А эта неинтересная, обыкновенная солома! Разве она та самая, что пахла солнцем и полем, когда мы проделывали в ней норы и прятались там в душистой прохладной темноте? А сам я, играющий на бильярде и в шахматы, сочиняющий стихи и покупающий игрушки детишкам, сотрудничающий в газете и пишущий статьи в журналы, – разве я и есть главный житель той страны, герой морских сражений и набегов на чужие огороды, спасающий разных там царевен и девочку Надю из пятого класса «А», самый смелый, самый гордый, самый сильный человек на земле? Что вы? Я обыкновенный, средний, со множеством отрицательных черт и слабостей человек. А тот, другой? Его нет, он остался там, в золотистой теплой мальчишечьей стране, которой тоже больше нет ни на земле, ни на карте. Почему-то сохранились от нее названия: Самойловский лес, река Ворща, Журавлиха, село Олепино, Кормилковский овраг… И по совсем уже странной случайности до сих пор я ношу имя того мальчишки, который жил в заповедной стране. В последние годы мне много приходилось наблюдать, как играют, чем развлекаются московские ребятишки разных возрастов – от малышей до подростков. Каждый раз, когда смотришь на городского мальчишку, мчащегося вдоль тротуара на роликовом самокате, или виснущего на подножке трамвая, или отправившегося с коньками в чемоданчике на ближний каток, или на мальчишек, толкающихся возле кинотеатра, или бегающих увлеченно по лестницам многоэтажного дома, или разводящих рыбок в аквариуме, или кормящих чижиков в клетке, или гоняющих голубей, или продающих тех голубей на птичьем рынке, или строящих авиамодель во Дворце пионеров, да и мало ли еще чего делающих, что свойственно делать городским мальчикам, – когда я вижу все это, я каждый раз вспоминаю наши игры, увлечения, забавы, игрушки, вспоминаю свое деревенское детство. Не может быть, думаю я, чтобы детство, проведенное в столь разных условиях, за столь разными играми, не сформировало и разных психологий. Но, видимо, были какие-то большей значимости общие вещи (может быть, школа, чтение, ибо мы на колокольне, а они во дворе, но играли в одного и того же «Чапая») либо общие интересы страны, которые касались и ребятишек, общая Красная площадь, общая Кремлевская башня, общий бой часов на той башне, общий пионерский галстук, общая карта Родины, с яркими значками полезных ископаемых на ней, как бы то ни было, но вот я сижу и разговариваю со своим сверстником, выросшим в городе, коренным москвичом, и разговариваем мы на равной ноге и вполне понимаем друг друга в тонкостях, как если бы росли вместе.

http://azbyka.ru/fiction/kaplya-rosy/

— Как Вам удается совмещать активную работу на телевидении и воспитание детей? — Дети у меня уже большие: 6, 8, 16 лет. Я могу сказать, что это больше организовывает. Чем больше тебе нужно сделать, тем ты организованнее, тем плодотворнее ты потом проводишь время с детьми. Да и график сейчас нормальный. В дни съемок, конечно, они видят меня меньше. Наоборот, это даже мобилизует лучше. — Разрешаете ли Вы своим детям смотреть телевизор? Смотрят ли они программу «Русский взгляд»? — Мои дети смотрят телевизор. И программу нашу смотрят. Старший, правда, все время критикует: выгляжу не так, тема не та, не тех гостей позвали. Он — настоящий критик. А средний сын меня тут поразил. Мы вместе смотрели нашу программу, и он мне сказал: «Мам, ты знаешь, мне так нравится, что никто не кричит и не ругается». Восемь лет ребенку, но он понял. Дочка спокойно относится. — Действуют ли в Вашей семье какие-то ограничения в отношении телевизора? — Бывали периоды, когда я запрещала детям смотреть телевизор. Например, в первую неделю Поста. Один из гостей нашей программы сказал: «Я даже “За стеклом” смотрю со своими детьми. А вдруг они без меня посмотрят. Пусть они лучше будут застрахованы от этого». Я знаю, что есть семьи, в которых нет телевизора. И «тарелку» я не оплачиваю, поэтому что, когда был «НТВ-плюс» и мультипликационные каналы, я чувствовала, что это как-то странно влияет на моих детей. Это такой «вечный бой». — Что бы Вы посоветовали сделать, чтобы телевидение стало более качественным, полезным, несло положительный заряд? — Мне всегда очень хотелось сделать детскую телевизионную программу и православный календарь. И сделать это так, чтобы глаз не мог оторвать никто: ни ребенок, ни взрослый, ни церковный человек, ни нецерковный. Чтобы сделать передачи на таком уровне, нужны средства. Мне кажется, и это касается не только телевидения, что мало кто сегодня хочет безвозмездно вложиться во что-то, что принесет результат только потом. Причем, какой результат? Моральное состояние наших детей. Это касается не только телевидения и средств массовой информации, но и образования. Мало кто об этом думает.

http://pravmir.ru/elena-pisareva-pravosl...

