А. В. Васютин Церковная музыка на нем. землях в средние века развивалась в русле общих тенденций, характерных для Римско-католической Церкви этого времени. Началом ее истории принято считать появление на рубеже VIII и IX вв. на территории империи франков т. н. григорианского хорала - адаптированной версии «староримского пения» (одноголосных песнопений, принятых в это время в церквах Рима; см. ст. Григорианское пение ). В распространении григорианских песнопений, а также в последующем развитии новых жанров и форм средневек. церковной музыки ведущую роль играли нем. мон-ри. Так, велика была роль монахов бенедиктинского аббатства Санкт-Галлен (на территории совр. Швейцарии) в развитии практики тропирования (т. е. вставки в григорианские песнопения новых мелодических оборотов и фрагментов текста - тропов ); санкт-галленский мон. Ноткер Заика , автор многочисленных секвенций , собранных в «Книге гимнов» (лат. Liber hymnorum, 884), считается основоположником этого популярнейшего в средние века жанра. Нем. происхождение имеют нек-рые значительные образцы литургической драмы, в частности моралите Хильдегарды Бингенской (1098-1179) «Чин добродетелей» (Ordo virtutum; включает в себя 82 простых напева). Хильдегарда прославилась также экспрессивными церковными песнопениями; 77 из них объединены в рукописное собрание «Стройное созвучие небесных откровений» (Symphonia armonie celestium revelationum), где они расположены согласно церковному календарю. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. Л. Зенфль. Гравюра. XV в. После разделения в Х в. империи франков на зап. и вост. части на территории буд. Г. не возникло крупных культурных центров, сопоставимых с Парижем. Этим во многом объясняется консерватизм муз. практики в средневек. нем. церквах. Полифоническое пение было представлено в основном простейшими его формами, бытовавшими в устной традиции. Среди немногих поздних памятников, где зафиксирована эта практика в письменном виде, наиболее известна рукопись 314 из б-ки бенедиктинского мон-ря Энгельберг, составлявшаяся группой монахов в течение 2-й пол. XIV в. В ней содержится, в частности, неск. ранних образцов богослужебных песнопений на нем. языке.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Помимо этого на территории К. имеются приходы восточнокатолич. церквей в составе епархий, центры к-рых находятся в США. Так, приходы Армянской католической Церкви относятся к епархии Пресв. Девы Марии Нарег в Нью-Йорке (10 тыс. чел. в 2 приходах - Монреаль и Торонто). Общины Сирийской католической Церкви включены в состав епархии Пресв. Девы Марии Избавительницы в Ньюарке (ок. 14 тыс. чел. в 9 приходах). Сиро-малабарская католическая Церковь в К. представлена епархией св. ап. Фомы с центром в Чикаго, обладает независимым статусом и объединяет все приходы малабарской церкви в Сев. Америке. Общее количество последователей в К. составляет ок. 50 тыс. чел., приход Торонто-Миссисога. На территории К. действует ряд католич. монашеских орденов, развита сеть образовательных (начальных, средних и высших) учреждений, ведется каритативная, социальная и миссионерская работа. Верховным органом церкви в стране является Канадская конференция католических епископов, имеется 4 региональных подразделения: Атлантическая епископская ассамблея, Ассамблея католических епископов Квебека, Ассамблея католических епископов Онтарио, Ассамблея католических епископов Запада. Общее количество католиков до 13,5 млн. Старокатолики в К. представлены Канадской епархией т. н. Польской национальной католической Церкви, возникшей в шт. Пенсильвания (США) в кон. XIX в. в связи с негативным отношением верующих к решениям I Ватиканского Собора. Общее количество верующих ок. 1 тыс. чел. Значительной старокатолической организацией является Христианская католическая Церковь Канады, созданная в 1858 г. группой франко-канадцев, эмигрировавших в США, в нач. XX в. они активно организовывали общины в К. Старокатолическая церковь Канады была преобразована из епархии Гамильтона Североамериканской Староримско-католической церкви Карфоры в самостоятельную церковь на синоде 3-5 сент. 1960 г. В 1962-1963 гг. от нее отделилась группа клириков, создавших Староримско-католическую церковь Онтарио. Т. н. Международная католическая Церковь Христа, образованная в результате объединения в дек. 1992 г. 3 старокатолич. орг-ций: Либеральной католической Церкви Онтарио, Либеральной католической церкви Канады и Католической церкви Христа.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

