Указывая разноречие, замечаемое в чтении Феодоритова слова по разным спискам и книгам, автор обращает внимание на следующие пункты: а) по одним спискам (например, по Стоглаву и другим), Феодоритово слово не указывает, какие именно три перста нужно слагать во образ св. Троицы и какие два – во образ двух естеств во Христе; между тем по другим спискам и книгам персты эти указаны прямо; б) по Даниилову сборнику, по Большому Катехизису, Кирилловой книге и Псалтирям, напечатанным в патриаршество Иосифа, три перста определяются Феодоритовым словом ясно, но в выражениях самых разнообразных; – по сборнику Даниила: «больший да два последних», по Большому Катехизису: «великий со двема малыми», по Кирилловой книге и Псалтирям: «великий, иже глаголется палец, да два последних»; 36 в) в сборнике Данииловом, в Большом Катехизисе и в Стоглаве слово Феодоритово не указывает прямо, какие два перста должны быть соединены для двуперстия, а только называет их – один вышним, а другой нижним, каковое название может быть отнесено и к указательному с великосредним и к двум последним перстам; в Кирилловой же книге и в псалтирях то же слово говорит: «а два перста вышний да средний великий вместо сложити», т. е. вместо «нижний» сказано «средний великий»; наконец, касательно положения этих (двух) перстов слово Феодоритово, по всем спискам и книгам, за исключением Кирилловой книги и псалтирей, требует, чтобы они были наклонены, а не простерты, по Кирилловой же книге и псалтирям, тоже слово повелевает «два перста простерти, великий же перст имети мало наклонно», тут уже – не разноречие только, а прямое противоречие. Сказав, что никто из старообрядцев доселе не указал, которое из разнообразных чтений Феодоритова слова – подлинное, представляющее собою голос блаженного Феодорита , без чего ссылка на это слово в пользу двуперстия не убедительна и что прямо показывает, что оно не принадлежит блаж. Феодориту, подлинные сочинения которого известны, автор, обращаясь к старообрядцам, замечает: «Как же это, один и тот же Феодорит, в одном и том же слове, помещаемом только в разных старых книгах, сам себе противоречит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

Существует еще «старообрядческое» сложение перстов (на самом деле оно возникло в студийском монастыре Константинополя и было разновидностью Устава): мизинец, безымянный и большой пальцы соединяются вместе в щепотку, а указательный поднимается вперед, рядом с ним чуть пригибается средний палец. По объяснению древних Уставов, три соединенных пальца вместе изображают всю ту же нашу веру в Триединого Бога. А два других пальца выражают все те же две природы Христа, причем средний палец своей пригнутостью выражает нашу веру в сошествие Сына Божьего с небес на землю. К сожалению, в XVII веке на Руси произошел раскол из-за вопроса «как правильно совершать крестное знамение». Но мы видим, что в обоих случаях выражалась одна и та же православная вера — в Бога Триединого и во Христа Богочеловека. Раскол был порожден богословской безграмотностью и упрямством с обеих сторон. Для православного человека важно помнить, что, во-первых, в совершении крестного значения участвует вся рука, а не только те, или иные пальцы. Поэтому, будь они сложены по «классическому» Уставу или будь они сложены на «старообрядческий манер», они выражают символически одно и то же. Во-вторых, не нужно забывать, что преподобный Сергий Радонежский совершал крестное знамение «на старообрядческий манер», а преподобный Серафим Саровский уже совершал крестное знамение по принятому ныне «классическому» Уставу. Совершая крестное знамение, мы заносим руку (со сложенными соответственным образом пальцами) сначала на