27.03.2024 Удивительны бывают судьбы человеческие. В большинстве своем, они отражают судьбу страны на каждом этапе исторического развития. Довоенное поколение нашей Родины, духовно воспитанное в атмосфере атеизма, получило, тем не менее, большой заряд патриотизма, который проверила на прочность Великая Отечественная война. Она изменила судьбы миллионов людей, заставила по-другому смотреть на мир, задуматься о душе и Господе. Георгий Маркович Возлинский перед войной окончил три курса Института художественного воспитания и работал корреспондентом журнала “Пионер”. В первые дни войны 16-летний Георгий добровольцем вступил в комсомольский отряд Свердловского района Москвы. Отряд вел борьбу с немецкими диверсантами и парашютистами на подступах к Москве. Когда в июле фашисты выбросили парашютный десант, Георгий смело вступил в рукопашный бой. В этом бою он получил первое ранение. После лечения воевал на Северном Кавказе с бандами чеченских националистов, которые стреляли в спину нашим бойцам. Там он получил второе ранение и снова попал в госпиталь. В 1942 году по мобилизации заготовлял дрова для транспорта, работал наладчиком станков на заводе Наркомата боеприпасов в Новосибирске. Оттуда его направили на учебу в Новосибирское пехотное училище. Георгий прошёл ускоренный курс обучения, и был направлен на Воронежский фронт командиром взвода 22 воздушно-десантного гвардейского полка. Ему довелось освобождать Полтавщину. Здесь он стал свидетелем ужасного эпизода: снаряд “тигра” попал в один из домов хутора Безруки. Погибла вся семья, и только на руинах горящего дома осталась 11-летняя девочка с котенком на руках. Через много лет, в 1982 году, во время поездки по дорогам боевой славы Георгий Маркович встретился с этой девочкой, пережившей военное лихолетье. Она создала хорошую, крепкую семью, имела детей и внуков. Памятью о боях на Полтавщине являются еще два ранения, полученных в боях за Опошню. Куда только не забрасывала его нелегкая фронтовая судьба! В начале 1944 года он оказался на полуострове Рыбачий в отдельном штурмовом батальоне Северного оборонительного района. Здесь, на плато Муста-Тунтури, на долю молодого воина выпали тяжелейшие испытания. На этих голых скалах наши воины сооружали укрытия из камней под непрекращающимся пулеметным и минометным обстрелом фашистов. Боеприпасы, продовольствие, пополнение и раненых приходилось переправлять через узкий, постоянно обстреливаемый перешеек между Средней и Большой землей. В этих походах и вылазках принимал участие и Георгий. Однажды пулей снайпера его сбросило со скалы. Более пяти суток он пролежал у ее подножия, пока товарищи не вытащили его из опасной зоны. Контузия, обморожения, еще три ранения – таков итог кровавых битв на Рыбачьем.

http://old.pobeda.ru/biblioteka/voennaya...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Англосаксы очень хотят затащить Германию в войну» О нашумевшей публикации в Bild и о готовности Польши разместить на своей территории немецкие войска 16.01.2024 263 Время на чтение 4 минуты Немецкий таблоид Bild недавно опубликовал сенсационный материал о готовящейся войне с Россией. В кульминации материала сообщалось, что 300 тысяч натовских солдат выйдут на бой с русской армией. Теперь Германия официально дала ответ по этой взрывной статье, сообщает Царьград. По данным источника в Германии, рассматривают возможный сценарий войны с Россией. При этом издание ссылается на некий секретный документ бундесвера, в котором изложен возможный «путь к конфликту» между Россией и НАТО. В сценарии возможные действия России и Запада описываются месяц за месяцем, кульминацией издание называет размещение сотен тысяч солдат НАТО и «неминуемое начало войны» летом 2025 года. Bild отмечает при этом, что в своём материале приводит неполные данные о численности и передвижениях войск НАТО по соображениям безопасности. Согласно документу, в июле 2024 года, после успешного наступления на Украине, Россия начнёт «сначала скрытую, а затем и открытую» атаку на Запад. Она будет включать кибератаки и «другие формы гибридной войны», главным образом в странах Балтии, утверждает Bild. Затем, как утверждается в документе, Россия начнёт масштабные учения с Белоруссией. Ситуация может обостриться в октябре, если Россия перебросит войска и ракеты средней дальности в Калининград. В октябре 2024 года Россия попробует перебросить войска в Калининград, чтобы устроить пограничный конфликт в районе Сувалкского коридора. Пока США в течение нескольких недель после выборов останутся без президента, Россия при поддержке Белоруссии захватит часть территории одного из прибалтийских государств. В мае 2025 года НАТО примет решение о мерах сдерживания и перебросит на восточный фланг 300 тысяч военных. Представитель Минобороны ФРГ отказался комментировать сценарий обороны альянса.