Искушения для веры (ср. прим. к Иак. 1:3–4 ) – то же, что испытание золота огнем (сравнение, нередко употребляемое в ветхозаветных книгах, Иов. 23:10 ; Пс. 65:10 ; Иер. 9:7 ; Зах. 13:9 ; Мал. 3:2 ). Золото – металл драгоценный, вера – драгоценнее этого драгоценного металла; золото очищается чрез огонь, вера очищается скорбями искушений; чрез огонь от золота отпадают всякие примеси, чрез искушения от веры отпадает все чуждое ей, все эгоистическое, личное, всякое доверие к собственной мудрости и силе, всякий расчет на какую-либо помощь, кроме помощи Божественной. Золото называется гибнущим для более сильного оттенения понятия веры, как вечной, непрестающей по ее существу, а равно и понятия драгоценности ее сравнительно с золотом. – К похвале и чести и славе: этими словами указывается награда, какую получат верующие за испытанную искушениями веру свою, при втором пришествии (в явление; ст. 7) Иисуса Христа (ср. Феофилакт). Эта награда состоит: 1) в похвале за испытанную твердость и чистоту веры (ср. Мф. 25:21 ; 1Кор. 4:5 ; Рим. 2:7–10 ; 2Сол. 1:5 ); 2) в чести, обетованной Спасителем Его верным слугам ( Ин. 12:26 ; Апок. 3:21, 22:4 ); 3) в славе, которую Отец дал Христу (ст. 21) и которую Он дарует Своим последователям (4, 13; 5,1). Все эти понятия выражают одно общее понятие блаженства с разными его оттенками. Будущее окончательное прославление человека, обнимающее его душу и тело (ср. 1Кор. 15:43–49 ; Флп. 3:21 ), есть окончательная цель всего дела искупления ( Рим. 9:23 ; 2Кор. 3:18 ; 1Кор. 2:7 ), а потому есть главный предмет христианской надежды ( Рим. 5:2 ; Кол. 1:27 ), и вместе предмет радости при скорбях от искушений.– Которого, не видев, любите и проч.: указав на будущую награду верующим за их испытанную искушениями веру, апостол восхваляет, для утверждения их в сей вере и уповании, и теперешнюю их веру и любовь и радость, как предвкушение, или как отблеск, той будущей радости и блаженства. Эту похвалу апостол излагает перифразом слов Христовых, сказанных неверовавшему Фоме, что блаженны те, кто, не видя Христа, веруют в Него ( Ин. 20:29 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Возвещает Моисей сынам Израилевым, что к вечеру им будут даны от Бога перепела, и утверждает, что через это познают ясно, что Господь вывел их из Египта. Утром же ясно, говорит, увидите славу Господа в получении хлебов до сытости. Обрати опять внимание на различие в слововыражении о каждом предмете. Перепел может указывать на закон, ибо действительно он летает всегда низко и около земли. Такими видишь и воспитываемых посредством закона в низменном и прообразовательном богослужении, если иметь в виду жертвы и окропления, и очищения Иудейския. Ведь не далеко возносятся они от земли и, хотя кажутся возвышающимися над нею, но вращаются на ней и около неё, ибо не в законе совершенство блага и высота разумения. Посылаются, затем, вечером: причём посредством вечера даётся нам указание или опять на темноту буквы (закона), или же на несветлое состояние мира, ещё не имевшего истинного света, то есть Христа, который, вочеловечившись, говорит: „Я свет в мир пришёл“ ( Ин.12:46 ). Узнают, говорится далее, сыны Израилевы, —485— что Господь их вывел из Египта, ибо в Моисеевых писаниях можно видеть одно только познание всеобщего через Христа спасения, но в них ещё не присутствует сама благодать. На это самое и указывал, присовокупляя: „утром увидите славу Господа в даровании вам хлебов в насыщение“. С прекращением подзаконной слепоты, как бы ночи, и с восходом всем нам Духовного Солнца, мы, как в зеркале, созерцаем ( 2Кор.3:18 ) славу уже пришедшего Господа, собирая в насыщение хлеб небесный, то есть опять уже Самого Христа. „Настал вечер и налетели перепела и покрыли стан: а утром (было), по удалении росы вокруг стана, и вот на поверхности пустыни (нечто) мелкое, как бы кориандр, белое“ ( Исх.16:13–14 ). Обрати опять внимание на цель и смысл этого повествования. О перепелах сказано, что покрыли стан, а о манне, что утром сошла, по удалении росы, вокруг стана на поверхность пустыни. Ведь воспитание посредством закона, то есть в прообразах и тенях, которое мы сравнили с видом перепелов, покрывает синагогу Иудейскую, ибо, как говорит Павел, „лежит покрывало на сердце их“ ( 2Кор.3:15 ) и „ослепление отчасти“ ( Рим.