Мн. исследователи Быт 26, пытаясь реконструировать историю преданий о патриархах, рассматривали сюжетные повторы в истории И. и Авраама в свете классической теории источников Ю. Велльгаузена и его последователей. Согласно этой теории, рассказы об И. в Быт 26 относятся к т. н. яхвистической истории, а параллельные им рассказы про Авраама в Быт 20-21 - к элохистической истории (подробнее см. в ст. Пятикнижие ). Однако значение параллелей в жизнеописаниях Авраама и И. нельзя объяснять гипотезой о простом сложении 2 первоначально независимых историй; они не исчерпываются только Быт 26. К кон. XX в. исследователи ВЗ оставили подобные гипотезы. Если в кон. XIX - сер. XX в. можно было говорить о наличии в академической науке Запада нек-рого консенсуса в вопросе о том, как сложилось Пятикнижие, в наст. время такой консенсус отсутствует как вообще, так и применительно к истории И. (см., напр.: Blenkinsopp J. The Pentateuch: An Introd. to the First Five Books of the Bible. L., 1992. P. 19-25). После рассказа о жизни Иакова в Месопотамии повествование вновь возвращается к И. в Быт 35. 27-29, где описываются его смерть и погребение. И. умер в возрасте 180 лет в Хевроне и был похоронен его примирившимися сыновьями Иаковом и Исавом (ср. рассказ о смерти Авраама в окрестностях Хеврона и о его погребении сыновьями Измаилом и И.- Быт 25. 7-9). В Быт 35 подразумевается, что И. был погребен в пещере Махпела вместе с Саррой, Авраамом и Ревеккой (см.: Быт 49. 29-31). В отличие от рассказов об Аврааме и Иакове, которые странствовали по всей Палестине, Месопотамии и Египту, истории об И. (кроме, вероятно, рассказа о жертвоприношении И.) связаны с небольшой областью Юж. Палестины: Вирсавией, Беэр-Лахай-Рои (Быт 24. 62), Гераром и Хевроном. Жертвоприношение И. (Быт 22). Бог подверг Авраама испытанию, Он сказал И.: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт 22. 2). Авраам пришел с И. на место, к-рое указал ему Господь, построил жертвенник, разложил дрова и, связав И., положил его на жертвенник поверх дров. Когда он занес нож, чтобы заколоть сына, Ангел Господень остановил жертвоприношение, обратившись к Аврааму от лица Бога: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12). После этого Авраам увидел овна (барана), к-рый запутался рогами в зарослях, и принес его в жертву всесожжения вместо сына.