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/16/an...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Видовдан Как проигранное сражение стало сербским национальным праздником 01.07.2021 622 Время на чтение 5 минут Источник: Православная жизнь И почему для сербов так важна память о Косовской битве. Фото: pravlife.org Ежегодно 28 июня в Сербии отмечается национальный праздник «Видовдан» (Видов день), установленный в память о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году. Тогда сербское войско во главе с князем Лазарем Хребеляновичем противостояло турецкой армии – более сильному и многочисленному противнику. Все сербские воины и их благородный правитель погибли в том бою, а Сербия оказалась под османским игом. Почему же для сербов так важна память о Косовской битве, а князь Лазарь почитается как национальный герой? Об этом порталу «Православная Жизнь» рассказал сотрудник пресс-службы Сербской Патриархии Николай Сапсай. – Николай, Косовская битва – трагическое событие в истории средневековой Сербии, следствием которого стали пять веков турецкого рабства. Тем не менее она воспета в гимнах и народных песнях, а князь Лазарь после гибели почти сразу был причислен к лику святых. В чем же значимость этого сражения и почему князь Лазарь герой? – В житии благоверного князя Лазаря Сербского повествуется о том, что в конце XIV века огромная армия турок двинулась на завоевание Балкан и Европы. В июне 1389 года, в день памяти святого Вита (поэтому сам праздник именуется Видовдан), произошло решающее сражение с турками в Сербии на Косовом поле. Сербское войско возглавлял князь Лазарь, который в народе именовался царем Лазарем. Видя, что турецкая армия во много раз превышает их численностью, сербы понимали, что идут на верную смерть. На рассвете все воины приняли участие в Литургии и причастились, после чего князь Лазарь повел свое войско на битву за веру и Отечество. Бой был неравный, но сербские воины продержались до заката. Князь Лазарь сражался отважно, и, по свидетельству летописи, «имел шестнадцать ран, когда сел на третьего коня, потому что два были уже убиты под ним». Но враги все же схватили израненного правителя, после чего исход сражения был предрешен.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/01/vidovd...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Зловещая тень над архитектурным наследием 20.11.2013 572 Время на чтение 4 минуты Удручающее состояние памятников архитектуры и зодчества в Москве и Московской области стало уже притчей во языцех. К сожалению, борьба за их сохранение приобрела характер арьергардных боёв. Арьергардный бой - это когда мелкие части прикрывают бегство основной армии, не позволяя противнику её полностью уничтожить. Защитить же памятники зодчества и архитектуры возможно лишь с помощьюавангардных боёв - на ранней стадии разрушения или в крайнем случае на средней. А на аварийной стадии, как показывает практика, почти безполезно: придут дяди-чиновники с калькуляторами и скажут, что дешевле выйдет построить новое здание. Стало быть, нужно, во-первых, не допускать аварийного состояния памятников, а во-вторых, не сводить дело их охраны к защите (тем более запоздавшей) отдельного здания, если оно является частью единого архитектурного комплекса. Ведь у нас, начиная с XVIII века, города редко застраивались индивидуальными объектами, не связанными визуально с другими объектами, - нет, они застраивались по архитектурному плану. Мы не везде увидим такое геометрическое совершенство пропорций, как в Санкт-Петербурге, но тем не менее исторические центры наших городов создавались как архитектурные ансамбли.. Тем