77 Утверждение о «структурной новизне» сект, обладающей более «совершенными способами воздействия на сознание и подсознание индивида, а также новыми методами работы с внешним миром», не выдерживает критики, наоборот, можно говорить об ослаблении современными НРД «способности контролировать своих последователей и воздействовать на них» (Мартинович. 2015. С. 375–376). «Вопрос «Что в НРД есть нового?» очень слабо связан с главным вопросом…: «Как и почему появляются НРД? " » (Там же. С. 379). Из истории российского сектантства известны секты хлыстов и скопцов, по степени изуверства и членовредительства не имеющие равных в России, а также секта духоборов, полностью контролировавшая своих членов и убивавшая их при попытке ухода из секты. Эти секты возникли задолго и вне тоталитарных режимов XX в. и не в результате дробления протестантских течений, рассматриваемых как подготовивших почву для тоталитарных сект, как считают представители ТТС («Зарождение современных тоталитарных сект во многом было предуготовлено бесконечным процессом дробления постпротестантских деноминаций и сект, достигшим апогея в XIX в. Мормоны и «Свидетели Иеговы» являются реликтовыми продуктами именно этого феномена, как бы застывшими во времени их появления и становления» (Дворкин. 2007. С. 55). 79 «Подвижничество, как принадлежность главным образом религиозной жизни народов – исторически давно известный факт и имеет свою историю еще до христианства. И подвижничество это всегда являлось как жизнь, главным образом, на началах духа… и замечательно то, что при всем различии христианства и язычества, подвижничество в христианстве приняло те же почти внешние формы, что и в язычестве. Явление очень соблазнительное для многих, но на самом деле, думается, только служащее новым подтверждением той мысли, что есть глубокие основания в цельной природе человека для подвижничества, что причина его одна, а потому и одинаковы проявления» ( Феодор (Поздеевский) , архиеп. 2000. С. 62–63). 85 Деление сект на «деструктивные» и «недеструктивные», исходя из правовых, социальных и медицинских соображений, при игнорировании связи деструктивности с вероучением, обеспечивает по отношению к одним – активную борьбу, а по отношению к другим – полную лояльность, или даже экуменическую толерантность, что входит в противоречие с самим духом православной миссии среди заблудших. Кроме того, поскольку социально респектабельных больше, чем деструктивных, то все внимание сосредотачивается на малочисленных маргинальных группах, не имеющих такого же обширного распространения и такого количества последователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

«Планеты септенера» Птолемей Славяно-русские варианты Сатурн зло добро добро Юпитер добро зло середина Марс зло середина зло Солнце середина добро добро Венера добро добро добро Меркурий середина зло зло Луна середина середина середина Высказывалось мнение, что отмеченные два славяно-русских отличия есть результат ошибочной перестановки двух соседних показателей в исходном тексте. Вариант первоначально (в исходном тексте) был один, но затем в результате случайной описки он разделился на два подварианта. На основе процитированного фрагмента из «Вопрошания» Кирика можно предположить, что оба подварианта существовали уже во времена Кирика. А сам фрагмент отражает попытку учета обоих подвариантов. В таком случае становится понятно, почему в нем (фрагменте) рассматриваются три дня недели (воскресенье, суббота, пятница), а не два. Последний случай более отвечал бы природе хрономантии, где со времени Птолемея неблагоприятных (как и благоприятных) было по два дня недели. Если согласиться с предложенной трактовкой процитированного фрагмента из «Вопрошания» Кирика о запрете на секс по определенным дням недели, чтобы избежать зачатия «неблагополучного» ребенка, то тогда с определенной вероятностью можно