Вопрос 51. Да аще не бы преступил Адам, како хотяще быти житие человеческое. Ответ. Можаше Бог, иже словом составивый множества ангельская, честным неким и чистым нравом составити множества рода человеческаго. нецыи же глаголют, яко Бог мужеский пол и женский сотвори. яве есть, яко семенородием восхоте Бог род человеч составити. обаче же не хотяше преслушанием, по счастию сему быти. Вопрос 52 566 . Почто в седмый день Бог тварь соверши. Ответ. (Богослов сл.4, сл.2,3) В числе десятицу 567 обретаем исполнение всякому числу. аще убо в десятицу приидеши, паки абие на единицу возвращаешися. седмь убо и три есть совершенное число. и сего ради седмь дний суть создания, святая же Троица несозданна. Вопрос 53. Многа (Иоанн Екзарх сл.1) некое от многих есть взыскание, еже кое подобает предвчиневати день прежде нощи. или нощь прежде дне. аще бо речем день прежде быти, обретается Христос прочее в субботу воскрес, нощь бо она субботы бяше, аще по словеси Моисея списателя мирского творения вменити хощем. Ответ. По (Иоанн Екзарх сл.1) разсмотрению убо и слову глаголющему, яко рече Бог прежде всех да будет свет, проявлено, яко день первеийши есть нощи, тма бо она, яже верху бездны, не у бе именована нощь. ниже луною и звездами, и двоюнадесятми часы мерима. Без сомнения убо свет первейший есть тмы, обаче да не обрящут к нам глаголати июдее, яко в субботу воскресл есть Христос. сего ради предзагради им уста Бог, взаконив тем от вечера пятка начинати день субботный. Вопрос 54. 568 Что убо, сего ли ради и нам Бог повелел есть от вечера субботы начинати недели. Ответ. Не сего ради, но понеже Бог языки от тьмы неведения на свет богоразумия евангельского призва, по подобию убо нам воскресения своего день от вечера начинати повелел. не подобно бо и неключимо от света начати и в нощи к тме скончеватися Христа истиннаго света днем. Вопрос 55. Чесо ради в 25 день Марта месяца Христос во утробу девыя вселися на земли. Ответ. Понеже в той день исперва Адама созда Бог. темже и в той месяц вся древеса и былия и животная в плодоносце и чадородне подвижутся, яко во время то Богом быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

70 . Минувшым же неколиким часам, воспрянув святый и, очи воздев на высоту (обременяем бо тяжестию вериг, не можаше востати), помолися в себе, глаголя: «Слава тебе, всещедрый Владыко, Господи душелюбче, яко сподобляеши мя участника быти страдания и креста, егоже вси доблествении мужи, на рамена 266 подъявше, доброму последоваша предводителю Христу и тесным жития путем внидоша в живот. Слава тебе, Человеколюбче, яко сими оковы удостоверявши мя недостойнаго о твоем благоволении ко мне. И кое ти благодарение принесу? Что ти воздам за толикую милость? Ныне аз свободен, яко вси мя оставиша и всего того лишихся, еже бы возмогло душу мою пленити, и незыблемым упованием всажден есмь в Бозе, той мне сокровище, той веселие, слава же и честь. Ныне аз воистинну блажен, яко сподобляюся Христовым страстем сообразоватися 267 . Ныне аз победитель и царь, Христова бо, яже во мне, сила разоряет вся коварства врагов. Ныне конец желаний моих наста, и что ми еще восхотети на земли. Даждь ми убо, Господи, совершенное терпение, да возмогу до конца преплыти сия обуревания мира». 71 . В сих и подобных размышлениях вся нощи препровождаше святый. Пища же ему весма скудная давашеся от мучителей оных, обаче святый доволен бяше ею, навыче бо воздержанию измлада, емуже паче прилежаше, путем шествуя от Владимира во Орду, на немже обретаяся, во всякую неделю 268 причащашеся пречистаго Тела и Крове Владычни; а отнележе взят бысть, вся нощи без сна препровождаше в глубоких воздыханиях и слезах, исповедался Господевн и непрестанно пояше богодухновенныя пророка Давида псалмы, имиже соуслаждашеся и увеселяшеся, яко некоею на велицем пиршестве мусикиею. Поскольку же руце его оковами вязахуся в нощи и не можаше книгу держати сам, сего ради испроси у стражей, да позволят быти единому своему отроку при нем, иже, седя, держаше книгу и прекладываше листы. Молящуся