Понятие о утрени Утреню, которая также начинается благословением Священника, составляют: 1) Чтение полунощницы, которую составляют утренния молитвы и избранные Псалмы, 2) вступление в самую утреню, которое также начинается благословением священника, составляют: 1) Чтение полунощницы, которую составляют утренния молитвы и избранные Псалмы, 2) вступление в самую утреню, которое начинается Псалмом услышит тя Господь, и оканчивается краткою сугубою Ектениею, 3) Чтение шесптопсалмия в продолжение которого Священник тайно читает 12 избраннейших молитв; 4) Ектения великая; 5) пение некоторых стихов начинающихся словами: Бог Господь и явися нам, 6) Чтение кафизм 359 двух или трех, последуемых малыми Ектениами; 7) Пение великой песни хвалите имя Господне и некоторых других как на пр. во дни воскресные: благословен еси Господи и пр. а во дни праздничные от юности моея и пр. 8) чтение утренняго Евангелия, а в воскресные дни и целование онаго посреди Церкви, которому предшествует молитва: Спаси Боже люди твоя 360 9) Чтение канонов с пением во славу Господа и Святых Его разделяемое на три статьи малыми Ектениями; 10) еще некоторые песни называемые хвалитны. 11) пение великаго славословия или Слава в вышних Богу 12) Ектения сугубая, Ектения: Исполним утреннюю молитву нашу Господеви, что всё и заключается отпуском; 13) Чтение перваго часа 361 . Всегдали в сем порядке сии служения совершаются? Главное содержание и порядок Вечерни и Утрени для всех дней одинаков, однакож многое в оных по уставу Церковному и изменяется; так на пр. канон на повечерии всегда чатается, но на дванадесятые праздники онаго не бывает Евангелие на Утрени иногда читается, а иногда его не полагается. Причиною сих изменений бывают: важность праздников, стечение Святых празднуемых, и время года; так время Великаго Поста имеет особенные уставы для служения 362 . Понятие о часах Часами в церковном знаменовании сего слова, называются собрания частию некоторых назидательных молитв написанных Св. Отцами, частию же некоторых Псалмов Давидовых, которыя по благословению Иерея, в известныя времена читаются в Церкви; разделяются же оныя на час первый, третий, шестый и девятый по следующему уважению: первый час читается в конце Утрени, которая часто оканчивается на рассвете, и верующие благодарят Господа за первые лучи солнца, и молят Его благословить их днем радости; третий час для Христиан важен потому, что в оный последовало ниспослание Св. Духа на Апостолов, и еще потому, что в оный изречено Пилатом определение о распятии Иисуса Христа; шестый час важен потому, что в оный совершилось Его распятие; а девятый потому, что в оный Господь предал в руце Отцу дух свой. По сим уважениям Церковь воспоминает сии великие часы, и чествует оные свойственными каждому молитвами Не совокупляются ли когда Часы во особенное служение?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

ОТВЕТ : Как правило, священник, намеревающейся совершить Божественную литургию, должен предварительно отслужить полный суточный круг Богослужения или, по крайней мере, хотя бы вечерню и утреню, или (в соответствующие дни) всенощное бдение. В случае невозможности отслужить всё это в церкви, он обязан вычитать это у себя на дому, а также каноны Иисусу Сладчайшему, Божией Матери и Ангелу-Хранителю с акафистом и Правило ко Св. Причащению. Если у священника нет для этого необходимых книг, тогда лишь он может заменить все эти богослужебные чинопоследования молитвой Иисусовой, как это указано в Следованной Псалтири под заголовком «Неумеющым граммате правило написано прежде сице». Там действительно указано за вечерню 600 молитв Иисусовых, а за утреню – 1500. Перед этим же в той же Следованной Псалтири сделано и другое указание под заголовком: «Аще же которыя люди граммате не умеют», где указано несколько меньшее число молитв Иисусовых, но вместе с тем указываются особо и поклоны, которые при