ектении перед « Символом веры ». Именно в неи начинается призывание Святого Духа. В Литургии Василия Великого она длиннеи, чем в Литургии Иоанна Златоуста , и изобилует ссылками на ветхозаветные образы: священник просит Бога принять Бескровную Жертву, как Он принимал жертвы ветхозаветных праведников: «якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная». — И, наконец, Евхаристическии канон… — Когда пресвитер возглашает «Благодарим Господа», а хор поет «Достоино и праведно есть…» — читается первая, благодарственная часть таинои молитвы Евхаристического канона «Достоино и праведно Тя пети». В неи перечисляются все деиствия Бога, начиная с сотворения мира и кончая ниспосланием Духа Святого. Далее, когда хор поет «Свят, Свят, Свят…», священник читает вторую часть этои молитвы — «С сими и мы блаженными силами», где происходит переход от благодарения к воспоминанию истории Искупления: «Иже мир Твои так возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяи в Него не погибнет, но имать живот вечныи». И завершается эта молитва тем, что Господь Иисус Христос «прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек…». Это то, что мы не слышим, а дальше мы слышим: «Приимите, ядите. Сие есть Тело Мое…». Это установительные слова Евхаристии. После установительных слов и после «Твоя от Твоих…», когда хор поет «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим…» — священник читает молитву, которая называется «эпиклеза» — призвание Святого Духа: «Еще приносим Тебе словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (смягчаем свои сердца, делая себя “милыми”), ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия».

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-kashkin

В распределении самых жертв, необходимых и неизбежных в строении государственном, да не будет, по слову апостола, одним облегчение, а другим тяжесть, но да будет равномерность ( 2Кор. 8:13 ). Укажите, как юноше в чистоте содержать путь свой ( Пс. 118:9 ) и воспитаться в семье и школе для служения делу Божию и делу государеву посреди народа своего родного. Если кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного ( 1Тим. 5:8 ). Посему народу русскому, своему родному, нашему великому и многострадальному народу в его доме, в его царстве дайте славу и честь! Дайте ему подобающее место: да будет он в своём царстве, по выражению пророка, во главу, а не в хвост! Царство русское, строившееся в веках минувших великими и тяжкими подвигами молитвы, терпения, труда, слёз, крови и жертв, да пребудет единым и неделимым, могучим внутри и совне, каким соделали его молитвы бесчисленных угодников земли русской, заступников небесных за землю русскую, подвиги наших предков, труды великих князей и царей наших. Пусть приидет к нему злато земли; пусть приплывают к нему корабли из-за моря за плодами его земли благословенной и за изделиями его трудолюбивых и искусных рук; пусть ключом бьёт его жизнь трудовая земледельческая, промышленная; пусть с любовью и надеждой издали простирают к нему руки народы слабые и угнетённые, ища защиты у него и покровительства, а внутри его царства пусть благоденствуют народы, под тенью ветвей его укрывшиеся; пусть с почтением взирают на него тайные и явные недруги. Но превыше всего да будет слава и честь христианскому народу русскому в его великом историческом мировом, как бы мессианском призвании: нести Крест Господень; жизнью и словом нести истину Христову народам неверным, ближним и дальним; высоко держать пред миром Христово Евангелие; быть хранителем и провозвестником истины православия; осуществить заветы царствия Божия; осуществить в мире новое слово христианское, слово и дело мира, любви, единения в сочетании временного и вечного, земного и небесного, человеческого и Божьего, – святые заветы Богочеловечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И вот тут мне снова тревожно… Я слышу голос: «Ну хорошо, согласны с вами, свобода есть ответственность, и все такое. Но ведь если мы, прихожане, сами начнем отвечать за себя, сперва за свою семью, а потом и за Церковь, за свой пост, за