Старец Ефрем Катунакский . М., 2002. Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. Изречения и извлечения из его сочинений. М., 1994. (Репр. с изд.: М., 1889). Старец Силуан/[Сост.] иером. Софроний (Сахаров) . М., 1994. Феодор Студит , преподобный. Огласительные поуче-ния и завещание. М., 1998. (Репр. с изд. 1896 г.). Феофан, епископ. Письма/Душеполезное чтение. М., 1896. Феофан [Затворник], епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письма. Л., 1991. (Репр. изд.). Феофан Затворник , святитель. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. М., 2001. Феофан Затворник , святитель. Творения. Собрание писем. Вып. I-II; V-VI; VII-VIII. Печеры; М., 1994. (Репр. изд.). Цыпин В. , протоиерей. Церковное право: Учеб. пособие. М., 1996. Четвериков С., протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество/Четвериков С., протоиерей. Правда христианства. М., 1998. Четвериков С., протоиерей. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1998. 14 Здесь и далее внутри цитат в квадратные скобки заключены вставки и пояснения автора или редактора.– Ред. 16 Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе.– Примеч. источника. 17 Мнение священномученика Петра, митрополита Дамасского, и других отцов. Добротолюбие. Т. 3.– Примеч. источника. 33 Архимандрит Антоний (Медведев; 1792–1877) вступил в Саровский монастырь в 1818 г.; пострижен в монашество в 1822 г. В 1826 г. стал строителем Высокогорской пустыни. В 1831 г. митрополит Филарет назначил его наместником Троице-Сергиевой Лавры. На этом послушании преподобный Антоний пробыл 46 лет. 48 Там же. Да не подумает читатель, что все эти истории мы приводим ради того, дабы обосновать «богословие непослушания», по выражению отца Доримедонта, будто мы усиленно ищем в житиях святых отцов примеры непослушания с целью оправдать собственное своеволие и самочиние. Нет! Прежде всего мы желаем реально представить проблему, связанную с послушанием и недостатком духовного руководства в период духовного обеднения, хотим доказать, что эта проблема действительно существовала и существует в последнее время, а не надумана святителем Игнатием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

В.В. Виноградов Преклонный Преклонный. Крайнюю ступень в ряду фразеологических сочетаний занимают обороты, включающие слова с единичным употреблением. Например, книжное слово преклонный встречается только в выражениях «преклонный возраст», «преклонные лета» или «года». Понятно, что в индивидуальном стиле оно может сочетаться и с каким-нибудь другим синонимом слова возраст. Так, у Некрасова: «Безмятежней аркадской идиллии Закатятся преклонные дни». Приведенное в словаре под. ред. Ушакова(3, с. 737) выражение преклонный старик кажется не вполне правильным. Слово преклонный понимается как синоним слов старый, даже престарелый, но с несколько стертым значением. Поэтому уже в «Словаре Академии Российской» слово преклонный в этом употреблении не признается за отдельную лексическую единицу; оно рассматривается лишь в составе фраз: преклонный век, лета – «старость, пожилые годы» (сл. АР 1822, ч. 5, с. 213). Однако в словаре 1847 г. из этого употребления извлекается особое значение: «приближающийся к концу» (о возрасте и летах). По тому же пути идет и словарь под ред. Д. Н.  Ушакова: «Преклонный, ая, ое (книжн.) Перешагнувший через зрелые года, приближающийся к глубокой старости, к смерти (о возрасте)». (Основные типы лексических значений слова//Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 181–182). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

