На Литургии – антифоны Пасхи, и прочее, как в 1-й день. Прокимен, глас 8-й – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Апостол: Деян., зач. 2. Евангелие: Ин., зач. 2. Причастен «Тело Христово приимите». Отпуст, как в первый день Пасхи. Во всю Пасхальную седмицу после утрени и 1-го часа указан в Уставе крестный ход. В большинстве случаев он совершается в конце Литургии по заамвонной молитве с пением канона Пасхи и чтением воскресного Евангелия (от Мф., зач. 116 или Лк., зач. 114). При совершении крестного хода вокруг храма нужно заранее сделать указания звонарям, чтобы звон совершался только во время шествия, а на время остановок прекращался. О служении в один из дней Светлой седмицы с полиелейной службой великомученику. Георгию или другому святому или с бдением святому или храму святого см. том 1, с. 108–110. Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по тому же чину, который указан в понедельник Пасхи. Не читается только Евангелие на вечерне, и меняются стихиры и прокимны. В понедельник (вечером) на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхотé, сотвори», со стихами. Вторник Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». Стих «Яко призрé на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Апостол: Деян., зач. 4. Евангелие: Лк., зач. 113. Во вторник вечером на вечерне прокимен великий, глас 8-й – «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми», со стихами. Среда Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 6-й – «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». Стих «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Апостол: Деян., зач. 5. Евангелие: Ин., зач. 4. В среду вечером на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Внуши, Боже, молитву мою и не прéзри моления моего», со стихами. Четверг Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й – «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царéви нашему, пойте». Стих «Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Апостол: Деян., зач. 6. Евангелие: Ин., зач. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В день памяти избиенных от персов и мавров отцов лавры последние поминались поименно. С возвращением литии в храм рассматриваемые памятники указывают пение стиховных стихир, после чего следуют «Ныне отпущаеши», Трисвятое, «Отче наш» и по возгласе иерея – трижды «Богородице Дево, радуйся». В части порядка отправления стиховных стихир в памятниках есть расхождения. Рукопись 1096 Синайской библиотеки указывает воскресную стиховную стихиру, затем – стихиры «Алфавита» со стихами «Исповемся Тебе, Господи» и «Воскресни, Господи, Боже мой», добавляя при этом, что если случится праздник празднуемого святого или Владычный и имеем самогласен, говорится и другой стих «Господь воцарися» и поются три стихиры «Алфавита», на «Славу» же – особая, «И ныне», Богородичен по гласу этого самогласна 335 . Рукопись 1047 той же библиотеки указывает стихиру сти-ховную и две стихиры «Алфавита» со стихами «Исповемся Тебе, Господи» и «Возвеселихся и возрадовахся». Относительно добавления третьей стихиры «Алфавита» в случае совпадения Господского праздника или святого с воскресеньем, как это указывает рукопись 1096, данный памятник ничего не говорит: он в таком случае указывает на «Славу», самогласен и на «И ныне», Богородичен гласа из «Анатолиевых» 336 . Рукопись Иерусалимской патриаршей библиотеки 311 говорит кратко: «Начинаем воскресные стиховные стихиры и входим в храм, стихи же говорим: „Господь воцарися " " 337 . Рукопись Шио-Мгвимского монастыря ничего не говорит об отправлении стихир при совпадении с воскресным днем Господского праздника или чтимого святого и указывает две стихиры «Алфавита» петь со стихами, а третью – на «Славу»: «После „Аминь» и воскресных стихир мы входим в Великую церковь , поя следующие стихи: „Господь воцарися», „Ибо утверди вселенную». Затем после стихиры по «Алфавиту» св. Иоанна – „Слава», третья стихира, „И ныне», Богородичен» 338 . Относительно чтения «Ныне отпущаеши» предстоятелем, как указывает современный Типикон, памятники ничего не говорят. Рукопись Синайской библиотеки 1097 о пении стихир говорит, что они исполняются всей братией сообща, и добавляет затем «Ныне отпущаеши», давая этим полагать, что это песнопение исполнялось всей братией 339 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Оглашение Студитово; тропарь прп. В приходских храмах