Глава 2. Основные исторические этапы становления и развития христианского богослужебного пения 1. Богослужебное пение Ветхого Завета Сущность ветхозаветного пения, музыкальные инструменты в Ветхом Завете, богослужебное пение в Иерусалимском храме, певцы и музыканты в Ветхом Завете, ветхозаветные песнопения. Сущность ветхозаветного пения . В предыдущей главе мы отмечали, что впервые песнь на земле прозвучала во время избавления израильтян от египетского плена, когда евреи преодолели оковы материальной цивилизации и совершив чудесный переход через Чермное море, предстали перед лицом самого Господа в пустыне. Напомним также, что богослужебное пение, по словам В. Мартынова является результатом «совпадения или соединения двух воль – Божественной и человеческой», «отражением Боже Божественного Порядка», то есть чином, который следует самому Божественному закону. Когда же появился такой закон? В пятидесятый день от исхода израильтян из Египта «были громы и молнии и густое облако над горою (Синайскою). И трубный звук весьма сильный и вострепетал весь народ бывший в стане» ( Исх.19:16 ). И сказал Господь свой закон в десяти заповедях. Закон, полученный Моисеем от Господа на горе Синай, есть прообраз истинного Новозаветного Закона и, следовательно пение порожденное исполнением этого ветхозаветного закона есть пение ветхозаветное – как «слабый отсвет пения ангельского и лишь подготовка пения новозаветного» (89, 19). Ветхозаветное пение, в отличие от новозаветного православного пения сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, которые использовались также во время совершения языческих культов. Как писал святитель Иоанн Златоуст , допущение игры на музыкальных инструментах во время пения в ветхозаветные времена, было как по немощам иудеев, так и по их лености и беспечности, чтобы облегчить их труд во время продолжительной молитвы (141). Отсюда сущность ветхозаветного богослужебного пения представляется в некой его двойственности или духовной неполноте. С одной стороны это пение предвосхищало и несло в себе некоторые свойства ангелоподобного и словесного новозаветного пения, с другой стороны, оно было уподоблено музыке, употребляемой ранее в языческих культах и привлеченной ныне к служению Истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отцы, запрещая сие, говорят, что кроме клириков, поющих с амвона, никто не должен начинать пения, подпевать же не запрещено простым, но они должны петь только то, что написано в церковных книгах на дифферах или кожах». Поводом к такому запрещению послужило тогда распространение и употребление некоторыми певцами псалмов, песней и молитв, самочинно составленных христианами, неканонических или даже еретических, в замен принятых церковью 28 .Запрещение петь и читать в церкви мирянам в том же смысле подтверждено и собором Трульским в 691 году, правило 33. В силу этих правил не только миряне, но даже непосвященные монахи и отшельники, не могли исправлять должности клириков, певших и читавших на амвоне 29 . Таким образом, правило эти клонились не к прекращению участия мирян в общем церковном пении, но к упорядочению этого пения и к пресечению беспорядков. В IV и в V веке они соблюдались и при общенародном пении, соблюдаются в православной церкви и до ныне, хотя участие мирян в клиросном пении всюду практикуется. Причины же прекращения обычая общенародного пения в храмах, как увидим ниже, были другие. По умирении церкви от внешних гонений торжественные случаи христианского богослужения и присутствие на нем высших слоев общества вызвали в городах потребность в улучшении церковного пения и в заведении особых певческих хоров или ликов. Улучшение пения требовалось не менее того и для огораждения православных от увлечения пением еретиков, обративших словесное и музыкальное искусство на погибель душ человеческих, а также и от увлечения сценическим искусством пения языческого театра. Первым учредителем хорового церковного пения должно считать святого Иоанна Златоустого. Действуя против ариан, он ввел клир особых певцов для совершения Всенощного Бдения и молебных пений, а конечно и для пения на литургии, установил хиромонию и знаки нотописи 30 . Супруга царя Феодосия великого дала ему и особого придворного учителя, который, обучая певцов, заготовлял и гимны для пения 31 . О хоровых песнопениях упоминается также в житии Порфирия епископа Газзского († 420 год), писанном в X веке 32 .

http://azbyka.ru/o-vsesoslovnom-uchastii...