При чтении нужно обращать внимание на следующие замечания Часослова: «аще убо поется Бог Господь», «аще поется Аллилуйя» и «аще есть Четыредесятница». Этими фразами определяется или обыкновенный период времени, или же великопостный (последние две фразы), в зависимости от чего полагается менять молитвы, напечатанные в этом пункте Часослова. 66. Греческое церковное пение По сравнению с искусством архитектуры и живописи греческое церковное пение представляет область пока мало раскрытую и слабо поддающуюся наглядному ознакомлению или воспроизведению. Происходит это от нескольких причин. Во-первых, оттого, что до нас дошло мало исторических сведений и памятников относительно пения не только из отдаленной первохристианской эпохи, но эпохи позднейшей, времени Св. Иоанна Дамаскина (VIII), когда совершилось преобразование ц. пения. Да и дошедшие исторические свидетельства, нотные и певческие книги, по своей трудности и сложности, не поддаются быстрому изучению и наглядному объяснению. Отдаленные от этих столетий Церкви Христианской и лишенные таких наглядных свидетельств, которыми располагает история церковной архитектуры (сохранившиеся храмы и их рисунки) и живописи (памятники в катакомбах), мы не можем войти в душу первоначального христианского пения, не можем представить себе ни сочетания отдельных мелодий, ни движения голосов поющих, ни общего характера этого пения. Пение – такая область, которая нуждается в личном и живом соприкосновении с нею. Тем не менее некоторые исследователи христианской древности не только решаются делать обозрение истории греческого церковного пения по периодам, но и рассматривать в отдельности различные составные части искусства пения: предмет или материал пения; способ или манеру пения; характер пения и музыкальный строй песнопений; состав поющих лиц; способ и систему писания нот. Так, о первом периоде христианского пения, обнимающем первые три с половиной века христианства, исследователи предполагают, что материалом пения служили псалмы, гимны и оды духовные или песнопения, составлявшиеся самими христианами (см. § 13). Общий характер пения и строй его отличается безыскусственностью и отсутствием сложных гармоний. С первыми словами для пения – ветхозаветными псалмами (особенно пасхальными) – первые христиане (из евреев) заимствовали и ветхозаветные напевы. Но впоследствии, после и по мере соприкосновении с греческим и восточно-сирийским населением, христианское пение восприняло нечто и из греческих и сирийских напевов, которые по своей строгости и величию соответствовали христианскому богослужению. Однако, в отличие от греческого пения, носившего метрический и речитативный характер, христианское пение приобрело характер мелодический, рассчитанный на строгое подчинение мелодии смыслу и тексту слов. В отличие от еврейского и греческого пения, сопровождавшегося аккомпанементом музыкальных инструментов, древнехристианское пение сделалось только голосовым (или вокальным).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преп. Феодосий ввел для своей братии Студийский устав – по образцу устава Студийского монастыря, учрежденного в Царьграде в середине V в. византийским патриархом Алексеем Студитом. Студийский монастырь славился «благочинием и суровой жизнью обитателей» (11, 680) 6. Историческая периодизация богослужебного пения Русской Православной Церкви Принципы (обоснования) периодизации, краткая характеристика исторических периодов развития русского богослужебного пения. Историю богослужебного пения на Руси невозможно себе представить как единый эволюционный поток. Различные исторические – политические, культурные и социальные коллизии не могли хоть косвенно не влиять на состояние богослужебного пения, на суть проходящих в нем процессов и различных преобразований. Поэтому вопросы периодизации церковного пения, наряду с особенностями певческого языка, отраженными в рукописных и печатных источниках связаны и с наличием той или иной концепции взаимовлияния истории русского государства и церкви. Так, например, принципы (обоснования) периодизации истории богослужебного пения с XI по XX века по прот. Василию Металлову (96, 103–112), И. Гарднеру (40, 24–27, 178–194) нам видятся в следующем: 1 . Опора на характерные тенденции в развитии церковного пения в каждом из выделяемых периодов (эпох), появление или исчезновение отдельных родов пения, господствующих роспевов, развитие и реформирование церковно славянского языка, певческих нотаций и т. п. 2 . Связь с общественно-политическими событиями, развитием внехрамовой культуры, значимыми событиями в жизни Русской Православной Церкви. Периодизация истории богослужебного пения по В.Мартынову (89, 103–112) основана на понимании его как аскетической дисциплины, ориентированной на Богопознание, и поэтому уровень его состояния и развития связан с развитием и устроением монашеской жизни. Сущность периодизации богослужебного пения по И. Гарднеру в разделении всей его истории на две различные эпохи: 1) Эпоху господства монодийного пения, не испытавшего на себе западных светских влияний (XI – середина XVII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Не менее важны заслуги св. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского для церковного пения и в том отношении, что эти песнотворцы, утвердив на прочных началах церковную мелодию, установили и некоторые внешние приемы благолепного греческого пения и нотацию, не изменившиеся в своих основаниях доныне. По словам Мануила Хризафи они, имея предшественником в своих трудах св. Иоанна Златоуста , учредили тоны и певческие знамения (σημδια) 428 , установив троякую просодию в пении, именно: мелодическое выражение мысли, нотное обозначение для обучающихся, а к этому, наконец, в видах украшения пения, присоединили хирономию. 429 Что касается знаков пения, употребленных в Октоихе Дамаскина, то они были крюковые (χαρακτρες, σημδια), а не буквенные. Из того обстоятельства, что Дамаскин упоминает об употреблении некоторых из этих знаков (именно исона и оксии) прежде него, а равно и из быстрого распространения его Октоиха видно, что знаки эти не им изобретены, а были известны уже его современникам. Они, повторим, сирийского происхождения времен св. Ефрема и потому легко усвоены и применены к церковным мелодиям устроителями церковного пения и в 8 и 9 веке: Иаковом Эдесским, И. Дамаскиным, Космой Маюмским и св. Феодором Студитом , которые все и по-своему происхождению и по месту своего служения и жительства, были сирийцы. 4) Установлением церковного осмогласия, как коренного закона церковного пения, и практическим его применением в виде Октоиха, а равно и вообще многосторонним благоустроением церковного пения положены определенные и прочные начала для церковного пения всех последующих веков, а вместе с тем устранялись и предупреждались своеволие и излишняя искусственность певцов, предстоятелям же церкви давалось действительное средство против невежества в пении клириков. С такой постановкой дела отвергнуты церковью всякие излишества и чрезмерная искусственность языческого и театрального пения, а между тем само церковное пение стало не только соответствующим христианскому богослужению, общепонятным и удобопеваемым, но, вместе с тем, пением разумным, выразительным и даже не лишенным изящества. Естественно, что с упорядочением церковного пения удалено из него и все низкое и недостойное церковного искусства, очищено, исправлено и улучшено все в церковном смысле достойное употребления при богослужении. По крайней мере несомненно, что в Октоихе И. Дамаскина исключены роды пения энгармонический и хроматический, не одобряемые древними отцами церкви, что пение того времени подчинялось ритму, правила, которого изложил сам Дамаскин. 430 Цетцес же, видевший множество греческих певческих книг в разных европейских библиотеках, говорит, что со времени И. Дамаскина появляются в пении и некоторые украсительные обороты – триоли и секстоли, которых нет в рукописях предшествующей ему эпохи. 431

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

8. Раннее русское многоголосие Предпосылки возникновения на Руси многоголосного богослужебного пения понятие раннего русского многоголосия виды многоголосия по количеству голосов и стилевым признакам особенности горизонтального и вертикально го соотношения голосов нотации. Предпосылки возникновения на Руси многоголосного богослужебного пения. На протяжении почти пяти веков существования христианства на Руси неизменно сохранялся и оберегался от всякого чужеродного вмешательства богослужебно-певческий канон. Смена отдельных родов пения выставление на первый план тех или иных певческих структур деятельность мастеров пения по созданию нового гимнографического и певческого материала происходило в строгих рамках канона на основе сложившихся архетипов – попевок лиц и фит, являвшихся необходимым «словарем» для создания песнопений. И главное неизменно сохранялся основополагающий принцип ангелоподобного пения как «мелодического отражения Божественного порядка» сообразного ангельской небесной иерархии. И важнейшими свойствами богослужебного пения, исходя из его невещественной ангелоподобной сущности, напомним становятся акапельность, монодийность, упорядоченность, мелодического чина. Появление многоголосного пения, начало которого историки обычно относят к середине или концу XV века, не может не ставить перед исследователями клириками регентами и певчими целый ряд вопросов, многие из которых не разрешены и по сей день. Главный же из них, почему в лоне православной церкви, где незыблемость традиций устава предания столь ревностно охраняется от всяческого вмешательства извне, произошел отход от одного из главных системообразующих принципов богослужебного пения, воплощавшего собой призыв к единомыслию и единению соединению ум и сердец всех кто исповедует Христа? Как один из вариантов ответа на данный вопрос Т. Владышевская выдвигает свою концепцию переосмысления идеи ангелогласного пения, как пения исключительно монодического. 