этом надо творить. Так например за вечерню молитв Иисусовых сто и поклонов 25; за утреню – молитв триста и поклонов 50 и т. д. 77. ВОПРОС: Если приходится жить в городе, где нет православной русской церкви и нет поблизости, и поэтому приходится посещать богослужения в греческой церкви – то можно ли причащаться в греческой церкви, если у них нет исповеди? ОТВЕТ : Исповедь в греческой церкви есть, но только нет в настоящее время обычая, как у нас в России, исповедываться каждый раз перед причащением Св. Христовых Таин. Вы всегда можете попросить греческого священника, чтобы он Вас поисповедывал, сказав ему, что по русскому обычаю, Вы не дерзаете приступать к причащению Св. Христовых Таин без предварительной исповеди и разрешения Ваших грехов. 78. ВОПРОС: Можно ли читать после сугубой ектении на литургии молитву Божией Матери или особо-чтимому святому? ОТВЕТ : После сугубой ектении полагается чтение соответствующей молитвы, когда на самой сугубой ектении произносятся особые прошения на разные случаи, как например: «о болящих», «о путешествующих», по случаю бездождия о даровании дождя, об избавлении от губительного поветрия и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как при обретении этого креста, так и при возвращении его из плена патриарх, чтобы показать его всем присутствующим воздвигал его (т.е. поднимал). Поэтому этот праздник и называется «Воздвижением Креста Господня». Этот праздник имеет следующие богослужебные особенности. На всенощном бдении после великого славословия при пении Трисвятого священник выносит из алтаря на главе Святой Крест. Подойдя по солее к царским вратам, он произносит: «Премудрость прости». После этих слов он сходит по амвону на средину храма при пении тропаря: «Спаси Господи люди Твоя»... и полагает Крест на аналой для поклонения и целования. Затем священник совершает каждение пред Св. Крестом, а потом при пении стиха: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим» вместе с верующими делает три земных поклона и целуют Св. Крест. В это время поют стихиры Кресту. На литургии вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко " … Для беседы с учащимися: Как совершается Богослужение в крещенский сочельника? Что состав тлеть богослужебную особенность праздника Крещения Господня? Что напоминает нам водоосвящение в крещенский сочельник? Когда бывает второе водоосвящение? Что бывает в конце литургии в праздник Преображения Господня? Какую богослужебную особенность имеет праздник Входа Господа в Иерусалим? Что освящается во время всенощной под этот праздник? Что разумеется под именем Св. Пасхи? Что бывает в конце пасхальной полунощницы? Что напоминает крестный ход вокруг храма в пасхальную утреню? Где священник начинает пасхальную утреню? Почему всю пасхальную неделю отворены царские врата? Почему верующие стоят во время пасхальной утрени с зажженными свечами? Что напоминает нам частое хождение священнослужителей по храму и каждение молящихся в пасхальную утреню? С каких пор ведет свое начало обычай при христосывании меняться друг с другом красными яйцами? Какую мысль выражают в этом случае яйца? О чем читают в пасхальную литургию из Евангелия? Что называется артосом? Что он напоминает? Когда артос раздается верующим? Что воспоминается в праздник Пятидесятницы? Почему он называется еще Троицыным днем? Какая богослужебная особенность этого праздника? Что просят верующие и о чем молятся Богу во время вечерни в Троицын день? Зачем в Троицын день люди украшают дома и храмы цветами и зеленью? Какую богослужебную особенность имеет праздник Воздвижения Креста Господня? Как совершается вынос креста? Что в этот день поют на литургии вместо трисвятого? