Скачать epub pdf Как часто мне приходилось прогуливаться по двору Эссексского монастыря и ни разу не удалось избежать братского объятия в знак почтения преподобного старца Софрония 1 . Чуткий человек, поистине святой, распахивающий свое отеческое сердце каждому приходящему в обитель. Блаженный старец говорил: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ), и сам жил в таком совершенстве и глубокой молитве. Отошел в мир иной опытный монах, святогорский подвижник, духовник, ветвь вечнозеленой поросли, насажденной блаженным и святым старцем Силуаном Афонским 2 . С дивной духовной интуицией изложил старец Софроний биографию своего учителя, призвавшего его со словами: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». 3 Теперь написанное старцем житие святого Силуана хранится в сокровищнице нашей Церкви. В нашу эпоху, нуждающуюся в аскезе и мистическом опыте Отцов, великую ценность представляют подлинные слова старца Софрония и святого Силуана. Да, старец Силуан прекрасно осознавал, что бесстрастие является обязательной составляющей духовной жизни, приобретается из познания богословских догматов и повседневной молитвы. Его ученик старец Софроний, живший вместе с ангелами и святыми в Божественном свете, подобно Святым отцам, до последнего издыхания хранил этот опыт в своем сердце. Благословенны те, кто был наречен честным именем святогорского монаха Силуана, и те, кто это имя еще получит, ибо милость его и благословение святых исполняют всю землю, усопших возводят подобно Победителю смерти Христу, воскрешающему приходящих к Нему. Разве мы не видели, сколько живых чудес сотворил Дух Святой в жизни святого Силуана! А он жил, как и древние святые, был трудолюбив, прост и мужественен духом. Мы видели его, и ликовали наши души. Взгляните на нашего отца – старца Софрония. Мы всем сердцем полюбили его за его слова и дела в вере. Вспышки молний, облака, разные трудности и главным образом его причастность к житию святого Силуана открыли отцу Софронию, как Бог входит в жизнь человека. Он плакал и скорбел. Его сердце и грудь изнуряли тайные муки. Он жил, ступая на горестные тропы, в страдании и терпении. Как? Помогали сила святого, благодать Бога. Благодаря всему этому он «претерпел Божественное» и с любовью передал нам свой опыт лицезрения невыразимых состояний явления Бога в нетварном свете. Разшири уста твоя, и исполню я ( Пс. 80:11 ). Старец часто повторял этот псаломский стих, это и произошло – он стал «устами святого Силуана».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Слово на литургии в субботу 1-й седмицы великого поста Храм Ленинградской Духовной Академии, 18 марта 1978 г. «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115:4 ). Вот и прошли уже пять благословенных дней первой седмицы святого и Великого Поста. Эти дни – дни воздержания и усиленной покаянной молитвы – мы проводили в духовном бодрствовании, обогащаясь обильными нравственными наставлениями святых отцов и учителей церкви, слушая и повторяя слова вдохновенных молитв и песнопений, располагавших нас к тщательному самоанализу, к размышлениям о своем исполненном или неисполненном христианском долге. И теперь мы готовимся завершить наши скромные труды по очищению сердца приобщением святых Христовых Таин – этой бессмертной Трапезы, которую бесконечная любовь Божия предлагает для того, чтобы каждый из нас, верующих в Господа и Спасителя нашего, имел возможность наследовать жизнь вечную. Мы смиренно раскрыли на исповеди и осудили наши многочисленные грехи, большие и малые, явные и тайные – все то, что бесчестит и унижает достоинство человека как носителя образа Божия, и сделали это не только чтобы сложить с себя бремя вины пред судом правды Божией, но и в надежде на благодатное уврачевание недугующей и изъязвленной порочными расположениями души нашей. С какими же мыслями и чувствами следует приступать ныне к Чаше Жизни после того, как исповеданием грехов наших мы повергли себя в пучину милосердия Божия и услышали святые и ободряющие слова: «Властию Его, мне данной, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих»? Мы твердо убеждены, что, при наличии с нашей стороны полного и чистосердечного раскаяния в своих грехах пред священнослужителем и при решимости исправить свое поведение, мы действительно получаем прощение от Того, Кто один только имеет власть отпускать грехи ( Мк. 2:7, 10 ), и разрешаемся от сковывающих нас уз неправды и беззаконний наших. Но мы знаем и то, что, получив это прощение и разрешение и причастившись Тела и Крови Господних, к сожалению, не сможем долго удержаться на той духовной высоте, на которую окажемся вознесенными чрез покаяние и святое причащение. И потому снова и снова придется нам в минуты духовного просветления оплакивать свои падения, звать на помощь себе Божественного Исцелителя: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя!», и с горечью повторять слова святого апостола Павла: «не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. . . Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:15, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Разделы портала «Азбука веры» Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика? Анафора (в пер. с греческого «возношение») Главная часть Божественной литургии, сохранившаяся в общем содержании молитв от древнейших времен, называется Евхаристическим каноном или Анафорой. В ее центральном моменте совершается возношение Святых Даров и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Анафора начинается после пения Символа веры , когда диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Раньше все было понятно Чрезвычайно простой была церковная жизнь в апостольскую эпоху. Христиане собиралась «по домам… хваля Бога» ( Деян.2:46-47 ), то есть в небольших помещениях, пространство которых подчеркивало общинный характер христианского богослужения. Поэтому все произносимые молитвы были слышны и понятны присутствующим. Единственная упоминаемая в Новом Завете проблема т. н. глоссолалии, или «говорения на языках», заключалась в том, что верующие слышали, но не понимали слова молитв на непонятном языке: «…если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор.14:9,16 ). Короткое слово «аминь» (евр. «истинно», «да будет так»), до сих пор сохранившееся в нашем богослужении, видимым образом объединяло молитву всех присутствующих. Записанных богослужебных текстов еще не было, поэтому предстоятель читал молитвы в свободной форме, а своим заключительным «аминь» община подтверждала согласие с произнесенным и тем самым выражала свое литургическое единство. Продолжением и высшей точкой единства в молитве логически становилось причащение от одного Хлеба и одной Чаши, когда все христиане глубочайшим образом соединялись со своим Спасителем и друг с другом.