обычно опускается. Первый час Тропарь Вск гласа (О);Слава: М. Кондак Вск гласа (О) (если св. славосл. – кондак М). В конце – малый отпуст. Ектения великая, опять первая ектения в службе. Бог Господь со стихами. Не все из нас имеют счастье слышать стихи к Бог Господь на службе. Есть традиция очень невнятного, невнимательного, небрежного произнесения этого текста, когда подряд возглашаются стихи, а хор, не обращая внимания, поет, что ему положено. А ведь эти стихи мессианские: «Бог Господь и явися нам» – это не повелительное наклонение, не «явись нам», а «явился нам», это прошедшее время. Литургическая тема утрени – явление Мессии, пришествие Сына Божия на землю, и начальные слова шестопсалмия «Слава в вышних Богу...» – это песнь Ангелов на Рождество Христово. Затем Бог Господь со стихами – это стихи мессианского 117-го псалма. Бог Господь пришел на землю, мы встречаем Его, благословляем: «Благословен грядый во имя Господне». Эти стихи должны звучать как победная песнь, как радостный гимн, но мы их не знаем и не слышим. Затем тропари на Бог Господь, и кафизмы. На воскресной утрени должны всегда читаться 2-я и 3-я кафизмы (по порядку: на вечерне первая, на утрени – вторая и третья). Ектений малые по каждой кафизме, седальны чтец читает из Октоиха. Затем указаны псалмы 134-й и 135-й. По Типикону не во все воскресные дни должны петься 134-й и 135-й псалмы, хотя к их постоянному слышанию на воскресном всенощном бдении мы привыкли в наших приходах. Тропари по непорочнех. Это очень знакомый нам текст, который начинается словами: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися...» Это тропари со стихами. «По непорочнех» – значит, после непорочных. А что такое непорочны? Непорочны – это 17-я кафизма, которая начинается словами «Блажени непорочнии в путь...». Эта кафизма является первым приложением в современной редакции Часослова и должна употребляться на богослужении каждый день: на воскресной утрени, на вседневной полунощнице и на субботней утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Канон является настолько большой частью утрени, что его можно рассматривать, как самостоятельную службу, вставленную в утреню. Действительно, это сравнительно позднейшая часть утрени (утреня по древнейшему константинопольскому уставу, более нынешнего устава близкому к западному богослужению, не имела канона). Поэтому и даваемое в каноне прославление празднуемого события вполне самостоятельно и независимо от других групп песнопений имеет свой ход мысли. Состоит канон из ряда песнопений, составленных по образцу или, вернее, имеющих в виду так называемые библейские песни; именно 1-я песнь канона составляется на основании песни Моисея по переходе через Чермное море ( Исх. 15:1–9 ); 2-я песнь (употребляемая только в Великий пост из-за ее скорбности) – на основании обличительной песни Моисея ( Втор. 32:1–43 ); 3-я песнь подражает песни Анны, матери Самуила ( 2Цар. 2:1–11 ); 4-я – песни прор. Аввакума (3:1–19); 5-я – песни Исаии (26:9–19); 6-я – Ионы (2:3–10); 7-я – песни трех отроков ( Дан. 3:26–56 ); 8-я – ее продолжению (3:67–88); 9-я – песни Богородицы и Захарии ( Лк. 1:46–55, 68–79 ). Стихи этих песней и вставляются в качестве припевов между песнопениями канона, именно между так называемыми тропарями, или стишками его. Собственно только ирмосы в каноне подражают довольно близко ветхозаветной песне. Иногда они настолько близки к соответствующей библейской песне, что повидимому и не говорят о празднуемом событии, но и тогда они все же имеют в виду это событие, намекают на него. Таковы по содержанию между другими ирмосами и ирмосы канонов на Рождество Пресв. Богородицы. Это умолчание о празднуемом событии в ирмосах намеренное и имеет целью показать, что это событие лишь звено в едином и цельном акте спасения, начавшемся еще в Ветхом Завете чудесными делами спасения (прославляемыми в библейских песнях). Тропари же (иначе называемые стихами канона) большей частью восхваляют празднуемое событие, почти не имея в виду ветхозаветной песни, к которой примыкают (и со стихами которой они должны петься и в великие праздники) лишь отдельными выражениями, преимущественно заключительными, иногда напоминая эту песнь. Поэтому и между ирмосом и тропарями большей частью нет логической связи. Потому же не всегда есть такая связь и между отдельными ирмосами каждого канона. Напротив, тропари канона большей частью имеют между собой связь, но связь эта более или менее тесна только между тропарями одной и той же песни (в каждом каноне) и едва заметна бывает между тропарями различных песней. Каждая песнь в своих тропарях дает большей частью самостоятельное и независимое от других песней прославление события. Но все же ни одна песнь в своих тропарях не повторяет мыслей других.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