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Закон Моисеев, по крайней мере, буквально понимаемый, предлагал побуждения большею частью внешние и временные, каковы обетования благ временных ( Исх. 20:12 ; Лев. 26:3 , и след. Втор. 2 , и след.); напротив, закон Евангельский исключительно указывает на побуждения высшие, духовные и вечные (например, Мф. 5:1–12 ; Мф. 5:19–20 ; Мф. 5:30 ; Мф. 5:45–48 ). г) Закон Моисеев дан был одному Еврейскому народу, и не мог быть всеобщим, как тесно связанный с обстоятельствами избранного народа. Евангельский закон, напротив, дан для всего рода человеческого, и, будучи свободен от ограничивающих его частностей, может иметь место между всеми народами (слич. Мф. 28:19 ; Рим. 10:18 ). д) Закон Евангельский имеет и то преимущество в сравнении с законом Моисеевым, что последний был дан только на время, почему и называется престающим ( 2Кор. 3:11 ), а первый – на все времена, до скончания мира ( Мф. 16:18 ). Посему Апостол Павел заповедал никому не верить, если бы кто стал проповедовать новое учение ( Гал. 1:8 ), и закон Евангельский называет пребывающим ( 2Кор. 3:11 ). Иисус Христос, хотя Сам строго соблюдал закон Моисеев, и даже был ревнителем по святости храма ( Ин. 2:13 , и далее), но в то же время премудро предуготовлял решительное отменение оного, когда а) показывал, что Он есть Господь в субботу ( Мф. 12:8 ; Ин. 5:17 ); б) то же предсказал жене Самарянской ( Ин 4:19 ); в) на последней вечери, установил Таинство Евхаристии, показал, что оно принадлежит уже к Новому Завету, когда говорил: сие есть кровь Моя Нового Завета ( Мф. 26:8 , сравнить Исх. 24:8 ); г) Ученики Господа не вдруг отменили древний Закон, но мало по малу приходили к сей цели, под руководством Св. Духа. Особенно учил о сем отменении Ап. Павел в посланиях к Галатам, Римлянам, Ефесеям и Евреям; д) Торжественно утверждено отменение закона Моисеева на Иерусалимском Соборе Апостолов ( Деян. 15:28 ). Здесь разумеется отменение постановлений закона обрядового и гражданского, которые предписаны были только народу Еврейскому на определённое время, и по пришествии обетованного Спасателя должны были Прекратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Ясно было, что средняя духовная школа совсем не подобна тому блаженному мужу, который поучается в законе Господнем день и ночь. Слабо и даже более чем слабо представляли себе экзаменовавшиеся идейно-богословское содержание толкуемых отделов. Особенно бессодержательны были ответы по изъяснению самого содержательного послания ап. Павла к римлянам. Богословские созерцания великого апостола языков, оказывается, стоят совершенно вне богословского горизонта студентов духовных семинарий. Кроме того, экзаменовавшиеся были бессильны при установлении даже и вербального-то смысла наиболее затруднительных мест, как напр., Мф.24:28 и Лк.17:37 , сопоставление Мф.5:48 с Лев.19:2 , Иак.2:26 , Рим.1:17 . 1Тим.2:15; 3:16 , Еф.1:23 , Евр.11:1. 4 (жертву лучшую). —419— 19 (в притче прият). 21. Много раз эти и подобные места указывались в отзывах и раньше, однако ничуть не заметно, чтобы на указание это было обращено надлежащее внимание. С особенным прискорбием и с некоторой тревогой за будущее академическое изучение Нового Завета комиссия наблюдала тот печальнейший факт, что для желающих поступить в высшую богословскую школу подлинный греческий текст священных книг являлся чем-то вроде китайской грамоты. Незнакомство с греческой новозаветной терминологией и синонимикой, кажется, совершенно не имело никаких границ. Не могли различить γιος от αϑαρς (Орл.), γιος от τλειος (Моск.), πνεμα и ψηχ (Моск.), γαπω и φλω (Моск.), πτωχς и πνης (Калужск.), πορνεα и μοιχα в Μф.5:32 (Калужск.), ϑλημα и επιϑυμα, σμα и σρξ, причем слово σρξ оказывалось совершенно неизвестным (Моск.). Неизвестно было и слово νωσις (Костр.). Студент Московской семинарии, не зная и не понимая слова τλος, не мог согласить Рим.10:4 (кончина закона Христос) с Мф.5:17 (не приидох разорити, но исполнити). По той же малограмотности и даже безграмотности