Се 457 бо есть первый степень иночскаго возраста, и инако 458 страсти умалити 459 немощно, глаголет Симеон Новый Богослов . И в нощи убо 460 делании сем наипаче подобно есть тщатися, рекоша отцы. Рече бо блаженный Филофей Синаит, яко в нощи наипаче очищатися уму. И святый Исаак глаголет: всяку молитву, юже приносиши в нощи, всех дневных деяний 461 да 462 будут во очию твоею честнейши. Сладость бо, яже в дне даема постником, от света делания нощнаго истекает. И прочии святии сему согласуют. Того ради, рече Лествичник, в нощи множае молитве давай, меньше же пению. И инде глаголет: утрудився делатель воставь помолится. Сице и нам подобает творити, егда утрудится ум в молитве, попущати его мало в пение, иже кто имать правило, или псалмы, или тропаре кыя, или что ино. Многословие бо множицею ум расточи в молитве; малословие же множицею собра, глаголет той же Иоанн Лествичник . В расшествии же помысл чтению паче прилежати, якоже рече святый Исаак; во время, в неже ум твой расточен, множае молитвы чтению прилежи, или рукоделие, якоже ангел Великому Антонию 463 предаст. Новоначальным бо в нашествии помысл рукоделие с молитвою, или служение кое, зело полезно есть, рекоша отцы, наипаче же во время скорби и уныния помыслов ключимо есть. Блаженный же Исихия Иерусалимскый четыре образы пологает в делании сем мысленем: или прилоги блюсти, или сердце имети глубоче, молчаще от всякого помысла, и 464 молитися, или Господа Иисуса Христа на помощь призывати, или память смертную имети: Сии вси, рече, лукавая помышления возбраняют, и в сих в коемждо обрящется кто, вся сия трезвение, сиречь, делание мыслена 465 , глаголются. Сия вся смотривше, кождо нас подобающим себе чином да подвизается. О еже како и 466 чим укреплятися в настоянии ратен мысленаго подвига. 3. Се же есть укрепление в борении подвига нашего, реченное во всех писаниях, да не омалодушимся, ни унываем, егда ратовани будем зелне лукавыми помыслы, ни престанем от течения пути, еже в тризнищи. И сие бо есть диаволя злобы хитрость, еже стыдение нам влагати о побеждении от скверных помысл, еже возрети 467 к Богу покаянием и 468 помолитися на них; но 469 мы всегдашним покаянием и беспрестанною молитвою побеждаем их и не дадим плещи врагом, аще и тысуща 470 язв на всяк день приемлем от них, и положим в себе, дóндеже умрети, никакоже отступати 471 живононоснаго сего делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата 19 апреля 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в Храме Христа Спасителя Фото Видео 17 апреля 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя Фото Видео 16 апреля 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета Фото Последние новости 19 апреля 2024 г. 20:34 На Сербском подворье в Москве совершили поминовение епископа Антония (Пантелича) 19 апреля исполнилось 40 дней со дня преставления ко Господу епископа Моравичского Антония, представителя Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси, настоятеля храма первоверховных апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот — Сербского подворья в российской столице. 19 апреля 2024 г. 19:58 Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в Храме Христа Спасителя 19 апреля, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Фото Видео 19 апреля 2024 г. 18:37 Патриарший экзарх Западной Европы освятил отреставрированную часовню, возведенную в память о русских воинах, погибших в годы Первой мировой войны 18 апреля митрополит Корсунский Нестор посетил братское захоронение русских воинов — участников Первой мировой войны на муниципальном кладбище Монморанси (Парижский регион), где освятил обновленную часовню, сооруженную в память о русских солдатах, погибших при выполнении союзнического долга на полях сражений во Франции. 19 апреля 2024 г. 17:53 Представители Русской духовной миссии в Иерусалиме приняли участие в межрелигиозном форуме 18 апреля состоялась второе заседание круглого стола «Москва — Иерусалим. Диалог религий», организаторами которого выступили Блаженнейший Патриарх Феофил III, председатель Высшего совета по делам религии друзской общины Израиля шейх Муафак Тариф, Правительство г.

