43 «Подобает ведати, яко лития за упокой в притворе не бывает до Недели Фомины» (Типикон, Великий четверг, 1-е «Зри»). Это указание Типикона является основанием тому, чтобы в последующие дни Страстной и Светлой седмиц не совершались заупокойные поминовения. 44 Входные молитвы священнослужители совершают пред началом часов, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много просфор, она может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах». 45 «И поем множицею, Дóндеже причащаются братия Божественных Таин» (Типикон, Великий четверг, вечер). 46 «...Входим в трапезу, и ядим варение с елеем. Пием же и вино и ино сухоядение, занеже поется Аллилуиа» (Типикон, Великий четверг, вечер). 49 «Подобает же и сие ведати: яко прияхом в Палестине, в сей святый день Великаго пятка, не творити Преждеосвященную, ниже паки совершенную литургию, но ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день Распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца» (Типикон, Последование часов Великого пятка, «Зри»). 51 В Великую субботу – на утрени, на часах, вечерне, литургии – все, что обычно читается на солее, как-то входные молитвы, ектении, Апостол, Евангелие, а также перенесение Святых Даров – все, кроме причащения, совершается пред Плащаницей. 52 В Типиконе указано: по исполнении тропарей, когда певцы начнут петь Непорочны, тогда настоятелю – раздать братии свечи и самому совершать каждение всего храма. В практике принято настоятелю самому участвовать в пении Непорочных, поэтому каждение храма он совершает во время пения тропаря: «Благообразный Иосиф...» и тогда же зажигает свечи. Каждение начинается с Плащаницы, к которой священнослужители выходят Царскими вратами. 54 Типикон указывает настоятелю и прочим сослужащим ему иереям и диаконам во время пения великого славословия войти в алтарь, облачиться и выйти из него с Плащаницею перед Царские врата, подобно тому, как совершается вынос Креста в Воздвижение Креста Господня или в Крестопоклонное воскресенье. Такой порядок имел место в древнерусской богослужебной практике, когда не было выноса Плащаницы в Великую пятницу. С введением последнего это указание Типикона утратило свою силу. Поскольку Плащаница с вечера Великой пятницы уже находится на средине храма, священнослужители в Великую субботу выходят к ней Царскими вратами еще во время пения тропаря «Благообразный Иосиф...» и остаются здесь для пения Непорочных, затем вторично выходят из алтаря к Плащанице во время пения «Преблагословенна...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В другом послании Святейший Патриарх Алексий пишет: «Большая часть молящихся в Церкви не является знатоками пения, но спросите у этого большинства, чего оно ожидает от церковного пения и какого пения оно желало бы? И большинство ответит вам: дайте нам такое пение, которое трогало бы сердце, которое вызывало бы у нас слезы умиления, которое поднимало бы наш дух и помогало бы молиться. Народ прекрасно понимает истинный дух и надлежащий тон церковного пения и лучше всякого знатока отличает пение церковное от пения театрального. Зачем ему навязывать то, чего не принимает его молящийся дух? Зачем навязывать ему в лучшем случае наслаждение, притом мирское, душевное, когда он ищет умиления духовного? Если в просьбах наших к людям, от которых мы ожидаем получить то или иное, мы выдерживаем нужный, часто почтительный и, во всяком случае, серьезный тон, то почему в прошениях наших к Господу мы дерзаем брать тон дерзновенных и легкомысленных театральных излияний, исключающих всякое благоговение? Исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов или страстных оперных арий не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но даже уловить содержание и смысл песнопения. Такое пение дает лишь впечатление слуху, но в душе не оставляет никакого следа». Забвение уставности пастырями порождает равнодушие верующих к службам, приучает их довольствоваться певческими концертами. Духовно-нравственный пастырь-молитвенник сам первый почувствует, что во время концертно-театрального пения нельзя молиться и что оно не настраивает на благоговейную молитву. В заботах о молитвенной стороне церковной службы он, безусловно, обратит сугубое внимание на богослужебную уставность и церковность пения. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ Общие понятия о них Церковные службы годовые, то есть совершаемые однажды в год, посвящаются всегда особым воспоминаниям, которые и раскрываются в изменяемых частях богослужения. Дни годового круга, отмеченные особыми воспоминаниями и предназначением, – это дни праздников и дни Великого поста. Отсюда и годовые службы подразделяются на праздничные и великопостные. В праздничные службы Святая Церковь воспоминает выдающиеся события из земной жизни Спасителя, свидетельствующие о Божественном домостроительстве нашего спасения и спасительных плодах его. Отсюда праздники в Церкви получили значение обширной и разнообразной системы нравственно-религиозного обучения и назидания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Таким образом, к концу первого периода своего исторического развития богослужебное пение христианской Церкви представляло собой уже достаточно многоплановое явление, включающее в себя, во-первых; дифференцированную практику с различными принципами пения и типами песнопений; во-вторых, зачатки системы, управляющей этими принципами и типами пения, организующей их в единую структуру и заключающейся в постепенно формирующемся церковном уставе; в-третьих, учение о богослужебном пении с концепцией человека, понимаемого как инструмент Духа Святого, и с вытекающей из этого понимания «музыкальной антропологией». Правда, здесь следует оговориться, что вся сложность и многоплановость богослужебного пения находились еще в некоем свернутом, потенциальном состоянии, ибо постоянные ожесточенные гонения на христиан и их катакомбное, внезаконное положение не давали возможности полноценного воплощения всего этого в конкретные зримые формы. Однако эта «нераскрытость» явления не дает права отрицать существование самого явления. Подобно тому как в зерне заключено все растение со всеми его развитыми формами, так и в этом «нераскрытом» сокровенном состоянии христианского богослужебного пения трех первых веков уже было заключено и существовало все великое древо православного пения. Нужны были лишь условия для скорейшего его произрастания и именно возникновение этих условий – свершение конкретных исторических событий послужили границей, заканчивающей первый сокровенный период истории богослужебного пения и начинающей его второй, явленный миру период. 5. Богослужебное пение от Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина Миланский эдикт (313) святого императора Константина Великого превращает христианство из религии гонимой в религию официальную и государственную. Вместо катакомб и подземных служений на гробах мучеников отныне воздвигаются величественные храмы, в которых богослужение проходит открыто на глазах язычников. Вместе с внешним усилением растет и внутреннее благоустройство Церкви, что проявляется, в частности, в усовершенствовании богослужения, которое начинает принимать все более и более торжественный характер, а это не могло не повлечь и изменения в богослужебном пении, приобретающем все более и более сложные формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти книги суть: Октоих, Ирмологион, Праздники, Триодь, Обиход. Для частного богослужения в нотных книгах заключается немного песнопений. Все они изложены в одной книге (Обиход) и притом, вместе с песнопениями для общественного богослужения. Нотные книги, по своему содержанию и составу, соответствуют богослужебным книгам простым. В книге Обиход печатаются те песнопения, которые на известных божественных службах постоянно поются, и кроме того – некоторые из числа изменяемых; а в прочих книгах содержатся одни изменяемые песнопения: в нотном Октоихе – из Октоиха простого, в Праздниках нотных – из Минеи, в Триоди нотного пения – из Триодей, в нотном Ирмологионе – из Ирмологиона простого. Октоих нотного пения Октоих нотного пения содержит ноты, главным образом, для воскресных дней, что указано в заглавии его: «Октоих нотного пения, сиречь осмогласник, обдержай возследование воскресные службы осми гласов, с Богородичны всея седмицы». В каждом из 8-ми гласов заключается: на малой вечерне – псалом «Господи воззвах», Богородичен, стихиры на стиховне с Богородичным; на великой вечерне – стихиры на «Господи воззвах» с Богородичным, стихиры на стиховне с Богородичным; на утрени – «Бог Господь», степенны антифоны, ирмосы канона, «Свят Господь», стихиры на хвалитех, Богородичен: «Преблагословенна еси»; на литургии – блаженны. Засим к каждому гласу есть дополнение. В нем содержатся: во 1-х, подобны; во 2-х, «Богородичны, поемыя, егда есть слава святому в Минее. И ныне по гласу сия», – Богородичны для служб седмичных дней. В конце Октоиха – воскресные утренние стихиры евангельские. Ирмологий нотного пения Ирмологий нотного пения содержит ирмосы канонов. Ирмосы изложены по порядку всех восьми гласов, одни за другими. За ирмосами, расположенными по гласим их, находятся особо ирмосы канонов и трипеснцев на дни предпразднства праздников Рождества Христова и Богоявления. Затем следуют – величания, иначе называющиеся припевами. Они поются с ирмосами и тропарями на девятой песни канона. Праздники нотного пения

