Вопрос о том, какое преимущество быть иудеем, имел для Павла первостепенное значение. Свое иудейское происхождение Павел неоднократно подчеркивал; более того, он им гордился. В 11-й главе Послания к Римлянам он скажет: «...Я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова» ( Рим. 11:1 ). В Послании к Филиппийцам Павел говорит: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев...» ( Флп. 3:4–5 ). Сравнивая себя с другими апостолами во Втором Послании к Коринфянам, Павел пишет: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» ( 2Кор. 11:22 ). Будучи иудеем, Павел сознавал себя принадлежащим к тому изначальному религиозно-этническому ядру, из которого развилось христианство. Но он предвидел, что в долгосрочной перспективе люди, принадлежащие к другим народам и воспитанные в иных религиозных традициях, будут занимать все больше места в быстро растущей христианской Церкви. С учетом этой перспективы – имеет ли израильский народ какое-то свое, особое место в христианской общине? Сохранится ли это место за ним? Ответить на эти вопросы для Павла было чрезвычайно важно. В христианской традиции последующих веков было разработано учение, отчасти базирующееся на богословии Павла, о Церкви как новом Израиле. Суть этого учения сводилась к тому, что обетования, которые Бог дал израильскому народу в Ветхом Завете, перешли к Церкви как новому народу Божию, а от израильского народа были отняты из-за того, что он не принял Христа. В современной научной литературе такой подход получил название «теологии замещения». 88 В эпоху после Второй мировой войны большинством западных теологов этот подход был с негодованием отвернут. На его место пришла противоположная тенденция – всячески подчеркивать укорененность Иисуса и Павла в еврейской традиции. 89 В научном споре, развернувшемся вокруг двух центральных фигур христианской истории, не всегда легко отделить пшеницу от плевел. Нередко ученые, движимые заранее сформулированными идеологическими концепциями, вольно или невольно подгоняют Иисуса и Павла под них.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Дети мои, я прошу Господа, чтобы он облегчил путь мой к вам, чтобы опять мне придти и видеть вас. Я знаю, что и вы желаете меня видеть так же, как и я вас. Вы знаете, что на земле ничто не может сравниться с любовью родителей к детям и детей к родителям: и те и другие всегда желают видеть друг друга. Не гораздо ли большую любовь имеют друг к другу отцы и дети духовные? поскольку отцы духовные более знают, нежели отцы плотские; то первые всегда со страхом Божиим и любовью к Богу желают видеть детей своих. Притом известно, что любовь родителей к детям сильнее любви детей к родителям ( 2Кор.6:11–12 ). И моя любовь к вам, дети, сильнее вашей любви ко мне; потому что вы дети мои. Итак, будем вместе молить Бога, чтобы Он позволил нам видеть друг друга. Я уверен, что пришествие мое к вам доставит нам великую радость и веселье, как и Апостол некогда говорил о сем же к Римлянам: желаю видети вас, да некое подам вам дарование духовное, к утверждению вашему. Сие же есть соутешитися в вас верою общею, вашею же и моею ( Рим.1:11–12 )» 155 . Такою любовью полон был старец к своим детям инокам. В другое время, не могши сам придти, посылает для утешения их своего ученика. «Надеясь, что Бог благоволит мне ещё в теле видеть вас, и принести к вам радость, за ту радость, которую вы доставляете мне, я послал к вам возлюбленного сына моего. Господь, видя, что я люблю вас, как отец детей своих, в отсутствие мое Сам будет для вас утешением и радостью, Сам даст вам духовную силу и мир в вашем уединении» 156 . «Благословенные дети мои, я желаю, чтобы вы постоянным и сердечным исполнением дел Господних соответствовали моим молитвам о вас и моей великой любви к вам (письмо 15-е)». То он утешается их духовным совершенством. «Поскольку вы избрали Божественное, то я люблю вас всем духом моим. Вы имеете в себе Бога и стоите на высокой степени совершенства». То молит Бога о высшем совершенстве. «Я всегда молю Бога о вас, чтобы в ваших сердцах умножалась любовь к Богу, и открылись к вам великие таинства Божии, чтобы вы достигли той меры совершенства, на которой вы можете знать неисчислимые и безконечные богатства царства Божия. Я знаю, что немногие из иноков и дев достигли сей степени совершенства, таковые будут судить в последний день суда (письмо 13-е). Я молюсь непрестанно Богу о вас, чтобы вы были вместе со мною там, где я буду; потому что вы дети мои и во всем послушны мне (письмо 14-е). Возлюбленные мои, вы будете составлять мне радость, если будете помнить о моем ничтожестве (письмо 14-е). Прошу вас именем Господа нашего Иисуса Христа, исполняйте ревностно обязанности свои к Богу. Если умеете вы отличать истину от лжи, то можете видеть, что сие мое прошение проистекает из истинной духовной любви к вам. По сей-то духовной любви к вам я желал бы называть вас не плотскими и земными именами вашими, но именами духовными, которые без сомнения вы получили от Бога. Ибо каждый из нас, кроме земного имени, должен иметь от Бога имя духовное».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

прим. к 22 ст.), так как Он, будучи Сыном Божиим Единородным, стал и Сыном Человеческим в воплощении, т. е. Мессиею, Искупителем и Спасителем мира, с чем вместе нераздельна власть судии этого мира (ср. Григ. Б. 3, 86–87.). 28. Ин. 5:28 . Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; Откр. 20:5 д.; 1Кор. 15:23 ; 1Сол. 1:16 ; Рим. 2:7 . 29. Ин. 5:29 . и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. 2Кор. 5:10 ; Мф. 25:46 ; Дан. 12:3 . Не дивитесь сему (ср. прим. к 3:7), т. е. тому, что Я сейчас говорил о присущей Мне власти воскрешать и оживлять мёртвых и судить, хотя это такие дела сравнительно с исцелением больного при Вифезде, которые способны возбудить удивление, и вы действительно удивитесь, когда увидите и уразумеете это; но не дивитесь сему, потому что это так неизбежно должно быть по ходу дела, по божественному определению. – Наступает время (ср. прим. к ст. 25) и пр.: здесь речь идёт уже исключительно и единственно о будущем всеобщем воскресении и суде (Феофил., ср. Злат.); на это указывает решительное выражение – находящиеся во гробах и выражения – творившие добро и делавшие зло. – Все находящиеся во гробах: выше, когда речь шла и о духовном оживотворении мёртвых верою во Христа, не сказано – все мёртвые, но просто мёртвые, ибо в нравственном смысле не все мёртвые оживут, а только те, кто уверует; во время же всеобщего воскресения и суда воскреснут все без исключения когда-либо жившие и подвергнутся последнему суду. – Учение о всеобщем воскресении довольно подробно раскрывает св. Ап. Павел 1Кор. 15:1 и далее – Творившие добро в воскресение жизни: веру в Господа Иисуса Христа оправдавшие добрыми делами (ср. Феофил.) воскреснут в жизнь или для жизни, т. е. вечной; а делавшие зло воскреснут для осуждения (ср. Мф. 28, 31 и далее). 30. Ин. 5:30 . Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Потом в ином месте говорится: Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор.1:3). Что он желает показать этими словами? Мне кажется, что он показывает этим, что милосердие Его непостижимо, подобно тому, как непостижим Он Сам. Так как непостижима Его сила, то таково же и все то, что относится к этой силе, по сказанному: все, что восхотел Господь, сотворил (Пс.134:6); а потом: Богу же всё возможно (Мф.19:26). Тот, Кому принадлежит неизмеримая сила, необходимо одарен неизмеримою также премудростью. Таким образом, если нет меры Его премудрости, то ужели мы можем измерить Его милосердие? Никоим образом; мы всегда должны мыслить, что то милосердие, которым все установлено, неизмеримо. Сверх того, о Его любви также говорится: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16); о судах же Его говорится: судьбы Твои - бездна великая (Пс.35:7); а о милосердии: Ты являешь милость тысячам (Иер.32:18). Этими словами мы не желаем побуждать вас к лености, но оживляем доброю надеждою и милосердием Божиим тех, которые находятся без надежды. Поистине, как велико милосердие Его, так велик гнев Его. Так и Христос говорит: на небесах более радости (Лк.15:7). Но, увы, что такое человек? Если говорится: народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах (Ис.40:15), если, говорю, все люди вменяются таким образом, то как будет только один достоин явиться пред лицом Господа, особенно когда он грешник? Но спасение человеческое служит для Бога предметом такой заботливости, что Он ради одного кающегося грешника подвергает радости небо и землю. Что иное может сравниться с таким попечением? Но ты не думай, что Сын послан Богом Отцом только для спасения всего мира. Если бы только один человек нуждался в искуплении, то тем не менее Бог не нашел бы недостойным послать Своего Сына. Скажут: какими соображениями ты можешь это подтвердить? Выслушай говорящего Павла: предал Его за всех нас (Рим.8:32). Это есть также признак справедливости, потому что не сказано: за богатых и сильных, а не за бедных или за мудрых только, а не за немудрых, за неимущих, а не рабов, – но за всех, так что Он всех ценил одинаково.