Марк Мангано (протестант) Книга Руфь. Дейл Мейнор «Руфь» – это транслитерация еврейского (ивр.) и греческого (роив) названия книги, которое происходит от имени главной героини повествования. Книга Руфь следует за Книгой Судей в Септуагинте и во всех русских переводах, хотя в большинстве иудейских Библий она следует за Книгой Притчей в разделе, который называется Писания (ирв.), кетубим, который также известен, как агиографы). Такое место книга занимает, возможно, потому что читается вместе с остальными книгами этого раздела, во время главных иудейских праздников, в данном случае на празднике Седьмиц (то есть Пятидесятнице или празднике первых плодов). Исторический и культурный фон На фоне хаоса и анархии периода Судей ( Руфь 1:1 ), книга рисует относительно спокойную картину сельской жизни, хотя и здесь герои проходят через трудности. Кризис сказывается не только на Израиле; по разным причинам все народы Месопотамии и Средиземноморья испытывают на себе последствия похожей культурной агонии. Загнивает и Империя Хеттов, и Египет, и Вавилон, и Ассирия. Греция распадается под давлением дориан, а Народы Моря (среди которых были и филистимляне) разрушают страны Средиземноморья. Причин таких потрясений множество; среди них есть также и вполне объективные природные катаклизмы, включая серию серьезных землетрясений. Сверхдержавы древности теряют былое господство, что позволяет некоторым более мелким государствам заполнить вакуум власти. Среди новых держав – Сирия, Финикия, Едом, Аммон и, конечно, Израиль. Посреди глобального политического кризиса Израиль пытается отстоять свою независимость. Текст и автор Еврейский текст книги Руфь хорошо сохранился. Главная трудность в стихе 2:7, а главный вопрос – почему родословие помещено в конце книги (4:1822)? Автор книги неизвестен, хотя ранняя иудейская традиция приписывает авторство Самуилу. Последняя глава включает в краткое родословие Давида (4:1822), но не называет его царем. Пророк Самуил помазал Давида на царство ( 1Цар.16 ), но умер прежде, чем Давид действительно завладел престолом (ср. 1Цар.25:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В.В. Виноградов Обворожительный, обаятельный, очаровательный Обворожительный, обаятельный, очаровательный. [В истории формирования синонимического ряда: обаятельный, обворожительный, очаровательный] любопытны закономерные семантические изменения, шедшие параллельно в узкой серии нескольких групп слов. В ряду синонимов, связанных с первоначальным конкретным представлением о колдовстве, чарах, обаянии, раньше всего переносные значения определялись у глагола очаровать. Его древнейшее значение: «чарами околдовать, обворожить, обаять» (сл. АР 1822, ч. 4). Это слово было свойственно старославянскому языку (ср. в Синайском Патерике XI в.: «Бъ очарованъ корабль») (Срезневский, с. 740). В русской литературной речи XVIII в. у этого глагола и сложившегося вокруг него гнезда слов развивается отвлеченное переносное значение: «пленить, обольстить». Так, уже в «Словаре Академии Российской» в слове очаровательный различаются два значения: «1) Чародейственный. Очаровательные нашептывания, 2) Прелестный. Очаровательные красоты» (сл. АР 1822, ч. 4, с. 739–740). Уже к началу XIX b. прямые буквальные реальные значения слов очаровать, очаровательный, указывающие на магию, колдовство, утрачиваются. Слово обворожительный возникает в русском литературном языке конца XVIII – начала XIX в. Оно представляет по своему морфологическому строю сращение народной разговорной основы и книжного суффикса -тельный. Словари Академии Российской еще не знают этого слова. Однако здесь уже отмечены отвлеченные переносные значения глагола обвораживать – обворожить – прельстить – очаровать и произведенных от него обворожение («очарование») и обвороженный («очарованный, обмороченный»). Слово обаятельный еще не значится в словарях Академии Российской. Здесь, кроме славенских глаголов обавати («заклинать, заговаривать, волхвовать, колдовать, чаровать, чародействовать»), обаявати [ " очаровывать» (сов. вид обаяти)], помещены слова: обаяние, обаянник (то же обаятель), обаянный («наколдованный», «наворожённый») и обаятель (славенское: «очарователь, чародей, волхователь»). Примеры на употребления всех этих слов извлечены из церковных книг (Срезневский, 2, с. 495, 499–500).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Слой СЛОЙ Слово слой находит себе соответствия в чешском и польском языках: чешек. sloj слой; sluj – слой; пещера, нора; польск. sój – прожилки, «смолистая жила в дереве», свиль; sojowaty – слоеватый, жилистый. По-видимому, слово слой находится в ближайшем этимологическом родстве с глаголом лить (сълой; ср. пере-лой; съ-логъ при съ-лечь). По объяснению Преображенского, сълой ­­ слияние (пластов); ср. лой – жировой пласт на брюшине (Преображенский, 2, с. 323), церк.