И здесь мне вспоминается Троица, когда в нашем городке еще храма не было, когда Хрущев на очередном Съезде клялся ко дню окончательной победы коммунизма в нашей отдельно взятой стране покончить окончательно и с Церковью Христовой. Тогда мне, как религиозному диссиденту, власти дозволили заканчивать свое земное поприще рабочим на кладбище, отчего сей праздник так ярко видится мне сквозь кладбищенскую призму. За две недели до Троицы уже дергали кладбищенского смотрителя по телефону из Райкома: - Как там у вас? Смотрите, чтобы к Троице был полный порядок! - Стараемся, товарищ Сидорчук! Но сами знаете, снег только сошел. Грязь вся наружу! Не горит! Сыро, хоть бензином кучи поливай! Спецтранс машин не дает. Нам бы самосвальчик какой. Мы бы и сами грузили. - Почему не дает? - Талонов нету. - Почему нету? - Зимой за снег расплатились. Нам бы хоть на день самосвальчик, товарищ Сидорчук. - Безобразие. Ладно, похлопочу. И до самого дня Троицы кладбищенская братия, отложив в сторону халтуры, в дыму костров, потная, трезвая и алая, воевала с мусором, и старым, и новым, потому что в эти дни кладбище представляло собою сплошную строительную площадку. С утра до позднего вечера по погосту сновали озабоченные люди, тащили на себе доски, мешки, скамейки, волокли телеги со стройматериалами; не умолкал стук молотков и звон железа; запах краски и ацетона перешибал гарь еле тлевших костров - народ готовился к Троице. И вот наступал этот Великий день. Любая погода: дождь ли, солнце, думаю, даже снег бы вдруг повалил, картина была бы все та же. От города до кладбища дорога в два километра, и по ней сплошная вереница людей. Нагруженные продуктами питания, с посудой и с цветами, праздничные, счастливые идут люди в одном направлении, к нам на погост. А на подходе к кладбищу (это в те-то времена!) не счесть машин вокруг кладбищенского забора. А что творится на самом кладбище! Даже не верится, что на Земле столько живого доброго народа. Все кухни и гостиные перекочевали из домов к нам на погост. В оградах, в обнимку с надмогильными крестами, за скатертями-самобранками, блаженные, расслабившиеся, год не видевшие друг друга, воркуют братья и сестры. По дорожкам встречи и объятия, приглашения к столу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2085...

п. IV (1890 г.)… «В городе страданий и Креста я покамест в 17 месяцев ничего не вижу, кроме труда, борьбы непрерывной, упорной, адской. Только что справишься с одной волной, набегает другая; теперь, кажется, дьявол наслал девятый вал. Грозно, нечего сказать: за то, если перевалит, а с ног не сшибет, буду иметь честь поздравить дьявола с носом (!)… …26 (апреля) вечером я прибыл в Яффу с маленькой язвиной под носом, которою подарила меня моя милая лошадка: зубы крепки, остались целы. п. V,… Посмотрим, что сделает ваш благочестивейший преемник 401 по кафедре, больше ли того, что сделал в преемство по академии! Может, по заказу Бурачка, не выучился ли творить чудеса… …Пишут, что кроме старых, обновляющихся, конечно, в злобе, я нажил новых заклятых врагов в лице, в особе, – нет, все нет, – в мифе, известном под именем слепейшего… (читай, святейшего, т. е. Синода). …Пожалуй, в другой раз подкопы М-а и Ко будут успешнее майских: тогда прощай! Того и смотри, махну в Саввинский монастырь выделывать из себя подвижника, только все-таки не вроде Феофана. —711— п. VII… Об Феофане я никогда не вспоминаю: злой человек, но – что же сделать? п. VIII… Непременно решился написать к вам… Увы! тут подошел обед у отправлявшегося на другой день старого друга (к дьяволу бы его на рога!): отказаться невозможно. …В 7 час. 20 мин. сидел я (после литургии в день Рождества Христова, в Вифлееме) в архондарике, похожий больше на полумертвого. Но в комнатах было так холодно и сыро, день был такой чудный, мой теплый кабинет рисовался в воображении так заманчиво, мой арабченок так раздражил мой вкус обещанием чудной жареной индейки (вместо разваренных кур и голубей вифлеемских), что лихой наездник, закусив маленько столько же хорошим бульоном, сколько и худою курицею, в конце 9-го часа путешествовал уже (уверяю, со звездою, хоть и днем) из града Давидова в град Царя Великого. В 10 часов чистый лоб Василья Андреевича лоснился уже предо мною самым праздничным образом в моем кабинете… Я еще не спал в ожидании индейки, но уже считал подвиг конченным…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скоро уже запоют «покаяния отверзи ми двери...» 