http://patriarchia.ru/

(в День поминовения всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову), 13 марта 2016 г. (в Неделю сыропустную), великое повечерие с литией и утреню - 6 апреля 2016 г. (в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы), утреню с чтением Великого акафиста Божией Матери - 15 апреля 2016 г. (в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), всенощные бдения - 8 июня 2016 г. (в канун праздника Вознесения Господня), 13 августа 2016 г. (в канун праздника Происхождения/изнесения/Честных Древ Животворящего Креста Господня), 17 сентября 2016 г. (в канун Недели 13-й по Пятидесятнице) и 1 октября 2016 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице, по Воздвижении), Божественную литургию - 23 октября 2016 г. (на празднование памяти святых отцов VII Вселенского Собора), 26 ноября 2016 г. (в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского), Литургию Преждеосвященных Даров - 1 марта 2017 г. (в среду первой седмицы Великого поста) и 12 апреля 2017 г. (в среду Страстной седмицы, день памяти преподобного Иоанна Лествичника), всенощные бдения - 4 марта 2017 г. (в канун Недели 1-й Великого поста), 1 апреля 2017 г. (в канун Недели 5-й Великого поста), утреню и вечерню - 13 и 14 апреля 2017 г. (в канун пятницы Страстной седмицы и в Великий Пяток), Божественную литургию - 14 мая 2017 г. (в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне), всенощное бдение - 16 сентября 2017 г. (в канун Недели 15-й по Пятидесятнице), всенощное бдение и Божественную литургию - 9 и 10 декабря 2017 г. (в неделю 27-ю по Пятидесятнице, празднование иконе Божией Матери «Знамение»), всенощные бдения - 3 февраля 2018 г. (в канун Недели о блудном сыне) и 17 февраля 2018 г. (в канун Недели сыропустной), великое повечерие - 19 февраля 2018 г. (в понедельник 1-й седмицы Великого поста), всенощное бдение - 10 марта 2018 г. (в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной), утреню - 23 марта 2018 г. (в канун субботы 5-й седмицы Великого поста - праздника Похвалы Пресвятой Богородицы), и 20; 22; 28; 29; 30; 31; 32; 33; 35; 36; 37; 38; 39; 42; 43; 44; 45; 46; 48; 49; 51; 52; 53; 54; 81; 88; 101; 110; 124; 125]

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Если настоятель хочет, то может служить всенощное бдение заупокойное . Состав заупокойного богослужения в этом случае следующий: Пред всенощным бдением – малая вечерня. На ней стихиры на «Господи, воззвах...» мертвенны, или покойны (заупокойные), на 4. «Слава, и ныне», Богородичен. Вместо прокимна – «аллилуиа» на 8 глас со стихами: «Блажени, яже избрал...», «Души их во благих водворятся...» Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...» «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» На великой вечерне , с которой начинается всенощное бдение, стихира на «Господи, воззвах...» на 6; 3 из Минеи, или из Октоиха и 3 покойны. «Слава, и ныне», Богородичен покойный одного гласа с покойными стихирами, а накануне субботы Догматик настоящего гласа. Вход. Прокимен дня. Три паремии из Премудрости Соломона: «Праведных души в руце Божией...», «Праведницы во веки живут...», «Праведник, аще постигнет скончатися...» На литии стихира храма и стихира покойна. «Слава», покоин. «И ныне», Богородичен покоин. «Спаси, Боже, люди твоя...» Ектения: «Еще молимся...» с прошением: «Еще молимся о упокоении блаженныя памяти...» после которого «Господи, помилуй» (100). Возглас: «Яко Ты еси воскресение...» «Мир всем». «И духови твоему.» «Глава наша Господеви приклоним». «Тебе, Господи». Молитва: «Боже духов...» и возглас: «Яко Ты еси воскресение...» Стихиры на стиховне покойны, первая просто, следующие две со стихами: «Блажени, яже избрал...» и «Души их во благих...», «Слава, и ныне», Богородичен покойный, а накануне субботы «Слава» святого когда есть, «и ныне», Богородичен гласа. По Трисвятом тропарь: «Глубиною мудрости...» (2), «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» «Буди имя Господне...»