святому, множае же чтяше наизусть следующыя псалмы: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей» [ Псал.50 ], 269 «Господи, услыши молитву мою» [ Псал.71 и 142], 270 «На тя, Господи, уповах, да не постыждуся вовек» ( Псал.30 ], 271 «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» [ Псал.68 ], 272 и прочая, сим подобная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но пророк говорит тут о Христе, имеющем Божественную власть: достояние мое державно – оно неотъемлемо. В псалме употребляется приточный (притчевый) язык и открывается: служение и власть Спасителя определены свыше – Богом Отцом. Христос подтверждает это в Евангелии: «всё предано Мне Отцом Моим» ( Мф.11:27 ). И повторяет то же самое в иной форме, посылая на проповедь апостолов: «дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:18–19 ). Достояние Христа псалмопевец изображает в образах своего времени – и тут же благодарит Творца: Благословлю Господа, вразумившего мя, еще же и до нощи наказаша мя утробы моя (7). От дара духовной власти Давид переходит к дару более высокому – ведения, постижения Божественной тайны. Пророк прозревает сокровенные отношения Святой Троицы. Мы погружены в свои дела, заботы и редко задумываемся о том, как жили святые. А что было на душе у Христа? Возможно, это слишком дерзкий вопрос. Но псалмопевцу видно: вразумившего мя, еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Божественное откровение, вразумление не прекращается ни днём ни ночью. Обычно человек соприкоснётся с чем-то высшим, вспыхнет у него искренность в молитве, возникнет чувство благодати – и тут же угаснет. А у Спасителя постоянно было состояние благословения Божия, избыток Божественной силы и ведения. За это пророк Давид хочет всегда благодарить Творца. В вечном мире ангелы, архангелы непрестанно славословят Господа. Зачем? Их природа полна светолития, как говорил Дионисий Ареопагит , и излучает свет – как радость, хвалу. Примерно так же и у людей: когда свет переполняет человека, он изливается на других. Наказаша (наказал) – тоже вразумил. От Бога всё приходит в избытке – и от Его благодати даже собственное тело (утроба) изумляет человека, становится радостным, святым. Такое состояние свойственно праведникам, но прежде всего – оно присуще Христу: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, вразумившего мя, еще же и до нощи наказаша мя, да не подвижуся (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Справедливость святителя Иоасафа Белгородского «При сердце глубоко сострадательном и нежном, хотя вид его и был суров, святитель Иоасаф прибегал к воздействиям весьма строгим, которые наше время назвало бы жестокими. Так, он энергичными мерами подымал уровень образования; священников сам экзаменовал; за нерадение отставлял от должности, наказывал. Во все вникал, все предусматривал. Требовательный к духовенству, святитель Иоасаф к действительным нуждам его относился с чрезвычайной заботливостью и защищал его от произвола сильных лиц. Однажды управляющий имения князя Юсупова самовольно выгнал сельского причетника. Святитель приказал причетнику вернуться на место и угрожал управляющему имения иначе запечатать церковь. Он вообще не смотрел на лица, когда дело шло о достоинстве Церкви. Постоянно обличая нехранение высшими классами постов, он видел в неурожаях, бывших в то время в Белгородской епархии, наказание Божие за эту измену церковным уставам и духовенству напоминал, что оно даст ответ Богу за это нерадение своих духовных детей. Но строгое, твердое правление святителя Иоасафа не вызывало в подведомственном ему духовенстве ропота, так как правдою были проникнуты все его действия, и та правда чувствовалась даже теми, которых сурово выпрямляла его святительская рука». (Е. Поселянин) Не сей ли день последний жития моего ? «Понеже не вемы, когда и в какой час и день умрем, того ради должны есмы по вся дни тако жити, яко на всяк день исхода ожидающе: и настоящу дню помыслити, не сей ли день будет последний жития моего. Такожде