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Тело как неотступный спутник и неразлучный сотрудник души на земле должно разделять с душой или вечное блаженство, или вечное мучение в загробной жизни: «Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим.12:1 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). 4) «Воскресения день, и просветамся торжествам, и друг друга обымем . Рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопииш: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» 59 . Праздник воскресения Христова называется светлым не только по славной победе воскресшего Господа над адом и смертью, но и потому, что Воскресшим даровано всепрощение и оправдание всех перед Отцом Небесным, ибо «из гроба красное правды нам возсия солнце» 60 . Плоды воскресения Христова, как благодатные струи, иэливаются на всеродного Адама, т. е. на живых и умерших братий наших: на богатых и убогих, на знатных и сильных мира, равно как и на бесславных и неизвестных миру, на добродетельных и порочных – всех призывает воскресший Господь насладиться пира веры. «Аще кто благочестив и боголюбив, – возглашает в свом приснопамятном слове св. Златоуст, – да насладится сего доброго и светлого торжества. Аще кто точию достиже и во единодесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго. И последняго милует, и перваму угождает, и оному дает, и сему дарствует. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит» 61 . При таком обилии благодати воскресения Христова, изливающейся всепрощением на всех верующих, верующие взаимно должны объявить друг другу всепрощение. По воскресении Христовом не должно быть врагов в Царстве Христовом. Получившие прощение и сами должны прощать взаимно обиды друг другу. Все, что разделяет нас с ближними нашими и что возбуждает зависть и ненависть их к нам, весьма ничтожно сравнительно с теми благами, которые дарованы нам воскресшим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7 . Как может праведник остаться одиноким, когда он всегда с Богом? Как может он пребывать в уединении, раз он никогда не удаляется от Христа: «Кто, – говорит (апостол), – отлучит нас от любви Божией? Уверен, что (этого не может сделать) ни смерть, ни жизнь, ни ангел» 571 ( Рим.8:35–38 ). Как может быть праздным тот, кто никогда не бывает без заслуг, являющихся результатом деятельности (quo consummatur negotium)? Может ли быть ограничен какими-либо пределами тот, которому принадлежит весь мир, полный богатств? Какой ценой оценивается тот, который не поддается никакому определению (qui numquam opinione comprehenditur)? Ибо он как бы неизвестен, но его узнают, он (как бы) умирает, и вот живет; как бы печален, и всегда радуется, он беден (и в то же время) щедр, ничего не имеет и всем владеет ( 2Кор.6:9–10 ). Ибо праведный муж ни на что не обращает внимания, кроме того, что вечно и что честно. И потому, хотя другим он и кажется бедным, однако себе он представляется богатым, потому что он оценивается с точки зрения (aestimatione censetur) не тленного, а вечного. Глава II. Философы спорят о взаимоотношении честного и полезного. Это не должно иметь места у христиан, для которых не может быть полезным то, что чуждо справедливости. Какие такие обязанности совершенные и какие обычные? Одни и те же слова в применении к различным случаям имеют различный смысл. Затем (говорится о том), что праведный из несчастья другого не станет извлекать себе выгоды, напротив, всегда будет заботиться о полезном для других. 8 . Так как в двух предыдущих отделах мы уже сказали о честном и полезном в отдельности, то теперь речь будет о том (sequitur) 572 , должно ли сравнивать между собою честное и полезное с тем, чтобы решить, которое из них следует предпочесть другому (et quaerere quid sit sequendum). Подобно тому как сначала мы выясняли, честен ли известный поступок (illud) или постыден, как затем (решали вопрос о том), полезен ли он или неполезен, так и здесь, по мнению некоторых, нужно (также) выяснить, честен ли или полезен известный поступок.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