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-evxarist...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Высказывания о молитве афонского старца Тихона Благословенного Келья Честного Креста     Высказывания о молитве старца Тихона Благословенного       Обширный материал о Тихоне Русском можно подчерпнуть из рассказов о. Мелетиия из Капсалы. Он был одним из первых послушников старца Тихона. Период его послушничества пришелся на 50-60-е годы. Мы поговорили со старцем Мелетием и сделали перевод рассказа на русский язык. - Святая Гора Афон       О молитве   Отец Тихон говорил: «Тот монах, который не творит непрестанно умную молитву внутри черный как сажа. Миряне спасутся чашей холодной воды (Марк 9:41), а монахи — нет!». Сколько сил нужно целый день говорить: «Господи Иисусе Христе...». Но это возможно.   Спрашивали и о женщинах, можно ли им творить эту молитву, смогут ли они это понести? - Смогут, но им очень будет мешать одна вещь — длинный язык, сплетни. Все проблемы начинаются у них в этой точке — на языке.   Сил у старца было мало, и он не делал много поклонов.   После смерти его знакомых подвижников на Каруле, которые делали 1000 поклонов и умерли от истощения, с желтыми лицами, он говорил: «Как же ты будешь делать столько поклонов, если ты ничего не ешь?! Человек должен есть, чтобы делать поклоны...». Во всем нужна мера.   Послушание наше было полчаса, не больше. Старец говорил: «Если больше работать — то организм хочет пить, затем — хочет есть, затем — ему нужно спать. А когда же молиться?».   Мы должны творить молитву и вслух — и про себя. Иногда говоришь вслух, а про себя забываешь, кажется, что говоришь, а на самом деле — не говоришь. Нужно быть очень внимательным.   Когда старец совершал Проскомидию, то мы не читали Часы, а просто вслух читали Иисусову молитву. Тайные молитвы Литургии он читал по русски и про себя. Перед причастием читали последние четыре молитвы, называемые у греков Фиа Металипси, и пел Богородице Дево радуйся. А лицо его просто сияло.   После бдения, когда мы к утру расходились из храма в кельи старец говорил нам: «А тепрь можете делать — что хотите, хотите - спать идите, хотите — поклоны делайте или читайте». Он никогда никого не заставлял, уважал свободу, чтобы не отбить решимость, не сбить настроение. А сейчас говорят: не делай поклоны, чтобы не прельститься. Наоборот, если не делаешь поклонов, тогда есть опасность прельститься.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2215