говорить о новых данных творчества Кирика Новгородца, как предтечи русской ятронауки, в которой вызревала наука Нового времени, породившая точные науки о природе современного типа. Что делает Кирика великим ученым? По-видимому, нет ни одного средневекового русского ученого, которого с большим основанием можно считать предшественником научного подхода в исследовании природы времени. В трактате «Учение им же ведати человеку числа всех лет» (1136 г.) Кирик впервые математически изучил цикличность времени 62 . Еще совсем недавно его результаты не вписывались в научные представления. Так, на рубеже XIX и XX в. типичной была характеристика «Учения» как работы, «которая, впрочем, не имеет практического значения ни для истории, ни для чего бы то ни было и написана единственно для бесцельного обнаружения учености» 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Тарновский сообщает интересные статистические данные. „В настоящее время в Европе совершается около 20,000 убийств, считая дела об убийстве, а не осуждённых и не жертв. В одной Италии и России возникает около 12,000 дел об убийстве ежегодно. Больше всего убийств в диких, пустынных и гористых местностях, где нет ни крупных центров промышленности, ни развитой сети путей сообщения, ни вообще умственной и материальной культуры. Максимальный коэффициент убийств замечается в Приуралье, среднем Поволжье, Кавказе, степной полосе южной России и, по всем вероятиям, на Балканском полуострове; далее – в южной Италии, Корсике, Сицилии и Сардинии, в Испании, во Франции – в альпийских департаментах центрального плато; в Германии – в южной Баварии, Виртемберге, Силезии, Познани и восточной Пруссии; в Северо-Американских Штатах – в пустынных территориях Far West’a, к западу от Миссисипи 3 . Что касается воров, то число их должно превосходить число убийц: в 1876–80 гг. во Франции на одного убийцу приходилось 62 вора и мошенника. В русских тюрьмах в некоторые дни 1898 г. единовременно находилось до 114, 561 преступника вообще 4 . Факты статистики, к которой можно присоединить уголовную хронику ежедневных газет и личный опыт каждого, дают ясно понять даже оптимисту, что сей наилучший из миров ещё далеко не превратился в блаженный уголок счастливой Аркадии. В этом отношении, значит, нет глубокой пропасти между XX в. и XVII-м, так что государство, необходимое, по мнению гр. Толстого, 3 века тому назад, может считаться необходимым и теперь. Ещё много среди нас людей, которых приходится бояться и жалеть, много тёмных злодеяний, предупреждать и пресекать которые невозможно без применения физической силы, да и для разрешения столкновений между нормальными людьми ещё необходим властный закон. Нельзя здесь не заметить, что тот оптимистический взгляд, какой Л. Толстой бросил на современное человечество, весьма не гармонирует с чёрными красками, которыми обильно раскрашивает граф человечество в других местах своего „Царства Божия“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И только христиане – и православные, и католики, и протестанты – видят в Иисусе Христе Бога и Спасителя. Надо отметить, что до IV века и внутри христианской Церкви не было единого понимания Божества Христа. В частности, Божество Христа отрицали ариане, осужденные за это I и II Вселенскими Соборами. В более позднее время Божество Христа отрицалось в разных формах в искусстве, литературе, философии, богословии, библейской критике. Живопись эпохи Возрождения, представлявшая Христа гуманизированным, очеловеченным, была имплицитным отрицанием Его Божественной природы. Философские системы эпохи Просвещения и немецкий идеализм XIX века не оставляли места для веры в Богочеловека. В XIX-XX веках предпринимались многочисленные попытки создания образа «исторического» Христа, как в произведениях Э. Ренана и Л.Н. Толстого, или «альтернативного» Христа, как в «Иуде Искариоте» Л.