и нощи настоящей, рещи в себе: не сия ли нощь будет последняя моему в живых пребыванию. Ко сну нощному лещи хотящему, глаголати во уме своем: восстану ли жив от одра моего и узрю еще свет дневной или уже одр мой сей гробом будет. Такожде и воспрянувшему от сна, и начаток дневный узревшему помыслити: достигну ли вечера и начатка нощи или час смертный в сей день постигнет меня: сице комуждо помышляющу, тако весь день готову быти, аки уже умрети: и в вечер, на одр ложащемуся ко сну, тако совесть свою управити, аки тоя нощи дух свой Богу предати» (из творений святителя Димитрия Ростовского). Слова на пользу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

На XXXVIII-й гробн.: «Лета 7153 (1645) Июля в 12, на память преподобнаго отца нашего Михаила Маленна, с субботы на Воскресенье, в третьем часу нощи, преставись Благоверный и Христолюбивый и Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии». На XXXIX-й гробн.: «Лета 7147 (1639) Генваря в 10 день, на память иже во святых отца нашего Григория Архиепископа Нисскаго, преставись Государя Царя и Великого Князя Михайла Федоровича всея Русии сын, Благоверный Царевич, Князь Иван Михайлович, всея Русии, в ночи, в 13 часу, с среды на четверг». На XL-й гробн.: «Лета 7158 (1649) Октября в 6 день, на память святаго Апостола Фомы, преставися Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Русии сын, Благоверный Царевич, Князь Димитрий Алексеевич всея Русии, в ночи в 11 часу, с пятницы на субботу». На XLI-й гробн.: «Лета 7177 (1669) Июня против 19 числа, в 5 часу нощи, на память святаго Апостола Иуды брата Господня по плоти, преставися раб Божий, Благовернаго Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, и Благоверные Государыни, Царицы и Великие Княгини Марии Ильичны сын, Благоверный Государь, Царевич и Великий Князь Симеон Алексеевич, и погребен на сем месте того-ж числа». На XLII-й гробн.: «Лета 7147 (1639) Марта в 25 день, на праздник Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ее Благовещения, в понедельник, в 9 часу дни, преставися раб Божий, Благовернаго Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, и Благоверные Государыни, Царицы и Великие Княгиня Евдокии Лукьяновны сын, Благоверный Царевич и Великий Князь Василей Михайлович всея Русии, и погребен на сем месте». У того-ж правого столпа, с южной стороны: На XLII-й гробн.: «Лета 7189 (1681) Июля против 21 числа, в 6 часов нощи, в четверток на память святаго Пророка Иезекииля, преставися раб Божий, Благовернаго Государя, Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, и Благоверные Государыни, Царицы. и Великие Княгини Агафии Симсоновны сын, Благоверный и Великий Государь, Царевич и Великий Князь Илия Феодорович, всея Великие и Малые и Белые России, и погребен на сем месте июля в 23 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Святой Златоуст спрашивает при сих словах: «Итак, что же? Ужели последний день не постигнет их, как тать? Ужели не настанет он для них неожиданно, ужели они предузнают его?» — И отвечает: «Здесь он намекает не на известность времени, а на соединенное с ним злополучие, то есть — последний день придет не к их злополучию, ибо и для них он наступит внезапно, однако не принесет им никакой скорби. Как вор не может сделать никакого вреда бодрствующим и пребывающим во свете, хотя бы и успел войти к ним; так точно и тот день — достодолжно живущим». Стих 5. Вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы. Сказал, что последний день не застанет, или не должен застать их, как тать, потому что они не во тьме. Теперь поясняет, почему они не во тьме, или не должны быть во тьме? — Потому, что они сыны света. Сынами чего-либо обычно слову Божию называть тех, кои носят характеристические черты того, чего суть сынами, существенно сродны с тем, духом того исполнены. Сыны света, — Того, Который есть свет миру, — суть те, кои Евангельским учением просвещены, благодатию Святого Духа отрождены и живут во свете лица Божия и по воле Его, — светлы