Легенда о связи Л. с раскольниками, а также об учебе в Выголексинском общежительстве восходит к фразе в т. н. академической биографии (1784), написанной М. И. Верёвкиным («На тринадцатом году младый его разум уловлен был раскольниками, так называемого толка беспоповщины; держался оного два года, но скоро познал, что заблуждает»), но больше ничем не подтверждается. Все известные высказывания Л. о старообрядчестве резко отрицательны; среди его планов 1761 г. значилась тема для ст. «Истребление раскола». Сведения об учебе Л. в «словесном училище» при Холмогорском архиерейском доме, сообщенные М. Н. Муравьёвым в 1770-1771 гг. со слов куростровцев, также не подтверждаются. Осенью 1730 г. отец Л. решил женить его на дочери «неподлого человека», но тот «жениться не похотел, притворил себе болезнь», вероятно тогда же решив уйти из дома. 9 дек. 1730 г., выправив паспорт в Холмогорской канцелярии, без ведома отца Л. отправился в Антониев Сийский во имя Св. Троицы монастырь , где в качестве трудника проживал его дядя Иван Дорофеевич. В обители Л. исполнял обязанности псаломщика. В нач. янв. 1731 г. с рыбным обозом пришел в Москву и подал прошение о принятии в Славяно-латинскую академию, назвавшись дворянским сыном (по указу Синода от 7 июня 1728 принимать в академию крестьянских детей запрещалось). 15 янв. 1731 г., после экзамена у ректора игум. Германа (Концевича; впосл. архиепископ Архангелогородский; † 1735), Л. как не знающий латыни был зачислен в 1-й нижний класс («фара»). К июлю 1732 г. успешно окончил все 4 нижних класса, научившись латыни, и перешел в 1-й средний класс («пиитика»), где учителем был иером. Феофилакт (Кветницкий), автор учебного пособия (1732). Под его руководством Л. изучал лат. и «славенороссийскую» поэзию. В июле 1733 г. перешел в средний класс («риторика»), где занимался под рук. иером. Порфирия (Крайского ; впосл. епископ Белгородский). Самостоятельно изучил греч. язык. 30 авг. 1734 г. по указу канцелярии Московского синодального правления ректор академии архим.

http://pravenc.ru/text/2110683.html

Николая. Там, по рассказам, раньше был монастырь; когда же он сгорел, его перенесли и построили на его теперешнем месте. Снаружи он имеет две деревянные стены и два рва; над воротами красивая колокольня с огромными, весьма дорогими часами. Здесь наш владыка патриарх вышел из экипажа. Архимандрит, священники и дьяконы в своих царских 262 облачениях со свечами, хоругвями, крестами и божественными иконами вышли ему навстречу. Мы вступили в монастырь св. Троицы. Его двор просторен и широк. Куполов на святой церкви пять; они стоят вместе, в виде креста, средний больше (других). Кругом церкви идет навес с решеткой и тремя дверями, над которыми три купола, расположенные параллельно. Мы вошли в святую церковь . Ее иконостас приводит в изумление зрителя. Патриарх окропил всех святою водой, и мы вышли, исполненные удивления, ибо ни величественный иконостас св. Софии, ни Печерский – оба не могут сравниться даже с малою долей полных совершенств этого иконостаса. Когда монастырь сгорел несколько времени тому назад, – а тогда уже распространилась слава о любви господаря молдавского Василия к построению церквей и монастырей и о щедрых его пожертвованиях – то настоятель и монахи поспешили к Василию и просили у него пожертвований и милостыни, дабы он помог им и отстроил для них монастырь от своих щедрот. Он вполне оправдал их надежды и дал им золота, сколько они просили, на построение монастыря. Возвратившись, они построили монастырь на этом месте, говоря: «это место лучше для нас». Когда до слуха богохранимого царя Алексия, государя Божьего града Москвы, дошло известие о том, что сделал Василий воевода, то и он также прислал им 1.600 золотых на расписание и позолоту иконостаса, на украшение его благолепных икон и возвышение его ценности 263 . Так и было сделано. Теперь он превосходнее всех других, ибо доселе мы не видывали ничего лучше и красивее его позолоты и живописи. Что касается святой церкви, то ее куполы из блестящей жести, и позлащенные кресты испускают светлые лучи. Купола, числом пять, расположены крестообразно, высоки; средний больше и выше остальных четырех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обычно каждый человек имеет свои особый, довольно устойчивый, «средний