425 , скоро Вел[икий] пост! Только бы дал Господь провести его с пользою! Зимы у нас пока еще не было. Тепло, иногда сыро, иногда солнышко. А у вас, говорят, была гроза. Как же это – среди зимы? «Русскую Фиваиду» 426 на днях о. Василий вышлет вам заказной бандеролью. Больше ничего у нас нет из того, что Вам нужно. На праздник Рождества Христова облачение у нас было желтое, китайского шелка с белой лентой, на Престоле того же шелка. На праздник Богоявления белое шелковое с голубой лентой, на св[ятом] Престоле голубая пелена, отделанная серебряным сутажем 427 , и на всех пеленах на аналоях голубые крестики (пелены – белые полотняные полотнища с кружевами и чехлы белые, а сверху такие же, как на Престоле, голубые квадратные пелены). По-бедному, конечно, но было празднично. Слава Богу, все было хорошо. Земно Вам кланяемся и еще, и еще благодарим за любовь Вашу. Простите. Просим Ваших святых молитв и благословения. Матушка Таня. Д. 29. Л. 133–134. Подлинник. Автограф. 422 См. о нем: Покоев К. Соль земли: Памяти отца Василия Евдокимова//Московский журнал. 1991. С. 20–26. 425 Имеются в виду покаянные тропари: «Покаяния отверзи ми двери», «На спасения стези» и «Множества содеянных мною лютых» (см.: Триодион: сиесть Трипеснец. Триодь Постная. М.: Правило веры, 2007. Л. 3), которые поются на воскресной утрене после чтения Евангелия и вос­кресной песни «Воскресение Христово видевше» вместо припевов на славу: и ныне: и стихиры по 50-м псалме, начиная с первого подготовительного к Великому посту воскресенья, называемого «неделей о мытаре и фарисее». Затем пение этих тропарей повторяется на воскресных утренях накануне следующих приготовительных к Великому посту воскресений, называемых, согласно темам читаемых на литургии в эти воскресенья Евангелий, в «Неделю о блудном сыне», в «Неде­лю о Страшном суде», в «Неделю о изгнании Адама из рая». В Великом посту эти тропари поются на воскресных утренях первых пяти недель. 427 Сутаж – тонкий плетеный шнурок, круглого или чаще плоского сечения, изготовленный из цветных нитей. Служит главным образом для украшения тканей, производимого нашиванием его по рисунку.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Так мы просидели около двух часов, наблюдая за работой экскаваторов, которые копали большую и глубокую яму. Наконец я спросил отца Порфирия, что он собирается делать на этом месте. Он ответил: – Здесь мы поставим цистерну для воды. Как видишь, она будет очень большая: шестьсот кубических метров. Вполне достаточно, чтобы покрыть нужды скита. Над цистерной будет здание с кельями, но основные кельи построят вон там, подальше,– и он указал место. – После постройки келий начнется строительство церкви Преображения Господня. Храм планируется очень больших размеров, так что его купол будет виден с побережья. Внизу храма устроим большой актовый зал для чтения лекций. В центре зала поставим кафедру для выступающих: профессоров университета и других ученых специалистов и теологов. Надеюсь, их лекции принесут пользу слушателям. Здесь мы создадим духовный центр, благодаря которому спасутся тысячи душ. Вон там, напротив, будут построены туалеты для приезжих, так как сюда будет приезжать очень много народу со всей Греции и из-за границы. Как ездят теперь к Божией Матери на остров Тинос и на Эгину к святому Нектарию, так и сюда будут приезжать. А вот тут построим усыпальницу. Она будет находиться почти под землей, и