В воскресенье днем мне не удалось быть у него, было сыро и мои галоши были в ремонте. В 5 часов вечера заходит ко мне диакон Петров  и говорит, что меня зовут к владыке ждать его смерти. Пока я сбирался и ждал галош, прошло около часу, и уже владыку я не застал живого. Он скончался. Собрался весь причт собора и кладбищенский. Я с его духовником Киреевым раздели покойного, отерли елеем, а затем облачили. По его желанию он был облачен по древнему чину в священническую фелонь с омофором, как он обычно служил по будним. Затем совершили соборне панихиду и началось чтение Евангелия у тела. После панихиды я ушел домой и сразу стал писать извещение о его смерти. В 11-ть часов ночи опять пошел в дом покойного и читал с 12 ч. ночи до 5 ч. утра без перерыва. У гроба никого не было, все спали, но я, обычно боявшийся находиться один с покойником, тут ничего не боялся. Вторую ночь чреду чтения я опять взял на себя, желая честно выполнить долг, так как другие сослуживцы под разными предлогами старались уклониться от этой тяжелой обязанности. Вынос тела покойного был во вторник в 4 часа вечера во главе с заштатными епископом Николаем  в сопровождении из 8 священников с соединенным хором певчих соборной и кладбищенской церквей и с крестным ходом при большом количестве почитателей владыки. При прибытии в храм совершена была заупокойная всенощная. Жаль, что наш правящий владыка архиеп. Николай Чудновцев  отсутствовал. Он назначен временно управляющим Воронежской митрополией и был в поездке в Москву и Воронеж. В среду с 9 ч. утра архиерейское служение заупокойной литургии, а затем величественный и трогательный чин погребения. Возглавлял владыка Николай , сослужили 8 священников. Пред погребением владыка Николай произнес прекрасное слово, в котором всесторонне охарактеризовал личность покойного владыки Петра. После прочтения второго Евангелия прот. Благонадежин  в своей речи делился воспоминаниями о покойном владыке, как бывшем его сослуживце и руководителе по Тамбовской епархии. Пред пением «Со святыми упокой» я, как волгжанин и сын его ученика, взял на себя смелость от имени его бывших учеников и воспитанников выразить свои чувства пред почившим.

http://bogoslov.ru/article/6174946

По счастью, леса здешние за десять лет охоты он изучил не хуже местных жителей, кормился нехитрыми дарами раннего лета и укрывался от мошки, как олень, на продуваемых ветрами грядах. Миновал Иван Купала, начался сенокос, рыба брала все хуже, зато подоспели первые грибы и ягоды. Илья Петрович тосковал без чая и думал, что, слава Богу, отучил себя от табака. Без этого зелья, имей он к нему привычку, в тайге не высидеть. Найти пропитание в лесу пока удавалось, а о том, что будет зимой, он старался не думать. Постепенно мысли, под тяжестью которых он изнемогал в Питере, совсем покинули Илью Петровича, у него обострились зрение, слух и обоняние. Он сделался похожим на лесного зверя — осторожного, пугливого и чуткого, ходил бесшумно, и выследить его в этом лесу было почти невозможно. В душную пасмурную ночь на Петра и Павла Илья Петрович вышел из укрывища и направился к скиту. Он миновал кладбище с неугасимой лампадкой, могилу Евстолии, которую некогда пытался разорить, и через ограду воровски проник в скит. В моленной избе шла служба, Илья Петрович приблизился к окошку. Часовня освещалась несколькими свечками. Стоя у маленького окошка, он долго слушал тягучее стройное пение — не в силах шелохнуться, точно коснулся какой-то тайны, приоткрыл покров и увидел то, что видеть ему не следовало. Служение необыкновенно тронуло его: было в нем что-то высокое, особая искренность и пронзительность, обреченность горстки людей, убежденных в том, что именно им принадлежит истина, они спасутся, а весь остальной мир давно уже стал добычей Антихриста. Илья Петрович не слишком хорошо различал слова, но пение так поразило его, что очарованный им странник, забывший о своих звериных повадках, не заметил, как сзади к нему кто-то приблизился. Директор обернулся слишком поздно — на него накинули удавку, и дальше все погрузилось во тьму. Он очнулся в яме. Было сыро, капала со стен вода, а над головой у него был дощатый настил. Илья Петрович заворочался — болела голова, и хотелось пить, он крикнул, но крик потонул в вязкой тишине.

http://azbyka.ru/fiction/zatonuvshij-kov...