И вот Она Сама становится Богоматерью. Свершается дивное событие Благовещения и Боговоплощения. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего... и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:30–33 ). Невозможно передать мысли и чувства, наполнявшие тогда душу Божественной Избранницы. Несомненно одно: Она приняла это благовестие в глубочайшем смирении и с решимостью беспрекословно исполнить все, чего ждет от Нее Избравший Ее на столь великое служение Господь. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» ( Лк. 1:38 ) – было Ее ответом небесному посланнику. С необычайной силой вдохновения говорит о том, что последовало затем, наш великий отечественный святитель, митрополит Московский Филарет: «То, что произошло вслед за словами Марии: «да будет Мне по слову твоему», должно привлечь внимание каждого мыслящего человека. В дни творения мира, когда Бог изрекал Свое живое и мощное: «да будет!», слово Творца немедленно производило различные творения. Но в этот беспримерный в бытии мира день, когда Божественная Мария изрекла Свое кроткое и послушное: «да будет» – едва дерзаю выговорить, что тогда последовало, – слово творения Божия низводит в мир Творца... Необходимо было Ее смиренное «да будет», чтобы воздействовало величественное Божие определение, возвещенное чрез Ангела. Что же за сокровенная сила заключается в этих простых словах: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему», произведшая столь необычное действие? – Эта чудная сила есть чистейшая и совершенная преданность Марии Богу, волей, мыслью, душой, всем существом, всякой способностью, всяким действием, всякой надеждой и ожиданием. – Христиане! О, если бы каждый из нас, хотя помалу; приобщился этой богодейственной силы, молитвами Преблагословенной Девы Марии! (Слово в день Благовещения Пресв. Богородицы, сказанное в 1822 году. – Слова и речи, т. 2. 1821–1826. М., с. 64–65).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Говорите, что я о себе не помню; желал бы я, чтобы по слову Вашему было, но не могу сим похвалиться; скажу только и о себе и Вам, что хорошо сколько можно менее оглядываться на себя и сколько можно неуклоннее взирать к Богу. Очи наши ко Господу, Богу нашему, дóндеже ущедрит ны! 207 Как Вы о какой-то Вашей работе заботитесь, то и я скажу о своей работе, которая начата и оканчивается, впрочем, без дальнейшей заботы. Проповеди мои прошедшего года и житие преподобного Сергия отпечатаны и переплетаются. Пришлю Вам и некоторым другим, благосклонно приемлющим, мое недоученное учительство. 18 декабря 1822 года Письмо Ваше обещает, что Вы воспоминаете о мне сегодня с молитвою: потому и я вспоминаю о Вас сегодня с благодарностью и молитвою. Господь да благословит для Вас наступившее лето и да соделает оное для Вас, по благодати летом Господним, а по утешению благодати, летом приятным 208 . Если же и горькая трава примешивается к хлебу (ибо мне кажется, что мы на выходе токмо из Египта!) – знайте, что и сие по воле Божией, и да будет то на здоровье душе. За приключение при исповеди, себя осуждая за грех , Бога благодарите за помощь. Видите ли, как Он благ! Вы согрешили гордою мыслью, но, когда сердце Ваше отвергло ее, то Он чувство греха употребил в средство, чтобы даровать Вам слезы, в которых Вы нашли, наконец, утешение. Когда, приобщаясь, чувствовали себя счастливыми, сие значит, что слезы были и очистительны. Но явив Вам милость, теперь Господь требует от Вас справедливости, вновь возбудив в совести Вашей обличительное чувство. Справедливость требует, чтобы Вы, осудив духовника, хотя только мысленно, осудили себя за то пред ним и получили от него прощение. Самохваления при сем случае можно избегнуть, если скажете только, что Вы согрешили против него мыслью гордою и осудительною, потому что наставление его о молитве показалось Вам ненужным или недостаточным. На сем можно остановиться. Но если он спросит о Ваших молитвенных упражнениях, то скажите кратко из послушания, искренно, как пред Богом, Который есть свидетель исповеди и Который знает прежде исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Существование чародейства среди послепленных иудеев, помимо настоящего свидетельства Малахии, подтверждается и более поздними известиями. Комментаторы настоящего места обыкновенно ссылаются на Деян.8:9 (Симон волхв) и 13:6 (Вариисус) и свидетельства Иосифа Флавия. 1822 § 131. ==«прелюбодеев». 