Катехизаторскую работу апостол Павел выполнял с рассудительностью и смирением в сочетании с молитвой за своих учеников ( Еф. 1:16 ). Своим сотрудникам он советовал, чтобы они в своей жизни исполняли то, что он сам исполнял. В посланиях он подробно описывает, каким должен быть истинный учитель, каким должно быть содержание его учения и процесс обучения. Большое значение он придает правильному учению ( Евр. 13:9 ) и подходу к слушателям, который должен отличаться миролюбием и кротостью ( 2Тим. 2:25 ). Апостол Павел во всей своей педагогической деятельности применяет также хорошо взвешенную строгость ( 2Кор. 7:8–9 ), которую соединяет с истинной любовью ( Флм. 8–9 ). Основные исходные точки педагогики апостола Павла Основными исходными точками педагогики апостола Павла были «духовное отцовство, любовь и личная жертвенность за учеников». Церковь приняла их, и они стали моделью для дальнейшей педагогической практики православного воспитания. Апостол Павел поддерживал личный контакт с каждым учеником и поэтому мог реагировать на личные проблемы каждого из них. Этот принцип он распространил и на социологическую сферу и к каждой церковной общине подходил с учетом ее особенностей. На основе этого он приспосабливал свой подход к каждой личности исключительным образом и блестяще сумел разрешить все возникшие недоразумения. Для большей ясности изложения и лучшего постижения основных истин веры апостол использовал примеры из обыденной жизни ( Рим. 6:18–22 ). С помощью примера он мог выразить великие истины, которые человек иначе не смог бы понять. Такой подход применяли позже все Отцы и учители Церкви, которые проявили себя как величайшие педагоги в истории человечества. Многие примеры и образы, использованные апостолом Павлом, из-за своей оригинальности стали частью сознания Церкви. Среди всех следует вспомнить сравнение Церкви с телом ( 1Кор. 12:12–27 ; Рим. 12:4–5 ). Катехизаторскую работу апостол Павел ставил на христоцентрическую основу ( 1Кор. 15:12–31 ) и исходил из нее в решении всех вопросов. Борьбу верующих, которые решили жить для Христа и стремятся достичь своей цели, он сравнивает с борьбой атлетов ( 1Кор. 9:24 ), а их духовное оружие – с вооружением воина той эпохи ( Еф. 6:13–17 ). Духовная борьба (аскеза) человека в Церкви предполагает сбережение Христового образа неповрежденным и сияющим, как это было сразу после его крещения. Христианская аскеза является личным делом и не отрицает жизнь, а преображает и наполняет ее. Способы духовной борьбы различны для каждого человека и для каждой эпохи. Существует разнородность видов духовной борьбы, которую можно наблюдать в монастырях, у пустынников, а также у сознательных верующих, живущих в миру. Духовная борьба не имеет искупительного значения для Бога, но является необходимым средством для победы над диа-волом и достижения свободы и любви во Христе. «Аскеза – не цель, а средство, однако средство важное и необходимое для нашего оздоровления». Служение катехизатора

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/katehe...

