Глагол нахлучивать в русском литературном языке XVIII в. считался простонародным и был синонимом глагола нахлобучивать или наклобучивать. В «Словаре Академии Российской» (1814, ч. 3) читаем: «Нахлучивать... простонар. То же, что наклобучивать. Нахлучка... Слово низкое, значит то же что нахлобучка» (с. 1251). Слова нахлобучивать и нахлобучка тоже признаются простонародными. По ложным этимологическим основаниям «правильными» признаются формы наклобучивать и наклобучка. «Наклобучивать, или попросту нахлобучивать. Простонар. – надевать что на голову ниже, нежели должно, чтобы лоб и глаза закрыть. Нахлобучить шапку, шляпу. Наклобучка, или попросту нахлобучка... простонар. 1. Действие наклобучивающего или нахлобучившего. 2. Удар по голове сверху. Дать кому нахлобучку» (с. 1095). По-видимому, в русском литературном языке XVIII в. были в употреблении омонима перебор: 1. Перебор – излишество, взятое сверх надлежащего количества. В деловом слоге: перебор денежной, товаров, запасов. По расчету 1000 рублей оказалось в переборе.  2. Перебор – строгое исследование, взыскивание или наказание. Делать перебор виноватым. Такое употребление было разговорно-просторечным. Кроме того, во множественном числе слово переборы было известно и в областном значении: каменные гряды, косы в реках; род низких порогов. На сей реке много переборов, кои затрудняют судоходство (сл. АР 1822, ч. 4, с. 845). Те же значения указаны и в словаре 1847 г. Глагол взмилиться не указан в словарях Академии Российской, а также в словаре 1847 г. В Академическом «Словаре русского языка» (1895, 1, под ред. акад. Я. К. Грота) глагол взмилиться (в значении: «понравиться, полюбиться») признается малоупотребительным (с. 405). Необходимо также отметить, что некоторые из этих просторечных выражений выходят за пределы литературной нормы уже в пушкинскую эпоху (нахлучить – глагол, еще встречающийся в языке Карамзина, взмолиться и т. п.)]. (Из наблюдений над языком и стилем И. И. Дмитриева//Виноградов. Избр. тр.: Язык и стиль русск. писателей, с. 50–51).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Это значение складывается в слове отсталый также в 50–60-х годах XIX в. В. И. Даль в свой «Толковый словарь» (2, с. 783) это новое значение не поместил. Для него отсталый или отсталой – «отставший» во всех значениях. «На усиленном переходе за войском идут повозки, для подборки отсталых и слабых». Впрочем в глаголе отстать значение: «не успевая, остаться позади других в ученье, в уменье, в развитии» – определилось еще в литературном языке XVII–XVIII bb. (сл. АР 1822, ч. 4, с. 663). Однако употребление отсталый как синонима слова ретроградный, как антитеза слов передовой, прогрессивный, вошло в литературное сознание лишь с 40–50-х годов XIX в. У Тургенева в «Дворянском гнезде» (1858): «Паншин... назвал Лаврецкого отсталым консерватором... Лаврецкий не рассердился, не возвысил голоса (он вспомнил, что Михалевич тоже называл его отсталым – только вольтериянцем) – и покойно разбил Паншина на всех пунктах». У Писемского в романе: «В водовороте»: «...не стало почти ни одного журнала, ни одной газеты, где бы не называли его то человеком отсталым, то чересчур новым, либеральным, дерзким, бездарным и, наконец, даже подкупленным» [о Миклакове. – Ред.] Ср. у Н.  И.  Пирогова в «Дневнике старого врача»: «...умы беспристрастные, не увлекающиеся и не доверчивые, не должны пугаться насмешек, разных кличек и обвинений в отсталости, нерациональности и бессмыслии» (Пирогов Н. И., 2. с. 43). «Куда бы я ни являлся, везде я находил случай осмеять московские предрассудки, прогуляться на счет московской отсталости и косности, сравнять московское с прибалтийским, то есть чисто-европейским, и отдать ему явное преимущество» (там же, с. 456). (О некоторых вопросах исторической лексикологии//Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 89–90). В архиве сохранился рукописный текст опубликованного этюда о словах передовой, отсталый, с вставками из произведений И. С. Тургенева, П.  