— Значит, совершение часовых богослужений, или, как мы привыкли говорить, чтение часов, призвано поддержать в нас память о новозаветных событиях, помочь нам жить по евангельскому времени? — По сути, да. Возможно, поэтому Русская Православная Церковь, в отличие от некоторых других православных автокефальных церквей, хранит эту традицию: часы у нас совершаются во всех приходских храмах, а не только в монастырских, как, например, в Греции. При этом приходится с горечью констатировать, что мы забываем о смысле часовых служб, перестаем его чувствовать, не можем соотнести свое время — собственные текущие сутки — со временем евангельских событий. Однако Церковь всегда рассчитана на высшее состояние человеческого духа, лучшее, нежели то, которое можем принести ей сегодня мы. Поэтому она не отказывается от того, что кажется «слишком трудным» для нас, сегодняшних. Часы — богослужение второстепенное по сравнению с утреней и вечерней, но они, обрамляя собой основные богослужения, служат для нас духовными ступенями к ним. И если мы дадим себе труд быть внимательными во время чтения часов, мы это почувствуем. — Вернемся в начало суток, в вечер. Почему утреню у нас служат вечером, после вечерни, и все это вместе с первым часом именуется всенощным бдением? — Понятие «всенощное бдение» пришло к нам из древнего иерусалимского монашеского устава, согласно которому ночь перед церковным праздником и просто перед воскресным днем монахи проводили в молитве, без сна. Уставное всенощное богослужение начиналось после захода солнца и продолжалось, по всей видимости, восемь-десять часов. Оно включало многочисленные поучения, чтение Священного Писания и святоотеческих трудов и завершалось утреней. «Слава Тебе, показавшему нам свет» — раздавалось именно тогда, когда молящиеся видели первый луч солнца. Насколько это реально в нашей приходской практике, кто из нас способен каждую ночь с субботы на воскресенье проводить вот так? Ну разве что два раза в год. Положение утрени в нашей богослужебной практике действительно проблемно: по своему содержанию она относится именно к утру — «исполним утреннюю молитву нашу Господеви», а совершаем мы ее вечером. Голоса, призывающие это исправить и совершать утреню именно утром, раздаются в Церкви периодически. Однако и здесь встает вопрос: а насколько мы к этому готовы, не станет ли это для нас проблемой? Представьте: вечернее богослужение, то есть, собственно, одна вечерня — тридцать-сорок минут, зато утром — утреня, часы 1й, 3й, 6й, Божественная литургия — все вместе больше четырех часов. Следует подчеркнуть, Божественная литургия не входит в обсуждаемый нами сейчас суточный богослужебный круг — она выше суточных богослужений. Но в Греции «правильная» практика (вечерня вечером, утреня утром) приводит к тому, что прихожане приходят только на Литургию, а краткую вечерню и утреню, которая начинается в семь утра, игнорируют.

http://pravmir.ru/i-byil-vecher-i-byilo-...