Причт: священник и псаломщик. Содержание – от казны 188 р. 16 к. Помещение – в церковных домах. Приход – часть города. Прихожан 426+462=888. Духов. 3+5. 6. Церковь при мужской гимназии, – Гимназия открыта 1 сентября 1812 г., но учебные занятия начались в ней 13 декабря. Она помещалась сперва вместе с уездным училищем в доме общественного призрения, а потом в доме княгини Горчаковой. Но последний был ветх, и потому для гимназии куплен был за 17000 руб. дом генерал-майора Ревелиоти: в 1861 году он был перестроен, а в 1867 году сделана была к нему пристройка, и в верхнем этаже здания устроена была церковь на средства г. Кашкадамова и освящена 8 ноября во славу Пресвятой Троицы, но в 1873 г. была перенесена в одно из помещений, находящихся на гимназическом дворе. Помещение оказалось неудобным для храма: и тесно и сыро. Тогда церковный староста купец Егор Николаевич Христофоров решился построить новый храм на свои средства на открытой площадке подле гимназического здания. Каменный храм в греческом стиле, обращенный фасадом на одну из лучших улиц Симферополя, заложен был 19 февраля 1880 года и 24 октября 1882 г. освящен местным епископом Гермогеном во имя святого – благоверного великого князя Александра Невского. Иконостас в нем прежний, но перестроен заново и окрашен в розовый цвет. Храм вообще весьма приличный с большим открытым куполом и довольно поместителен. В западной его части устроены в 1884 г. хоры для певчих. Особого причта и прихода нет. Богослужение совершает по найму законоучитель гимназии с диаконом на псаломщицком окладе, обучающим воспитанников церковному пенью. 7. Церковь при духовной семинарии устроена в самом здании семинарском в виде продолговатого зала с небольшим иконостасом в 1873 г. на сумму церквей таврической епархии, с пособием от Св. Синода, и освящена во имя трех вселенских святителей и учителей. Богослужение в ней совершают: ректор семинарии – протоиерей и наемный священник: последний получает в вознаграждение за труды по 100 р. в год от церквей епархии. Духов. 1+2.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В БЫТУ Александра никогда не пугали неудобства быта, ему с детства была чужда тяга к роскоши и неге, которую проявляло немалое число его ровесников, принадлежащих к аристократическим кругам. Когда летом 1864 года он впервые был послан отцом в составе Конногвардейского полка служить в лагере в Красном Селе, где приходилось жить в палатке, подниматься в пять, а то и в четыре часа утра, делать многокилометровые марши, то это его совсем не раздражало. В письме он сообщал матушке: «Я уже 3-й день в лагере и в 1-й раз нашел свободную минуту писать Тебе. Вчера мы встали в 4 часа и пошли на маневры, а пришли только в 12. Вечером опять учения от 5 до 7. Ложимся спать около 10-ти. Ночью сыро и холодно, но сплю в палатке очень хорошо, потому, что целый день на ногах». Его тяга к простоте и безыскусной ясности отражалась на многом, в том числе и на его отношении к еде. В молодые годы великий князь Александр любил покушать. Гурманом не был и гастрономические выкрутасы не ценил. Все эти жюльены, консоме, трюфели, каперсы, галантины, фрикасе, устрицы, фритюры и тому подобные кулинарные изыски, неизменно фигурировавшие на приемах и званых вечерах, удовольствия ему не доставляли. Он предпочитал простую пищу: щи, уху и жареную рыбу, котлеты, кашу, жаркое, квашеную капусту, моченые яблоки, соленые огурцы, простоквашу. Самым вкусным и изысканным блюдом многие годы считал гурьевскую кашу (манная каша с яйцами, запеченная в духовке и подаваемая с орехами, фруктами, сметаной или сладким сиропом). Никогда не злоупотреблял спиртным и ни разу в жизни не был пьян. Его же враги пустили в обращение грязную сплетню, что он был чуть ли не горький пьяница. Эту ложь до сих пор воспроизводят, хотя не существует ни одного свидетельства или документа, подтверждающего эти высказывания. НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ Коренной перелом в судьбе великого князя Александра Александровича произошел в апреле 1865 года, когда умер его старший брат Николай, и он, как следующий по старшинству, стал наследником престола. У него было много деловых обязательств: лагерная служба, занятия в Государственном совете, участие в заседаниях комитета министров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Сюда хотят прибыть с книгами: Белобережский О. Пимен 90 , и Свенский О. Архим. Смарагд 91 . Оба – отличные люди; но обоим едва ль я дозволю приехать в столицу, a особенно в одно и тоже время. хотя обоих мне весьма утешительно видеть. Посмотрю, и вас уведомлю, дабы чрез посредство их можно было сюда кое-что переслать. Городу Брянску я разрешил взять к себе Св. Икону Белобережской Троеручицы, по просьбе граждан. Дай Бог, чтоб сие было полезно для Пустыни, имеющей значительное братство 92 ! Мне приходило на мысль, что в Орле оставлены некоторые тленные вещи, как-то: ковры и подушки диванные и проч., – то вы приказываете ль их провешивать на воздухе, и сберегать от моли? После мимо протекших духовных новостей, ничего здесь далее не слышно. Кажется, что Новгородским Викарием будет нынешний Воронежский Викарий – также Антоний, Епископ Острогожский. А бывшего Викария Антония (Шокотова) на сих днях ожидают в Невской Лавре 93 . Он, откланявшись здешним властям, намерен вскоре отправиться в свою Уфу, без особенной, как слышно, охоты... Должно думать, что Викариатству Воронежскому пристойно упраздниться 94 . Я слава Богу здоров. Но глазами становлюсь весьма немощен. До сего времени погода здесь стояла прекрасная, наперекор вашей Орловской, а теперь сделалось сыро и довольно холодно. Вставляем зимние окна на подворье. Пошли Господи благоденственную осень и зиму. Но бумага оканчивается. Часы показывают время ехать в Синод. Простите! 18 Сент. 1853. 18 Сентября. В сей день назад тому 22 года наречён я был в Синоде во Епископа Ревельского. Помета: «Получ. 24 Сентября 1853 г.». 20 (13) 95 Сент. 22 1853. Сегодня Кавалерский Праздник Св. Владимира. По таковому случаю служу я сегодня на Петербургской Стороне – в соборе Св. Благоверного Великого Князя Владимира, где имеют присутствовать Кавалеры ордена Владимира. Вся свита чужая, кроме иподиаконов, посошника и чиновщика. О Севской Бандинской лесной даче мы с покойным Виталием 96 соображали, что за вырубку её можно взять от 25–30 тысяч асс., кои, положивши в банк, можно иметь Дому Архиерейскому процентов каждогодно тысячу p.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