-слав. сало (сл. 1867–1868, 2, с. 549). В «Материалах» И. И. Срезневского слова слой (сълой) не находится. Но заключать отсюда, что оно было вовсе неизвестно древнерусскому литературному языку, нельзя. Можно лишь думать, что это слово как чисто народное попало в письменный язык довольно поздно, не ранее XVI – XVII вв. В русском литературном языке XVII – XVIII вв. слово слой обозначало «протяженный ряд какого-нибудь вещества, лежащий на поверхности другого»; «масса, часть вещества, расположенная горизонтально и соприкасающаяся с поверхностью другой части». Например, слой теста, слой чернозема, верхний слой воды, слой варенья в пироге. На почве этого значения, естественно, сформировалось и другое, более частное: «каждая из пластинок, составляющих некоторые тела, или части их». Например, луковичные слои, верхний слой земной коры; слои горных пород (сл. АР 1806–1822, 5, с. 546; сл. 1867–1868, 4, с.313). Эти два значения были тесно связаны одно с другим. Различие между ними состояло в том, что первое охватывало разные виды вещества, в том числе и вещества в жидком и газообразном состоянии, второе – относилось преимущественно к плотной или твердой массе вещества, разделяющейся на пласты или пластины, и синонимически соприкасалось с словом пласт. В словарях Академии Российской слово пласт определялось так: «1) Плоская, отделенная от чего-либо часть разнообразной окружности или вида. Снег валится с кровель пластами. Резать, сдирать с тюленей, моржей и белух тук пластами. Пласт сотов. 2) У рыбных промышленников на Волге так называется судак длиною в 8 вершков. Пут[ешествие] Гмел[ина]. 2.324» (сл. АР 1806–1822, 4, с. 1106 339 ). Здесь механически слиты два омонима. Тут же отмечается выражение: «пласт пластом лежать... простонар. Лежать без движения, без чувства навзничь или ничком».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Для того, чтобы члены консистории и духовных правлений не имели возможности, при решении какого-либо дела, покривить своей совестью, выставивши его на изнанку, преосвященный на журнале, поднесённом ему 20 апреля 1822 г., надписал так: «При журналах должно мне прилагать сами дела для поверки с журналами». Это требование свято исполнялось не только при нем, но и при приемниках его. Митрополит Евгений устранил также и побуждения к противозаконному решению исковых и тяжебных дел. Он искоренил, существовавший до него порядок, по которому члены духовных присутствий принимали на себя обязанности следователей. От 05 июня 1822 г. преосвященный на имя секретаря консистории дал следующий ордер: «Для облегчения духовных правлений от исполнительных дел предоставлением им только судебных, и чтобы не отлучать членов от присутствия посылкою на производство следствий, от чего уменьшается и число наличных судей, как отлучкою, так и тем, что они, по произведенным ими следствиям не могут уже быть судьями в оных. Нужно отныне поручать следствия только благочинным». Воспретивши членам консистории и духовных правлений принимать на себя обязанности следователей по исковым и тяжебным делам, преосвященный Евгений в тоже время воспретил им вызывать в присутствие подсудимое духовенство к первоначальпым ответам. Предложением своим от 24 марта 1825 г., данным на имя консистории, он предписал дать знать всем епархиальным присутственным местам, что «если они по жалобам и доносам, без местного изследования, вопреки установленному правительством порядку, будут привлекать духовенство к первоначальпым ответам, и сами производить следствия, а не по делам, уже обследованным и в суд представленным, судить будут; то, в пример другим, штрафованы будут взысканием, за проволочки и убытки, ответчикам, по указу 1766 г., и опубликованы, как законопреступные и ослушливые». Благотворным последствием этого предложения было уничтожение изстари существовавших в консистории и духовных правлениях так пазываемых «поклонов», ради которых духовенство, попавшее под суд, по примеру дедов и отцов своих, тянулось с слишком разорительными гостинцами к консисторским и правленским судьям, «для задабривания их и заискивания милости и благоснисхождения». Эти разорительные «поклоны», с времен митрополита Евгения, перешли в область предания, так как, по предписанию его, епархиальные власти перестали требовать личной явки челобитчиков и ответчиков, а, если нужно было, по почте посылали к ним запросные пункты, на