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Как пишет И. Гарднер, этот вопрос мог решить собор 1667–1668 гг. (когда Никона давно уже не было на патриаршем престоле). Но подобная тема даже не обсуждалась на соборе. А потому группа прихожан храма св. апостола Иоанна Богослова в Москве в 1668 г. решила добиться благословения на то, чтобы новые роды пения (роспевы киевский, болгарский, греческий), а также партесное пение были допущены на православном богослужении 66–67]. За благословением прихожане обратились к находившимся в то время в Москве патриархам Макарию Антиохийскому и Паисию Александрийскому. Они и выдали грамоту, одобряющую все просимое. На этом весьма сомнительном документе 100 и действует допущение многоголосного хорового пения по западноевропейскому образцу при богослужении Русской Православной Церкви. Теоретическое и идеино-эстетическое обоснование партесного пения в трудах И. Коренева и Н. Дилецкого . Внедрение партесного пения в богослужение Русской Православной Церкви происходило не гладко. На почве противоречия многоголосия по западноевропейскому образцу традиции древнерусского богослужебного пения возникала бурная полемика между ревнителями монодии (а также и троестрочия) и апологетами привезенного из Киева партесного пения. По одну сторону полемики стояли старообрядцы во главе с протопопом Аввакумом. Партесное пение ими воспринималось как ересь, соблазн. «На Москве поют песни, а не божественное пение по латыни и законы и уставы у них латинские руками машут и главами кивают и ногами топают, как обыкновенно бывает у латинян под звуки органов». 101 92] По другую сторону полемики находились почитатели новой культуры, среди которых особенно известны теоретик-композитор и педагог второй половины XVII века Николай Павлович Дтецкий, диакон придворного Сретенского собора в Кремле Иоаникий Трофимов Коренев, придворный поэт Симеон Полоцкий . Полемические труды Иоаникия Коренева «О божественном пении» и Симеона Полоцкого «Жезл правления» являются характерными историческими документами своей эпохи, довольно ярко отражая всю остроту противоборства сторонников и противников двух разных культур.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как будет дальше нами сказано (см. гл. 2 и 3), певческие рукописи XVIII в. были оставлены почти без внимания историками русского церковного пения. Только хоровое церковное пение итальяно-немецкого направления привлекало внимание. И оценка эстетической стороны русского церковного пения происходила с точки зрения вкуса, установившегося у русских к середине XIX в. И соответственно этому простирался и интерес к прошлому этого искусства и к его памятникам. То, что нельзя было по тем или иным причинам исполнить публично, отбрасывалось, оставлялось без внимания, а памятники забывались и терялись. Основание Санкт-Петербург и перенесение в него уентра русской жизни. – Судьба Государевых певчих дьяков. Еще в последнем периоде первой эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви образовалось и укрепилось два значительных центра церковно-певческой культуры: корпорация Государевых певчих дьяков и корпорация Патриарших певчих дьяков – две государственные корпорации; одна принадлежала царскому двору, другая – патриаршему. Независимо от этого были еще певчие корпорации при многих епархиальных епископах. Хотя в них тоже церковно-певческая культура стояла высоко, но корпорации эти не имели того значения, что корпорации государевых и патриарших певчих. В 1703 г. Петр I заложил Санкт-Питербурх, который вскоре, в разговоре, изменил свое голландское имя на немецкое: Санкт-Петербург. Уже в 1701 г. Государевы певчие дьяки были Петром I переименованы в «придворных певчих» или в «придворный хор». В это время этот хор насчитывал около 100 человек 251 . Вместе с перенесением резиденции в новооснованный Санкт-Петербурх были переведены туда и придворные певчие. Ввиду того особенно важного значения, которое имели в истории русского церковного пения придворные певчие, нам придется немного задержаться на их судьбе и на их роли в развитии и образовании современного нам стиля церковного пения. Еще значительно раньше, когда придворные певчие (Государевы певчие дьяки) были в Москве, в их руках сосредоточилось развитие русской хоровой богослужебной культуры. Во второй половине XVII в., после вторжения западного стиля в русскую церковно-хоровую культуру, о чем речь была в предыдущей главе, репертуар Государевых певчих дьяков, вероятно, не был чужд и нестрого литургического пения. Вполне возможно, что он включал также и паралитургическое, и даже вовсе не литургическое пение. Ведь Государевы певчие дьяки были, как уже нами подчеркивалось, частным, личным хором государей, а потому не непременно церковным хором. После смерти царя Феодора Алексеевича, а особенно после смерти царя Иоанна Алексеевич а (1696), когда Петр стал единодержавным и самостоятельным государем, он стал единственным и полновластным хозяином этой корпорации.