свое молитвенное правило и так далее – зачем тогда вы-то, батюшки, будете нам нужны?..» Уместный вопрос. Ведь, чего греха таить, мы, священнослужители, к этой несвободе так часто приучаем прихожан – сами… Проповедями про то, что «на все воля Божья», про «послушание паче поста и молитвы». Страхом за то, что, если прихожане сами начнут читать стопы записок о здравии и упокоении, а не нести их в алтарь, то и ручеек денег за эти записки оскудеет. Опасением: вдруг услышат «тайные» молитвы священника, научатся понимать смысл Литургии – и чего-то неблагочестивого натворят. Тайным наслаждением властью, желанием «вязать и решить» жизнь и судьбы приходящих к тебе людей. Боязнью потерять «жреческий статус», если народ Божий станет более самостоятелен во многих церковных вопросах, а ведь так, чего доброго, и до революционных переворотов недалеко… И так далее – каждый священник может сам продолжить этот ряд. Да и сам-то я – свободен ли?.. Что такое вообще свобода, возможна ли она в нашем падшем мире? К какой именно свободе призывал нас Христос, говоря, что истина сделает нас свободными? Что со всем этим делать, надо ли что-то делать вообще? Всё, что я здесь пишу – не статья. Это пришедшие в голову мысли, пометки на полях того, что прочитано в эти дни. Публикую их только для того, чтобы кто-то, прочитав, искал на все эти вопросы свои ответы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 февраля, 2024 3 февраля, 2024 28 ноября, 2016

http://pravmir.ru/batyushka-a-kak-postit...

Погибну я за край родной, – Я это чувствую, я знаю, И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю! Молитва Наливайки Ты зришь, о Боже Всемогущий! Злодействам Ляхов нет числа; Как дуб, на теме гор растущий, Тиранов дерзость возросла. Я не виновен, Боже правый, Когда здесь хлынет кровь рекой; Войну воздвиг я не для славы, – Я поднял меч за край родной. Ты лицемеров ненавидишь, Ты грозно обличаешь их; Ты с высоты небес святых На дне морском песчинку видишь; Ты проницаешь, мой Творец, В изгибы тайные сердец… Молитвы Мне тошно здесь, как на чужбине; Когда я сброшу жизнь мою? Кто даст крыле мне голубине, Да полечу и почию. Весь мир, как смрадная могила! Душа из тела рвется вон. Творец! Ты мне прибежище и сила, Вонми мой вопль, услышь мой стон: Приникни на мое моленье, Вонми смирению души, Пошли друзьям моим спасенье И дух от тела разреши! О милый друг, как внятен голос твой, Как утешителен и сердцу сладок: Он возвратил душе моей покой И мысли смутные привел в порядок. Ты прав: Христос – Спаситель наш один, И мир, и истина, и благо наше. Блажен, в ком дух над плотью властелин, Кто твердо шествует к Христовой чаше. Прямой мудрец, он жребий свой вознес, Он предпочел небесное земному, И как Петра ведет его Христос По треволнению мирскому. Для цели мы высокой созданы: Спасителю, сей Истине верховной, Мы подчинять от всей души должны И мир вещественный, и мир духовный. Для смертного ужасен подвиг сей, Но он к безсмертию стезя прямая; И, благовествуя, речет о ней Сама нам Истина святая: «И плоть и кровь преграды вам поставит, Вас будут гнать и предавать, Осмеивать и дерзостно безславить, Торжественно вас будут убивать… Но тщетный страх не должен вас тревожить – И страшны ль те, кто властен жизнь отнять, Но этим зла вам причинить не может! Счастлив, кого Отец мой изберет, Кто истины здесь будет проповедник, Тому венец, того блаженство ждет, Тот царствия небесного наследник». Как радостно, о друг любезный мой, Внимаю я столь сладкому глаголу, И, как орел, на небо рвусь душой,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Польза Литургии неизмерима для всей Церкви Православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповедания, ибо жертва бескровная и молитва приносится Господу и о всей вселенной: из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даруя ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, домашнем хозяйстве, милуя не только человека, но и скотов, служащих человеку. О Литургия чудная, о Литургия всемирная!.. Литургия – таинство очищения, освящения, просвещения, возрождения, оживотворения