ведением, жизнию, надеждами. Сыновство свету означает не принадлежание только к области света, но и восприятие его в себя, проникновение им и, своего рода, светоносность, хотя заимствованную. Бесте тма, ныне же свет о Господе, говорит Апостол (Еф. 5, 8; — сравни: Мф. 5, 16; Ин. 3, 21; Лк. 16, 8; Ин. 12, 36; Еф. 2, 2–3). «Как сыны Божии суть те, которые делают угодное Богу, так и сыны дня суть те, которые делают дела света» (Златоуст). «Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления — упорно противящиеся воле Божией, так сынами света и дня называются те, которые творят дела правды и света» (Экумений). Сказанное положительно выражает затем Апостол отрицательно и притом так, что и себя, и всех верующих обнимает в общем положении: несмы нощи, ниже тмы. Так в картинах тень резче выставляет светлую часть и всей фигуре сообщает рельефность. Ночь и тьма — однозначащи здесь; но Апостол будто отличает их в степени: мы не только не ночи, но и не тьмы. В таком случае тьма будет означать слабейшую мрачность, случайное, преходящее омрачение. Так Святую Церковь изображает святой Павел в другом месте не имущею скверны, или порока, или нечто от таковых (Еф. 5, 27). В выражении: несмы нощи… иные подразумевают — сыны, а другие перефразируют: мы не принадлежим к области ночи и тьмы. Апостол хочет сказать: мы не нощные, не темные, не омраченные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

 На 39-й гробнице: «Лета 7147 (1639) Генваря в 10 день, на память иже во Святых отца нашего Григория Архиепископа Нисскаго, преставись Государя Царя и Великаго Князя Михайла Федоровича всея Русии сын, Благоверный Царевич, Князь Иван Михайлович, всея Русии, в ночи, в 13 часу, со среды на четверг». На 40-й гробнице: «Лета 7158 (1650) Октября в 6 день, на память Святаго Апостола Фомы, преставися Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Русии сын, Благоверный Царевич, Князь Димитрий Алексеевич всея Русии, в ночи в 11 часу, с пятницы на субботу». На 41-й гробнице: «Лета 7177 (1669) июня против 19 числа, в 5 часу нощи, на память Святаго Апостола Иуды брата Господня по плоти, преставися раб Божий, Благовернаго Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Благоверныя Государыни, Царицы и Великия Княгини Марии Ильиничны сын, Благоверный Государь, Царевич и Великий Князь Симеон Алексеевич; и погребен на сем месте того ж числа». На 42-й гробнице: «Лета 7147 (1639) Марта в 25 день, на праздник Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещения, в понедельник, в 9 часу дни, преставися раб Божий, Благовернаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, и Благоверныя Государыни, Царицы и Великия Княгини Евдокии Лукьяновны сын, Благоверный Царевич и Великий Князь Василей Михайлович всея Русии, и погребен на сем месте». У того ж правого столпа, с южной стороны: На 43-й гробнице: «Лета 7189 (1681) июля против 21 числа, в 6 часов нощи, в четверток на память Святаго Пророка Иезекииля, преставися раб Божий, Благовернаго Государя, Царя и Великаго Князя Феодора Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Благоверныя Государыни, Царицы и Великия Княгини Агафии Симеоновны сын, Благоверный и Великий Государь, Царевич и Великий Князь Илия Феодорович, всея Великия и Малыя и Белыя России, и погребен на сем месте июля в 23 день». На 44-й гробнице: «Лета 7200 (1692), месяца Маия с 23 числа, в 5 часу нощи во второй четверти, с пятка на субботу, на память Святаго Мученика Исидора, иже во острове Хиосе, преставися раб Божий, Благовернаго и Благочестиваго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Благоверныя и Благочестивыя Великия Государыни, Царицы и Великия Княгини Евдокии Феодоровны сын, Благоверный Государь Царевич и Великий Князь Александр Петрович, всея Великия и Малыя и Белыя России, и погребен на сем месте, того ж месяца Маия в 14 день».