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Отчего же вы к отцу Феофилу за помощью не обращались? Обращалась. Святых молитв просила. Ну, он утешит, бывало, просфорочку даст, да так домой и отправит: " Иди, говорит, иди, да терпи, тебе так суждено. За эти страдания тебе Ангелы на небе венец сплетут " - Жила я тогда с сестрой на Печерске. Мойкой белья вдвоем занимались, скудость страшная была. К тому же, сестра еще и глазами больна была, ослепать начинала, ну какая помощь от нее? Кабы не старец Феофил, поверьте, еще в молодости руки бы на себя наложила. Одни только он, как Ангел-хранитель, наставлял и утешал нас. Бывало, пришлет к нам на квартиру свою родную сестру, что во Флоровском монастыре послушницей жила да и просфорочку в утешение передаст. " Ты их, говорит, не днем, а ночью навещай. Хорошенько подгони, чтобы на утреню вставали " . Та и приедет, бывало: " Вставайте, ленивые, говорит. Брат приказал, чтобы вы на утреню каждодневно ходили! " А раз и сам блаженный наше усердие проверить приехал. Собрался, значит, в Лавру, на утреню, да по дороге и навестил нас. А мы, на ту пору, вставши уже были, в церковь тоже собрались. Ну, похвалил нас за усердие: Так, так, говорит, трудитесь, деточки, молитесь, не ленитесь... А сестре Дуне привез мешочек гороху, да и говорит: Иди-ка ты, Дуняша, в монастырь просфоры печь: если послушаешь меня, то и глаза там пропечешь, навсегда здорова будешь, а если не послушаешь будут твои очи, как этот горох. Ох, батюшка, куда уж мне в монастырь-то. Благословите лучше при сестре жить. При сестре жить? Значит, в монастырь не желаешь? Ну так вот тебе мое благословение: будешь до самой смерти темной ходить. Так и случилось. Дуня после того ослепла совсем, а я, горемычная, пятьдесят пятый год близ самой Лавры живу, сорок восемь лет одержима беснованием была, да двенадцатый годок ныне пошел, как исцеление от недуга своего получила... " Наступил октябрь 1853 года. Время сотворити Господеви уже приближалось для блаженного старца. Провидя это, Феофил ровно за месяц до своей кончины совсем перестал принимать пищу и довольствовался кусочком антидора, омокаемым в разведенное водой вино. От долгого молитвенного стояния у него стали пухнуть ноги, но он не обращал на это ни малейшего внимания и еще более усугублял свой молитвенный подвиг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1982...

Основная часть прочитана. Дополнительная часть по составу напоминает “междочасия”. Два псалма, говорящих о недремлющем Оке Божием: «Возведох очи мои в горы...» (Пс.120:1) и «Се ныне благословите Господа вси рабы Господни» (Пс.102:20), еще раз центральное Трисвятое — Отче наш, затем тропари об усопших с богородичным и заключительная молитва также об усопших. В субботней полунощнице 17 кафизма заменяется девятой. Воскресная — кратка. Вместо кафизмы поется канон ко Пресвятой Троице. Их имеется восемь, соответственно восьми гласам Октоиха. После полунощницы будничной и воскресной, испрашивается взаимное прощение и произносится ектения о всех ближних и дальних. Утреня. «К Тебе утренюю» Утреню по Уставу положено совершать к рассвету. А начало дня — особым последованием “первым часом”. На практике утреня передвигается утром позднее или же назад, на канун данного дня. К началу утрени открывается завеса царских врат: признак ее славословного содержания. На праздничной утрени в некоторые моменты тоже открываются царские врата. Если утреня служится вне всенощного бдения, она предваряется небольшим, как бы отдельным “молением о царе” с двумя псалмами, которое приложимо к каждому христианину, ибо Христос соделал «царями и священниками Богу... своему» верующих в Него (Откр.1:6). Но может быть принимаемо прямо как моление о восстановлении православной христианской власти, по завету апостола (1Тим.2:1—2). Проследим ход будничной утрени, как более простой по составу. Утреня начинается возгласом иерея, при крестообразном возношении кадила пред престолом: “Слава Святей, и единосущней, и животворящей и нераздельней Троице...” «Слава в вышних Богу и на земли мир...» (Лк.2:14), слышим троекратное славословие из уст