Рядом с шегнушей была кладовая, где хранили скатерти, полотенца, посуду. В Книге праздничной говорится о том, какую посуду использовали для еды: мисы, ставцы, блюда, ковши, чаши, сковороды и другое. Братская посуда была в основном деревянной, это известно из описей первой половины XVII века, хотя упоминается в них большое количество посуды медной, а также глиняная. Повседневная братская посуда изготовлялась из осины; ложки делали из вяза; ковши вытачивались из корневищ или капа (наросты на стволе деревьев). Посуду изготовляли монахи и мастеровые, так называемые «швали», среди которых были люди самых разнообразных профессий, в том числе и токари 44 . Под трапезой и церковью была хлебня и рядом два погреба с квасом, куда ходила братия перед вечернею и мефимоном пить квас. В каждом служебном помещении (хлебне, поварне, калачне и т.п.) а также в братских келиях были медные рукомойники с лоханями 45 . Сколько человек в это время жило в монастыре, сказать определенно нельзя. Можно предположить, опираясь на сведения 1621 года, что около 190 человек монахов и около 350 – мирских людей 46 . Кроме того, в больнице и богадельне было более 100 человек нищих. Мастеровые и дворовые люди жили за стенами монастыря в специально для них построенных «дворцах». В середине XVII века в Кирилло-Белозерском монастыре было 17 престолов, в том числе 6 приделов 47 , поэтому храмовых праздников здесь было много. В Келарском обиходнике Матфея Никифорова в большинстве случаев указано, как их праздновали: вечерню и молебен с литургиею служили собором в храмах, посвященных празднуемому событию или святому; утреню – также собором, но в главном храме монастыря – Успенском; а к «Празднику» (т.е. в храм празднуемого события или святого) утреню «петь» посылали священника с клирошанами. К богослужению звонили в колокола. Между церковью Архистратига Гавриила и церковью Введения с трапезой находится 3-х ярусная колокольня, вход на которую вел с паперти трапезной. На колокольне были следующие колокола: большой (938 пудов) отлит силами монастыря в 1596 году; 2 колокола отлитых в XVI веке также за монастырский счет по 300 и 100 пудов каждый; колокол псковского литья (400 пудов), вклад в монастырь П.И. Шуйского, в Обиходнике он назван «псковитин»; 6 колоколов зазвонных и красных. На церкви Архистратига Гавриила были установлены боевые часы с двумя небольшими перечасными колоколами 48 . Часы били в прибойный колокол, в который звонят. Сначала часы били определенный час, потом звонили в колокола: «К обедне благовест, час дни ударит» (л. 27); «к ужине звон, час нощи ударит». Кроме звона в колокола, «колотили в доску» ко всем службам 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечерня — похожа на теперешнюю, но без стихир и без тропарей, и, конечно, без иерейских или диаконских частей. В начале рукописи написана 1–я кафисма Псалтыри. Схема этого Часослова могла бы совпадать с тем, что Иоанн Кассиан рассказывает о палестинских монахах (см. выше стр. 23), у которых главными были бдения 1–ой и 4–й стражи ночи, к которым прибавлялся 1–й час. Появляется и краткая вечерня, вошедшая, вероятно, под влиянием городских служб; о соответствующей 2–й части утрени нет следов. По новому исследованию Часослов — дело семи разных переписчиков, неправильно переплетен. Сестра Максима предлагает новое расположение тетрадей так, чтобы Часослов начинался с полунощницы, что, казалось бы, логично. Мы предлагаем тут наше прежнее описание (ИТИ:59), его корректируя и дополняя. a) (Конец 6–го часа): Пс. 83 и 114. Нет тропарей. b) 9–й час: Пс. 83, 84, 85, 68, 112, 110, 120. Нет тропарей. c) 12 псалмов: 74, 29, 54 — Слава — 5, 7, 40 — Слава — 31, 80, 81 — Слава — 93, 104, 56. Четыре тропаря. d) 2 полунощных канона: ирмосы «Помощник», три тропаря на каждую песнь, со стихами Пс. 118. e) 6 стихир со стихами из Пс. 37, 118 и 6. f) Последование полунощницы: молитвы Иезекииля и Манассии, Пс. 90, Ис.26:9: «От нощи», «Се жених грядет», Пс. 118. g) Многообразный