лоб (просвещение ума светом веры), потом на живот (укрепление всех жизненных сил человека), потом на правое плечо и затем — на левое плечо (соединение своих рук в служении Богу). В некоторых старорусских уставах вместо живота предписывалось класть персты на грудь, но в таком случае получался крест как бы перевернутым. При этом мы не унижаем древние и альтернативные варианты крестного знамения. Так, в Римской Церкви издревле принято совершать крестное знамение всей рукой без специального складывания пальцев, а также наносить поперечную линию слева направо. Это все — релевантные по смыслу средства выражения одной и той же Истины нашей веры.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Известно, что есть священники, которые ведут себя не очень хорошо. И не нужно об этом бояться прямо говорить. Но Церковь – это не общество святых. Это общество спасающихся и кающихся грешников. И то послание, которое она несет, оно лишь в некоторой степени страдает от того, что один из десяти, а то из ста, может оказаться лично недостойным человеком. Мы это послание можем и дальше возвещать и говорить о нем миру. Даже если кому-то очень не хочется его слышать. БЕДНЫЙ СВЯЩЕННИК  – НЕ ВСЕГДА ПРИЗНАК ДОБРОДЕТЕЛИ — По данным соцопроса, 43% россиян считают работу священника прибыльной. Так и есть? — Конечно, не убыточная. Священник не может работать в убыток собственной семье. У него обычно много детей. Если люди любят своего священника, они обеспечат ему зарплату, которая поможет и ему выжить, и детей прокормить. Тех, которые имели бы какой-то избыток материальных благ, я знаю очень немного. Сегодня и средний врач, и средний чиновник живет богаче среднего священника. А требовать от него, чтобы он все свои деньги раздавал и относился без должного внимания к собственной семье, — это чрезмерное требование. — Дорогие подарки получать не зазорно? — Если люди любят священника, как любили святого Иоанна Кронштадтского, то ему действительно и машины дарят, и квартиры. Иоанну Кронштадтскому подарили даже пароход. Настоящий священник старается употребить это на службу людям. — Знаем многих священников, которые живут не просто скромно, а бедно… — Но и это не всегда признак добродетели. Если священник свой собственный дом, а уж тем более церковный дом содержит в неотремонтированном состоянии, в нищете и убожестве, это не всегда означает, что он святой. Иногда это означает, что к нему так люди относятся. И не считают нужным ему помочь, чтобы он прилично выглядел. — Ненавистные  народом чиновники хотя бы  подают декларации о доходах  и расходах… —  То же  самое делаю и я. Я выплачиваю налоги с зарплаты, естественно. И считаю это нормальным. Потому что человек как налогоплательщик отчитывается перед государством за то, что он получает.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Пресвитер благословляет, не благословляется, благословения принимает от епископа и сопресвитера, также дает их сопресвитеру, возлагает руку, не рукополагает... Диакон не благословляет, не дает благословения, а получает его от епископа и пресвитера. Диаконисса не благословляет.» (кн. 8/28). Совершенно ясно, что здесь речь идёт не о простом словесном благословении – ибо почему дьякон и диакониса не должны благословлять, если даже обычным верующим заповедано: «благословляйте проклинающих вас» ( Лк.6:28 ); «благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» ( 1Пет.3:9 ); «благословляйте гонителей ваших» ( Рим.12:14 ) – а об особом, священническом благословении с участием рук. И действительно, в Церкви и поныне благословляет епископ и пресвитер, но не диакон. Важно сказать ещё об особом сложении священником пальцев руки при благословении. Складываются