«А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего?» ( Рим.14:10 ). Тебе, человек, заповедано не других осуждать, а смотреть за самим собою: для чего же ты присвояешь дело Владыки? Судить – Его дело, а не твое. Потому и продолжает: «посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). Как, неужели и учители не должны делать этого? Должны в случае явных грехов, при исповеди, в надлежащее время, и притом со скорбью и сокрушением, а не с гордостью и тщеславием, как делали коринфяне. Апостол говорит здесь не об исповедуемых грехах, а о предпочтении такого-то такому-то и о сравнивании их жизни. Судить об этом безошибочно может один только Тот, который будет судить сокровенные наши помышления и определять, какие из них достойны большего, какие меньшего наказания, или награждения; а мы судим по внешности. Если я, говорит, не могу точно знать, в чем я сам грешен, то как почту себя достойным произносить приговор о других? Не зная с точностью своих собственных дел, как я могу судить о делах других? Если же таков был Павел, то тем более мы. А говорил он это не для того, чтобы показать свою безукоризненность, но чтобы показать, что если бы даже был между ними кто-нибудь непричастный никакому греху, и тот был бы недостоин судить о жизни других, и что если он, ничего не знающий за собою, не считает себя невинным, то тем более не могут считать себя такими они, знающие за собою множество грехов. Заградив уста делавшим такие суждения, он потом с прискорбием обращает гнев свой на кровосмесника. Как при наступлении бури наперед появляются мрачные облака, потом, когда прогремит гром и все небо сделается как бы одним облаком, внезапно низвергается на землю дождь, так и он поступает здесь. Он мог бы с великим негодованием прямо обратиться к кровосмеснику, но не делает этого, а наперед низлагает надменность его устрашающими словами, потому что и допущен был им сугубый грех , прелюбодеяние и, что еще хуже прелюбодеяния, нераскаянность во грехе. Он скорбит не столько о согрешении, сколько о нераскаянности грешника: «чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали» ( 2Кор.12:21 ). Покаявшийся после греха достоин не скорби, а ублажения, как вступивший в лик праведников. »Говори ты, – говорит пророк, – беззакония твои первым 16 , чтобы оправдаться» ( Ис.43:26 ). А кто после греха не стыдится, тот достоин сожаления не столько потому, что он пал, сколько потому, что упавши лежит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Наконец, как благость наша в сравнении с высочайшей благостью будет худостью 25 , так и правда наша в сравнении с правдою Божией будет подобна одежде, замаранной месячным очищением, как говорит пророк Исайя: «вся праведность наша, как одежда во время месячного очищения» ( Ис.64:6 ). Чтобы яснее еще это представить, скажем, что и животворные заповеди самого закона, который преподан через ангелов рукою Посредника ( Гал.3:19 ), о котором апостол говорит: «закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра» ( Рим.7:12 ), – если сравнить с евангельским совершенством, то окажутся менее добрыми, как говорит Сам Бог: «и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» ( Иез.20:25 ). Также и апостол подтверждает, что слава закона помрачается светом Нового Завета, так что он в сравнении с евангельским блеском и не считается славным, говоря: «то прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего " ( 2Кор.3:10 ). Это сравнение также удерживает Св. Писание и с противной стороны, т. е. в оценке заслуг грешников, так что тех, которые гораздо меньше нечестивы, оправдывает в сравнении с худшими, говоря: «и Самария половины грехов твоих не нагрешила; ты превзошла их мерзостями твоими, и через твои мерзости, какие делала ты, сестры твои оказались правее тебя» ( Иез.16:51 ). Так и заслуги всех вышеупомянутых добродетелей, хотя сами по себе хороши и ценны, однако в сравнении с славным созерцанием они затмеваются. Ибо многих святых, занятых упражнением хотя и в добрых делах, однако земных, отвлекают от созерцания высочайшего блага (Бога) и замедляют в стремлении к Богу. Глава 5. Никто не может непрерывно стремиться к высочайшему благу – Богу Кто, похищая беспомощного из руки сильнейших его, бедного и нищего от грабящих его, кто, сокрушая челюсти нечестивых и из зубов их исторгая похищенное, в самом действии заступничества спокойным духом будет созерцать славу Божественного величия? Кто, доставляя пропитание бедным или с услужливым человеколюбием принимая толпы пришельцев, в то самое время, когда озабоченным духом развлекается услужением братьям, будет созерцать безмерность вышнего блаженства? И когда скорбями и заботами настоящей жизни возмущается, будет ли рассматривать состояние будущего века сердцем, возвышенным от земных привязанностей? Потому блаженный Давид, только это считая благом для человека, желает непрестанно прилепляться к Богу, говоря: «а мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое» ( Пс.72:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