http://pravenc.ru/text/674115.html

Так стоить захотеть, и всякую дурную привычку можно оставить и ко всему доброму привыкнуть. Без доброй воли понятно, – нечего и бороться с греховными навыками. Например, приходишь ты на исповедь; отец духовный спрашивает тебя: обещаешься ли ты оставить тот или другой грех ? Ты же и в сии минуты начинаешь всячески отнекиваться. «Как обещаться? говоришь, мы люди слабые!» Понятно, какого тут ждать толку? – Тогда как потому-то самому и не следовало ли бы тебе связать себя зароком, что ты человек слабый? Что, например, зарекаться тому пить вино, кто пьет, умеючи? Зарекайся тот, кому запаха винного нельзя услышать, сейчас и запил горькую! Так, братия мои, кто хочет идти за Христом (а христиане – все таковы: все из числа пожелавших идти за Христом, ибо иначе для чего и состоять в христианстве?), – кто хочет идти за Христом, тот должен непременно перестать жалеть себя и творить свою волю, – должен оставить плотоугодие, а творить то, что велит Христос, и, трудно ли, легко ли, идти за Христом, не озираясь вспять. В противном случае и к нам во всей силе относятся сии грозные слова св. апостола Петра ( 2Пет.2:20–22 ): «если, избегши скверн мира чрез познание Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, опять кто запутывается в них (сквернах мира то) и побеждается ими: то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать (слышите!) пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.» Христианин грешник! внимай, что говорит о тебе Апостол. И Иисус Христос говорит: «никто возложивши руку свою на плуг (или на соху) и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Аминь. Читать далее Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу/[Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Распространенные в последующей экзегезе варианты интерпретации этого стиха: а) выражение «сын человеческий» используется в 1-й Книге Еноха и в 3-й Книге Ездры как мессианский титул (1 Енох 46. 1 и 3 Езд 13); мессианская интерпретация характерна и для раввинистической и средневек. евр. экзегезы; б) в НЗ титул «Сын Человеческий» относится к Иисусу Христу (см., напр.: Мк 13. 26, 14. 62), т. е. понимается как однозначно мессианский, такое понимание вошло и в святоотеческую традицию; в) т. н. коллективная интерпретация, согласно к-рой «сын человеческий» - это народ Израиля (прп. Ефрем Сирин, Ибн Эзра). Ряд исследователей XIX-XX вв. считают коллективную интерпретацию первоначальной ( Koch. 1986. P. 219; Montgomery. 1927). Нек-рые из них полагают, что изначально выражение «сын человеческий» в этом тексте могло обозначать некую небесную или ангельскую фигуру, возможно Михаила, упоминаемого в Дан 12. 1 ( Shmidt. 1900; Collins. 1993. P. 304-311). Слово «Мессия» (   «Христос» в синодальном переводе) употребляется в 9-й гл. Книги Даниила: «...с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан 9. 25-26). Вычисления, приводимые в этой главе, ставят в тупик не одно поколение экзегетов. В синодальном переводе отражена традиция, вероятно начинающая свою историю с лат. перевода блж. Иеронима. Такому пониманию противоречит масоретская акцентуация: в МТ между словами «семь седмин» и «шестьдесят две седмины» стоит знак «атнах», разделяющий эту фразу на 2 части; текст можно было бы понять следующим образом: «...с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин. И еще шестьдесят две седмины: возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…»

