1. Святой Анны, принадлежит Лавре святого Афанасия, возник в XI веке, имеет до 61 келлии, в которых пребывает до 238 иноков, почти исключительно греков, соборный храм во имя святой праведной Анны (25 июля). 2. Кавсокалийский, во имя Пресвятой Троицы, принадлежащий той же Лавре святого Афанасия, устроен в XIV веке, имеет до 39 келлий, в которых живёт до 95 иноков почти исключительно греков, соборный храм во имя Святой Троицы. Название монастырей Век основания или возобновления Число братства Количество десятин земли на Афоне Количества метохов вне Афона Количества скитов Количества келлий и калив Количество дохода за скиты и келлии Сумма: рублей, полученных из России Количества взноса в Протат Общая приблизительная оценка состоятельности Общежительные: Дионисиатский 80 Средний Кутлумушский 80 Бедный Каракальский 70 Бедный Симонопетровский 55 Бедный Павловский 00 Бедный Ксенофский Основан в X, обновлён в XIX при помощи России 45 Средний Григориатский 20 Средний Есфигменский Основан в V, обновлён в XI 50 Бедный Кастамонитский 85 Бедный В. Штатные Лавра св. Афанасия 75 Богатый Ватопед Основан в IV, возобновлён в X 120000 50 Очень богатый 120000 50 Богатый Пантократорский 95 Бедный Ксиропотамский Основан в V, возобновлён в X 25 Богатый Дохиарский 70 Средний Филофеевский Возобновлён в XI 05 Средний Ставроникитский Возобновлён в XVI 35 Бедный 3. Димитровский, принадлежит Ватопедскому монастырю, происхождения древнего (но точно время неизвестно), имеет до 23 келлий, в которых живут до 60 человек почти исключительно греков, соборный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября). 4. Предтеченский, принадлежащий Иверскому монастырю, возник в XVI веке, имеет до 10 келлий, в которых живёт до 40 иноков почти исключительно греков, соборный храм в честь усекновения главы святого Иоанна Предтечи. 5. Пантелеимоновский, принадлежащий Кутлумушскому монастырю, возникший в XVIII веке, имеет 23 келлии с 60 иноками, соборный храм во имя святого великомученика Пантелеимона (27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В сем малом червленом щите – герб Пермский: серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на коем серебряный крест с четырьмя лучами. В первой золотой части главного щита – герб Вятский: выходящая вправо из лазуревых облаков в червленой одежде рука, держащая червленый же натянутый лук со стрелой; в правом углу червленый, с шариками крест. Во второй зеленой части, разделенной серебряным кре­стом – герб Болгарский: серебряный идущий агнец, с червленой хоругвию, древко золотое. В третьей серебря­ной части – герб Обдорский: черная идущая лисица с червлеными глазами и языком. В четвертой зеленой части – герб Кондийский: дикий человек с дубовым на голове венком и дубовым же поясом, держащий правой рукой на плече серебряную булаву. VI. Герб Туркестанский: в золотом щите черный идущий единорог с червлеными глазами, языком и рогом. § 4. Российский Государственный герб в полном его виде изображается на Государственной большой печа­ти (§13 прил.), также на тронах, балдахинах, в залах, назначенных для торжественных при Императорском Дворе собраний или для заседания высших присутственных мест, но не иначе, как по особым Высочайшим повелениям, объявляемым чрез Министра Императорского Двора. При сем определяется каждый раз, какие должны быть украшения вокруг главного герба и между окружающими его щитами прочих гербов Царств, Княжеств и Областей, упоминаемых в пространном титуле Его Императорского Величества (Зак. Осн., ст. 37). Средний Государственный герб § 5. Средний Государственный герб есть тот же, как и большой, но без Государственной хоругви и шести над сенью щитов с означенными в § 3 сего приложения гербами. § 6. Средний Государственный герб изображается, как на средней Государственной печати (§ 15 прил.), так, по особенным указаниям Его Императорского Величе­ства, и в других местах и случаях. Малый Государственный герб § 7. Малый Государственный герб сходствует с средним (§ 5 прил.), но без Императорской сени, без изображений Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила, и без Родового герба Его Императорского Ве­личества; цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного помещается на груди орла вокруг щита с гер­бом Московским, а гербы Царств и Великих Княжеств (§ 2 прил.) на крыльях орла следующим образом: на правом крыле, в первом месте, герб Цар­ства Казанского; на левом, в первом месте, герб Царства Астраханского; на правом крыле, во втором месте, герб Царства Польского; на левом, во втором месте, герб Царства Сибирского; на правом крыле, в третьем месте, герб Царства Херсониса Таврического; на левом, в третьем месте, герб Царства Грузинского; на правом крыле, в четвертом месте, соединен­ные гербы Великих Княжеств Киевского, Владимирского и Новгородского; на левом, в четвертом месте, герб Великого Княжества Финляндского.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