чтеца, воспетое ангелами при рождении Сына Божия перед рассветом дня. Шестопсалмие. Это удвоенная псаломная часть: вместо трех — шесть псалмов. Псалмы отражают борьбу света со тьмой в душе и кончаются славословием: «Благослови, душе моя Господа...» После великой ектении снова славословие в пении «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс.117:26—27) со стихами и тропарем дня. Эти слова служили народным приветствием Господу при Его торжественном входе в Иерусалим. Они взяты вместе со стихами из 117 псалма. Далее кафизмы, чтобы молящиеся вникали в свою жизнь, поступки, сознали согрешения и углубили покаяние перед Богом. В будничной утрени за кафизмами следует покаянный 50 псалом, пение и чтение канонов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

В течение года Шестопсалмие никогда не опускается, кроме Пасхальной седмицы. От недели Антипасхи до отдания Пасхи на всенощном бдении после благословения священника в конце вечерни: «Благословение Господне на вас..». хор поет «Христос Воскресе» 3жды и чтец начинает чтение Шестопсалмия со слов: «Слава в вышних Богу», а не сразу с псалмов. В день Отдания Пасхи начальное «Христос Воскресе» поется со стихами, как в самый день Пасхи, затем: «Слава в вышних Богу» и Шестопсалмие. “Бог Господь.” При служении без диакона, великую ектению говорит иерей перед царскими вратами, также и «Бог Господь» и стихи на «Бог Господь»; затем он входит в алтарь южною дверью, кланяется престолу и становится на своем месте. Если в служении участвует диакон, то указанная ектения и прочее произносится диаконом. «Бог Господь» поется четырежды, по числу стихов, как и указывает служебник. В некоторых местах укоренился обычай петь «Бог Господь» трижды, причем указывают на вполне авторитетный «Обиход нотного церковного пения придворной певческой капеллы» (Санкт-Петербург, 1914 г.) Это досадная ошибка! Служебник ясно указывает петь «Бог Господь» четырежды, а не трижды. Стихи следует читать, дожидаясь конца пения каждого «Бог Господь», равно и хор должен дожидаться произношения целого стиха и не перебивать его пением. Это же правило относится и к произношению ектений вообще. “Аллилуиа.” Когда вместо «Бог Господь» положено петь «Аллилуиа», оно в дни поста поется четырежды со стихами, а в службе за упокой оно поется трижды со стихами: 1. «Блажени яже избрал и приял еси Господи»; 2. «Память их в род и род»; 3. «Души их во благих водворятся» (Триодь и Устав, гл. 13я). В виду того, что великопостные стихи на «Аллилуиа», певаемого вместо «Бог Господь» весьма трудны для понимания, т.к. некоторые слова в русском языке имеют иной смысл, думается, будет не безполезно истолковать подлинный смысл этих стихов на «Аллилуиа». Стихи эти взяты дословно из Библии, именно из 26-ой главы книги пророка Исаии и, в переводе на русский язык, звучат так: Полиелей

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

На «Господи, воззвах» стихиры воскресны – 3 и святому – 3, «Слава» – святому, «И ныне» – догматик гласа. Вход. «Свете тихий». Прокимен Пасхе со стихами его; паримии святому – 3. Ектения «Рцем вси». «Сподоби, Господи» и «Исполним вечернюю молитву». На литии, если нет праздника храму, 1-я стихира храму, а потом святому; если же храм празднуемого святого, то все стихиры храму, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен по гласу святого. На стиховне стихира воскресна – 1 и стихиры Пасхе со стихами их, «Слава» – святому, «И ныне» – «Воскресения день», «Христос воскресе» (трижды). На благословении хлебов тропарь святому (дважды) и «Богородице Дево» (единожды). По возгласе «Благословение Господне» иерей начинает петь начало утрени по-пасхальному, затем «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – Богородичен 1-й по гласу тропаря святому. Ектения великая. Полиелей. Седален святому с Богородичном его. «От юности моея». Прокимен и Евангелие святому, «Воскресение