Закрыть itemscope itemtype="" > Храмовая гора как детонатор и мишень Вновь очень горячо становится на Ближнем Востоке 10.04.2023 817 Время на чтение 4 минуты Фото: iz.ru Впечатление такое, что явные и тайные «свидетели сатаны» доводят Израиль и окружающие пространства до взрывного состояния, чтобы на Храмовую гору однажды как бы случайно залетела непонятная ракета и расчистила поверхность для строительства Третьего храма. В нынешнем сезоне главным поджигателем войны выступает известный нам Итамар Бен-Гвир – министр нацбезопасности Израиля, лидер ультранационалистической еврейской партии «Еврейская сила». Он умело интригует, провоцирует, добиваясь своего. Несомненно, не без его влияния 1 апреля щёлкнул детонатор, взорвав хрупкий межрелигиозный мир в Израиле. В ту ночь, накануне очередной протестной субботы оппозиции, на подходе к Храмовой горе в Иерусалиме бойцы пограничной охраны (МАГАВ) убили араба, который вступился за женщину. Убийцы, вооружённые до зубов, «забыв» включить свои видеокамеры, обвинили потом убитого молодого врача в нападении на себя. Параллельно с этим группа «ревнителей Храмовой горы» в очередной раз вознамерилась совершить на Храмовой горе, поднявшись туда 5 апреля, жертвоприношение – зарезать козлёнка. Иудеям по закону там и молиться запрещено, не то чтобы проводить какие-то ритуальные акции. Бен-Гвир осудил жертвоприношение, но против восхождения на Гору отмороженных «ревнителей» ничего не имел. В сочетании с наложившимися во времени друг на друга священным месяцем Рамадан (23 марта – 21 апреля) и иудейской пасхой Песах (5 апреля – 13 апреля) на Храмовой горе создалась взрывоопасная атмосфера. Искра сверкнула. Когда после вечерней молитвы в ночь на 5 апреля мусульмане заперлись в мечети Аль-Акса, израильские силовики представили дело так, будто там заперлись «люди с фальшфейерами, палками и камнями», чтобы нападать утром на иудеев, которые придут на Храмовую гору. Всё это был чистой воды домысел. Израильские власти отлично знают, пишут и в СМИ: «Ночные моления в мечети считаются глубоко укоренившейся традицией в исламской культуре, причём это относится не только к Аль-Аксе. Такие собрания верующих зачастую проводятся в конце месяца Рамадан». Полиция устроила ночью форменный погром в Аль-Аксе. Были взломаны двери, взрывались свето-шумовые гранаты, свистели резиновые пули, раненых и избитых арабов силовики выволакивали и волокли в свои тюрьмы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/10/hr...

Мы ехали напрямик – по ту сторону Кавказского хребта, в Цхинвал. Северно-осетинская равнина стремительно сокращалась за нами. Дорога перед входом в ущелье зачастила, как и положено, крутыми поворотами. Я не был в Осетии почти пятьдесят лет. И теперь хочется вспомнить, снова различить в душе давний юношеский восторг обитателя славянских полей, впервые узревшего горы. Но не очень это получается. Прямей сказать: совсем не получается. Деревья, густой кустарник по склонам ущелий почему-то смахивают на увиденную в конце 80-х афганскую, да, впрочем, и на всякую иных земель «зелёнку»: что там? – схроны, засады, тайные лазы боевиков? Вот так мы теперь приучены смотреть на горы. И не только телевидением, кинофильмами приучены. Прежде всего, самой жизнью, тем, что она у всех на виду сокрушительно обесценилась и всё ещё продолжает падать в цене. И в России. И на Кавказе. И по всему миру. А тогда? Тогда мы жили в стране, где пушкинское «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…» читались, выпевались, как умиротворяющие молитвы. И кто бы из нас поверил, что поэту, созерцающему кремнистый блеск дороги, божественную тишину ночи, наедине с такими горами может быть… страшно? На филфаке МГУ существовал Лермонтовский семинар, и нас, ошеломлённых редким даром судьбы студентов-филологов, прямиком из столицы прикатили на автобусе во Владикавказ, – Орджоникидзе по-советски, – потому что именно тут проходила в мае 1960-го межвузовская конференция, посвящённая творчеству героя-вдохновителя наших скромных курсовых работ. Местные студенты и мы внимали и, большей частью, помалкивали рядом с именитыми и маститыми: Мануйлов, Докусов, Гиреев… Да что там! Сам великий Ираклий, сам Андроников пожаловал. На прогулках между заседаниями, озорно скашивая глазок на открытые рты сопутствующей молодёжи, он мефистофелевским баском окликал маститых, будто челядь свою: «Эй, Манойло!.. Послушай, Манойло…» Лысый Мануйлов приближался и покорно слушал. «Эй, Турбини…» (Так он почему-то именовал нашего обожаемого руководителя семинара Владимира Николаевича Турбина, вовсе не старого, но уже седого как лунь). И Турбин тоже внимал.