Средний Карачан. Церковь Чуда Михаила Архангела. Церковь Архистратига Михаила Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА. Расположена в центре села на возвышенной открытой площади. Первая деревянная церковь в селе была построена в 1856 г. Нынешняя крупная кирпичная церковь в русском стиле построена в 1897 г. Имеет традиционную трехчастную композицию: широкая пониженная трапезная соединяет массивный двусветный объем храма, решенный по типу крестово-купольного с пятиглавием, с высокой пятиярусной колокольней. Храмовая часть увенчана средней цилиндрической световой главой и небольшими также цилиндрическими глухими главками над угловыми ячейками. Первый ярус колокольни - прямоугольный - включает в себя четверик основания и боковые объемы. Второй ярус внизу четырехгранный, а вверху восьмигранный, третий - четырехгранный с угловыми фигурными полуглавами, четвертый - четверик, усложненный по центрам граней сильно выступающими кокошниками, пятый ярус звона - четырехгранный с высокими кокошниками - архивольтами и завершающий полуярус -- восьмигранный с венцом из килевидных кокошников. Декор церкви насыщен кирпичными деталями, напоминая узорочье церквей 17 в. Плоскости стен сплошь покрыты рядами филенок-ширинок, раскрепованных полок, профилированных карнизов, накладок в виде треугольников и кокошников. Углы объемов акцентированы сдвоенными пилястрами, полуколонками и т.п. Грани ветвей креста завершены крупными кокошниками. Проемы арочные, в рамках. Проемы второго света с лучковыми перемычками. Внутри ядро храма перекрыто полусферой, ветви креста и средний неф трапезной - лучковыми сводами. Угловые ячейки и ячейки боковых нефов трапезной имеют парусные своды. Трапезная - четырехстолпная. Л.В. Кригер Поселение на месте нынешнего села Средний Карачан возникло в 1746 году. Сохранившийся доныне храм построен и освящен в 1897 году. В 1937 году во время гонения на Православие приход Михайло-Архангельского храма был закрыт, церковная утварь разграблена, а здание превращено в колхозный склад. Ненадолго храм открывался, и богослужения в нем совершались с 1945 по 1960 гг. В эти годы в приходе совершали свой монашеский подвиг инокини, изгнанные воинствующими атеистами из Таволжанского монастыря Новохоперского уезда. Регулярные же богослужения начались лишь в 1996 году. В настоящее время при приходе имеются: воскресная школа и библиотека духовной литературы.

http://sobory.ru/article/?object=11205

Мы видели, что и в рукописях, и в нечетной книге (Больш. катих.) Феодоритово слово велит два перста имети наклонена, а не простерта, но издатели Кирилловой книги заставили и Феодорита учить по новому, именно так: «два перста, вышний, да средний великий, вместе сложити и прострети, великий же перст имети мало наклонно, то образует два естества Христова: вышний же перст образует божество, а нижний человечество, понеже сшед от вышних спасе нижния. Согбение персту толкуется, преклонь бо небеса сниде на землю нашего ради спасения. Да тако достоит креститися и благословляти». Надобно сказать, что Феодоритово слово с такою прибавкою непосредственно следует за вышеприведенным учением о двуперстии, переделанном из Максимова слова; между тем, неодинаковое название пальцев, по Максимову слову и Феодоритову, делает последнюю часть Феодоритова слова вовсе непонятною. У Максима два перста названы так: один (указательный) вышним, другой средним великим, – это еще понятно, но какие еще персты надобно разуметь по Феодориту под наименованиями – «вышний и нижний» 215 ? Так как, по не испорченному прибавками Феодоритову слову, два перста вышний и нижний – должны быть наклонены (к ладони) оба (т. е. два перста последние), а не простерты; то при осенении себя крестом, естественно, нижним делается мизинец, а вышним тот, который над ним, так называемый – безымянный. Но при мудровании, допущенном в Кирилловой книге, чтобы из двух перстов один был наклонен, и притом средний-великий, надобно признать сей-то наклоненный нижним, а указательный – вышним. Так и разумеют старообрядцы. Таким образом, здесь Феодорит, очевидно, разноречит с предыдущим учением преп. Максима, по которому указательный перст означает человечество, средний же великий – Божество; но у Феодорита наоборот, вышний, т. е указательный, означает Божество, а нижний, т. е. наклоненный средний – человечество 216 . При всем, однако, противоречии в учении о перстах издатели Кирилловой книги не только научали двуперстно молиться, но и благословляти, (чего, как мы видели, не внушало Феодоритово слово в древнейших списках вообще, и в особенности у митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