НН 16 октября 2020, 15:53 Антоний:/Кто хочет-вперёд, граница открыта. Другое дело-дружеские страны,не желающие склоняться перед Западом -туда поехать вполне почётно/- А кто нормальных русских людей уж особенно ждёт за границей? Приезжие из России интересны до тех пор, пока они ругают нашу Родину(независимо от общественно-политического строя и фамилии лидера). Эти, " ошибочно рождённые в России " , так и будут болтаться от края до края, неблагонадёжные ни для своей Родины, ни для страны проживания. Они хотят, " где тепло и сыро " , в трудный момент на их плечо нельзя опереться - уберут. И ведь уже вовсю распахнуты окна Овертона, такими темпами скоро и отьявленного предателя Власова оправдают. ( " Коля из Уренгоя " -цветочки). Евгения 16 октября 2020, 12:00 Права какие-то... Да живите, где хотите! Действительно, ваше право. Полным-полно тех, кому, где сытно или красиво - там и место. У " права " много определений. И ни в одном из определений права ничего нет о чувствах. Лично мне близки слова о России, сказанные Достоевским в досоветский период. «Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить. И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия... " (финал романа " Идиот " ). Андрей 15 октября 2020, 19:49 Алла 15 октября 2020, 00:27, страх это естественная защитная реакция и потому ничего не боятся лишь столь больные на голову, что не часто встретишь. Другое дело, что страху нельзя давать много воли, но это уже выбор между добром и злом. Ужели климат, комфорт и достопримечательности Апеннинского полуострова стоят проблем, что обязательно возникнут у православного христианина в католической, а теперь уже и неоязыческой культуре запада? Имеется в виду, что у аборигенов нет сомнения в неотвратимости справедливого и строгого наказания за обиду гостя из России. Ровно как в былине про князя Глеб Володьевича, да заморскую градоправительницу Маринку дочь Кайдановну, да великую бурю, да три кораблика. Иоанна_ 15 октября 2020, 12:46