При переписках неизбежны ошибки, недосмотры. Таким образом, появляется постепенно наука Библейская текстология. Основателем её является учёный и богослов Ориген . К сожалению, он также впал в ересь, высказывая некоторые положения. Но он высказывал их для себя, а издатель его оказал ему медвежью услугу. Без его разрешения опубликовал всё, что он даже и не предполагал к публикации, а просто высказывал как своё частное мнение. Ну, например, учение о предсуществовании душ, о том, что диавол спасётся, о том, что в конце концов все придут к вере, и обратятся, и покаются. Многие его положения Церковь наша не при-ни-ма-ет. А ведь он был прекрасный учёный, и он занимался сравнением древнейших списков Священного Писания: Экзаплы, Тетраплы – находил, ездил, искал в книгохранилищах, в храмах эти свитки, сравнивал эти тексты и отмечал разночтения в них. Но то, что мы имеем с вами – мы имеем чудо. Евреи сумели сохранить благодаря тщательным правилам, которые они разработали. Масореты, учёные книжники, разработали правила для переписывания Священных текстов. Благодаря этому скрупулёзному выполнению и тексты переписывались практически без ошибок. Хорошо. Вот вы имеете теперь представление, что такое канон. Составлялся он постепенно, а ветхозаветную часть мы получили по наследию. Откройте послание к Римлянам и найдите 3-ю главу. В первых двух главах он говорит, что и язычники, не знающие Бога, погрязли в грехах, и иудеи, знающие закон, также жили в своих беззакониях. Все согрешили пред Богом (см. Рим. 2:12; 3:23 ). Послание к Римлянам, 3-я глава. И всё-таки он задаёт вопрос: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество [вот тогда было] во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие». Они Слово Божие сохранили, но по слепоте своей просмотрели Мессию. И когда Он пришел к своим, свои Его не приняли (см. Ин. 1:11 ). И вот эта слепота на сердце, умственная слепота (ср. 2Пет. 1:9 ; 2Кор. 3:15 ), до сих пор не позволяет им в текстах ветхозаветных узреть Христа. Откройте 2 Послание к Коринфянам и найдите 3-ю главу. В 3-й главе мы с вами находим такие слова – 14-й стих 3-й главы 2-го Послания к Коринфянам:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Могучая жизнь Толстого – яркий символ этого бессилия человеческой воли и свидетель, что нет иного выхода, как стремление в неведомую даль; проявление лишь отчаяния. Если прочитать письма Толстого, его речи о смысле жизни, то станет сразу ясным, как силен он там, где душа его ищет покоя в Боге, и как жалко беспомощен там, где говорит о своих личных стремлениях осуществить правду на земле. Самое бессмысленное с рассудочной точки зрения – его уход – единственно ценное во всем его личном опыте создать разумную жизнь. Ценное потому, что до конца искреннее, не половинчатое, не компромиссное. А ведь этот уход – то же отчаяние, путь без света, без путеводной звезды. И если эту благородную, но беспомощную жизнь Толстого сравнить с жизнью великого проповедника Евангелия – ап. Павла, то ясным станет различие путей к совершенству без веры во Христа как источника жизни – и со Христом. Ал. Павел в известном смысле так же, как и Толстой, отрекся от того, чему служил раньше, возненавидел славу земную, презрел всю фарисейскую праведность закона. Но он весь смысл жизни нашел в вере во Христа. «Не я живу, – говорит апостол, – но живет во мне Христос». Это – девиз апостольской жизни. Совершенное самоотречение – ее основа; вера – ее источник и венец: «Что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:20 ). И всю свою великую работу по делу благовестия апостол усвояет не себе. «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог . Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» ( 1Кор. 3:6–7 ). И это сознание имеет настолько решающее значение, что только при нем возможна работа Господня. «Когда я немощен, тогда и силен» ( 2Кор. 12:10 ), – вот слова того же ап. Павла, ярче которых ничто не может выразить мысли о действии в человеке и через него силы Божией. Величайшее самоотречение апостола приводит его к сознанию, что все дела, все личные усилия служить закону правды вызывают лишь один ужас от чувства собственного бессилия и ограниченности: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим. 7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Потом в ином месте говорится: Отец милосердия и Бог всякого утешения (2Кор.1:3). Что он желает показать этими словами? Мне кажется, что он показывает этим, что милосердие Его непостижимо, подобно тому, как непостижим Он Сам. Так как непостижима Его сила, то таково же и все то, что относится к этой силе, по сказанному: все, что восхотел Господь, сотворил (Пс.134:6); а потом: Богу же всё возможно (Мф.19:26). Тот, Кому принадлежит неизмеримая сила, необходимо одарен неизме­римою также премудростью. Таким образом, если нет меры Его премудрости, то ужели мы можем измерить Его милосер­дие? Никоим образом; мы всегда должны мыслить, что то мило­сердие, которым все установлено, неизмеримо. Сверх того, о Его любви также говорится: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16); о судах же Его говорится: судьбы Твои - бездна великая (Пс.35:7); а о милосердии: Ты являешь милость тысячам (Иер.32:18). Этими словами мы не желаем побуждать вас к ле­ности, но оживляем доброю надеждою и милосердием Божиим тех, которые находятся без надежды. Поистине, как велико милосердие Его, так велик гнев Его. Так и Хри­стос говорит: на небесах более радости (Лк.15:7). Но, увы, что такое человек? Если говорится: народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах (Ис.40:15), если, говорю, все люди вменяются таким образом, то как будет только один достоин явиться пред лицом Господа, особенно когда он грешник? Но спасе­ние человеческое служит для Бога предметом такой заботли­вости, что Он ради одного кающегося грешника подвергает радости небо и землю. Что иное может сравниться с таким попечением? Но ты не думай, что Сын послан Богом Отцом только для спасения всего мира. Если бы только один человек нуждался в искуплении, то тем не менее Бог не нашел бы недостойным послать Своего Сына. Скажут: какими соображе­ниями ты можешь это подтвердить? Выслушай говорящего Павла: предал Его за всех нас (Рим.8:32). Это есть также признак справедливости, потому что не сказано: за богатых и сильных, а не за бедных или за мудрых только, а не за немудрых, за неимущих, а не рабов, – но за всех, так что Он всех ценил одинаково.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

При таком отличии понятно, что и по самой природе своей и условиям существования дух человека совершенно отличен от тела, а именно он отличен так, как небесное отлично от земного. Такую же мысль о душе содержит и новозаветное Откровение, только повторяется чаще и выражается еще яснее и определеннее. Сам Иисус Христос учил о высоком преимуществе, сравнительно со всем земным и чувственным, человеческой души, когда говорил: «Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену (выкуп) за душу свою» ( Мф.16:26 ; Мк.8:3537 ). Так же ясно учил Христос о преимуществе души пред телом, когда посылая учеников на проповедь, сказал им: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» ( Мф.10:28 ; Лк.12:4 ). Это значит, что душа бессмертна и неразрушима; тогда как тело живет одной связью с душой, душа может существовать и жить независимо от связи с телом. И по апостолу Павлу тело есть только земная храмина ( 2Кор.2:11 ). Правда, тело так близко и внутренно соединено с духом, что все, что ни делает дух, прославляет ли он мир, Бога ( 1Кор.6:20 ), или сподобляется причастия Св. Духа ( 1Кор.6:19 ), или вообще творит доброе и злое ( 2Кор.5:10 ), он делает совместно с телом. Но тем не менее всегда и во всех случаях виновным и правящим деятелем является дух ( 2Кор.5:10 ). Он может поступать вопреки влечениям тела, если они мешают его собственным влечениям ( Гал.5:1617 ); дух может в некотором отношении даже отрешиться от самого тела, достигая таких состояний, о которых трудно сказать, в теле ли бывает он тогда или вне тела ( 2Кор.12:2 ). Он и по совершенном отрешении от грубого, чувственного и смертного тела впредь до получения тела духовного и бессмертного может существовать и сохранять свое самосознание и свое личное бытие; это видно из слов апостола: «Кто мя избавит от тела смерти сея» ( Рим.7:24 ). Мне «еже умрети, приобретение есть... желание имый разрешитися и со Христом быти» ( Флп.1:21, 23 ). О составе человека Когда в Писании говорится о духовном начале человека, то оно называется различно: душею или духом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010