В ответах Никифора, архиеп. Астраханского, слово чудовищный употреблено, вероятно, переводчиком вместо «странный, чудный, дикий для слуха», каковое, должно быть, и было употреблено автором. Впрочем, если бы даже св. Димитрий Ростовский и архиеп. Никифор разумели под означенными названиями двух разных лиц и высказали порицание на имя Исус, то и в таком случае раскольникам не следовало бы обвинять православную Церковь за это, потому что она не разделяет означенных мнений (см. «Изъяснение», изданное в 1886 г.), принадлежащих лично этим писателям. 3) О перстосложении для крестного знамения Что такое крестное знамение? Крестное знамение есть знак или образ креста, который мы полагаем на себе во время молитвы. Как следует изображать его? По учению православной Церкви, для изображения на себе крестного знамения следует соединить «равноконечно» три первых перста правой руки – большой, указательный и средний, а остальные два пригнуть к ладони, и со вниманием возложить их сначала на чело (лоб), потом на грудь, оттуда перенести на правое плечо и затем на левое. Как еще изображают крестное знамение? Некоторые из православных христиан и раскольники слагают вместе большой да два последних перста правой руки, а указательный и средний соединяют и протягивают, при чем средний перст немного наклоняют, и затем полагают на чело, грудь и плечи два перста, указательный и средний, отчего это перстосложение и называется двуперстием. Какие истины выражаются троеперстным и двуперстным сложением? Тремя первыми перстами в троеперстном сложении и большим да двумя последними в двуперстном выражается наша вера во Святую единосущную и нераздельную Троицу, а двумя остальными – два естества или, проще, две природы в Господе нашем Иисусе Христе: божеская и человеческая. Если оба перстосложения одинаковы по своему знаменованию, то почему православная Церковь изменила при патр. Никоне двуперстие на троеперстие? Сделала она это потому, что а) троеперстие правильнее двуперстия, б) что в Восточной церкви, по принятому издревле обычаю, употреблялось в то время троеперстие, в) что в Русской церкви не было однообразия в перстосложении и г) что в самом двуперстном сложении не было однообразия ни по внешнему виду, ни по внутреннему знаменованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

последние перста пригнуты к ладони, палец прижат к ним, а указательный протянут: Менологий 16 Декабря, t. II, р. 35. У Буслаева в Исторических очерках несколько. В Строгановском подлиннике несколько. средний перст и мизинец пригнуты к ладони, большой средний и указательный протянуты, палец прижат к двум последним: в моем атласе лист LII (архангел). перст упирается в палец с боку, остальные персты протянуты разъединённо или сжато: у Ламбеция III, перед р. 7. см. предыдущее примечание) – два последние перста пригнуты, два первые и палец протянуты, причём палец отведён в сторону: у Покровского в Памятниках иконографии стр. 178; у Мартиньи р. 577 col. 2; в группе Лаокоона один из сыновей Лаокоона; у Кондакова в Археологическом путешествии по Сирии и Палестине, стр. 298, рис. 77. Ещё перстосложения: 1) палец сомкнут с мизинцем, остальные протянуты, – у Кондакова в Русских кладах стр. 98 низ. См. ещё у митрополита Григория в Истиннодревней и истинноправославной церкви, часть II, стр. 129–131. 2) Палец сомкнут с указательным, остальные протянуты, – у Несселя р. I, стр. 56, рука с неба; у Ламбеция между стр. 4 и 5. 3) Палец сомкнут с большим средним, остальные протянуты, – у Несселя p. I, стр. 62 (рука с неба). 4) Палец положен на малый средний, остальные протянуты, – Менологий, 2 Декабря, t. II, р. 5; 17 Октября, t. I, р. 123. 5) Три последние перста пригнуты, палец и указательный протянуты, – Менологий, 18 Января, t. II р. 116 ( Кирилл Александрийский ), 1 Сентября, t. I, р. 3 (Спаситель). 6) Три последние перста пригнуты, палец положен на них, указательный протянут, – Н. В. Покровский Евангелие в памятниках иконографии стр. 4, (катакомбы); в Строгановском подлиннике под 11 (?) Января, лист 36–37); У Буслаева в Очерках, т. II, к стр. 371 (из рукописи XVII в. Александра Македонского и Горгона) и ibid. к стр. 86 (в поклонении волхвов у Спасителя). 