Разделы портала «Азбука веры» ( 74  голоса:  4.6 из  5) Есть ли сейчас в Оптиной старцы? Как Володя старца искал Я снова в Оптиной. Дома, на Урале, лежит снег. А здесь сыро, слякоть. Зима ещё не пришла в Оптину. Оптинские коты не спеша разгуливают по мокрой траве, им не холодно. Стаи птиц не торопятся улетать в тёплые края. Звуки оптинских колоколов раздаются звонко и гулко в осенней непогоде. Редкий моросящий дождь подпевает им своей грустной ноябрьской песенкой. В этот приезд в Оптину моё новое послушание – быть келейницей у старенькой монахини, заботиться о ней. Мать С. – духовное чадо оптинского старца, отца Илия. Он и постриг её в монахини. Над её кроватью – фотография духовного отца. И первый взгляд, который она встречает по утрам, – это взгляд старца. Я пристально вглядываюсь в фото: глаза добрые, мудрые. Я смотрю на схиигумена Илия, а он внимательно и проницательно смотрит на меня. И я совсем не удивляюсь, когда события моей жизни вдруг удивительным образом начинают переплетаться с образом старца. Так иногда мы слышим звук и пытаемся вспомнить старую, знакомую песню. Где же она? Вот ещё звук – грустный, как натянутая струна. А через некоторое время мы слышим такую родную мелодию, что сердце щемит. Или идём по улице и удивляемся – как похож этот незнакомец на старого друга. И в памяти – его образ. Милый и родной. А вечером друг приходит в гости и радостно кричит с порога: «Сам не знаю, как собрался к тебе! Дел невпроворот! Но целый день о тебе почему-то вспоминал и вот решил – нужно навестить!» Так и у меня. Я чувствую, что старец каким-то образом входит в мою жизнь. Но как это произойдёт? Может, я услышу историю о нём? Мне нужно съездить из Оптиной в Москву, в книжное издательство, подписать договор. Сделать это нужно быстро, потому что нельзя надолго оставлять матушку одну, она нуждается в уходе. С ней соглашается остаться на день одна из сестёр монастыря, а мой путь лежит в издательство. «В Москву, в Москву!» На автобусе я не смогу обернуться быстро, нужна попутка. И я совсем не удивляюсь, когда с попуткой мне помогает архидьякон, отец Илиодор, любимое чадо старца схиигумена Илия. Отец Илиодор – очень близкий старцу человек, друг без друга, по мнению оптинцев, они жить не могут. Говорят, что если они далеко друг от друга, то хоть раз в сутки да созвонятся. Ещё говорят, что отец Илий дал своему любимому чаду своё имя.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-dnevn...

Богомольцы, узнав о благодатном старце, съезжались в монастырь, приезжали и духовные чада отца Иоанна ехали сюда со всех концов страны. Очень тяжело было старцу в Жировицах и из-за сырого болотистого климата, отрицательно влиявшего на состояние его больного сердца. Служить часто он не мог, так как в каменном большом соборе было тоже сыро и холодно. После службы он почти всегда простужался и заболевал, у него часто была повышенная температура. Недолго пришлось ему трудиться на новой ниве пастырского делания. В июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед очередным отъездом в Белоруссию, недуг окончательно приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то ослабевали. Схиархимандрит Иоанн не переставал принимать духовных чад даже тогда, когда после очередной беседы терял сознание. Одному духовному сыну старец как-то сказал: «То, что ты где-то плохо себя ведешь — камни в мой огород бросаешь. Это все на мне отражается. Косвенно это причина моих болезней». Другому говорил: «Начинай работать над собой, и мне будет хорошо, и тебе». Схиархимандрит Иоанн неоднократно предсказывал свою кончину. Примерно за месяц он попросил, чтобы его отвезли на могилу матери и монахини Серафимы, его духовной дочери (они похоронены вместе). Здесь батюшка показал сопровождавшим его, как перенести ограду и приготовить место для третьей могилы… Потом сказал: «Вот место, где скоро меня положат». 29 июля 1991 года в понедельник в 9 часов утра старец Иоанн причастился. Священник, причащавший его, говорил, что лицо отца Иоанна после принятия Святых Таин просияло, он весь как бы устремился вверх. В 9.30 старец мирно отошел ко Господу в полном сознании. Сразу же священноиноки начали непрерывное чтение Евангелия, служили панихиды. На следующий день после преставления схиархимандрита Иоанна две его духовные дочери, подойдя к дому, где была келья старца, ясно услышали прекрасное стройное пение. Одна из них со слезами сказала: «Ну вот, и на отпевание мы опоздали». Но когда они вошли в дом, то выяснилось, что в тот момент никто не пел, лишь священник читал Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/