спуститься туда можно будет по ступеням. Она станет местом захоронения множества усопших святых, которые будут монашествовать в этом скиту. Знаешь, где именно? Как раз в том месте, где мы похоронили одного новорожденного младенца-ангелочка. Я тебе уже показывал это место во время одной из прогулок. Но теперь самое главное – это постройка келий, чтобы мы могли принимать людей, потому что зимой начнутся снегопады, будет холодно и сыро. А так как церкви у нас нет, люди будут вынуждены из скита ездить в районный храм или в Милеси. – Теперь, Батюшка, когда вы сказали, что здесь будет церковь , я хотел бы сделать вам одно предложение. – Какое же? Послушаем. – Позвольте мне сделать икону Преображения Господня для новой церкви. – Нет! Потому что все иконы будут написаны на Афоне. Они должны быть выполнены в едином стиле. А теперь идем. Что-то я себя неважно чувствую. Очень устал. Пора обедать. А потом придет народ, и я не успею отдохнуть, а мне это необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

«В женщине преобладает кровь, в ней с особенною силою и утонченностью действуют все душевные страсти, преимущественно же тщеславие, сладострастие и лукавство; последнею прикрываются две первые». Так припечатывает нас святитель Игнатий. Хоть гырше, да инше Себя и свой жребий подарком Бесценным Твоим сознавать… Б. Пастернак. Говорят, что Бог все грехи человеческие терпит, только ропота не оставляет без наказания, которое, в частности, в том состоит, что всё наше доброе: труды, молитвы, покаянные слезки ропот перечеркивает и обращает в прах, в ничто. М. С., живя в миру, грезила о высоком, душа ее томилась и жаждала подвига: ну как положено, ночь в молитве, день в посте. Опасаясь, однако, своеволия, грамотные же, книжки читаем, приставала к духовнику, а тот отмалчивался. Долго ли, коротко ли, пришла М. С. в монастырь. «Как в огне горела: от работы падала, не поднять руки перекреститься! А несправедливости, грубость, обиды! ну сил нет! Выпросилась к батюшке, жалуюсь, всхлипываю, и вдруг замечаю – он смеется! Ты, говорит, вроде подвига просила?». Блаженная Феодора говорила: крест Христов видим, и о страстях Его читаем, а между тем и малого оскорбления не переносим, несчастные . Ропотливость, во-первых, от неразумия; «пишет мне простая горожанка: я девушка, и девушка хороших правил, только у меня есть один грех: роптаю!» – веселился старец Амвросий, цитируя одну свою корреспондентку. Промысл располагает обстоятельства к нашему спасению, желая даровать нам вечное блаженство на Небе, а мы по дурости своей гораздо прилежнее ищем благополучия временного, потому и кипятимся, и возмущаемся, и не находим покоя в жалких попытках привести неисповедимые намерения Создателя в соответствие с нашим комариным кругозором; так что, во-вторых, ропотливость от гордости. Ругаем страну, поносим власть, порицаем неудобную эпоху: старцев нет, например. «Старцев? А что вы хотели спросить?» – вежливо интересовался один священник. Столетие назад одна благочестивая вдова напечатала записки о том, как ее наставлял на путь истинный о. Иоанн Кронштадтский . Читаешь их и мороз по коже, потому что за бесхитростным повествованием генеральши проступает страшноватенькое «вечноженственное», глухое самоупоение, перед которым вынужден отступать и самый гениальный духовник: она просит благословения на монастырь: «у меня нет своей воли, батюшка, как вы прикажете», но все восемь лет, охваченных дневником, так и мотается с местана место: в Орле хорошая игуменья, но «мало духовности», в Леушине кельи нет приличной, на подворье в Петербурге сыро… и всюду слишком много «отвратительных людей, носящих маску святости». Она добросовестно, для истории, записывает слова о. Иоанна, отнюдь не принимая их на свой счет, например: «ничего нет тяжелее, как быть духовно слепым», и заливается слезами, искренне не понимая, почему холоден с ней батюшка, как видно, временами изнемогающий от тщетности своих усилий .