в Новгороде проходил второй съезд ревнителей церковно-певческих традиций. Своей резолюцией от 20 ноября 1913 г. архиепископ Арсений поставил задачу перед этим собранием, которая заключалась в подготовке церковно-певческого материала из годичного круга богослужебных песнопений для издания их в сборнике «Спутник псаломщика». Выход этого издания давал надежду на упорядочение клиросного пения в Новгородской епархии. Руководители съезда замечали, что выполнение данной задачи могло поставить Новгородскую епархию в состояние «одиночества» в отношении улучшения клиросного пения среди других епархий РПЦ. Организаторы съезда замечали также, что эту задачу было необходимо реализовывать и в других епархиях, «где еще жива русская православная душа, любящая дорогие церковные заветы своей родины» . «Спутник псаломщика» вышел в трёх изданиях и получил самое широкое распространение во всех местностях нашей Родины . Таким образом, учитывая результаты одного съезда в Пскове и двух в Новгороде, в постановлениях второго съезда находим следующие решения: 1.             Церковно-певческие нестроения присутствуют не только в Новгороде, но и во многих епархиях РПЦ. 2.             Церковно-певческое единение желательно и по всему лицу русской православной Родины. 3.             Опыт упорядочения церковного пения на образцах строго церковных дал уже прекрасные результаты в Псковской и Новгородской епархиях. 4.             В лице архиепископа Арсения его паства видит глубокого знатока церковного пения и истинного ревнителя о благе Христовой Церкви, а потому просит его взять на себя инициативу по созыву первого Всероссийского съезда ревнителей церковного пения. Результат упорядочения церковного пения в Псковской и Новгородской епархиях был достигнут и открывал безграничные возможности для церковно-певческих вопросов на первом Всероссийском съезде знатоков церковного пения. В заключение необходимо сказать, что владыка Арсений для осуществления своих замыслов по сохранению и восстановлению клиросного пения вёл переписку не только со знатоками церковного пения, но и с людьми которые были неумелы в пении.

http://bogoslov.ru/article/3654021

Триодь нотного пения Постная и Цветная Триодь нотного пения содержит ноты для тех песнопений, которые для дней недельных (воскресных) и седмичных находятся в книгах ненотных: Триоди Постной и Цветной. Обиход церковный нотного пения Обиход церковного нотного пения находится во всегдашнем употреблении при общественном Богослужении и при некоторых службах Богослужения частного. Он содержит: во-первых, те песнопения, которые постоянно, или чаще иных поются на вечерне, утрени, 1-м часе, на литургии св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и преждеосвященных даров. Во-вторых, песнопения Псалтири, положенные на ноты. В-третьих, песнопения Минеи и Триодей: кондаки, тропари, светильны, величания, припевы. В-четвертых, песнопения Богослужения частного, содержащиеся в Требнике и книге Молебных пений. Учебный Обиход нотного церковного пения Кроме указанного Обихода есть сокращенный, называемый также Учебным Обиходом нотного церковного пения, который, главным образом, назначен для обучающихся нотному пению, но употребляется и в церкви. В Учебном Обиходе, как книге учебной, прежде всего, печатается Азбука нотного пения, с таким заглавием: «Азбука начального учения желающим учитися божественного пения, содержащегося на ключе алта». Учебный Обиход состоит из двух отделов. В первом помещены песнопения преимущественно знаменного распева, во втором преимущественно киевского. Песнопения заимствованы, во-первых, из Октоиха нотного, именно – воскресные песнопения вечерни и утрени всех 8-ми гласов; во-вторых, из Обихода (не учебного) те песнопения, которые постоянно или чаще других поются в воскресные, или в седмичные дни на службах – вечерни, утрени, литургии, молебного пения, панихиды; в-третьих, из нотных книг – Праздники и Триодь – песнопения вечерни и утрени. Avt О вседневных службах Состав вседневных служб Каждая из числа вседневных служб (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы и литургия) состоит из трех родов молитвословий, или иначе, из трех служб: во-первых, суточной (дневной), во-вторых, седмичной и в-третьих, годовой, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В юго-западной митрополии это ущемление проявилось в угрозе навязывания унии, в мощной инославной экспансии, доводящей православных порою до самого