Так что архиепископ Иоанн давно уже был у него на примете. Одно только настораживало в нём — излишняя прямолинейность, неумение маневрировать в общении с откровенными неприятелями Церкви. Но по некотором размышлении Святейший всё же остановил свой выбор именно на нём. Накануне в Ленинграде появился новый властный руководитель — Анатолий Собчак, явно принадлежащий к партии разрушителей. Он стал председателем Ленсовета, а через год сделается мэром города. Именно с его нелёгкой руки возник миф о сапёрных лопатках, которыми звероподобные русские солдафоны убивали в Тбилиси утончённых грузинских красавиц. 20 июля 1990 года архиепископ Иоанн станет митрополитом Ленинградским и первым делом вступит в борьбу за возвращение городу исторического названия Санкт-Петербург. Глядя на митрополита своим тяжёлым взглядом, Собчак будет яростно сопротивляться уговорам владыки, но когда большинство жителей города проголосует за переименование, Анатолий Александрович с ловкостью оборотня переменится и присвоит себе возвращение Петербурга как заслугу. Вернувшись в Москву, Святейший начал обживать патриаршую резиденцию в Чистом переулке. В этом великолепном московском особняке Патриархия разместилась в сентябре 1943 года. Вопрос о резиденции Патриарха встал ещё во время знаменитой встречи Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Архиереи просили вождя народов передать им игуменский корпус Новодевичьего монастыря, но Сталин сказал, что это здание уже было осмотрено и найдено неблагоустроенным, ибо в нём сыро, холодно и темновато. — Вам завтра правительство предоставит благоустроенное и подготовленное помещение — трехэтажный особняк в Чистом переулке, который раньше занимал бывший немецкий посол Шуленбург, — заявил руководитель страны. Когда-то, до Петра, у Патриархов в самом Кремле имелся свой Патриарший двор рядом с царским дворцом и Успенским собором. Здесь скончался последний досинодальный Патриарх Адриан. Великолепное белокаменное здание сохранилось, но разместить в нём резиденцию Патриарха Сергия Сталин не захотел, хотя ему могло бы казаться лестным иметь Патриарха у себя под боком.

http://pravoslavie.ru/57900.html

В июле 8 числа благочинным о. архимандритом Исаакием была совершена закладка каменного соборного храма на месте прежнего деревянного, который бел перенесен на кладбище. Поздней осенью настоятельница матушка Евфросиния поехала на монастырскую дачу Рудново, осмотреть высохшую сажалку; в одном месте нога её провалилась в трясину, – сестры с трудом вытащили Матушку, но вскоре все забыли об этом происшествии. Весной следующего, 1890 г., Рудновский староста принес настоятельнице полученное им письмо от неизвестного лица за подписью «Любитель благочестия», который сообщает, что ему известно о существовании в Рудновском хуторе св. колодца, который в настоящее время предан забвению. Когда Матушка настоятельница рассказала об этом Старцу, то он велел искать колодезь на том месте, где она увязла, и действительно в скором времени нашли старый забитый сруб, из которого по открытии показалась вода. В это время некоторые недужные сильно кричали. Батюшка слушал рассказ об этом с большим вниманием, и 1 июля сам приехал в Рудново. Через день он ходил на другую сторону сажалки за плетнем, молился там и, взяв лопату, вырезал на земле крест и велел копать новый колодезь сказав: «вот этот колодезь будет настоящий, а тот пусть останется!» Недужные волновались и кричали ужасно. На следующий день Батюшка вернулся в Шамордино, а 5 числа была освящена церковь на кладбище во имя св. Троицы. Прогостив в Шамордине около 2-х недель, Батюшка собрался уезжать домой. Назначен был день отъезда, и сестры с грустными лицами толпились около его кельи, чтобы проститься с дорогим отцом, принять благословение и проводить его до следующего года. Вот к крыльцу уже подана карета, в которую укладывали его вещи; все было готово, но Батюшка не выходил. Наконец всех стало удивлять такое промедление, тем более, что уже день клонился к вечеру, становилось сыро. Наконец карету отправили назад, объявив, что Батюшка ослабел и не может ехать. Встревожились сестры за своего дорогого гостя, и как ни хотелось им удержать его у себя подольше, но конечно не по случаю болезни. Однако к вечеру Старец отдохнул, и на другой день сборы возобновились, но та же слабость внезапно лишила его возможности ехать. Прошло несколько дней, – Батюшка совершенно оправился и снова пытался уезжать, но непонятное болезненное явление не замедлило явиться, лишив его сил. Приняв это троекратное препятствие за указание воли Божией остаться в Шамордине, Старец более уже не собирался и сказал однажды: «Совсем я здесь приконапатился». «Я задержался здесь, – писал он в Оптину, – по особому промышлению Божию, а зачем, – это означится после».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