http://pravoslavie.ru/134405.html

Джорджиана извлекла носовой платок и целый час после этого судорожно сморкалась. Элиза продолжала оставаться холодной и бесстрастной и усердно занималась своим делом. Великодушные чувства значат очень мало для некоторых людей, но здесь передо мной были два совершенно противоположных характера. В одном было кислоты хоть отбавляй, зато другой был невыносимо пресен. Чувство без разума не слишком питательная еда; но и разум, не смягченный чувством, — горькая и сухая пища и не годится для человеческого потребления. День клонился к вечеру. Было сыро и ветрено. Джорджиана заснула на диване, читая какой-то роман. Элиза ушла в новую церковь на богослужение. В отношении религии она была строгой формалисткой: никакая погода не могла удержать ее от аккуратнейшего выполнения того, что она считала своим религиозным долгом; что бы там ни было, она каждое воскресенье три раза бывала в церкви и в течение недели присутствовала на всех службах. Я решила подняться наверх и посмотреть, как чувствует себя больная, которая была большую часть дня предоставлена самой себе: даже слуги не обращали на нее должного внимания, а нанятая сиделка, за которой никто не следил, пользовалась всяким случаем, чтобы выскользнуть из комнаты. Правда, на Бесси можно было положиться, но у нее была своя семья, и она лишь изредка могла приходить в дом. Как я и предполагала, возле больной никого не было. Сиделка отсутствовала. Миссис Рид лежала неподвижно, видимо, погруженная в забытье; ее изможденное лицо тонуло в подушках. Огонь в камине почти угас. Я подложила углей, оправила постель и стала смотреть на ту, которая не могла меня видеть. Затем я подошла к окну. Дождь хлестал по стеклам, ветер выл. «Вот лежит человеческое существо, — думала я, — которому вскоре будут чужды все земные страсти. Куда уйдет ее дух, ныне стремящийся покинуть свою земную оболочку? Куда он направится, получив, наконец, свободу?» Погруженная в размышления об этой великой тайне, я вспомнила Элен Бернс и ее последние слова. Мысленно я как будто все еще слышала незабвенный звук ее голоса, все еще видела ее бледное одухотворенное лицо, изможденные черты и далекий взгляд, когда она лежала недвижно на смертном ложе и шептала о своей надежде возвратиться на грудь Божественного Отца.

http://azbyka.ru/fiction/dzhen-jejr-shar...

.... .... узник архимандрит Таврион» В катакомбах По окончании срока отбывания «трудповинности» архимандрит Таврион приезжает в Калугу. Возможности официального служения нет; почти все храмы закрыты. В жизни отца Тавриона наступает катакомбный период. В этот период он создал сеть тайных общин и много разъезжал по России. Ему приходилось много раз менять место жительства – его предупреждали о предстоящем аресте. О. Таврион пытался навестить находящегося еще в Мариинских лагерях архиепископа Павлина, но попытка закончилась неудачей (Свящ. А. Чесноков «Глинская Пустынь и ее старцы») Батюшка устраивается на гражданскую работу. «С 1933 по 38 год работал в городе Калуге на строительстве дворца культуры как художник. С 1938 по 40 год работал в городе Курске на предприятиях горстроя как художник» (из автобиографии). Живет у преданных духовных чад. Вспоминает А.Н. Миленина: «Отец Таврион работал сначала в Калуге, а потом в Курске художником и жил у меня на квартире. Жил еще один священник, отец Евгений Забашта (монах), тоже из Глинской пустыни. Отец Таврион каждый день дома служил литургию, а под большие праздники – всенощную. Вставал он в 3–4 утра, после литургии пил чай и шел на работу. Дома у него не было свободной минутки: читал, рисовал, молился. Прожил у меня года четыре и был арестован, а через три недели арестовали меня и отца Евгения» (из письма 11 сентября 1989 г.). «Были такие времена, когда не было храмов, когда надо было быть рабочим и в то же время выполнять священнические обязанности, из дома в дом ходить и совершать Таинства для верующих. А будучи в ссылке, что приходилось, и думаете, что литургия оставлялась? Нет! В какой-нибудь трущобе, яме, а литургия совершалась. Можно было этого не делать. А почему же я делал? Потому, что чувствовал на себе призвание Божие, знал историю Церкви, жизнь святых, как они в трудных подвигах себя вели. Это не проходило мимо моего сознания, старался быть подвижником, старался им подражать. Никакие обстоятельства меня не лишали ни Слова Божия, ни молитвы, ни Чаши Христовой. Напротив. Вот (сейчас) в каких торжественных, благоговейных обстоятельствах мы служим, а было времечко, что в земляночке, где везде течет, сыро и т. п., и совершалась божественная литургия... О, Господи, так это тот вертеп, в котором Ты родился!» (из проповеди 27 сентября 1976 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