уровень» духовности и религиозности в подходе к вещам и жизненным проблемам, - можно было бы сказать: средний уровень продешевления и опошления восприемлемых, трактуемых и возвращаемых жизненных содержаний. Такой же уровень образует и каждая пара людей, стоящих в более или менее постоянном общении, причем иногда этот уровень общения бывает ниже, чем личный уровень каждого из общающихся, взятый в отдельности: потому ли, что люди страдают религиозной застенчивостью и не хотят говорить вслух об «интимном», или потому, что они не знают друг друга, или потому, что они взаимно не ценят друг друга; но сойдясь, они нередко начинают говорить о банальностях жизни или даже прятаться за пошлости; и тем роняют свой личный уровень. Такой же уровень имеет каждая семья и каждое соединство людей - круг знакомых, университетская аудитория, научное общество, сословие, церковь, парламент, правительство, нация. Люди как бы смотрят на предметы и видят их каждый через свое духовное «стекло»; но у двух и нескольких может быть как бы одно общее стекло: мутное, тусклое, грязное состояние этого «стекла» определяет степень опошления жизненных содержаний. При этом обычно бывает так, что менее пошлый видит большую пошлость более пошлого и обозначает ее как «самую пошлость»: привыкнув смотреть в более чистое «стекло», он отвертывается от более мутного и искажающего. Но более пошлый не видит меньшую пошлость менее пошлого: привыкнув к своему мутному или просто-непрозрачному «стеклу», он часто совсем не подозревает о возможности большей духовной зрячести и обзывает более зрячего «самомнительным» и «гордецом». Очевидно здесь необходима постоянная память и забота о своем «стекле»; необходимо помнить о его очищении. Чем чище «стекло», тем легче пробудиться этому вниманию; тем легче человеку вступить в процесс духовного очищения. И обратно, чем мутнее стекло, тем труднее пробудиться этому вниманию и пониманию; ибо такому человеку не свойственно разуметь, что он «смотрит на мир через стекло», т.е. что строением его духовного акта определяются его жизненные содержания, не разумея этого, он и не думает о том, что его духовный акт может быть чище, вернее и глубже, что должно заботиться о ею чистоте, верности и глубине, поэтому у нею не бывает ни вкуса к чистоте, ни потребности в ней.

http://sedmitza.ru/lib/text/432230/

«Корнилей чудотворец. Сед, кудреват, брада покороче Димитриевы, тупа, проста. Риза препод.». «Сергий на Урми. Сед, брада Александра Свирского , редка, власы густы, главные толсты. Риза препод.». «Инокентей. Средний, брада пошире Власиевы, а не седа и не раздвоилась, но мало сединки. Риза препод.». «Фарус (?) преподобный. Сед, брада поуже Дмитриевы Прилуцкого, главою плешат». «Декабря в 3 день. Сава Сторожевский. Средний. Брада аки Варлама Новогородцкого. Риза препод.». «Генваря в 11 день. Преподобный Михаил Клопский. Брада Варламова, в схиме» «Марта в 17 день. Макарей Колязинской. Сед, брада покороче Власиевы, не раздвоилася». «Мая в 1 день. Панфутей Боровский преподобный. Брада Богословля». «Мая в 21 день. Великий Князь Муромский Константин и чада его, Михайла и Феодор. Константин надсед, кудреват, брада поуже Власиевы и подоле, надвое. Шапка на главе. Шуба на нем багор, омахи куньи. Михайла млад, в шубе ж, меч в руке, правая молебная. Феодор млад. Шуба на нем боярская, в руке крест, в другой меч». «Августа в 30 день Преп. Александр Свирский . Плешив, (не величка?), брада широка, долга, редка, риза всироз (?) видети, а до перси; в руках свиток, в обеих». «Октября в 30 день. Преп. Григорий Лопата. Сед, брада Богословля, подоле, таковаж». «Ноября в 24 день. Меркурей Смоленский. Образом велик, брада невелика, разсохата мало; на главе шапка, заломы черны; шуба камка – багор, узорчата; отворот бел; в руке сабля гола, велика, под перси его, аки посохом; в другой руке ножны». «Александр Кушский. Средний; брада плоска по персех, мало подседа; риза препод.». «Григорей Авнежский. Сед; мало плешив. Брада аки Дмитрия Чудотворца. Риза препод.». «Касиян. Сед, власы толсты; брада короче Григорьевы, проста. Риза препод.». «Стефан святый, иже на Езере, строитель у Николы Чудотворца. Надсед, брада Деонисиева, мало седина. Риза препод.». «Андреян иж в пустыни. Брада подоле Козмины. Риза препод.». «Преподобный игумен Козма Яхренский Чудотворец. Сед, брада долга, на конец узка, мало повилася».