1823 LXX и здесь перевели в ж. р. τς μοιχαλδας; но вульг. («adulteris»), тарг. и сир. – правильно «прелюбодеев». Существование немалого числа такого рода грешников среди иудеев Малахиина времени можно было ожидать уже и на основании обличений третьей речи (2:10–16), вскрывающей ненормальности семейной жизни. Правда, там о прелюбодеянии не говорилось; но при изображенной там общей распущенности нравов было бы непонятно отсутствие или малое число прелюбодеяний. По Моисееву закону прелюбодеяние наказывалось смертью . Втор.22:22 : «если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих, и мужчину лежавшего с женщиной, и женщину; и так истреби зло от Израиля». Лев.20:10 : «если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею ( ), если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка ( )». § 132. ==«и лживо клянущихся» (во избежание двусмысленности, порождаемой в русском языке постановкой причастия после имени в том же падеже, еврейское polysyndeton мы здесь сохраняем) 1824 . LXX, по-видимому, читали (==ν ψεδει) и кроме того еще – (есть разночтение в Кенн. 4, 17, 23, 72, 96, 149, 173, 182, 224, 246, 249, 250, 269, 271, 283, 288, 300, 602, 650), или (Кенн. 228) или просто 150). По всей вероятности, как LXX, так и еврейские списки заимствовали это «во имя Мое» из Лев.19:12 . Но против подлинности этого чтения свидетельствуют древние переводы – вульг., тарг. и сир. Упоминаемое здесь преступление, по-видимому, обнимает оба вида ложной клятвы – клятвенное удостоверение или отрицание чего-л. вопреки действительности и т. н. клятвопреступление, т. е. неисполнение данного с клятвой обещания. Постановление о ложной клятве не указывают точно наказания за этот грех: «не клянитесь именем Моим лживо (), иначе посрамишь ты имя Бога твоего» ( Лев.19:12 ); «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ; ср. Втор.5:11 ). Но в настоящем случае, можно думать, и им угрожает истребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

И вот раздается голос человека Божия к преступному человеку, солгавшему на пророка и получившему обманом пагубные дары, бросавшие тень на самого пророка, явившего язычнику величие мнлосердия Божия: (ст. 27) «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек». И вышел он от него (белый) от проказы; как снег». Восьмое чудо, VI, 1 – 7 «И сказали сыны пророков Елисею: вот место, где мы живем при тебе, тесно для нас». По вопросу – где жила та община сынов пророческих, которая хотела бы переселиться, потому что ей было тесно на старом месте жительства, – все комментаторы почти единогласно указывают на общину, жившую доселе в Иерихоне 961 . По поводу же выражения «живем при тебе» западные переводят «пред тобою»; Вульгата дает «coram te» (пред лицом твоим; в твоем присутствии); Остервальд переводить: «assis devant toi»; Sacra Biblia ex Hebraeo 1822 дает тоже: «considemus coram te». Мы потому останавливаемся на этом оттенке перевода, что у нас нет указаний, чтобы Елисей жил где-либо постоянно близь Иордана. Выражение «пред тобою» может выражать признание пророка высшим начальником и учителем общины, которая собиралась пред ним, когда он посещал ее, и слушала его поучения и руководствовалась его указаниями. Выражение же «живем при тебе» как бы означает постоянное жительство Елисея в этой общине, находившейся где-то близь Иордана и перешедшей на берега этой реки, чего никак нельзя согласовать с известной нам жизнью Елисея, который по-видимому имел место жительства в Самарии и чаще всего посещал гору Кармил. Община эта, которая, как полагают, была община Иерихонская, просит позволения Елисея переселиться на самые берега Иордана, и, готовясь идти рубить деревья для постройки с согласия и позволения пророка, просит через одного из сынов пророческих, чтобы и пророк сопутствовал им к месту работы и нового жительства (ст. 2–3) 962 . «И пошел с ними, и пришли к Иордану, и стали рубить деревья» (4). Во время рубки одного дерева, склонившегося над рекой, «топор», – т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

