Из 63 студентов II курса 49 имели в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3–; у 12 студентов средний балл не менее 3,20; один студент не представил семестрового сочинения по Священному Писанию Ветхого Завета, другой по тому же предмету и истории русской литературы. Обоим студентам, в виду их болезненного состояния, Советом Академии дозволено было, с разрешения Его Высокопреосвященства, подать сочинения после летних каникул, что и исполнено было одним студентом, а другой оставлен на повторительный курс; 62 студента переведены в следующий курс. Из 77 студентов и 4 вольнослушателей III курса 64 студента и 3 вольнослушателя имели в среднем выводе по ответам и сочинениям баллы не менее 4 и ни по одному предмету менее 3–; у 6 студентов и 1 вольнослушателя средний балл не менее 3,31. Один студент не держал испытаний по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, русской церковной истории, гомилетике, истории и разбору западных испо- —41— веданий и греческому языку и не представил ни одного семестрового сочинения; четыре студента не представили семестрового сочинения по догматическому богословию, один студент по педагогике и один по истории и разбору западных исповеданий и педагогике. Всем студентам, не подавшим письменных работ, или не державшим устных испытаний, Советом Академии дозволено было, с разрешения Его Высокопреосвященства, подать эти работы или сдать испытания после летних каникул, что и исполнено пятью студентами, а один студент, согласно прошению, оставлен на повторительный курс; 76 студентов и 4 вольнослушателя переведены в следующий курс. Из 70 студентов и 4 вольнослушателей IV курса 13-ть студентов имели в среднем выводе по ответам и сочинениям за четыре года не менее 4½. 47 студентов и 4 вольнослушателя имели в среднем выводе не менее 4 и ни по одному предмету менее 3–, а 10 студентов не представили кандидатских сочинений. Лучшие сочинения на степень кандидата богословия, признанные отлично-хорошими, представили следующие студенты IV курса: Андроник (Никольский) иеродиакон: «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении»; Брянцев Дмитрий: «Царствование императора Алексея первого Комнина в церковно-историческом отношении. (Опыт историко-критического исследования)»; Виноградов Иван: «Святитель Иннокентий, первый епископ Иркутский»; Всехсвятский Константин: « Патриарх Никон , как пастырь Церкви»; Георгиевский Павел: «Антоний Подольский противник архим. Дионисия относительно исключения прибавки в богоявленской молитве слова: «и огнем»; Говоров Василий: «Взгляд древних противораскольнических полемистов (до второй половины XVIII века) на старопечатные книги и предписываемые в них обряды»; Городенский Николай :

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кинешма. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Успенский в Кинешме. Крупный храм соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Двусветный четверик под четырехскатной кровлей вытянут по продольной оси и увенчан пятью световыми главами (центральная более крупная) с полусферическими куполами. Два пониженных боковых придела имеют полукруглые апсиды — они располагаются по сторонам трех высоких, также полукруглых апсид главного алтаря, но слегка отодвинуты к западу. Одноэтажный западный притвор вытянут по основной оси храма и заканчивается скруглением паперти. Декор фасадов весьма лаконичен. На углах четверика поставлены широкие лопатки, в невысоком аттике - арочные нишки на месте закомар. Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проемы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде - арочные; все эти проемы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид — крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов шире и ниже основных, обработаны дощатым рустом. Нижние окна здесь арочные, верхние — круглые, в ленточных наличниках. Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики. Притвор выполнен в стиле классицизма, в его провинциальном варианте. В западной скругленной части притвора расположены три широких арочных дверных проема; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Первоначально трехнефное внутреннее пространство собора после перестроек стало пятинефным. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столбами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи. Над притвором - низкий коробовый свод с распалубками над окнами.