(3) Пс.: «Благословлю Господа...» до: «Не лишатся всякого блага», «Благословение Господне на вас...» Шестопсалмие. Вместо «Бог Господь...» – «аллилуиа» на 8 глас по 3 со стихами: «Блажени, яже избрал...», «Память их в род...», «Души их во благих..,» Тропарь: «Глубиною мудрости...» (2) «Слава, и ныне», Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище...» Стихословие двух рядовых кафизм. После первой кафизмы заупокойная ектения и по возгласе: «Яко Ты еси воскресение...» седальны мученичен и заупокойный, последний со стихом: «Блажени яже избрал...» «Слава, и ныне», Богородичен. После второй кафизмы заупокойная ектения и по возгласе седальны мученичен и заупокойный со стихом: «Души их во благих...» «Слава, и ныне», Богородичен покойный. Если же будет суббота, то вместо двух рядовых кафизм одна 16-я. После нее обычная ектения и седальны мученичны 2 и 3, стих: «Дивен Бог во святых...» и мученичен 4-й, стих: «Блажени, яже избрал...» и покоин гласа. «Слава, и ныне», Богородичен второй. Затем как

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

νλαβος, Αρος, Παλλον, Σανδλια. Облачение происходит при пении обычного тропаря со стихами: νδσασθε χιτνα... и богородична: χοντες σε, Θεοτκε... В конце облачения священник возглатает: δελφς μν δενα λαβε τ γγελικν κα γιον σχμα ες τ νομα, κ. τ. λ., а затем читает две заключительные молитвы чина Великого пострига: Κριε Θες μν, πιστς ν τας παγγελαις σου... и Κριε, Θες μν, εσγαγε τν δολν σου... При лобзании евангелия и новопостриженного, певцами поется тропарь, χ. πλ. β’: γαλλισθω ψαχ μου... со стихами; на славу и ныне – богородичен: Μεγλων χαρισμτων... Приведя указанные песнопения, Схиматологий 396 замечает, что при лобзании поется иногда и другой тропарь (ψλλεται κα τ παρν τροπριον): πιγνμεν, δελφο..., со стихами: γαπσατε τν Κριον... γαλλισονται τ χελη μου... Δετε κοσατε... На славу и ныне к этому тропарю полагается богородичен: Χαρε, Θεοτκε πρθενε... После обряда лобзания, новопросвященный ( νεοφτιστος) великосхимник входить в алтарь, где и стоит до окончания литургии. При великом входе он сопровождает св. Дары. В алтаре великосхимник и приобщается св. Таин. Процессия в τραπεζαρεον совершается в обычном порядке и с пением обычных же тропарей: χ. δ». Κριε, Κριε, πβλεψον... со стихами и богородична: λαμπς σβεστος... При возвращении с трапезы в церковь снова поется тропарь Κριε, Κριε, πβλελφον со стихами и богородичен: κ παντοων κινδνων... Схиматологий 396 указывает совершать торжественную процессию в трапезу после литургии ежедневно, в течение семи дней. Новопросвещенный ( νεοφτιστος) проводит эти семь дней в церкви. Снятие кукуля происходить на 8-ой день, но в случае тяжкой телесной болезни (σωματικ σθνεια) можно разрешить кукуль и в 5-й день, а в случае крайней нужды (κατ μεγλην νγκην) и на 3-й день. XLII В чинопоследовании великой и ангельской схимы по Схиматологию XIII века Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 396 отменяется, как мы видели 458 , пострижение в диаконике, или в нартексе, в том случае, если принимающий великий постриг принадлежит к числу монахов – малосхимников 459 . По этому памятнику, оставлено одно пострижение рукою священника.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

