– е ис бер яуызлы эшлм, бе барыбы а бында, – тип ысыры. 29 арауылсы ут орап алды ла блм эсен йгереп инде м, алтыранып, Павел менн Сила алдына йыылды. 30 Шунан улары тыша алып сыты. – фнделрем! отолоуа лгше сн ми ним эшлрг крк? – тип ораны. 31 – Раббы айсаа инан. Шулай эшл, е д отолоро, бт й д отолор. 32 Павел менн Сила уа м уны йндгелре барыына Раббы ен взлне. 33 Шул у стт, тнд, трм арауылсыы улары йрхттрен йыуы. Шунда у ул е м йндгелре бте л ыуа сумдырылыу йолаын тне. 34 ене йн алып килеп, ул улара табын ерлне м Аллаа инаныуы сн бт аиле менн ыуанды. 35 Кн тыуас, ала идарасылары ярамсылары аша, улары азат итерг, тигн хбр ебрелр. 36 Трм арауылсыы был хата Павела: – ала идарасылары ее азат итерг тигн хбр ебргн. Барыы, именлек ег, – тине. 37 Лкин Павел: – Бее, Рим граждандарын, халы алдында хкм туманылар, трмг яптылар, хер йшерен решт сыарыра телйрме? Ю! Килендр бее ре сыарындар, – тине. 38 Ярамсылар был ре ала идарасыларына еткере, идарасылар, Павел менн Силаны Рим граждандары икнен ишеткс, урып алдылар. 39 Яндарына килеп ф тенделр, улары ирекк сыарылар м аланан китерен оранылар. 40 Улар и, трмнн сыас, Лидине йн бары. Унда имандаштарын осратып, улара гт-нсихт бирелр м юла сытылар.   17   Фессалоника алаында боларыш   1 Илселр, Амфиполь м Аполлония алалары аша теп, Фессалоника алаына килеп етте. Унда йдтр ибтханаы бар ине. 2 Павел, ттгес, ибтханаа килде м с шмбе рттн йдтр менн Изге Ямалара йтелгндр тураында гм оро. 3 Улара Мсихте азап сигерг м ленн терелерг тейешлеген алатты м ибат итте. – Мин ег айса хаында вз йтм м шул айса – Мсих, – тине Павел. 4 Йдтре айы берре, шулай у Аллаа хрмт кртесе бик кп гректар м улары кп кен кренекле атын-ыары имана килде м Павел менн Силаа ушылды. 5 Лкин бтн йдтр быа кнлшеп, баар майанындаы йне кешелре йыйып, алала бола уптары. Павел менн Силаны халы алдына алып сыыу сн, улары Иасонды йн барып элнелр. 6 Илселре тапмаас, Иасонды м иман тотоусы айы бер кешелре ала башлытары янына йрп алып килделр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В дальнейшем смысле, в отношении к мессианским временам, в стт.15–16 по свидетельству евангелиста Матфея, содержится предсказание об избиении Иродом вифлеемских младенцев. «Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, – говорит евангелист, – весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов. Тогда, – продолжает евангелист, – сбылось реченное через пророка Иеремию» и приводит 15 ст. 31 гл. Иер. ( Мф.2:17–18 ). Связь между двумя этими событиями состоит в следующем: как вообще весь народ Господень был прообразом Мессии, так и отдельные события из его истории прообразовали отдельные события из времён Мессии. В частности, событие пленения израильтян имеет много сходного с событием избиения вифлеемских младенцев, так что первое событие служит прообразом второго. Оба эти события были великим бедствием для еврейского народа: во время ассирийского плена множество израильтян погибло и было уведено в плен; при Ироде, который хотел убить Богомладенца Христа, много погибло невинных вифлеемских младенцев. Но как ассирийский плен не истребил израильтян, так и Господь Иисус Христос сохранился от меча Ирода. 31:31–34. – Пророчество об установлении Нового Завета и качествах его: «Вот наступают дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет , – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними» (стт.31–32). От имени Самого Бога пророк возвещает здесь об установлении Нового Завета, который будет не таким, каким был Ветхий Завет , заключённый между Богом и еврейским народом на горе Синае. Члены Ветхого Завета не устояли в союзе с Богом и нарушили его, за что и были отвергнуты Богом. Взамен нарушенного (синайского) завета Господь заключит Новый Завет, который в отличие от прежнего будет вечным. Продолжая далее раскрывать пророчество о наступлении времён Нового Завета, Иеремия от лица Божия говорит: «Вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, – говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (ст.33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