АЛЛИЛУИА, АЛЛИЛУАРИИ, КАЖДЕНИЕ И ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ Чтение Евангелия на литургии предваряется пением аллилуиа со стихами из псалмов, каждением и тайной молитвой священника. 1 . Как перед чтением Апостола всегда произносится прокимен, так к слушанию чтения из Евангелия Церковь приготовляет нас пением аллилуиа и соединенными с ним псаломскими стихами 42 . Еврейское слово аллилуиа значит: хвалите Господа . Возглашение аллилуиа в христианском богослужении освящено употреблением его в Ветхозаветной Церкви, судя по многим псалмам с присоединением к ним аллилуиа , в их начале и в конце ( Пс. 103 ; Пс. 104 ; Пс. 111–117 ). Также примером Самого Иисуса Христа и Его апостолов, певших по окончании Тайной Вечери. Псалмы, известные у евреев под именем Великого аллилуиа ( Пс. 114–117 ), – те же самые, какие пели евреи на пасхальной вечери. Наконец, примером самой Небесной Церкви, как это открывается из свидетельства апостола Иоанна Богослова в его Апокалипсисе. Во время одного из описанных тайнозрителем видений, аллилуиа было возглашаемо небожителями в честь Агнца, сидящего на престоле, до четырех раз, и в последний раз так громогласно, что слышался как бы глас многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы глас громов сильных ( Откр. 19, 1–6 ). Весьма благоприлично на литургии аллилуиа провозглашается в то время, когда верующие готовятся узреть Иисуса Христа в образе книги Евангелия и услышать Его слово при чтении Евангелия. Как подданные приветствуют громогласными восклицаниями своего царя, к ним приближающегося и готового обрадовать их милостивым царским словом, так и мы приветствуем громогласным аллилуиа Господа Иисуса Христа, нашего Царя, перед тем мгновением, как Он с высоты престола предстанет перед нами в Своем Евангелии и изречет Свое Божественное, радостотворное слово. При пении аллилуиа чтецом произносится стих из Писания, который в богослужебных книгах называется аллилуарием , или также словом аллилуиа (Типикон, гл. 35, 53 и 55). Аллилуарий, как и прокимен перед Апостолом, имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или к службе праздника и потому называется аллилуиа дне, аллилуиа гласа (в воскресные дни), аллилуиа праздника . И как за прокимном следует стих, ему соответствующий, так и вслед за аллилуарием следует стих, тоже ему соответствующий по содержанию. Аллилуарии со стихами обыкновенно берутся, как и прокимны, из псалмов. В доказательство их соответствия дневным и праздничным службам приведем два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...»; седален Триоди (свт. Григория), глас тот же: «Прелесть попалил еси...». «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Скоро приими, Владычице, моления наша...». По 6-й песни – кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный...». Икос, глас тот же: «Ангел явился еси...». На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен Триоди (свт. Григория): «Радуйся, отцев похвало...», «И ныне» – Богородичен Триоди: «Владычице, всех Владычице...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 5 (четыре стихиры воскресные и Анатолиева одна), и Триоди (свт. Григория), глас 1-й – 3 (со своими стихами); затем стих: «Воскресни, Господи Боже мой...», и самогласен Триоди, глас 6-й: «Во тьме согрешений ходящим...». «Слава» – тот же самогласен, «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние три – с дополнительными стихами (ср.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя 2-я святых постов»): 1-й – «Уста праведнаго поучатся премудрости,/и язык его возглаголет суд»; 2-й – «Услышите сия вси языцы,/внушите вси живущии по вселенней», 3-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я. На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди, глас 4-й: «Ныне время делательное явися...». На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Триоди (свт. Григория). Кондак Триоди (свт. Григория), глас 8-й: «Премудрости священный...». Литургия свт. Василия Великого. На проскомидии заготовляются два Агнца – для среды и пятницы. Блаженны гласа – 6 и Триоди (свт. Григория), песнь 3-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-31/