поэтический материал: 6 канонов (со 2–й песнью) воскресных, Богоматери, Предтечи; Блаженны, стихиры, седальны, и т. д. (больше 400 неизданных тропарей, очень архаичного и простого содержания, вероятно VII-VIII вв.) После 9–го часа вечерня намеренно пропущена. Чин 12 псалмов заменяет Великое повечерие. Полунощница содержит элементы современных повечерия и 1–ой части утрени. Поэтический материал находится еще вне самих служб, в порядке свободного употребления. Это полный Часослов, очень близкий к современному, но с большими и замечательными расхождениями. Он тоже не предполагает еще употребления Октоиха. Расхождения с современным Часословом идут по линии близости к палестинским порядкам (по Кассиану) и неполного согласия с каппадокийскими традициями (по Василию). Схема служб арамейского Часослова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

103 псалом. Светильничные молитвы. Великая ектенья. Великая ектенья. Рядовая кафизма. «Блажен муж» «Господи, воззвах»  со стихирами. «Господи, воззвах»  со стихирами. Вечерний вход (Вход с кадилом). «Свете Тихий». «Свете Тихий». Прокимен. Прокимен. ПАРЕМИИ Сугубая ектенья. «Сподоби, Господи». «Сподоби, Господи». Просительная ектенья. Просительная ектенья. ЛИТИЯ: · Стихиры на литии · Литийные прошения · Молитва главопреклонения Стихиры на стиховне Стихиры на стиховне. «Ныне отпущаеши». «Ныне отпущаеши». Трисвятое. «Отче наш». Трисвятое. «Отче наш». Тропарь Тропарь. Сугубая ектенья Окончание.  Великий отпуст. Благословение хлебов. 33 псалом. Краткая схема будничной утрени  Схема полиелейной утрени в составе всенощного бдения Жирным шрифтом выделено праздничое окончание. Возглас  «Благословен Бог наш». Двупсалмие. Двупсалмия нет. Возглас  «Слава Святей». Шестопсалмие. Утренние молитвы. Шестопсалмие. Утренние молитвы. Великая ектенья. Великая ектенья. «Бог Господь» со стихами.  Тропарь . «Бог Господь» со стихами.  Тропарь . Кафизмы. Кафизмы. 50й псалом. ПОЛИЕЛЕЙ (50й псалом внутри него) Канон. Канон. Хвалитные псалмы со слов  «Хвалите Господа с небес»  и стихиры на хвалитех. Хвалитные псалмы со слов  «Всякое дыхание»  и стихиры на хвалитех. Вседневное славословие . ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ Просительная ектенья. Стихиры на стиховне. «Благо есть». Трисвятое. Отче наш. Тропарь . Сугубая ектенья. Окончание. Отпуста нет. ————————————— Первый час. Великий отпуст. Тропарь . Сугубая ектенья. Просительная ектенья. Окончание. Великий отпуст. Многолетие. ———————————————— Первый час. Малый отпуст. СХЕМА ПОЛЕЛЕЯ ПРИ ПОПАДАНИИ ПРАЗДНИКА НА БУДНИЙ ДЕНЬ СХЕМА ПОЛИЕЛЕЯ НА ВОСКРЕСНОЙ СЛУЖБЕ Полиелейные псалмы 134 и 135 Полиелейные псалмы 134 и 135 Величание со стихами избранного псалма Тропари по непорочнах  «Ангельские собор» Малая ектенья и седален праздника по полиелее Малая ектенья и ипакои гласа Антифоны степенны: 1й антифон 4го гласа  «От юности моея» Антифоны степенны по гласу Молитвословия перед Евангелием: прокимен, « Всякое дыхание » и пр.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Основываясь, таким образом, на прямом смысле предписаний Типикона и указаний служебника относительно благословения хлебов, мы должны сказать, что хотя всенощное бдение и отправляется в частных домах, когда некоторые из членов того или другого дома по каким-либо уважительным причинам, напр. болезни, не могут бывать в храме при общественном богослужении, но совершать благословения хлебов при этом не следует (Р.д.С.П. 1877 г. При служении без диакона должен ли священник на малом входе (на вечерне) целовать превратные св. иконы Спасителя и Божией Матери? Должен, но не «предвратныя», а находящиеся на самых царских вратах («целует царские двери десно и лево» — Чиновн., и «- целовать св. двери» — Типик. гл. 2) (Ц. В-к 1894 г. Можно ли одному священнику без чтецов и певцов служить утреню, вечерню, обедню и другие службы? Что касается вечерни, утрени и прочих вседневных служб, за исключением обедни, то можно, — само собою разумеется, в тех случаях, когда священник находится в церкви один, без предстоящих и желающих участвовать в молитве. Так делали многие святые угодники и подвижники. Одного только священник не может и не должен делать при этом — произносить ектений, ибо в них предстоящие приглашаются к участию в общей молитве, — а предстоящих-то и нет. Если же в церкви находятся желающие выслушать ту или другую службу, то она должна быть совершаема обязательно с псаломщиком, как следует, по уставу церковному (Р.