критического положения. В московских пределах это наступление мира на Церковь выразилось в расколе, явившемся страшной духовной катастрофой России. И там и здесь партесное многоголосие проявилось как симптом бед, постигающих Церковь , и в этом его родство и обусловленность западными формами многоголосия, также порожденными церковным нестроением. Раскол – это вражда, а вражда – это то, что противоположно Церкви и сродно миру. Вот почему в момент раскола в Церкви начинает звучать мирское, то есть партесное, пение. Не может быть ангелоподобности там, где нет единения и мира, и именно поэтому в России середины XVII в. раздались звуки партесного пения. Здесь мы снова сталкиваемся с действием той истины, что пение есть продолжение жизни и что состояние богослужебного пения обусловливается состоянием христианской жизни. Вот почему подлинные причины успешного распространения партесного пения на Руси следует искать не в какой-то тяге к Западу, не в желании поиска и создания каких-то новых форм, но в глубоком внутреннем духовном разладе, проявившемся в расколе, унесшем миллионы русских жизней и отлучившем от жизни Церкви огромный творческий потенциал талантливейших людей, ушедших в раскол. Эту причину необходимо постоянно иметь в виду как для правильного понимания партесного пения, так и для понимания всего последующего развития богослужебного пения в России. 21. Богослужебное пение и композиторское творчество Партесное пение, понимаемое как конкретный «польский» стиль хорового многоголосного пения, принесенный «киевскими и литовскими старцами», превалировал в русской певческой практике около ста лет и к середине XVIII в. начал выходить из употребления. Однако теоретические и конструктивные начала, на которых строилось партесное пение, сделались основополагающими для всего последующего развития русского богослужебного пения, а так как партесное пение строилось уже на музыкальных началах (а более точно – на западноевропейских музыкальных началах), то и все дальнейшее становление богослужебного пения перешло на музыкальные рельсы, то есть богослужебное пение превратилось в музыку, написанную на богослужебные тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только полное отчуждение пения синодальной Церкви от богослужебного пения, сохраненного старообрядцами, сделало возможным смешение понятий «демественное» и «домашнее». Смешение это коренится только в незнакомстве с певческой практикой старообрядцев в середине XIX в. и в чрезмерном, некритическом увлечении хоровой музыкой на богослужебные тексты. Рассматриваемый в этой главе четвертый период второй эпохи в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви интересен еще тем, что он отмечен оживлением и возрождением практики демественного пения у старообрядцев. Пение это, совершенно заглохшее в синодальной Церкви в течение XVIII века 930 , находилось в упадке и у старообрядцев 931 . Своеобразная, уже совершенно неизвестная большинству (а о безоговорочных приверженцах многоголосного хорового пения по образцу светской музыки и говорить нечего) мелодическая красота и разнообразие оттенков демественного пения, известного еще немногим мастерам, стали особенно привлекать внимание старообрядческих певцов с самого начала XX века. 932 Падение искусства демественного пения приписывается до известной степени высоким техническим требованиям, предъявляемым исполнителям демественного пения. По словам старообрядца Л. Быстрова 933 , «...каждый, кто хоть раз слышал демественное пение, должен признать, что оно по своей красоте далеко оставило прочие распевы и заслуживает лучшего отношения к себе... Если хор состоит из женских голосов, демественное пение незаменимо. Тихое, плавное исполнение его увлекает и слушателей и самих исполнителей. Вы чувствуете, что вас как будто то поднимает, то опускает. Трудно произвести такое впечатление простым напевом... При исполнении же демественного пения необходим хор спетый. Трудно в одном месте басам, их заменяют тенора, и наоборот... Слишком уж демественное пение красиво, и по своему складу кажется многим очень схожим с существующим ныне в церквах синодального ведомства нотным пением. Это мнение действительно не заслуживает даже и критики. Скорей всего, простое знаменное пение имеет иногда применение в господствующей Церкви... Известно, что раньше, до раскола и даже после, господствующая Церковь , как и у нас (пишет старообрядец!) не отрешилась вполне от своего старого