777 «Образ освящения внутреннего нам представлен в обрядах освящения внешнего… при содействии молитвы, храм очищается… уготовляется облачением и украшением престол таинственного присутствия Божия, и Царь славы, сокрывающий неприступное величие свое в осязаемых изображениях и знамениях (курсив мой. – Свящ. П. Х.)… отверзает, проникает и наполняет свое жилище» (Слова и речи. Т. 1. С. 176). 782 Между прочим, не только это, но и ни одно другое свое петербургское Слово на освящение храма святитель не счел возможным напечатать в прижизненных собраниях своих сочинений (1822, 1835, 1844, 1848, 1861 гг.). 783 Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. С. 72–73. 784 Можно сказать, что Слово 1812 года – «голицынское» – наиболее полно вместило в себя все предшествующие тенденции развития. 786 Нет нужды доказывать, что Псалтырь составляет «уток» всего православного богослужения. Ср. написанное святителем обращение «К христолюбивому читателю», предваряющее русское издание Псалтыри: «По приведении к окончанию преложения Священных книг Нового Завета на русский язык предложена из книг Ветхого Завета и книга псалмов. Она избрана потому, что издревле в Православной Церкви есть обыкновение издавать ее часто отдельно от прочих священных книг, и также потому, что книга сия обращается у православных христиан в особенном употреблении молитвенном, церковном и домашнем, и, следственно, есть ближайшая потребность сделать ее по возможности для всякого вразумительною (К христолюбивому читателю//Книга хвалений, или Псалтирь на российском языке. М., 1823. С. I). Или: «Каков бы, впрочем, ни был сокровенный порядок Псалтири: дух ее познается в разнообразии ее членов. Она есть сокращение всех священных книг, полная совокупность истин Богопознания и Богопочтения…» (Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. С. 10). 791 И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня; [сделал все по молитве твоей.] Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«? Вероятно, комментатор подразумевал следующий фрагмент из Второго послания апостола Павла к коринфянам: «Неполезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – только не энаю – в теле, или вне тела: Бог знает,– что оз восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. XIII. 1–4), ® Описание кончины старца Василиска Туринского было хорошо известно в монашсской среде Одно из свидетельств этому содержится в жизиеописапии старца Амвросия Оптинского : «Однажды рассматривали портрет старца Василиска, приложенный к его житию Кто-то и сказал, что-де вот у пего уж уста очень светлы как-то. Вероятно, это потому, что он умер с молитвой Иисусовой па устах «Да, это очень может быть, – сказал батюшка – А вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три спустя после смерти рука все перебирала четочки« " « (Иеромонах Григорий, Сказание о житии Оптинского старца отца иеромонаха Амвросия//Душеполезное чтение М. 1892, кн 2, с. 46). »’ Туринский Николаевский 3-го класса общежительный женский монастырь (г. Туринск, Тобольской губернии, основан в 1624 году, был предназначен к упразднению, 1822 году обращен в женский монастырь 3-го класса ЛИ Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих 875 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерйеских домов и женских общин. М. 1908, с. 864). " » Описание молитвенной практики суфизма восходит к книге Н. Ханыковл, с. 196–197 ‘Описание подвигов древних пустынников восходит к известному слову Ефрема Сирина +о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших», которое читалось, в соответствии с Типиконом, на утрене субботы сыропустной (Поучения Ефрема Сирина и Аввы Дорофея , М., 1652, л. 341–344 об; Книга преподобного отца нашего фрема Сирина, М, 1701, л 304–306 об). 2 в оригинале здесь и далее текст оглавления совпадает с соответствующим фрагментом основного текста Поэтому в Оглавлении исключены из публикуемого текста все повторения основного текста, а на их месте находится знак