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Сказал же так святой, потому что и прелести многие последуют таким, как Григорий Синаит говорит: многие, не искусные в безмолвии были в прельщении, в старину и ныне; и по многим трудам новоначальным и самочинным бывает и поношение многое, и смех безумный, от безмолвствующих происходящий. Ибо память Божия, то есть умная молитва , есть выше всех деланий и добродетелям глава, как любовь Божия; и если без смущения и дерзостно хотящий войти к Богу и беседовать с Ним чисто и, понуждая себя стяжать Его в себе, легко умерщвляется от бесов, если попущены будут. Ибо дерзкий и горделивый, взыскав выше достоинства своего и устроения, стремится прежде времени достичь своего. Ибо только сильным и совершенным можно бороться в поединках с бесами, и терзать их мечом, который есть глагол Божий. Немощные же и новоначальные, как к твердыне прибегая к благоговению и боязни, от брани отбегая, прежде времени бороться не смея, избегают смерти. Слыша такое, нам подобает сохраняться от преждевременных дерзновений к высокому, дабы кто не повредился и не погубил душу, но в нужное время и средней мерой, как покажется удобным, заниматься деланием, по Писанию, свидетельствующему, что средний путь непадателен. Удобное время есть то, если прежде обучаться от людей. Средний же путь – если жить с одним, от силы с двумя братьями. Как повелел Иоанн Лествичник , чтобы хотящим непрестанно работать Христу, нужно удобные себе места и образы жительства избирать, и в трёх устроениях иноческого жительства, говорит, доблестное содержание: или уединённое отшельничество, или с одним или от силы с двумя безмолвствовать, или общее житие. И от Писания привёл: не уклоняйся на десно или налево но путём Царским гряди 120 . Ибо средней между указанных, многим удобнейший был, то есть с единым или с двумя безмолвие. Одному горе, говорит, если впадёт в уныние, или сон, или разленение, или отчаяние, и нет человека, поддерживающего его. И самого Господа слово приводит: идеже еста два или три о моем имени събрани, ту есмь посреди их 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Наиболее часто употребляемый мастером прием - опоясывание башни ожерельем ширинок с изразцами изумрудного цвета, поставленными на угол. Часто используется поребрик из одного ряда «стоячего» кирпича. Обычным является применение ромбовидных кирпичных плиток, поставленных на угол. Плитки иногда помещены в ширинки (как в Кузнечной башне), но чаще - в горизонтальную штрабу (как в Воскресенской и Старицкой башнях). Обломы, применяемые зодчим, типичны для XVII в. Святые ворота с ц. апостолов Петра и Павла (см. выше) расположены по центру юго-вост. прясла стены. Они имеют 2 арочных проема: широкий центральный (для проезда) и узкий, примыкающий к нему с востока. Внешний фасад ворот богато декорирован. Проем центральных ворот фланкирован с обеих сторон 3 столбами, еще 3 столба примыкают справа к малому входу. Средние из этих 3 столбов, наиболее массивные, покрыты многоцветными изразцами. Роспись ворот не сохранилась: на внешней стороне у въезда был изображен прп. Иосиф со Спасителем и с Божией Матерью, у входа - праотец Авраам, принимающий 3 странников, выше находилось «Успение Пресв. Богородицы», а на простенке между воротами на внутренней стороне - икона апостолов Петра и Павла с преподобными Иосифом и Сергием Радонежским ( Нектарий. 1887. С. 26). У св. ворот издавна находилась деревянная часовня. В 1885 г. была устроена 2-этажная каменная часовня взамен обветшавшей, «с малою келлиею с боку и с большой келлиею во 2 этаже, с 4 окнами» (Там же. С. 44). Часовня была разобрана в кон. 50-х гг. ХХ в. Башни Ок. 1654 г. была построена на переходе от сев. к сев.-вост. пряслу стены башня «на водяных воротах», или Никольская (РГАДА. Ф. 1192. Отд. 4. Ч. 1. Оп. А. 47. Л. 1). В 1789 г. ее разобрали и сложили заново. Эта башня отличается от остальных: она имеет высокий нижний ярус и небольшой средний (у др. башен, наоборот, средний ярус становится выше и воспринимается как главный), у нее отсутствует изразцовое убранство, нет характерного волнообразного завершения линии верхнего боя стены, напоминающего сросшиеся зубцы «ласточкиного хвоста».