В стт. 10 – 12 и 20 – 23, представляющих этнографическую вставку в рассказ, еврейскому народу сообщаются интересные указания относительно истории тех стран, мимо которых он проходит. Кук и другие ученые относят рефаимов, емимов, замзузимов и прочих первообитателей Ханаана к семитической расе. Кафтор отождествляется с о. Критом, кафторимы – с его выходцами филистимлянами (Пелешет), поселившимися в юго-западном углу Ханаана и сообщившими свое имя (Палестина) всей стране. Втор.2:24 .  Встаньте, отправьтесь и перейдите поток Арнон; вот, Я предаю в руку твою Сигона, царя Есевонского, Аморреянина, и землю его; начинай овладевать ею, и веди с ним войну; Втор.2:25 .  с сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя. Втор.2:26 .  И послал я послов из пустыни Кедемоф к Сигону, царю Есевонскому, с словами мирными, чтобы сказать: Втор.2:27 .  позволь пройти мне землею твоею; я пойду дорогою, не сойду ни направо, ни налево; Втор.2:28 .  пищу продавай мне за серебро, и я буду есть, и воду для питья давай мне за серебро, и я буду пить, только ногами моими пройду – Втор.2:29 .  так, как сделали мне сыны Исава, живущие на Сеире, и Моавитяне, живущие в Аре, доколе не перейду чрез Иордан в землю, которую Господь, Бог наш, дает нам. Втор.2:30 .  Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне. Втор.2:31 .  И сказал мне Господь: вот, Я начинаю предавать тебе Сигона [царя Есевонского, Аморреянина,] и землю его; начинай овладевать землею его. Втор.2:32 .  И Сигон [царь Есевонский] со всем народом своим выступил против нас на сражение к Яаце; Втор.2:33 .  и предал его Господь, Бог наш, [в руки наши,] и мы поразили его и сынов его и весь народ его, Втор.2:34 .  и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стт. 23–24. – мессианское пророчество (наизусть). «И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их, и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это». Пророчество об одном Пастыре предполагает и единое стадо. Господь в притче о Добром Пастыре единого стада объясняет это пророчество, указывая на Себя ( Ин. 10, 1–16 ). Он же совершит окончательный и праведный суд между праведными и неправедными овцами всего словесного стада, когда в день судный «отделит праведных от беззаконных», как пастырь отделяет овец от козлов, и каждый получит то, что заслужил ( Мф. 25, 32–34, 41 ). Из контекста речи Иезекииля и по толкованию свв. Отцов следует, что под «пастырями израилевыми следует понимать руководителей избранного народа – царей, первосвященников, священников, старейшин и вообще всех, кто имел власть над Израилем до пришествия Мессии. Грозное пророчество о недостойных пастырях, по мысли свв. Отцов, звучит предупреждением и в Новом Завете пастырям, не заботящимся о спасении вверенного им стада. Гл. 37. Пророчество о воскресении Стт. 1–10. Видение оживления сухих костей и объяснение видения (11–14). В видении Господь вывел пророка в поле, полное человеческих костей: кости были «весьма сухие» – т.е. принадлежали давно умершим людям, были обнажены от плоти и иссохшие. Господь обвел пророка вокруг поля и спросил еги: «оживут ли кости эти?» Пророк ответил: «Ты, Господи Боже, знаешь это». Тогда Господь велел пророку проречь на кости, чтобы они ожили. И вот по слову пророка поднялся шум: кости стали соединяться, каждая к составу своему и покрылись жилами, плотью и кожей, только духа не было в них. Господь повелел вторично пророку проречь о духе. По слову пророка дух вошел в мертвые тела, они ожили и вот встало на ноги великое полчище (1–10). Стт. 11–14. Господь объясняет пророку смысл видения: кости – это дом Израилев; они говорят: «сухи кости наши, погибла надежда наша, мы как мертвецы». Но «вот Я отверзу гробы ваши... и дам дух Мой в вас, и оживете».