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

XI. 31). «Я боюсь, — говорит Ориген (bi Genes. Horn. V), — чтобы сие кровосмешение не было чище чистоты многих». Содом и Гоморра, по словам апостола Иуды (7), принадлежат в пример, подвергшись наказанию огнем вечным. День исшествия Лота от Содомлян Иисус Христос уподобляет дню Своего явления, повелевает вспоминать жену Лотову (Лк. XVII. 28 — 32). Последние казни врагов Божиих в Апокалипсисе (XIV. 10. 11. XIX. 20. XX. 9. 10) изображаются одинаковыми чертами с казнею Содома. Сии собрания сводятся к общей мысли, что судьба Содома и Лота представляет в малом виде судьбу мира и человека. Весь мир и видимые небеса для огня берегутся ко дню суда и погибели нечестивых людей (2 Пет. III. 7). Время суда наступит нечаянно, когда едят, пьют, покупают, продают, насаждают, строят. Оно отлагается только дотоле, как наполнится число избранных и запечатленных, которые подобно Лоту должны выйти из страны погибельной, прежде ее погибели. Те, которые исходят от мира, изводятся из него рукою Господа, хотя не всегда равно видимою; прочие ругаются исходящим, сами не видят пути своего. Исходящие должны поспешать и не озираться: Никто, взявшийся за соху и оглядывающийся назад, не управит себя в царствие Божие (Лк. IX. 62). Безопасность и спасение в горе — в непрестанном удалении от мира, приближении к Богу и исследовании воли Его. 1. Авраам же пошел оттуда в землю полуденную, и стал жить между Кадешем и между Суром; и пришел на время в Герар. 2. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: это сестра моя (ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее). И послал Авимелех, царь Герарский, и взял Сарру. 3. Но Бог пришел к Авимелеху в сновидении ночном и сказал ему: вот, ты умрешь за сию женщину, ибо она имеет мужа, 4. Впрочем, Авимелех не прикасался к ней и потому сказал: Господи! Неужели Ты погубишь и неповинный народ? 5. Не сам ли он сказал мне: это сестра моя? И она сама сказала: это брат мой. Я сделал это простым сердцем и чистыми руками. 6. И сказал ему Бог в сновидении: и Я знаю, что ты сделал сие простым сердцем: потому Я и удержал тебя от греха предо Мною; потому и не допустил тебя прикоснуться к ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Отношения Н. с матерью начали разрушаться в 55 г., когда он настоял на удалении ее фаворита, Марка Антония Палланта, с поста заведующего имп. сокровищницей. Тогда же по тайному приказу Н. был отравлен его сводный брат - Британник. Нек-рые рим. историки считали, что приказ об убийстве был вызван опасением Н., что его мать вступит в политический союз с Британником против него ( Ios. Flav. Antiq. XX 8.2; Tac. Ann. XIV 1-12; Suet. Nero. 34). Однако скорее всего смерть Британника была выгодна и Н., и Агриппине и связана с казнями ряда дальних родственников правящей фамилии, к-рые именно Агриппина инициировала в те годы. Окончательный разрыв Н. с матерью произошел после того, как повзрослевший Н. сначала приблизил к себе рабыню Акте, а в 58 г.- знатную даму Поппею Сабину. Агриппина, протестуя против этих связей сына, начала демонстрировать слишком тесную дружбу с Октавией. Н. отправил Агриппину в ссылку, а в марте 59 г. неумело организовал ее убийство. По замыслу вольноотпущенника Аникета нужно было подстроить кораблекрушение во время увеселительной морской прогулки Агриппины в Байях (близ совр. Неаполя). Намеренно поврежденный корабль затонул, но Агриппина оказалась среди немногих, кому удалось спастись. Тогда на следующую ночь Аникет заколол ее мечом. Официально было объявлено, что Агриппина покончила с собой; похоронена в Мизенах. По мнению совр. исследователей, именно после гибели Агриппины гос. дела начали приходить в упадок. Еще один тяжелейший удар правлению Н. был нанесен в 62 г. со смертью префекта претория Бурра. Вместо него Н. назначил Фения Руфа и Софония Тигеллина, к-рые своей угодливостью завоевали его доверие, но их успехи в гос. делах были весьма скромны. Вскоре в отставку был отправлен и Сенека. Тогда же Н. развелся с Октавией, отправил ее в ссылку, а затем казнил по обвинению в прелюбодеянии. С 62 г. начались первые при Н. судебные процессы по делам об оскорблении величия; со временем все большее число знатных и влиятельных лиц начали подвергаться ссылкам и казням. В 62 г. Н. официально женился на Поппее Сабине. 21 янв. 63 г. она родила дочь Клавдию (ум. через 4 месяца). Сразу после ее рождения Н. даровал и Поппее, и Клавдии титулы Августы.