2Пет.2 глава обличает лжеучителей, вводящих пагубные ереси или разделения (ст.1). Объясн. Лжеучители хотя и познали путь правды, святую заповедь (ст.21), познали и Господа Иисуса Христа (ст.20), а между тем, как бессловесные животные, водятся природой (ст.12), обещают свободу, будучи рабами тления (ст.19). Лжеучение их заключается и в том ещё, что они «презирают начальства, дерзки, своевольны, не страшатся злословить высших» (ст.10). Не усматривается ли здесь явное изображение современных вольнодумцев, которые, отрицая законные власти, отрицают богоустановленные законы общежития: Рим.13:1–4 . Не они ли учат возвращению к образу жизни бессловесных животных, которые не знают ни собственности, ни общества, ни государства? Не на них ли оправдываются слова Писания: 1Тим.4:1–3 ; 2Тим.4:3–4 ; 2Кор.11:13–15 . 2Пет.3:17 . «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения». Объясн. Здесь предостережение от увлечения заблуждениями беззаконников, которых Слово Божие называет волками в овечьей шкуре: Мф.7:15 , лжепророками: 2Пет.2:1–3 , ругателями, отделяющими себя от единства веры: Иуд.1:18–19 . 1Ин.2:19 . «Они вышли от нас, но не были наши, ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши». Объясн. О ком здесь говорится, как не о тех, о которых говорил апостол Павел словами: «и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно»: Деян.20:30 ; апостолом Петром подробнее описаны качества и злая деятельность этих людей: 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:8 . Посл. апостола Иуды изображает и обличает тех «мечтателей», которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (ст.8). Объясн. В добавление к тому, что сказано у апостола Петра: 2Пет.2:1–3 , о тех же еретиках, апостол Иуда сравнивает их упорство, приводящее их к погибели, с упорством Корея, Дафана и Авирона, восставших против Моисея и Аарона и сказавших: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Чис.16:1–6 . Возмутители потерпели страшную гибель: ст.32. Подобная же участь, по учению святого апостола Иуды, и теперь грозит тем, которые подобным образом «отвергают начальство и злословят высокие власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Послушай, что он сам говорит о них: «от Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской " ( 2Кор.11:24–25 ). Но чтобы и нам не погрузиться в беспредельную глубину и не слишком распространить речь свою, перечисляя все члены его порознь, оставим тело его и обратим взоры на другую красоту, – на красоту одежд его, которых боялись злые духи, и потому бежали от них, от которых исцелялись и болезни ( Деян.19:12 ). Где ни являлся Павел, все уступало и покорялось ему, как бы победителю вселенной. Подобно тому, как получившие на войне множество ран, увидев оружие нанесшего им раны, трепещут, так и злые духи, увидев только полотенца его, отступали. Где теперь богатые и гордящиеся своим имуществом? Где исчисляющие свои достоинства и драгоценные одежды? Сравнив себя с Павлом, они увидят, что все их сокровища – грязь и помет. И что я говорю об одеждах и золотых вещах? Если бы кто предложил мне во власть целую вселенную, то один ноготь Павла я почел бы важнее такой власти, бедность его выше всякой роскоши, бесчестие – всякой чести, наготу – всякого богатства, заушение священной его главы – всякого удовольствия, брошенные в него камни – всякой диадемы. Будем и мы, возлюбленные, желать себе такого же венца; и хотя теперь нет гонения, однако будем приготовлять себя к тому. И он сделался славным мужем не от одних гонений: «порабощаю тело мое», говорил он ( 1Кор.9:27 ); а это можно делать и без гонений. Также «попечения о плоти, – увещевал он, – не превращайте в похоти» ( Рим.13:14 ); и еще: «имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ); а для этого не нужно гонений. Богатых же он вразумляет так: «желающие обогащаться впадают в искушение» ( 1Тим.6:9 ). Потому если мы будем таким образом упражняться и подвизаться, то будем увенчаны и, хотя бы и не было гонения, получим за то великие награды; а если станем утучнять тело свое и проводить жизнь свойственную свиньям, то и во время мира впадем