Н. Андреева или «Мастере и Маргарите» М.А. Булгакова. Художественная ценность этих произведений различна, но их объединяет одно – отрицание Божества Иисуса Христа, восприятие Христа как простого человека. Что говорят о Божестве Христа евангелисты и авторы апостольских Посланий? На чем основана вера христианской Церкви в то, что Иисус Христос – Бог и Спаситель? И как соотносится эта вера с тем строгим монотеизмом, который пронизывает весь Ветхий Завет? Сам Иисус, говоря о Себе в третьем лице, чаще всего называет Себя «Сыном Человеческим»: это имя встречается в четырех канонических Евангелиях около 80 раз. «Сын Человеческий» – идиома, означающая на арамейском языке не что иное, как «человек». Можно было бы предположить, что, называя Себя Сыном Человеческим, Иисус намеренно подчеркивает Свое человеческое, а не Божественное происхождение. Однако Сын Человеческий, о Котором говорит Иисус, – отнюдь не обычный человек: Он – «Сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ), «на Нем положил печать Свою Отец, Бог» ( Ин. 6:27 ), к Нему восходят и нисходят Ангелы Божии (см.: Ин. 1:51 ). Сын Человеческий сошел с неба (см.: Ин. 3:13 ), чтобы спасать души человеческие (см.: Лк. 9:56 ). Он «имеет власть на земле прощать грехи» ( Мф. 9:6 ), Его Плоть и Кровь должны вкушать верующие, чтобы иметь в себе жизнь (см.: Ин. 6:53 ). Он воскреснет из мертвых ( Мк. 9:10 ) и вознесется на небо (см.: Ин 3:13 ) – «туда, где был прежде» ( Ин. 6:62 ). Его пришествие будет неожиданным (см.: Мф. 24:44, 25:13 и др.), подобным молнии, сверкнувшей на одном краю неба и блистающей до другого (см.: Лк 17, 24 ). Он придет «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8:38 ), сядет в пакибытии на Престоле славы Своей и посадит апостолов на двенадцати престолах «судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф. 19:28 ), пред Ним соберутся все народы, и Он будет отделять среди них овец от козлищ ( Мф. 25:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор (19 февр. (3 марта) 1878) предусматривал возвращение Российской империи Юж. Бессарабии в обмен на передачу Р. Сев. Добруджи, которая в то время не была этнически румынской и впосл. подверглась интенсивной румынизации. Румын. дипломатия попыталась добиться сохранения Юж. Бессарабии в составе Р., однако Берлинский конгресс (1(13) июня - 1(13) сент. 1878) подтвердил ее возвращение Российской империи. Великие державы согласились признать независимость Р. при условии предоставления гражданства нехрист. населению, проживавшему на ее территории (в первую очередь это касалось евр. населения, пораженного в правах). 26 марта 1881 г. в парламенте Р. был проведен закон о провозглашении Р. королевством. Изменение баланса сил в Европе и опасение усиления влияния Российской империи на Балканах стали причинами сближения Р. со странами Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия). 18 окт. 1883 г. был подписан союзный договор с Австро-Венгрией, 30 окт. к нему присоединилась Германия, 3 мая 1888 г.- Италия. Договор был секретным, о его содержании знали только король и узкая верхушка румын. политической элиты. Союз существовал до начала первой мировой войны. После Берлинского конгресса Р. вступила в полосу стабильного развития при сохранявшихся острых социальных противоречиях. Правительство Й. К. Брэтиану поддерживало идеи протекционизма, стремилось к развитию промышленности. Отказ продлить торговую конвенцию с Австро-Венгрией в 1886 г. привел к «таможенной войне», длившейся 5 лет. 12 мая 1887 г. был издан закон о поддержке национальной промышленности, что значительно способствовало ее развитию (12,9 тыс. предприятий в 1860 и 62,2 тыс.- в 1902). Были заложены основы гос. финансовой системы: в 1867 г. как денежная единица введен лей, в 1880 г. создан Национальный банк. На рубеже XIX и XX вв. при ведущей роли иностранного капитала стала бурно развиваться нефтяная промышленность Р. Страна вошла в число мировых лидеров по добыче нефти (15 тыс. т в 1880 и 325 тыс. т в 1902). Важное место в Европе Р. занимала и как поставщик зерна, однако ценой эксплуатации крестьян при эффективном сельском хозяйстве.