http://sobory.ru/article/?object=05977

38 В этот год была в Иркутске чрезвычайная засуха. Потому отвердевшая земля не могла скоро принять в себя дождевую воду. 40 Шугою называются сплошные толстые льдины в Ноябре и Декабре покрывающая Ангару и медленно спускающаяся с верховья реки вниз по течению; – которые в более северной широте начинают примыкать одна к другой, и чрез такое сплочение, постепенно подвигающееся с низу в верх реки, делаются ее зимним покровом. Срок сплочения такого покрова против города Иркутска, средний – 25 Декабря, а проход реки, также средний – 25 Марта. В 1728 году, о котором идет наша речь, Ангара покрылась 21 Декабря. Откуда берутся в верховье реки льдины, называемый шугою? – Это еще вопрос нерешенный. Наши ученые наблюли, что они образуются на дне реки и всплывают наверх. При истоке своем из Байкала Ангара версты на три и более и совсем не покрывается. 42 В 1863 году, когда события эти уяснились в Иркутских Епархиальных Ведомостях, иркутские граждане приняли мысль, начально поданную сановниками военными, скупить домик Елезова, и на месте этом соорудить во имя Святителя Иннокентия каменную Часовню. Предположение это удостоилось в 20 день Ноября 1865 года высочайшего соизволения. Дом куплен, и уже приступлено к заготовлению материалов для построения часовой. 43 Указом Св. Синода 31 Августа 1722 года, основанным на соглашении с Сенатом, повелено при каждой архиерейской кафедре быть: при Соборе – одному протопопу, двум ключарям, пяти священникам, протодиакону, четырем диаконам, двум псаломщикам, двум пономарям, трем поддиаконам, десяти певчим, двадцати канархистам, подъдьякам, лампадчикам, посошникам, кафедрщикам, орлецщикам, и восьми сторожам, которые все избавлялись от подушного оклада. 44 По сбору штрафных денег с небывших у исповеди встречаются разноречивые законы: В Именном указе Петра Первого, 17 февраля 1718 года было сказано: и кто будет исповедываться и неисповедываться тому всему иметь книги погодно, и присылать их по Епархиям в Духовные Приказы, и кто по тем книгам явится без исповеди, и с таких править тех приходом, священникам штрафы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для того чтобы уяснить, о чем идет речь, вернемся вновь к иконе Андрея Рублева как к классическому образцу. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи - будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца, знак жертвы. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Средний ангел благословляет чашу, сидящий одесную его принимает ее, ангел, расположенный по левую руку от среднего, словно подвигает эту чашу тому, кто напротив него. Основной смысл образа прозрачен - в недрах св. Троицы идет совет об искуплении человечества. Совершенно естественно задать вопрос: кто есть кто на этой иконе. Самым распространенным толкованием и ответом на возникающий вопрос является вариант, который подсказывает одеяние среднего ангела, который облачен в одежды Христа - вишневый хитон и голубой гиматий. Таким образом, мы имеем здесь изображение Христа, Второго Лица св. Троицы в центре, следовательно, Отец, Тот, кто изображен слева от зрителя, и напротив Него - Дух Святой. Такую версию можно встретить в литературе об иконописи, так порой толковали и сами иконописцы, обозначая у среднего ангела крестчатый нимб и даже подписывая инициалы Христа. Однако Стоглавый собор строго запретил изображать в Троице крестчатые нимбы и надписи IC ХС, объясняя это прежде всего тем, что образ Троицы не есть ипостасный образ Отца и Сына и Св. Духа, а образ троичности Божества и троичности бытия. В равной степени каждый из ангелов нам может показаться той или иной ипостасью, ибо, по словам св. Василия Великого, " Сын есть Образ Отца, а Дух - образ Сына " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