http://pravenc.ru/text/673721.html

Важнейшим звеном в росписи Спасской церкви являются фрески западных граней алтарных столбов, которые разбиты на три регистра. В верхнем ряду расположена композиция «Благовещение», разделенная на две части. Размещенное по сторонам от апсиды, но воспринимающееся как единый сюжет, «Благовещение» расширяет символическое поле композиции, вбирая в себя пространство алтаря. Среднюю зону занимает композиция «Сретение», разделенная аналогично «Благовещению» на две половины. Слева изображены Пречистая Дева с Богомладенцем и Иосиф Обручник, справа – праведный Симеон и пророчица Анна. Праведный Иосиф держит у груди жертвенных голубей, а Богоматерь чуть вытянутыми руками поддерживает Младенца, Который как бы входит в алтарь. Так реальное пространство храмового алтаря, как и в случае с «Благовещением», оказывается символически включенным в композицию «Сретения». В нижней зоне алтарных столбов раскрыты два поклонных Креста, которые представлены в виде «Этимасии», или «Престола уготованного» – древнейшего символа Святой Троицы, изображаемого в виде престола, над которым возвышается Крест с орудиями страстей – губкой и копием. Иконография Крестов, представленная в варианте «Этимасии», акцентирует тему страстей Господних, столь актуальную для всей росписи храма. Доминантами «страстного» цикла росписей Спасского храма являются две монументальные композиции в северном и южном люнетах подкупольного креста, где соответственно изображены «Распятие» и «Воскресение Господне» («Сошествие во ад»). В общей картине декорации храма они выделены своими огромными масштабами. Расположенные ниже две евангельские сцены «Воскрешение Лазаря» (средний регистр южной стены) и «Вход Господень в Иерусалим» (средний регистр северной стены) также традиционно включаются в «страстной» цикл. «Вход Господень в Иерусалим» открывает череду евангельских событий, повествующих о последних днях земной жизни Христа. Композиционное построение этого сюжета совершенно уникально. Он занимает всю северную стену, заходит в пространство жертвенника и обретает дополнительную символическую выразительность. Сцена расположена таким образом, что Христос буквально «выезжает» из объема северной апсиды в подкупольное пространство храма; фигуры апостолов находятся еще в алтарной зоне, тогда как Христос и встречающий его народ расположены уже в объеме северного рукава подкупольного креста. «Вход Господень в Иерусалим» раскрыт лишь наполовину, а «Воскрешение Лазаря» еще ждет своего полного реставрационного раскрытия. Как и «Вход Господень в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря» начинается еще в пространстве диаконника, где сейчас раскрыты выразительные фигуры апостолов, сопровождающих Христа.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Символическое значение приобрело перстосложение иерархов и иереев (священников), благословлявших паству. Более раннее расположение пальцев – это распрямленный мизинец, обозначавший букву «I», подогнутый безымянный палец, почти соприкасавшийся с большим, как бы в форме буквы «С», в то время как выпрямленный указательный палец и подогнутый средний как бы образовывали букву «Х» инициалы Иисуса Христа. Более позднее перстосложение – это три соединенных пальца (мизинец, безымянный и большой), символизирующих св. Троицу, средний и безымянный пальцы символизируют «два естества Иисуса Христа Божеское и Человеческое». В иконописи перстосложения Иисуса Христа Пантократора (Вседержителя) и архиереев (святителей) благословляют молящихся на их иконы. Внеиндивидуальную символическую функцию выполняли образы животного и растительного мира: голубь – символическое обозначение св. Духа, дарующего творческое вдохновение; мифический единорог (тело лошади с одним длинным прямым рогом на лбу) аллегория воплощения Христа от девы Марии, символ чистоты, девственности и угрозы для погрешивших против девства; агнцы (овцы) – символическое обозначение христиан, олицетворение душ праведников; овечье стадо и пастух аллегория христиан и Христа – доброго Пастыря; ослица (иудейские цари и знатные люди ездили на белых ослицах) символ мессианства, кротости и миролюбия; павлин символизировал царственность; орел – символ евангелиста Иоанна, означающий высоту евангельского учения и содержащихся в нем Божественных тайн; лев символ евангелиста Марка, знак могущества и царского достоинства Христа; телец – символ евангелиста Луки, подчеркивающий жертвенное искупительное служение Спасителя. Крылья орла символизировали небожителей (херувимов, серафимов, архангелов, ангелов) и некоторых святых (Иоанн Предтеча как Ангел пустыни, евангелист Матфей); боевой конь символ воинственности, дерзости; крылья летучей мыши – символ темных сил; змея (змий, аспид, василиск) символ злобы, свирепости, коварства, самого дьявола; борьба со змием символизировала христианский подвиг (змея, выглядывающая из чаши с ядом, выпитым евангелистом Иоанном).