7) На западной монете (не у епископа) перстосложенная рука (указательный и большой средний протянуты, малый середний и мизинец пригнуты, палец положен на них, – у Мюллера-Мотеса Fig.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Возьмем, напр., в беспристрастное соображение содержимый у некоторых обычай двуперстия. В нем протягают два перста – указательный и средний. Что бы это изображало? Два естества – Божеское и человеческое? Но в лице Иисуса Христа оне соединены, а соединение протяжением не изображают. Еще: в двуперстии средний перст мало наклоняют к указательному, якобы во изображение того, что Иисус Христос приклонь небеса сниде на землю, от высших сошел к нижним; и между тем толкуют, что вышний указательный перст образует Божество, а средний великий – человечество. Посудите же теперь: средний перст наклоняют к указательному, т. е. перст, образующий человечество, к персту, образующему Божество, и таким образом человечество преклоняют к Божеству, а не Божество к человечеству, т. е., низшее к высшему. С чем это сообразно? Могли ли такому, несообразному с учением веры, даже с простым здравым смыслом, могли ли такому перстосложению учить верующих богопросвещенные, богодухновенные св. апостолы Христовы и их верные преемники – св. отцы и учители церковные? Да и ныне можно ли бы кому из православных держаться двуперстия, которого ни в Грузии православной, ни в Анатолии, ни в Греции святолюбивой, ни в Сирии, ни в Палестине, ни в Аравии, ни в Египте, ни в Молдавии, ни в Валахии, ни в Болгарии и Сербии, ни в Иллирии и Трансилвании, ни в Венгрии – во всех четырех восточных православных патриархатах не знают, не знают, не знают. Простота и невнимательность только или наследственное недоверие к учению Св. Церкви могут держаться того, что столь мало, не соответственно духу правоверия выражает два главнейшие догмата вселенского благоверия и что даже некоторых отделяет от недр матери Св. Церкви, вне которой нет спасения. Да знаем и всегда помним, благовернии людие, что св. Дамаскин называет крест сокращенным символом веры , посему и в молитвенном нашем крестном знамении должно быть сокращенно изображаемо все христианство , а сие непременно требует нашего православного перстосложения; всякие же другие, произвольные сложения перстов для молитвенного знамения отвергает, отвергает, отвергает.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Никифоров: - А вы не спросили, а у них-то когда? У них больше шансов. о. Андрей:  - Они понимают, что их царь в мире ничего не решит. А наш решит, если не все, то многое. У нас есть Большой Театр, великий балет, великая драматургия, Чехов со Станиславским, ядерные ракеты, нефть, газ, Северный морской путь - все есть. У них нет ничего, только ракия, хлеб свежий такой, и мамины песни, и святая Церковь. Никифоров: - Они держатся традицией. Во всем мире традиции вымываются, в частности -песни народные уже и не поют. А у них там, на Балканах, в Сербии еще жив этот традиционный уклад? о. Андрей:  - Трудно сказать. Наверное, да, хотя цивилизация уничтожает все. Помните, у Леонтьева книжка была «Средний европеец как орудие всемирного разрушения». Одно название книги чего стоит! Ее можно и не читать - в одном названии он все объяснил. Средний европеец в котелке с тросточкой, усиками, бонжур, мерси, позвольте, разрешите.. .Тот, что утром пьет кофе с круассаном, читает газету, интересуется политическими новостями, выкуривает сигару и никогда не ходит в Церковь, мечтает о свободе, прогрессе, любви, жалеет кошек и собак, не надевает меховую шубу, потому что ему лису жалко. Такой средний европеец, оружие всемирного разрушения, потому что он все уничтожает. Никифоров: - Каким образом? о. Андрей:  - Постепенно серость эта культурная, такая приличная зализанная, безвкусная серость, как Иов праведный спрашивал - есть ли вкус в яичном белке? Нет. Едят и пресное без соли. Вот и этот пресный одинаковый, стандартный человечек, у которого внутри пожар - Чернобыль, но он снаружи зашит сотней одежек, культурный, спокойный, у него нет метафизических вопросов. То - есть смерть, жизнь, вечная жизнь, страшный суд, совесть, Христос, ад, диавол, люди, ангелы - это его вообще не интересует. Чернобыль. Никифоров: - Вот этот средний человечек - или, скорее, среди этих средних человечков на Западе был создан сериал «Чернобыль», который сейчас прогремел по всему миру. Показал, что мир небезразличен к этой теме Чернобыля. Мы 30 лет даже не подходили к художественному осмыслению. Была только документалистика.

http://radonezh.ru/2019/07/16/programma-...