В описи 1570 г. старый серебряный позолоченный Н. к. с 7 камнями по-прежнему находился на 1-м месте среди крестов в алтаре, где их уже насчитывалось 6, в т. ч. «золотосканный» Н. к. с мощами (по описи 1560/61), вложенный царем Иоанном IV Васильевичем Грозным, и серебряный позолоченный Н. к. с мощами (по описи 1560/61),- вклад старцев Исаака Шахова и Даниила Жданьского (оба креста ныне в ГММК). В описи 1582 г. первыми среди воздвизальных крестов упоминаются именно эти кресты, а самый ранний Н. к.- вслед за ними. В описи 1597 г. в качестве воздвизальных и Н. к. названы 7 крестов, в т. ч. крест 1596 г., вложенный игум. Иаковом (ныне также в ГММК). В Успенском соборе Коломны, кафедральном храме древней Коломенской епархии, в 1577/78 г. на престоле лежали 3 креста, названные воздвизальными ( Французова. 2002. С. 7). Все они были в серебряных золоченых окладах, исполненных в технике скани, с камнями на горизонтальной перекладине («по рукам») и отличались друг от друга размерами. Т. н. Большой и Средний кресты имели изображения Распятия, тисненного на металле по основе-матрице («выбито Роспятье»). Средний крест был украшен еще и жемчугом, меньший изображения Распятия не имел. В придельном храме собора во имя вмч. Димитрия Солунского (в «Дмитрие Великом») Н. к. был в медном окладе. В приделе «на полатех», во имя вмч. Никиты, Н. к. не было (Там же. С. 8). В придворном Воскресенском соборе в Коломне Н. к. не упомянут, однако на престоле находился сударь с изображениями Распятия в среднике и Небесных сил по каймам, на индитье (название «одежды» престола) на лицевой стороне был нашит крест из тафты, украшенный лицевыми дробницами, в его центре располагалась дробница-«плащик» с Распятием (Там же. С. 16). Отсутствовал Н. к. и на престоле придела в честь Собора Пресв. Богородицы. В деревянной Петропавловской ц. «за царскими хоромами» на престоле упомянут воздвизальный крест в серебряном окладе, воздвизальным же назван и Н. к. в Сергиевском приделе этого храма (Там же. С. 17-18). Н.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Условия жизни в скиту определил, по-видимому, сам преподобный Нил. Братия скита должна была жить в избушках-кельях по одному. Лес на территории скита рубить запрещалось, чтобы из одной кельи было видно не более одной. Расстояние между ними не должно было быть достаточно значительным, чтобы иноки слышали, что происходит у соседа. В кельях нельзя было держать ничего, кроме книг, икон и самого необходимого, скромного, используемого каждый день. Слуг и скота не держали – это было запрещено. Питаться монахи должны, согласно «Правилу», от трудов рук своих; трудом же могли заниматься только таким, чтобы не покидать своей кельи. Пользоваться прибылью, получаемой насильственно от других, запрещалось. Милостыню преподобный Нил разрешал принимать лишь в крайних случаях и только умеренную. Помогать в беде другим монахи его скита должны были не материальными благами, а богатством духовным, ибо нестяжание, считал преподобный Нил, выше материальных подаяний. От монастырского правила преподобного Кирилла Белозерского преподобный Нил отступил, он ограничил процесс перерастания скита в киновию, то есть в общежитие, ограничив прием в свой скит условием, чтобы человек предварительно прошел выучку в общежительном монастыре (в скиту никого не постригали), а также неизменным требованием грамотности. В согласии с «Лествицей» Иоанна Синайского 389 , которую преподобный Нил часто цитировал, он осознавал свое направление как «средний путь» – средний между отшельничеством и общежитием. Преподобный Нил не порывал с традиционным монашеским подвижничеством, не противопоставлял скит общежительному монастырю. Он считал, что духовную нестяжательную жизнь возможно вести и в общежительном монастыре, но тогдашний монастырь, ведущий большое хозяйство и использующий чужой подневольный труд, рассеивает внимание и порождает губительные страсти. В своих сочинениях преподобный Нил постоянно напоминает о недопустимости для монахов жить вопреки Священному Писанию и не по преданиям святых отцов. Он считал, что стремление к приобретению сел и стяжанию богатства – отступничество от заветов Христа. В 1503 году на Соборе в Москве преподобный старец Нил поднял вопрос о монастырских владениях, начал говорить, чтобы монастыри не владели селами, а жили бы монахи по пустыням и кормились от трудов рук своих. Преподобного Нила поддержали белозерские пустынники, но победы на Соборе они одержать не смогли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На скамью подсудимых сядут нарушители закона, а не его исполнители! Перечисленные выше не только не преступили Божественный закон, но принесли себя в жертву его исполнению, так зачем же их судить ( Ин.5:24 )? Напротив, они сами