По 6-й песни кондак и икос, краткий синаксарий праздника со стихами перед ним 51 . Нет припевов к 9-й песни. Наших ексапостилариев нет, а вместо них один (трижды), упоминаемый древними уставами, подобен «Жены услышите» 52 : «Радуются концы вселенныя днесь в рождестве Твоем, Дево Богородительнице ( Θεοκητος) Мария и неискусобрачная Невесто, в немже и прозябших Тя горестное разреши неплодия поношение, и праматере Евы юже в рождении клятву» 53 . По греческому константинопольскому уставу (для приходских церквей) служба имеет следущие особенности по сравнению с нашей. На Господи воззвах стихиры на 6; литии на вечерне нет; лития перед утреней, которая совершается отдельно от вечерни, как и в другие великие праздники, при пении тропаря; на утрени псалтирь (кафисмы) и полиелей Богородицы «Отрыгну сердце мое»; по 3 песни канона ипакои (так назван седален). На литургии антифоны, составленные из стихов нашего избранного псалма к величанию, именно из стихов: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 (см. ниже) с присоединением между 7 и 8 стихами: «Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник» ( Пс. 131:17 ) и между 9 и 11 стихами: «Зде вселюся, яко изволих и» ( Пс. 131:14 ). Припев к 1 антифону: «Молитвами Богородицы...»; ко 2-му: «Спаси нас, Сыне Божий, во святых дивен...»; к 3-му – тропарь; на входе: «Приидите поклонимся... во святых дивен сый» 54 . По старообрядческому уставу, на Господи воззвах удваиваются стихиры 2 и 3; по Евангелии стихира гл. 6 «Днесь неплодная врата»; на 9-й песни нет припевов; по 9-й песни катавасия «Таин еси» и вместо Достойно ирмос «Чужде матерем», светилен праздника трижды (очевидно, тот же, что в греческой Минее) 55 . Представленная история службы в честь рассматриваемого праздника ясно дает видеть, с какой осторожной медлительностью и осмотрительностью составлялась эта служба. Авторами ее были святые подвижники и исповедники VIII-IX веков, и это, равно как высокие художественные достоинства их произведений, были причиной того, что их песнопениям уступили место в службе более ранние, и, несомненно, более простые и безыскусственные произведения этого рода V-VII веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

К ним подошла также благочестивая пророчица Анна, говорившая всем о Христе как Освободителе. В событии принесения Богомладенца в Иерусалимский храм произошла встреча (сретение) и соединение двух Заветов – подходившего к концу Ветхого и имевшего открыться более совершенного Нового Завета. Стихарь ( греч. στιχριον) – богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, длинная одежда с разрезами по бокам, с отверстием для головы и с широкими рукавами. С. обычно шьется из материи светлого цвета, т. к. символизирует чистоту души священнослужителей всех степеней (священнический и архиерейский С. – см. подризник), в него облачаются также иподиаконы; право ношения С. может быть дано и прислуживающим в храме мирянам (псаломщикам и др.). Стихира ( греч. σττχηρν – то, что написано стихами) – песнопение, предваряемое стихом одной из ветхозаветных книг, обычно Псалтири (первая половина этого стиха возглашается канонархом, а вторая поется хором, после чего поется С.). От предшествующих стихов С. и получили свои названия, различаясь на три основных вида: С. на «Господи воззвах» (поются на вечерне после Пс. 140 , начинающегося словами: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя»); С. «на стиховне» (предваряются различными стихами из книг Священного Писания соответственно празднику дня, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени); С. «на хвалитех» (предваряются стихами из так называемых хвалитных псалмов ( Пс. 148–150 ), поются на утрене перед Великим славословием. Число С. зависит от праздничности богослужения. Кроме указанных, существуют также евангельские С. (поются в воскресные дни после С. «на хвалитех» и посвящены Евангелию, читаемому на утрене), С. на литии и др. Столпник ( греч. στυλτης от στλος – колонна) – отшельники, избравшие для себя особый подвиг стояния на столпе (башне или другом возвышении) в непрестанной молитве. Основателем столпничества является преп. Симеон С. (Сирия, † 459 г.), из С. известны также препп. Даниил (V в.), Иоанн и Симеон С. Младший Дивногорец (VI в.), Алипий (VII в.) и др. Из русских подвижников С. были препп. Никита Переяславский († 1186 г.) и Савва Вишерский († 1461 г.). Стояние – обычное положение тела верующего во время личной молитвы и общественного богослужения. Апостолы и первые христиане приняли эту позу как молитвенную по преимуществу в соответствии с ветхозаветной традицией и словами Спасителя: «когда стоите на молитве...» ( Мк. 11,25 ). В определенные моменты православного богослужения (при чтении святоотеческих толкований Священного Писания, пастырских поучений, прологов, синаксарей, житий святых) присутствующим священнослужителям и мирянам разрешается сидеть. В Западной Церкви мирянам разрешается сидеть в продолжение большей части богослужения (во время Евхаристического канона и пения молитвы Господней их приглашают встать звоном особого колокольчика).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Прежде всего, нужно, заметить, что слова этого отзыва приводятся о. Моревым не по книге Максимовича, в которой они находятся, а по статье «Н. Тихонравова», помещенной в «Русском Вестнике» 1871 года. О. Морев книги Максимовича не видел, а относительно автора статьи, вероятно, не подозревал, что это известный московский ученый, покойный проф. Н. С. Тихонравов, сочинения которого,– а в числе их и статья из «Рус. Вести»,– несколько лет тому назад (в 1898 г.), вышли в отдельном и прекрасном издании, с позднейшими дополнениями и примечаниями. Книга Максимовича, о которой идет речь, носит заглавие: «Богомыслие в пользу правоверным. Трудолюбием архиепископа Черниговского, Новгородского (Новгород-Северского)», и пр. (Чернигов, 1711 г.). По бокам заглавия изображены св. ап. Петр (с ключом в руках) и св. Алексий (имена которых носили – отец Петра В. Алексей М. и Петр В.),– вверху–изображение св. Троицы, а внизу представлено рождение дивного младенца, в обстановке, указывающей на будущее величие и славу императора Петра Великого; на обороте этого первого выходного листа книги (есть и другой выходной лист) – рисунок государственного герба, в виде орла, в большом лавровом венке, парящего над поверженным на землю львом, служащим символом шведского короля, побежденного Петром Великим, и – подпись силлабическими стихами, поясняющая рисунок 13 ). После заглавного листа – панегирическое, прозой и стихами, «приношение» книги Петру Великому, восхваляющее и прославляющее его превыше всего на свете, затем – второй выходной лист с заглавием книги и рисунки, по композиции сходные с помещенными на первом листе, но относящееся уже к Стефану Яворскому , потом – также прозой и стихами такое же риторически-витийственное и высокопарно-цветистое «посвящение» ему этой книги, причем, конечно, и Стефан Яворский восхваляется до небес. Приведенный у о. Морева хвалебный отзыв о нем представляет лишь свод отдельных выражений, взятых Тихонравовым с разных страниц этого посвящения (стр. 3, 5 об., 6 и 6 об.), но подобными выражениями украшено и приукрашено почти все посвящение, от начала до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