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Но какие же это исключительные формы выражения божественного Христова смирения, о которых я предупреждал выше, и в чем их крайняя поучительность? Все поступки архиерея за этим чином, с начала до конца, умилительны. Только здесь, в этом крайнейшем самоуничижении главы местной или поместной Церкви пред своими подчиненными, мы видим величайшую высоту и смысл христианского учения и его истинное выражение в действительности. Мы видим, как архиерей сам «отлагает ризы своя», сам «препоясуется убрусом» (полотенцем), сам «вливает своима рукама воду теплую в лохань», и наконец достигает верха добродетели, вернее сказать, самих небес, совершает непостижимейший, непонятнейший в области нынешних мирских отношений и священнейший в области непорочного христианского подвижничества поступок  –  сам умывает ноги братиям, «отирая коемуждо от умываемых ноги и лобзая их!» 372 Нет нужды много распространяться далее. Если так свойственно ( Ин.13:15 ) поступать архиереям, то, конечно,и их пасомым. В наш век, когда так редка добродетель смирения, которая кажется теперь уже не добродетелью, а пороком (бесхарактерностью, отсутствием самолюбия, пресмыкательством, раболепством и тому подобным) 373 , показывание ее наглядно, так сказать «в лицах», очень поучительно, по крайней мере хоть в какую-нибудь сторону расшевелит спящие души людей. Великий пяток. На утрене, «во второй час нощи» (и у нас на этот раз вовремя служат  –  в 7 часов вечера, в восьмом), Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа (в просторечии «12 Евангелий»). Служба особая. Литургии нет. Царские часы. Вечерня «при часе десятом дне». На ней при пении тропаря (в конце службы) «Благообразный Иосиф...» вынос плащаницы. Малое повечерие с каноном о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы. В сей великий день вкушать ничего не дозволяется. «Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца» 374 . Великая суббота. Утреня в «седьмый час нощи». По шестопсалмии и тропарям поется 17-я кафизма, за каждым стихом которой следуют так называемые «Похвалы» (разумеется, Господу умершему и погребенному). «Воскресение Христово...» не поется, но по 50-м псалме канон. Первые четыре ирмоса его: «Волною морскою...», «Тебе на водах...», «На Кресте Твое Божественное истощание...», «Богоявления твоего...»  –  принадлежат монахине Кассии 375 . Напев их и прочих шестого гласа особенно настраивает душу к сердечному сокрушению и глубокому умиленному чувству. «Честнейшую...» не поем, однако «Свят Господь Бог наш...» поется. После великого славословия обнесение плащаницы вокруг храма при погребальном перезвоне и пении «Святый Боже...». Утреня кончается паремией (Иезек.37:1–14), Апостолом ( 1Кор.5:6–8 ) и Евангелием ( Мф.27:62–66 ). Аллилуиарий после Апостола, 5-го гласа: «Да воскреснет Бог...» со стихами. На сугубой ектении особенность: начинается со «Рцем вси...».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Пандекты, сл.29) . В утрене аввы Нила имеются песнопения, общие с рассмотренной ранее, а именно песни Моисеевы, Хвалите Господа с небес и Слава в вышних Богу. Однако назвать утреню аввы Нила результатом непосредственного развития той, которая известна из “Завещания” и из описания Сильвии, нельзя. В самом деле, если в этих памятниках существеннейшей чертой богослужения является широкое использование в нем пения, то в утрене аввы Нила место пения занимает чтение. Здесь прочитывалась вся псалтирь, разделенная на 3 статьи, и за каждой такой статьей полагалось еще чтение одного из посланий апостольских. Даже песни Моисеевы, и те пелись, как заметили Иоанн и Софроний, “тихо... без тропарей”. Между 3 и 6 песнями опять же не было никакого вставного песнопения (“междопесние”), но только читалось Отче наш и Господи помилуй. Также исполнялись и хвалитные псалмы. Великое же славословие, видимо, читал сам авва Нил. Наряду со сплошным чтением, молитвы, которые в Иерусалиме читали между псалмами иереи, на синайской утрене отсутствовали. Как видно из дальнейшего сообщения Иоанна и Софрония, эти особенности утрени аввы Нила были настолько отличительными от общепринятого в церкви чина, что это обстоятельство послужило им поводом к обвинению старца в отступлении от общецерковных порядков. “Почто, авва, не храните чин соборныя и апостольския церкви? – спросили они по этому поводу старца. – ...