во многие грехи и подвергнемся стыду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скорби – это наши жизненные бури, периоды испытания нашей веры. При благоприятной погоде каждый матрос может быть высокого мнения о своих морских познаниях, но только во время бури обнаруживается искусный мореплаватель. Читая книги Священного Писания или жития святых, мы убеждаемся, что угодники Божии обнаруживали крепость своей веры больше во время преследований и страданий, нежели когда их жизнь протекала спокойно. Ап. Павел, ссылается на примеры веры ветхозаветных праведников, останавливается именно на тех моментах их жизни, когда они подвергались гонениям. В конце приведенных примеров апостол делает следующее заключение: «Иные (из них) замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергнуты пытке, умирали от меча, скитались в овечьих и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, пещерам и ущельям земли ... Посему, – наставляет далее апостол, – и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и легко опутывающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащий нам путь» ( Евр. 11–12 главы). Вероятно читателю не трудно согласиться с тем, что вера помогает человеку мужественно переносить скорби. Но остается все же вопрос: почему Господь допускает, чтобы верующие и праведники страдали? На этот вопрос нелегко ответить: «Кто познал ум Господень, или кто был советником Ему?» ( Ис. 40:13 ). Ап. Павел пишет, что « любящим Бога все содействует ко благу » ( Рим. 8:28 ). «Все» – значит и скорби! Действительно, сам часто подвергаясь тяжелым испытаниям, апостол такой приобрел опыт: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа; ибо, когда я немощен, тогда я силен!» ( 2Кор. 12:10 ) Ибо сила Божия в немощи совершается. Скорби убеждают человека в непостоянстве житейских благ, напоминают о Боге-избавителе, о вечной жизни, учат терпению, развивают мужество, постоянство в добре. Когда человеку неоткуда ожидать помощи, он живее чувствует Бога. И в то время, как во вне – теснота и скорби, в сердце он получает утешение. Такое непосредственное чувство Бога имеет самое благотворное влияние на веру человека. Так, по милости Божией, получается, что с одной стороны, вера помогает человеку переносить скорби, а с другой стороны, сами скорби содействуют укреплению веры . Поэтому апостолы учили христиан: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» ( Иак. 1:2–3 ). Священное Писание сравнивает скорби с пламенем, которое очищает золото от примесей и делает его более ценным ( 1Пет. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Но если знание обращено и к вопросам нравственным, и тогда еще не в нем одном спасение. Как наивно и горячо верили и верят, что простое знание добра есть надлежащее и верное средство сделаться добродетельным, что борьба, неизбежный спутник наш в нравственном восхождении, есть только борьба против заблуждений и предрассудков! Знание, может быть, спасет от глупости, хотя и здесь на всякого мудреца довольно простоты, но не может оно спасти от безнравственности. Кто из нас не испытывал моментов искушения ко злу, когда страсть пользуется правом сильного, когда грех манит обещанием наслаждения и счастия, обещает уплатить наличною монетою – непосредственным и немедленным удовлетворением нашего ли гнева, гордости или чувственности, и мы, тысячи раз обманутые, снова и снова легкомысленно верили обещанию? Неужели здесь были моменты только неведения? Нет, здесь было при знании какое-то бессилие, – та греховность, о которой учит нас Священное Писание , возводя нас ко временам первого грехопадения и к глубокомысленному мировому учению о грехе первородном, то зло, «неистребимо живущее в нас», о котором говорили древние философы от Гераклита до Сократа и Платона, и которое новый философ Кант так выразительно называет злом радикальным. По мнению Канта, в своем умозрении проникшего необыкновенно глубоко, стоявшего у врат христианства и совпадающего в этом пункте с классическим местом VII-й главы послания апостола Павла к Римлянам, это зло радикальное «требует не частичного улучшения или преобразования, а целостного переворота в нас, который можно сравнить только с новым творением». Здесь и припоминаются слова апостола Павла, что христианин – «новая тварь» ( 2Кор. 5:17 ; Гал. 6:15 ). Таким образом, в виду этой греховности, и при совершенном знании человек часто «не в силах бороться в исполинской битве долга», потому что одно знание не может сделать слабые силы крепкими, нездоровые – здоровыми. Стоит прочитать знаменитую «Исповедь» блаженного Августина , чтобы убедиться в этой истине. По словам апостола Павла, «закон свят, и заповедь свята, и праведна, и добра... а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, что не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр. А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Ибо знаю, что не живет во мне, т.