ркп. Вместо «клирицы же поют» груз.: «народ то же самое»; древнейшие греч.: «когда мы поем»; поздн. греч., печ. греч. и слав. ркп. – ничего, т. е. они говорят о пении прокимна и его стихов только канонархом. Греч. и слав. ркп. пред «согбене руце» – «обратившись к западом». Старообрядческий – все как наш, только пред «согбене руце» – «обращься к западу» 2253 . Прокимен воскресной вечерни Прокимен субботне-воскресной вечерни поется торжественнее, чем на будничной вечерне. Он поется по чину великого прокимна, хотя не называется великим; именно, поется с 3 стихами, и следовательно, 4 1/2 раза. Кроме настоящей вечерни, такое исполнение имеет прокимен в вечерни двунадесятых Господних праздников, в Светлую седмицу и в вечерни самых воскресных дней Четыредесятницы. В этом отношении субботне-воскресная вечерня поставлена выше вечерни и двунадесятых Богородичных праздников, не имеющей великого прокимна, и уравнена с Господскими праздниками. Разница с последними только та, что великий прокимен там поется на вечерне не накануне праздника, а в самый праздник (за исключением того случая, когда праздник случается в субботу); это потому, что вечерня считается относящеюся к следующему дню только от Сподоби Господи (см. Тип., Неделю сырную); на воскресной же вечерне иначе, потому что часть ее до Сподоби Господи падает на такой полупраздничный или предпраздничный день, как суббота; праздничное же торжество самого воскресенья, не имеющего попразднства, должно прекращаться ранее, чем в двунадесятые праздники. Великие прокимны усвоены вечерне, а не утрене, по древней связи ее с литургией и агапой. Уже Студийский устав имел великие, т. е. с 3 стихами, прокимны, – но только для Пасхи, Рождества Христова, Крещения, да еще на утрене Великой субботы – первый пред паремией; второй на этой утрене с 2 стихами 2254 . Все же другие прокимны по этому уставу с одним лишь стихом, в том числе и Господь воцарися на воскресной вечерне 2255 . Так и груз. ркп. Иерусалимского устава XIII в.; греч. же и слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Троицы и учение о Ней. Они помещаются на утреннем Богослужении Октоиха, напр., в понедельник, и при них прибавляются тогда слова: «предстательствы безплотных твоих, помилуй нас». Эти троичны поются по гласу седмицы и имеют место после шестопсалмия и ектении, когда поется не «Бог Господь», а аллилуия. и) Мученичны – (μαρτιρικν [μαρτυρικ]). Песни, поемые в честь мучеников. Они имеют место на вечерни во все дни седмицы – на стихирах на стиховне, – а в субботнюю службу – на стихирах и на Господи воззвах, в седальнах – на утрени в канонах (кроме Четверга), в стихирах на стиховне и на Литургии – в блаженных. i) Покаянные и умилительные – (μετανοικν [μετανοικς]). Это песни, в которых содержится исповедание грехов пред Богом, сердечное сокрушение о них и моление об отпущении их. В службах понедельника и вторника они встречаются в изменяемых песнях Октоиха. к) Мертвенные и покойные – (νεκρσιμον). Это песни, содержащие в себе моление об упокоении душ усопших. Их место на службе в субботу, когда церковь воспоминает усопших. Б) Вторую категорию песнопений составляют те из них, которые называются смотря потому или другому их объему. а) Стихиры – (στιχηρ, многостишие). Слово: «стихира», название общее для многих песнопений христианского Богослужения, непосредственно примыкающих к стихам Ветхозаветных священных книг и часто развивающих их мысли. 432 Первые опыты стихир, дошедших до нас с именем их составителя св. Анатолия, патриарха Цареградского (458), – а о других более ранних нам неизвестно, – составлены по образцу Ветхозаветных поэтических произведений, к числу которых отцы церкви относят книги, писанные стихами, как-то: псалтирь, притчи Соломоновы, песнь песней и книгу Иова. Песнописцы употребили слово «стихира» для обозначения великого множества многосложных песней, постоянно следующих при Богослужении за стихами Псалмов. Отсюда стихиры называются: стихирами «на Господи воззвах», потому что впереди христианских песней стоят стихи из 140 псалма: «Господи возвах», 141 и 129; эти стихиры поются в начале вечернего Богослужения; – стихирами «на стиховне», который отличаются от 1-х стихир тем, что для этих христианских песней стихи берутся из разных других псалмов, соответственно воспоминаемому событию того или другого дня, или памяти празднуемого; эти стихиры поются в конце вечернего и утреннего Богослужения; наконец, – стихирами «на хвалитех», которые поются, как видно из самого названия, вместе с стихами, взятыми из псалмов 148, 149 и 150, в которых часто встречается слово «хвалите».