95 Важнейшей предпосылкой появления троестрочия Т. Владышевская считает развитие в русской иконописи образа Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мир может быть воцерковлен в большей или в меньшей степени, но он будет существовать только до тех пор, пока Евхаристия будет присутствовать в мире. В идеале весь мир должен стать воцерковленным миром, весь мир должен сделаться иконой небесного ангельского пения. Но в исторической реальности мир подлежит процессу расцерковления, в результате которого может настать момент, когда Церковь замкнется в невидимой для мира евхаристической точке и когда все богослужебное пение будет сведено к наикратчайшему неизменяемому песнопению «Господи, помилуй!». Расцерковление мира и расцерковление богослужебного пения есть неизбежное следствие телесной природы мира и человека. Если говорить о расцерковлении богослужебного пения, то его неизбежность заложена в том спиралеобразном движении, направленном от центра к периферии, о котором уже говорилось выше и которое противоположно центростремительному направлению спиралеобразного движения небесного пения. В исторической действительности это движение выражается в деградации принципа распева, который переходит в принцип многораспевности, и в последующей деградации принципа многораспевности, переходящего в принцип концерта, относящегося уже не к области богослужебного пения, но к области музыки. Следует особо подчеркнуть, что когда мы говорим об иконности земного богослужебного пения и о том, что земное пение является зеркальным отражением небесного пения, то прежде всего подразумеваем принцип распева, лежащий в основе богослужебного пения, ибо только принцип распева может обеспечить точность зеркального отражения и придать пению свойство иконности. Только в принципе распева может быть проведена реальная градация между изменяемыми и неизменяемыми песнопениями, между осмогласными и внегласовыми мелодическими структурами, а это значит, что только в принципе распева может быть проведена реальная градация между кругообразным и прямолинейным движениями, являющимися конструктивными основами иконности богослужебного пения. Принцип многораспевности представляет собою стадию утраты иконности, принцип же концерта знаменует собою состояние абсолютного отсутствия иконности и полного перерождения богослужебного пения в музыку. Единственное, что можно создать при помощи музыкальных средств, так это иллюзию отражения небесного пения, однако анализ механизмов, создающих эту иллюзию, может увести нас очень далеко от основной темы, и потому мы не будем касаться этого вопроса.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

С кон. XVIII в. общеупотребительные песнопения стали включать в специальные нотные издания Синода, а позднее - также Придворной певческой капеллы . Синодом были выпущены одноголосные издания: в 1772 г.- книги О., Ирмологий, Октоих, Праздники, в 1778 г.- «Сокращенный Обиход нотного пения», в 80-90-х гг. XIX в.- «Праздники нотного пения», «Октоих нотного пения», «Обиход нотного пения употребительных церковных роспевов», «Триодь нотного пения постная и цветная». Придворной певч. капеллой были напечатаны многоголосные «Пение божественной Литургии Златоустого придворное простое» (1810), «Круг простаго церковнаго пения, издавна употребляемого при Высочайшем дворе» (1830), «Сокращенный Ирмологий знаменного напева» (1848), «Октоих нотного пения» (1849), «Ирмосы… греческого напева» всего года (1850, 1852), «Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемого» (1849, 1869). Традиции крупных певч. центров также нашли отражение в ряде следующих изданий: «Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора» (1882), «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря» (1902, 19092), «Обиход нотного пения по древнему роспеву, употребляемому в первоклассном ставропигиальном Соловецком монастыре» (1912), «Обиход нотный Киево-Печерской лавры» (1910-1915, 2002), «Обиход церковного пения Синодального хора» (б. г. [нач. ХХ в.]). Традиция печатных публикаций общеупотребительных песнопений, прерванная в России после 1917 г., была возобновлена в 90-х гг. ХХ в., в наст. время существует обширный перечень изданий, содержащих обиходные песнопения, среди к-рых есть как репринтные, так и вновь составленные. Для наиболее простых образцов церковнопевч. О. по традиции сохраняется устная форма существования. Лит.: Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певч. рукописей XVII-XX вв. Ветковско-Стародубского собр. МГУ//Рус. письменные и устные традиции и духовная культура: Сб. ст. М., 1982. С. 162-227; Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерус.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Новизна этого пения есть новизна непреходящая, ибо не может быть ничего «новее» этой новизны. И все то, что появляется в истории после этой новизны и по видимости кажется новым, есть на самом деле сползание в прошлое, в ветхое. Новизна эта не может быть также выведена из естественного хода истории, ибо целиком и полностью она есть следствие сверхъестественного вочеловечения Сына Божия. Однако в земной истории новизна эта не была явлена сразу, в какой-то чудесный момент, но постигалась и достигалась на протяжении многих веков,   пока не была окончательно сформулирована  и воплощена в осмогласной системе богослужебного пения Православной Церкви. Становление этой системы есть сложнейший, направляемый Духом Святым исторический процесс, суть которого заключается в соединении различных эллинистических, иудейских, сирийских, коптских и других национально-мелодических начал, а также преображение всего этого разнородного земного пения в единый и истинный образ пения небесного. «В новой звуковой сфере повсеместно распространился и, как флюид, переполнил тексты колоратурных арабесок, наставлений и строфических мелодий именно отделившийся от слова пневмонический мелос. Таким образом, музыка превратилась в символ Духа, который разлился над верующими, осенив каждого из них, причем единство его сути этим не затронуто»,– пишет современный исследователь церковного пения Генрих Бесселер. Членение этого небесного пения уже не обусловливается танцевальной, телесно-количественной ритмикой античной музыки, но представляет свободный разговорный ритмический строй нового типа, подражающий бесплотному умному строю пения ангельского. История становления этой системы может быть разделена на два периода: первый – от мужей апостольских до святого Константина Великого , второй – от святого Константина Великого до преподобного Иоанна Дамаскина и VII Вселенского собора. Первый период отличается большим разнообразием самых разнородных мелодических традиций и довольно свободным применением их в практике отдельных церквей. Так, в первые годы христианское богослужение находилось в близких отношениях с ветхозаветным богослужением, совершавшимся в храме Иерусалимском. Апостолы и первые христиане, с одной стороны, пребывали всегда в храме, «прославляя и благословляя Бога», с другой стороны, они составляли свои собственно христианские собрания по домам. О том, что собрания эти сопровождались пением, свидетельствуют уже и послание святого апостола Иакова, и слова святого апостола Павла, в которых он советует назидаться «псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах Господу». Таким образом, певческая практика первоначальной иерусалимской церкви складывалась из двух компонентов: из ветхозаветного храмового пения и из народного или домашнего пения собственно христианских собраний. Именно этот второй компонент и начал активно развиваться в практике новых образующихся храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– антифонный. Попеременное пение на два лика, две группы певцов. Этот способ пения своими корнями восходит к древнейшим библейским временам, к упоминаемой ранее книге пророка Исаии где говорится о пении серафимов «и взывали они друг ко другу и говорили «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис.6:3 ). О том, что речь идет именно об антифоном пении («и взывали друг ко другу») также подтверждает и профессор Московской духовной академии начала XX века А. Голубцов (6, 241). О прообразе антифонного пения упоминается и при строительстве Иерусалимского храма: «Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов сыновей Асафовых с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида Царя израилева. И начали они попеременно петь «хвалите» и «славьте Господа» «ибо – благ, ибо вовек милость Его к Израилю» ( 1Езд.3:10–11 ). Попеременное пение двумя хорами практиковалась и в греческом театре (6, 240). Привнесение антифонного пения в богослужение христианской церкви история приписывает разным авторитетным именам. Наиболее часто упоминается имя св. Игнатия Богоносца , который ввел этот способ пения в Антиохийской церкви и откуда он стал широко распространяться далеко за ее пределы – симфонный (согласный). Этот способ пения особенно характерен для первых христиан, так как в нем принимали участие все присутствующии на богослужении и сам образ подобного пения наглядно свидетельствовал о духовном единстве всех молящихся. Свт. Иоанн Златоуст так писал о согласном пении в первых христианских собраниях: «Мужчины и женщины, старцы и юноши отличаются только полом и возрастом, но не пением, потому что дух, управляя голосом каждого из всех создает одну общую мелодию» (6, 242–243). Итак, в первые века Христианства богослужебное пение пока еще не представляло собой целостной канонической системы. определяемой церковным уставом, здесь наблюдаются только зачатки этой системы, первый опыт философско-эстетического осмысления новозаветного пения. Постоянные ожесточенные гонения на христиан, их внезаконное «катакомбное» положение не давали возможности наиболее полного раскрытия потенциала христианского пения как пения ангелоподобного, новозаветного. 3. Византийское пение IV–IX веков и его канонические основы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010