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Семью мы недаром называем малой Церковью : это го­раздо серьезнее и труднее, чем раз в неделю погрозить рем­нем... Ваш мальчик растет; Господь никого не дал ему, кроме вас, его матери: помогите ему! Воспитание ребенка – не менее, чем брак, – это подвиг любви, подвиг самопожертвования, превращение своего независимого «я» в частицу общего «мы». «Аще зерно пшенично не умрет, в землю падши, то едино пребывает, аще же умрет– мног плод сотворит» ( Ин. 12:24 ). Храни вас обоих Господь и предстательство Пресвятой Богородицы! – Ни Крещение, ни Таинства, ни вера не преображают челове­ка полностью. Средний человек остается страстным, грешным и, самое печальное, смертным. Даже Святые Отцы утверждали, что боятся смерти и Суда. Значит, дело спасения остается в руках человека?.. – Именно так! Потому что «средний» человек – это фикция, его не существует. Каждый человек – это отдель­ная личность, ипостась, что и отличает его от всего осталь­ного материального мира и роднит его с Богом. Наша личная, ипостасная свобода – это средство спасения в наших руках. Возможность вечной жизни дана нам Спасителем в Святом Духе, но принять Его, соединиться с Ним – остается за человеком, за личностью. Да, каждый человек боится смерти – как студент боится госэкзамена. Сдал – спасение, завалил – гибель. Боится и трудяга-отличник, боится и шалопай-пропойца. Гарантий нет ни у кого. Но к экзамену они идут с разным багажом: пять лет учебы в вузе для каждого из них прошли не напрасно. Один многое приобрел, другой растерял, что имел. Свобода дана была и тому, и другому, но воспользовались они ею по- разному. – Как распознать и изжить грех лицемерия? Один батюшка сказал, что лицемерие – это когда человек хочет казаться лучше, чем есть, но разве не желание быть лучше в очах Господа, не стыд о себе двигает грешника к исправлению? Я думала, что лицемерие, это когда в глаза доброжелательность, а за глаза – злоречие и неискренность. Я ошибалась? Значит ли, что скрывать свои страсти от других, избегая осуждения окружающих, –лицемерие?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Соловецкий монастырь славился не перлами, а именно своей солью. Соль, полученная из морской воды, имела сероватый цвет и горьковатый вкус. На рынках России она получила название «поморка». Соловецкую «поморку» потребляло население всей Европейской части России. Соловецкий монастырь за летний сезон на продаже соли должен был зарабатывать не менее 100 тысяч рублей. При этом средний заработок ремесленника в городе составлял 1 рубль в месяц, а дом в городе можно было снять за 3 рубля в год. Соловецкий монастырь, главный поставщик соли на внутренний российский рынок, имел около 50 соляных варниц на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. Сельдью, конечно, Соловецкий монастырь тоже торговал, и ловили ее тут во множестве — обитель была крупнейшим добытчиком сельди на Белом море, и к монастырскому столу «беломорку» (так иначе называют здесь эту рыбу) подавали, и сейчас продолжают ловить. Соловецкая селедка даже является одним из негласных символов островов. И все-таки в гораздо большей степени монастырь торговал солью. Соль, полученная из морской воды, имела сероватый цвет и горьковатый вкус. На рынках России она получила название «поморка». Соловецкую «поморку» потребляло население всей Европейской части России. Соловецкий монастырь за летний сезон на продаже соли должен был зарабатывать не менее 100 тысяч рублей. При этом средний заработок ремесленника в городе составлял 1 рубль в месяц, а дом в городе можно было снять за 3 рубля в год. Соловецкий монастырь, главный поставщик соли на внутренний российский рынок, имел около 50 соляных варниц на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. К какому из традиционных северных ремесел относится слово «браное»? Фото http://www.museum.ru/N28488 Браное плетение (кружево) Браное чернение по серебру Браное ткачество Северное коклюшечное кружево — вологодское, галицкое — известно во всем мире. Но браного кружева не бывает. Зато бывает браное ткачество. «Браное» — не от слова «браниться», а близко к словам «набирать» и «убранство». Это одна из древнейших техник орнаментации тканей, ручного узорного ткачества, когда рисунок появляется на поверхности полотна параллельно с его созданием. Вставки декоративных элементов браного ткачества можно видеть, например, на рушниках, на рукавах, манжетах и оборках рубах, на фартуках аутентичных народных костюмов Вологодской и Архангельской губерний.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/soshel-by-t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010