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Вот список названий их и время издания в свет: 1.  " Нравоучительное зерцало " (Чернигов. 1703 и 1707 г.). 2.  " Алфавит святых " (Стихотворение. Чернигов. 1705. г.). 3.  " Богородице Дево " (Тоже стихами. Чернигов, 1707 г.). 4.  " Толкование на 50-й псалом, " посланное в 1708 году с письмом к царю вместе с двумя предыдущими сочинениями. 5.  " Размышление о молитве " Отче наш " (Стихами. Чернигов. 1709 г.). 6.  " Осьмь Евангельских блаженств " (Сочинение обширное стихами. Чернигов. 1709 г.). 7.  " Царский путь Креста " (Чернигов. 1709 г.). 8.  " Богомыслие " (Чернигов. 1710–1711 г.). 9.  " Илиотропион " (Чернигов. 1714 г). Не можем пройти молчанием о двух событиях в жизни Архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, произвевших на него большое впечатление относительно совершенного предания себя в волю Божью. Из них последствием первого было открытие входа в гробницу блаженного Феодосия Углицкого, а последствием второго — спасение чести и жизни Максимовича от позорной казни за мнимую измену царю и отечеству. Первым событием была тяжкая долговременная болезнь святителя Максимовича, доведшая его до совершенного изнеможения продолжать жизнь. В последнюю ночь своего страдания обратился он мысленно к усопшему своему благодетелю блаженному Феодосию Углицкому, который немедленно явился болящему объявить милость Божью, дарующую ему чудное исцеление, говоря: не скорби, брат, Господь услышал молитву твою и дарует тебе здравие — встань с одра и приготовься к утру отслужить благодарственную литургию — это тебе знамение! Болящий, очнувшись от чудного видения, встал с постели и позвал своего келейника, сказав: " сходи к наместнику и скажи, что я сегодня буду служить литургию, чтоб было готово все к служению. " Все изумились, полагая, что преосвященный говорит в горячечном бреду, пока на деле не уверились, что он в здравом уме и совершенной памяти. Второе. Пастырь-патриот едва не пострадал во время открытия (в 1708 году) измены Мазепы Петру I, по милости клеветы и злости. Мазепа, злясь на тех, кто не поступал по его надеждам и желая возбудить ропот против Петра, если бы он наказал невинных, обвиняемых ложно — послал казака менской сотни Пархоменка объявить, что он послан Мазепой с письмами к архиепископу Максимовичу, к глуховскому сотнику Туранскому, к князю Четвертинскому и к глуховскому атаману Карпеке, и что письмо к архиепископу передано через служителя его, а прочим лично. Казак, пойманный, объявил то же самое, даже в присутствии обвиняемых лиц, но Петр допытался правды, и невинность была подтверждена.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Егда же близ к царствующему граду приидоша, и тогда благочестивый Царь со всем освященным собором с честными кресты и со священными иконы благолепственным устроением поидоша, с ними же и Преосвященный митрополит Варлаам Ростовский и Ярославский, аще ему благочестивый Царь ради его конечныя престарелости в зело от того путешествия возбраняше; он же желая видети святыя мощи, на стретение честных мощей поиде. Грядущим же им и мало нечто, якобы вержением камня, до Святительских мощей подошед Преосвященный митрополит Варлаам, сяде в кресла и абие от жизни сея отыде. По его же преставлении дошедшим мощам великаго Святителя Филиппа благочестивый Царь со всем освященным собором и со всем своим царским сигклитом и со безчисленным множеством народа, от великия радости воздаша Богу благодарение, яко благоволил угодника Своего мощи ему зрети, с сердечным веселием целовав оныя святыя мощи, и от Преосвященнаго Никона митрополита прием благословение, поидоша в царствующий град Москву, и в оный вшедше, поставиша оныя святыя мощи в соборней апостольской церкви Успения Пресвятыя Богородицы среди церкви, в тако ту три дни пребыша и три нощи, ибо во вся те три дни и нощи присно народ реющеся