Христос весь мир искупил Своею Кровию: 1Ин.2:2 . Он спас всех нас: Тит.3 :б. Но спасенные, мы каждый в отдельности должны облечься в спасающую нас благодать Христову: Гал.3:27 . И кто не уверует во Христа, тот и после Его страданий за мир не спасется: Мк.16:16 . Человек в устроении своего спасения должен всеми силами трудиться сам: Филип.2:12 , и быть твердым и непоколебимым в вере: Кол.1:23 . Если св. Апостол при жизни говорил, что он «за собой ничего не знал», но «тем не оправдывался»: 1Кор.4:4 , и не почитал себя достойным: Фил.3:13–14 , то нам грешным и подавно нельзя вперед хвалиться тем, что мы уже спасены, но как спасенные Кровию Христовой от Адамовой скверны: Рим.5:12 , мы непрестанно должны молиться о том, чтобы избежать греховных напастей и оказаться чистыми на страшном суде: Лк.22:36 ; Мф.25:31–40 . Из книги пророка Даниила Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О храме Дан.1:17–19 . Дан.6:10 , Дан.9:3–23 . Пророк Даниил когда молился, обращал свои взоры к разрушенному Иерусалимскому храму. Во время молитвы он растворил окно в горнице и смотрел в ту сторону, где находится Иерусалим: 6:10. Так поступал Даниил потому, что храмоздатель Соломон, при самом освящении храма, просил Господа внимать молитвам людей, которые и из чужих стран будут обращаться к Иерусалимскому храму, и творить им оправдание: 3Цар.8:44–50 . И три отрока, когда молились в вавилонской пещи огненной, то воссылали молитвы к св. храму с его рукотворенными изображениями херувимов: Дан.3:53–51 . Они помнили обетование Божие ( Исх.25:22 ), обращали свой взор к Господу, седящему на херувимах: 1Цар.4:4 . Значит, все они, если молились Богу не в храме, то причиной этого была явная невозможность для них молиться в храме, к которому они относились с должным почитанием. О царской власти О бодрственном состоянии умерших Об иконопочитании Дан.14:23–24 . Здесь говорится о больном драконе – идоле, которого Вавилоняне чтили за бога и которого Даниил «умертвил», т. е. разбил одним комом смолы: ст.27. Но поскольку св. икона не идол, т. е. изображает не ложного бога, то потому сравнивать священное изображение с идолами и кумирами бессмысленно и грешно: 2Кор.6:16 ; ибо идол «мерзость» пред Господом: Иез.8:9 , а икона «святыня великая»: Исх.30:29; 40:9 . Признавать после этого идолом или кумиром без разбору всякое религиозное изображение, в том числе св. икону, значит быть полным невеждою относительно Божеств. Писания: 2Петр.3:16 , и значит считать, что идолопоклонству чрез Моисея научил Сам Господь: Прит.19:3 . Из книги пророка Осии Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О жертвоприношении О причащении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Толкователи больше склоняются к мнению, что апостол говорит о прежних дарах, а в новой речи только показывает путь к их достижению. Столь же трудна для понимания и дальнейшая половина 31 стиха. Прежде всего, как понимать и куда отнести слово «еще». Можно допустить, что выражение «и еще» не означает «и однако». Если оно означает «вторично», «опять», то трудно объяснить соответствие такой речи с предыдущей. Когда же апостол в первый раз говорил о пути? Сомнительно, можно ли относить «еще» к выражению «καθ’ περβολν» (как в русском переводе), потому что тогда вероятнее стояло бы прилагательное в сравнительной степени. Нельзя ли думать, что «еще» употреблено здесь в значении «пока», «между тем»? Т.е. апостол говорит как бы так: ревнуйте о дарах больших вы, а я между тем показываю вам путь... На это, по-видимому, указывает наст. время глагола который в русском Синод. неправильно переводится будущим: покажу. Можно считать также речь апостола и условной: если вы стали бы ревновать о больших дарах, то я в это время показал бы вам путь... Или: ревнуйте о дарах больших; и вот я показываю вам путь... – Καθ’ περβολν не относится и не может относиться к δν, потому что тогда непременно стояло бы τν δν. Но обыкновенно καθ’ περβολν считают определением к δν и переводят: превосходнейший путь, наилучший, прекраснейший путь (вульг. excellentiorem viam). По поводу же опущения члена говорят, что это – вообще обычно даже у самого