напева. Особенно сходно со знаменным пение Синодального хора Московского Успенского собора» 934 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Октоих нотного пения, составленный из Октоиха простого, содержит: 1)Первые и вторые стихиры каждого гласа из воскресных возследований; 2)по одной стихиры из стиховных с их богородичными; 3)антифоны утренние, или степенны; 4)четыре стихиры хвалительны; 5) стихиры Евангельские; 6)по одной стихиры блажены; 7)одни Богородичны стиховны; 8) подобны каждого гласа из Октоиха. Ноты в печатном издании положены на напев: Знаменный, подобны: на Знаменный и Киевский напев. В России первые издания Октоиха были выпущены в1772 и 1785 годах, в 4 д. л. в 2-х частях. 3. Обиход Обиход нотного пения содержит в себе псалмы и песни постоянно употребляемые в церковных службах: на всенощном бдении, на литургиях: Иоанна Златоустог о, Василия Великого и преждеосвященной, за достойники и прокимны. В Обиходе совмещены напевы: Греческий, Зиаменный, Киевский и Путевой. В России первые издания Обихода были выпущены в 1772 и 1786 годах, в 4 д. л. , в 2 частях. После полного Обихода, был в 1784 году, в 4 д. л. , издан: Сокращенный Обиход, предназначенный для употребления обучающихся нотному пению. К нему прилагалась и Азбука нотного пения(см. издание 1826 г. ). 4. Праздники Праздники нотного пения, составленные по образцу рукописных из стихир и величаний на Господские и Богородичные праздники, положены на напев: Знаменный и Путевой. В России первые издания Праздников были выпущены в 1772 и 1800 годах, в 4 д. л. В. Теория пения 1. Азбука Азбука с линейными нотами для изучения церковного пения была издана в Москве, в 1772 и 1784-годах, в 4 д. л. Ее заглавие: Азбука начального учения простого нотного пения, содержащагося в цефаутном ключе. Руководство самое недостаточное, составленное без всяких правил и системы; но, не смотря на свои недостатки, оно доселе остается единственным. 2. Сочинения Курского епископа Феоктиста: A. Опыт Ирмолайного пения, в кратких правилах в Белгородской Духовной Семинарии для легчайшего оному изучения написанный. М. 1798, в тип. . Синод. в 4 д. л. Б. Краткие Ирмолайного пения правила для священно–и церковно – служительских детей Курской Епархии, в домах и Семинарии обучающихся. Издание 1. М. 1800, издание 2. М. 1801.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полное заглавие книги указывает дни, для которых в ней содержатся ноты, именно: «Праздники нотного пения, сиречь нотные службы на дни двунадесятых господских и богородичных праздников (неподвижных) 266 . В книге Праздники содержатся на малой вечерне – на «Господи воззвах» стихира, на стиховне стихира, тропарь; на великой вечерне стихиры – на «Господи воззвах», – на литии, – на стиховне; на день Благовещения, кроме того – тропарь и кондак, то же и на день Рождества Христова и Богоявления; сверх сего – на эти два дня – окончания тропарей на паремиях, на повечерии – «С нами Бог». Также в предпразднство и попразднство сих праздников – каноны, трипеснцы; на утрени – величание, прокимен, в иные праздники – стихира по 50 псалме, также – стихиры на хвалитех; на литургии (в господские праздники) – антифоны, прокимен, задостойник, причастен, в Воздвижение: «Кресту Твоему». Триодь нотного пения Постная и Цветная Триодь нотного пения содержит ноты для тех песнопений, которые для дней Недельных (воскресных) и седмичных находятся в книгах не нотных: Триоди Постной и Цветной. Обиход церковный нотного пения Обиход 267 церковный нотного пения находится во всегдашнем употреблении при общественном богослужении и при некоторых службах богослужения частного. Он содержит: во-первых, те песнопения, которые постоянно, или чаще иных поются на вечерне, утрени, 1-м часе, на литургии св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. Во-вторых, песнопения Псалтири, положенные на ноты. В-третьих, песнопения Минеи и Триодей: кондаки, тропари, светильны, величания, припевы. В-четвертых, песнопения богослужения частного, содержащиеся в Требнике и книге Молебных пений. Учебный Обиход нотного церковного пения Кроме указанного Обихода, есть сокращенный, называемый также Учебным Обиходом нотного церковного пения, который, главным образом, назначен для обучающихся нотному пению, но употребляется и в церкви. В Учебном Обиходе, как книге учебной, прежде всего печатается Азбука нотного пения, с таким заглавием: «Азбука начального учения желающим учитися божественного пения, содержащагося на ключе алта».