Христово» (трижды). Псалом 50-й не читается, но тотчас «Слава» – «Молитвами святаго (имя рек)», «И ныне» – «Молитвами Богородицы» и стихира святому. «Спаси, Боже, люди Твоя», «Господи, помилуй» (12 раз). Канон Пасхе с ирмосом – на 8, ирмосы по два раза, и святому – на 6, без ирмосов его; катавасия Пасхе. Елеопомазание. По 3-й песни седален святому (дважды), «Слава, и ныне» – ипакои Пасхе. «Предварившия утро»; по 6-й песни кондак и икос святому и «Воскрес Иисус от гроба» (трижды); на 9-й песни обычное каждение всего храма и припевы Пасхе к ирмосам и тропарям канона Пасхе, а к тропарям святому припев: «Святый (имя рек), моли Бога о нас». Светилен Пасхе, «Слава» – святому, «И ныне» – Пасхе. На «Хвалите» воскресные стихиры – 3 и святому – 3 с припевами их и стихиры Пасхе со стихами их, «Слава» – святому, «И ныне» – «Воскресения день», «Христос воскресе» (трижды), «Слава» – тропарь святому, «И ныне» – Богородичен 1-й по гласу святого. Ектении и отпуст. Часы Пасхе. На литургии антифоны Пасхе; входное Пасхе и затем тропарь «Христос воскресе» (трижды), тропарь святому, «Слава» – кондак ему, «И ныне» – кондак Пасхе, «Елицы во Христа». Прокимен, Апостол, Аллилуиа и Евангелие дню и святому. Задостойник Пасхе. Причастен Пасхе и святому. б) Служение в Неделю о Фоме со службой святому с бдением или храмом

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Службы очень близки к нынешним. Так вечерня (τ σπεριν) состоит из 103 пс., 18 кафизмы с 3 славами, 140 пс. со Слава и ныне на конце, Свете тихий, Аллилуиа со стихами различными для разных дней (сначала стихи из нынешнего прокимна Господь воцарися), Сподоби Господи, Ныне отпущаеши и Трисвятое. Служба каждого часа состоит из псалмов, число которых различно для разных часов, для первого — 8, для третьего — 7, для шестого — 6, для девятого — 4, аллилуиа со стихами, тропари (такого, как ныне для каждого часа, исключая 1-й), пред которым и после которого написан конец его, должно быть служивший ему припевом; затем стих часа, такой как ныне (т. е. для 10-го часа «Стопы моя» и т. п.) с утроением его первой половины (как ныне на 1 часе в Великий пост), и наконец — Трисвятое; следовательно части часа, следующей за Трисвятым, еще не существовало. Служба на причащение (=изобразительные) состоит из блаженств с припевом Помяни нас Господь, егда приидеши, Лик небесный, Верую, Отче наш, Господи помилуй 3. Един свят, Вкусите и видите, пс. 33 — Благословлю Господа, молитвы по причащении с промежуточным стихом: Буди имя Господне. Сохранившаяся часть повечерия имеет такой состав: Приидите поклонимся, День прешед благодарю Тя, Пс. 4, 12, 26, Слава 30, 90, 6, Слава, С нами Бог, аллилуиа со стихами (например Призри, услыши мя Господи Боже) и тропарями, меняющимися по дням, Господи помилуй, 3, Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе. Инославное богослужение В период VI–VIII вв. суточное богослужение приняло нынешний свой вид не только в православной Церкви, но и в отделившихся за это время от нее еретических обществах — несториан, монофизитов и монофелитов, а также во всей западной половине христианского мира. Знакомство с богослужебными чинами всех этих церквей проливает много света на историю нашего богослужения, тем более, что в рассматриваемый период последнее имело много сходного в разных церквах и в мало культурных странах Востока могло сохраниться неизменнее чем наше. Несторианское богослужение Несторианское богослужение почти не имеет неизменных элементов.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