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4-й период – XVII век, царствование царя Алексея Михайловича и при патриархе Никоне . Этот период характеризуется попытками церковно-гражданской власти устранить «хомонию» из церковного пения, восстановить старое истинноречье, исправить смысл неправильно переведенных слов, ввести хоровое пение в дополнение к унисонному и заменить крюковую систему нот линейной. Для улучшения церковного пения и устранения в нем крупных недостатков царь Алексей Михайлович созвал в Москву 14 «дидаскалов», т.е. учителей и знатоков пения; но занятия этих дидаскалов были прекращены вследствие наступившей моровой эпидемии. Затем русский Церковный Собор в 1666 – 1667 г. занимавшийся между прочим вопросом об исправлении богослужебных книг, постановил исправить и нотные книги. И действительно, в 1868 г. было созвано второе собрание дидаскалов в количестве 6 человек. Эти ученые работники озаботились исправлением произношения молитв (было восстановлено «истинноречье») и упрощением нотных знаков. Для изучения нотных «знамен» ученым монахом-певцом Алекс. Мезенцом была составлена азбука знаменного пения. Однако эта азбука не принесла практических плодов (до конца XIX века оставаясь даже не напечатанной). Потребные нотные книги стали печататься не «знаменами», а линейными нотами, оказавшимися более понятными и позаимствованными из Киевской Руси. (рис. V и VI). С тех пор все нужное для пения в течение долгого периода заимствуется из родной Киевской Руси, воссоединенной с Московской в 1654 г 69 .. Противники новой («линейной») системы нотописания должны были признать ее превосходство перед старой. Как более простая для усвоения, эта система встречала все большее и большее распространение и проводила в Московскую Русь Киевский, Новогреческий и Болгарский напевы. Киевский напев – есть упрощение «знаменного», Новогреческий – есть напев южнославянских народностей, соприкасавшихся с греками; Болгарский – напев придунайских славян и болгар. Так начинается Б. – Вторая эпоха русского церковного пения – эпоха партесного пения, которая также делится на периоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Особым видом общенародного пения было пение попеременное, или антифонное, введенное, как уже говорилось, святителем Игнатием Богоносцем в своей Антиохийской Церкви и быстро распространившееся всюду “Оба лика, — находим у Филона, — насладившись сладкопением порознь, соединялись в один общий лик или хор”. О том же в письме к императору Траяну пишет и Плиний Младший: “Христиане в некоторые дни собираются пред восходом солнца и попеременно (антифонно) поют хвалебные гимны Христу как Богу”. Антифонное пение касалось или отдельных стихов (например; Яко ввек милость Его), которые пропевались то хором мужским, то женским вслед за чтецом, или же припевов: Спаси ны. Сыне Божий и Молитвами Богородицы, составленных нарочито святителем Игнатием Антиохийским и другими. Музыка античного мира как источник христианского церковного пения Пение христиан 1 века по своим музыкальным основаниям не было искусством абсолютно новым для своего времени, вполне оригинальным и самобытным, какого не знал бы древний мир, а наоборот — оно явилось в тех же формах и покоилось на тех же самых основах, какие были до появления христианства. Коренная и мгновенная ломка этих основ, создание “нового направления” для христианской музыки были не только невозможны сами по себе, но и не составляли задач первенствующей Церкви при организации пения. Ревнуя о пении, святые апостолы и их сотрудники пользовались тем материалом который был под рукой и служил общим достоянием, что в высшей степени упрощало и облегчало организацию общинного и всякого иного пения, а это и было нужно Церкви на первых порах. При всем различии племен и народов, составлявших христианскую общину в 1 веке, церковное пение было, однако, искусством однородным, с одним господствующим направлением, или “школой”. Античный мир, объединенный политически Римом, в общекультурном отношении находился под влиянием греческой образованности и был полон духом эллинизма, который чувствовался во всем: в жизни, в общности идей, в искусстве. И сам “железный” Рим, а тем более народы менее сильные — все шли по путям, проложенным греками в долгий период их самостоятельного роста. Это культурное единство в целом и главном по отношению к искусству музыки выразилось в общности коренных его основ: вполне самостоятельных музыки и пения у отдельных народов почти не существовало — всех роднила та же Греция. Подчинив своему гению художественные инстинкты народов, Греция закрепила за собой руководящую роль, в частности, тем, что в основу музыкального искусства положила строго выработанную и стройную систему, которой вполне обеспечивалось единство влияния и “школы” (греческих).