они так: указательный палец держится прямо и обозначает букву «и». Средний палец сгибается и обозначает букву «с». Безымянный сгибается ещё сильнее и на него, накрест, полагается большой палец, образуя букву «х». Мизинец слагается как средний. Таким образом, получается аббревиатура «исхс», обозначающая «Иисус Христос». Это всё соответствует и греческому языку не менее чем русскому. Потому такое сложение пальцев получило в Церкви соответствующее название: «Христоименитое перстосложение». Таким образом, ветхозаветная заповедь призывать «имя Мое на сынов Израилевых» получила в Новом Завете ещё и такое выражение и смысл – новозаветный священник уже не только словами, но и рукой призывает имя Господа Иисуса Христа на верных. Причём, по преданию, Сам Господь первый так благословил Своих учеников, когда возносился на небеса ( Лк.24:50 ), а Апостолы научились от Него. Потому с древности Христос на иконах часто изображается с таким сложением перстов. Теперь хочу ответить на два общих возражения, которые могут возникнуть у протестантов по прочтении данной главы. Возражение 1. Современное православное Богослужение не таково, как было при Апостолах.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Пришел с лошадью уполномоченный. Владыку посадили в повозку с плетеными сиденьями, инокини бежали рядом и рвали желтые весенние розочки. Владыка спросил у кучера­зырянина, знавшего русский язык, как называются овечки, которых множество паслось вдоль дороги. «Бальки», – ответил извозчик. «Бальки, бальки», – повторил Владыка, обращаясь к девушкам. Впоследствии он часто называл своих духовных чад «бальками» – овечками. Таким образом быстро «проехали» четырнадцать верст. «Где же нам остановиться?» – спрашивали возницу. Остановились было у дома священника; но кто-то шепнул, что отец Стефан – обновленец; лучше спросить отца диакона: он не красный, больше подойдет. Перешли в садик отца диакона. Хозяин – молодой, светловолосый, в очках, в подряснике и шляпе с широкими полями – посадил в саду за стол и подал молоко. Объяснили, что нуждаются в пристанище. Он, как знающий все в городе, взялся помочь. Узкая улица, по обеим сторонам деревянные дома. Голубой дом с мезонином – больница, дальше чайная. Посреди площади белый храм. Домики чистенькие, но никто не хотел пустить. Думали, что перед ними люди преступные, а близко закрома с хлебом, опасно таких поселять. «За поры у нас плохие, не можем», – отвечали. Отец диакон предложил: «На расстоянии версты село Средний Кольель, там у Афанасия большой дом, может быть, пустит». Пошли в Средний Кольель... Дом большой, три окна наперед, три сбоку, передняя холодная, без печки. Афанасий Семенович чесал затылок: «Теперь деньги не нужны, купить здесь нечего, если будут платить мукой, то пущу». Надеясь на помощь Божию и любящих чад, Анна пообещала. Хозяин дал лошадь, под вечер привезли Владыку. Это стало здесь событием. Зырян в избу набилось множество, особенно детишек. У образа Казанской Божией Матери Владыка отслужил молебен. Чувствовал, что прибыл на место своего «спасительного изгнания» – так назвал он свое пребывание в Кольеле. Налево от входа устроил уголок для Божественной литургии. Инокини рады были пристанищу, отзавесили себе уголок в проходной комнатке; началась новая жизнь. Отец благочинный Иван и игумен Филарет поместились неподалеку. Вскоре хозяин стал добрым почитателем Владыки; видя, что некуда убирать облачения, сам заказал широкий шкаф с полками. Хозяйка часто угощала шаньгами, а иногда предлагала (по-зырянски): «Пойдем в церковь Богу молиться». Сын ее, Федя, запрягал лучшую лошадь, украшал праздничною уздою и говорил: «Завтра, Владыка, новым телегам поедем в город». Владыка был обязан через каждые пять дней являться в учреждение на отметку.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