По-видимому, взамен утрени стоит в начале Часослова первая кафизма. Затем следуют службы в 1 час дня, в 3, 6, 9, на причащение преждеосвященными Дарами (соотв. Изобразительным), вечерня и служба в 2 час ночи (соотв. повечерию), на которой Часослов обрывается. Службы очень близки к нынешним. Так вечерня ( τà σπερινà) состоит из 103 пс., 18 кафизмы с 3 славами, 140 пс. со Слава и ныне на конце, Свете тихий, Аллилуиа со стихами различными для разных дней (сначала стихи из нынешнего прокимна Господь воцарися), Сподоби Господи, Ныне отпущаеши и трисвятое. службы каждого часа состоит из псалмов, число которых (с. 332) различно для разных часов, для первого – 8, для третьего – 7, для шестого – 6, для девятого – 4, аллилуиа со стихами, тропари (такого, как ныне для каждого часа, исключая 1-й), пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служившие ему припевом; затем стих часа, такой как ныне (т.е. для 10-го часа «Стопы моя» и т.п.) с утроением его первой половины (как ныне на 1 часе в великий пост), и наконец – трисвятое; следовательно, части часа, следующей за трисвятым, еще не существовало. Служба на причащение (­ изобразительные) состоит из блаженств с припевом Помяни нас Господь, егда приидеши, Лик небесный, Верую, Отче наш, Господь помилуй 3. Един свят, Вкусите и видите, пс. 33 – Благословлю Господа, молитвы по причащении с промежуточным стихом: Буди имя Господне. Сохранившаяся часть повечерия имеет такой состав: Приидите поклонимся. День прешед благодарю т, Пс. 4, 12, 26 , Слава 30, 90, 6, Слава, С нами Бог , аллилуиа со стихами (например, Призри, услыши мы Господи Боже) и тропарями, меняющимися по дням, Господи помилуй, 3, Не предаждь зверем душу исповедающуюся тебе. Инославное богослужение В период VI-VIII вв. суточное богослужение приняло нынешний свой вид не только в православной Церкви, но и в отделившихся за это время от нее еретических обществах – несториан, монофизитов и монофелитов, а также во всей западной половине христианского мира. Знакомство с богослужебными чинами всех этих церквей проливает много света на историю нашего богослужения, тем более, что в рассматриваемый период последнее имело много сходного в разных церквах и в мало культурных странах Востока могло сохраниться неизменнее чем наше.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Затем читается псалом ( Пс.129 ): «Из глубины воззвах к Тебе, Господи; Господи, услыши глас мой», в котором псалмопевец сперва просит Бога об очищении души: «Да будут уши Твои, внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть»; потом увещает всех исповедующих Бога всегда уповать на милость Господа и многое избавление: «От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его». И, восхищенный представлением избавления людей от беззаконий их, восклицает: «Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век» ( Пс.116 ). При псалмах, как бы в доказательство того, яко у Господа очищение есть, милость и многое у Него избавление, яко утвердися милость Его на нас (искупленных), и истина Господня пребывает во веки, – в каждый день на вечерне прославляется тот или другой святой, то или другое благодеяние Божие, в честь коего установлено Церковью празднество. Эти песнопения поются за стихами псалмов, поются по стихам (канонархают) (Тип., гл. 27) 344 и называются стихирами 345 . Поскольку стихиры поются после «Господи воззвах», то, в отличие от других стихир (стихир на стиховне, на «Хвалите»), они называются стихирами «на Господи воззвах». Эти стихиры поются не за всеми стихами указанных псалмов, но только за теми, в которых псалмопевец от грешников обращается к праведным. т. е. от стиха 346 ( Пс.141 ): «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы». Стихи псалма: «Господи, воззвах» и следующих псалмов, будучи в тесной связи со стихирами поются на глас стихир, т. е. на тот же глас, на который положено петь стихиры. Не должно затрудняться разностью выражения Служебника и Часослова (Тип., гл. 2) о гласе, на который должно петь «Господи воззвах». В Служебнике (в последовании вечерни) сказано: «Господи воззвах» поется на глас стихир, а в Часослове и в Типиконе: «Господи воззвах» – в случившийся (Часосл.), в прилучившийся глас (Тип.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010