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

В 1772 году древние крюковые рукописи, по благословению Святейшего Синода, были переведены на квадратные церковные ноты. Возникли нотные Обиходы, но все они изложены в мелодии только для одного голоса, предназначены для унисонного пения. Эти Обиходы являются основными нотными книгами русского Православного храмового пения, составляют его фундамент. Неоднократно переиздаваемые певческие книги хранили образцы древнего пения и структуру знаменного роспева. Они послужили основой для последовавших переработок и гармонизаций. Приемы гармонизации разнородны, поэтому различные переложения стилистически неоднородны. Традиция одноголосного знаменного пения никогда не прерывалась в Русской Православной Церкви во многих монастырях и приходских храмах вплоть до закрытия их уже при советской власти. Из них известны: Московский Кремлевский Успенский собор, монастыри Соловецкий, Валаамский, Саровский, Спасо-Андроников, Новгород-Юрьевский, Николо-Песношский, Иосифо-Волоколамский, Стефано-Ульяновский, Киево-Печерская Лавра, Гефсиманский Скит, церковь Грузинской Божией Матери на Воронцовом поле и др. «Развитие современного клиросного пения вплотную подошло к тому, что певческие памятники из древних книг времен Святой Руси, сегодня изучаются, прочитываются и все чаще звучат на богослужении. Изданы различные пособия по изучению крюковой грамоты, статьи и книги исследователей-медиевистов, аудиозаписи традиционного и современного исполнения древнерусских песнопений» (Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева. Сост. М. Макаровская. М.: Музыкальное издательство Данилова ставропигиального мужского монастыря, 2005, стр. 2). Песнопения Православной Церкви делятся на две основные группы: гласовые, которые связаны с седмичным и годовым богослужебными кругами, и внегласовые – неизменяемые песнопения суточного круга. Основа знаменного пения – столповой знаменный роспев. Им роспеты основные певческие книги – Ирмологий, Октоих, Триодь, Обиход Праздники (т.е. гласовые песнопения). Малый знаменный роспев имеет такую структуру и продолжительность, как и обиходное осмогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1901, 20; 1906, 47). В сельских церквах почти исключительно могут быть устроены только добровольческие хоры из взрослых прихожан-любителей пения, а также и из учащихся в сельских школах. Для устройства таких хоров и для обучения школьников пению одним из епархиальных съездов духовенства (в Астраханской епархии) было решено привлечь к преподаванию пения в школах всех способных к тому учащих, а где их нет – псаломщиков, или диаконов, поощрив их ассигнованием за преподавание пения добавочных 30 руб. к содержанию из сумм той церкви, в ведении которой состоит школа; если же учащее лицо, кроме преподавания пения в школе, организует хотя бы небольшой хор и с этим хором будет петь в церкви во время богослужения, тогда выдавать ему ещё 30 руб. и более, для поощрения его, из сумм той же церкви (Ц.Вед. 1908, 50). С целью наиболее широкого распространения таких хоров, требующих для их устройства надлежаще подготовленных к тому лиц, а также и вообще для благоустройства церковного пения в последнее время обращается особое внимание на обучение церковному пению в духовно-учебных заведениях и церковных школах, устраиваются певческие курсы и псаломщицкие школы, организаторы церковных хоров при церквах и обучающие церковному пению в церковных школах удостаиваются особого внимания Е.Н. и т.п. (см. Рук. д.с.п. 1907, 49; Ц.В. 1906, 30; 1909, 2; Ц.Вед. 1903, 42; 1904, 25, 37, 42; 1905, 8, 29, 32; 1907, 17, 21, 36, 37, 39, 42, 43, 47, 49; 1908, 50; 1909, 36). Вместе с этим приходскому духовенству местными преосвященными даются распоряжения и руководительные указания относительно благоустройства хорового пения. Так, Нижегородским Е.Н. было разъяснено духовенству епархии, что партесное пение, будучи неискусным, неумелым и до безобразия крикливым в исполнении сельских хоров, нередко мешает молитвенному сосредоточению и самого священнослужителя, и стоящих в храме; а потому священникам следует внушать певцам, что если последние мешают молитве, то великий грех принимают на себя пред Богом и страшно оскорбляют иерея Божия в то время, когда он «святое возношение в мире приносити» должен (Нижег.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010