в греческом языке экзаменовавшиеся за немногими исключениями (Виф. – Рим.3:25 , Тульск. – Иак.5:12 ) оказывались совершенно беспомощными, когда им предлагалось объяснить различие между славянским и русским текстами или отдать предпочтение одному из них в таких, напр., местах, как – Ин.6:27 – слав.: делайте, русск.: старайтесь, греч.: ργαζεσϑε (Ряз.), Ин.12:17 (Моск. – смешивал значение τι и τε), Лк.16:1 – слав.: оклеветан бысть, русск.: донесено было (Виф.), Иак.2:18 – слав.: от дел, русск. без дел (Виф.), 2Кор.12:7 – слав.: пакостник плоти, русск.: жало в плоть, греч.: σλοψ τ σαρ (Виф.), Еф.4:16 – слав.: всяцем осязанием подаяния, русск.: посредством всяких взаимно скрепляющих связей, греч.: δι πσης φς τς πιχορηγας (Орлов.). Все отмеченные недостатки почти в равной мере свойственны были всем выслушанным ответам. Несмотря на это, комиссия нашла возможным делать сравнительно высокую балловую оценку, имея в виду не столько запас знаний экзаменовавшихся, сколько степень обнаруженной ими вдумчивости, сообразительности и вообще способности самостоятельно мыслить и рассуждать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

и буду ходить/в них/и буду их Богом» ( 1Кор.6:19 ; Евр.3:6 ; 2Кор.6:16 )? А в то, что по природе способно делаться Божиим домом, разве погнушается вселить свой ум всякий, ум имеющий? И зачем Бог изначально вселил ум в это тело? Уж не сделал ли плохо и он? Подобные вещи пристало говорить еретикам, которые называют тело злом и изваянием лукавого, а мы злом считаем только пребывание ума в телесных помыслах, в теле же – никак не злом, раз само тело не зло. Недаром каждый посвятивший жизнь Богу возглашает к Богу вместе с Давидом: «Возжаждала Тебя душа моя, сколь же больше плоть моя« и «Сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом» ( Пс.62:2, 83:3 ) – и вместе с Исаией: «Чрево мое... возгласит как гусли, и внутренность моя – как стена медная, которую Ты обновил», и: «Страха ради Твоего, Господи, во чреве зачали Духа спасения Твоего» ( Ис.16:11, 26:18 ), дерзая в коем, не падем, но падут говорящие от земли и ложно перетолковывающие небесные речения и образы жизни в земные. Если апостол и называет тело смертью , – «кто, – говорит он, – избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:24 ) – то он понимает тело как приземленное и телесное помышление, совершающееся только в телесных образах, почему, сравнивая с духовным и божественным, он и называет его по справедливости «телом», причем не просто «телом», но «смертью тела». Немного выше он еще яснее показывает, что осуждается не плоть, а привходящее от преступления греховное желание: »Я, – говорит он, – продан греху», но ведь проданный не по естеству раб; и еще: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе». Видишь? Он называет злом не плоть, а живущее в ней. То, что не ум [дух], а «сущий в наших членах... и противоборствующий закону ума... закон» живет в нашем теле ( Рим.7:14–24 ), это вот зло. 2 . Поэтому мы, противостоя «закону греха» ( Рим.8:2 ), изгоняем его из тела, вселяем ум управителем в телесный дом и устанавливаем с его помощью должный закон для каждой способности души и для каждого телесного органа: чувствам велим, что и насколько им воспринимать, действие этого закона называется «воздержанием»; страстной части души придаем наилучшее состояние, которое носит имя «любовь»; рассуждающую способность души мы тоже совершенствуем, выгоняя все, что мешает мысли стремиться к Богу, и этот раздел умного закона именуем «трезвением».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Чис.24:6 ). Однако внимательного слушателя могут смутить слова, в которых упоминаются два вида шатров. Ибо Валаам говорит: «Как прекрасны домы твои, Иаков, шатры твои, Израиль! Расстилаются они как долины тенистые, как сады райские при реках» ( Чис.24:5–6 ). И снова сравнивает шатры с шатрами и речет: «Как шатры, раскинутые Господом» (ср. Чис.24:6 ). И потому, после того, что мы высказали выше, можно принять и другое объяснение и сказать, что дом Иакова есть закон, а шатры Израиля суть пророки. Ибо он восхваляет не самого Иакова, а домы его, не самого Израиля, но шатры его, и восхваляет их тогда, когда «открыты глаза его» (ср. Чис.24:4 ). Ибо пока «покрывало остается неснятым при чтении» (ср. 2Кор.3:14 ) закона и пророков, они отнюдь не кажутся прекрасными домами или достохвальными шатрами. Но когда «покрывало снимается» и закон, как и пророки, начинает пониматься духовно (ср. Рим.7:14 ), тогда домы Иакова становятся прекрасными и изумительными; а шатры Израиля соделываются достойными восхищения тогда, когда устраняется «буква», которая «убивает», и начинает ощущаться «дух», который «животворит» (ср. 2Кор.3:6 ). 