д.С.П. 1885 г. Может ли диакон или псаломщик без священника совершать вечерню, утреню, обедницу и притом так, как бы он отправлял эти службы с священником? Если церковный устав в некоторые дни года дозволяет отправлять иные службы, напр. Повечерие, полунощницу и др., - отправлять келейно , то отсюда еще никак нельзя заключать, что диакон или псаломщик может отправлять вечерню, утреню и обедню в храме и притом так, как бы эти службы отправлялись священником. Диакон, как прислуживающий только при совершении богослужения священником, не может без благословения и участия священника надеть на себя даже стихирь, не имеет права произносить ектений, совершать каждения и пр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В этот же день Святейший Патриарх Кирилл выступил с заявлением в связи с терактами в московском метро. В соборе Усекновения главы Иоанны Предтечи Иоанно-Предтеченского женского монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского, а затем утреню Великого вторника. В монастыре Первосвятитель провел краткую встречу с министром обороны Греческой Республики Евангелосом Венизелосом. 30 марта. В Великий вторник Святейший Патриарх Кирилл посетил подмосковный Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь, расположенный близ города Сергиев Посад. В Никольском соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам прп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского, а затем совершил Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Святейший Владыка посетил Покровский храм, осмотрел здания и территорию Хотькова монастыря, а также побывал в расположенном в одном из корпусов монастыря приюте-пансионе для девочек, оставшихся без попечения родителей. В храме Всех святых, что в Красном селе, бывшего Ново-Алексеевского женского монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением трипеснца прп. Андрея Критского и утреню Великой среды. 31 марта. В Великую среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. За малым входом Предстоятель Русской Церкви удостоил к празднику Святой Пасхи ряд клириков г. Москвы Патриарших наград. В Малом зале Храма Христа Спасителя прошла встреча Его Святейшества с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кубы в России Хуаном Вальдесом Фигероа и председателем Ученого совета Кубинского офтальмологического института Франком Эгиасом Мартинесом. В канун Великого четверга Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого четверга в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря Москвы. АПРЕЛЬ 1 апреля. В Великий четверг, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

4 Достойно замечания, что ваше русское духовенство в Иерусалиме во главе с своим начальником Духовной Миссии, по возвращении из храма Воскресения и после торжественной пасхальной церемонии у Живоносного Гроба Господня, в Троицком соборе начинает пасхальную заутреню или агрипнгю, пением канона «Волною морскою» с песнею: «Не рыдай Мене Мати зряще во гробе», и, после крестного хода вокруг храма с хоругвями и крестами, по принятому в России обычаю, Типиконом не предусмотренному, уже совершает пасхальную утреню указанным в Типиконе началом Пасхи. Мы лично не разделяем этой мертвящей дух приверженности суровой букве нашего Типикона. Если где-то в Св. Граде, в соседстве с «источником нашего воскресения» – Живоносным Гробом, после радостного «Христос воскресе», исполнять хотя бы и дивные, но печальные по содержанию песнопения великой субботы, по меньшей мере, излишне. Целесообразнее и