которые по почте же присылались и ответы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Слово подъшьва в языке древнерусской письменности выражало два основных значения: 1) нижняя часть обуви, имеющая форму ступни, испод обуви (как определяет И. И. Срезневский ), нижняя часть ступни; 2) фундамент, основание. Например, в Копенгагенском сборнике XVII в.: «Пожгло не токмо что полаты, но и подшву каменую» (Срезневский, 2, с. 1071–1072). Эти значения сохраняются в слове подошва и до настоящего времени, особенно в профессиональных диалектах. В «Словаре Академии Российской» значения слова подошва определяются так: 1) исподняя часть ступни у человека, простирающаяся от пальцев до запяток, низ обуви; 2) толстая кожа, подшиваемая к низу обуви. Подошвы у сапоговпротоптались; 3) самый низ, основание чего. Подошва горы, стены, башни. Срыть дом до подошвы (сл. АР 1806–1822, 4, с. 1311). Ср. у Е.  В. Барсова в «Причитаньях Северного края» (ч. 1. М., 1872, с. 285): «До подошвы оны [мироеды] всех да разоряют». В академическом словаре1847 г. к этим трем значениям присоединяется четвертое – архитектурное: «Две верхние точки над опорами, где упираются оба конца линии свода» (сл. 1847, 3, с. 268). Очевидно, это специальное значение сложилось лишь в конце XVIII – в начале XIX в. Слово почва, отделившись от слова подошва (в силу фонетических отличий и связанной с ними морфологической неразложимости), естественно, должно было развить в разных диалектах, а затем и в литературном языке иные значения. По-видимому, первоначальные значения – «подшиваемая нижняя часть обуви, имеющая форму ступни» и «нижняя часть ступни» – сохраняются в слове почва лишь в областных говорах. Отсюда на основе метонимического переноса развилось значение: «низ, основание, то, на чем стоит нога; верхний слой земли». В русском литературном языkeXVIII в. считалась более нормальной и, во всяком случае, была более распространенной форма пошва, чем почва. По крайней мере, в «Словаре Академии Российской» находим: «Пошва и почва, вы, с. ж. 1 скл. Материк. Дорыться до почвы» (сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 115). У И.  Н.  Болтина в «Примечаниях на Леклерка» (1, с. 549): «...отдаление от средоточия Государства, пошва неплодная, климат суровый, местоположение низкое и болотное...» (И. Болтин. Примечания на историю древния и нынешния России г.  Леклерка, сочиненные генерал-майором Иваном Болтиным. [б, м.], 1788, 1, с. 549).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Самый выдающийся из учеников профессора по этому предмету Кутневича (впоследствии главный священник армии и флотов) Федор Александрович, сделавшись его преемником, 36 лет своей жизни посвятил главным образом академическому преподаванию философии. Вначале, будучи адъюнктом профессора Кутневича, он преподавал Историю философских систем (1818–1822), а с сентября 1822 года начал читать Метафизику и Этику. С 1824 года, по выходе из Академии Кутневича, Голубинский открывал курс чтением «Введения в Философию». В 1830 году, приняв поручение от Комиссии духовных училищ составитъ руководство по Истории философии, он испросил себе дозволение заниматься в классе чтением исключительно Истории систем философских. В 1842 году ему поручено было в первый год курса преподавать Метафизику, а во второй – Историю древней философии. Так было до 1854 года, когда он оставил службу при Академии. В 1828 году Федор Александрович принял сан священства и в продолжение своей академической службы много потрудился по духовной цензуре в качестве члена цензурного комитета и по изданию Творений святых отцов в качестве члена редакционного комитета. Федор Александрович скончался на своей родине, в Костроме, 22 августа 1854 года на 57 году своей жизни. «Наделенный от природы богатыми дарами ума и сердца, Голубинский постоянным прилежанием и глубоким вниманием к себе умел с успехом воспользоваться ими. С ранних лет в нем замечали проблески отличных дарований, особенное расположение к Слову Божию; и в науке чтение Св. Писания было любимым его занятием во всю жизнь. И при той памяти, которою обладал он, знание Библии, им приобретенное, было весьма обширно и глубоко. Крепкий логический ум раскрылся в нем по вступлении его в Академию и в первые же годы наставничества обнаружился во всей силе. Голубинский не обладал быстротою и живостию в выражении мыслей, но напротив медленно высказывал мысль, за то она носила на себе печать глубокой обдуманности и зрелого соображения. Замечательное явление в этом спокойном философском характере было то, что к нему присоединялась поэтическая настроенность, которая