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Мы опасаемся, чтобы кто нибудь из нас не впал в уныние, не последовал бы за сатаной, не внес бы соблазна и диавольского смущения между нами“ 1818 . На эту просьбу патмосских христиан Иоанн отвечал: „слушайте, сыны света, о знамнениях Сына Божия, совершенных Им в наших глазах, о словах, обращенных ко мне и другим Апостолам относительно Своей Божественности; ибо этого достаточно, чтобы нам удостоиться вечной жизни“ 1819 . Когда они узнали, что Иоанн намеревается устно на словах, а не письменно сообщить им о Христе, снова пали ниц пред ним, слезно 1820 прося его: „отец наш 1821 , так как ты решился оставить нас сиротами, то умоляем 1822 тебя, оставь нам письменное повествование о Христе, Сыне Божием“ 1823 . При виде такой печали и стольких слез, он сжалился 1824 над ними и сказал: „ступайте, сыны мои 1825 , к себе домой. Я обращусь к Господу, и если будет Его повеление, исполню вашу просьбу. После этого они, поклонившись Иоанну, разошлись по домам“. Тогда Иоанн взял меня с собою, говорит Прохор, и мы уединились в одно место на расстоянии одной 1826 мили от города. Имя этому месту было Покой 1827 . Здесь находилась небольшая гора; мы взошли на нее, и Иоанн провел там три дня без пищи в молитве, прося у Бога (благословения) сообщить братьям благую весть 1828 . На четвертый 1829 день сказал он мне: „сын мой Прохор! ступай поскорее в город, принеси чернил и хартию, смотри, чтобы никто из братьев не узнал, где мы находимся. Ты там останешься дня два 1830 , а затем возвратишься. Повторяю, чтобы никто не знал, где я. И я пошел и сделал, как было сказано 1831 . Возвратившись, я нашел его молящимся, и он сказал мне 1832 : „возьми чернила и хартию и стань на правую руку мою“. Так я и сделал. И засверкала молния и загремел гром так сильно, что задрожала земля. В ужасе я пал на землю и от страха был близок к смерти. Тогда Иоанн, наклонясь, взял меня за правую руку, поднял и посадил на правую сторону. Потом, помолившись, сказал мне: „сын мой! 1833 будь внимателен, все, что услышишь из уст моих, запиши на хартии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

...Очевидно, он не веровал. Господь, хотя и знает его непрямоту, однако ж идет к нему и обедает с ним, конечно, нас через это научая вести себя просто и прямо даже с теми, кои по отношению к нам коварны» 1820 . Этот человек – поистине фарисей. «Но Господь, спрашивая его притчами и выводя на середину двоих должников, незаметным образом высказывает, что и он есть должник, хотя и считающий себя меньше должным, но все-таки должник. Итак, ни ты, должный меньшим, не можешь отдать долг (ибо, одержимый гордостью, ты не имеешь исповедания), ни жена не может. Посему обоим будет отпущено. И кто возлюбит более? Без сомнения, тот, кому много отпущено» 1821 . «Господь обнаруживает в Симоне гордеца и безумца: гордеца потому, что он, сам будучи человеком, осудил человека за грехи; безумца, поскольку не уразумел, что жену, которая явила такие знаки веры и любви, нужно было принять, а не отвергнуть. Посему Господь и обличает его в том, что он напрасно осудил жену, которая сделала столько, сколько сам он не сделал, не сделал даже гораздо низшего в сравнении с ней» 1822 . Несколькими словами – словами даже не сказанными, но спрятанными во глубине души! – закрыл Симон для себя двери Царствия ( «фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница»). Так сомнение в истинах веры, обуревающее душу, еще даже и не прорвавшееся вовне в виде слов, отдаляет тебя, душа моя, от Владыки твоего. Так даже прилог, поселяемый в тебя врагом и еще не ставший сосложением с грехом, может стать той последней каплей, которая исполнит чашу грехов твоих, чтобы стать ей «чашей вина ярости гнева» Господня ( Апок. 16, 19 ). Вот как тщательно следует тебе блюсти себя, душа моя! Вот как тщательно очищать ум твой от всего, что пытается привнести в него извне сатана! Вот как осторожно нужно обходиться даже с самыми, казалось бы, невинными помыслами! Потому что из помыслов могут вырасти деяния. Следи же, чтобы деяния эти были деяниями праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010