http://pravoslavie.ru/37761.html

40. Каким образом святые, по отшествии своим на небо, могут слышать наши молитвы и знать наши нужды? Священное Писание представляет нам такие разительные примеры и доказательства действительного знания отшедшими святыми наших прошений и нужд, что никакое недоумение о сем не должно иметь в нас места. Так, оно, во-первых, свидетельствует, что угодники Божии, которых мы призываем в молитвах, нередко, находясь еще в теле, имели дар прозирать в глубину сердца человеческого, как напр. св. Петр обличил ложь Анании и Сапфиры ( Деян. 5 ), и знать события, совершившиеся в отдаленности, как пр. Елисей узнал о поступке слуги своего Гиезия, и, что еще удивительнее, открывал царю израильскому все тайные намерения двора сирийского (см. 4Цар. 5:20–27, 6:8–12 ); свидетельствует, что святые, находясь еще на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы Ангелов, как Иаков (в видении лестницы) и Елисей (когда от царя сирийского был послан отряд, чтобы взять его за открываемые им царю израильскому тайны сирийского двора), другие удостаивались созерцать Самого Бога, как пророки Исаия и Иезекииль, третьи восхищались до третьего небесе и слышали там неизреченные глаголы, как св. Павел: «Знаю человека во Христе, – говорить о себе сей апостол, – который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). Если таким образом святые, еще будучи на земле, удостаиваются столь высокого дара знания и созерцания, то почему не допустить, что души праведников все удостаиваются такого же и еще большего просвещения от Бога на небе, и предстоя непосредственно пред престолом Божиим, созерцают происходящее на земле в свете лица Божия? " Теперь, – говорит апостол, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Русский старец уклонявшийся от послушаний     Русский старец уклонявшийся от послушаний         И теперь еще жив у нас на  Афоне русский старец, опытом изведавший истину слов моих. Я лично знаю этого старца и редкий день не вижу его...     По чувству сердечного влечения к молит­ве, не разумея чрезвычайного достоинства и важности послушания, русский старец стал уклоняться от общих монастырских работ и братских занятий. Бывало, братия по соверше­нии утреннего правила идут на работы, а тот старец тихонько скрадется от всех и удалится в лес для молитвы, в которой и проводил все то время, пока другие трудятся в поте лица. К обеду только или к вечеру является молит­венник в свое место.   Таким образом день ото дня сильнее разгоралось сердце прельщенно­го таинственным побуждением к сокровенной молитве, и помысл непрестанно твердил ему, что молитва - свойство ангельского духа и пища души нашей, между тем работы - потребность житейская, мирская и суетная. В гибельном прельщении себя подобными вымыслами собс­твенного разума и бесовскими наговорами инок стал долее обыкновенного проводить время в молитве, притом в лесу, и наконец в виду всех начал уклоняться от послушаний.   На вопрос эконома, почему он не ходит на работы, инок отвечал двусмысленно и неудовлетворительно, так что невольно навлек на себя справедливые подозрения более опытных старцев. Так про­текло несколько времени. Прельщенный совер­шенно увлекся в расставленные сети хитрого демона и до того дошел, что начал принимать к сердцу мысль о высоте своего подвига.   Демон торжествовал и наконец напал на свою жертву решительным образом. Тогда как инок стано­вился на молитву, ему чувственно представал светлый Ангел, благословлял его молитвенный труд и ублажал тайные для всех подвиги. Инок был вне себя от удовольствия при виде небес­ного Ангела, который самыми убедительными доводами превозносил молитву его и унижал послушания братства.   Бог знает, какие были бы следствия такого прельщения, если бы не при­нял в иноке участия один из греческих старцев. Частые отлучки русского инока и всегдашняя уклончивость его от послушаний, при образ­цовой между тем скромности и назидательном образе внешнего поведения, обратили на него внимание старца-грека, к которому и русский инок питал чувство доверенности и уважения. Грек успел как-то выпытать несчастного, так что тот про все рассказал старцу, и даже о явлении Ангела. Старец испугался братней исповеди.