В результате, осенью 1947 года я уволился из флота и подал заявление о приеме в Семинарию. Так как мори родители не принадлежали ни к какой деноминации, то я решил пойти в Объединенную Богословскую Семинарию, межконфессиональный институт, расположенный в центре Нью-Йорка. Именно там, под влиянием нескольких преподавателей, я стал стремиться к священству в Епископальной церкви. В Семинарии я узнал об Англиканской мессе, семи Таинствах, учении о Церкви на основе Священного Писания, Символах веры, Священном Предании, творениях Отцов Церкви, в связи с семи Вселенскими Соборами неразделенной Церкви. Два протестантских богослова др Поль Шерер и др Рейнгольд Нибур особенно вдохновили меня на проповедь Христа Распятого и Воскресшего из мертвых. Кроме того, два богослова из Епископальной Церкви др Вольтер Бови и др Кирилл Ричардсон способствовали тому, что я полюбил учение о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, поверил ему и нашел выражение этого учения в предложении Св. Таинств в англиканской литургии. В это самое время мне посчастливилось присутствовать на нескольких лекциях известного православного богослова о. Георгия Флоровского , который преподавал в Свято-Владимирской Семинарии, как раз через дорогу от нашей. В то время многие члены Епископальной церкви очень надеялись, что англикане и православные смогут способствовать взаимному признанию различных Христианских конфессий и их общению в той или иной форме. Средний путь В 1951 году епископом Епископальной церкви я был рукоположен в священника и отправился на свой первый приход, будучи убежден, что должен проповедовать и учить, следуя среднему пути. Многие клирики и миряне тогда понимали, что Англиканское согласие могло бы быть единственным способом объединения евангелического и англиканского учения о Церкви. Мы считали, что такой средний путь мог бы сдерживать напряженность объединения церквей посредством единства без компромисса. Эта идея, выдвинутая впервые англиканскими богословами XVI XVII веков, затем расширенная о. Джоном Г. Ньюменом, внушила надежду, что мы будем стремиться на восток, от Кентербери и Женевы к Константинополю.

http://azbyka.ru/way/ot-protestantizma-k...

842  Перстосложения на иконах и вообще священных изображениях: см. предыдущее примечание) – малый средний перст соединён с пальцем, остальные три перста протянуты: на фресках Киевского Кирилловского монастыря, у Толстого и Кондакова стр. 164, ясно, что не благословляют друг друга, а разговаривают. В Менологии Императора Василия 19 Сентября р. 53 (руки с неба), 23 Сентября р. 63, 9 Октября р. 104 (Поплия), 12 Октября р. 112 (крайний слева), 17 Октября р. 123 (пророк Осия). 25 Января t. II р. 136 ( Григорий Богослов ). У Буслаева в Исторических очерках, т. II к стр. 291 (почи Бог), XVIII; в. у Покровского в Стенных росписях, табл. XII к стр. 264, конца XV ΙΙ в. (Господь Саваоф) и таблица XXII к стр. 282 (Спаситель). Спаситель в Спасо-Нередицкой церкви у Покровского в Очерках рис. 142, стр. 266. У Кондакова в Памятниках христианского искусства на Афоне на конце листа XXVI (на окладе евангелия в лавре св. Афанасия), XIX. Мозаичный Спаситель над входом в св. Софию Константинопольскую: палец соткнут с малым средним, указательный и большой средний разъединённо протянуты, мизинец пригнут к ладони, – у Покровского в Очерках, 1 издание рисунки 27 и 65, стр. 60 и 144. На Новгородской иконе Знамения см. у гр. Толстова, в Парижской рукописи IX в. – в Сборнике Румянцевского Музея на 1866г. к стр. 63, IX, ibid. к стр. 86, XV, У