В дальнейшем я не раз замечал на его проповедях, что то, что он говорил, легко входило в сердце каждого, кто его слушал, вне зависимости от образования и степени воцерковленности. Потом владыка сказал: " Сейчас я сниму омофор, но учти, будет темно " . В храме действительно оказалось совсем темно, там оставалась непотушенной только одна лампадка. Так как уже все разошлись, владыка Иоанн предложил проводить меня до школы. Он несколько раз спрашивал, настаивал. Но я всё время отказывался, причем я отчетливо тогда понимал, что это гордость во мне говорит, и мне стало очень стыдно, но я смог себя превозмочь и всё равно отказывался, и владыка меня ласково отпустил одного. При выходе стоял мой старший однокашник — мальчик лет девяти, он ругал меня всю дорогу, что я задержался, а его заставили меня ждать. Он ожидал, что его насмешки заденут меня и я буду плакать, и очень удивился, что меня это больше не тревожило — такое радостное ощущение у меня было. Эту свою исповедь я запомнил на всю жизнь. Нечто подобное случалось и потом. Помню, как некоторое время спустя мы поехали в Брюссель и решили посмотреть на построенный новый храм в честь Иова Многострадального, это был храм — памятник царской семье, всем новомученикам и пострадавшим во время гражданской войны и гонений в России. Его начали строить еще до войны, но окончили только в 1950 году. Это было зимой. Тогда в Брюсселе выпало довольно много снега, и мы даже катались на санках. Внутри церкви было немногим теплей, чем на улице. Мы стояли окоченевшие, внутри помещения было сыро, так как штукатурка на стенах еще не успела просохнуть, но все были поражены обликом храма. Дети, родившиеся на чужбине или приехавшие за границу в младенчестве, в первый раз видели русскую церковную архитектуру. Вдруг мы услышали топот и стук — это владыка Иоанн постучал посохом о пол (дверей еще не было), чтобы привлечь наше внимание, и сердито произнес: " Это так вы встречаете архиерея? " Мы испугались, а он сказал, что пошутил, подошел и каждого благословил, называя по имени.

http://e-vestnik.ru/analytics/zhivye_uro...

(читай, святейшего, т. е. Синода). ...Пожалуй, в другой раз подкопы М-а и К о будут успешнее майских: тогда прощай! Того и смотри, махну в Саввинский монастырь выделывать из себя подвижника, только все-таки не вроде Феофана. п. VII... Об Феофане я никогда не вспоминаю: злой че­ловек, но – что же сделать? п. VIII... Непременно решился написать к вам... Увы! Тут подошел обед у отправлявшегося на другой день старого друга (к дьяволу бы его на рога!): отказаться невозможно. ... В 7 час. 20 мин. сидел я (после литургии в день Рождества Христова, в Вифлееме) в архондарике, похожий больше на полумертвого. Но в комнатах было так холодно и сыро, день был такой чудный, мой теплый кабинет рисовался в воображении так заманчиво, мой арабченок так раздражил мой вкус обещанием чудной жареной индейки (вместо разваренных кур и голубей вифлеемских), что лихой наездник, закусив маленько столько же хорошим бульоном, сколько и худою курицею, в конце 9 часа путешествовал уже (уверяю, со звездою, хоть и днем) из града Давидова в град Царя Великого. В 10 часов чистый лоб Василья Андреевича лоснился уже предо мною самым праздничным образом в моем кабинете... Я еще не спал в ожидании индейки, но уже считал подвиг конченным... Эти VIII писем напечатаны были в декабре 1889 г. и в январе 1890 г. прежде, чем я имел о них разговор с г. Семевским. Затем в феврале и марте письма уже не появлялись; но в апреле снова явились, но с значительными уже пропусками. Впрочем, и в этих усеченных письмах есть строки, обращающие на себя внимание. Так – п. X... Что приходилось читать (в светских журналах), удивляет под­час своею смелостию. Оно бы, может, и хорошо – там, где порядок есть хоть какой-нибудь. А как подумаешь об огороде, где и Щедрины растут и Бурачки процветают, где и медведь орет и корова ревет, и сам черт не разберет, кто кого дерет, – поневоле задумаешься... Довольно. Такова сердечная, интимная переписка свата–кир Кирилла с сватом кир Макарием 828 , поведанная всей читающей публике российской. 18 числа, в полночь, я возвратился из Москвы, в Тверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