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Еще больше зарубежных исследований посвящено тринитарному учению отдельных латинских отцов Церкви и церковных писателей. За последние 150–200 лет за рубежом вышло огромное количество исследований, так или иначе затрагивающих данную проблематику. Поскольку невозможно перечислить здесь все относящиеся к теме статьи и монографии из-за их многочисленности, мы кратко упомянем и рассмотрим лишь те из них, в которых исследуется роль античной логики, онтологии, эпистемологии и психологии в решении тринитарной проблемы у отдельных латинских теологов эпохи патристики. При этом представляется целесообразным, во-первых, разделить все исследования по отдельным патристическим авторам в историческом порядке, и, во-вторых, рассмотреть их в хронологическом порядке появления самих исследований. Тринитарной доктрине первого латинского христианского теолога и апологета Тертуллиана посвящено немало работ, вышедших из-под пера таких ученых, как И. Штир 48 , В. Махольц 49 , А. Д’Алэ 50 , Б. Варфилд 51 , Р. Робертс 52 , М. Крибель 53 , Г. Барди 54 , Э. Эванс 55 , Р. Канталамесса 56 , Р. Браун 57 , Ж. Муэн 58 , И. Штайнман 59 , Э. Осборн 60 , Д. Рэнкин 61 , К. МакКраден 62 и ряд других. Рассмотрим некоторые из них. Так, вышедшие в начале XX века три статьи американского теолога Бенджамина Варфилда посвящены самому началу латинской тринитарной доктрины, положенному трудами Тертуллиана . При этом автор рассматривает доктрину Тертуллиана не только в свете «учения о Логосе-Христе» (Logos Christology), заимствованного им у греческих апологетов 63 , но и в свете учения об «имманентной Троице» как интерпретации regula fidei («правила веры») древней Церкви, проложившей дорогу к учению о «единосущии» Никейского Собора 325 года 64 . Варфилд также рассматривает основную тринитарную терминологию Тертуллиана , оспаривая мнение А. фон Гарнака о ее юридическом характере 65 . В монографии французского исследователя Адемара Д’Алэ, появившейся одновременно со статьями Варфилда и посвященной общему обзору теологии Тертуллиана , целая глава отводится его тринитарному учению 66 , где автор, в частности, детально сопоставляет учение Тертуллиана о Логосе с учением греческих апологетов, таких как Иустин, Татиан , Афинагор, Феофил и Ипполит 67 . Этой же темы касается в своем труде о Тертуллиане и Новациане немецкий исследователь Мартин Крибель 68 , который к тому же рассматривает философские истоки понятия «сущность» и «природа» у Тертуллиана и Новациана 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Епископы, пресвитеры и диаконы, присоединяемые к Православной Церкви по третьему чину, через покаяние, принимаются, как правило, в сущем сане, если к тому нет каких-либо канонических препятствий. 62. Церковь и нехристианские религии 62.1. Религиозная статистика Христиане в совокупности составляют примерно ¼ населения Земли – около 1,5 миллиарда человек. Общие религиозные корни связывают христианство с иудейской религией, приверженцы которой относительно немногочисленны и насчитывают около 15 миллионов , а также с исламом, который объединяет более одного миллиарда верующих. Помимо монотеистических, существуют и политеистические религии, в том числе и мировые, к числу которых принадлежит буддизм с более чем полумиллиардом приверженцев, в известном смысле также конфуцианство, являющееся, однако, в большей мере этической доктриной, чем религией, и потому вполне совместимое с буддизмом или синтоизмом. Многочисленных приверженцев имеют также разнообразные индуистские культы, которых придерживается значительное большинство граждан миллиардной по населению