http://azbyka.ru/fiction/derzaj-dshher-r...

27 марта 1882 года его заслуги оценивает и Государь Император. Архимандрит Павел становится кавалером ордена «Святой Анны» 3-й степени. Пять лет безупречного служения и уже вторая степень того же ордена украшает священническую рясу ростовского благочинного. 29 декабря 1892 года архимандрит Павел становится наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. При вступлении в наместническое служение отец Павел принял традиционную присягу: «Я, нижеподписавшийся, соблюдая свято и нерушимо данную мною присягу на верность и преданность Его Императорскому Величеству, и клятвенное обещание перед рукоположением в священство, будучи ныне призван благоусмотрением Начальства к новой степени звания и особенному служению, обязуюсь по чистой совести и долгу священства проходить оное в духе данных мною прежде обетов, со всяким тщанием, верностию и правдолюбием, стараясь по крайнему моему разумению, способствовать духовному благу и временному благоустройству и спокойствию людей, до которых служение мое касаться может, и в поручаемых мне делах всемерно открывать, охранять и Начальству представлять то, что справедливо, и что к охранению общага и частнаго блага Начальству знать нужно. Наместник Лавры Архимандрит Павел».   Сразу после вступления в должность архимандрит отправляется на осмотр обителей, находившихся в подчинении Лавры. Убогий вид Зосимовой пустыни произвел на него удручающее впечатление. Она стояла совершенно открытая, без ограды. Храм был тесен, длинен, так как образовался из часовни, к которой пристроили трапезную часть и паперть. Зимой промерзали тонкие стекла, было сыро, пол лежал на самой земле. Общий вид пустыни, в которой имелся только один корпус для келий и три старых избы, заставил призадуматься. Когда отец наместник отстоял в храме панихиду у могилы схимонаха Зосимы, то уже в сердце своем почувствовал непреодолимое стремление сделаться устроителем этой страждущей обители. В продолжение зимы 1892–1893 годов архимандрит Павел начал завозить кирпич и материал для постройки первого каменного корпуса с трапезной. Кирпич доставил игумен Махрищского монастыря отец Амфилохий, и первыми деньгами, вложенными в это дело, послужила тысяча рублей, пожертвованная на помин души покойного казначея Лавры Авдия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Два маленькие окна тускло освещают алтарь. В самом храме окна большого размера и устроены в последнее время. Внутри храма над стенами подымаются каменные своды с аркою посредине. Небольшой иконостас о двух ярусах окрашен масляною краскою, а по резьбе на нем идет позолота... Среди иконостаса старинной формы гладкие, глухие царские врата с обычными изображениями. В алтаре, в запрестолии, находится каменный уступ, заменяющий седалище для священников. В 1892 году храм этот был уступлен монастырем для отправления богослужений Старорусскому Духовному Учи­лищу, и тогда же он, с благословения Владыки Новгородского Феогноста, был переименован в честь св. Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских. В настоящее время Богослужение для учеников Училища отправляется в Сретенском храме. Внизу, в подцерковье, с давних пор были службы монастырские — подвал со слесарнею, потом хранилось ка­зенное вино и, наконец, уже в 1835 году, усердием архимандрита Антония, подцерковье было обращено в церковь во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана на память об упраздненном Козьмодамианском монастыре с древним храмом в честь св. бессребреников. Внутреннее расположение в храме — подцерковье было совершенно таково же, как и вверху. Сыро, мрачно было в нем, и скоро совер­шенно истлела церковная утварь и образа. Несколько раз поновляли радетели церковь, но все-таки к 1891 году она пришла в совершенный упадок и с разрешения начальства была упразднена с тем, чтобы помещение, где находилась церковь, держалось в приличной опрятности. Св. престол и иконостас были тогда разобраны и по ветхости уничтожены, а боле сохранные иконы и утварь вынесены. В настоящее время в подцерковьи — кладовая пищевых продуктов. С северной стороны к притвору примыкает паперть, устроенная в 1835 году. В этой паперти находятся два деревянных крыльца с площадками, — одно к Кирилло-Мефодиевской церкви, другое — к стоящей рядом Сретенской. Старорусское Духовное Училище Рядом с надвратною монастырскою башнею, с запада к ней примыкает длинное двухэтажное здание, а от сре­дины его к северу, параллельно дорожке к древним соборам, тянется другое трехэтажное здание.