СТИХИРЫ – (στιχηα) – «многостишие», от слов (στιχος – «стих» и αεpεω – «беру», «выбираю». Песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером, на определенный глас, чередующиеся со стихами из Священного Писания, большей частью из псалмов – ветхозаветными поэтическими писаниями, которые у древних Отцов Церкви называются стихирами; по их образцу и начали составляться христианские стихиры. Первым составителем стихир является Анатолий , патриарх Константинопольский , живший в V веке, – первым лишь в том смысле, что более ранние христианские стихиры нам неизвестны. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены Господу, Божией Матери, какому-либо святому или празднуемому событию. По месту их исполнения за службой они называются: «На Господи воззвах» (на вечерне); «на стиховне» (на вечерне и утрени); «на хвалитех» (на утрени). Количество их за различными богослужениями различно. Стихиры на «Господи воззвах» называются так потому, что им предшествуют стихи из псалмов 140, 141, 129, 116, а псалом 140 начинается словами «Господи воззвах». Стихиры «на стиховне» поются в конце вечерни и утрени. От стихир на «Господи воззвах» они отличаются тем, что сочетаются со стихами не одних и тех же, а разных псалмов. Стихиры на «стиховне» – это значит стихиры со своими стихами. Так, например, в будние дни к стихирам «на стиховне» на вечерне в Октоихе всегда указываются два стиха: 1) «К Тебе возведох очи мои…»; 2) «Помилуй нас, Господи…», а на утрени: «Исполнихомся заутра милости Твое…»; «И буди светлость Господа Бога…» Стихиры на «хвалитех» или «хвалитные» поются в конце утрени и предваряются стихами из псалмов 148, 149, 150, называемых но их содержанию псалмами хвалитными, так как в них многократно повторяются слова «хвалите». Кроме этих стихир, есть еще стихиры литий, которые поются на литии (на вечерне). Все стихиры заканчиваются пением Богородична или Крестобогородична на «и ныне и присно…». ТРОИЧНЫ – песнопения, заключающие в себе прославление Пресвятой Троицы и учение о Ней. В воскресные дни на полунощнице положено петь троичный канон, особый на каждый глас, и после канона – особое прославление Пресвятой Троицы – Троичны святителя Григория Синаита . В седмичной службе поются Троичны на утрени, после пения «Аллилуиа», когда оно поется вместо «Бог Господь» (в настоящее время только в Великий пост).

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Говорят 1788 , что после отсечения язык был снова чудестно восстановлен Богом 1789 и ясно говорил дотол, пока 1790 он был жив. А 1791 из двух его 1792 учеников – старший Анастасий, одинаково с учителем подвергшийся урезанию руки и языка 1793 , был отправлен в далекую ссылку, – младший же, сосланный в одну из Фракийских крепостей, скончал (там свою) жизнь 1794 . Славянские синаксарии Просмотренные нами славянские пролога по отношению к синаксарю св. Максима разделяются так: I. В одних содержится перевод выше помещенного греческого синаксаря, начинающийся словами: «Сей бяше во времена Константина Брадатаго», при томе в некоторых есть стихи или 1 или 2,–II. Другие представляют иную, от первой независимую редакцию, по различию начал распадающуюся на две подредакции, из коих одна (а) начинается словами: «Тъ святой Максимъ или Максимъ святой въ царство Константина Брадатаго философъ до конца», другая (б): «Блаженный (отецъ наш) Максимъ Исповдникъ истинныя вры», но в дальнейшем начиная со слов: «се увидвъ царь» и даже частью несколько ранее: «Максимъ разжегся» – обе подредакции сходствуют, – III. Во многих делается только краткое указание св. Максима, в виде заглавия, причем в одном помещен перевод стихов 1. IV. Четвертый класс составляют пролога, в коих совсем нет памяти св. Максима (неполные). I. К первой редакции принадлежат следующие рукописные и старопечатные пролога 16–17 столетия: 1. Хлудов. Библ. 192 янв. 1541 г. л. 367 с стихами M 2,– 2) Хлуд. 193 авг. 16 в. л. 181 об. с стихами 1,–3) Хлуд. 194 авг. 17 в. л. 158 с стихами M 1,–4) Хлуд, церк. печ. 142 янв. Моск. 1641 с стихами 2,–5) Моск. первоп. 