удивительнее, что в тех случаях, когда они каким-то чудом сохранились, спасением их никто не занимается. Величественный комплекс зданий казённой суконной фабрики конца XVIII - первой половины XIX в. в подмосковной Павловской Слободе всё еще существует, несмотря на то, что одно строение сильно пострадало от пожара. Настоятель древнего храма Благовещения протоиерей Владислав Провоторов сказал мне: «Такого больше нет нигде», - а он, получив в Строгановском училище архитектурное образование и постоянно применяя его на практике при восстановлении и строительстве храмов в Павловской Слободе, знает, что говорит. Тут надо пояснить, что заводские корпуса указанной эпохи не имеют никакого отношения к привычным нам заводским корпусам. Всё, что носило тогда слово «казённый», строилось навечно и внешне напоминало дворцы. Когда суконная фабрика в 1859 г. закрылась и в комплекс зданий переселились артиллеристы, не потребовалось добавлять в ансамбль что-то специфически военное. Имперский архитектурный стиль казённой фабрики вполне подходил имперскому духу воинской части. Надо сказать, что пребывание в историческом комплексе воинских частей (как в дореволюционное, так и в советское время) и обеспечило его сравнительную сохранность. Это с одной стороны. А с другой стороны, своей «анонимностью», безвестностью выдающийся архитектурный памятник в Павловской Слободе тоже обязан воинской части с её секретностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГВЕЛЬФЫ [итал. Guelfi], политическое направление в средневек. Италии, сторонники Римских пап в противостоянии императорам Свящ. Римской империи. Появление в XII в. термина «Г.» связано с развернувшейся в Германии борьбой за власть между герцогами Саксонии и Баварии и герцогами Швабии. Баварские войска, сторонники Саксонской династии Вельфов, шли в бой с кличем «Hye Welf!», к-рый и дал название партии. Их политическими противниками были гибеллины (ghibellini, искаженное от названия вюртембергского замка Weiblingen - Вайблинген) - сторонники герцогов Швабии из рода Штауфенов. В Италии термины «гвельфы» и «гибеллины» получили распространение после 1197 г.- так стали называть противников и сторонников политики герм. императоров, направленной на усиление имп. власти и ограничения свобод итал. городов. На принадлежность к той или иной партии влияли социальные противоречия между торгово-ремесленными кругами (чаще принадлежавшими к партии Г.) и феодальной знатью (в основном гибеллинской), противостояние знатных и влиятельных семей, соперничество городов. Принадлежность к партиям была клановой и часто наследственной. Во Флоренции и ориентированной на нее Лукке преобладали Г.; Пиза, Комо, Ареццо и Сиена, конкурировавшие с Флоренцией, встали на сторону императора. В стороне осталась только Венеция, не являвшаяся вассалом Свящ. Римской империи. Наибольший размах столкновения Г. и гибеллинов приняли в 1-й пол. XIII в., в период конфликта папства и имп. Фридриха II Штауфена (1212-1250). После коронации имп. Фридриха II (1220), под властью к-рого уже находилось Сицилийское королевство (с 1197), в его руках сосредоточилась власть над большей частью Италии. Хотя в коронационной клятве Фридрих II обещал не объединять Неаполь и Сицилию с Германией и незамедлительно отправиться в крестовый поход, император не стремился выполнять обещания. Открытое противостояние началось в 1227 г., когда папа Григорий IX отлучил Фридриха II от католич. Церкви за нежелание отправляться в крестовый поход. В 1229 г. Фридрих II разгромил посланную против него армию папы. В 1230 г. папой и императором, к тому времени вернувшимся из крестового похода, было заключено перемирие, но оно оказалось недолгим. Григорий IX, выступая арбитром между Фридрихом II и Ломбардской лигой (союзом североитал. городов), принял неск. решений в пользу горожан, что привело к оформлению союза между папством и городами Ломбардии. Результатом стала война, в к-рой против императора выступило большинство городов Сев. Италии. Фридрих II, одержав победу при Кортенуове (1237), открыто заговорил о намерении присоединить к империи Ломбардию, Тоскану и Папское гос-во. Вся Италия оказалась расколотой на враждебные партии, в одних и тех же городах были и Г. и гибеллины.