будут судить людей ( Лк.22:30 ; 1Кор.6:2 ; Откр.3:21 ). «Их чистая жизнь будет обличением для грешников» ( Симеон Новый Богослов . Катехизическое слово, 5). Средние, нерадивые, грешники Средние: «Не достигшие же совершенства, и при делах добрых не чуждые и грехов, приходят в судилище суда» (Комментарий прп. Максима Исповедника на 100-ю главу Подвижнической сотницы блаж. Диадоха Фотики йского ). Об этом мы слышим в Евангельском чтении в Неделю Мясопустную ( Мф.25:31–46 ). Господь судит не совершенных, но тех, кто вместе с небольшими грехами имел и добродетели (средний чин). Тех, кто по-человечески относился к ближнему, напоил жаждущего, накормил голодного, одел нагого. Они встанут на место подсудимых, чтобы услышать своё оправдание. И затем поднимутся на возвышение победителей, чтобы принять венцы. Нерадивые – это те, кто не сотворил зла: не крал, не убивал, – но не сделал и доброго. Не одел нагого, не напоил жаждущего и пр. ( Мф.25:41–43 ). Они встанут на судилище, чтобы услышать своё осуждение ( Мф.25:46 ). Таким был ленивый раб, получивший от Господа талант и зарывший его в землю: выбросьте его во тьму внешнюю ( Мф.25:30 ). «Видишь ли, что не только хищник, любостяжатель и делающий зло подвергается ужаснейшему мучению, но и тот, кто не делает добра? » (Свт. Иоанн Златоуст . Толкование на Матфея, беседа 78, 3). Грешные – это те, кто богат грехами и совсем не имеет добродетелей. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд ( Пс.1:5 ). У них не потребуют отчёта о грехах, но тотчас по воскресении они погрузятся в глубину ада. В том же Евангельском чтении в Неделю Мясопустную Господь судит не грешников, воров, блудников и т.п., но нерадивых, средний чин. Потому что грешники недостойны встать на судилище небесного Суда, перед Судией Самим Богом. 5. Некрещёные, как их будут судить?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Пойдёт ли Церковь на описанные шаги? В ближайшей перспективе это кажется сомнительным из-за отсутствия у священноначалия личного убеждения в необходимости православной монархии для России. Когда такое убеждение сформируется, то ещё останется страх нарушить связи с институтами государственной власти и лишиться её поддержки, а также опасение расстроить единство в клире церковном, где немало священников со вполне либеральными, демократическими убеждениями. Есть опасение и того, что в России может быть установлена «неправильная», марионеточная монархия. Но, не отстаивая идею правильную, невозможно и противостоять ложной. В дальней перспективе, когда монархические убеждения значительной или большей части народа будут ясно проявляться и в общественных дискуссиях, и в простой молве, поддержка монархии Церковью станет неизбежным соединением нынешнего слова и будущего дела. Не замечая старта, благожелательно наблюдая на дистанции, Церковь ускорит приход монархии на финише. Нужна ли православной церкви политическая доктрина? В действительности нам следует спросить не только о доктрине, но также о её предпосылках – политических предпочтениях Церкви. На поставленный вопрос может быть несколько ответов: 1. Не нужна ни доктрина, ни предпочтения. Исторически мы видим, что, несмотря на отсутствие политической доктрины, церковные деятели всегда высказывались о предпочтении или непредпочтении той или иной формы правления, типа политического режима. Если идея действует, то её кто-нибудь да оформит в доктрину. А тогда не принять её будет нравственно невозможно. 2. Доктрина (гласная или негласная) не нужна, нужны предпочтения. Это выглядит как средний путь, но им не является. Наличие политических предпочтений уже является зародышем доктрины. Отказываться от провозглашения доктрины, имея предпочтения, неискренне и потому неустойчиво. 3. Доктрина нужна, она закрепляет предпочтения. Это истинно средний путь, в нём не компромисс, а честность и определённость. Но это трудный путь, потому что возникает опасность, что формализм или ошибки поставят Церковь в трудное положение, когда при каких-нибудь формах правления или режимах власть посчитает воззрения Церкви подрывными и перейдёт к притеснениям. Доктрина нужна, когда Церковь чувствует себя в безопасности, но будет отлагаться в сторону в условиях гонений.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/12/...