1660 г, Библ. Моск. Дух. Акад. – с поправками Евфимия август и январь с заметкою св. Димитрия Ростовского (см. выше в греч. синаксаре), – 6) Моск. Никол. Единов. монастыря, 78 янв. по монаст. каталогу, – 7) Хлуд. 188 авг. 1370 г. Память преподобнаго отца нашего Максима 1795 . мощемъ стого Максима исповдника 1796 . Двигоша 1797 Максиме врнии тво тло 1798 ревноующе 1799 qko живоу ти соущоу 1800 от мсть 1801 1802 Максима мртва 1803 преслиша 1804 въ третинадесятыи 1805 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Святый же со благодарением добре терпящее, в день службу совершая, а в нощи непрестанно Богу моляся со слезами, мало сна приимаше, и много укоризны и досады от безбожных терпяше. По сих воздвиже враг на Святого самого того нечестивого Князя и безбожных Татар, дабы отторгнуть его от Христианския веры и привести к свое скверной вере. Он же ясно пред всеми исповедую Господа нашего Иисуса Христа и Христианина себя нарекши, их скверную веру проклял. По сем связаши Святому руки ремнем суровым крепко, ведоша его на некую гору, и претящее ему муками, нуждаше его отрещися Христа сына Божия; он не убояся ни мало их прещения, глаголал токмо: «Христианин есмь». По многом прещения повеле безбожный Князь Святого сего исповедника Христова отвещи главу, от чего паде он Святый Иоанн на землю лицеем, и глава его держашеся малыми токмо жилами. Тело же его много язвиша мечами и утробу его насквозь прободоша противу сердца. В день той бе мразь велик, и Святый на месте том, идеже посечен бысть, лежаше аки мертв от первого часа дни до нощи. И абие в последний час дня развязастася руце его сами и Святый, оградив себя крестным знамением, возста, единою рукою вземь главу свою, постави ю прямо, и пришед в стан к детям Боярским Великого Князя, поведал им вся о себе, како за Христа от безбожных посрада Татар. Они слышав сие от него, прославиша Бога и дивяшеся терпению Святого. В нощи той повеле он Пресвитеру дневное свое отпети правило, и по сем причастившись пречистого тела и крови Господа нашего Иисуса Христа, всю нощь пребысть без сна, со слезами Богу моляся. На утрие же восходящу солнцу предаде он святую свою душу в руце Божии, и абие исполнися место то благоухания от многострадального его тела, кое положено бысть на старом Русском кладбище. Да мне же, Государь, богомольцу твоему, в Чудове Монастыре случилося повесть видеть в книге степенной и в Царственной Киевских, Владимирских и Московских Царей и Государей, что некий Татарин Арксия стороны прииде в Казань креститися; тогдаж прислан бысть с Москвы в Казань Архангельский Протопоп Тимофей, и видя его состаревшася, вопроси его: Аще от скудости, или страха ради прииде? Татарин же нача поведати дивное чудо, сице глаголя: «Аз тридесят лет болен бых ногама, яко ни восклонитися могох на нозе мои, егдаже услышах яко Московский Царь взем Казань, церкви многие в ней поставил и людьми Русскими исполнил град, тогда аз во уме своем начал глаголати: воистину той есть истинный Бог , в него же Христиане веруют: его бо силою необоримые стены Казанские от основания своего разрушишася, той может и моим ногам здравие даровать, в он же день аз в него уверую и крещуся со всем домом своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Подобно сему выражается о падшем ангеле от лица Божия пророк Иезекииль: свождах его во ад со снисходящими в ров, и утешаху его в земли дольнейшей вся древеса сладости… сниди со древесами сладости во глубину земную ( Иез.31:16 и 18). Пророк назвал падшего ангела фараоном и уподобил его древу сладости; другие ангелы, увлеченные главным падшим ангелом в погибель, также уподоблены древам сладости по состоянию их до падения. То же место для ада определяет и Священное Писание Нового Завета. Возвещая о нисшествии в ад Своею душою и неразлучным с нею Божеством, Богочеловек сказал: будет Сын Человеческий в сердце земли три дни и три нощи   ( Мф.12:40 ). Объясняя слова Спасителя, блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что Господь исполнил это предсказание Свое, «сошед в преисподнюю землю до ада». Господь, по словам святого