е. в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу... Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавить меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:12, 14–18, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И Корнилия удостоил Бог получить Святого Духа без возложения рук Апостольских и раньше крещения, чтобы убедить наглядно и окончательно ап. Петра, что «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян. 10–35 ), что и для язычников открыты двери Церкви Христовой и спасения ( Рим. 3:29; 9:24 ), что «Бог нелицеприятен» (ст. 34), и потому, чтобы ап. Петр «не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (ст. 28), хотя бы он быль и язычник, как Корнилий. Вот почему Корнилий необычайным порядком, без возложения рук, и раньше крещения, получил Святого Духа. Это было особое чудо Божье, что подтверждается и тем, что как св. Апостолы в день Пятидесятницы, так и Корнилий, получив Духа Святого стали говорить на иных языках ( Деян. 2:4  и 10:46). Сектанты же не получают, подобно Корнилию, Духа Святого, ибо на иных языках не могут говорить. Очевидно, для них, как и для всех людей, можно получить укрепляющую благодать Святого Духа только обычным для всех порядком, то есть через таинство св. Миропомазания, которое они, вопреки слову Божию, отвергают. Сравнивать же себя с св. Апостолами и другими избранниками Божьими могут только люди, впавшие в духовную гордость, или самообольщение. 3) Правда, первоначально св. Апостолы низводили на крещающихся дары Святого Духа через возложение рук, но потом, по указанной выше причине, то есть вследствие многочисленности крещающихся, они заменили его Миропомазанием; на это есть указания не только в книгах отцов и учителей Церкви первых времен христианства, но и в Писании, говорящем о получении верующими Святого Духа через Миропомазание. «Вы имеете помазание от Святого, говорит ап. Иоанн, и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20  и 27). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Что же это такое? После таких подвигов, после бесчисленных венцов он желал низойти в геенну и быть преданным вечному мучению для того, чтобы иудеи, которые часто бросали в него камни и готовы были убить его, спаслись и обратились ко Христу ( Рим.9:3 ). Кто так любил Христа, если можно назвать это любовью, а не чем либо другим высшим любви? Еще ли мы будем сравнивать себя с ним, после такой благодати, какую он получил свыше, и после таких добродетелей, какие он оказал со своей стороны? Может ли быть что-нибудь дерзновеннее этого? А что при всем том он не был невеждой, как те называют его, теперь и то постараюсь доказать. Они называют невеждой не только того, кто не упражнялся в искусстве светского красноречия, но и того, кто не умеет защищать истинного учения; и справедливо так рассуждают. Но Павел назвал себя невеждой не в том и другом, а только в одном; и в подтверждение этого он сделал точное разграничение, сказав, что он «невежда словом, но не разумом» ( 2Кор.11:6 ). Если бы я требовал (от пастыря Церкви) изящества речи Исократа, силы Демосфена, важности Фукидида и высоты Платона, то следовало бы указать на это свидетельство Павла 7 ; но теперь я оставляю всё это и изысканные внешние украшения, и не думаю ни о выражениях, ни о произношении речи. Пусть кто-нибудь будет скуден в словах и состав речи его прост и не искусен, только пусть он не будет невеждой в познании и верном разумении догматов, и, для прикрытия своего нерадения, не отнимает у этого блаженного мужа величайшего из его достоинств и главной из его заслуг. 