А.  Вяземского, Н. С. Лескова, К.  М.  Станюковича, не вошедшими в печатный отрывок. Здесь дается с дополнениями, сохранившимися в рукописи. – Л.  А. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Интерьер Крестовоздвиженской ц. Надпись на южной стене сообщает, что в храме, освященном еще в 1700 г., был помещен новый иконостас «и прочиим благолепием украсися и освятися, 1769 года, месяца Декабря 13 дня», при архим. Зосиме (Валкевиче) ( Евгений (Болховитинов). 1826. С. 388). В рапорте 1815 г. блюстителя Ближних пещер о состоянии алтаря, который «от древности весь очернел и окоптел», содержится замечание, ставящее под сомнение существование до 1816 г. росписи в храме: «...надобно оный (алтарь.- Ред.) известью побелить или красками с различными изображениями расписать» (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 60; Лonyxiha. 2007. С. 74). Храм был расписан в 1817 г. В 1893-1895 гг. проводились масштабные работы по обновлению интерьера. Стены были расписаны киевским худож. Д. Давыдовым в академическом стиле с сохранением прежней иконографической программы. В контракте оговаривалось, что настенные композиции должны быть написаны по рисункам, снятым с ранних изображений и размещены на тех же местах (ЦГИАК. Ф. 128. Оп. 2 (общ.). Д. 370. Л. 52). Резной по дереву вызолоченный иконостас был создан в 1767-1769 гг. Работы по изготовлению рамы с резными рокайльными элементами выполнял лаврский мастер К. Шверин. Архитектурное членение плоскости иконостаса 3-частное, в нем скомпонованы 7 рядов икон, увенчанных под самым куполом живописным «Распятием». Иконы были созданы лаврским иконописцем иером. Захарией (Голубовским). Убранство иконостаса довершили установленные в 1784 г. серебряные царские врата (в 20-х гг. XX в. конфискованы советской властью, перепроданы за границу, в наст. время находятся в Музее Виктории и Альберта, Лондон). Иконостас неск. раз в течение XIX в. поновлялся, так, в 1822-1823 гг. отдельные иконы были «вновь переписаны, а иные поправлены мастером киевским жителем Яковом Ключинским». В 1893-1895 гг. большая часть икон была написана заново в академическом стиле, некоторые поновлены. Живописные работы выполнил киевский мастер Аким Чухнов, а также Спиридон Науменко и др.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

[Georg Benedict Winer’s Grammatik des neutestamentlichen Sprachidioms. 8 Auflage, neu bearbeitet von D. Paul Wilh. Schmiedel. I Theil: Einleitung und Formenlehre, Göttingen, 1894 (XVI+144 с.). II Syntax, Göttingen, 1897–1898 (вышло доселе только 2 тетради: 145–272 стр.), [хотя обещано продолжение при сотрудничестве Eduard Schwyzer: см. «The Expositor», 1908,1, p. 64; поэтому, в целом, пока приходится пользоваться 7-м изданием под ред проф. L. Lünemann’s. Leipzig, 1867.] – Грамматика Винера, 1-е издание которой вышло еще в 1822 г. (и которая была издана на английском языке в двух переводах – W. Moulton’a (Edinburgh) и Н. Тнауег’а в Andover, 1883) имела целью бороться против безграничного произвола в толковании новозаветного языка, о чем мы говорили выше (с. 21–22). В течение более полустолетия эта книга, выходящая теперь 8-м изданием, имела решающее значенияе для истолкования греческого текста Нового Завета. За этот долгий промежуток времени книга, несмотря на частичные исправления, значительно устарела, и новый издатель ее проф. П.