естественнее, по возвращении из храма Воскресения, начинать утреню в Троицком соборе или пасхальным каноном, или, по крайней мере, обычным выходом в притвор для начала пасхальной утрени... Несомненно в такой последовательности богослужебного порядка было бы больше для светлой заутрени гармонии, и отсутствовал бы тяжелый диссонанс. Для тех же, кого блазнит опущение агрипнии с пением «Волною морскою», мы рекомендовали бы совершать ее с вечера, до отхода еще в храм Воскресения на торжественную пасхальную заутреню. Такое место эта служба занимала и в древнем святогробском Типиконе, и лишь по мотивам практического, житейского свойства, она уступила подобающее ей место всенощного бдения чтению Деяний апостольских, положенному в монастырях, при вкушении пищи в нарфиксе, сейчас после великосубботней литургии. 5 В прежней святогробской практике был обычай, при пении пасхального канона, от кувуклия переходить в храм Воскресения и здесь с большими удобствами и простором совершать торжественную пасхальную утреню и за нею литургию. На Живоносном Гробе служит литургию лишь очередной архиерей-синодал (Великий пост во св. граде Иерусалиме. М. 1864 стр. 75–78; Пасха в Иерусалиме 1867 стр. 16, прим. 11, Одесса 1867). Но недоразумения с инославными исповеданиями и пресловутый грозный status quo этот прекрасный обычай изменили на нынешний, весьма стеснительный для паломников. Литургия в храме Воскресения на Пасху ныне уже не совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Для этого надо знать, что такое глас. Октоих (сиречь осмогласник) делится на 8 гласов (различных видов распевов, на которые поются стихиры и тропари), каждый глас сохраняется одну неделю, то есть содержимое октоиха повторяются примерно каждые два месяца. Но тонкость в том, что если на какой-то невоскресный день попадает полиелейный или бденный праздник, то служба идет только по минее, и октоих вообще не читается (а такие праздники могут случаться несколько раз в неделю). И даже если служат простую (вседневную) службу, но двум святым, то второй канон октоиха (в среду и пятницу – Богородице) не читают, но читают первый канон октоиха (в среду и пятницу – Честному Животворящему Кресту) и два канона минеи (двум святым). Таким образом, в разные годы один и тот же канон октоиха будет прочитан разное количество раз, может быть четыре раза, а может и один раз, поэтому придется набраться терпения, чтобы услышать чтение любимого канона на богослужении. Но, предположим, нам все равно, какой именно канон Богородице будут читать из октоиха, но надо узнать, какой именно. Самый простой способ узнать, какой сейчас глас – посмотреть в православном календаре на прошедшее воскресенье (иногда пишут и в расписании богослужений в церкви). Глас сменяется в воскресенье (точнее, в субботу вечером на бденной службе) и сохраняется следующие шесть дней. Пример. Собрались в церковь в пятницу на утреню, смотрим православный календарь: ноября 2012. Пятница. (10 ноября по старому стилю). Апп. от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I)]. Совершается простая (вседневная) утреня, следовательно будут читать два канона октоиха (Кресту и Богородице) и один канон минеи (апостолам от 70-ти, которым празднуем). Чтобы узнать глас, смотрим прошедшее воскресенье: ноября 2012. Воскресенье. (5 ноября по старому стилю). Неделя 24-я по Пятидесятнице. Глас 7-й]. Следовательно, и в пятницу будут читать каноны октоиха седьмого гласа. Ну и надо учитывать, что почти повсеместно утреню читают сразу после вечерни в предыдущий вечер, так что, как бы глупо это ни казалось, на пятничную утреню надо приходить вечером в четверг! Если же Вы несколько месяцев терпеливо ждали, когда будут читать Ваш любимый канон Богородице, и даже сбежали с работы пораньше, чтобы успеть в церковь, но на богослужении Вы с ужасом обнаружили, что Ваш любимый канон Богородице не прочитали или урезали, теперь Вы всегда сможете послушать его полностью дома, лежа на мягком диване, используя эти аудиозаписи.