4.6. Это можно понимать и по-другому: тела и души верующих и совершенных, которых Христос избрал из язычников, как видится, восхваляются одинаково. Дом Иакова относится к телам, как написано в некоей книге, что Израиль – дом Иакова, то есть тело его названо Иаковом, а душа – Израилем. Так и тела совершенных именуются прекрасными домами. Ибо Иаков есть прекрасное тело, когда украшается воздержанием и целомудрием, а иногда и мученичеством. Поистине шатры можно отнести к совершенным душам, которым подобает наименование Израиль как «видящий Бога». 4.7. Итак, сказано, что эти шатры «расстилаются как долины тенистые, как сады райские при реках, как шатры, раскинутые Господом» ( Чис.24:6 ). Таким образом он показывает, что есть иные шатры, «раскинутые Господом», сходные с шатрами Израиля. И надлежит мне выйти за пределы этого мира, чтобы увидеть, что представляют собой шатры, которые раскинул Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Посылаются, затем, вечером; причем посредством вечера дается нам указание или опять на темноту буквы (закона), или же на несветлое состояние мира, еще не имевшего истинного Света, то есть Христа, Который, вочеловечившись, говорит: «Я свет в мир пришел» ( Ин.12:46 ). Узнают, говорится далее, сыны Израилевы, что Господь их вывел из Египта, ибо в Моисеевых писаниях можно видеть одно только познание всеобщего чрез Христа спасения, но в них еще не присутствует самая благодать. На это самое и указывал, присовокупляя: «Утром увидите славу Господа в даровании вам хлебов в насыщение». С прекращением подзаконной слепоты, как бы ночи, и с восходом всем нам Духовного Солнца мы, как в зеркале, созерцаем ( 2Кор.3:18 ) славу уже пришедшего Господа, собирая в насыщение хлеб небесный, то есть опять уже Самого Христа. «Настал вечер и налетели перепелы и покрыли стан: а утром (было), по удалении росы вокруг стана, и вот на поверхности пустыни (нечто) мелкое, как бы кориандр, белое» ( Исх.16:13–14 ). Обрати опять внимание на цель и смысл этого повествования. «О перепелах» сказано, что «покрыли стан», а о «манне», что «утром» сошла, «по удалении росы, вокруг стана на поверхность пустыни». Ведь воспитание посредством закона, то есть в прообразах и тенях, которое мы сравнили с видом перепелов, покрывает синагогу иудейскую, ибо, как говорит Павел, «лежит покрывало на сердце их» ( 2Кор.3:15 ) и «ослепление отчасти» ( Рим.11:25 ). А когда появилось утро, то есть с восходом уже и освещением всей вселенной Христом, когда и роса уже прекращается, то есть грубое и темное введение законных постановлений, ибо Христос есть конец закона и пророков; тогда и должна снизойти к нам истинная манна с неба, то есть евангельское, утверждаем, учение, – не на сонм израильтян, но вокруг стана, очевидно, на все народы, – и на поверхность пустыни, то есть Церкви из язычников, о которой говорится в одном месте: «Потому что много детей у покинутой (пустынной), более чем у имеющей мужа» ( Ис.54:1 ). На всю вселенную распространяется благодать духовной манны, которая и с «кориандром» сравнивается и называется «мелкою». И действительно, сила Божественного слова мелка (тонка) и охлаждает разжжение страстей, укрощая в нас пламень плотских вожделений. И кориандровая трава, говорят, обладает естественным свойством производить прохладительное действие. «Увидя же это, сыны Израилевы сказали друг к другу: что есть это? Ибо не знали, что (это) было» ( Исх.16:15 ). Не знакомые с таким необычайным и чудесным явлением и не будучи в состоянии ясно сказать по опыту, что бы это могло быть, они говорят друг к другу: что это? Это последнее изречение («что это?»), выраженное в виде вопроса, и делают наименованием предмета и на сирском языке называют «Манна», то есть опять: «Что (есть) это?» И отсюда можешь уразуметь, что Христос имел быть не признанным от иудеев, ибо содержавшееся в прообразе опыт показал совершившимся и в самой действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