И теперь ему хочется плакать. – Отзовись же! Отзовись! В самом конце Стрелецкой прислушивается к колоколу Семен. Он склонил голову набок и неодобрительно покачивает ею. Потом нагоняет о. Андрея и говорит: – Батюшка, а батюшка! А колокол-то с трещинкой. Давно уже вам говорил, а вы все не верите. Послушайте! И, наклонив головы, они слушают, а веселое солнце бьет им прямо в глаза и зажигает огнем золотой наперсный крест. IV И всегда Меркулов не любил глядеть понизу, а во все дни светлой недели он носил голову немного назад и смотрел поверх лбов. И всю неделю он был трезв, каждое утро от обеден до вечерни звонил на колокольне Михаила-архангела, а после вечерни или сидел у звонаря Семена, или на десяток верст уходил в поле. И домой возвращался только ночью. На третий день, незадолго до вечерни, на колокольню пришел Семен. Уставший Меркулов отдыхал, и звонил горбатый портной Снегирь, звонил бестолково и нудно, извлекая из колокола нерешительные, дребезжащие звуки. – Пусти-ка! – сказал Семен. Застенчиво улыбаясь, портной пустил веревку и стал в сторонке, заложив руки назад, под горб. – Вот, кум, послушай: я тебе покажу, как надо звонить, – обратился звонарь к Меркулову. – Не по-вашему! – Что ж, покажи, – высокомерно согласился Меркулов. Семен забрал между пальцев веревки от маленьких колоколов, стал ногой на доску, приводившую в движение средний колокол, и приказал горбатому: – Валяй, звони: пореже да покрепче. За совесть. Слабосильный портной, улыбаясь и бледнея от натуги, еще раскачивал неподатливый язык, когда в руках Семена уже заговорили нежные и мягкие колокольчики. Они словно смеялись, как дети, торопливо бежали, кружились и разбегались, и с ними засмеялся теплый воздух, светло улыбнулась старая колокольня, и невольная улыбка прошла по сухому лицу Меркулова. Ясным, как небо, весельем дышали гармоничные звуки, и, путаясь среди их звонких голосов, как взрослый среди играющих детей, мягким баритоном поддакивал средний колокол. – Да! Да! Да! – Вот весело! Вот весело! – звенели дети. – Да! Да! Да! – добродушно соглашался колокол.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-leonid...

Девять – это тройная тройка (9=3 x 3). Так, например, на богослужении диакон кадит архиерея трижды по три, ибо архиерей – ангел церкви ( Откр. 1:20 ). Девять – это число ангельское. Существует девять ангельских чинов, разделяющихся на три лика – высший, средний и низший. Каждый лик состоит из трех чинов. Высший лик составляют серафимы, херувимы и престолы. 1-й чин. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестикрылые серафимы (=пламенеющие, огненные) ( Ис. 6:2 ). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. 2-й чин. После серафимов Господу предстоят многоочие херувимы ( Быт. 3:24 ), на которых Он восседает. Их имя означает излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного ведения. 3-й чин. За херувимами предстоят богоносные по благодати, данной им для служения, престолы ( Кол. 1:16 ), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию. Средний лик составляют господства, силы и власти. 4-й чин. Господства владычествуют над последующими чинами ангелов ( Кол. 1:16 ). Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения. 5-й чин. Силы исполняют волю Божию ( 1Пет. 3:22 ). Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости святым. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. 6-й чин. Власти имеют власть укрощать силу диавола ( 1Пет. 3:22 ; Кол. 1:16 ). они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами. Низший лик составляют начала, архангелы и ангелы. 7-й чин. Начала начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений ( Кол. 1:16 ). Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей чинопочитанию, учат начальствующих исполнять свои обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010