Над колоколами из этих курантов трудится о. диакон Н.С. Померанцев, занятый их «подточкой», предпринятой с целью получения точной хроматической гаммы колокольного звона. Выше было высказано, что колокола имеют и добавочные тона; в верхней части – октавой выше, для этого, согласно таблицы, диа­метр в верху колокола должен быть равен половине нижнего диа­метра. Относительно того, где мерить верхний диаметр происходят разногласия, так как одни считают, что верхний диаметр нужно мерить по наружному, другие – по внутреннему колоколу. Если добавочный средний тон желательно получить в большую терцию, то профиль колокола на 4/5 вышины колокола, считая свер­ху, должен иметь диаметр 4/5 нижнего диаметра, таким же образом поступают и для получения других средних тонов, находящихся в ином отношении к основному тону 804 . Профиль колокола, переходя от точки основного тона к двум добавочным по кривой линии, конечно должен вызвать много и других добавочных тонов, – но сила гармоничного трезвучия почти совершенно поглощает их. При проектировании профиля приходится обращать внимание на толщину стенок колокола; следуя теории 805 – стенки должны также постепенно утоньшаться соответственно диаметру, идя снизу вверх. Практики видят, что гармоничность звона находится в связи с правильностью соотношения диаметра колокола с наибольшей тол­стой частью его, находящейся в боевом месте. Эта толстая часть колокола имеет название бой и служит срав­нительной единицей для проектирования всех частей профиля 806 , а сама зависит от диаметра колокола. От этого же отношения толщины боя к диаметру зависит и проч­ность колокола. В старинных колоколах подобное отношение рав­но 1:12; 1:13 807 , после XV века стало 1:14, в настоящее время также 1:14 или 1:15. С утоньшением стенок колокола звук делается эластичнее и ниже тоном. Надо предполагать, что устройство сходящегося с из­вестного места на нет края колокола и было вызвано желанием дать более низкие гармоничные добавочные тона, так как при этом одно­временно увеличивали диаметр колокола и утоньшали стенки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(народная сказка Океании) Жили-были пятеро братьев. Первого звали Задира, потому что он прежде всех выскакивал вперед. Второй брат, Каланча, был самым высоким из всех. Третьего брата за бережливость и скромность прозвали Казначеем. Четвертого – самого маленького ростом – Малышом, а старшего брата звали Крепыш, потому что он был коренастым и сильным. Бродили братья по свету, пока не подошли к большому городу, которым правил могущественный король. – Давайте завоюем этот город, – сказал Крепыш. И все братья согласились. Задира бросил вызов. Началась великая битва, после чего город сдался. И тут встал вопрос, кому из братьев править в завоеванном городе. Братья в один голос заявили, что королем должен быть Крепыш, их предводитель, но тот отказался и предложил вместо себя Задиру, который первым бросился в бой. Задира не согласился и предложил вместо себя Каланчу, так как он больше всех отличился в битве. Каланча же стал доказывать, что править должен самый бережливый – Казначей. Но тогда Казначей сказал, что королем надо выбрать Малыша, потому что он самый маленький и слабый и один никогда не завоюет себе ничего. А Малыш сказал, что он очень слаб, чтобы быть королем. Тогда братья решили, что будут править все вместе. Вот теперь взгляните на свою руку, и вы увидите этих дружных братьев. Большой палец, самый коренастый, – это Крепыш. Указательный палец – это Задира, потому что в ссоре им всегда указывают друг на друга. Каланча – это средний палец, он длиннее всех. Следующий палец – Казначей, на нем люди обычно носят кольца, а самый маленький, мизинец, – это Малыш. Все вместе – они друзья,всегда готовые прийти к вам на помощь. Побеседуем с ребенком: • Как ребенок думает, что означает королевство, которое завоевали братья? (Братья – это часть руки, а руки человеку даны для труда; следовательно, королевство – труд, дело, которое человек производит или осваивает.) • Почему пять братьев смогли победить целое королевство? (Они были дружными. Так для любого дела человеку надо соединить многие умения.)