http://pravicon.com/audio.html

А уже ближе к вечеру полунощную. Это же всё для нас. Есть книга «Часослов» – это книга для мирян. Часовни, которые в обилии рассеяны по нашей родине. Раньше, до революции, их было гораздо больше. Что такое часовни? Это не храм, там нельзя служить литургии. Это молитвенный домик православный. Само название говорит о том, что там читали часы. Часы можно прочитать самому дома, священник для этого не нужен. Возгласы священника можно пропускать или заменять словами «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь». Допустим, часы нужно читать. К Паисию Святогорцу приходили люди, он многим многим советовал читать часы дома. «Часослов» — это книга для мирян, по ней можно читать сокращенный вариант утреней, вечерней, повечерья и часы. Полунощницу можно читать, если есть желание. И вообще «Часослов» должен быть освоен православным человеком. Очень хорошо делают те, кто читают по «Часослову». Я тоже так когда-то делал. Я вспоминаю житие Бориса и Глеба. Сказано, что кто-то из них перед убийством читал утреню. Он наверняка читал её по «Часослову», это древняя практика, так молились. Это не то, что нельзя, это здорово, нужно. Это и есть ступенька воцерковления, когда человек погружается в церковные книги, знакомится с церковными книгами, молится вместе с Церковью в том смысле, что в храме сейчас утреню должны читать, и человек читает тоже приблизительно утреню. Можно даже Шестопсалмие почитать с утра, это часть утреннего богослужения. Это уже будет молитва вместе с Церковью. И в человеке тогда вырабатывается молитвенная правильная церковная интуиция, вкус к церковной молитве появляется, знание церковной молитвы, понимание её. Храм переносится к нему домой, у него дома храм, у него дома Церковь, как и должно быть. Потому что человек – это храм Божий, и его семья должна быть Церковью, как апостол Павел пишет о домашних церквах, то есть о семьях православных. Церковь нужно приносить домой. Мне повезло, что студенты в свое время подарили все книги, которые на клиросе стоят, все книги, необходимые для совершения домашнего богослужения.

http://radonezh.ru/2021/06/24/zhizn-v-ce...

Михаил, Пятигорск 11 января 2017г. 15:37 Литургия совершается по Уставу от восхода солнца до 12 дня. Бывают исключения, которые специально оговариваются Типиконом: в большие праздники литургия может совершаться раньше - до восхода солнца, т.е. ночью; если литургия начинается с вечерни, то может начаться и после 12 дня, но никак не позже 15.00, так как в 18.00 уже правится повечерие, а нужно после литургии еще и поужинать (это единственная трапеза в день при служении литургии с вечерни). Так все правится и на Святой горе. Учите матчасть! :) Виталий Мигузов, Воронеж 12 января 2017г. 19:49 Михаил, мы говорили про утреню и византийские часы, а Вы написали про Литургию - и очень путанно то, что я написал ранее коротко и ясно: Литургия вне богослужебного суточного круга (то есть её нет в византийских часах). Мы также говорили про о. Иоанна Кронштадтского. Причем здесь Святая гора? о.Иоанн служил утреню примерно с 5 до 8-30 утра. На наших приходах её служат с 17 до 19 часов. Вы утверждаете что утреню надо служить ТОЛЬКО ночью на восходе солнца. Михаил солнце восходит в 17 часов? Или оно в это время садится? Михаил, почему в нашей практике между 1 и 3 часом византийского круга - разница 12 часов, а не три как положено??? А вот у о. Иоанна - всё по византийским часам. Михаил, Пятигорск 13 января 2017г. 17:05 Я не пойму, вы специально тупите или действительно е понимаете? Утреня служится перед утром, т.е. с вечера или ночью. Но никак не утром, утром служится литургия. Что еще не понятно? Виталий Мигузов, Воронеж 14 января 2017г. 00:33 Так где это написано? (кроме тайников в Вашей голове) Михаил, Пятигорск 14 января 2017г. 13:43 А вы отменили устное предание? :) Тогда 91-е каноническое правило свт. Василия Великого в помощь! Прощайте. С вами больше не о чем говорить. Виталий Мигузов, Воронеж 15 января 2017г. 20:35 " Свое из своего принося всегда и везде " - Михаил, этот Ваш козырь, который перебить не возможно. Леонид пишет что//сейчас предлагают пересмотреть и письменное предание//, а Вы про устное никому не известное кроме Вас. Попробуй тут поговорить.

http://bogoslov.ru/article/5173392

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010