Спасителя на мозаичном деисусе в Киевском Софийском соборе, – моего Церковно-археологического атласа листы LI и LIII. Перстосложенные руки у мозаичных святителей на стене алтарной Киево-Софийского собора см. у Толстова и Кондакова в Русских древностях, т. IV, 100 и 101, стр. 129 и 130. См. ещё у Покровского в Памятниках иконографии стр. 60 и 144. средние перста подогнуты под палец, указательный и мизинец протянуты: на Спасо-Нередицких фресках пророки – у Толстова и Кондакова т. VI, 168, 171. На Владимирском Дмитриевском соборе – Соломон, ibid. В моем атласе на листе LVI Златоустый в полиставрии. У Кондакова в Русских кладах стр. 98 низ, рис. 55 (Иоанн Предтеча; палец сомкнут с двумя средними). В Менологии 10 Января, р. 92 ( Григорий Нисский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Церковь ) оставалось в высшей гармонии и единстве взаимного милосердия (лат.) 31 Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с мииром; яко видеста очи мои спасение Твое (лат.) 33 Чистилище – у католиков – место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. 36 Можно заметить, что в XI веке, когда русские были всего лишь пиратами на Черном море, их целью был Константинополь; и что в этом городе ходило пророчество о том, что однажды они овладеют им. 41 Оправдание Английской церкви от обвинения в расколе на основании свидетельств соборов и отцов первых, шести столетий. Ф. В. Аллиеса. Магистра. Оксфорд. 1846 г. 43 Иди со мною (лат.). Фраза стала нарицательной благодаря молитвеннику «Vademecum priorum Christianorum» (Кёльн, 1709) прим. ред. 44 Письмо что гр. Протасов представил Государю ври всеподданнейшем докладе, на коем Государь написал: «весьма любопытно». 54 Устроить незаконный союз англиканской церкви с лютеранскою посредством учреждения в Иерусалиме епархии (англ.) 75 Но верите ли вы в действительность такой схемы? Да, без­условно, но в настоящее время никто не может предвидеть как дело пойдет дальше. 79 Убедительно просят, чтобы все, в чьи руки попадет этот цир­куляр, обсуждали бы его содержание внимательно и с усердною мо­литвою (англ.) 81 Милостивый Государь! Я уполномочиваю Вас подписать мое имя под этим мемориалом, адресованным Св. Синоду русской церкви, копию с которого я видел. 82 Dissertations on Subjectsrelative to the Orthodox or Eastern-Catholic. Communion by W. Palmer, M. A. Fellow of. St. Mary Magdalen College, Oxford, and Diacon. 83 Я ее считаю талантливо написанною книгой, но с преувеличенной наклонностью к Риму. Опять-таки я думаю, что автор то и дело скрывает факты, которые идут в разрез с его убеждениями. Это особенно резко замечается, когда он касается индульгенций. Я проро­чествую, что автор скоро примет римскую веру. 86 Сведенборг Эммануэль (1688–1772) швед, ученый и теософ-мистик, оккультист. Будучи связан с «царством духа» принимал оттуда «откровения» (прим. ред.) 90 Средний путь – самый безопасный. Овидий, «Метаморфозы», II, 136–37. «Поднявшись слишком высоко, ты сожжешь небесные жилища, опустившись слишком низко, сожжешь землю: средний путь будет для тебя всего безопаснее». С этими словами предостережения Феб обращается к своему сыну 96 Никанор Клементьевский , в 1826 г. март. 28 епископ Ревельский; 1831 г. сент. 5 – Калужский, 1834 г. сент. 5 – Минский; 1840 г. янв. 28 – архиепископ Варшавский; 1848 г. ноябрь 20 – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Скончался 1856 сент. 17. Читать далее Источник: Письма протоиерея Е.И. Попова: о религиозных движениях в Англии; Письма к обер-прокурору Св. Синода гр. Н.А. Протасову//Христианское чтение. 1904. 4. С. 596-613; 5. С. 730-747; 6. С. 878-893. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_I_Popo...