человека для жизни вечной; таинство любви Божественной, таинство возвеличения, обожения обесчещенного, униженного, погибавшего в грехах человека. Литургия – противовес и отпор для верных постоянному растлению, господствующему в мире, – освящение оскверненных грехопадением, исправление согрешающих, восстание падающих, прогнание смрада греховного, облагоухание от Духа Святого. В какой близости друг ко другу находятся и небожители, и землежители, и Божия Матерь, и все Святые, и все мы, православные христиане, когда совершается... всемирная... всеобщительная Литургия! Боже мой! какое прерадостное, животворное общение». О. Иоанн считал необходимым, чтобы верующие знали содержание молитв Литургии, включая и тайные: «В богослужении вы слышите только отрывки, так сказать, Литургии... потому что священник многие молитвы говорит тайно; гораздо полезнее и много интереснее для ума и сердца христианина знать полный состав Литургии, все молитвы и хвалы Богу Вседержителю и Спасителю». Современники о. Иоанна были убеждены в достаточности однократного причащения в год. Этот взгляд извращал учение Древней Церкви и ее практику, запечатленную в святоотеческих писаниях и постановлениях Соборов. О. Иоанн настойчиво приглашал верующих приступать к Св. Чаше возможно чаще: «Причащайтесь чаще, и вы на себе самих увидите благотворное действие Причащения» (6 февраля 1907 г.). «Старайтесь же, кто может, чаще причащаться, а кто не может, то хотя бы во все четыре поста ежегодно, и это будет уже хорошая узда, сдерживающая от греховной жизни» (30 декабря 1907 г.). «Бедствие для души долго не причащаться Св. Тайн; душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем». «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к твоему духовному отцу и проси его приобщить тебя Святых Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

11 ноября 1855 года состоялось его рукоположение в дьяконы, а 12 числа того же месяца – в иереи. Рукоположен он был в Санкт-Петербурге епископом Винницким Христофором в Петропавловском соборе крепости того же наименования. В первой же своей проповеди, произнесенной им в кронштадтском Андреевском соборе при вступлении в должность, отец Иоанн говорил: «Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и недостоинство к прохождению высочайшего на земле служения священнического... но знаю, что может сделать меня более или менее достойным сана священника, – это любовь ко Христу и ко всем. Любовь – великая сила; она и немощного делает сильным и малого великим. Таково свойство любви чистой, Евангельской. Да даст и мне любвеобильный во всем Господь искру этой любви, да воспламенит ее во мне Духом Своим Святым...» «С первых же дней своего высокого служения Церкви, – пишет он, – я поставил себе за правило: сколько возможно искреннее относиться к своему делу, к пастырству и священнослужению, строго следить за собою, за своею внутренней жизнью. С этой целью я прежде всего принялся за чтение Священного Писания Ветхого и Нового Завета, извлекая из него назидательное для себя, как человека, священника и члена общества. Потом я стал вести дневник, в котором записывал свою борьбу с помыслами и страстями, свои покаянные чувства, свои тайные молитвы ко Господу, свои благодарные чувства о избавлении от искушений, скорбей и напастей. В каждый воскресный и праздничный день я произносил в Церкви слова и беседы или собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория... Кроме проповедничества с самого начала возымел попечение о бедных, как и сам бывший бедняк, и провел мысль об устройстве в Кронштадте Дома трудолюбия для бедных, который и помог Господь устроить». Вскоре «к прежним средствам своего духовного укрепления прибавилось еще одно – самое могущественное, – отец Иоанн поставил себе в неукоснительную обязанность ежедневно совершать Божественную литургию» 590 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19.      В новом издании Миней службы русским святым следует изложить в соответствии с правленным Уставом. 20.      