7. Как он, скажи мне, приводил в замешательство иудеев, живущих в Дамаске, когда еще и не начинал совершать знамений? Как преодолел эллинистов? Почему был препровожден в Тарс? Не потому ли, что сильно побеждал словом и до того довел их, что они, не вытерпев поражения, раздражились и решились убить его ( Деян.9:23 )? Тогда он еще не начинал творить чудес; и никто не может сказать, что народ удивлялся ему по молве о его чудотворениях и что боровшиеся с ним уступали по причине такого мнения об этом муже; доселе он побеждал только словом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как Таковой только Он из всех людей имел право наименовать Себя единственным Учителем человеческого рода (см. Мф.23:8–10 ; Лк.6:40 ). Все прочие по отношению к Нему суть ученики. Учители же они лишь настолько, насколько возвещают истины своего непревзойденного Учителя с большой буквы. Еще нечто: Иисус Христос – это неподражаемый и уникальный Учитель, потому что Он есть в то же время Господь и Бог (см. Ин.20:28, 12:13 ); оттого-то и учит Он как Бог . Поэтому ни один из человеческих учителей не может сравниться с Богочеловеком как Учителем. Так как Он есть Бог и Господь, то и Его Евангелие – это «Евангелие Божие» ( Рим.1:1 ), «Евангелие Сына Божия» ( Мк.1:1 ), «Евангелие вечное» ( 1Пет.1:25 ; Откр.14:6 ), «слово Истины» ( 2Кор.6:7 ; Кол.1:5 ; Гал.2:5 ), сама «Истина» ( Гал.3:1 ; 1Тим.2:4 ). Богочеловеческое учение преисполнено Божией истины, Божией премудрости, Божией силы, поэтому Богочеловек «учил как власть Имеющий» ( Мф.7:29 ; Мк.1:22 ), поэтому Его проповедь была сильной (см. Лк.4:32 ), поэтому все удивлялись и говорили: «Откуда у Него такая премудрость и силы?» ( Мф.13:54 ; Мк.6:2 ). По Своей Божественной премудрости и чудотворной силе слово Спасителя – это совершенно новое учение, которого в роде человеческом еще не было. Поэтому современники Спасителя, слушая Его, учащего, и видя то, как Он словом творит чудеса, спрашивают один другого: «Что это? Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» ( Мк.1:27 ; ср.: Мк.11:18 ); «Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» ( Лк.4:36 ). Слова Спасителя как слова воплощенного Слова Божия творят чудеса, каких род человеческий еще не видел. Стоит Богочеловеку сказать слово – и совершается чудо исцеления, чудо очищения, чудо воскрешения. Примеров тому много. Человеку, тяжко болевшему тридцать восемь лет, Спаситель приказал: «Встань, возьми постель твою и ходи. – И он тотчас выздоровел и взял постель свою, и пошел» ( Ин.5:8–9 ). Глухонемому сказал: ««еффафа», то есть «отверзись».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

ОТВЕЧАЕМ: Лицеприятию не должно быть места в суде, так как от лицеприятия правда истлевает. Такое лицеприятие мерзко перед Богом, Который и Сам воздает каж­дому по делам его. Однако для милостей и раздачи даров лицеприятие обычно. Ибо и Сам Христос говорит: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам ( Мф. 15, 26 ), то есть пренебречь Иудеями и помиловать Еллинов. Поскольку воздаяние вечной жизни явля­ется несказанной милостью Божией и совершенным даром от Отца света, такая благостыня нуждается в лицеприятии, чтобы бесценный бисер не был рассыпан перед свинья­ми. Так и было бы, если бы нераскаявшиеся грешники получили вечную жизнь. А если Апостол Петр говорит: во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему, то понимайте так, что нераскаявшийся грешник неприятен для Царства Небесного. Иначе напрасной была бы вера во Христа, напрасно крещение. При­ятен же грешник Богу, когда он призван, крещен и уверовал во Христа. Так толкует Зла­тоуст. Смотри «Маргарит», в Слове о вере и естественном законе. Таким человеком, приятным Богу, был сотник Корнилий, Еллин, к которому обра­щены слова святого Петра. А если Павел говорит: слава и честь и мир всякому, делающе­му доброе, Иудею, потом и Еллину, то эти слова Апостола обращены к новым христианам, которые обратились ко Христу из неверия и в святом крещении получили усыновление Божие по благодати. Третьим свойством добрых дел является милостивое обещание Бога вознагра­дить добрые дела наградой вечной жизни, чтобы достичь определенного согласия между тем, кто совершает дела, и Тем, кто награждает. Причины этого свойства таковы: ПЕРВАЯ причина заключается в самих делах, которые, если мы посмотрим на них по существу, не сравнимы со сверхъестественным ублажением, поскольку от них отнято милостивое Божие обетование. Поэтому награда вечной жизни, если смотреть по существу, не должна даваться за одни только дела. Так говорит Апостол: нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим. 8, 18 ). И снова: Легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу ( 2Кор. 4, 17 ). Эти слова Апостола учат не тому, что добрые дела не заслужи­вают вечной жизни, а тому, что они не достойны такого воздаяния по своему существу, а достойны разве благодаря милостивому Божию обетованию, содействующей Божией благодати и по другим причинам. Поэтому Антоний Великий обычно говорил братии: «Если бы вы в своей власти имели весь мир и отвергли весь мир, и тогда мы бы не сдела­ли ничего достойного по сравнению с вечными обителями и благами Небесными».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010