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Реагируя на звуки, малыш научится слушать, что очень важно для развития речи. «Спрятанная игрушка» Игра развивает мышление и внимание. Сожмите в ладони игрушку так, чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, пусть он попробует найти ее. Игры, помогающие развивать мелкую моторику рук «Барабанщик» Для игры используйте, например металлическую баночку, пластмассовое ведро, игрушечный барабан. Покажите ребенку, как нужно бить в барабан. После нескольких попыток у малыша обязательно получится «барабанный бой», ребенок испытает большое удовольствие от такого занятия. «Чудо-бусы» Эта игра хорошо развивает мелкую моторику. Возьмите крепкую нитку или леску (диаметр ожерелья лучше сделать небольшим, чтобы малыш не смог надеть его на голову), нанижите на нее пуговицы различных цветов, формы и размера. Дайте исследовать ребенку ожерелье, пусть он перебирает пуговицы, передвигает их по нитке. «Волшебный карманчик» Наденьте вещь с нагрудным карманом. Положите в него несколько разнообразных мелких предметов. Когда вы возьмете ребенка на руки, он скорее всего, заинтересуется содержимым кармана и будет перебирать находящиеся в нем предметы, доставая и складывая их обратно в карман. Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот! «Игрушки в вазе» Дайте в руки малышу большую пластмассовую вазу с круглым донышком и несколько шариков. Одной рукой он может держать вазу, а другой складывать в нее маленькие шарики или мячики. Если ваза не слишком устойчива, игра становится еще увлекательнее. Данная игра хорошо развивает моторику рук. «Пальчики» Растопырьте пальчики малыша, а ладошки сложите вместе. Назовите каждый пальчик. При назывании пальчики обеих рук должны несколько раз стукаться между собой. При чтении последних 2 строчек стихотворения ручки сожмите в кулачки и следите за тем, чтобы малыш тряс ими в такт стишку. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинчик-малышок Постучался об порог. Вместе пальчики-друзья,

http://azbyka.ru/deti/polnaya-encikloped...

Такой солдат не одинок: «К сожалению, не помню фамилию этого солдата. Знаю, что он был из Сибири, в целом, нормальный па­рень, но когда стал «дедом», перестал подчиняться даже офицерам. Нашего молодого командира батареи лейтенанта Медведева это просто бесило: он его гонял в наряды, ругал при строе, пытался посадить на гауптвахту (а там всегда было занято) – ничего на этого бойца не действовало». Какой же совет дал командиру будущий светила педагогики: «Но я заметил, что он превосходно рисует, и предложил комбату не трогать его. Поручить рисовать «Боевой листок». И так сложилось, что я писал тексты, а он рисовал. Этот проект закончился великолепно. В нашу часть приехал проверяющий из политуправления военного округа, из Минска. Увидел наши боевые листки, объявил комбату благодарность за отличную воспитательную работу с личным составом, все экземпляры «Боевого листка» собрал и забрал с собой. Мне по секрету сказал, что построит на этих материалах свою кандидатскую диссертацию!» ( 1, с. 61) После такого описания армейской жизни Радьков делает вывод со своей логикой его обоснования. Она пространна, но чтобы меня не обвинили в искажении авторской мысли, приведём её целиком. « Дедо вщина в армии была всегда. На мой взгляд, она естественна, поэтому неизбежна. Военная служба предполагает строгую, даже жесткую дисциплину – во время боевых действий командир обязан приказывать идти солдатам в бой, хотя даже они понимают, что могут погибнуть. Офицеры, добиваясь должной дисциплины, опираются на младших командиров, а те, в свою очередь, на старослужащих. Последние, или «деды» – это опытные, обученные, уже непосредственно почувствовавшие правила и требования армейской жизни солдаты. Они, как и все люди, разные, и задача командиров, опирающихся на них, – не допустить перекоса в отношениях «дедов» с остальными солдатами (выделено мною. – И.М.). В мою бытность солдатом я видел и сразу принял (выделено мною. – И.М.) особенности отношения к старослужащим: они не привлекались к работам по уборке территории или казармы, не ходили в наряды по кухне, позволяли себе вольности в ношении форменной одежды и при этом вели себя довольно высокомерно (иногда до обидного) по отношению к молодым солдатам. Поначалу меня даже коробило, что «деды» забирали себе лучшие куски мяса за обедом, больше брали себе масла. Но во время учений, прове­рок, когда надо было показать не только свою выучку, но и уровень подготовки всего подразделения, старослу­жащие были впереди. Они и сами старались, и помога­ли, поддерживали, прикрывали остальных. Может быть, поэтому офицеры на какие-то их излишние «шалости» ж закрывали глаза. Приведу, на мой взгляд, классический пример взаимоотношений «дедов», «котелков» (средний срок службы) и «салаг».

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/23/...