http://isihazm.ru/?id=1184

     Сегодняшний Апостол посвящен теме церковного единства. Святой Павел очень интересно формулирует свои мысли – в трех стихах он семь раз произносит слово «один»: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6). Поговорим, братья и сестры, о начальных словах: «одно тело и один дух». По единогласному толкованию святых отцов, Павел говорит здесь о церковном теле. Как у любого тела может быть лишь один дух, так и в теле церковном верующие должны пребывать в духовном единстве. Таков смысл Павловых слов. Зададим самим себе вопрос: «Образуем ли мы в Церкви одно духовное тело?» Несомненно. В наших жилах течет одна и та же кровь – Кровь Христова, которой мы причащаемся. Наша плоть питается Его Плотью и делает нас духовными сродниками друг с другом. Нас объединяет единство веры и молитвы. Поэтому ответ на этот вопрос мы дадим утвердительный. Зададим тогда и второй вопрос: «Объединяет ли нас с вами один и тот же дух жизни?» А вот здесь уже так однозначно ответить нельзя. Дух жизни у всякого христианина может быть разный. Очень интересно об этом пишет святитель Феофан Затворник в книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Предлагая своей духовной дочери советы по подготовке к исповеди, он рекомендует исследовать, каким духом жизни она ведома. При этом святитель сообщает ей следующее. В жизни каждого человека есть деятельная, внешняя сторона – это, условно говоря, тело жизни. За делами стоят мысли, по которым наши дела совершаются – это душа жизни. За мыслями стоят тайные расположения сердца, рождающие те или иные мысли или идеи. Так вот эти тайные расположения, совокупность чувств и желаний сердечных, составляют то, что святитель называет духом жизни. Оценивая дух жизни, Бог будет судить мир, как и говорит апостол Павел: «Бог будет судить тайные дела человеков» (Рим. 2:16). К сожалению, здесь не совсем верный перевод, в оригинальном тексте сказано: «Бог будет судить тайное людей» (по-церковнославянски переведено более точно: «егда судит Бог тайная человеком»).

http://pravoslavie.ru/117311.html

Разделы портала «Азбука веры» Прошу ответить (не мирянина), позволительно-ли учить и выучить наизусть последование анафоры Божественной литургии Иоанна Златоуста , включая тайные молитвы, не священнослужителю, а мирянину. Мне очень хочется для себя, келейно, читать их наизусть, чтобы они были всегда со мною и во мне. Из своего небольшого молитвенного опыта я понял, что смысл молитвы постигается гораздо глубже если ты ее знаешь наизусть. Когда ты наизусть знаешь, текст этих тайных молитв, то и настрой молитвенный на службе литургии более глубокий и вдохновенный. К сожалению стоящие в храме лишены возможности слышать тайные молитвы читаемые иереем и это очень затрудняет постигать всю глубину и красоту службы литургий Иоанна Златоуста и Василий Великого . С благодарностью и уважением Владимир. Похожие вопросы 5 Ответов Мне кажется, лучше не выучить текст молитвы наизусть, а хорошо понимать последовательность и логику анафоры, вспоминая то и другое в соответствующие моменты. Для этого почитайте что-нибудь о литургии и анафоре (например, кратко здесь ). Мне кажется, вместо повторения текста молитв полезнее воспроизводить те чувства благодарности Богу и преклонения перед Ним, которые составляют существо анафоры. К сожалению, одно лишь повторение текста молитв далеко не всегда рождает нужные молитвенные состояния. А ведь именно они, кажется, и составляют существо Вашего вопроса. И еще. Наши предки на Руси никогда не слышали текста этих молитв — ни миряне, ни монахи, уж не говорю о женщинах. Неужели они 1000 лет были лишены молитвы и полноценного участия в литургии? Напротив, это ничуть не мешало им в сокрушении сердца предстоять перед Богом, получая от Него должное освящение. Очень советую Вам почитать “Изъяснение божественной литургии” св. Николая Кавасилы . Думаю, что изучать их для ознакомления похвально, а учить наизусть и читать келейно — это уже лишнее. Это молитвы священнодействия и воспроизводить их следует в надлежащем контексте. Есть много других замечательных молитв, которые можно использовать для домашней молитвы.

http://azbyka.ru/vopros/pozvoljaetsja-li...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010