с нощи на вечерни святыя недели ни на Господи воззвах тропаря нет, ни на Свете тихий, ни на Сподоби Господи, ниже на каноне Бог Господь, ни на стихопсаломстей седальни воскресни, ни на месни святых триех строк тропаря. Но ниже на евангелии всяко дыхание. Ни на славословии воскресения Спасова, еже хвалим?...” (Никон Черногорец. Пандекты, сл.29) . Иоанн и Софроний были правы в том смысле, что отправляемая аввой Нилом утреня существенным образом отличалась от общепринятого в церкви чина. Ввиду сказанного, было бы неправильно ставить утреню аввы Нила в генетическую связь с той же иерусалимской утреней. Утреня аввы Нила иного происхождения; это отметил сам подвижник, сказав своим собеседникам: “Пение бо и тропари о них же реклы есте, истину вам глаголю, и нелжу, нетолько ползуют иночествующих, елико вредят, сия бо не суть иноческих, но мирских человек и украшение и слава соборныя церкве, пения бо ради и людие в церкви собираются. Нам же иночествующим подобно есть не высочайший путь, но худший и преклонение коленом и слезам источники, и еще же посты и бдения и низолегание и смирение с трудом и всяческими удержанмы и своея немощи чувствование” ( Там же) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  5. Другъ Старца О. Каллиникъ говорилъ о себ: «Я прожилъ въ безпрекословномъ 18 лтъ и почувствовалъ, что окрпъ духовно» — за это О. особенно почиталъ его и слдовалъ всмъ его совтамъ и Въ 1915 году игумену монастыря благодтели прислали достаточную сумму денегъ съ просьбой построить на Аон церковь во имя Святыхъ Радонежскаго и Аонскаго, память коихъ празднуется въ одинъ день — 5-го Имя уже достаточно церквей- параклисовъ въ своемъ монастыр, О. Мисаилъ, по своей дружб къ Старцу О. предложилъ ему построить церковь на Карул, общая помогать во всемъ нужномъ, и такимъ образомъ въ 1915-мъ году началась постройка церкви по плану и подъ Старца, въ 1917-мъ году церковь была закончена и освящена греч. Ниломъ, жившемъ тогда на Каре на поко. Старецъ освятилъ церковь во имя Святыя Троицы, вторымъ праздникомъ назначилъ Покровъ Матери, также и память пр. и особо ежегодно празднуется, по жертвователей. Кстати, при этой церкви Св. Троицы есть неболой колоколъ, привезенный изъ Скита Оптиной Пустыни. На «Новой иваид» — пустыни монастыря на Свер Аона, подвизался въ отдельной калив монахъ О. онъ полагалъ начало монашества въ Оптиной Пустыни и былъ нкоторое время келейникомъ О. (ученика Старца Оптинскаго), онъ привезъ съ собою оттуда небольшой колоколъ, который и подарилъ Старцу Этотъ колоколъ до послдняго времени находится при этой церкви. Про себя Старецъ О. говорил, что онъ всю жизнь заботился молиться внимательно, но на внутреннюю «художественную» молитву перейти не ршался, не имя опытнаго въ этомъ дл наставника и боясь «прелести» духовнаго отъ незамтныхъ обмановъ врага), так что онъ до послднихъ лтъ жизни держалъ церковное суточное правило и внимательную келейную молитву. Вечерню, утреню и часы въ дни обычно по четкамъ: 33 четки за утреню (съ полуночной и 1-мъ часомъ. добавляя «Честнейшую» и 12 за часы, а со временемъ не считая уже число четокъ, но боле внимая молитв — по часамъ: за буднюю утреню 2 часа, за вечерню и часы по часу. Ежегодно Старецъ прочитывалъ весь кругъ Святыхъ, а годы занялся сокращая святыхъ, и наконецъ, по совту ученика своего (посл смерти О. Каллиника и О. Схимонаха О. Никодима (который желалъ навести Старца заняться внуренней «художественной» молитвою по Старецъ занялся Словъ преп. Симеона Новаго Богослова, что и расположило Старца заняться «художественной» молитвою, с соединяемою съ и сердца. И чтобы сначала къ непрестанной молитв, старецъ совершалъ большое количество молитвъ по 12.000 въ день по «Страннику» («Разсказы Странника»).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=982...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010