— Это большой ключ — от земных богатств. Сразу же передай его людям. Пусть побольше добывают угля, руды, нефти. Пусть побольше делают машин. Это средний ключ — от хлебных полей. Тоже передай его сразу же людям. Пусть выращивают побольше пшеницы, риса, сахарной свеклы. Пусть побольше будет у людей молока, мяса, масла. А это — самый маленький ключик. Он от кладовой с оружием. Береги этот ключик пуще глаза. Как только заметишь, что на нашу страну собирается нападать враг, сразу же отдай этот ключик людям и скажи им, чтобы они быстрее брали оружие. Не спи ни днем, ни ночью. Такие наказы давал Старый год Новому. Ложка солдата Эта ложка лежит у нас в шкафу. Она стала нашей семейной святыней. Мама рассказывает: — Я еще маленькая была, когда на нашу землю напали фашисты. Тяжело было жить под властью оккупантов, есть было нечего, закрылись школы. Наступил счастливый день освобождения нашей родной земли от завоевателей. Был горячий бой за наше село. В этом бою недалеко от нашей хаты тяжело ранило молодого солдата. Несколько часов он жил, я ухаживала за ним. Солдат дал мне свою ложку и сказал: «Ничего больше нет у меня, чтобы оставить на память. Возьми эту ложку — она прошла со мной всю войну». Лежит эта ложка — дорогая реликвия. Она напоминает нам о подвигах героев. Это маленькая частица нашей Отчизны. Через десять лет Это было в последний год Великой Отечественной войны. Отец Степанка погиб на фронте. Боевые друзья написали маме: «Мы храним винтовку вашего мужа». Степанко говорит маме: «Попросите боевых друзей, пусть пришлют папину винтовку! Я научусь стрелять, а когда вырасту, пойду с ней в армию». Написала мама, и ответили боевые друзья: «Расти, сынок, отцовская винтовка будет тебя ждать». Прошли годы, вырос Степанко, пошел в армию. Дали ему отцовскую винтовку. Охраняет Степанко советскую границу. Ночью стоит в дозоре Степанко и будто слышит отцовский голос: — Стереги зорко Отчизну, сын! Мое поле, сын Закончился школьный год, и Петин папа сказал: — А теперь, сын, поедем на мое поле.

http://azbyka.ru/deti/kniga-o-sovesti-ch...