155 Скажем мимоходом, что раскольничий челобитчик, нижегородский старец Авраамий, считал Св. Кирилла за еретика! Так он (Авраамий), говоря об Оригене , пишет: «Божиею помощию обнажен бысть, во дно адово низведеся; также Арий, Македоний, Несторий, вепрь дивий Диоскор и Евтихий, Сергий, Пир, и Павел, и Петр, Кирилл Александрийский , Феодор Факрасии (sic) и инии мнозие еретицы, аще бы последовали Богоносных отец учению, не бы в пагубныя ереси впали»... Вот каких сумасбродных людей старообрядцы считают за исповедников древняго благочестия! См. виногр. российск. Денис. глав. 13, об Авраамие, рукоп. преосв. Саввы, лист. 76 на обор. 156 Расколоучители обыкновенно указывают следующие слова из Кирилловой книги: «Тако бо и на всех седьми вселенских соборех всеми святыми отцы утверждено писанием, и царскими златыми печатьми, что во исповедании православныя веры, еже есть Верую во единаго Бога, не приложити, ни отъяти: аще кто смеет приложити, или отъяти, или преминити, да будет проклят. Написаша же и запечатлеша. Лист. 44. Мы должны напомнить тем старообрядцам, которые видят в перемене буквы перемену веры, что указуемое ими место взято из слов Стефана Зизания, сказанных им относительно прибавления латинами: и от Сына! Смот. тот же лист. 44. Слич. в Казании лист. 61. 157 О чтении в молитве Царю небесный... Душе истины, а не истинный – старообрядцы тоже соблазняются, об этом мы скажем ниже; здесь же заметим только, что у Зизания в Казании Св. Дух называется Духом правды, т.е. Духом истины. 158 Позднейшие наставники двоеперстия заметили это неудобство, и велели склонять средний великий, а не указательный: «тойже средний великий перст мало наклонити»; и ниже: «два перста великий да средний великий вместе сложити и простерти, великий же перст имети мало наклонно». См. в Кир. книге лист. 180 и обор. 181. Слич. в предисл. к Иосиф. псалтири лист. 9 на об. и 10 и на об. 160 Глаголемые старообрядцы не исполняют учения старой книги. Они возлагают только два, а не три перста. 161 Ответ: «Три персты равно имети, великий со двема малыми вкупе слагаеми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

Бл. Иероним: «Над обнаженным отцем смеялся средний сын, a младший прикрыл его; над Богом распятым издевались иудеи, а язычники почтили Его» 117 . Бл. Августин: «Кто не видит страждущего между Своим народом Христа в том, что Ной обнажен был в своем доме? Ибо тогда обнажена смертность плоти Его, иудеем соблазн, еллином же безумие, самем же званным иудеем и еллином, так как Симу и Иафету, Божия сила и Божия премудрость ( 1Кор. 1:23 ). Средний сын т. е. народ иудейский (средний потому, что ни приял первенства Апостолов, ни уверовал после с язычниками), увидел наготу отца, поскольку согласился на убийство Христа, и возвестил о том братьям, так как чрез него открыто и некоторым образом объявлено то, что было скрыто в пророчествах; и за сие он сделался рабом своих братьев. Ибо теперь что это такое за народ, как не презренный помет между христианами?» 118 5. Мельхиседек Промыслу угодно было в неясных чертах представить историю Мельхиседека, дабы тем совершеннее представить в сем муже черты священства Христова, раскрытые Апостолом. Сам Апостол дает видеть сие намерение Промысла, когда вечное священство Христа объясняет и доказывает из безродности Мельхиседека. Мысль о священстве Иисуса Христа по чину Мельхиседекову выражена еще пророчески у Псалмопевца в следующих словах: клятся Господь и нераскается: Ты иерей во век по чину Мельхиседекову ( Псал. 109:4 ). Сии слова не могут относиться ни к какому другому лицу, кроме Иисуса Христа: ибо свойство вечности, которое усвояется таинственному Первосвященнику, не могло быть свойством ни одного первосвященника ветхозаветного, как о сем замечает и Апостол ( Евр. 7:23–24 ). Притом, ни в каком другом лице ветхозаветном мы не видим соединения звания священнического с царским. Озия, который хотел присвоить себе должность священника, был наказан за сие Богом ( 2Пар. 26 ). Самая почесть, возданная Авраамом Мельхиседеку, заставляет видеть в сем лице лице таинственное. Пророчеству о вечном священстве Христа Псалмопевец предпоставляет клятву Иеговы, и сим особенным необыкновенным действием Божиим утверждает силу предречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010