Индии. Развитые формы религиозного культа, богатую религиозную литературу имеют и такие религии, как даосизм, синтоизм, джайнизм. Существуют и синкретические религии; некоторые из них включают в себя отдельные элементы христианства подобно возникшему уже в XX столетии мунизму. Значительная часть населения Африки и часть индейских племён Америки сохраняют традиционные племенные языческие культы. В XX веке атеисты и агностики составили уже значительную часть народонаселения мира, вероятно, около миллиарда человек, в особенности много атеистов и агностиков в Западной Европе, Китае и Японии. Многие из неверующих при этом сохраняют сознание своей принадлежности к той или иной религиозной культуре и при социологических опросах называют себя приверженцами той или иной религии. В наше время поэтому уже не воспринимается как парадокс, когда человек называет себя не верующим в Бога католиком или евреем. Особенность современной религиозной карты мира в том, что на территории многих стран приверженцы разных религий живут вместе и бытовое общение между ними носит неизбежный характер. 62.2. Канонические принципы взаимоотношений христиан с иноверцами

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) Преподобные Сергий Радонежский и Пахомий Нерехтский. Икона. Кон. XIX в. (ц. Воздвиженни Креста в Нерехте) До закрытия Троицкой ц. в с. Сыпанова Слобода (Троица) в ней хранилось еще неск. икон П. В ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Тетеринском Нерехтского р-на (совр. Успенская Тетеринская жен. пуст.) имеется икона П. (судя по надписи, скорее прп. Пахомия Великого) и свт. Алексия, митр. Московского кон. XIX - нач. XX в. (на чеканном золотом фоне), попавшая сюда, как полагают, из Троицкой ц. после ее закрытия. В четверике этого храма в нише на юж. стене помещен большой ростовой образ П. (XVIII в. (?) под поздними записями, в т. ч. XX в.; написан в темперной технике), по размерам и иконографии близкий к нагробной иконе. Основные подробности рисунка схожи с деталями репродукции 1896 г. и иконы из Сыпанова мон-ря (какой из образов был написан раньше, без специального исследования установить невозможно). Известно, что в 1876 г. была «усердием старосты Яичкова написана точная копия с иконы преп. Пахомия, лежащей на мощах, сделана на нее риза, подлинник подправлен» ( Новосельский Н. А., свящ. Сыпаново: Ист. описание его в бытность мон-рем и после - приходскою Троицкою ц.//Костромские ЕВ. 1897. Ч. неофиц. 3. С. 62). В нач. XX в. нагробный образ П. воспроизводили в хромолитографиях (напр., экземпляр с цензурным разрешением 1904 г.- поколенный тип изображения). Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. Прп. Пахомий Нерехтский. Роспись Владимирского собора Сретенского мон-ря в Москве. 1707 г. В иконописных подлинниках кон. XVIII - 1-й трети XIX в. под 9 июля и 21 марта даны краткие описания внешности П.: «…сед, брада покороче Власиевы, в схиме, ризы преподобнические» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 183; см. также: РНБ. Погод. 1931. Л. 128 об.; БАН. Строг. 66. Л. 122 об., добавлено: «…схима на плечах»; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62). В Житии П. из сб. Синодальной б-ки о его облике сказано: «Преподобный Пахомий Костромской чюдотворец Сыпанова монастыря пишется леты стар, возрастом средний, телом сух, мало возлыс, брада аки у Иоанна Богослова бела вся, риза преподобническая и схима есть; в руце держит свиток, в свитце пишет: «Братие, терпите находящая на ны скорби на сем месте, да обрящем благодать Божию». Яко писать стоящего то над главою его Святая Троица аки у Павла Обнорского десная рука выспрь крестообразна, в шуице свиток, а когда молящегося то Троица на дцке во угле аки у Александра Свирского» (Житие прп. Пахомия Нерехотского//Тр. IV обл. ист.-археол. съезда в г. Костроме, в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 17).