апостола Павла. Из Рим. 7:13 : грех... крайне грешен; 2Кор. 1:8 : отягчены были чрезмерно; Гал. 1:13 : «жестоко гнал» видно, что в приведенных цитатах в одном случае (грех... крайне грешен) выражение καθ’ περβολν употреблено не в собственном смысле, а переносном, а в других случаях с глаголами. Собственное значение περβολ есть «перевал» и в таком смысле, как существительное, так и глагол περβλλω, можно несколько раз встретить, напр., у Ксенофонта, когда нужно обозначить «перевал» или «переправу» чрез горы. Поэтому если бы καθ’ περβολν относилось именно к слову «путь», то это последнее слово имело бы вполне точное, определенное значение и означало бы путь при переправе чрез горы, а потому пред словом путь и поставлен был бы непременно член.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

Поэтому даже до смерти каждая душа должна ради Господа, за нас умершего, хранить стойкое терпенье, крепиться в надежде на Него и так удостоиться вечного спасения; всем, хотящим совершенно избежать грядущей геенны, наказывающей грешников, и достичь Царствия Небесного, надо еще здесь претерпеть потеснения геенны через насылаемые лукавым искушения, и если они устоят до конца, твердо надеясь на милосердие Господне и храня веру, то и от искушений и от тесноты силою благодати они избавляются, и общения Святого Духа удостаиваются ( 2Кор.13:13 ), и вечной геенны отныне удаляются и наследуют вечное Царство Христово. Такой узкий и тесный, по Писанию, проложил Господь путь, ведущий в жизнь; потому и немногие вступают на него. Но когда такая надежда нас питает, когда такое обетование обещано неложным Богом, все нападения и притеснения лукавого да претерпим мы достойно ради награды, ожидающей нас на небесах. Ведь какие бы скорби ни перенесли мы ради Господа, что может сравниться с обещанной грядущей жизнью, или с даруемым в ней для долготерпеливых душ утешением от Святого Духа ( Деян. 9:31 ), или с избавлением от мрака злых страстей, или с наказанием за множество наших грехов? Как сказано: Если же мы под судом, то это Господь наставляет нас, чтобы мы не были осуждены заодно с миром ( 1Кор. 11:32 ); и еще: Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас ( Рим. 8:18 ). 4 . Будем же как мужественные воины, готовые умереть за своего царя. В самом деле, отчего в миру, когда мы вращались среди житейских забот, мы не страдали столько и не имели таких бедствий, теперь же, когда мы начали благоугождать Господу, против нас воздвигнуты лукавым такие нападения и потеснения? Ясно, что ради Господа мы столько страдаем, потому что враг ненавидит нас и пытается совратить нас с пути или вселить в нас расслабление или малодушие, чтобы мы не благоугодили Ему и не спаслись. Но сколько бы лукавый ни восставал на нас, все его козни против нас рассеются, если сами мы пребудем в стойкости и мужестве, готовые даже до смерти претерпеть с надеждою на Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

А это учение, эти дела были, между тем, так велики и разнообразны, так в особенности неисчерпаемо глубоки и важны для жизни человечества, что если бы, как в благоговейном созерцании всего этого выражается о них возлюбленный ученик Его, Иоанн, писать о том подробно, то, думаю, и самому мipy не вместить бы написанных книг ( Ин. 21:25 ). Различные предположения высказывались и высказываются в объяснение этого замечательного факта: так, видели и видят в нём глубокое соответствие с сущностью вообще христианства, как нового завета Божия с людьми, долженствовавшего быть напечатанным не на скрижалях каменных (подобно Завету Ветхому), но в самой мысли и сердцах их ( Иер. 31:31–34 ; ср. 2Кор. 3:3 ), завета, состоящего в обновлении духа, а не в ветхости писмене ( Рим. 7:6 ); в частности с Лицом Самого Основателя этого Завета – И. Христа, в котором явилось в мip Слово жизни ( 1Ин. 1:1 ); почему и Евангелие Его не есть просто учение или новый закон Божий, но прежде и более всего вседейственная сила Божия во спасение всякому верующему ( Рим. 1:16 ). Но как бы ни объяснять этот замечательный факт, во всяком случае он отнюдь не означает того, чтобы Христос Спаситель в самом деле, не имел в виду