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Но мы помним, тоже в синоптическом предании, образ псов, которые питаются крошками, падающими со стола господ ( Мф. 15:26–27 , ср. Мк. 7:27–28 ). Псы – это язычники. Лазарь – с псами. И если по смерти мы видим его на лоне Авраамове (ст. 22), то мы вспоминаем людей с Востока и Запада и Севера и Юга за трапезою Царства. Ясно одно: образ богача есть образ правоверного иудея. Как и его братья (стт. 29–31), он имеет Моисея и пророков. И богач попадает в ад (стт. 23 и слл.), и адские муки грозят его братьям. Но осуждение Израиля – не бесповоротное. Оно тяготеет над современниками Христовыми. Однако, свой плач над Иерусалимом ( Лк. 13:34–35 ) Господь заключает так: «се, оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне». Пока не придет. Приговор содержит обетование. Когда время придет, тогда они увидят Христа, увидят «Благословенного, грядущего во имя Господне». Это видение есть восстановление Израиля, – восстановление в универсализме Царства, которое объемлет и язычников, и иудеев. Накануне Страстей оно прообразуется торжественным входом. Оно, конечно, было дорого Луке, ученику апостола языков, заключившего свое упование в незабываемый образ благородной маслины ( Римл. 11 ). Благодарность есть выражение любви. И просьба об исцелении предполагает любовь. Делание правды, вытекающее из веры, есть исполнение закона любви. Во время пути Господь вызвал законника, вопрошавшего Его об условиях наследования жизни вечной, к ответу от закона, в двоякой заповеди любви (10:25–27). Пример любви к ближнему дает притча о милосердом самарянине, в ответ на вопрос законника: «а кто мой ближний?» (10:29–37). Смысл притчи – не в том. что ближним, впавшим в разбойники, оказался не священник и левит, а презираемый иудеями самарянин. Урок содержится в заключительном призыве: «иди, и ты поступай так же». Так же, как самарянин. Учение о любви во время пути возвращает нас к ранним галилейским дням. И так же, как и в ранние галилейские дни, закон любви имеет преимущество перед законом обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Объем книги завета определяется в стихе 3-м словами: все слова Господни и все законы. Обращаясь назад, в надписании 20-й главы читаем: и изрек Бог (к Моисею) все слова сии, т. е. ближайшим образом, десятословие, которое содержится в следующих стихах со 2-го по 17-й включительно, и затем предписания стихов с 23 по 26-й. В следующей, 21-й главе читаем: и вот законы, которые ты объявишь им. Законы эти занимают главы 21, 22 и 23-ю. Следовательно, книга завета состояла приблизительно из 4-х глав законодательного содержания – не более: это видно из слов народа, сказанных по прочтении книги: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны ( Исх.24:7 ). В книге заключалось именно то, что ранее передано Моисеем народу устно: и при устной передаче и по прочтении писанного, народ отвечает буквально одинаково (стт. 3 и 7). После того, как народ нарушил заключенный с Богом завет поклонением золотому тельцу, Моисей, по повелению Божию, вторично восходит на гору Синай, Иегова вторично заключает завет с Израилем и опять говорит Моисею ( Исх.34:27 ): напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. В следующем 28-м стихе читаем: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие. По 2-й половине стиха, Моисей, по-видимому, исполнил повеление Божие: напиши седе слова сии тем, что начертал свящ. письмена на скрижалях. Но если так, то стих 28-й станет в прямое противоречие с 1-м стихом, где сказано: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я, т. е. Сам Иегова, напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил. Еще яснее выступает это противоречие при сопоставлении с 10-й главой Второзакония. В стихе 2-м, как и в 34-й главе кн. Исход, Иегова говорит: Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, а в стихе 4-м писатель прибавляет: и написал Он (т. е. Иегова, а не Моисей) на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на, горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Обозначение основных предметов обличения: лицемерие [«говорят и не делают» (ст. 36), «связывают бремена тяжелые... а сами не хотят и перстом двинуть их» (ст. 4)]; тщеславие [»все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» (ст. 5)]. Примеры тщеславия: «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (ст. 5) (домашнее задание). Основание действий фарисеев: «И скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих...» ( Числ 15:38 ); «И навяжи их [слова Закона] в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» ( Втор 6:8 ). Толкование Втор 6:8 «навязать на руке» значит соблюдать заповеди на деле; «над глазами» – размышлять о них постоянно; фарисеи же поняли это место буквально, т.