http://pravenc.ru/text/2579832.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАКЭУ Церковь в честь Успения Божией Матери (Пречистая). 1491 г. Фотография. XX в. Церковь в честь Успения Божией Матери (Пречистая). 1491 г. Фотография. XX в. [румын. Bacu], г. в Вост. Румынии, известен памятником средневек. молдав. зодчества - ц. Успения Божией Матери (др. название ц. Пречистая), к-рую возвел в 1491 г. Александр, сын молдав. господаря св. Стефана Великого . Храм триконховый, одноапсидный (длина 25,68 м, ширина пронаоса 9,62 м, ширина наоса 8,12 м), стены из необработанного камня; глава поставлена над наосом. Пронаос квадратной формы, имеет 2 симметричных окна с юж. и сев. стороны и вход с зап. Перекрыт сферическим куполом, опирающимся на подпружные арки. В парусах имеются голосники. В наосе свод молдав. типа с 2 поясами арок. Барабан цилиндрический в интерьере, снаружи восьмигранный. Имеет двухчастное основание: нижнее - квадратное каменное и верхнее - звездчатое 12-лучевое, сложенное из кирпича. 2 контрфорса укрепляют стены алтарной части со стороны диаконника и жертвенника. По всему периметру стен храма в его верхней части проходят 2 ряда ниш с арками на колоннах, выложенные кирпичом. По всей высоте апсиды от цоколя вверх поднимаются высокие продолговатые ниши, объединенные арками. Комиссия исторических памятников провела в церкви исследования и реставрацию в 1912, 1919, 1924 и 1925 гг. В процессе работ была удалена штукатурка с наружной части стен и разобраны глава над пронаосом, а также притвор XIX в. Лит.: Repertoriul monumentelor i obiectelor de arta din timpul lui tefan Cel Mare. Bucureti, 1958. Рубрики: Ключевые слова: КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/77406.html

В прежние, советские времена часто все двери были закрыты, а дверь в литературу приоткрыта. В нее и ломились, потому что больше некуда. Мы продолжаем публиковать авторский цикл передач президента МедиаСоюза Елены Зелинской «Непотерянный Петербург», который выходил в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Известные петербуржцы – ученые, писатели, философы, общественные деятели – размышляют о том, что их волнует в жизни города. Сегодня мы предлагаем читателям «Правмира» беседу с поэтом Александром Кушнером. Александр Семенович Кушнер – известный русский поэт. Первые его книги начали выходить еще в начале 60-х. Сегодня издано около пятидесяти сборников его стихов, в том числе и для детей.  Бродский называл Кушнера одним из лучших лирических поэтов XX века. И, как и Бродский, Кушнер врос поэтически врос в родной город. Стихи в полную силу Первая моя книга вышла в 62-м году тиражом десять тысяч, дальше выходили в 66-м и в 69-м. У меня выходили книги регулярно, также как они выходили регулярно у старших меня года на четыре Вознесенского , Евтушенко , Ахмадулиной , Юнны Мориц, Горбовского, Окуджавы и многих, многих других. А для тех, кто пришел попозже, как Бродский, занавес опустился. Он на четыре года меня моложе, и ему уже пробиться было трудно. Меня спрашивают, изменился ли я в чем-то… У меня были такие стихи: Вот сирень. Как цвела при советской власти, Так цветет и сегодня, ничуть не хуже. Вот и я свою жизнь не делю на части. Я терпеть не мог советскую власть, но стихи я писал в полную силу и тогда, и сегодня. Мне, может быть, помогало понимание того, что все века примерно одинаковы, что вторая половина XX века во всяком случае куда легче и лучше, чем первая. Вот если бы родиться где-нибудь в начале века, вот тогда бы я хлебнул горя! А так я уж, нет, я себе нытья не позволяю. Нужны ли поэту премии? Я бы мог сказать: «Что мне премии, что мне слава, я прекрасно без них проживу, обойдусь!» — но не скажу: я врать не хочу. Это важно. Другое дело, что в советское время ни о каких премиях я и думать не думал, и не мечтал, и не хотел. Это ко мне не имело никакого отношения. Когда в 90-е годы я стал получать премии — ну что же, очень хорошо. Не говоря о том, что существуют большие премии, на эти деньги можно жить какое-то время, хоть два-три года. Ведь гонорары за книги бесконечно ничтожны.

http://pravmir.ru/neprazdnyiy-poet/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010