заметна была в нем с отрочества: знавшие его в первые годы учения свидетельствуют, что, будучи 10 лет, он знал уже на память пять песен Виргилиевой Энеиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Так как здесь не объяснено, какие именно преступления в отношении к беглым попам должно считать уголовными, то многие губернаторы затруднялись исполнением требований преосвященных и спрашивали разъяснения министра внутренних дел. Управляющий министерством В. С. Ланской, незадолго перед тем энергически заявивший свою деятельность по делам раскола, уклонился от решения возбужденного вопроса и передал его на обсуждение святейшего синода, который, после перечисления разных уголовных преступлений, во мнении своем прибавил следующее: «Святейший синод, как место, которому вверено охранение ненарушимости священных правил и церковного благочиния, не может не признать самого побега священника от своего места и должности к раскольникам за преступление тяжкое». По такому разъяснению святейшего синода, каждый беглый священник, у старообрядцев находящийся, был преступник, которого, на основании правил 1822 года, должно было губернатору выслать к требующему его епархиальному архиерею. На этом основании должно было бы немедленно взять всех попов, находившихся у старообрядцев. Но в то же время состоялось относительно этого предмета особое высочайшее повеление, вошедшее впоследствии и в свод законов. Московский генерал-губернатор, князь Д. В. Голицын, сообщил министру внутренних дел ведомость о дозволенных попах Рогожского кладбища, а Ланской представил ее государю. Покойный император, рассмотрев эту ведомость, повелел уведомить князя Голицына, чтоб он «ныне находящихся (попов) оставил в покое, но новых не дозволял отнюдь принимать». Наконец, в январе 1832 года, представлена была графом Д. Н. Блудовым, бывшим тогда министром внутренних дел, записка, в которой было сказано, что «дальнейшее оставление беглых попов у раскольников не соответствует ни достоинству господствующей православной церкви, ни гражданскому устройству, но как таковое снисхождение, по необходимости правительством допущенное, уже обратилось по секретным правилам 1822 года, в постановление и руководство для гражданских начальств, то и не можно приступить к общим распоряжениям по сему предмету, а в частных случаях полезно делать распоряжения, чтоб вновь не появились у раскольников беглые попы».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Проведя в лицее шесть лет, Горчаков оканчивает его первым в выпуске с золотой медалью за «примерное благонравие, прилежание и отличные успехи по всем частям наук». Кроме светских талантов и салонного остроумия, он обладал также значительным литературным образованием, которое и отразилось впоследствии в его красноречивых дипломатических нотах. 9 июня 1817 года вместе с шестью своими товарищами-лицеистами в возрасте 19 лет князь Александр Горчаков был зачислен на службу в Министерство иностранных дел в чине титулярного советника. В конце 1819 года Горчаков получает звание камер-юнкера. Обстоятельства рано позволили ему изучить все закулисные пружины международной политики в Европе. Службу Горчаков начал под руководством статс-секретаря по восточным делам И.А. Каподистрии. Этот известный дипломат и политический деятель стал первым учителем и наставником Александра Михайловича в сфере дипломатии. «Этого покровительства было достаточно, - вспоминал князь на склоне лет, - чтобы вызвать нерасположение графа Нессельроде, который был смертельный враг Каподистрия» и под началом которого в 1820-1822 годах Горчаков состоял на конгрессах в Троппау, Лайбахе и Вероне, занимаясь всякого рода перепиской. Известно, что только из Троппау за три месяца было им отправлено около 1200 донесений в Петербург. Как рассказывал Горчаков, император Александр I отличал его как одного из лучших выпускников лицея и однажды, встретив его в Лайбахе, неожиданно для него сказал: «Ты просишься в Англию, в Лондон. И прекрасно. Я отправлю тебя туда секретарём нашего посольства». В 1822 году назначен секретарем посольства в Лондоне, о чём он давно мечтал. В Лондоне Горчаков прослужил до 1827 года. Затем был в той же должности при миссии в Риме. Здесь Горчаков заводит полезные знакомства, среди которых дочь Жозефины Богарне, Гортензия, мать будущего французского императора Луи Наполеона, изучает греческий язык и вникает в состояние дел на Балканах. Через год он переводится в Берлин советником посольства, но вскоре снова возвращается в Италию в качестве поверенного в делах.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/16/rossiy...