   Люди всмотрелись, а над головой на воротах петля из верёвки. Человек собирался на виселицу, а батюшка почувствовал духом, спас его душу.    Очевидцы рассказывали, что когда немцы подходили к городу, старец Феодосий подбежал к детскому саду и закричал: “Гули-гули, деточки бегите за мной, бегите!”    Дети и воспитатели, забавы ради побежали за старичком. В это время на здание детсада упал снаряд. По милости Божией никто не погиб.    Из воспоминаний железнодорожника:    — Городская больница тогда находилась рядом с железнодорожными путями. На рельсах стояли три вагона со снарядами. Идет дедушка Кузюка, одной рукой сжимает крест, другой толкает вагоны. Я подумал: “Ну, дед чудной, сдвинуть ли ему такую махину?!”    И вдруг глазам своим не поверил: вагоны как игрушечные сдвинулись с места. Чуть позже на то место где они раньше стояли, упала бомба, не причинив больнице вреда.    Из воспоминаний А.П. Донченко:    — Однажды, приехали к отцу Феодосию из Ростова семь женщин. Шесть из них он принял, исповедал, причастил, а седьмой сказал: “Езжай домой, отдай жене мужа, а детям отца. Покаешься перед Богом, приедешь — приму”.    Отец Феодосий всегда говорил: “Читай молитву Иисусову, идёшь ли, сидишь ли, надобно уйти умом и вниманием от всего мирского, не иметь никакой мысли, кроме молитвенных слов: “Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя, грешную!”    Из воспоминаний Николая Дмитриевича Жученко:    — В последнее время, уже после ссылки, жил батюшка Феодосий с послушницами в небольшой хатке, сыро там было, потолки низкие. Батюшка креститься учил не одним только крестом, а с умной молитвой на устах. Евангелие знал наизусть. Перед смертью старец часто говорил: “Кто будет поминать меня, с тем я всегда рядом буду”.    В декабре 1994 года в Ставропольском епархиальном управлении на епархиальном совете был поднят вопрос об изучении жизни иеросхимонаха Феодосия и о народном почитании его как угодника Божия.    Знаменательно, что прославление Кавказского чудотворца случилось в день празднования иконы Иверской Божией Матери. Под покровом Небесной Вратарницы много лет на Афоне подвизался старец Феодосий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Икона Преподобного Сергия, малая, прекрасна. Икона коронования Божией Матери хороша, но меня не так привлекает сие изображение, не по восточному составленное, хотя и благознаменательное. Если угодно, возвратите мне сии иконы по освящении с малыми окладами, устроив сии на мои деньги, и дав от меня писавшим иконы награждение не скупо. Рисунок посланных Преподобным Сергием в Москву хорош. Предлагаю замечание на надпись. Помнится в летописи после слов: аз послах трех и пр. прибавлено: и видеши их врази ваши. Если так: то прибавление сих слов к надписи, сделает более понятною картину. Февраля 15-го 1851. 799 Сорадуюсь вам, отец наместник, и братии, что сподобил нас Бог всех собраться окрест трапезы Господней и причаститься тела и крови Господней. Да помолимся все друг о друге, да не уклонимся сердцем от общения, в которое вступили, и да сохраним в себе жизнь, которая нас посетила. Моя болезненность к посту уменьшилась столько, что я мог быть в Чудове на великих повечериях, и церковь с первого дня полна была, как в великий праздник. Сие отчасти утешает, когда иное наводит уныние и страх. В воскресенье вечером старшины немецкого клуба жаловались мне, что Русские во вторник хотят перебить у них немецкую масленицу. Я сказал о сем генерал-губернатору. Он запретил в сей день быть балу в доме купеческого собрания. Немцы опять жаловались, что Русские не оставляют намерения, а хотят только перейти в другой дом. Не знаю, чем сие кончилось. Видно вы думаете, что со мною надобно сражаться и победить меня, чтобы достигнуть освящения пещерной церкви: потому что и преосвященного Иеремию призвали на помощь. Но я не думал противоборствовать, когда отложил для испытания местности зимою. Вы говорите, что в пещерах сыро для меня: но не говорите, довольно ли сухо для того, чтобы не было затруднения в хранении святыни, особенно святых даров. Чтобы освящение церкви отшельствующих совершить без молвы посторонних, это хорошо. Если угодно, справедливо и то, чтобы мне, вовсе не подвижнику, не быть на освящении церкви для подвижников, или, по крайней мере, желающих быть такими.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010