е. неправильно; «любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах» (ст. 6); «и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (ст. 7). Смысл последующих слов: «А вы не называйтесь учителями... и отцом себе не называйте никого на земле» (стт. 8–9); Невозможность буквального понимания (ап. Павел «учитель языков» ( 1Тим 2:7 и мн. др.); Разница между Учителем и учителями, Отцом и отцами аналогична разнице между Богом и богами из Пс 81:6 («Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы»; ср. с Ин 10:34– 35 ) с. 253–254; 4]. Вывод из вступления: «Кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (ст. 12). Центральная часть обличительной речи ( Мф. 23:13–31 ): 8–кратное «горе вам» (в Лк. 11 – 6 –кратное «горе» с. 142–148]). Злые плоды дел злых учителей: «затворяете Царство небесное человекам» (ст. 13); прозелиты, ученики фарисеев – «сыны геенны, вдвое худшие» (ст. 15); они, развратясь: либо остаются в иудействе и становятся подобными рабам, знающим волю Господина, но не исполняющим ее, в то время как раньше, они этой воли в полной мере не знали; либо, отпадают опять в язычество, уподобляясь псу из 2Петр 2:22 ; Примеры фарисейской казуистики и ее разоблачение (ст. 16–22); Аксиология закона (ст. 23–24): суд, милость и вера важнее десятины, но и внешнее надлежит соблюдать;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Возможно, это те самые вышивальщицы, ткавшие храмовую завесу, которые упомянуты в сирийском Апокалипсисе Варуха 1740 . К этому можно прибавить, что еврейский текст в одном месте, опираясь на созвучие, ставит «девушку» () в параллель «вдове» (), причем из контекста главы (стт. 13 и 56) ясно, что подчеркивается именно безмужнее и бесплодное состояние женщины, которая называется то «немучившейся родами», то «оставленной» и «отверженной». Не бойся, ибо не будешь посрамлена, И не смущайся, ибо не будешь унижена. Ибо посрамление девичества твоего забудешь, И унижение вдовства твоего более не вспомнишь. Еще более важным для нашей этимологии является одно изречение из трактата Недарим: «Р. Александри сказал от лица р. Хийи бен Аббы: Больной не восстанет от болезни, пока не отпу стятся ему все грехи, как написано: «Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» [ Пс 102:3 ]. Р. Хамнуна сказал: Он возвращается в дни своей юности ( ), ибо написано: «Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости (); он возвратится к дням юности своей ( )» [ Иов 33:25 ]» (ВТ Недарим 41а) 1741 . В другом месте книги Иова «юность» является синонимом «здоровья» ( Иов 20:11 ) 1742 . Итак, редкое слово , употреблявшееся всегда во множественном числе, означало тот возраст, когда человек еще не совершил греха, т.е. либо тот, который описывает апостол Павел, говоря от лица всякого человека: «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер» ( Рим 7:9–10 ), либо, что наиболее близко по смыслу ко всем приведенным выше контекстам, самую границу выхода из него. Следовательно, по существу наиболее точно было бы перевести термин прилагательным «невинная», прежде всего имея в виду моральное состояние. Сказанное позволяет прояснить некоторые моменты в евангельском тексте, писатели которого, по всей видимости, принадлежали к той же традиции понимания пророческого слова, что и переводчик 7-й главы кн. Исайи. Так, можно понять, почему Мария говорит ангелу: «Я мужа не знаю» ( Лк 1:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