http://sobory.ru/article/?object=06904

Тело святителя до половины февраля оставалось в соборе открытым и не погребенным в ожидании архиерея для похорон. Еще никто в городе не знал, кто будет отпевать его, как святитель явился во сне трем лицам и сказал: — Козлович очень медлит погребением. Впоследствии оказалось, что прислан был Переяславский епископ Иоанн Козлович, который был задержан разлитием вод. Святитель погребен был в устроенном по его воле склепе Троицкого собора, теперь принадлежащего Белогородскому монастырю. По его завещанию, на средства его брата устроен был там алтарь, и служились заупокойные по святителю обедни. Прошло два года после смерти его, и несколько человек соборного причта, уверенные в праведности святителя, потихоньку открыли его гроб. Хотя в воздухе склепа было сыро, тело святителя, лицо, одежда, гроб — все найдено было совершенно целым без малейших признаков тления. Лицо было вполне сходно с его портретами. Быстро распространился о том слух, к могиле стали сбираться больные и произошло много случаев исцеления. В монастыре ведется запись продолжающихся и поныне знамений у нетленного тела святителя Иоасафа Белгородского , и время церковного прославления его, быть может, приближается. Святитель Иоасаф имел вид постнический, немного суровый. У него были темно-серые острые глаза, седые волосы и еле заметная борода. Он изображается большею частью в архиерейском полном облачении, держащим в одной руке жезл. Другая рука благословляет или держит крест. Глава VΙΙ. Екатерина II. — Архиереи великороссы. — Отобрание в казну монастырских имений. — Монастырские штаты. — Протесты. Екатерина II, вступившая на престол после кратковременного царствования своего супруга, племянника и преемника императрицы Елисаветы Петровны, не отличалась особою набожностью. Вместе с другом своим Вольтером и другими модными руководителями тогдашней мысли, она признавала в религии, главным образом, политическое значение — именно род узды для народа. Лишенная искреннего религиозного чувства, она в то же время исполняла все требования наружного благочестия. Она не позволяла в своем присутствии говорить против религии, восхищалась проповедями Платона, целовала у духовенства руки, шла иногда в крестных ходах, бывала у Троицы, настаивала на том, чтоб присутствовать при положении в новую раку мощей св. Димитрия Ростовского .