на прикосновение и целование оных мощей. И в пренесение мощей к царствующему граду и в соборной церкви от оных мощей святых благодатиею Божиею многая исцеления в скорбех сущим даровашеся, наипаче же величайшее число беснующихся, читаху над оными святыми мощами запрещательныя на злыя духи молитвы и руце возлагающу Преосвященному митрополиту Никону, исцеление улучиша. И по пренесении мощей Святительских благочестивый Государь к Преосвященному митрополиту Никону, за таковый его великий труд, наипаче прежняго крайнюю свою царскую милость и любовь нача являти, и во знамя за тот труд благодарения, благоволи ему пожаловати множество драгих священных и внешних одежд, и в дом Премудрости Божия несколько сел и деревень вечно, и крилос его весь одари. Зря же благочестивый Царь, яко в та времена никтоже ему в разуме и во утверждении благочестия бе равен, посоветовавшися со всем освященным собором, аще Преосвященному митрополиту Никону и весьма нехотящу и всячески отрицающуся, и разнообразными винами отбывающу, понудиша его престол Патриаршеский прияти и поставлен бысть в лето 7160-е (1652) месяца июлия в 25 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

1. Не хранящим чина молитвы. 1) Ежели который брат вознерадит прийти к началу котораго-либо пения, той во время обеда собравшейся братии в трапезу да творит поклоны три великия и, испрося прощения у братии, да сядет на последнем месте. 2) Ежели который брат не придёт на полунощницу и в начало утрени, в такое же трапезное собрание да сотворит поклонов десять великих. 3) Ежели который брат не придёт на утреню, да сотворит поклонов тридцать великих или да будет без пищи до вечера. 4) За часы тож, что за полунощницу, поклонов десять великих. 5) За литургию в такоеж трапезное собрание поклонов 50 великих, или да будет без пищи до вечера, а в дни праздничные и вино с пивом как за утреню, так и за литургию да удержится ему. 6) За девятый час тоже, что и за начало, поклоны три великия, на вечерней трапезе и да просит прощения у братии. 7) За вечерню тож, что и за утреню поклонов тридцать великих, или да будет без пищи вечерния, где оная представляется. 8) За простое повечерие тож, что и за полунощницу, десять поклонов на вечерней трапезе, за повечерие же с правилом, равно как за утреню, поклонов 30 великих. 9) Ежелиж который брат от котораго либо пения прежде отпуска кроме крайней нужды изыдет, запрещение да приимет за всё от котораго изыде. 10) Ежели который брат во время церковнаго пения и чтения о чём либо кроме настоящей о порядке молитвословия потребы возглаголет не благоговейно и не скромно, запрещение да приимет тоже, что заутреню, поклонов 10-ть великих в церкви. 11) Ежели который брат во время церковнаго пения и чтения смехотворит и кощунствует, запрещение да приимет тож, что и за утреню поклонов 30 великих. 12) Ежели который брат во время церковнаго пения и чтения сварится на кого и сквернословит или ропщет – запрещение да приимет тож, что и за литургию, поклонов 50 великих, в церкви. 13) Ежели который брат или белец в церкви дерзнёт кого ударить, той да возмётся в смирение для наказания по разсмотрению вины. 14) Ежели который брат учащает преступление, да приложится тому сугубо запрещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Псалом 18 Пс.18:1 . В конец, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: начальнейшему певцу песнь Давидова СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме прославляет Давид, во-первых, Создателя Бога от величества и красоты тварей Его. Во-вторых, по показании совершенств и величества Творца, входит в разсуждение о преизяществе и совершенстве закона Его, который сравнивает с небесным светилом, котораго нет ничего в вещах телесных прекраснее, полезнее и сильнее. А дабы мог в законе оказать действительные успехи: то, в-третьих, испрашивает у Бога помощи и благодати Его. Пс.18:2 . Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвещает твердь. Пророк в первом месте описывает величие Божие от творения небес. Ибо между всеми прочими делами Божиими, прославляющими Зиждителя, небеса суть такое творение, которое величеством и красотою славу Божию яве открывает. Небеса, глаголет, поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Небеса и твердь означают в сем месте одно и то же, то есть, весь оный небесный состав, на котором утверждены звезды, солнце и луна. Ибо в первой главе Быт. 1:8, 16–17 , сказано: нарече Бог твердь, небо. И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меньшее в начала нощи, и звезды. И положи я Бог на тверди небесней. Сия убо твердь, на нейже, по выражению Священнаго Писания, положены все небесныя светила, возвещает, или показывает, человекам первейшия и благороднейшия дела рук Божиих, из которых познается великая слава Зиждителя. Пс.18:3 . День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Чудная поистинне проповедь , еюже небеса поведают славу Божию! ибо, во-первых, проповедают безпрестанно, во-вторых, проповедают словами всех языков, в-третьих, проповедают всей вселенней. В сем стихе показывается проповедь, бывающая безпрестанно, понеже небо проповедует во дни и в нощи: ибо днем зрится красота солнца, а нощию красота звезд. И понеже дни и нощи не всегда пребывают, но преходят, и взаимно друг друга преемствуют: для того Пророк стихотворческим искусством представляет, что день, по совершении течения и проповеди своея, преподает последующему дни слово проповедания: подобным образом и нощь, по совершении течения своего и аки по воспении песни, преподает последующей нощи должность пения. Таким образом безпрерывно и без всякой разстановки дни и нощи, аки лики творяще, хвалами Бога прославляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разница в том, что стих, как правило, берется из Св. Писания, чяаще всего из Псалтири. Стихира представляет собой творение христианского песнопения, т.е. стих по своему происхождению богодухновенен, а стихира – это уже человеческое творчество в самом высоком смысле этого слова, творчество Церкви. Ну а само слово «стихира» как раз и означает: «припев к стиху», «поемое со стихами», поэтому выражение «стихира на стиховне» содержит в себе тавтологию: то, что поется со стихами, поемое со стихами. Но и здесь тавтология не случайна. Вспомните выражение «Минея месячная». Тоже, казалось бы, «масло масляное». Но все становится понятным, когда мы узнаем, чито кроме Минея месячной есть еще и Минеи другие (общая и праздничная). Стихиры на стиховне называются так потому, что они могут петься с разными стихами. Стихира на «Господи, воззвах» всегда поется с одними и теми же стихами, взятыми из псалмов; стихира на «Хвалитех» тоже поется с одними и теми же стихами; стихиры на литии поются вообще без стихов. А вот стихиры на стиховне могут петься с разными стихами. Эти стихи определяются характером праздника. Однако будничная вечерня имеет определенные, всегда одинаковые запевы стихир на стиховне. В основе стиховенного корпуса будничной вечерни лежит 122 псалом. Псалом этот достаточно краткий и весь прочитывается в качестве запева. Запевов два. Первый: «К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси...», а второй: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...». Сколько стихир на стиховне бывает? В самом простом случае – три (три стихиры Октоиха – на будничной вечерне). Первая – без стиха, в этом характерная особенность стиховенных стихир. Вторая и третья – со стихами из 122 псалма. По своему содержанию первая и вторая стихиры связаны с литургической темой данного дня седмицы: понедельник – бесплотные, чаще всего они покаянные или умилительные, в среду – Кресту, и т. д. Если в понедельник по Октоиху первый канон утрени покаян- ный, то и первые две стихиры на стиховне в воскресенье вечером будут покаянными. Третья стихира всегда мучениче, т.е. прос- лавляет святых мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010