1, повелевает изготовить две скрижали, подобные прежним, и говорит, что Он напишет на них то же, что было написано на первых скрижалях. Моисей исполняет повеление Божие и восходит на гору. В стихах с 6 по 26, с некоторым перерывом в стт. 8 – 9, содержится речь Господа к Моисею, преимущественно, законодательно-обрядового характера. Многие отдельные части этой речи совпадают с десятословием 20 гл. Исхода и 5 гл. Второзакония. Именно: в стихах 6 – 7 Господь называет себя Богом, сохраняющим милость в тысячи родов и наказывающим вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. В ст. 14: ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Бога), потому что имя Его «ревнитель»; Он Бог ревнитель. В стихе 17-м: не делай себе богов литых. В стихе 21-м, обставленном предписаниями о различных праздниках, читаем: шесть дней работай, а в седьмый день покойся. Таким образом, в 34-й главе есть три заповеди общеизвестного десятословия: 1-я, 2-я и 4-я. К ним присоединяются: заповедь о порядке празднования опресноков, о выкупе всех первенцев, запрещение являться перед лицом Божием с пустыми руками, повеление три раза в год делать всеобщие праздничные собрания, предписание о кровавой жертве и, в частности, о пасхальной, закон о начатках плодов и, наконец, запрещение варить козленка в молоке матери. Получается, следовательно, десять заповедей религиозного и религиозно-обрядового характера (должен заметить, что счет их может быть различный). Эти заповеди Господь предваряет словами: вот, Я заключаю завет...: сохрани то, что повелеваю тебе ныне (ст. 10 – 11). По произнесении их, Господь говорит: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобой и с Израилем (ст. 27). В следующем стихе, непосредственно за сим, прибавляется: и пробыл там (Моисей) у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил и написал (Моисей) на скрижалях слова завета, десятословие; в славянском – по LXX-mu: написа... словеса сия завета десять словес. Из приведенных мест, по-видимому, следует то заключение, что десятословие, записанное на вторых скрижалях, было не то, какое мы знаем: оно совпадает с общеизвестным десятословием лишь в трех десятых своего содержания, а прочие семь заповедей были совсем другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Помни, что смерть немедлит, и завет ада не открыт тебе: прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему» ( Сир 14:11–13 ). Процитированный текст имеет непростую структуру, которая требует анализа. Можно заметить смысловой параллелизм: делать добро себе/делать добро другу; приносить жертвы Господу/бескорыстно давать человеку. Формула καθς ν χς состоянию; букв.: поскольку вводит призыв не скупиться на «добро себе», но тратиться при всякой возможности. Понять это вразумительно можно в двух вариантах: либо речь идет о средствах развлечения, приобретение которых потребует сокращения хозяйственных трат и ограничения наследства, приготовляемого человеком для своих потомков; либо подразумевается будущая жизнь. Контект поддерживает вторую версию. Так как параллелизм обычно служит развитию одной и той же темы, т.е. подчиняет свои элементы закону тождества, исходя из структуры фрагмента можно построить цепочку отождествлений: делать добро себе Ò приносить жертвы Ò делать добро ближнему Ò оказывать милость. Понятно, что эти тождества не абсолютны, а сугубо контекстуальны, так как, в частности, Сирах не отрицает необходимости храмовых жертвоприношений как самодостаточных актов (ср. стт. 7:33–34). Но он, во-первых, фактически приравнивает к ним проявления милосердия, а во-вторых, то и другое считает важным в связи с приближением смерти. Смысл оказывается тем же, что и в сентенции о милостыне из книги Товита. При этом отношения человека с адом описываются в терминах «завета» (διαθκη δου), т.е. человек как бы «завещан» аду и в свое время, для него самого неизвестное, должен быть ему отдан. Благочестие противополагается этой неизбежности, что наводит на мысль о другом «завете» – с Богом, Который, согласно одному из псалмов, «не оставит душу» Своего служителя «во аде» и не даст «преподобному Своему видеть тление» ( Пс 15:10 ). На то, что из ада есть выход, косвенно указывает восхваление пророка Илии, который воскресил умершего ребенка: «Ты воздвиг мертвого от смерти и из ада словом Всевышнего» ( Сир 48:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010