апостола Павла, сниде в дольнейшия страны земли , по русскому переводу – в преисподние места земли ( Еф.4:9 ), а по словам апостола Петра, сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1 Пет.3:19 ). «Обоженная душа Христова, – говорит святой Иоанн Дамаскин , – нисходит во ад для того, чтобы как живущим на земли воссияло солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертной воссиял свет» . В 14м огласительном поучении святого Кирилла Иерусалимского читаем: «Господь наш Иисус во Евангелии сказал: Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощи ( Мф.12:40 ). Рассматривая повесть о Ионе, мы находим в ней действие, очень подобное действию Иисуса. Иисус был послан проповедовать покаяние, и Иона послася ( Иона.1:2–5 ). Но он бежал, не ведая будущего, – Иисус же добровольно пришел на покаяние спасительное… Иона был ввергнут во чрево китово – Иисус же сошел волею туда, где был мысленный кит, чтоб смерть извергла пожранных ею, по сказанному в Писании: от руки адовы избавлю я и от смерти искуплю я ( Ос.13:14 ). Иона из чрева китова молился, говоря: возопих в скорби моей и из чрева адова вопль мой ( Иона.2:3 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Наставши же нощи, той убо Сергий взем свещи возженныя, пойде во внутренния келии, идеже пребываше Святейший Патриарх, тако ж и в сени тыя, и на крыльца, везде осматривая и глаголя: чтобы убо еще Никон не ушел; тоя же нощи вне уду Кремля в Китае городе, на Земском дворе, идеже обиташе Святейший Патриарх, а определения имеющу токмо стену едину, ту творяху повелением царским, подобно и во иныя мало не во вся нощи, великия разныя пытки, чрез всю нощь, якобы ругающеся ему. В тыя же дни, такожде и в нощь, творяху некоим великия пытки; принесеся же слово, аки бы мучат онаго Иоанна Шушерина, но сие инако бысть; егда бо сего Иоанна восхитиша и ведоша его пред Царя и отдаша его за стражу. Афанасия же митрополита по неколиких временех сослаша во изгнание в монастырь преподобнаго Макария на желтых водах, суща на Волге, тамо бо и живот свой сконча во изгнании; не токмо же сии едины тако пострадавше, но инии мнозии соболезнующии блаженному Никону, муками и узами и темничным заточением удручена быша; но сие ныне оставим за множеством. По утреннем же славословии зело рано прииде от Царя окольничей Иродион Стрешнев, принесе же от Царя денег серебряных и от одежд различных собольих, и лисьих, и иных немало, глаголя: яко Царское Величество повелех ти сие вручити, понеже шествуеши в путь далекий. Он же сия слышав и принесенное видев, рече: возвратите сия вся к пославшему вы, Никон бо сего не требует; многа же изрече блаженный Никон от Божественных писаний приличная к сему словеса. Оный же Иродион со всяким усердием моля его то прияти, дабы, рече, Царское Величество паче на гнев не подвигнути, бе бо той Иродион муж правдивый, в словесех зело искусен; он же нимало о сем радяше и присланнаго не приимаше. Посем той Иродион со всяким благоговением и тихостию приступи ко блаженному Никону и рече: благочестивый Царь и Великий Князь Алексий Михайлович всея великия и малыя и белыя России самодержец повеле ми у тебя себе и Царице и всему своему дому испросити благословение. Он же сия слышав рече: аще бы убо благоверный Царь желал от нас благословения, не бы убо нам такия немилости явил; но сие мощно разумети, яко не восхоте благословения, еже и удалится от него, и ина много изрече от Божественных писаний, подобне сему. Много же о сем той Иродион моли и проси Святейшаго Никона, но ничтоже успе; сотвори же поклонение, возвратися к Царскому Величеству и поведа ему вся бывшая, яко блаженный Никон присланнаго ничего не прият, и благословения не даде. 3ело ж печален бысть Царь клятвы ради и неблагослония; но свое намерение о нем вскоре повеле исполнити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010