     А куда деваться с новорожденной? Директор общежития предупредил: после родов куда хочешь, туда и иди. Но и тут нашлись добрые люди, собес выхлопотал комнатушку на территории монастыря, без всяких , естественно, удобств. Все зубы себе попортила, ведь сколько вёдер воды пришлось  перетаскать ими. А то поставлю вёдра на тачку и толкаю её грудью.      Но самое страшное было впереди – начался мастит. В городе сделали операцию, надо было бы полежать день-другой. Но я не могла себе этого позволить. Тут же вернулась к дочке. Пришлось перейти на искусственное питание. Газа у меня не было, приходилось разогревать еду на плите. У дочки был отличный аппетит – родилась-то она  богатырём, почти пять килограммов. Не могла ждать, пока еда подогреется, и орала благим матом. Соседка стучала в стенку: «Сдай в детдом». Эти слова терзали молодую мать,  как нож. Наловчилась я быстро, закутывала на ночь три бутылочки в одеяльце и, чуть дочка пискнет, сразу кормила её.      А как Вера  справлялась с купанием дочки! Укладывала её в  пелёнку, завязывала четыре конца, бралась зубами за узел и опускала кулёк в ванночку. Пелёнки стирала в корыте ногами, а потом сушила их на себе, ведь в комнате было сыро и ничего не сохло. Но вот всё освоено, появилась сноровка, вырвалась, наконец, в загс в Калугу – зарегистрировать свою  Иринку. Когда ей выдали свидетельство о рождении, она не веря своим глазам прочла имя ИРАИДА. То было имя её матери.                                                ВЕРНУЛСЯ      -Сегодня у меня день стирки, - объявила Вера, - надо готовиться к приезду сына, он демобилизовался из армии.  Ожидаю его со дня на день.      -Хорошо, что у вас хоть стиральная  машина есть. – заметила я.      -А я ею не пользуюсь, уж очень много порошка она расходует. Да и бельё рвёт. А оно у меня и так еле дышит. Да я не хуже постираю в ванне ногами.      Стирального порошка в доме не оказалось, в халате на улицу не побежишь. И вот  Вера влезает в кофту, движением шеи, спины расправляет её. Вдевает ноги в брюки, сгибается колесом, захватывает зубами пояс и подтягивает их… Теперь можно бежать в магазин…

http://radonezh.ru/analytics/vera-nataly...

Знаю, боголюбивая сестра, что и ты охотно бы уклонилась от бремени настоятельства и скрылась бы в безмолвие, внимать себе и своему спасению. Но что же будет без тебя с сестрами юными и неопытными, собравшимися в N общине, для спасения душ своих? Поэтому потерпи, сестра, и потрудись о Господе, нося немощи и тяготы немоществующих, да некогда и сии милостию и помощию Божиею укрепятся и приидут в силу духовную, чтобы чрез то могла ты во время оно рещи Господеви: се аз и чада моя, яже ми еси дал. 159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках …Прежде забыл писать тебе, что видел ваши кирпичи. Один привезен был мне на показ вашими N путешественницами. Кирпичи хороши по отделке и выгодны будут по величине. В вашей стороне выгоднее производить кирпичныя постройки, нежели деревянныя. Да они и прочнее и дольше простоят; только при постройке нужно подниматься от земли повыше, а иначе будет жилье или сыро и холодно, или угарно. Поспешили вы отштукатурить вашу церковь. Хорошо не будет. Рядчикам во всем доверять не следует, а особенно когда они приискивают себе работу. Деньги возьмут и уйдут и от дела их, после бывает неприятность хозяину. У нас в скиту сделан был деревянный придел и из хорошаго и толстаго лесу, а все-таки, в первые годы вместо штукатурки обит был белым коленкором, и когда коленкор немного потемнел от пыли, то кажется, его на третий год прокрасили белой краской, и так в церкви вид был очень хорошо несколько лет, а потом уже при удобном случае обштукатурили стены. Штукатурка более потребна там, где строение делается из плохаго леса. О кирпичах начал писать с той целию, чтобы вы позаботились в наступающую осень приготовить кирпичные сараи, чтобы весною тотчас же приготовлять и делать побольше кирпича, из котораго после можно делать потребныя здания. Приветствую о Господе N и прочих сестер общины. Прошу, чтобы притчу о гусях и утках не забывали и гусиных и утиных немощей избегали, или хоть по крайней мере не оправдывались в них, а сознавались и каялись.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