В. Шмидель переработал ее так, что получилось совсем новое сочинение. Грамматика Винера-Шмиделя отличается подробностью, точностью и стоит на высоте науки; работы, вышедшие в свет до нее, использованы добросовестно [она также богата библейско-экзегетическими применениями, хотя далеко не всегда бесспорными именно по своей экзегетической ценности]. По вопросу об иудейско-греческом языке Шмидель, хотя частью и держится старой точки зрения (мнение его об этом выражено не очень ярко), но, по-видимому, не является непримиримым противником Дейсмана. Одно из важных достоинств этой грамматики то, что автор в спорных грамматических вопросах, давая свое решение, приводит, однако, и подвергает разбору также и те мнения, которым он не сочувствует, давая, таким образом, читателю возможность самому обсудить вопрос. Еще одно из достоинств этой грамматики то, что в ней постоянно делаются указания и на соответствующие явления языка LXX, что очень важно при отсутствии полного специального руководства по грамматике LXX [но см. с. 91]. Хорошим дополнением к 1-ой части этой грамматики (морфологии) служит обширная рецензия на нее W Schmid’s, в журнале «Göttingische gelehrte Anzeigen», 1895, 1, с. 26–47, содержащая много поправок и добавлений к ней, главным образом на основании папирусов. [См. еще Fr. Blass в «Theologische Literaturzeitung», 1894, 21, Sp. 532–534; Ad Hilgenfeld в «Berl. Philolog. Wochenschrift», 1895,40; «Христиан. Чтение», 1898, 9, с. 392–394].

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

Здесь Джунковский 1821 , приехал с Масловым. Он, говорят, в нищете, и Государь через Юркевича 1822 , который —290— затевает издавать «народный голос» и имеет большую силу, дал ему 500 руб. Иаков предлагает через меня академическому братству подумать, как отпраздновать пятидесятилетие архиерейства Владыки нашего. Не придумаете ли вы как нам ознаменовать пятидесятилетие Владычного епископства? Прот. А. Беляев (Продолжение следует). Кондамен А. Вавилон и Библия/Пер. Цветковой, под ред. С. Глаголева 1823 //Богословский вестник 1912. Т. 2. 6. С. 291–306 (2-я пагин.). (Продолжение.) —291— История. Сначала нисколько замечаний относительно значения исторических документов, заключающихся в клинообразных текстах. Нужно различать три рода исторических текстов. На первом месте стоят Анналы царей, где великие события каждого года царствования рассказаны в хронологическом порядке. Второе место занимают рассказы о войнах, где часто реальный порядок принесен в жертву искусственной группировке фактов, относящихся к одному и тому же предмету. Наконец, Фасты, триумфальные и хвалебные надписи, менее достоверные, с исторической точки зрения, чем предыдущие, но дополняющие их иногда полезными подробностями. Это – официальные документы, написанные для прославления властелинов, чрезвычайно заботившихся о том, чтобы передать свое имя потомству; здесь нужно искать, таким образом, только упоминание славных деяний; поражения обойдены молчанием. (Заметьте существенно различный характер истории Израиля, где поражения записаны с большой покорностью и искренностью, как Божественные наказания и уроки для будущего). Ассирийские историографы должны были преувеличить громкие дела великого царя, особенно в хвалебных надписях; они могли также ошибиться или намеренно изменить некоторые под- —292— робности или дополнить воображением недостаточность каких-нибудь точных сведений. Между тем их рассказы, проверенные различным образом, по-видимому, вообще точны. Это были редактированные заметки, сделанные во время военных действий официальными писцами, – очевидцами или очень хорошо осведомленными свидетелями, которые изображались на многих барельефах при исполнении своих обязанностей на поле сражения (Для классификации и критики исторических текстов смотр. С. Р. Tiele, Babylonisch-Assyrische Geschichte, 1886, p. 12–37; cf. также Karppe: Les documents historiques de la Chaldée et de Assyrie et la vérité, dans Revue sémitique, 1891, p. 317–361. Этот последний автор, кажется, слишком умаляет значение ассирийских памятников).