Г. подчинялась вице-королю Нов. Испании, резиденция к-рого находилась в Мехико, однако практически пользовалась автономией. К кон. XVIII в. испанцы и их потомки составляли меньшинство населения страны, преобладали индейцы и метисы. Майя неск. раз безуспешно восставали против испан. господства. Захват Испании Наполеоном в 1808 г. породил кризис в колониях. Г. сохранила верность испан. правительству, руководившему сопротивлением, находясь в изгнании в Кадисе. В 1812 г. правительство приняло конституцию, к-рая, провозглашая незыблемым монархический строй и власть короны над заокеанскими владениями, предусматривала выборы представителей в испан. кортесы. С 1811 г. было сделано неск. попыток положить конец испан. владычеству. После поражения Наполеона в 1814 г. и восстановления на престоле монарха из династии Бурбонов Фердинанда VII мн. либеральные новшества, предусмотренные конституцией 1812 г., были отменены и вновь вступили в силу лишь после революционных событий 1820 г. в метрополии; тогда были разрешены выборы представительного правительства в колониях и значительно расширены права муниципальных властей. 15 сент. 1821 г. собрание видных граждан г. Гватемалы приняло декларацию о независимости страны. В 1822 г. находившаяся у власти хунта во главе с консерваторами решила присоединиться к Мексиканской империи. В июне 1822 г. в столицу Г. вступили мекс. войска. Несмотря на начавшуюся гражданскую войну (особенно в Сальвадоре и Никарагуа), присоединение все же состоялось, но оказалось недолговечным. В 1823 г. мекс. имп. Итурбиде был свергнут и делегаты центральноамер. стран собрались в г. Гватемале, чтобы разработать новую конституцию. 1 июля 1823 г. делегаты Национальной учредительной ассамблеи провозгласили полную независимость Центр. Америки как от Испании, так и от Мексики и объявили о создании Соединенных провинций Центр. Америки со столицей в г. Гватемале. Была принята конституция новой республики, основные положения к-рой были заимствованы из испан. Конституции 1812 г.

http://pravenc.ru/text/161772.html

В 1809 г. в результате антифранц. восстания и помощи англ. флота Испания вернула себе контроль над бывш. колонией. 1809-1821 годы получили название «эра глупой Испании», т. к. метрополия фактически не занималась развитием колонии, хотя в 1816 г. была восстановлена епископская кафедра, причем архиепископ Санто-Доминго снова получил титул примаса Индии (т. е. Вест-Индии). 30 нояб. 1821 г. Хосе Нуньес де Касерес, исполнявший обязанности зам. губернатора колонии, провозгласил независимость вост. части острова, назвав ее Испанское Гаити, и объявил о намерении новой республики войти в состав Вел. Колумбии. Но независимая республика просуществовала немногим более 2 месяцев (этот период получил название Independencia Efímera). В февр. 1822 г. гаитянские войска оккупировали всю территорию острова. Гаитянские власти окончательно уничтожили рабство, мн. белые плантаторы лишились владений, церковная собственность была конфискована. При этом все иностранные католич. священники были изгнаны из страны, а контакты с Папским престолом прерваны. В то же время в условиях хаоса, ставшего следствием гаитянской оккупации, благодаря миссионерам и переселенцам из Сев. Америки начал распространяться протестантизм. 1-я протестант. миссия на территории Д. Р. была организована Методистской церковью Англии в 1822 г. в Пуэрто-Плата. В 1824 г. из США прибыли неск. тысяч чернокожих вольноотпущенников, члены Африканской методистской епископальной церкви, отколовшейся в 1816 г. от Методистской церкви США из-за расовой дискриминации. Ряд обстоятельств, таких как ограничения на использование испан. языка, воинская обязанность, огромный налог, введенный гаитянским правительством для выплаты многомиллионной компенсации Франции, обострял проявление доминиканского национализма и желание доминиканцев избавиться от гаитянского господства. В 1838 г. возникло тайное об-во «Тринитария», которое 27 февр. 1844 г. подняло антигаитянское восстание и провозгласило создание независимой Д. Р. На период войны с Гаити власть в республике получил ген. Педро Сантана, крупный собственник (при этом все известные борцы за независимость из «Тринитарии» были изгнаны из страны).

http://pravenc.ru/text/178847.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010