На приеме вырешилось – разрешение на созыв Собора епископов, избрание Патриарха и при нем Свящ[енного] Синода, открытие бог[ословской] школы, свечных заводов, издание журнала, отвод собственной типографии, отвод для патриарха особого здания – дворца, где жил герм[анский] посол, расширение прав архиереев на наблюдение за церк[овным] хозяйством, на участие в распределении пунктов открытия церквей. Была речь об отводе Новодев[ичьего] монастыря; «Сыро там и много разрушений, – говорил Молотов, – но при желании – возражений нет». Сталин заговорил о дух[овных] училищах и семинариях, но Митр[ополит] сказал, что у нас будут бог[ословские] курсы для получивших общее среднее образование. «Мало просите», – сказал Сталин. Молотов записывал по указанию Сталина все разрешаемое . 5 сентября . В воскресенье было торжественное служение в Елоховском соборе. Служили 3 митрополита. Торж[ественная] встреча. Архиереи выходили в рясах. Приветствовал при входе о. Колчицкий. На молебен выходили все архиереи. Благодарственное молебствие. С этого дня все мы, разместившись в трех гостиницах: «Москва», «Гранд-отель» и «Европа» обедали завтракали и ужинали в ресторане «Москвы» в особом «банкетном» зале. 6 сент[ября]. В 1 ч[ас] дня в здании Патриархии (старом) было предварительное совещание архиереев под председательством м[итрополита] Сергия. Блаженнейший подробно рассказал о приеме у Сталина, о благожелательном разрешении всех поставленных там вопросов, и затем подробно обсудили все вопросы о способе и порядке избрания и хода дела на Соборе, который назначен на 8 число уже в новом помещении Патриархии (Чистый пер., 5). Как деталь, укажу на вопрос о форме патриаршего клобука (куколь). М[итрополит] Сергий не хотел менять обычный белый клобук на куколь, но большинство архиереев высказались за необходимость поддержать традицию, и Колчицкому принять экстренные меры к изготовлению куколя и шитых золотом херувимов на нем... Тут же м[итрополит] Сергий поручил мне с а[рхиепископом] Сергием Гришиным написать обращение ко всем христианам мира (патриотическое), а[рхиепископу] Варфоломею текст благодарственного письма властям за прием и разрешение вопросов.

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Кавказскому Владыке 426 просившемуся на покой отказано, как пишут нам из Питера: молод де. 8-го февраля, в прошлое воскресенье, по молитве открыл я, с благословения Владыки, епархиальную библиотеку, в коей собрано до 4000 книг всякого рода. Здесь, по воскресеньям, будут чтения для простого народа и собеседования с раскольниками. Помолитесь, чтобы Господь благословил начинания наши успехом. В Муроме думаю построить сосновые келии над настоятельским корпусом, чтобы мне, когда приеду, воспользоваться добрым помещением. Внизу сыро и мрачно. Деньги дает г-жа Ермакова 427 . Иван Гр. Соколов 428 , помощник смотрителя дух. училища, оставляет учил. службу. Обещают ему дать за 40 л.-службу в пенсию полное жалованье. Старичка, вероятно, изволите помнить. Ходит все в той же шинели, какую надел 40 л. назад, но еще бодр и не потерял энергии. Как-то Вы изволите поживать? Осмотрелись ли, привыкли ли? Дай Бог Вам долгоденствовать и благоденствовать». В ответ на это писал я от 16-го числа: «Усерднейше благодарю Вас за память. Николо-Шартомский монастырь, который Вы рекомендуете для жительства Преосвященному Волынскому, в четырех верстах от моей родины – села Гориц. Были ли Вы в этих местах? Кавказский Преосвященный в сентябре минувшего года, мимоездом из Петербурга, гостил у меня дня три и действительно жаловался на расстройство здоровья и на затруднительность своего положения при разных столкновениях с высшими светскими властями. —275— 1875 г. Недавно проезжал чрез Харьков в Петербург Преосвящ. Таврический (Гурий) для совещания с Боткиным 429 о какой-то серьезной болезни. Не вздумал бы и этот проситься в отставку? После сего, что же удивительного, если Ваш Владыка, который летами едва ли не старше Волынского, начинает чувствовать телесные немощи? Но да сохранит и подкрепит его Господь ко благу Владимирской паствы, которая, как слышно, им очень довольна! Ректор Влад. Сем. (Павел) 430 был здесь Инспектором. Мне интересно бы знать, каких он качеств; не откажитесь, пожалуйста, на сей раз удовлетворить моему любопытству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010