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Противодействия вызывали и первоначальные попытки введения партесного пения. Так, известно, что Никон, еще будучи в Новгороде, вводил там киевское многоголосное пение, немало удивлявшее новгородцев, и что патриарх Иосиф (1642–1652), услышав о таком пении, был против него и запрещал Никону употреблять его за богослужением. Однако, вступив на патриарший престол в 1652 г. и получив полную свободу действий, Никон самым активным образом начал насаждать свои музыкальные взгляды и вкусы, в чем получил полную поддержку царя Алексея Михайловича, также оказавшегося ревностным поборником партесного пения. Именно царь Алексей Михайлович в самом начале 1652 г. пригласил из Киева лучших певцов и «творцов» (то есть композиторов) партесного пения, среди которых находился Федор Тернапольский с десятью певчими, а через месяц из Киева же прибыл еще целый хор из девяти человек, в результате чего уже в самом начале патриаршества Никона в Москве находилось более двадцати организованных в хор киевских певчих. Для вербовки мастеров партесного пения царем и патриархом снаряжались целые экспедиции в Киев и на Украину вообще. Такие поездки и вызовы продолжались и в последующие годы. Приезжие певцы получали места в хоре государевых певчих дьяков, где им поручалось руководство и обучение партесному пению. После освобождения Белоруссии в 1655 г. в Иверский монастырь на Валдае Никон перевел Оршанское Кутеинское братство. Белорусские иноки, принесшие с собой элементы западнорусского просвещения, принесли сюда и традиции партесного пения. Одним из центров партесного пения стал и Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в котором находилась личная резиденция Патриарха Никона . Таким образом, благодаря усилиям царя и патриарха партесное пение постепенно усиливало свои позиции. Легко заметить, что распространение партесного пения в Московском государстве осуществлялось путем сильного давления сверху, при содействии украинского и белорусского национального притока, а также при почти полном бездействии или даже враждебности со стороны московитов, что еще раз доказывает привнесенный характер партесного пения и некоторую искусственность его насаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сколь далеко зашло поражение церковного сознания принципом концерта, можно судить по тому, что на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917 г. рассматривался вопрос о применении органа в православном богослужении. На объединенном заседании по вопросам церковного пения, состоявшемся 8 декабря 1917 г., композитор А.Гречанинов предложил ввести орган в богослужение. Его предложение поддержал директор синодального училища А.Кастальский и священник Дм.Аллеманов. Однако предложение это было отклонено на голосовании, во время которого 3 человека проголосовало «за», а 8 – «против» органа. Таким образом, борьба между богослужебным пением и музыкой, принципом распева и принципом концерта продолжается в наши дни, и исход ее далеко не решен. Во многом, очевидно, он будет предрешаться духовным и профессиональным уровнем тех, в чьих руках непосредственно находятся судьбы богослужебного пения, а стало быть и в руках тех, кого ныне выпускают регентские школы. 12, Периодизация истории русского богослужебного пения и ее внутреннее обоснование Между ангельским пением и ангельским чином жизни существует жесткая связь, на которую указал еще преподобный Григорий Синаит в словах: «По ангельскому чину жизни вашей должно быть и пение ваше Гласное пение есть указание на вопль умный внутри». Физически слышимое церковное пение есть лишь следствие правильно организованной церковно-уставной жизни, а церковноуставная жизнь есть одна из практических реализаций аскетической монашеской жизни. Вот почему само существование церковного пения неразрывно связано с существованием монашеского подвига, в нем зарождается и через него осуществляется. Ведь если «гласное пение есть указание на вопль умный внутри», то невозможно возникновение этого пения там, где не произошло стяжания умного вопля в сердце. Таким образом, при изучении истории богослужебного пения необходимо иметь в виду, что конкретные формы богослужебного пения могут быть вынесены только из живого опыта аскетического подвига и что уровень и состояние богослужебного пения зависят от уровня и состояния монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010