VI. Как на доказательство того, будто оправдание состоит в прикрытии грехов человека и вменении ему праведности Христовой внешним образом, лютеране указывают на следующие места свящ. Писания: Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха ( Пс. 31:1 ). Бог бе во Христе мир примиряя себе, не вменяя им согрешений их и положив в них слово примирения ( 2Кор. 5:19 ). Верующему во оправдающаго нечестива, вменяется вера его в правду ( Рим. 4:5 ). Христос Иисус бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление ( 1Кор. 1:30 ). Христа, неведевшаго греха, Бог Отец по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем ( 2Кор. 5:21 ). Облецытеся (ενδυσασϑαι) в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины ( Еф. 4:24 ). Бог Отец облагодати (ευχαριστωσεν) нас о возлюбленнем ( Еф. 1:6 ). Но в первом из этих мест говорится о таком оставлении грехов, вследствие которого они перестают уже существовать в человеке 649 ; второе значит только, что Бог прощает и отпущает грехи людям туне ради заслуг Искупителя 650 ; в третьем речь идет о том, что оправдание наше совершается чрез веру в Иисуса Христа 651 ; в четвертом Иисус Христос именуется нашею правдою, как соделавший нас праведными 652 ; пятое значит, что мы становимся правдою Божией, оправдываемся Богом внутренно в силу заслуг Христа Спасителя, так что не остается в нас никакой скверны, и мы истинно становимся причастниками праведности Божией 653 . Относительно же мысли, заключающейся в последнем из приведенных мест, св. Златоуст, знавший и греческий язык лучше всякого из нас, говорит следующее: «Облагодати нас, не только от грехов избавил, но и соделал любезными Себе. Представим себе: если бы кто, взявши больного чесоткой, покрытого язвами, согбенного от старости, удрученного болезнию и бедностию, и истомленного голодом, вдруг преобразил его в благообразного юношу, которого наружный вид привлекал бы к себе сердца всех, ланиты сияли красотою, взоры, при каждом мановении их, бросали солнечные лучи; потом оставил бы его навсегда в этом цветущем возрасте; затем облек бы его в диадиму и во все царские украшения: так именно и преобразил Бог нашу душу, соделав ее и красивою, привлекательною, и любезною, так что такую душу желают зреть ангелы, архангелы и все другие (небесные) силы. Так, Он соделал нас любезными и вожделенными Себе» 654 . В остающемся за тем из приведенных мест, где обновление человека сравнивается с облечением в одежду, внушено, что наше оправдание совершается внутри нас; ибо сказано: обновляйтеся духом ума вашего, а облекаться означает в свящ. Писании внутреннее облечение во что-нибудь ( Кол. 3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

е. Богочеловек) во славу Бога Отца ( Флп.2:6–11 ). Велика религиозная тайна: Бог (Он) явился во плоти, оправдался в Духе, показался ангелам, проповедался в народах, уверовался в мире, вознесся в славе ( 1Тим.3:16 ). И Слово плотью стало и обитало в нас, и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца, – полное благодати и истины» ( Ин.1:14 ) и др. мн. И столь велико и реально было действие этой силы на учеников Христовых, что они уже созерцают победу христианства над миром как совершившийся факт, между тем как в действительности было еще сравнительно малое количество христиан, в немногих местах вселенной и в угнетенном положении. Христианство и Новый Завет очищают и проясняют загрязненный и потемненный в человеке образ Божий, по коему создан человек, – будят в душе человеческой усыпляемое грехом влечение ее к богосовершенству, поднимают горе – к добру ниспадшую долу – в зло природу человека, – вдохновляют жизнедеятельность в оплотяненный человеком и очеловеченный им идеал богочеловечества. В этом, повторим, оригинальность Нового Завета и христианства, – та сила, что сокрыта от мудрецов и разумников, руководящихся началами