http://pravenc.ru/text/161777.html

Предки того племени, из среды которого вышел Шакьямуни, реформатор браманизма, первоначально обитали при истоках Окса и Яксарта в средней Азии, прежде чем они двинулись «в страну семи рек» на юг от Гималая между Индом и океаном, – страну, поражающую и грандиозностью физических явлений, свойственных ей, и обилием и разнообразием естественных произведений... Тут мы находим восточных арийцев, – название, указывающее на благородство их крови и происхождения и вообще на преимущества их перед другими племенами 12 , в период выработки древнейших гимнов, вошедших в состав Вед 13 . В этих гимнах заключается достаточно материала для характеристики главных сторон тогдашней жизни арийцев. Народ этот занимался скотоводством и отчасти земледелием, разделяясь на многие небольшие племена, управлявшиеся князьями или «семейными старшинами». Между отдельными племенами нередко происходили столкновения из-за стад и пастбищ, что видно из самого слова, выражающего битву и собственно значащего «поиск за коровами». Разделений на сословия и т. п. еще не видно между арийцами этого периода. Жизнь семейная была богата патриархальными добродетелями и радостями. Женщины занимали почетное положение в семье. Жречества, как привилегированного особого сословия, отличного от народной массы, еще не было. Каждый хозяин дома был в то же время и жрецом. Вообще между индийцами этого времени и последующего, по-видимому, ничего не было общего. Отвага, энергия, веселое настроение среди самых невзгод жизни составляли выдающиеся черты в характере индийцев этого периода. Индийцы в это время преимущественно жили жизнью первобытного человека, не предающегося отвлеченному мышлению, не терзающего свой ум различными томительными вопросами и сомнениями и думающего лишь о своем внешнем благополучии и безопасности. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание, например, на древнейшие песни и молитвы, в которых арийцы просили богов о даровании их стадам хороших пастбищ и обильных водой источников, об урожае и успешном сборе жатвы, о своем здоровье и долгой жизни, о победе над врагами и об истреблении их, благодарили за помощь в опасностях, просили о дальнейшем благоволении и славили бой молниеносного бога с адскими силами...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

прот. Георгий Поляков Часть 2 (19022002 гг.) Война на Дальнем Востоке 19041905 27 января 1904 года японский флот без объявления войны нанес внезапный удар по русским морским силам на Дальнем Востоке. Вероломство этого нападения, понесенные тяжелые потери еще ярче оттенили высокий героизм, проявленный в первые же дни войны русскими моряками. Тяжелая кровопролитная война явила много примеров мужества и духовного героизма, проявленного военным духовенством. Подвиг «Варяга» 27 января командир «Варяга» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев, опираясь на мнение офицеров, поступил в духе лучших традиций российского флота: он решил выйти из Чемульпо и принять бой. В составе японского отряда было шесть крейсеров и восемь миноносцев, причем по размерам, бронированию и мощности вооружения один «Асама» превосходил оба русских корабля. В 11 часов 20 минут, по завершении молитвы, Руднев отдал команду «С якоря сниматься!». На рее взвился сигнал «Корейцу»»: Следовать за мной». В период особого напряжения в бою в сторону «Варяга» посылалось ежеминутно не менее 200 снарядов различных калибров. Тем не менее японская эскадра понесла значительные потери в этом бою: крейсера «Асама» гордость флота, «Чиода», «Такачихо» и «Нанива» получили серьезные повреждения. В пути следования на базу крейсер «Такачихо» затонул. Были подбиты и затонули два японских миноносца. За час боя «Варяг» выпустил 1 105 снарядов всех калибров, что намного превышало тогдашние нормы скорострельности. Лишившись управления, потеряв убитыми 31 человека, тяжело- и среднераненными 85 человек, легко более 100, имея 76% орудий, не пригодных к стрельбе, офицеры крейсера решили затопить «Варяг», а канонерскую лодку взорвать. Мужественным самоотверженным героем заявил о себе священник на крейсере «Варяг» о. Михаил Руднев. Подвергая ежеминутно во время жестокого боя жизнь свою опасности, он бестрепетно ходил по палубе корабля, залитой кровью, заваленной ранеными и искалеченными трупами убитых, напутствуя умирающих, утешая страждующих и воодушевляя сражавшихся. Самым деятельным образом помогал он и в уходе за ранеными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (комментарий в свете веры) Бой в районе Семеновского оврага (фрагмент панорамы Бородинского сражения) 8 сентября (26 августа по ст. ст.) произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. В 110 километрах к западу от Москвы, недалеко от Можайска, близ села Бородино сошлись армии Наполеона и Кутузова. Битва продолжалась весь день и принесла большие потери с обеих сторон. Русская армия показала беспримерный героизм: «Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю» – скажет о Бородинском сражении фельдмаршал М.И.Кутузов. Несмотря на то, что русская армия была вынуждена отступить к Москве, победа была предрешена. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» – написал Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». На поле сражения погибло 38 500 русских солдат и офицеров. В память о любимом муже, безвременно сложившем голову за Отечество на Бородинском поле, Мария Тучкова устроила здесь монастырь, возведенный на Семеновской высоте. Спасо-Бородинский монастырь Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года Е.Б. Емченко (Публикуется по: «Православная энциклопедия». Т.6. С.84-86) Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря.