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кутневич преподавал в академии с 1815 по 1824 Его преемник протоиерей Ф. А. Голубинский (1797–1854), как и Горский, был уроженцем Костромы. Сын псаломщика, сумевшего впоследствии стать священником в Костроме, Голубинский поступил в 1806 г. в семинарию, а в год ее окончания был «информатором», т. е. ассистентом учителя греческого языка. В следующем году он стал студентом только что реформированной Московской Духовной Академии, которую закончил в 1818 г. со степенью магистра, после чего, по рекомендации Кутневича, был назначен бакалавром по кафедре философии, а с 1820 г. преподавал также немецкий язык. В 1822 г. Голубинский стал экстраординарным, а в 1824 г.— ординарным профессором философии, каковым оставался в академии в течение 30 лет, вплоть до своей смерти. В 1828 г. он был рукоположен в священника, а в следующем году стал Еще в студенчестве Голубинский вместе с несколькими товарищами организовал с разрешения инспектора «Общество научных дискуссий», которое отличалось от позднейших университетских семинаров по сути дела лишь отсутствием руководителя из числа преподавателей. Сохранился незаконченный отчет Голубинского о собраниях общества в первые три месяца его существования (март—июнь 1816 г.) — интересное свидетельство научных интересов тогдашней академической молодежи. О мотивах основания этого общества Голубинский писал следующее: «Часто в часы досуга они (студенты.— Ред.) любили с дружескою свободою и откровенностью говорить, что каждый думал о предметах их учений; иногда читали друг перед другом свои сочинения и судили о В годы профессорства Голубинский пользовался в академии большим уважением — как ученый, как педагог и как человек. По свидетельству одного из студентов, «Федор Александрович был главою наставников, столпом академии и патриархом философов... Он говорил лекции просто, внятно, не столько с одушевлением, сколько с самоуглублением, как бы рассуждая сам с собою. Знал он бездну, но блестеть не любил и не увлекал молодых слушателей; с бóльшим вниманием стали бы его слушать люди более разумные и знающие.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

950 Отец Михаил неточно понял ситуацию. В 1889 г. архимандрит Антонин учредил так называемый вакуф (понятие шариатского земельного права, подразумевающее передачу недвижимости в вечную собственность той или иной религиозной общине или учреждению), в состав которого вошли 6 главных приобретенных им земельных участков: Елеонский, Горненский, Хевронский (с Дубом мамврийским), Яффский, Иерихонский и Силоамский (с Гробницей дочери фараона). В России не все понимали мудрость этой меры, благодаря которой антониновские участки и сегодня принадлежат России и Русской Церкви, – в отличие от недвижимости, переведенной на российское правительство и проданных в большей своей части в 1964 г. государству Израиль. – Ред. 951 Хитрово Василий Николаевич (1834–1903) – основатель и руководитель Императорского Православного Палестинского общества. Летом 1871 г. совершил первую поездку в Палестину (затем был в Святой Земле еще шесть раз). Основал лучшее востоковедческое научное издание в России – «Православный Палестинский сборник» (1881). После долгих усилий добился создания Православного Палестинского Общества, уговорив великого князя Сергея Александровича принять пост его председателя. 8 мая 1882 г. устав общества был высочайше утвержден, а 21 мая состоялось торжественное открытие Общества. С самого начала В. Н. Хитрово – почетный член Общества и помощник председателя, с 1884 г. – член Совета, в 1889–1903 гг. – бессменный секретарь Общества. – Ред. 952 Имеется в виду знаменитое Сергиевское подворье, построенное Палестинским Обществом в 1886– 1890 гг. – Ред. 953 Придел св. Иосифа Аримафейского, принадлежавший Сиро-Яковитской Церкви, в настоящее время является собственностью Армянской Апостольской Церкви, при этом сирийскому духовенству позволяется служить в нем по воскресным и праздничным дням. 954 Шик Конрад (1822–1901) – выдающийся немецкий археолог и архитектор, исследователь иерусалимских древностей, друг и сотрудник архимандрита Антонина. Приехал в Иерусалим в 1846 г. Многие годы занимался изучением и картографированием Старого города и его окрестностей, с 1858 г. проектировал и строил здания и кварталы в Иерусалиме (в том числе квартал Меа Шеарим по соседству с русскими постройками). К его археологическим открытиям относятся Овчая купель (Вифезда), Порог Судных Врат (совместно с отцом Антонином) и др. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Мистики отвергали все внешнее в религии: иерархию, Таинства, обряды, даже обязательное учение внешнего, единственного истинного Откровения; и признавали одну «внутреннюю» церковь , не знающую никаких догматов, кроме догмата о возрождении и соединении человека с Богом, никаких разделений, кроме разделения ветхого человека и нового, существовавшую, по учению мистицизма, от начала мира доселе во все времена и во всех религиях, мистериях и философских учениях. Вследствие распространения мистицизма через влиятельных деятелей Библейского общества получили полную свободу не только наводнившие нашу страну западные сектанты, но и начавшие преумножаться доморощенные секты духоборцев, хлыстов, скопцов и проч.– Прим. ред. Взято из книги П.В. Знаменского «История Русской Церкви». М. 2002. 24 Масонство возникло в конце XVII в. в Англии как религиозно-этическое движение, стремившееся к созданию тайной всемирной организации «с целью объединения человечества». Масонство исповедовало мистический теизм, чуждый всяких вероисповедных догматов, стремилось к мистическому слиянию с Божеством в высшей мудрости и нравственности помимо Церкви, считая себя выше всех Церквей; в него принимались на одинаковых правах члены всех вероисповеданий. Проникновение масонства в Россию произошло во второй половине XVIII в. Главными деятелями русского масонства были профессор университета Шварц, Лопухин, журналист Новиков (1744–1818). Заподозрив масонов в связи с руководителями-собратьями французской революции, Екатерина II в 1791 г. запретила деятельность лож в России, а Новикова по ее приказу в 1792 г. заключили в Шлиссельбургскую крепость. Оживление масонства было заметно в годы царствования Александра I до 1812 г.– Прим. ред. Взято из книги. П.В. Знаменского «История Русской Церкви». М. 2002. 25 Записки Вигеля. III. Ч. 6. С. 38. Русская старина. 1874. Январь. Дневник квакера Грелье. О Линдле и Госнере см.: Граф Д. А. Толстой. Римский католицизм в России. Т. 2. Гл. 13. 26 Русская старина. 1880. Сентябрь и ноябрь. Автобиография священника Феодосия Левицкого. 27 Свящ. М.Я. Морошкин. Иезуиты в России. Ч. 2. Иезуиты воспользовались покровительством князя Голицына и так горячо взялись за пропаганду, что наиболее дальновидные члены общества Иисуса из опасения, что их успех может вызвать бурю преследований против них, сами старались сдерживать чрезмерный пыл своих собратий. 28 Английская миссия за Байкалом. Христианские чтения. 1881. Сентябрь-октябрь. 29 Сохранилось значительное количество протоколов масонских лож, из коих многие подписаны Лабзиным. Протоколы относятся к 1815–1822 гг. Рукопись Императорской Публичной библиотеки. Ф. 3, 65, 66, 67, 68 и 69. 30 Русский архив. 1866. Биография Лабзина. 31 Лабзину принадлежат переводы мистических сочинений Эккартсгаузена. Русский архив. 1868. 32

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Больше века храм ничем не выделялся среди десятков окрестных церквей, пока в 1817 г. не стал единоверческим ( Единоверие — одно из широко распространенных направлений в старообрядчестве. Его приверженцы, признавая иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата, сохраняют древний чин богослужений и бытовой уклад. — Ред.) и его новыми строителями и прихожанами стали приверженцы старого обряда. В этот период здание претерпело серьезные изменения, его архитектура в результате капитальной перестройки приобрела отчетливые черты классицизма. Именно отсюда, из этих мест, с юго-востока Московской области, начинается обширный старообрядческий край, который тянется довольно далеко — в сторону Владимирской области. И до сих пор в этих деревнях живут староверы. Но больше всего их в направлении Коломны, Куровского, знаменитых Гуслиц. Михайловская слобода стала своеобразным центром большой округи. Здесь проживало множество деловых крестьян, исторически занимавшихся ремеслами, извозом. Эти люди не приняли реформу Патриарха Никона, они придерживались старых обрядов и хотели, чтобы службы шли по старопечатным книгам. Крестное знамение они накладывали на себя двумя перстами. Поэтому со времен раскола (Раскол, разделивший верующих на «старообрядцев» и «никонианцев», произошел в Русской Православной Церкви в 1650–1660 годах в ходе реформы Патриарха Никона, который установил богослужебно-обрядовые нововведения. — Ред.) они жили в достаточно суровых условиях: были гонения, их облагали повышенным налогом. Это заставило старообрядцев заняться предпринимательством, создать новые формы взаимопомощи, даже свою альтернативную банковскую систему. В 1819–1822 годах церковь Михаила Архангела очень сильно изменилась. Всё, что выше четверика — все своды и главы, — было снесено, и построена большая ротонда. Практически ничего от старого декора не осталось. Старые наличники срезаны. Некоторое время сохранялась шатровая колокольня (наверное, в сочетании с основным зданием храма она смотрелась несколько странно). В 1830 году ее сносят и на том же месте возводят новую, четырехъярусную — тоже в духе классицизма. В таком виде колокольня простояла до своего закрытия в 1961 году, но еще ранее, в 1930 году, с нее были сняты колокола.

http://foma.ru/10-mest-podmoskovya-kotor...

Весьегонск(зона затопления Рыбинского вдхр.). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь Кирика и Иулитты /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Третьим каменным храмом Весьегонска стала построенная в 1822-1844 гг. церковь Рождества Богородицы, которую чаще называли по одному из приделов Козьмодемьянской или Кирика и Улиты. Она была сооружена на вновь устроенном кладбище на северо-западной окраине города. Пятиглавый храм с отдельно стоящей трёхъярусной колокольней представлял собой хороший образец архитектуры позднего классицизма. В советское время храм был разрушен. Место церкви затоплено Рыбинским водохранилищем. Богородицерождественская кладбищенская церковь, построена в 1844 году, каменная, престола три: средний Рождества Пресвятой Богородицы, правый Безсребренников Космы и Дамиана, левый мучеников Кирика и Иулиты. Церковные документы: опись 1860 года, метрик и исповедальных нет, акты на землю. В 1901 году служили: священник Арсений Алексеевич Страхов, 54-х лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1869 года, священником с 1873 года, состоял законоучителем женской прогимназии и городского училища, Директором Тюремного отделения, членом уездного учительского совета, председателем педагогического совета женской прогимназии, законоучителем в детском приюте, награжден в 1899 году наперсным крестом. Церковный староста купец Федор Никитичич Глинский, в должности с 1890 года, награжден серебрянной медалью. Прихожан нет. По материалам изданий: Памятники архитектуры Тверской области. Каталог. Кн. 2./Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь. Книжно-издательский отдел ОАО " Тверское княжество " , 2002. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Эта церковь относилась к редкому для России типу четырёхлепестковых в плане храмов с боковыми главами, расположенными по сторонам света. Одной из ее предшественниц служит также несохранившаяся Покровская церковь в с. Шапки С.-Петербургской губ. (ныне Тосненского р-на Ленинградской обл.), построенная в 1780-х гг. Но шапкинская церковь была намного проще, примитивнее в художественном отношении, чем весьегонская - даже её купола были деревянными. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37468

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010