http://pravenc.ru/text/Нерон.html

Действительно, в строгом смысле, если «личность» признать синонимом «ипостаси», то стоило бы избегать применять слово «личность» в единственном числе к Богу вообще и прибегнуть скорее к термину «личностность», сопоставляя его простоте сущности, говоря, что Богу принадлежит само-сущая личностность, и Он существует как три само-сущие Личности. Спорным является также приписывание без какого-либо специального пояснения понятия «воли» или «деятельности» Личностям-Ипостасям в Троице 59 . Ведь согласно православному вероучению, воля и энергия являются принадлежностью природы. И только опосредовано, посредством единой природы, воля и действие принадлежат каждому Лицу. В рамки нашего ограниченного мышления с трудом вмещается представление об абсолютном различии Личностей и абсолютном единстве их произволения и действия. Орлов уже в XIX веке писал, что, например, «заблуждение монофелитизма состоит в незаконном отождествлении понятия личности, субъекта с понятием воли» 60 . «Личность» в Христологии XIX – начала XX веков Обращаясь к Христологии XIX – начала XX веков, мы обнаруживаем, что, по мнению наших выдающихся богословов, уже первые христианские авторы и апологеты видели в Логосе-Христе «личное духовное существо» 61 . Для большинства авторов оказывается возможным синонимично богословскому понятию «ипостаси» употребить термин «личность» с различными эпитетами («Богосыновняя» или «Богочеловеческая», Живая) по отношению к Воплощенному Сыну Божию, Богочеловеку Христу. Так, например, говорится, что Сын Божий отнюдь «не утратил Свою Личность» в воплощении 62 . Воплощение Личности Сына Бриллиантов пишет о том, что именно абсолютная личность Бога, неограниченная в своих способностях, в том числе может «принять в себя» иное бытие 63 . Этот факт является богословским основанием воплощения Сына Божия. Сама по себе личностность Бога становится в мысли русского богословия XIX – начала XX века главным обоснованием как личных, нравственных отношений Творца с Его творением, постоянно находящихся в центре внимания в текстах Св. Писания, так и самого Боговоплощения. «Бог потому и стал человеком», отмечает Чекановский, «что Он вечно пребывает свободною, ничем, кроме Своей воли, неограниченною всемогущею Личностью » 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Одним из самых сложных оставался т. н. ассир. вопрос. Еще в 1919 г. на Парижскую конференцию должны были прибыть 2 ассир. делегации. Сестра католикоса Мар Беньямина Шимуна XX Сурма Ханим, выдвигавшая требования расселить ассирийцев на их исторической территории, была под различными предлогами задержана в Лондоне до окончания конференции. А план, представленный делегацией амер. ассирийцев, создать независимое гос-во от нижнего течения Б. Заба до Армянского нагорья, был отклонен. К участию в Севрской конференции (июль-авг. 1920) ассир. представители допущены не были. В договоре, заключенном по ее итогам, упоминалось лишь о «полных гарантиях защиты ассиро-халдеев» как в Турции, так и в И. (ст. 62). Ситуацию усугубил раскол среди ассирийцев после трагической гибели Мар Шимуна XX. Новым католикосом стал брат погибшего Мар Полос Шимун, но в 1920 г. он умер от туберкулеза. Следуя порядку наследственного преемства, Мар Йосеп Хнанишо, митр. Шамиздина и обл. Рустака, не посоветовавшись с другими архиереями, поставил новым католикосом-патриархом 12-летнего племянника Мар Полоса с именем Мар Ишай Шимун XX (впосл. Мар Ишай Шимун XXIII). Это поспешное решение было воспринято рядом национальных лидеров ассирийцев как несоответствующее тяжелому положению Церкви Востока, ослабленной деятельностью зап. миссионеров и первой мировой войной. Патриарх был главой не только Церкви, но и народа, поэтому все хотели видеть на Патриаршем престоле авторитетного лидера. Представители Церкви Востока обратились к Мар Тиматеосу Авималеку, митр. Индии, с просьбой приехать и стать во главе Церкви и нации. Мар Тиматеос Авималек прибыл в ирак. лагерь Баакуба, но Сурма Ханим при содействии англичан убедила Мар Тиматеоса Авималека стать регентом ее племянника Патриарха Ишая Шимуна, признав законность его поставления. Спустя год Тиматеос вынужден был уехать по делам Церкви в Индию, и церковное правление перешло к Сурме Ханим, а Ишай в 1924 г. был отправлен завершать образование в Англию. Когда в 1927 г. Мар Тиматеос вновь приехал в И., митр. Мар Йосеп Хнанишо и Сурма Ханим фактически отказали ему в статусе патриаршего регента. В 1928 г. британцы способствовали удалению Мар Тиматеоса в Индию.