мира сего и пустой философией человеческой, – и открыта младенцам, невидящим и верующим, ходящим по Христу, во Христе и для Христа ( Мф.11:25 – Ин.20:29 – Кол.2:8 и др. мн.), – та божественная сила, что в немощи совершается ( 2Кор.19:9 ), посрамляет и оглупляет мудрость мира сего ( 1Кор.1:18–25 др.), делает Евангелие силою Божией во спасение всякому верующему – иудею и эллину ( Рим.1:16 ), а весь Новый Завет и всю Библию – Словом Божиим живым и действенным и острейшим более всякого меча обоюдуострого и проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, – и судящим помышления и замыслы сердечные ( Евр.4:12 ), – неотразимо влекущим каждую добрую человеческую душу, как отобраз Божий, христианку по природе, к своему прирожденному Первообразу и идеалу, Логосу – Богочеловеку – Спасителю и к богосовершенству ( Мф.5:48 ). Христианин живет будущим, не имея здесь пребывающего града, но грядущего взыскуя ( Евр.13:14 ), – вся жизнь его, весь его духовно-телесный организм обвеян идеей нового совершенного человека, возрожденного и преображенного по Христу Богочеловеку из смертного и земного, и душевного в духовного и небесного, и бессмертного ( 1Кор.15:20–28, 44–49 – 2Кор.3:18 – Гал.6:15 – Еф.2:15, 4: 24 ). В этом оригинальность и сила христианства по отношению к другим религиям. Отношение это можно выразить кратко в такой схеме: Браманизм и буддизм суть религии чистого духа, – отрицающие плоть и человечество, ибо человечество бесплотное не есть человечество, а чистый дух. Религия греко-римская, послебиблейское новоиудейство и магометанство суть религии плоти, утверждающие плоть и человечество, причем греко-римское язычество утверждает человечество и плоть в данном их земляном состоянии, а новоиудейство и магометанство переносят эту плотяность и человечность в загробную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Что же касается теократического взгляда, то, при руководстве им, Апостол под знамениями, чудесами и силами только и мог разуметь чрезвычайные дела Божии согласно с ветхозаветными писаниями. Правда, следует сказать, что ап. Павел действительно не занимается в своих посланиях фактическим описанием событий чудесного характера, касавшихся его лично, он скорее любит останавливаться на многотрудных подвигах апостольского служения, чем на чудесных событиях, сопровождавшихся и облегчавших это служение 57 ; но это объясняется его скромным желанием, постоянно им руководившим, дабы кто не подумал о нем более, чем сколько следует ( 2Кор.12,6–11 ); далее, это объясняется тем, что христианские общины, основанные ап. Павлом, находились в тесном общении между собой и сравнительно на недалеком расстоянии одна от другой, так что обмен и передача сведений, касавшихся Апостола, и при тогдашних не вполне удобных путях сообщения не могли быть слишком затруднительными. Поэтому для Апостола не настояло особой необходимости быть обстоятельным в описании действий чудесного характера; ему достаточно было намекнуть в общих выражениях на события известного рода, чтобы его тотчас поняли, о чем он говорит. И в посланиях его мы встречаем немало таких общих указаний, по которым читатели должны были заключать о случившемся ( 1Сол.2:1.2 ; 1Кор.1:11 ; 2Кор.1:8 ; Рим.15:14 ). Поэтому вышеприведенные возражения не имеют силы; Апостолу достаточно было употребить известного рода выражения, чтобы его поняли, о каких чудесных действиях он вспоминает. Между тем то, что сказал ап. Павел о себе, о чудесных действиях, отличавших его служение, в одинаковой мере может и должно быть прилагаемо и к остальным двенадцати апостолам, предварившим его на поприще апостольской деятельности. Когда ап. Павел в числе признаков, доказывавших равное достоинство его апостольского служения со служением прежде него сделавшихся апостолами, ставил знамения, чудеса и силы, то он придавал этим признакам такое значение и силу наглядного доказательства не потому, что они обнаружились только в его жизни, но потому что они получили такое освящение в служении прежде него бывших апостолов; достоинством последних, уже определившимся в глазах читателей, он защищал свое достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010