Вечерня в 1-й день Пасхи. Поется 9-й час по пасхальному чину, по окончании которого иерей, облаченный во все священнические одежды, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает «Благословен Бог наш». Певцы – «Аминь». Иерей – «Христос воскресе из мертвых» (трижды), певцы – то же (трижды). Иерей – стихи «Да воскреснет Бог, и расточáтся врази Его» и прочее, как в начале Литургии. Ектения великая. На «Господи, воззвах» стихиры воскресные на 6. Во время пения «Господи, воззвах» один или два диакона с диаконскими свечами совершают обычное каждение всего храма. На «И ныне» – догматик «Прéйде сень законная». Вход с Евангелием. Прокимен великий, глас 7-й – «Кто бог велий, яко Бог наш», со стихами. По исполнении прокимна иерей, став в царских вратах лицом к западу, читает Евангелие. Чтение предваряется возглашением «И о сподобитися нам», и прочее. Евангелие – Ин., зачало 65: «Сущу позде в день той». По прочтении Евангелия – ектения сугубая «Рцем вси». «Сподоби, Господи». Ектения просительная. По возгласе поется одна стихира воскресная, глас 2-й – «Воскресение Твое, Христе Спасе», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами «Да воскреснет Бог». По исполнении стихир – «Премудрость». Певцы – «Благослови». Иерей – «Сый благословен». Певцы – «Утверди, Боже». Иерей поет – «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы – «и сущим во гробех живот даровав». Иерей, с Крестом в руке, глаголет отпуст: «Христос, воскресый из мертвых», и прочее, как в конце утрени. Затем иерей возглашает «Благословен Бог наш», и поем последование пасхальных часов за повечерие. См. Царские врата во всю Светлую седмицу не закрываются, даже и во время причащения священнослужителей. Глава 2. Светлая седмица Понедельник Светлой седмицы Утреня. Сначала поются пасхальные часы за полунощницу, по отпусте которых предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгласом «Слава Святей, и Единосущней». Поется тропарь «Христос воскресе» с обычными стихами. Ектения великая. Канон «Воскресения день». Ирмосы – дважды, тропари Пасхи на 10, с припевом «Христос воскресе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Католическое Рождество Пресвятой Богородицы при этом имеет, как все великие праздники, восьмидневное попразднство (octava). Нужно сказать, что вообще по составу и композиции богослужение Римо-Католической Церкви значительно отличается от православного. Преобладающее место в нем занимают псалмы, а затем чтения библейские и святоотеческие (стоит оговориться, что праздник Рождества Пресвятой Богородицы специальных гимнов не имеет, извлекая их из общей Богородичной службы) . Те и другие предваряются и заключаются отдельными стихами, частью из псалмов и вообще из Библии, применимыми к празднуемому событию. Среди них встречаются стихи и не из Библии, а составленные разными церковными писателями. Данные гимнографические произведения, сопровождающие и псалмы, и чтения, похожие на прокимны православной службы и называемые антифонами («около псалмов») и респонсориями («около чтений») и составляют главный праздничный певческий материал богослужения. На каждой из главнейших служб – вечерне и утрене (которая делится на ночную службу – nocturnum и утреню в собственном смысле, называемую ad laudes – хвалитны) – празднику также посвящены один-два гимна, соответствующие стихирам. Кроме того, о праздновании говорят имеющиеся в каждой службе (большей частью по одной) краткие молитвы. Конечно, имеются и приспособленные к празднику чтения (lectiones). Это сравнительно большие, положенные на утрене (в количестве девяти) и на литургии (из Апостола и Евангелия) отрывки, которые сопровождены стихами, аналогичными прокимну и аллилуарию (graduale и sequentia), а также фрагменты из гомилий святых отцов. На Рождество Богоматери предписаны на утрене первое, второе и третье чтения из первой главы Песни песней; четвертое, пятое, шестое – из слова блаженного Августина; седьмое и восьмое – из комментария блаженного Иеронима на Мф. 1: 1–16, читаемое за литургией; девятое – о мученике Адриане. На литургии, где «Рождество Марии похваляется из перспективы Ее Богоматеринства и тем самым Рождества Христова» , вместо Апостола устанавливаются Притч. 8: 22–35 и уже указанный евангельский фрагмент.