и не принимал, так сказать, никаких мер для точнейшего сохранения истины своего учения и памятования своих дел, что Он учил и действовал подобно Сократу, с которым часто сравнивали и сравнивают Его, не предвидя и не заботясь о том, как будут поняты и истолкованы Его учение и дела непосредственными и последующими учениками Его, какие выведут они следствия из них, верные, или ложные. Против подобного мнения говорит весь образ действий И. Христа, как он изображается в Евангелиях. В самом же начале Своего общественного служения Господь, видим мы, избирает Себе из среды народа 12-ть учеников, как ближайших, непосредственных свидетелей своего учения и своих дел, и их в частности, с особенною заботливостью утверждает в истинах Евангелия, постепенно, мало-помалу, открывает пред ними тайны духовного царства своего, как будущими апостолами этого царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Экзегетические доказательства, которые никейские отцы церкви приводили в поддержку Божественности Святого Духа, в основном таковы. Святой Дух нигде в Писании не причисляется к творениям или ангелам, но помещается в Самом Боге, Он вечен, как Бог, и знает Божьи тайны ( 1Кор. 2:11,12 ). Он наполняет вселенную и вездесущ ( Пс. 138:7 ), в то время как творения, и даже ангелы, находятся в каких-то определенных местах. Он принимал активное участие в сотворении мира ( Быт. 1:3 ), наполнял Моисея и пророков. От Него исходит божественное деяние рождения свыше и освящения ( Ин. 3:5 ; Рим. 1:4; 8:11 ; 1Кор. 6:11 ; Тит. 3:5–7 ; Еф. 3:16; 5:17,19 и т. д.). Он – источник всех даров церкви ( 1Кор. 12 ). Он пребывает в верующих, как Отец и Сын, и делает их причастными божественной жизни. Хула против Святого Духа – ужасный грех, который не может быть прощен ( Мф. 12:31 ). Лгать перед Святым Духом значит лгать перед Богом ( Деян. 5:3,4 ). В формуле крещения ( Мф. 28:19 ) и апостольском благословении ( 2Кор. 13:13 ) Святой Дух ставится на один уровень с Отцом и Сыном, однако Он отличен от Них Обоих; следовательно, Он должен быть воистину божественным, но в то же время – отдельной, сознающей Себя Личностью 1428 . Святой Дух – источник освящения, Он объединяет нас с божественной жизнью, то есть Сам должен быть божественным. Божья Троица не терпит в Себе ничего сотворенного и изменчивого. Как Сын рожден от Отца в вечности, так и Дух исходит от Отца через Сына. (То, что Святой Дух исходит от Сына, – это вывод, который был позже сделан Латинской церковью из представлений о единосущии Сына, и никейским отцам церкви он неизвестен). Различие между порождением и исхождением не было четко определено. Августин называет и то, и другое неизреченным и необъяснимым 1429 . Учение о Святом Духе не было окончательно сформировано в этот период, в отличие от учения о Христе, и в нем было много недостатков. §129. Никейский и Константинопольский символы веры Сейчас мы сравним Никейский и Константинопольский символы веры , в которых подводятся итоги долгих споров. Мы заключили в скобки части первого символа, которые опущены во втором, и выделили курсивом добавления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Из этого видно, что погибель небес означает не уничтожение, а изменение к лучшему. О них говорится: «будет небо новое и земля новая, которыя Я сделаю пребывающими пред лицом Моим». Ибо если о святых написано 55 : «все мы умрем, но не все изменимся» ( 1Кор. 15 ) и в надписаниях четырех псалмов читается: о изменяемых : то во сколько более следует признать это в отношении неба и солнца и звезд, когда луна получит свет от солнца, и солнце будет сиять в семь раз большим светом? Поэтому и вся тварь совокупно стенает и мучится, ожидая откровения сынов Божиих, чтобы измениться к лучшему ( Рим. 8 ). И не только души людей, которые бессмертны, но и тела изменятся, [приняв] прославленную природу. Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие ( 1Кор. 15:53 ). Когда же небо обветшает и земля, а следовательно то, что обнимается кругом неба, и люди, живущие на земле, умрут, как и она, не для уничтожения своего, но для истребления прежнего ничтожества и обновления будущей славы, когда праведницы просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ), и по удалении прежнего и ветхого, все будет новым. Некоторые погибель и обветшание понимают в смысле уничтожения и смерти, по оному, что мы читаем в соборном послании: нынешняя небеса и земля темже словом огню блюдома ( 2Петр. 3:7 ), и еще: стихии опаляеми растаются (там же, ст. 10). Таково же и мнение философов мирских, что все, видимое нами, погибнет от огня. Поэтому и апостол говорит: преходит образ мира сего, не смотряющым нам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна ( 1Кор. 7:31 ; 2Кор. 4:18 ). Нечто подобное пишет и апостол Иоанн: мир преходит и похоть его ( 1Ин. 2:17 ). И в еврейском тексте говорится: небеса исчезнут как дым , или по Акиле и Симмаху: умалятся до уничтожения и, подобно соли, разложатся и испарятся, из коих первый сказал λσϑησαν, второй λσουσιν, что, очевидно, происходит от разложения и испарения соли. Вместо этого Семьдесят, – не понимаю, с какою целию, – [перевели]: небо утверждено как дым : ибо если твердость понимается в смысле крепости, то как можно сравнивать с дымом то, что твердо? Разве то может быть можем мы сказать, что вся твердость и сила и крепость небес сравнивается в ветром пустым и дымом, который разлагается в воздух, по Екклезиасту: суета суетствий и всяческая суета (Еклл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

2Кор.10:13 .  А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Апостол предупреждает здесь возражение, что он, сравнивая себя с самим же собою, может зайти очень далеко за границы правдоподобия. Нет, он умеет соблюсти меру в самовосхвалении. По крайней мере, Коринфяне-то уж ни в каком случае не имеют основания подозревать его в преувеличении им своих заслуг и считать его чужим для их церкви: Господь привел его в Коринф, и он здесь действительно сделал очень много – ему есть здесь чем похвалиться. 2Кор.10:14 .  Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. «Мы не напрягаем себя». Очевидно, противники Павла говорили о нем Коринфянам, что он «слишком много себе присваивает» (напрягается), что не он «достиг» Коринфа, т. е. не ему Коринфяне обязаны своим христианским просвещением. В самом деле, некоторым Коринфянам могло казаться, что для них большее значение в деле оглашения евангельским учением имел, быть может, Аполлос или кто либо другой, помимо Павла (ср. 1Кор 1:12 ). 2Кор.10:15 .  Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, 2Кор.10:16 .  так чтобы и далее вас проповедывать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Апостол смотрит на Коринф именно как на свой, отведенный ему Богом, удел. Он здесь распространил Евангелие, он же станет и утверждать Коринфян в вере, а потом прострет свою деятельность и дальше – не в Рим, конечно, где Церковь уже была основана другими, – а в Испанию (ср. Рим 15:24 ). 2Кор.10:17 .  Хвалящийся хвались о Господе 11 . 2Кор.10:18 .  Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. В заключение Апостол указывает правильный масштаб для всякой человеческой похвалы: нужно все приписывать не себе, а помощи Господа (ср. Иер 9:24 ). И можно ли чего достигнуть хвалясь? Нет, нужно ждать, когда похвалит Господь, когда Господь объявит известного деятеля Своим верным слугою (ср. Мф 25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8. Ведь, как говорит он, не только всему в совокупности, видимому и невидимому, предпочитаю любовь к Спасителю и Творцу, но если бы даже обнаружилась какая-нибудь иная тварь, более великая и прекрасная, чем эта, то и она не убедила бы меня изменить сей любви. И если мне кто-нибудь предложит нечто доставляющее радость, но без любви, то я не приму этого; если ради любви постигнут меня невзгоды, они покажутся мне приятными и весьма вожделенными, ибо ради любви голод для меня приятнее роскошных пиров, гонения сладостнее мира, нагота милее пурпурных и златотканых одежд, опасность любезнее безопасности, насильственная смерть желаннее всякой жизни. Потому что сама причина страданий становится для меня отрадой, поскольку шквал невзгод приемлю за Возлюбившего и, одновременно, Возлюбленного. «Ибо не Знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ); «Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ); Он «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ); «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ); «Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим.5:8 ). Размышляя над этими и подобными им словами, я подумал, что не смог бы обрести Царства Небесного без горней любви; не стал бы избегать и наказания в геенне, если бы было возможно, обладая этой любовью, терпеть мучение адское. Этому ясно научает Апостол и в другом месте: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). Поэтому живущие уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего, радостно приемлют все деяния и страдания ради Него. 9. И сравнивая с этой любовью те страдания, которые велики и тяжки для естества человеческого, Апостол называет их легкими и удобоносимыми: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» ( 2Кор.4:17 ). А потом учит, как следует производить сравнение: «когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:18 ). Ибо, говорит, надлежит сравнивать будущее с настоящим, вечное с временным, славу со скорбью, поскольку слава – вечна, а скорбь – мгновенна; поэтому скорбь – легковесна и удобоносима, а слава – дорога и трудноносима. Вследствие этого выражение: «в безмерном преизбытке», Апостол относит и к легкости скорби, и к весомой ценности славы: одна – безмерно мала, легка и преходяща, а другая – также безмерно знаменита, дорога, многоценна и вечна. И в другом месте Павел взывает: «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Сие да помышляет таковый, яко яцы же есмы словом посланий отстояще, таковии и ту суще есмы делом». Мы в состоянии обнаружить величие апостольского достоинства и показать, что дела соответствуют писаниям. 2Кор.10:12 .  Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. «Не смеем бо судити, или прикладовати себе иным хвалящым себе самех: но сами в себе себе измеряюще, и прилагающе себе самим себе, не разумевают». Весьма неясно написал место сие Апостол, не желая явственно обличить виновных. Разумеет же следующее: они, смотря на себя самих, предположили о себе, что они одни всех больше; а что касается до нас, то да не будет того, чтобы мы, подобно им, стали оценивать сами себя. Сие же яснее дает видеть в следующих словах. 2Кор.10:13 .  А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. «Мы же не в безмерная похвалимся, но по мере правила, егоже раздели нам Бог меру, достизати даже и до вас». Апостол «мерою правила» назвал данную Богом благодать, потому что Великодаровитый разделил ее верующим. Сие же сказал и в Послании к Римлянам: «коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры» ( Рим. 12, 3 ). Разумеет, же: мы отсекаем неумеренность в мыслях о себе, а взираем на дарованную благодать и знаем, что течение наше простерлось даже и до вас. Ибо сие дают видеть последующие слова: 2Кор.10:14 .  Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. 2Кор.10:15 .  Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш. 2Кор.10:16 .  Так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. «Не яко бо не досяжуще до вас паче простираем себе, даже бо и до вас достигохом благовестием Христовым: не в безмерная хвалящеся в чуждих трудех, упование же имуще, растущей вере вашей, в вас величатися по правилу нашему изобилно, во еже и в дальших вас благовестити, не чужим правилом в готовых похвалитися». Мы употребили данную нам меру и ею измеряем дела свои; знаем же, что доходили и до вас и вам принесли Божественное Евангелие; но надеемся пройти и дальше, конечно, когда вы утвердитесь в вере и засвидетельствуете о наших трудах. Да не будет же того, чтобы стали мы превозноситься чужими трудами! Ибо сие выразил словами: «не чужим правилом в готовых похвалитися». Противникам же дает разуметь, что они не берут на себя труда проповедать еще не уверовавшим, а стараются только развращать принявших проповедь. Поскольку же неоднократно повторял слово «хвалимся», то, чтобы не подумали они, будто бы действительно думает о себе высоко, по необходимости присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010