http://sedmitza.ru/text/400353.html

В каждом эпизоде своих рассказов батюшка всегда на первое место ставил вопрос о вере в Бога и необходимости жить в постоянном послушании Ему. Первый класс школы Василий окончил на родине, в Черниговской области. Затем в 1934–1935 годах семья перебралась в подмосковное Люблино, на улицу Перерву, после — в поселок Клязьма Пушкинского района. Здесь  продолжалось обучение Василия.  Школьные годы будущий священник вспоминал всегда с горечью. Связано это было с активной атеистической пропагандой, которая, по его словам, была постоянной. «Тяжело было. В школе на каждом уроке учили атеизму. Трудно было выслушивать всё это, да еще и терпеть бесконечные насмешки окружающих. Перед войной окончил я девять классов вечерней школы, курсы бухгалтеров, имел неполное среднетехническое образование», — рассказывал отец Василий. В Клязьме умер отец Василия. Кроме матери религиозным воспитанием будущего священника занималась монахиня Татиана, которую они приютили у себя дома после закрытия очередного монастыря. В 1942 году Василию исполнилось 18 лет и его призвали в армию. Отец Василий вспоминал: «Осенью 1942 года и меня призвали. Отправили учиться в Ижевскую военную школу командного состава. Прибыв в эту школу, я сразу написал просьбу о том, чтобы меня отправили на фронт добровольцем. И меня вскоре отправили на действующий фронт под город Ржев красноармейцем. Я всегда был уверен в том, что долг православного христианина — защита Родины. Написал матери о скором вступлении в бой. Та заплакала, тревожась за меня, а монахиня Татиана утешала ее: “Не печалься, вернется твой сокол, но без одного крыла”. Так и случилось. Вернулся. Осколками пробило грудь и легкое, перебило руку. До сих пор эти осколки в теле дают о себе знать». После Ржева рядового Василия Брылева перебросили на Курскую дугу. Здесь он служил связистом. И здесь же получил свою самую дорогую боевую награду — медаль «За отвагу». Из воспоминаний протоиерея Василия Брылева о боях на Курской дуге: «Я все время молился. Постоянно. И утром, и днем.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_va...

Дуэль Дуэль – одно из распространенных современных бедствий, бичующих человечество. В тех или иных формах оно заявляет о себе уже с давних пор. Припомним, напр., средневековые «Божии суды», также рыцарские «турниры». В тех и других, обыкновенно, и усматривают источник рассматриваемого нами явления. Сильно распространенное на западе Европы, оно издавна уже известно и у нас: сначала также под формою «Божиих судов» (напр., во времена Иоанна Грозного), а после – и в современном его виде, перенесенном к нам с чужбины. Православная христианская церковь безусловно не одобряла и не одобряет дуэлей, или «поединков», в каких бы формах они и ни проявлялись, раз здесь ставится «на карту» человеческая жизнь. С неодобрением относилась и относится к данному явлению также и р.-католическая церковь (особенно характерны запрещения дуэлей, изданные Тридентским собором, папою Бенедиктом XIV в 1752 г. и недавно умершим папою Львом XIII в 1891г.). Что касается церкви «евангелической», то здесь, к удивлению, не находим «последовательно» проведенного решения данного вопроса. Из «новейших моралистов» все, обыкновенно, отрицательно относятся к вопросу о дозволительности дуэлей вообще. Впрочем, некоторые (напр. Гарлесс, Дорнер) в тех или иных случаях находят возможным высказываться в отношении к дуэлистам с оттенком и «мягкости» (см. об этом у Кюбеля, и в трудах только что названных богословов). Какова должна быть оценка дуэли? Дуэль, или «поединок» – это «условленный бой двух лиц на смертоносном оружии, по условленным на данный случай, или же освященным обычаем правилам, обыкновенно – с целью восстановления оскорбленной чести» (Абрамович-Барановский). Дуэлист, следовательно, рискует своею жизнью, подставляя свое тело под ружье, револьвер, нож противника. Дуэлист – самоубийца в существе дела. Кроме того, он вместе с этим и убийца, потому что в данном случае может произойти и сплошь, и рядом происходит еще и убийство. Выходя на поединок, человек решается стать и тем, и другим, т. е. и самоубийцею, и убийцею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010