   Не думайте, дорогой батюшка, отец Давид, каким изложенный Вам вид молитвы является. То есть — есть ли это высший, или низший, или средний вид молитвы. Впрочем, скажу, по преподобному Симеону Новому Богослову, это средний вид молитвы. Низший — с воображением. Не сбивайтесь покамест с этого вида молитвы. Не думайте также, что если мы с Вами говорим о покаянии как обязательном элементе или основании всей нашей жизни, то это значит, что не неведомы такие высшие состояния, когда покаяние «кончается». Подобно тому как неизъяснимым образом великий страх Божий по достижении какого-то крайнего напряжения перерождается в любовь Божию.    Говорю Вам то, в чем уверен, что сам пережил [...] Но горе мне, окаянному: хочу я кончить эти тягостные для меня ссылки на мой ничтожный опыт.    Вот что говорит преподобный Исаак Сирин: «Духовное ведение по природе своей позднее делания добродетелей. Тому же и другому предшествуют страх и любовь. И опять — любви предшествует страх. Всякий, кто, не стыдясь, говорит, что можно приобрести последние без делания первых (то есть приобрести ведение прежде делания добродетелей или любовь прежде страха), несомненно полагает первое основание для погибели души своей. Таков путь Господень, что последние рождаются из первых». Письмо 5. О том, как должно подвизаться умом     Вопросы о духовном опыте молитвы. О понятии сердца. О молчании ума у свт. Дионисия Ареопагита. О мистике как уходе от Креста    Ваше искание метафизических понятий о сердце мне не нравится, все это не на пользу, не на созидание, а на разорение.    Объясните мне, как это Вы понимаете? Когда Вы погружаетесь в nuit obscure или vide des puissances — то Ваш ум, совершенно свободный от всякой мысли, все-таки где же находится? Там, где и плотяное наше сердце, в груди (левой части) или еще где, или Вы его совершенно нигде не ощущаете, а просто погружаетесь в совершенное безмыслие, в некую пучину? И совсем ли ничего не помышляет Ваш ум или помышляет как-нибудь о Боге? А может быть, и молитву творит? И если да, то какую и как? Словами, или только чувством сердца (плотяного), или только умным, не выражаемым никаким словом устремлением к Богу? Видит ли что при этом ум Ваш или нет? Все это непременно объясните мне, очень прошу, потрудитесь, если возможно. Я тоже над этим тружусь, и не себя ради, потому что непосредственно меня это не занимает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

XI. Послание апостола Павла к Римлянам, 5:12 в понимании св. Иоанна Златоуста и блж. Августина Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Соловьев В. Свобода воли - свобода выбора//Собр. соч. в 10 т. Брюссель, 1966. Т.10. С. 277; Quasten; Флоровский, Восточные отцы. 1. Двенадцатый стих пятой главы Послания апостола Павла к Римлянам довольно сложен для перевода. По-гречески вторая часть стиха звучит так: «...και ουτως εις πντας ανθρπους ο θνατος διηλεν, εφ ω πντες ημαρτον». Наибольшая сложность возникает при переводе εφ ω (потому что) из-за того, что грамматическая форма этого союза допускает как средний, так и мужской род. Если предпочесть средний род, то перевод будет звучать так: «...тем самым во всех людей перешла смерть, потому что все согрешили». Однако смысловой анализ обнаруживает неудовлетворительность такого перевода, так как он выпадает из контекста послания и идет вразрез со всем учением апостола Павла о первородном грехе. Если принять, что εφ ω - мужского рода, то перевод получается такой: «...тем самым на всех людей перешла смерть, через которую все согрешили». Такой перевод находится в полной гармонии с мыслью апостола Павла и представляется более приемлемым, чем первый. Именно так понимали этот стих восточные отцы Церкви, так понимал его св. Иоанн Златоуст. Смерть представляется ему космической реальностью, введенной в мир грехом. Через грех Адама этот мир попал под власть диавола - узурпатора и тирана, правящего миром посредством смерти. Мы все рождаемся уже под властью «князя мира сего». «Как скоро пал один, - пишет св. Иоанн, - через него сделались смертными все, даже и не вкусившие запрещенного плода» (здесь и далее «Беседы на послание к Римлянам»). Св. Иоанн понимает грех как сугубо личное деяние. Мы не виновны в грехопадении Адама, просто, будучи рожденными в мире греха, мы не можем не наследовать его грех в падшей природе. «Все, происшедшие от того, кто согрешил и стал смертен, сделались также смертными».

http://sedmitza.ru/lib/text/434736/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010