При исправлении и редактировании Служебника образованная согласно 15-му параграфу Комиссия располагает в чинах литургии тайные молитвы так, чтобы они стояли непосредственно перед возгласами, являющимися заключением молитв. Возглашение: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» должно быть опущено. Для поминовения на великом выходе взамен бывших следует напечатать такие поминальные формулы: «Всех вас да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков» (для диакона), «Да помянет Господь Бог всех вас во Царствии Своем всегда, и ныне, и присно и во веки веков» (для священника). Евхаристический канон следует напечатать с такой расстановкой знаков препинания, которая ясно обозначала бы грамматическое отношение возглашений к читаемым тайно молитвам, причем вводные часто диаконские «напоминания» должны печататься мелким шрифтом. Тропарь 3-го часа: «Господи, иже Пресвятого Твоего Духа» печатается также мелким шрифтом и ставится перед словами: «Еще приносим Ти словесную и бескровную службу и просим и молим» (в Литургии Василия Великого пред словами «Сего ради, Владыко»). 21.      В отношении к Требнику Комиссия, кроме исправления отдельных выражений в молитвах и замены малопонятных речений более понятными, должна еще заняться составлением некоторых новых чинопоследований, вызываемых потребностями современной жизни, а также составить особый чин на погребение диаконов. В Книгу молебных пений должны быть внесены новосоставленный чин молебного пения при открытии Всероссийского Церковного Собора и особое новогоднее молебствие. 22.      Всякое богослужебное чтение должно совершаться на средине храма, на особом возвышении. Чтение Евангелия допускается лицом к народу. 23.      Необходимо принять все возможные меры к тому, чтобы совершители богослужения знали Церковный Устав; для этого, между прочим, следует поднять преподавание науки о богослужении в духовных школах, а также озаботиться изданием ежегодников, дающих все нужные уставные указания на каждый богослужебный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

3. Выделить определенное время вечером для молитвы, которое назначит ваш наставник. 4. Когда вы находитесь в церкви, полностью сосредоточиться на слушании Божественной литургии, чтобы благодать Святого Духа вошла в ваше сердце. 5. Соблюдать в обязательном порядке все установленные Церковью посты, а не подражать губительному образу жизни сегодняшнего поколения. 6. Всякий раз, когда это возможно, избегать употребления вина и других алкогольных напитков, которые вызывают плотские желания. 7. Когда у вас есть свободное время, тратить его на чтение святоотеческих книг. 8. Быть осторожными с некоторыми духовными отцами и учителями, которые претендуют на то, чтобы научить вас добродетели и покаянию, но вносят сладострастие, прекращая посты и отговаривая молодежь от аскетизма, воздержания и чтения святоотеческих текстов, а также выступая против монашеской жизни. Какой вред этим наносится благочестивым юношам, бессмысленно и говорить; я видел многих, кого ввели этими призывами в заблуждение и кто стали невольными жертвами. 9. Иметь большое почтение особенно к Божией Матери, Которая всегда поможет на пути к спасению. В заключение, я почтительно целую вас, монах Даниил Катунакиотис (Катунакия, Святая Гора, 19 июня 1902 года) Перевела с английского Ангелина Леонова Духовные советы старца Амфилохия (Макриса) Старец Амфилохий (Макрис) родился в 1889 году на острове Патмос, где святой апостол и евангелист Иоанн Богослов записал книгу Откровения. Старец был великим защитником Православия, много пострадал в годы итальянской фашистской оккупации греческих Додекаденских островов. В это время он создавал тайные школы и сделал так, чтобы православная вера и греческий язык продолжали преподаваться детям этих островов, несмотря на все попытки фашистов и Римской Церкви стереть их. Многие годы он был настоятелем монастыря святого Иоанна Богослова на Патмосе. Также он в 1937 году основал женский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который процветает и сегодня как душеполезное прибежище для верующих.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010