http://pravenc.ru/text/673821.html

" Eterna " ( " вечно " ) тоже кажется относящимся к " si torno " ( " отвернулась " ).   Перевод с испанского Л. Фридмана notes 1-1 1. Земную жизнь пройдя до половины. — Серединой человеческой жизни, вершиной ее дуги, Данте ( " Пир " , IV, 23) считает тридцатипятилетний возраст. Его он достиг в 1300 г. и к этому году приурочивает свое путешествие в загробный мир. Такая хронология позволяет поэту прибегать к приему " предсказания " событий, совершившихся позже этой даты 1-13 13. К холмному приблизившись подножью. — Над лесом грехов и заблуждений возвышается спасительный холм добродетели, озаряемый солнцем истины (ср. ст. 77-78). 1-17 17. Свет планеты. — Согласно Птолемеевой системе мироздания, которой придерживается Данте, Солнце было одной из планет, вращающихся вокруг неподвижной земли. 1-31 31-60. Восхождению поэта на холм спасения препятствуют три зверя: рысь (ср. А., XVI, 106-108) — сладострастие, лев — гордость и волчица (ср. Ч., XX, 10-15) — корыстолюбие. 1-38 38-40. — Те же звезды вновь — звезды созвездия Овна, в котором солнце находится весной, то есть в ту пору года, когда, согласно христианской мифологии, бог сотворил мир и придал движение небесам с их светилами 1-62 62. Какой-то муж-Вергилий (70-19 гг. до н. э.), знаменитый римский поэт, автор " Энеиды " . В средние века он пользовался легендарной славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства (Ч., XXII, 64-73). В " Божественной Комедии " Вергилий, ведущий поэта через Ад и Чистилище к Земному Раю, — символ разума (Ч., XVIII, 46-48), направляющего людей к земному счастью. 1-69 69. Мантуя. — Вергилий родился в Мантуанской области, в местечке Андес, ныне Пьетола. 1-70 70. Sub Julio (лат.) — при Юлии Цезаре (убитом в 44 г. до н. э.). 1-71 71. Под Августовой сенью — то есть при римском императоре Августе (27 г. до н. э. — 14 г. и. э.). 1-74 74. Сын Анхиза и Венеры — Эней. 1-91 91. Ты должен выбрать новую дорогу. — Данте еще не подготовлен к тому, чтобы одолеть волчицу и взойти на отрадный холм. Предварительно он должен посетить три загробных мира. 1-102

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В этом небольшом фрагменте своего текста о. Павел методом мифомышления дал развертку своей личной сакральной «картины мира». В свою очередь, А. Ф. Лосев дал этому фрагменту свой комментарий, согласно которому эта символическая мифология «цвета построена на существенной характеристике каждого цвета в отдельности... Чистый цвет есть несуществующая абстракция» . Здесь сказано только о цвете как о частном случае мифологического постижения бытия, однако сам продемонстрированный о. Павлом метод имеет универсальное значение. На этом основана и необходимость развития рефлективной мифологии как метода философской работы. Проведенный здесь краткий анализ позволяет утверждать, что богословие мифа свящ. Павла Флоренского представляет собой одну из сердцевин его «сакральной науки» и его наследия в целом, вскрывает ее онтологические и методологические основания. Главным его достижением является антиномическое понимание двойственной природы мифа — одновременно и как первичного уровня познания и мышления, и как вторичной культурной формы, которая «отслаивается» от него. «Синтезом» этой антиномической двойственности стал метод рефлективной мифологии, который позволил о. Павлу дать развертывание ключевых символов библейского Откровения и благодаря этому показать, в чем состоит преемственность форм фиксации религиозного опыта между языческой и христианской культурой.   Источники и литература   См.: Groenewald A. Mythology, poetry and theology//HTS Teologiese Studies/Theological Studies. 2006. Vol. 62. 3. P. 909–924. Цылев В. Р. Интерпретация мифа в русской религиозно-философской традиции: Конец XIX — первая половина XX вв.: дисс. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2004. 170 с.; Его же. Русская религиозно-философская мысль о реальности мифа//Вестник МГТУ. 2004. Т. 7. 2. С. 317–324; Чагинский А. А. Понятие мифа в русской религиозной философии. 20-х гг. ХХ в.//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 37–52. Хондзинский П., прот., Павлюченков Н. Н., Медоваров М. В., Гаврилов И. Б. Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского (1882–1937): pro et contra. Материалы круглого стола научного проекта Издательства СПбДА «Византийский кабинет». К 140-летию со дня рождения и 85-летию со дня трагической кончины выдающегося русского мыслителя//Русско-Византийский вестник. 2023. 1 (12). С. 24–50. Флоренский П., свящ. Философия культа (Опыт православной антроподицеи). 2-е изд. М., 2018. С. 425. Там же. С. 212. Павлюченков Н. Н. Философия религии священника Павла Флоренского//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2012. 4. С. 100. Павлюченков Н. Н. Представления о мистике и магии как выражение особенностей христианского мировоззрения священника Павла Флоренского//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 106. С. 95.

http://bogoslov.ru/article/6195777

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010