http://pravoslavie.ru/31991.html

Утреня (ρθρος, matutina) следует непосредственно после полунощницы. В ней христианин выражает чувства свои к Богу, хранящему и милующему его грешного, затем воспоминает и созерцает благодатные дела Божии, по приличию дня, хвалит Бога от всех созданий и в особенности от церкви и, наконец, просит о святом употреблении, даруемой ему жизни. Первая мысль утрени выражается в шестопсалмии, или в чтении, следуемом непосредственно после возгласа священника: «слава святей...», 6-ти псалмов: 3, 37, 62, 87-го, 102 и 142. Вторая раскрывается: а) в каноне, который содержит 8-мь песней в честь Господа, Божией Матери, или святых, и прославляет события Новозаветный, заимствуя, особенно в ирмосах или начальных образцовых песнях, язык некоторых песней Ветхозаветных; б) – в хвалитных стихирах и стиховных, в которых воспевается с помощью Ветхозаветных песней предмет священных воспоминаний. Стихиры хвалитные поются с известными стихами из хвалитных псалмов: 148, 149 и 150, а стиховные большею частью со стихами псалмов: 89:14, 17 и 91:2, 3, а иногда и с иными стихами, по приличию дня. Славословие Господу от всех созданий церковь воссылает словами хвалитных псалмов, за которыми следует Новозаветное славословие, выражающее благодарение всесвятой Троице, а особенно Агнцу Божию, вземлющему грехи мира. Третья мысль или моление о благом употреблении времени содержится как в самом утреннем славословии – «сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», так и в ектении: «дне всего совершенна». Порядок этих общих мыслей утрени указывается уставом церкви такой: непосредственно после полунощницы следует возглас священника: «благословен Бог наш», и псалмы: 19 и 20-й, в которых мы утром прежде всего молимся, по заповеди Апостола Павла, 1449 о Царе, продолжаем это моление в тропарях и богородичном. Краткая сугубая ектения заканчивает это моление. Между тем как священник в начале утреннего моления, по обычаю Ветхозаветной церкви, кадит храм. 1450 Далее следует возглас: – «слава святей»..., и шестопсалмие, в котором выражается с одной стороны величие Бога и обилие Его благодеяний, а с другой ничтожество и греховность человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Антифоны степенны поются на утрени перед чтением Евангелия. Каждый стих антифона указано петь тому и другому лику. По своему содержанию это суть песнопения во славу Пресвятой Троицы. Они находятся в воскресной службе Октоиха. Антифоны называются степенными потому, что составлены применительно к 15-ти псалмам (от 119 до 133), называемым «песнями степеней». Псалмы же так названы оттого, что были петы евреями на ступенях храма Иерусалимского. Чаще других поется на утрени 1-й антифон 4-го гласа: «От юности моея». В седмичные дни он поется всегда, когда бывает полиелей и читается Евангелие, будет ли праздник Господень, Богородичен или святого, в недели (воскресения) этот 1-й антифон 4-го гласа поется только тогда, когда в недели бывают праздники Господни: Воздвижение Креста, Рождество христово, Богоявление, Преображение, также в неделю ваий, в неделю апостола Фомы и в Пятидесятницу, в другие недели (воскресения) всегда поются «степенны гласа», т.е. того гласа, который следует по порядку в ту неделю (воскресение). Блаженны. Словом «Блаженны» обозначаются в богослужебных книгах: во-первых, евангельские стихи о блаженствах, обещанных Спасителем за разные добродетели ( Мф. 5:3–12 ); во-вторых, те песнопения (тропари канонов), которые поются на литургии за сими стихами – имеют перед собой стихи о блаженствах. В Уставе церковном слово «Блаженны» чаще всего употребляется во втором значении. И выражения Типикона: «Блаженна осмогласника на 8», «Блаженна гласа на 6 и святаго – песнь 3-я на 4», «Блаженна праздника – песнь 4-я на 6» и подобные – указывают на то, из каких канонов Минеи или Триоди, из каких их песней и сколько тропарей следует читать или петь с евангельскими стихами о блаженствах. «Блажен муж». Сими словами обозначается первый антифон 1-й кафизмы (см. Антифоны кафизм). Блаженны тропари на литургии из Октоиха, в Октоихе находятся для литургии особые тропари – «Блаженны», которые назначено петь на литургии со стихами евангельскими о блаженствах, в седмичной службе Октоиха Блаженны числом 6, в воскресной – 8. В Минее и Триодях нет особых тропарей на «Блаженны», но из Минеи и Триодей поются на «Блаженны» тропари песней канона утрени, большей частью песней 3 и 6, а иногда и других (в попразднство песнь рядовая). В некоторые дни в году положено петь на литургии «Блаженны» из Октоиха и Минеи, в другие дни какие-либо одни из них: или Октоиха, или Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010