Ибо всеобщего употребления вашего перстосложения у народов, исповедующих Православную Веру, и составляющих Православную Церковь , как мы доказали выше, нет; а между тем на многих древних иконах и на разных церковных изделиях находятся благословляющие руки отнюдь не с тем перстосложением, какое защищаете вы. Кроме защищаемого вами перстосложения для благословения, на многих древних священных вещах видим благословляющие перстосложения иного рода. На многих древних священных вещах перстосложения для благословения изображаются:   1) или так, как оно изображается у Превечного Младенца на Тихвинской иконе Божией Матери, именно: два перста, указательный и средний, простерты несколько наклонно, два последние пригнуты к ладони, а большой перст приложен ко второму суставу перста безымянного 1029 , так:   2) Или: «два перста, указательный и средний, простерты, два последние пригнуты к ладони, а большой перст положен на второй сустав перста безымянного и простирается далее сего перста 1030 , так:   3) Или: указательный и средний персты простерты, а два последние приложены к первому сгибу перста большого 1031 , так:   4) Или: указательный и средний персты простерты несколько наклонно, простерт и малый перст, а большой перст в уровень сложен с безымянным 1032 , так:   5) Или: два перста, указательный и меньший, простерты, а большой перст в уровень совокуплен с средним и безымянным 1033 , так:   6) Или: большой перст в уровень соединен с безымянным и меньшим, а указательный и средний простерты, с небольшим наклонением указательного 1034 , так:   7) Или: большой перст в уровень соединен с безымянным и меньшим, а указательный и средний простерты, впрочем с некоторым наклонением среднего 1035 , так:   8) Или: большой перст в уровень совокуплен с двумя последними, а указательный и средний простерты 1036 , так:   9) Или: большой перст в уровень соединен с указательным и средним, а два последние перста простерты 1037 , так:   Эта разность перстосложения для благословения, весьма примечательная сама по себе, особенно примечательна потому, что часто находится на древних саккосах всероссийских Святителей Петра, Алексия, Киприана, Фотия, Иоасафа и Макария, Патриархов Филарета и Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Прошло сравнительно немного времени после описываемых событий, и псалмы постепенно стали звучать среди других народов. Потом еще многие столетия их будут читать, петь и слушать не только евреи и не только народы Ближнего Востока, но и народы других известных и тогда еще неизвестных стран и материков. Люди научились переводить их на самые разные языки, обрели умение перекладывать их на свою музыку, и в конце концов совершилось удивительное чудо: песнопения, созданные евреями, стали родными для всех народов, собранных под благодатной сенью христианства. Одновременно с этим был прославлен и еврейский царь-поэт Давид, которому приписывается создание псалмов. И людей уже перестало интересовать, действительно ли автором псалмов является Давид или они – плод творчества многих поэтов. Образ Давида стал общим памятником всем создателям псалмов, имена которых исчезли в житейской сутолоке. О месте псалмов в христианской жизни впоследствии образно скажет писатель, чье сочинение дошло до нас под именем Иоанна Златоуста (хотя ученые совершенно справедливо считают, что знаменитый Иоанн Златоуст не мог быть его автором): «В церквях [происходят] бдения, а Давид – первый, средний и последний. В пении ранних утренних гимнов Давид первый, средний и младший. В шатрах, на похоронных процессиях Давид – первый и последний. Ткут в домах девственницы, и Давид [здесь] – первый, средний и последнии. Что за удивительная вещь! Те многие, кто не сделал и своей первой попытки читать, знают из Давида все наизусть и речитируют его надлежащим образом. Однако не только в городах и церквях он столь широко известен людям всех возрастов; даже в полях и пустынях и в необитаемых пустошах он с великим усердием побуждает священные хоры к Богу. В [мужских] монастырях [звучит] священный хор евангельского воинства, и Давид [среди них] – первый, средний и последний. В женских монастырях [поют] группы девственниц... и Давид [здесь] первый, средний и последний. В пустынях люди, мучимые этим миром, ведут беседу с Богом, и Давид [среди них] – первый, средний и последний. И ночью, когда всеми людьми овладевает естественный сон и их влечет в пучину [сновидений], наготове лишь один Давид, пробуждающий слуг Божьих на евангельские бдения, превращая землю в небеса и делая людей ангелами» (Псевдо-Златоуст. О раскаянии, PG LXIV 12–15) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комплексное живое общество (цивилизация) в полноте своего развития должно иметь два языка. Жизнелюбивые члены общества должны знать и любить оба эти языка. Это гораздо важнее, чем знать какой-нибудь духовно обеднённый иностранный язык. Без этой любви общество и цивилизация раздваиваются и увядают. Оба эти языка дают возможность обществу выявлять созидательный базис своих культурно-цивилизационных достижений и побед, как и базовый код его жизни и исторической устойчивости. Код жизни христианской культуры-цивилизации практически верно определил в 17-м веке выдающийся лужицко-сербский славянин-математик и философ, основоположник математической логики Готфрид Лейбниц (его фамилию и фамилии его родителей неоднократно искажали немцы, превращая его в германского учёного). Этот лужицко-сербский математик и философ – первый, кто ввёл в научный оборот двоичный код – код жизни: – символ женского начала-рода, 1 – символ мужского начала-рода. Сегодня двоичный код жизни обретает особое общественное звучание на фоне гендерных увлечений и извращений англосаксов. Обратим внимание на особенности русского и английского языка. В русском языке с давних пор известны 3 рода: мужской, женский и средний, наиболее продуктивные из которых мужской и женский. В русском языке созидательный потенциал общества определяется мужским и женским началом, но существует и средний род, как реальность жизни. Средний род может содействовать развитию общества и его возможностям, а иногда и нет. Многовековая история Русского общества и языка показывает, что в среднем роде бытует две базовых морали: жизнеутверждающая мораль традиционного общества отца и матери, как и парамораль разлагающейся человеческой личности. С точки зрения описания фактов и отношений окружающей нас жизни важны все три рода. С точки зрения удобства развития систем передачи данных, сохранения и расцвета жизни и управления обществом предпочтителен двоичный код и два первых рода. В английском языке 1,5 или 2 рода: сильный мужской и слабый женский. Средний род, как реальность, англосаксы заметили вместе со своим рыночно ориентированным языком совсем недавно, можно сказать, на днях. И с присущим им базарным азартом стали его осваивать, надеясь на быстрые успехи в сфере власти, политики и прибыли с помощью вновь открытого среднего рода и найденных 84-х типах гендеров, превращая средний род в систему управления властью и общественным строем. Англосаксы особо увлеклись гендерной параморалью, пытаясь создать и предложить миру вместо умирающей общественной формации капитализма и «свободного рынка» новую мировую формацию – гендеризм. Но пёстрая реклама англосаксонского среднего рода, развёрнутая США и коллективным Западом, никак не способствует подъёму творческих духовных и производительных сил, сохранению и укреплению кода жизни народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/03/ko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010