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Их великие души пламенели такой ревностью «яже по Бозе», что способны были заразить ею и увлечь все чуткие соприкасавшиеся с ними натуры и создать целую дружину духовных богатырей, которая была лучшей жертвой Богу от новопросвещенной Руси. Об этом сонме подвижников свидетельствует в общих словах и летописец (1074 г.): «Стефану же, говорит он, после смерти Феодосия предержащю монастырь и блаженное стадо, еже бе совокупил Феодосий, таци бяху черньци, яко светила в Руси сияют; ови бо бяху постници крепци, ови же на бденье, ови же на кланянье коленное, ови же на пощенье через день и через два, ини же ядуще хлеб с водою, ини зелье варено, друзии – сыро». Только об одних Киево-Печерских подвижниках сохранила нам память история, но и то, что известно о них, достойно всякого удивления, и что касается количества подвизавшихся и видов их подвигов. Сами преподобные наши первоподвижники положили начало подвигу пещерничества. Произошло это следующим образом. Преп. Антоний, по возвращении с Афона, предполагал сначала поселиться в каком-либо из киевских монастырей, но ему не понравились условия их жизни («не возлюби»). Он вышел за черту города и случайно нашел двухсаженную пещеру, выкопанную в холмистом берегу Днепра берестовским пресвитером Илларионом, впоследствии митрополитом русским. Здесь Антоний и поселился и тем положил начало пещерному монастырю. Несмотря на такую случайность полагают, что пещерничество все-таки не является совершенно оригинальным русским изобретением. И Антонию и Иллариону известен был пример Востока, где иночество часто селилось в пещерах. Пещеры там высекались в каменных боках горных утесов, были сухи, прекрасно защищали от ветров и, при мягкой средней годовой температуре, служили, как и до сих пор служат, удобными жилищами для отшельников и даже для целых сельских и городских обществ. Знакомство с этими пещерными монастырями, по крайней мере для препод. Антония, не подлежит сомнению, потому что он путешествовал на Восток. Допуская для начала русского пещерничества внешний образец на стороне, мы должны однако признать тот факт, что особым родом подвижничества оно сделалось только у нас, благодаря суровым климатическим условиям и благодаря той постановке, какую дал ему препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

— Уходя на Афон, Семен обещал молиться за всех односельчан. Мы чувствуем его молитвенную помощь, — говорит батюшка. — Три года я топил буржуйку перед службой. Теперь на средства москвички Ольги Котлышевой храм отделан изнутри, проведены электричество и отопление. В прошлом году сделали кровлю, купили церковную утварь, облачение. В Софрино заказан красивый иконостас. По словам главы сельского поселения Шовский сельсовет Николая Яковлева, недавно в местной школе отремонтирован спортзал, заасфальтирована дорога. И во всех этих переменах люди видят помощь своего великого земляка малой родине. Большак, 13 Мы входим в дом, где прошли детские и юношеские годы будущего афонского старца. Здесь полумрак, холодно, сыро. Стенам из красного кирпича пошла вторая сотня лет. Крыша прочно держится на крепких дубовых подпорках. А вот деревянные полы сгнили. Осыпается невысокий потолок, и так мало света проходит в опустевшее жилье через невысокие оконца. В одной из стен — крюк, на котором висела люлька Семена. — Слева в избе хлев, где Антоновы держали скотину, — рассказывает батюшка. — Справа — жилая половина. Дом, где родился святой, выкуплен у его последней хозяйки. И после его реставрации здесь будет музей. Весной сделают отмостку, настелят полы, сложат печку. Словом, воссоздадут облик избы XIX века. Сохранился большой каменный глубокий подвал, куда крестьянская семья ссыпала на зиму овощи. За домом сарай из того же камня, где отец Семена Иван Антонов хранил сено, инструмент. Из этого дома с Большака будущий святой уходил на военную службу. Сюда же, отслужив в саперном батальоне лейб-гвардии в Санкт-Петербурге, он ненадолго вернулся, собрал холсты и другие подарки для монастыря и, попрощавшись с домашними, в 1892 году уехал на Афон, чтобы поступить в монастырь. Крест и часовня Еще одна встреча с родиной у Силуана состоялась в 1904—1905 годах, когда он ожидал призыва на русско-японскую войну. Будучи монахом Горы Афонской, он уже не мог жить с семьей и построил келью-мазанку за огородом. На ее месте в 1995 году был установлен большой поклонный крест, у которого служат акафисты преподобному. Сейчас рядом возводится часовня. Когда строители копали грунт под ее фундамент, нашли укрепления, по всей видимости, служившие основанием кельи святого. Почти пятиметровая однокупольная часовня сложена из блоков на средства одного из меценатов. В ней будут окна в форме креста. Под сводом, пахнущим свежей сосной, засверкает лампами паникадило. Предстоящим летом здесь начнутся отделочные

http://pravmir.ru/tropa-k-siluanu/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010